Управление дошкольным образованием появление первых дошкольных учреждений в Беларуси в XIX нач. XX вв



страница1/12
Дата26.08.2015
Размер2,67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
1.Появление первых дошкольных учреждений в Беларуси в XIX – нач. XX вв.

Первые ДУ в Беларуси появились еще в 19 веке. В конце XIX – начале XX в. их начитывалось примерно 50. Открывались они на средства благотворительности.

В нач. XX в. в крупных городах и промышленных центрах появились бесплатные народные детские сады для детей городской бедноты и рабочего класса. Они работали 6 часов в день.

В годы первой мировой войны в Беларуси возник новый тип ДУ – детский очаг. Он работал 8 часов в сутки. Образовательная работа в этих учреждениях проводилась по системам Ф. Фребеля и М. Монтессори. Все детские очаги были переполнены (40-50 детей разного возраста). Многие очаги не имели земельных участков для проведения с детьми прогулок на свежем воздухе. Большая скученность, отсутствие нормальных санитарно-гигиенических условий были причиной частых заболеваний детей.

Детские сады и очаги не могли решить острую проблему потребности в общественном дошкольном воспитании детей трудящихся.

2. Становление общественного дошкольного воспитания с 1917 по 1930 г.

Сразу после революции 1917 г. встал вопрос о необходимости создания широкой сети детских садов для детей трудящихся. Это было вызвано несколькими причинами:

1) нужно было вовлечь женщину в экономическую жизнь страны;

2) подавляющее большинство семей были безграмотными и малокультурными;

3) нужно было воспитывать новое поколение граждан страны, преданных существующему строю и лояльных действующей власти.

Создание общественного дошкольного воспитания было объявлено государственным делом, оно было включено в единую систему народного образования. Выделялись средства на организацию ДУ, подготовку кадров дошкольных работников, научную работу в этой области. ДУ передавались особняки, мебель, посуда, они снабжались мануфактурой, обувью и пр., обеспечивалось бесплатное питание детей. Проводилась большая агитационная работа среди населения. Повсеместно стали открываться ясли и детские сады.

На местах были организованы краткосрочные курсы для подготовки воспитателей из среды работниц фабрик и заводов. Для подготовки кадров высшей квалификации были открыты дошкольное отделение при Московском университете, Институте дошкольного воспитания в Петрограде.

В Москве и Петрограде впервые были организованы научно-исследовательские институты материнства и младенчества, открыт первый в стране педиатрический институт для подготовки детских врачей.

При Наркомпросе был создан дошкольный отдел. Отделу надлежало организовать работу на всей территории Советского государства. Дошкольный отдел привлекал к научной и методической работе дореволюционных специалистов. Инструкторы дошкольного отдела Наркомпроса часто выезжали на места на длительный срок, помогали в организации работы дошкольных учреждений. Стал издаваться «Бюллетень дошкольного отдела Наркомпроса», цель которого распространение лучшего опыта педагогической работы.

Кардинальные вопросы в области дошкольного воспитания решались на конференциях, съездах.

Ситуация изменилась в 20-е годы. Все материальные средства стали направляться на развитие экономики. В связи с этим последовало вынужденное сокращение ДУ.

Всероссийские съезды по дошкольному воспитанию (1921 г., 1924 г.) уделили особое внимание проблеме сохранения сети ДУ, организации педагогической работы в них.

Детские сады и очаги стали переходить на 11—12-часовой рабочий день, при детских садах организовывались ночные группы. При рабочих клубах, школах ликбеза, общежитиях, крупных домоуправлениях стали организовываться вечерние детские комнаты.

В сельской местности организовывались летние детские площадки. Ежегодно на летнюю работу в деревню стали направлять студентов дошкольных отделений пединститутов.

В ДУ не хватало мест для желающих.

В период с 1921 г. по 1930 г. существовали следующие типы ДУ:



  • детские дома;

  • ясли;

  • детские сады с 6-часовым периодом пребывания детей;

  • детские очаги с 8—10-часовым периодом пребывания детей;

  • детские комнаты при жилищных управлениях, при клубах, которые работали обычно в вечернее время;

  • ДУ на кооперативных началах;

  • детские летние площадки;

  • переходные (от детского сада к школе), или «нулевые», группы с продолжительностью работы 4 часа в день.

В 1929 г. был объявлен всесоюзный «Дошкольный поход». На промышленных предприятиях организовывались бригады из работниц и рабочих для изыскания материальных средств, ремонта помещений, мебели и оборудования.

3. Общественное дошкольное воспитание в 30-е годы XX в.

В этот период женщины все активнее стали вовлекаться в работу на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве, интенсивно участвовали в культурной и общественной жизни страны. В связи с этим резко возрастала потребность в ДУ.

ДУ открывались, прежде всего, в городах и поселках, где имелись или строились крупные промышленные предприятия, в колхозах и совхозах. На период сельскохозяйственных работ открывались летние детские площадки.

Увеличивалось количество детских садов с продленным днем, с вечерними и ночными группами, открывались новые детские комнаты при клубах, общежитиях, жилищных товариществах.

В этот период начали строиться детские сады по типовым проектам (10), предусматривающих различную наполняемость городских и сельских ДУ с учетом климатических условий.

Воспитателей стали готовить на трехмесячных и годичных курсах при отделах народного образования.

Специалистов со средним образованием в области дошкольного воспитания готовили педагогические техникумы, переименованные в 1937 г. в педагогические училища.

Лучшие из педагогов стали выступать в печати по теоретическим и практическим вопросам работы детских садов и яслей.



4. Общественное дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие ДУ были разрушены, погибли педагоги. Новые ДУ открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений — дошкольные интернаты, широкое распространение получили дошкольные детские дома.

В 1943 г. появились санаторные детские сады, в которых дети с ослабленным здоровьем находились круглосуточно в течение 3—6 месяцев. Дети обеспечивались усиленным питанием и постоянной медицинской помощью.

По мере освобождения временно оккупированных территорий проводилась работа по восстановлению разрушенных ДУ.

В 1944 г. был утвержден указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям», которым предусматривались меры по усилению охраны детства и материнства, устанавливалось почетное звание «Мать-героиня» и учреждались ордена «Мать-героиня», «Материнская слава» и «Медаль материнства».

В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число ДУ в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.



5. Общественное дошкольное воспитание в 50-е годы XX в.

В конце 1949 г. было издано постановление «О мерах по расширению детских ДУ и родильных домов и улучшению их работы», в соответствии с которым к строительству детских садов стала привлекаться широкая общественность. Был принят специальный указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому плата за содержание в детских садах и яслях детей низко- и среднеоплачиваемых одиноких матерей снижалась на 50%.

В 1956 г. был установлен отпуск по уходу за ребенком продолжительностью 1 год, сохранялся непрерывный трудовой стаж. Таким образом, деятельность государства по увеличению числа ДУ сопровождалась принятием мер по улучшению положения женщин-матерей.

С середины 50-х годов большое внимание уделялось изучению вопроса об объединении яслей и детских садов, хотя традиционным было подчинение яслей Минздраву, а детских садов — Минпросу. Это разделение возникло еще в первые годы Советской власти, так как повысился уровень детской заболеваемости и смертности в связи с разрухой, вызванной первой мировой и гражданской войнами. В то время решающее значение имело оказание квалифицированной медицинской помощи.

Недостаточное знание законов и особенностей развития психики детей раннего возраста привело к убеждению, что определяющими в развитии детей являются питание и санитарно-гигиенические условия.

Вопрос о едином воспитательном учреждении был отражен в постановлении 1959 г. «О мерах по дальнейшему развитию детских ДУ, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста».



6. Общественное дошкольное воспитание в 1960-1980 гг.

В начале 60-х г.г. XX в. было создано дошкольное учреждение нового типа – ясли-сад, предназначенное для детей от 2 мес. до 7 лет. Разработана программа воспитания и обучения детей этого возраста. Ясли-сады начали строиться по новым типовым проектам с учетом приближения к месту жительства детей. Руководство яслями-садами возлагалось на министерства просвещения, а республиканские министерства здравоохранения должны были обеспечить комплектование медицинских кадров, соблюдение санитарно-гигиенического режима. Проводились научные исследования по совершенствованию содержания, форм и методов воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

В этот период в СССР последовательно развивалась государственная система дошкольного воспитания. Общественное дошкольное воспитание реально стало первой ступенью системы народного образования. К середине 80-х годов охват детей ДУ детей от рождения до 7 лет составлял на селе 39%, в городе – свыше 70%.

В 80-е годы было создано воспитательно-образовательное учреждение нового типа — школа-детский сад.

В середине 80-х годов в дошкольных учреждениях СССР работали 1 млн. 300 тыс. воспитателей и заведующих. Из их числа 90% имели высшее и среднее специальное образование. Подготовку специалистов по дошкольному воспитанию в стране осуществляли 66 педагогических институтов и 312 педагогических училищ.

В конце 80-х годов XX в. в связи с кардинальными политическими и социально-экономическими изменениями в стране был выявлен ряд существенных противоречий в системе общественного дошкольного воспитания:

- детский сад стал главным социальным институтом, заменив семью как примат воспитательного процесса;

- создание «закрытой» модели детского сада заведомо способствовало возникновению отчуждения между родителями и педагогами;

-жестко заданная система общественного дошкольного воспитания была построена в основном на использовании единой методологической и методической базы (единая Программа воспитания и обучения в детском саду, фронтальные формы работы с детьми, в основе которых лежала учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагогов с детьми; главным критерием успешности педагогической работы с детьми были ЗУНы).

7.Реформа системы общественного дошкольного воспитания в 90-е годы XX в.

После распада СССР сеть дошкольных учреждений в Беларуси, как и на всём постсоветском пространстве, стала стремительно сокращаться. За 2 года (1991-1993) в республике перестало существовать 316 ДУ, начало сокращаться количество воспитанников, особенно раннего возраста. Сократился процент охвата детей общественным дошкольным воспитанием, он снизился до 55 %. Впервые в 1992-1993 годах не смогли трудоустроиться в ДУ выпускники педагогических институтов и училищ.

Сдерживающим фактором стремительного сокращения сети дошкольных учреждений в стране стало постановление Верховного Совета РБ «О сохранении и развитии сети детских дошкольных учреждений» (1992 г.). Была запрещена ликвидация, продажа, сдача в аренду другим предприятиям и организациям дошкольных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности. Ведомственные ДУ стали переводится на баланс местных исполнительных органов.

Был взят курс на создание и развитие национальной системы дошкольного воспитания, обеспечение качества образовательного процесса. Был принят Закона РБ «О правах ребёнка» (1993 г.), в котором провозглашалось право ребенка на образование; была принята Концепция дошкольного воспитания (1990 г.), в которой было определено содержание реформы на 10 лет. Стала готовиться нормативная, правовая, инструктивно-методическая документация по деятельности системы дошкольного образования в условиях суверенитета РБ. Стали открываться ДУ разных типов. С 1991 г. стал издаваться научно-методический журнал «Пралеска», который сыграл большую роль в распространении передового педагогического опыта. В 1995 г. вышла в свет первая национальная программа воспитания и обучения в детском саду «Пралеска», появились и другие программы, которые обеспечивали деятельность ДУ разных типов.



8. Характеристика современного состояния системы дошкольного образования в Республике Беларусь.

В настоящее время 36 % детей раннего возраста и около 95 % детей дошкольного возраста (среди них 100% детей 5-летнего возраста) посещают 4200 учреждений дошкольного образования страны. Дошкольное образование предоставляется детям бесплатно. Сохранение доступной для родителей оплаты за питание ребенка способствует развитию гибкой, многофункциональной сети УДО. Родители имеют возможность выбора вида и режима работы УДО, получения дополнительных образовательных услуг на платной основе, коррекционно-развивающей помощи ребенку.

Постоянно совершенствуется нормативная правовая база дошкольного образования.

УДО республики обеспечивают организацию образовательного процесса в соответствии с образовательными стандартами, учебной программой дошкольного образования, образовательными технологиями отечественных и зарубежных авторов.

В организации образовательного процесса акцент делается на:

- интеграцию разных видов деятельности в процессе воспитания и обучения детей;

- педагогику сотрудничества во взаимодействии с детьми,;

- сокращение числа занятий за счет комплексности их содержания;

- отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей;

- гибкость форм и методов работы воспитателя;

- создание развивающей предметно-пространственной и социальной среды.

В последнее время в деятельность педагогов УДО прочно вошел исследовательский подход к процессу обучения и воспитания. Сегодня в РБ почти 1200 УДО работают в инновационном режиме.



9. Государственный характер системы дошкольного образования в Республике Беларусь.

В соответствии с Кодексом «Об образовании» РБ учреждения дошкольного образования могут быть государственными и частными. Подавляющее большинство – государственные. Государство выделяет финансовые средства на открытие и оснащение ДУ. Основное источник финансирования деятельности ДУ – бюджетные средства. Дошкольное образование предоставляется детям бесплатно. Родители оплачивают только питание детей. Кадры для ДУ готовятся в государственных учебных заведениях: педагогических и медицинских. Государственные органы управления дошкольным образованием разрабатывают нормативные документы для ДУ, учебные программы, учебные планы, методическое сопровождение образовательного процесса ДУ. Государство берет на себя все эти расходы сознательно. Это делается для того, чтобы все семьи независимо от их материального положения имели возможность отдать ребенка в ДУ, дать ему дошкольное образование.



10. Цель, задачи и принципы системы дошкольного образования Республике Беларусь.

Дошкольное образование в РБ является первым уровнем основного образования, что закреплено в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» (2011 г., раздел VII).

Дошкольное образование включает следующие ступени:

первая раннего возраста (до одного года);

вторая раннего возраста (от одного до двух лет);

первая, младшая (от двух до трёх лет);

вторая младшая (от трёх до четырёх, лет);

средняя (от четырёх до пяти лет);

старшая (от пяти до шести лет).

Цель дошкольного образования – разносторонне развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и способностями, приобретение им социального опыта, обеспечение подготовки детей к получению основного образования на последующих уровнях.

Основные задачи:



  • внедрение гибких, экономически целесообразных форм организации дошкольного образования;

  • обеспечение общедоступности качественного дошкольного образования;

  • удовлетворение запросов семьи на образовательные услуги;

  • оказание своевременной и адекватной коррекционно-педагогической помощи детям.

Государственная политика в сфере дошкольного образования основывается на следующих принципах:

*гуманизации направленности педагогической работы;

* признания приоритетным личностно ориентированного образования;

* природосообразности;

* признания равенства прав каждого ребенка на нормальное разностороннее развитие;

* признания самоценности дошкольного детства;

* единства общечеловеческих и национальных ценностей в содержании, формах и методах работы;

* взаимодействие семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста;

* преемственности дошкольного и начального школьного образования;

* учета региональных особенностей.



11. Организационное построение системы дошкольного образования Республике Беларусь.

В соответствии с Кодексом, национальная система образования включает:

- участников образовательного процесса;

- образовательные программы;

- образовательные стандарты;

- учреждения образования;

- государственные органы управления образованием.

Это положение распространяется и на систему дошкольного образования.

К участникам образовательного процесса относятся педагогические работники, специалисты, дети , родители.

УДО работают по учебной программе дошкольного образования.

В РБ устанавливается система образовательных стандартов. Образовательный стандарт – это документ, в котором определен базовый компонент дошкольного образования – это обязательный минимум содержания дошкольного образования по основным направлениям воспитания, обучения и развития ребенка.

Учреждение дошкольного образования могут быть разных видов: ясли, ясли-сад, детский сад, санаторный ясли-сад, санаторный детский сад, дошкольный центр развития ребенка.

УДО разных видов могут функционировать с кратковременным пребыванием детей в них, это: сезонная, игровая площадка, семейный детский сад.



Государственные органы управления дошкольным образованием:

1.Отделы образования районных, городских исполнительных и распорядительных органов.

2. Управления образованием областных исполнительных органов и Минское городское управление образованием.

3. Отдел дошкольного образования Министерство образования РБ.



12. Виды учреждений дошкольного образования в Республике Беларусь.

Ясли – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники от 2 месяцев до 3 лет получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

 Ясли-сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники в возрасте от 2 месяцев до 7 лет получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

Детский сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

 Санаторный ясли-сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники в возрасте от 2 месяцев до 7 лет получают дошкольное или специальное образование и оздоровление.

Санаторный детский сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет получают дошкольное или специальное образование и оздоровление. Создается для детей с заболеваниями костно-мышечной системы, с заболеваниями органов дыхания, пищеварения, системы кровообращения, больных туберкулезом.

Дошкольный центр развития ребенка – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники в возрасте от 2 месяцев до 7 лет получают дошкольное или специальное образование и оздоровление, а также развивают творческие способности.

13. Государственные органы управления дошкольным образованием

Управление национальной системой дошкольного образования имеет 3 уровня, каждый из которых имеет свои функции.

1-ый уровень – Министерство образования. Основными функциями являются: разработка государственной политики в сфере образования, концепции образования, образовательных стандартов, программы развития образования, нормативных правовых документов.

2-ой уровень – управления образованием областных исполнительных органов и Минское городское управление образованием. Основными функциями являются: практическая реализация государственной политики в сфере образования, контроль исполнения государственных образовательных стандартов, создание учреждений образования регионального ведения и непосредственное руководство ими.

3-ий уровень – отделы образования районных, городских исполнительных и распорядительных органов. К их компетенции относятся следующие функции: реализация права граждан на получение обязательного основного образования, формирование местных бюджетов в части расходов на образование, планирование, организация, регулирование и контроль деятельности учреждений образования.

14. Законодательное и нормативное правовое обеспечение дошкольного образования Республики Беларусь.

В настоящее время функционирование системы дошкольного образования в стране осуществляется в соответствии с законодательством РБ и международным правом.

Законодательство в сфере дошкольного образования носит системный характер, обеспечивает право граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Нормативная правовая база по дошкольному образованию включает больше 50 актов, регламентирующих деятельность УДО разных видов.

В Кодексе РБ «Об образовании» закреплен статус дошкольного образования как 1-го уровня основного образования.

Нормативные правовые акты предполагают обязательный публичный характер деятельности УДО, включающий гласную отчетность.

Утвержден норматив постоянного финансирования УДО и материально-технического обеспечения образовательного процесса УДО.

Установлены требования к предоставлению дополнительных платных услуг на уровне дошкольного образования.

«Положением об УДО» родителям предоставляется право выбора разных форм организации дошкольного образования детей от 2-х месяцев до поступления в школу.

Документы:

1.Кодекс РБ «Об образовании».

2. Закон «О правах ребенка».

3. Положение об учреждении дошкольного образования.

4. Положение о Педагогическом совете в УДО.

4. Положение об аттестации пед. работников.



15. Кодекс «Об образовании» в Республике Беларусь как основной законодательный документ в сфере дошкольного образования.

Действует с 2011 г. Дошкольному образованию в документе посвящен 7 раздел. В документе характеризуется система дошкольного образования.

Основные положения Кодекса:

Дошкольное образование – это первый уровень основного образования.

Система дошкольного образования включает в себя участников образовательного процесса, учреждения дошкольного образования; образовательную программу дошкольного образования; органы управления дошкольным образованием, образовательные стандарты дошкольного образования.

Срок получения дошкольного образования составляет 5 лет и 10 месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.

Характеризуются учреждение дошкольного образования: ясли, ясли-сад, детский сад, санаторный детский сад, дошкольный центр развития ребенка.

Непосредственное руководство учреждением дошкольного образования осуществляет его заведующий. В учреждениях дошкольного образования создается педагогический совет, и могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.

Раскрываются общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Изложены требования к приему лиц для получения дошкольного образования.

Дана характеристика научно-методического обеспечения дошкольного образования, которое включает учебно-программную документацию, учебно-методическую документацию; учебные издания; информационно-аналитические материал.

Учебно-программная документация включает в себя учебные планы (типовой, учебный план УДО, экспериментальный, индивидуальный учебный план) и учебную программу дошкольного образования.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница