Издательства приор



страница1/16
Дата26.08.2015
Размер4,15 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

-





Посетите НОВЫЙ Интернет-магазин издательства ПРИОР




| л. ,п


Ионный ассортимент книг издательства:






КУЛЬТУРОЛОГИЯ

шпг'трдцнЫЕ




ill**


1ДРКЕТИНГ

МЕНЕДЖМЕНТ




т, I ОгИл


кТ1 Т.


ч

‘Ч.


■ I \1 .Ж

м *вг ш4 ^"V *К ''к




. I I /\ л

• . ..


I If1 й j Y I \ 111WM (I I \ /1 1 /V * IfJI ч 11 «1/1


, I i к V/* 1 i I 1 I 1 II I# I Itftfa 1 I I I I ll

.нокции и учиогм,


Способы оплаты:

  • наличными курьеру;

  • квитанция Сбербанка;

  • безналичная оплата через банк


Издательство ПРИОР: http://www.Xlibris.ru e-mail: prior@knigotorg.ru


оптошш торговли:

ТК Книготорг тп (005) 1)04 42 00 •rit.ii (Ollh) 004-40-00

Ы Ip www 1.п1<|<>1 org.ru v in,п1 ill " luiigolorg.ru


Нпидп I щи I in и информация n IIOIUIIIIUIK и ItIКIIII I I И1ЩИК» и iv ш.шуску книг



В.В. Антонов, Н.А. Антонова, Г.А. Толпыгин


ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПРАВО И ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Учебно-практическое пособие


МОСКВА

2003



)


Потребительское право и защита прав потребителей. Учебное пособие, - М.: "Книга сервис", 2003. - 192 с.'

ISBN 5-94909-169-8

Учебное пособие подготовлено авторским коллективом в составе:

Антонов В.В., доктор философских наук, кандидат юридических наук, профессор: глава 12; в соавторстве главы 1 - 8; 10.

Антонова Н.А., старший преподаватель, адвокат МРКА: глава И; в соавторстве главы 1 - 8; 10.



Толпыгин ГЛ., консультант отдела по защите прав потребителей ГПУ Тульской области: глава 9.

Учебно-практическое пособие включает в с$бя специальный курс лекций по защите прав потребителей, а также практический материал.

В предлагаемом учебном пособии подробно рассматриваются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), раскрываются права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), права на просвещение, на государственную и общественную защиту потребителей.

Структура и содержание краткого курса по защите прав потребителей соответствует учебной программе курса и отражает логику изучения учебной дисциплины.

Образцы процессуальных документов (претензии, иски) и нормативные документы см. во второй части книги, изданной под названием "Потребительское право. Споры, иски, претензии".

Для юристов, студентов, аспирантов, преподавателей юридических и гуманитарных вузов, для руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей и бизнесменов, работников сферы обслуживания, сотрудников структур по защите прав потребителей, а также для широкого круга потребителей.

Авторы благодарят редакцию за помощь в подготовке настоящего учебного пособия к изданию.


Редактор: Буланова A.F.

Корректор: Антонова Н.В.

Верстка: Симончук С.А.

ЗАО "Книга сервис"

http://www.xlibris.ru, e-mail: prior@knigotorg.ru
Оптовая торговля: (095) 964-42-00, 964-49-00
http://www.knigotorg.ru, e-mail: sales@knigotorg.ru
Подписано в печать2£,02.&0©4 . Заказ
Отпечатано в Подольском филиале ЧПК
142110, Подольск, ул. Кирова, 25.


. Тираж 30 00


ISBN 5-94909- 169-S


9 785949 0 9 16 9 2


© Антонов В.В, Антонова II.А., Толпыгин Г.А., 2003 © Приор-издат, 2003



ПРЕДИСЛОВИЕ


В последнее время вышел в свет ряд учебников и иных изданий авторов данного учебного пособия. В них освещаются основные вопросы законодательства, осмысливаются глубокие перемены, происходящие в России.

Тем не менее я бы порекомендовал вам, читатель, обратить особое внимание именно на эту книгу. Почему?

Во-первых, потому, что перед вами сборник учебно-практических материалов, воплотивший многолетний опыт работы авторов на государственных должностях в сочетании с теорией преподавания в вузах страны. Пособие позволяет гражданам самостоятельно подготовить претензии, иски по защите нарушенных прав потребителей. В нем восприняты и развиты многие методические приемы, способы изложения сложных проблем защиты прав потребителей, проверенные опытом и временем; его отличают строгая логическая последовательность и ясность изложения, четкие и краткие научные определения, иллюстрация теоретических положений примерами из судебной практики.

Во-вторых, предлагаемый вашему вниманию курс лекций отличается актуальностью. Он отвечает на вопросы, выдвигаемые самой жизнью нашего российского общества: о развитии и укреплении потребительского рынка, о признании бесспорного приоритета прав потребителей.

Образование гармоничной системы государственных и общественных органов, защищающих интересы потребителей, отражает процесс становления в России демократического общества. За относительно небольшой период сформировалась судебная практика, защищающая потребительские права граждан от недобросовестных производителей. В учебные планы вузов вошла новая дисциплина "Защита прав потребителей", поскольку права потребителей носят комплексный характер и выходят за рамки курса гражданского права.

Все это вызывает необходимость глубокого изучения основных правовых категорий и конструкций потребительского общества. Поэтому учебно-практическое пособие можно рассматривать и в качестве разновидности комментария к действующему законодательству, которое составляет один из объектов изучения.

Изложение материала в настоящем пособии построено в соответствии с программой специального курса по защите прав потребителей, в которой преследуется цель наиболее оптимального изложения учебного материала.

Освоение специального курса связано с необходимостью изучать П№ мимо учебной литературы и судебную практику, представленную в решениях Конституционного Суда РФ, в письмах, обзорах, постановлениях Президиума и Пленума Верховного Суда России. Важнейшие из них использованы в данном пособии. Их изучение необходимо для студентов и полезно для всех читателей, интересующихся вопросами защиты своих прав.







При написании учебника авторы старались делать отсылки к основной теоретической литературе по соответствующим разделам и темам курса, имея в виду, что ознакомление с ней будет способствовать углублению знаний.студентов. Перечень литературы, дополнительно рекомендуемой по отдельным темам, должен предлагаться по усмотрению кафедр и преподавателей исходя из возможностей и потребностей конкретного вуза.

Теоретический уровень работы и ее практическая направленность, безусловно, свидетельствуют о том, что курс лекций "Защита прав потребителей" окажет необходимую методическую помощь в сложной и многотрудной работе служащих, защищающих интересы граждан.

Председатель областного комитета по защите прав потребителей

(с 1994 по 2000 год), генерал-майор в отставке Б.Н. Белоусов







ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ


История развития института защиты прав потребителя берет начало в глубокой древности - в период перехода от натурального хозяйства к меновому.

В этот период начали заключаться сделки, направленные на удовлетворение собственных потребностей. Это явилось движущейся силой развития экономики и права как неотъемлемых элементов цивилизации. В дальнейшем начинает развиваться стадия обмена, когда каждая из сторон одновременно выступала и продавцом, и покупателем.

С изобретением денег как эквивалента производимым товарам появляются две стороны, одна из которых должна передать товар, а другая - уплатить цену, причем передача товара могла по времени не совпадать с уплатой цены. Это приводило к тому, что продавец был лучше защищен от обмана - в отличие от покупателя он мог удостовериться в подлинности денег, правильности взвешивания передаваемого товара и т. д., а покупатель мог обнаружить недостатки лишь спустя какое-то время.

Тогда стали разрабатываться нормы, направленные на защиту прав потребителей и регулировавшие лишь некоторые виды сделок.

В источниках древнерусского права (например, "Русская правда") содержались не общие правила защиты прав потребителя, а нормы, регулирующие продажу какого-нибудь конкретного вида товара.1 Одним из способов защиты прав покупателя при продаже некачественного ему товара было возвращение сторон в исходное положение: покупатель обязан был возвратить вещь, продавец - возвратить деньги. Ответственность продавца наступала лишь тогда, когда он обещал отсутствие недостатков проданной вещи, а на самом деле недостатки присутствовали.

Развитие взаимоотношений потребителя и продавца сопровождалось законодательными актами на протяжении всей истории человечества.

Нормы, защищающие права потребителей, были определены в сводах законов еще с древнейших времен.

Так, Законы Хаммурапи (1750 г. до н. э.) регулировали отношения кредита, качество товаров и услуг и ответственность за продажу некачественных товаров, ценообразование. В других статьях содержался прямой запрет на обсчет и обвес покупателей, была предусмотрена ответственность за обман.

В Индии законы 200 г. до н. э. содержали нормы, запрещающие порчу и продажу некачественных продуктов, особенно масла и зерна.

В Англии законы 1202 г. запрещали продажу некачественного хлеба, а также хлеба весом меньше установленного.




1 "Русская правда". Российское законодательство X - XX вв. Т. 1. С. 73.


5





В Австрии в XV в. продавец скисшего молока должен был выпить весь некачественный продукт. Во Франции в XVI в. покупатель имел право закидать тухлыми яйцами того, кто их ему продал.

Отношения между потребителями и продавцами регулировались также обычаями. В истории человечества на протяжении длительного времени основным способом торговли являлся публичный рынок, где нормы регулирования естественным образом дополняли стихийно сложившиеся традиций.

Таким образом, первые законодательные акты закрепляли обычаи, сложившиеся на рынке. Некоторые из этих традиций живы до сих пор.

Однако с расширением рынка (географически и по числу продаваемых товаров), а также с появлением новых форм производства и торговли, для которых старые обычаи оказались непригодны, неравноправие потребителя и продавца усилилось. Оно могло быть преодолено только при помощи формальных законодательных норм.

До начала XX в. в большинстве стран нормы, затрагивающие взаимоотношения потребителей и продавцов, были интегрированы в общегражданское, административное и торговое законодательство. С начала века стали появляться специальные законы, регулирующие отдельные потребительские вопросы. Так, в США в 1906 г. были приняты законы о продовольствии и лекарствах и об инспекции мяса, во Франции в 1905 г. - закон об обманах и фальсификации в области торговли при оказании услуг, в Дании в 1906 г. - закон о договоре купли-продажи, в Греции в 1926 г. - о запрещении торговли по системе "пирамиды" и т. п.

Развитие движения в защиту прав потребителей можно разделить на три этапа. Первый этап приходится на начало XX в., когда появились первые законодательные акты в защиту населения от обмана производителей и торговых корпораций. Второй этап - на конец 20-х - начало 30-х гг., он связан с взвинчиванием цен на товары производителями.



Третий этап
начался в 60-е гг., когда президент США Джон Кеннеди заложил основы потребительской политики в своем специальном Послании о защите прав потребителей (1962 г.).

В этом послании Конгрессу США он выделил четыре основных правила:



  1. Право на безопасность товаров и услуг - на защиту в случае продажи товаров, опасных для жизни и здоровья.

  2. Право на информацию - на защиту в случае мошеннических ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной подобной практики и на сообщение фактов, необходимых для осуществления обоснованного выбора.

  3. Право на выбор - иметь по возможности доступ к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам.

  4. Право быть услышанным - быть уверенным, что интересы потребителей будут полностью и благожелательно учтены при разработке политики правительства, а их жалобы будут своевременно рассмотрены административными органами.


6





Позднее эти права были дополнены правом на потребительскую грамотность и правом на здоровую окружающую среду.

Однако с расширением рынка старые законы переставали в достаточной мере защищать права потребителей. С развитием науки и техники, с появлением новых технологий непрофессионализм потребителя стал еще заметнее. Поэтому требовалось законодательное закрепление некоторых прав потребителей и ответственности за их нарушение.

Законодательство об охране прав потребителей появилось во многих западноевропейских странах в 70-е гг. Монополизм производства торговли привел к принятию мер государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого было прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них - потребителя.

В 70 - 80-х гг. были приняты несколько директив Совета ЕС, касающиеся безопасности товаров и обмена информацией об опасных товарах на рынке, вводящей в заблуждение рекламы, туристской деятельности и пр.

В Европе начало официальной политике по защите прав потребителей было положено принятием Советом Министров ЕС в апреле 1975 года Первой предварительной программы ЕС по защите прав потребителей и информационной политике. В программе перечислено пять основных прав:

право на защиту здоровья и безопасности;

право на защиту экономических интересов;

право на возмещение ущерба;

право на информацию и просвещение;

право на представительство интересов (право быть услышанным).

Международные основы политики в сфере защиты прав потребителей

определены Руководящими принципами для защиты прав потребителей, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 года (резолюция № 39/248).1 Эти принципы направлены на удовлетворение следующих законных потребностей.



Рассмотрим некоторые из них.

  1. Защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности', необходимо обеспечить, чтобы производимые производителями товары были безопасны как при их предназначаемом, так и другом разумно возможном использовании. Те, кто несет ответственность за выход товаров на рынок, в частности, поставщики, экспортеры, импортеры, розничные торговцы и т. п., должны обеспечить, чтобы эти товары, в период нахождения у них, не становились небезопасными из-за неправильного обращения или хранения.

  2. Содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов', предоставление потребителям возможности максимально выгодно использовать свои экономические средства, обеспечение удовлетворительных технических и эксплуатационных характеристик, надлежа


1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 года № 39/248. Справочная правовая система "Гарант” (далее - СПС-Гарант).


7





щих методов распределения, добросовестной деловой практики, информативного маркетинга и эффективной защиты против практики, которая может отрицательно повлиять на экономические интересы потребителей и осуществление выбора при покупке.

  1. Доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями: следует в соответствии с конкретными условиями разрабатывать или поощрять разработку программ информирования потребителей с помощью средств массовой информации.

  2. Просвещение потребителей', следует ^разрабатывать или поощрять разработку общих программ просвещения и информирования потребителей с учетом культурных традиций населения.

  3. Наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей'. поощрять создание добровольных механизмов, включая консультативные услуги и неофициальные процедуры рассмотрения жалоб, которые могут помочь потребителям.

  4. Свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.

В российском законодательстве XIX - начала XX вв. институт защиты прав потребителей входил в систему норм, регулирующих договор купли- продажи.
Продавец нес ответственность за продажу вещи, если она не соответствовала той цели, ради которой приобреталась, а также за ее качество: требовалось, чтобы "качества проданной вещи были средние, не выше и не ниже обычных".1 Основным способом защиты потребителя было расторжение договора купли-продажи и возврат сторон в состояние, в котором они находились до заключения договора. На покупателя возлагалась обязанность возвращения вещи со всеми ее приращениями за время от передачи, а на продавца возлагалась обязанность возвращения полученной суммы денег и возмещения покупателю вреда, какой мог быть ему причинен не осуществившимся расчетом.2

Дальнейшее развитие законодательства в области защиты прав потребителей в период с 30-х по 50-е гг. XX в. происходило по пути создания подзаконных актов, регулирующих правила торговли, контроля, а также требования к качеству товаров народного потребления. В этот период велась борьба за качество товаров, разрабатывались общеобязательные стандарты, создавались контролирующие органы за качеством товаров. Усиливалась ответственность производителей и продавцов за выпуск и продажу некачественных товаров.

В советский период институт защиты прав потребителя претерпел некоторые изменения, которые были связаны с изменениями всего права. В этот период наряду с общими нормативными актами, какими являлись Гражданский кодекс, Основы гражданского законодательства, был издан


1 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995.


2 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права.


8





целый ряд подзаконных актов, которые регулировали продажу отдельных видов товаров, правила торговли и т.д. Но единого законодательного акта, регулирующего защиту прав потребителей, принято не было.

Нормы института защиты прав потребителей в советский период опи- рались и на нормы дореволюционного права. Так, ст. 195 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года не изменила основания ответственности продавца, которая существовала прежде: "Продавец отвечает перед покупателем за отсутствие в проданном имуществе условленных по договору качеств, а также за недостатки, значительно уменьшающие его цену и пригодность к обычному или предусмотренному договором потреблению".1

В 60-е гг. институт защиты потребителей получил дальнейшее развитие с принятием Основ гражданского законодательства СССР и соответствующих гражданских кодексов союзных республик.

В этот период начало уделяться большое внимание договору купли- продажи. В связи с этим было принято большое количество норм, которые составляли основу института защиты прав потребителя. Они были созданы на базе Основ и Гражданского кодекса, а также содержались в различных Правилах и Инструкциях.

В СССР правовое регулирование отношений в области прав потребителей по удовлетворению материальных потребностей осуществлялось нормами гражданского законодательства. Права, обязанности и ответственность субъектов этих отношений отражались в договорах и регулировались Гражданским кодексом 1964 года2. Так, например, согласно ст. 246 ГК РСФСР, если продана вещь ненадлежащего качества, то покупатель имел право по своему выбору требовать:

замены вещи, определенной в договоре родовыми признаками, вещью

надлежащего качества;

соразмерного уменьшения покупной цены;

безвозмездного устранения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупателя на их исправление; расторжения договора с возмещением убытков.

Потребитель наделялся большими правами, но механизм реализации этих прав, указанный в этой статье, устанавливался Советом Министров.

Право издания нормативных актов предоставлялось органам управления, которые являлись для организаций торговли и сферы услуг вышестоящими организациями, что было невыполнением мер по защите прав потребителей.

Особенностью правового регулирования в рассматриваемой области была множественность подзаконных актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребите-




1 Чистяков О.И. Хрестоматия, по истории отечественного государства и права. М., 1997. С. 92.


2 Гражданский кодекс РСФСР, принят 11 июня 1964 года, б/н. В настоящее время не действует.


9





лей, а в некоторых случаях и прямо противоречащие законодательству. Так, Типовые правила обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети государственной и кооперативной торговли, были приняты Министерством торговли СССР и Госстандартом СССР 1974 года, хотя действовавшая в то время редакция ч. 3 ст. 41 Основ гражданского законодательства 1961 года предусматривала определение порядка осуществления прав покупателей в случае продажи им вещи ненадлежащего качества только законодательством республик,1 т. е. указанные Типовые правила были приняты с явн^м нарушением закона.

22 сентября 1991 года Комитет Конституционного надзора признал нормативные акты министерств и ведомств, касающиеся защиты прав потребителей, незаконными и не обеспечивающими реальной защиты прав потребителя.

Таким образом, в советский период развития права были заложены основные начала института защиты прав потребителя, были сформулированы и действовали многие правовые нормы. Однако в этот период не был выработан единый базовый документ, который бы регулировал данные правоотношения, - правовое регулирование осуществлялось огромным количеством подзаконных актов.

Действовавшее законодательство того периода не вполне соответствовало и нормам международного права. Проявлялось это прежде всего в том, что не все права, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер.

Кроме того, отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей. Между тем необходимость создания такой системы уже диктовалась с конца 80-х - начала 90-х гг. прежде всего переходом изготовителей товаров народного потребления, сферы торговли и обслуживания населения к рыночным отношениям.

Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль в России возникла в начале 90-х гг. До этого времени регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан как потребителей осуществлялось •главным образом нормами кодифицированного гражданского законодательства, которое служило базой для специального законодательства. И, как следствие этого, в нормативных актах отсутствовала специфика взаимоотношений потребителей с предприятиями сферы обслуживания, а также не было и системы специальных гарантий охраны прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей.

В условиях свободы предпринимательской деятельности, когда прибыль стала важнейшим показателем эффективности их хозяйствования,


1 Чистяков О.И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. С. 140.


10





иге чаще и чаще потребители оказывались в невыгодных для себя усло- ииях. Создавались условия для навязывания покупателям товаров, не пользовавшихся спросом, принудительного ассортимента услуг, высоких цен при "вымывании" дешевого ассортимента и т. д.

Таким образом, классическое гражданское законодательство никогда не было специально рассчитано на регулирование защиты прав потребителей.

В этих условиях актуальным стало создание и развитие специального шконодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, которые обеспечивали бы приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг.

Первым шагом в создании потребительского законодательства стала разработка в 1988 г. проекта Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей". Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Но уже само появление этого законопроекта было шагом вперед в развитии потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия на законном уровне специальных норм, закрепляющих гарантии государственной защиты интересов потребителей. Однако проект имел ряд недостатков: во-первых, он не делал различий между потребителем-гражданином и потребителем - юридическим лицом, а, во-вторых, основные права потребителей (право на информацию, на возмещение вреда, на объединение и др.) формулировались лишь отно- пцельно обеспечения права на качество. Проект широко обсуждался, но закон не был принят, так как в основном его положения носили декларативный характер и не могли быть реализованы на практике.

Важным событием в становлении законодательства о защите прав потребителей стало принятие 22 мая 1991 года Закона СССР "О защите прав потребителей", который так и не вступил в силу в связи с распадом СССР.

Этот закон впервые признал необходимость специального урегулирования сферы защиты прав потребителей. Он содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве.

Преимуществом закона было наличие в нем механизмов его реализации. Закон не только не требовал привычного принятия подзаконных актов, но и прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. В области гарантийного обслуживания воспроизводились нормы ГК РСФСР 1964 года.

Закон СССР "О защите прав потребителей" был одним из первых нормативных актов, закрепивших право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред. В то же время некоторые положения Закона, например, право граждан на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер.

Сразу после принятия этого закона в ряде республик были приняты законы о защите прав потребителей, для которых союзный закон стал моделью.





Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется Основным законом страны - Конституцией Российской Федерации. К числу гарантируемых прав относятся и права потребителей.

Новым этапом в истории развития в Российской Федерации защиты прав потребителя стало принятие Верховным Советом Российской Федерации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей” 7 февраля 1992 года № 2300-1, где были законодательно урегулированы отношения с участием такого специфического правового субъекта, как гражданин-потребитель. Закон уточнял и конкретизировал основные понятия, используемые законодательством в рамках правоотношений, возникающих на потребительском рынке. Однако закон был принят в период развития Российского законодательства, в период перехода к рыночным отношениям, что не могло не сказаться на его качестве, и, тем не менее, стал попыткой создания российского законодательства о защите прав потребителей.

В связи с происходящими изменениями в экономике и с принятием нового Гражданского кодекса1 (30 ноября 1994 года первой части, № 51-ФЗ, и 26 января 1996 года второй части, № 14-ФЗ) в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года № 2300-1 были внесены обширные изменения и дополнения, направленные на устранение выявленных пробелов и недостатков, учет изменений в экономике и приведение Закона в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ. Федеральным законом РФ от 9 января 1996 года № 2-ФЗ была принята новая редакция Закона.2

Однако в этой новой редакции не были учтены некоторые нормы части второй ГК, имеющие отношение к закону. Обнаружилось немало норм Закона, не соответствующих аналогичным нормам ГК, что создавало определенные трудности для практического их применения. К тому же отдельные нормы ГК содержали явные ошибки и недостатки.

В этой связи Федеральными законами РФ от 17 декабря 1999 года № 212-ФЗ и от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ в Закон были внесены существенные изменения и дополнения, основной целью которых было приведение Закона в соответствие с нормами ГК.

В настоящее время Закон "О защите прав потребителей” действует в ред. Федеральных законов от 09.01.96 № 2-ФЗ, от 17.12.99 № 212-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ.

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (как в первоначальной, так и в ныне действующей его редакции) дает потребителям


1 В настоящее время Гражданский кодекс РФ действует в ред. Федеральных законов от 20.02.96 № 18-ФЗ, от 12.08.96 №111-ФЗ, от 08.07.99 № 138-ФЭ, от


  1. № 45-ФЗ, от 15.05.2001 № 54-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-Ф3, от 14.11.2002 № 31-Ф3, от 26.11.2002 № 152-ФЗ (часть первая) и от 12.08.96 № 110-ФЗ, от 24.10.97 № 133-Ф3, от 17.12.99 № 21Э-ФЗ, от 26.11.2002 № 152-ФЗ (часть вторая).


2 Корнилов Э. Новая редакция Закона "О защите прав потребителей". Российская юстиция, 1997, № 6. С. 47.


12





иесьма широкие права и наделяет необходимым юридическим инструментарием для осуществления и защиты этих прав. Следует также отметить, что опыт практического применения Закона "О защите прав потребителей" показывает: этот закон реально работает, активно применяется судами; набирают силу как структуры по защите прав потребителей в органах местного самоуправления, так и общественные объединения потребителей, начинают считаться с потребителями и продавцы (исполнители услуг).

Этот закон вобрал в себя лучший опыт соответствующей международной и зарубежной национальной законодательной практики.

Защита прав потребителей - одна из основных задач любого государства. Российская Федерация развивает сотрудничество с государствами - участниками СНГ, странами дальнего зарубежья, а также международными организациями, занимающимися защитой прав потребителей, в том числе Европейского Сообщества.

В настоящее время выработалась согласованная политика в сфере защиты прав потребителей государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) с учетом интеграционных процессов на потребительском рынке. В результате совместной работы МАП, России, Международной конфедерации обществ потребителей (КОНФОП) и Сводного департамента зоны свободной торговли Исполнительного комитета СНГ



  1. январе 2000 года представителями правительств государств - членов СНГ подписано Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств - участников СНГ в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 года и разработана программа его реализации.

Целью этого Соглашения было создание правовых и организационных основ сотрудничества сторон по проведению согласованной политики в области защиты прав потребителей. Направлено оно было на формирование равных условий для граждан государств - участников Содружества по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов, действующих на территориях государств - участников указанного Соглашения.

Защита прав потребителей устанавливалась национальным законодательством о защите прав потребителей, а также самим Соглашением.

Согласно указанному Соглашению граждане каждого государства - участника СНГ, а также иные лица, проживающие на его территории, пользуются на территориях других государств - участников Содружества и отношении своих потребительских прав такой же правовой защитой, как и граждане этих государств, и имеют право обращаться в государст- венные и общественные организации по защите прав потребителей, другие организации, предъявлять иски в суды и осуществлять иные процессуальные действия на тех условиях, что и граждане этих государств (ст. 3 Соглашения).1

Сотрудничество сторон по защите прав потребителей осуществляется по следующим основным направлениям:




1 Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств - участни- | он СНГ в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 года. СПС-Гарант.


13





  • обеспечение потребителей, государственных органов и общественных объединений потребителей оперативной и достоверной информацией о товарах (работах, услугах), изготовителях (продавцах, исполнителях);

  • принятие мер по предотвращению деятельности недобросовестных хозяйствующих субъектов и попадания некачественных товаров (услуг) на территории государств - участников Соглашения;

  • создание условий для потребителя, способствующих свободному выбору товаров (работ, услуг), путем развития добросовестной конкуренции;

  • осуществление программ просвещения в области защиты прав потребителей как неотъемлемой части обучения граждан в образовательных системах государств;

  • привлечение средств массовой информации, в том числе радио и телевидения, к пропаганде и систематическому освещению вопросов защиты прав потребителей;

  • сближение национальных законодательств государств - участников Соглашения в области защиты прав потребителей в той мере, в какой это необходимо для реализации Соглашения.

Координация деятельности по реализации Соглашения осуществляется Межгосударственным советом по антимонопольной политике.

Потребительское законодательство за относительно короткий промежуток времени получило широкое распространение и в странах СНГ.

Перечень прав, предусмотренных законами о защите прав потребителей разных государств, достаточно разнообразен. Практически все государства закрепляют пять основных прав потребителей: право на безопасность; право на информацию; право на возмещение вреда, причиненного некачественными товарами (услугами); право на государственную защиту интересов потребителей; право на объединение в общественные организации.

В настоящее время в Западной Европе защита прав потребителей осуществляется относительно автономными государственными, муниципальными органами и общественными организациями.

В ряде стран созданы и действуют специальные государственные органы, призванные охранять права и интересы потребителей.

Например, в США создано Управление по делам потребителей и учреждена должность специального помощника Президента по делам потребителей, в Канаде - Министерство по делам потребителей, в Англии при Министерстве промышленности и торговли существует Совет потребителей, во Франции такими органами являются Национальный институт потребителей и Национальная комиссия потребителей.

Особенно отчетливо ставка на государственную систему защиты прав потребителей делается в скандинавских странах. Так, в Финляндии существует институт "доверенного потребителей". Доверенный потребителей назначается Президентом по предложению Государственного Совета. Основной целью его деятельности является контроль за законностью


14





маркетинговой деятельности и условий договоров с потребителями. Управление потребителей в Швеции - также государственная организация, подчиненная правительству. Основными целями ее деятельности являются: подготовка для правительства предложений по формированию рынка потребительских товаров, предложений по структуре цен; координация деятельности организаций, осуществляющих контроль за качеством товаров и услуг, их безопасностью; проведение выборочных проверок и испытаний товаров и т. д.

Во Франции действует традиция сильных государственных органов, функционирующих на государственном, а не на муниципальном уровне. Защита прав потребителей поручена управлению Министерства экономики, именуемому Главное управление по вопросам конкуренции, делам потребителей и борьбы с мошенничеством (DGCCRF). Это Управление разрабатывает или участвует в разработке законодательных и нормативных актов и содействует созданию кодексов практики для саморегулирования. Управление наделено широкими полномочиями. Оно применяет нормы о конкуренции, не допускающие создания монополий и картелей; осуществляет контроль за товарными этикетками, ценниками и требованиями стандартов к составу товаров, безопасностью товаров как отечественных, так и импортных и предупреждает население о появлении опасных товаров. Управление также осуществляет общий надзор за рекламой п торговой практикой. Управление имеет территориальные органы, так как оно является надзорным органом. У него 22 региональных органа и 101 отдел в департаментах, на которые поделена Франция. У него есть восемь лабораторий, каждая со своей специализацией, и два специализированных национальных управления по расследованию, плюс несколько с пециализированных отраслевых организаций.

В Великобритании надзор является прямой противоположностью, в административном смысле, французской системе, поскольку он осуществляется в основном не на государственном уровне, а отделами местных органов власти по контролю за соблюдением стандартов, защите окружающей среды и здравоохранению. Главным государственным органом в ('оединенном Королевстве является Управление добросовестной торговли, которое разрабатывает и проводит политику обеспечения конкуренции. Оно также проводит обследование определенных отраслей и изучает проблемы потребителей, распространяет информацию среди потребителей. Однако ответственность за осуществление законодательства о защите прав потребителей легла в основном на местные органы власти (муниципалитеты). Местные органы автономны, и их отделы по контролю за соблюдением торговых стандартов сотрудничают друг с другом через Координационный Совет местных органов власти по продовольственным и торговым стандартам (LACOTS).

В противоположность очень централизованной французской и очень децентрализованной английской системе в Германии не существует глобальной системы защиты прав потребителей. Есть некоторые федеральные органы, осуществляющие контроль за определенными секторами,




15





такими как фармацевтические и медицинские службы, кредитные организации и страховые компании. Но Германия опередила Великобританию и Францию в субсидировании автономных органов, которым поручена защита прав потребителей. Одним из таких органов является Союз защиты потребителей (гор. Берлин) - частная некоммерческая организация, которая следит за соблюдением законов в коллективных интересах потребителей, а также законодательства о недобросовестной торговой практике и недобросовестных условиях договоров.

Кроме специальных государственных органов, защитой прав потребителей активно занимаются многочисленные, независимые общественные организации. Так, например, в США общественная организация - Союз потребителей - возникла в’ 1936 г. Общественные организации потребителей функционируют во многих странах. В настоящее время в мире действуют более 100 международных и региональных организаций потребителей. Наиболее представительной среди них является Международная организация потребительских союзов. Общественные организации потребителей ставят своей целью охранять права потребителей путем проведения независимых экспертиз и сопоставительного анализа потребительских свойств товаров и услуг, информации потребителей о качестве и других характеристиках приобретаемых изделий, участия в подготовке законопроектов, направленных на защиту прав потребителей и т. д. Общественные организации потребителей работают в тесном контакте с государственными органами, получают от них поддержку.

На обеспечение проведения правительствами государств - участников Содружества согласованной потребительской политики направлен многосторонний договор о сотрудничестве в области защиты прав потребителей (ЗПП).

Принятие Российской Федерации в Совет Европы, заключение Соглашения о партнерстве с Европейским Союзом создало объективные предпосылки для развития и укрепления деловых контактов с различными международными и национальными правительственными и неправительственными структурами в области ЗПП.

Начата работа по подготовке многостороннего проекта оказания технической помощи в области ЗПП в рамках TACIS. Участниками проекта, кроме Российской Федерации, являются Украина, Республики Казахстан, Беларусь, Молдавия, Киргизская Республика.

Основными целями указанного проекта Программы являются:



  • оказание помощи ее участникам в создании действенной системы

защиты прав потребителей на основе опыта стран ЕС;

' - обучение специалистов, занимающихся защитой прав потребителей;

содействие координации потребительской политики;


Проведены предварительные переговоры с представителями Федеральной Торговой Комиссии и Министерством юстиции США о сотрудничестве по, вопросам потребительской политики.


16



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница