Программа валеологического развития дошкольника от трех до семи лет



страница1/6
Дата26.08.2015
Размер1,07 Mb.
  1   2   3   4   5   6


программа валеологического развития дошкольника

от трех до семи лет


компонент ДОУ в регламентированной деятельности

я и мое здоровье

программа валеологического развития

дошкольника от трех до семи лет

Образовательная область, в которой программа может быть использована : культура здоровья и охрана жизнедеятельности. Программа рассчитана на дошкольников 3-7 лет и их родителей.

Цель данной программы – формирование у детей бережного отношения к своему здоровью, повышение социально-психологической культуры ребенка, повышение социально-психологической компетенции его родителей.

На занятиях, проводимых по программе, дети знакомятся со своим организмом, получают целостное представление о здоровье и способах его сохранения.

Систематическая работа по данной программе позволяет ребенку легче адаптироваться в группе сверстников, способствует повышению самооценки, появлению сплоченности в детском коллективе, знакомит с навыками саморегуляции.

Проведение занятий на протяжении всего дошкольного периода способствует развитию чувства симпатии по отношению к сверстникам; развитию способности понимать и ценить индивидуальность других детей, развитию чувства эмпатии, умению взаимодействовать между собой в игровой, трудовой, учебной и др. деятельности.

С помощью данной программы мы хотим ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений со сформировавшимся бережным отношением к своему здоровью.

Программа состоит из 36 занятий для детей (9 занятий в учебный год) и 8 встреч с родителями (2 встречи в год).



содержание

содержание………………………………………………………………3

пояснительная записка…………………………………………….....4

учебно-тематический план…………………………………………..9

содержание программы «Я и мое здоровье»……………………...11

требования к уровню подготовки воспитанников……………...21

оценка эффективности работы программы «Я и мое здоровье»..

…………………………………………………………………….……….23



перечень учебно-методического обеспечения………………….35

рекомендуемая литература………………………………………….39

сведения об авторах…………………………………………………..40
пояснительная записка

Дошкольное детство – сравнительно короткий период в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но именно они очень значимы для формирования личности. В этот период, как никогда позже, развитие идет бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего, зависимого существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все системы детского организма, все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для будущего роста.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».

В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. С нашей точки зрения, самым важным является формирование у ребенка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни.

Но как это сделать? Как нацелить ребенка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определенному режиму дня, заботиться о сне и питании? Как помочь ему уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей? Как научить его находиться в эмоциональном благополучии с собой и окружающими? Решить эти задачи путем простой передачи знаний невозможно. Именно поэтому разрабатывалась наша авторская программа. На занятиях моделируются различные возможные ситуации, демонстрирующие ребенку способы поведения в них, поставлены самые разнообразные вопросы. Ребенок должен задуматься, сам ответить на них.

Никто из родителей, воспитателей и педагогов не будет возражать против утверждения, что развитие ребенка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей младшего возраста к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения. До 3-летнего возраста ребенок не может самостоятельно замечать и объективно оценивать особенности своего организма. Однако уже в этом возрасте малыш испытывает определенные психологические ощущения, связанные с состоянием и деятельностью всех систем своего организма. На этой ступени развития ребенок отражает мир через свой конкретный чувственный опыт; в его психике возникает переплетение образно-словесных ассоциаций (ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое), в котором слово «больно» связано с чем-то очень плохим, неприятным, а слово «здоровый» – с чем-то радостным, хорошим. Поэтому именно в этот возрастной период взрослые должны сделать все возможное для формирования желательных для развития психики ребенка представлений о правильном, здоровом образе жизни.

Ребенок приходит в детский сад в возрасте 3–4 лет. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками.

Изучение ребенком своего «Я», своего маленького мира, понимание и принятие малышом своих индивидуальных особенностей, поведенческих реакций и личностных возможностей имеет важное значение для дальнейшего развития социальных отношений. Когда ребенок счастлив, спокоен и находился в мире с самим собой, он переносит эти чувства на взаимоотношения с окружающими – ровесниками и взрослыми. Познавая себя, ребенок стремится к общению с другими детьми. Общаясь со сверстниками, малыш учится устанавливать контакты, считаться с другими, постоять за себя. Эффективные взаимоотношения с детьми помогают ребенку без проблем войти во взрослый мир.

Ребенок учится понимать свое место в семье, различать хорошие и плохие поступки и устанавливать контакты с окружающими людьми.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется. Они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Проведение занятий на протяжении дошкольного периода помогает развитию чувства симпатии по отношению к сверстникам; развитию способности понимать индивидуальность других детей, сочувствовать друг другу и взаимодействовать между собой в игровой, а также трудовой и учебной деятельности.

О форме общения взрослых с детьми дошкольного возраста, особенно когда речь идет о формировании правильного отношения к своему здоровью у ребенка, необходимо рассказать более подробно, так как способы «прямого» воздействия часто не дают эффекта. Одним из способов опосредованного воздействия является использование любимых игрушек. Взрослые должны помнить, что ребенок не имеет достаточных знаний, чтобы принять их просьбу, указания. Когда же во взаимодействии ребенка с взрослым участвует его любимая игрушка (кукла, мишка, зайка и т. д.), эта последняя чаще всего и становится главным действующим лицом. Следуя правилам игры, ребенок должен помогать игрушке, осуществлять все нужные действия: например, вовремя вставать утром, делать зарядку, умываться, правильно принимать пищу, убирать со стола, одеваться на прогулку, вовремя ложиться спать. Все это нашло свое отражение в дидактических играх и приемах, используемых в нашей программе. Наш Бельчонок помогает ребенку усвоить разнообразные знания легко, «играючи».

Занятия, проводимые по программе, знакомят ребенка со своим организмом, дают ребенку целостное представление о необходимости беречь свое здоровье. Перед маленьким человеком раскрывается мир эмоций, как приятных, так и не очень. Ребенок начинает понимать, что его самочувствие и настроение – вещи взаимосвязанные. Подрастающая личность учится обращать внимание на окружающих, учитывать их интересы, видеть и чувствовать настроение других людей.

Предлагаемая нами программа позволяет ребенку легче адаптироваться в группе сверстников, создает условия для самовыражения, объединяет детей группы совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности, знакомит с навыками саморегуляции.

С помощью данной программы мы хотим ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений со сформировавшимся бережным отношением к своему здоровью.

Цель данной программы – формирование у детей правильного отношения к своему здоровью, повышение социально-психологической культуры ребенка, повышение социально-психологической компетенции его родителей.

Решаются следующие задачи:

1) формирование и развитие общественно значимых навыков здорового образа жизни;

2) развитие личности ребенка в деятельности, управляемой системой мотивов, вхождение ребенка в новую самостоятельную среду

3) формирование благоприятной среды воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей личности;

4) обучение детей нормам и правилам поведения, приемлемым в обществе и позволяющим сохранить свое здоровье и здоровье окружающих;

5) стимулирование доброжелательного отношения ребенка к социальной действительности;

6)развитие эмоционально-волевой сферы ребенка ( формирование у детей положительного отношения к себе (адекватная самооценка) и окружающим; формирование волевых качеств ребенка)

7) развитие эмоциональной сферы детей – умение понимать и принимать свои эмоции, выражать их приемлемыми способами;

8) обучение детей навыку оценки своих и чужих поступков;

9) развитие коммуникативных навыков; сплочение коллектива детей;

Принципы построения программы:

1) доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;

2) систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;

3) непрерывность;

4) целенаправленность;

5) научность;

6) придание обучению развивающего характера;

7) комплексность обучения (дети и родители);

8) личностно-ориентированный подход к детям;

9) творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.

Программа создана с учетом возрастных особенностей дошкольников, удовлетворяет их естественную потребность в развитии, самореализации, способствует всестороннему развитию личности, дополняет базисную программу воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях.

В программе используются различные методы обучения: сказки, игры, игровые упражнения, беседы, художественное слово.

Игры, задания, упражнения, сказки позволяют сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, а также способствуют развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Дети научатся понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья. Занятия по данной программе будут способствовать формированию самосознания детей, знанию норм и правил поведения, развивать эмоциональную сферу детей.

Программа состоит из 36 занятий для детей (9 занятий в учебный год) и 8 встреч с родителями (2 встречи в год).

1. Работа с детьми. Занятия с детьми проводятся воспитателем один раз в месяц на протяжении четырех лет.

Рекомендуемое время занятий:

– младший и средний возраст (II младшая, средняя группы)– 15–20 минут;

– старший и подготовительный (старшая и подготовительная группы) – 25–30 минут.

Программа включает 2 основных блока:

1 блок «Я и мое здоровье»:

– формирование основы здорового образа жизни.

– понятие «семья»;

– межличностные отношения в обществе;

– понимание разных эмоциональных и физических состояний людей;

– развитие эмоциональной сферы;

– развитие коммуникативных способностей;

2 блок «Я и опасные ситуации»:

– умение себе помочь;

– умение вести себя в экстремальных ситуациях.



2. Работа с родителями. Параллельно с занятиями для детей проводятся лекции для родителей, в которых содержится профилактическая информация, а также информация о знаниях и навыках, полученных детьми, с целью их использования в повседневной жизни ребенка и закрепления дома. Оформляется стенд с информацией в родительском уголке.

Учебно-тематический план



Время проведения

Аудитория

Тема

1-й год обучения

II младшая группа (3–4 года)

*

сентябрь

родители

«Знакомство с программой»

1

сентябрь

дети

«Давайте познакомимся»

2

октябрь

дети

«Кто я?»

3

ноябрь

дети

«Сладости»

4

декабрь

дети

«Нам сегодня весело»

5

январь

дети

«Маленькие чистюли»

6

февраль

дети

«Мне сегодня грустно»

7

март

дети

«Горькая таблетка»

8

апрель

дети

«Страшилки»

9

май

дети

«Раз – ушко, два – глазки, три – носик»

*

май

родители

«Давайте поговорим»

2-й год обучения

Средняя группа (4–5 лет)

*

сентябрь

родители

«Программа в действии»

1

сентябрь

дети

«Какой я?»

2

октябрь

дети

«Я расту»

3

ноябрь

дети

«Какая пища полезней»

4

декабрь

дети

«Радость – грусть»

5

январь

дети

«Как нужно ухаживать за собой»

6

февраль

дети

«Обида, гнев»

7

март

дети

«Откуда берутся болезни»

8

апрель

дети

«Как я слышу, вижу»

9

май

дети

«Будь осторожен дома»

*

май

родители

«Помогите своим детям»

3-й год обучения

Старшая группа (5–6 лет)

*

сентябрь

родители

«Знакомство с программой»

1

сентябрь

дети

«Какой я?»

2

октябрь

дети

«Я и другие»

3

ноябрь

дети

«Телевизор и компьютер»

4

декабрь

дети

«Скука – интерес»

5

январь

дети

«Режим дня»

6

февраль

дети

«Сила воли»

7

март

дети

«Лекарства – друзья, лекарства – враги»

8

апрель

дети

«Когда тебе грозит опасность»

9

май

дети

«Помогу себе сам»

*

май

родители

«Играем вместе с детьми»

4-й год обучения

Подготовительная группа (6–7 лет)

*

сентябрь

родители

«Программа в действии»

1

сентябрь

дети

«Что я знаю о себе? Какой я?»

2

октябрь

дети

«Моя семья – какой я ее вижу»

3

ноябрь

дети

«Бытовая химия»

4

декабрь

дети

«Мое настроение. Настроение других детей»

5

январь

дети

«Как мы дышим и зачем»

6

февраль

дети

«Хозяин своих чувств»

7

март

дети

«Береги свое здоровье с детства»

8

апрель

дети

«Помогу себе сам»

9

май

дети

«Общение. Я и Мы»

*

май

родители

Результаты работы программы

В каждой группе перед занятием воспитатель должен выбрать игрушку (куклу, мягкую игрушку) для совместного проведения занятия. Каждое занятие состоит из трех частей:

1 часть – вводная:

– положительный настрой;

– игра на общение;

– создание проблемной ситуации;

2 часть – основная:

– объяснение темы;

– сказка;

– беседа.

3 часть – заключительная:

– игры, упражнения на закрепление;

– подведение итогов.


Конспекты занятий во II младшей группе (3–4 года)
Занятие 1

Тема «Давайте познакомимся»

Цель: способствовать сплочению коллектива, раскрепощению и раскрытию детей.

Задачи:

– познакомить детей с новой формой занятия;

– учить детей называть свое имя;

– учить детей взаимодействовать друг с другом.



Ход занятия. Воспитатель приглашает ребят на ковер и рассказывает о том, что на занятиях они будут сидеть в кругу, чтобы всех было хорошо видно и слышно. На занятие приходит Бельчонок (или другая игрушка) со своим маленьким другом (игрушка поменьше) или приносит небольшой мячик.

Упражнение «Назови свое имя»

Бельчонок называет свое имя и передает игрушку или мячик ребенку и просит его назвать свое имя, так, по кругу, дети называют свои имена. Воспитатель обращает внимание на то, что говорит только тот, у кого игрушка или мячик.



Игра-имитация «Мы обезьянки»

Воспитатель приглашает двоих детей (по желанию) выйти в круг. Одному из них предлагается показать какое-либо движение, а другой ребенок должен повторить, дальше повторяет вся группа. Если дети не выходят в круг, первое движение показывает Бельчонок.



Упражнение «Массаж»

Дети встают на пол по кругу, и воспитатель начинает делать массаж ребенку, стоящему перед ним, и просит детей делать такой же массаж своим соседям (постукивание пальчиками по спине – «дождик», поглаживание ладонями – «подул ветерок» и т. д.).



Итог занятия :воспитатель говорит , что сегодня на занятии дети познакомились друг с другом и научились новым правилам( говорит тот у кого игрушка, дети сидят по кругу).

Занятие 2

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница