Семинар Метод активного обучения как одно из условий реализации фгос второго поколения на примере проведения исследовательского проекта



Скачать 77,17 Kb.
Дата26.08.2015
Размер77,17 Kb.
Практический семинар

Метод активного обучения как одно из условий реализации ФГОС

второго поколения (на примере проведения исследовательского проекта

«Изучение содержания витамина С в продуктах питания»)

Курганова Л.А., учитель биологии

МАОУ «Лицей №8», Пермь
«Единственный способ что-то узнать — что-то делать»  

Джордж Бернард Шоу

Мы живем с вами в век бурного развития информации. Если раньше знания, полученные в школе, могли служить человеку долго, то в XXI веке их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто путем самообразования. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи.

Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Именно метод активного обучения объединяет совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса, которые создают специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

В течение трех лет участвуем в проекте по внедрению инновационного опыта реализации права учеников на выбор в системе поточно-группового метода обучения. Именно поточно-групповой метод обучения позволил собрать заинтересованных учащихся в поток природоведение – химия, в котором мы работаем. Особенностью каждого потока является выполнение 1-2 групповых проектов в течение четверти и презентация продукта деятельности. Например, продуктом деятельности игрового проекта «Химический алфавит» стала книжка-малышка «от А до Я» с иллюстрациями элементов, загадками и вопросами. Написание сказки или рассказа послужило итогом творческого проекта «Путешествие химических элементов по Солнечной системе». Показ реклам стал продуктом деятельности творческого проекта «Химия вокруг нас». Выполнение мини - исследовательских проектов («Кислота из лимонада», «Зубные пасты и их качество», «Какой чай полезнее и почему?» и др.) проходит с дальнейшей защитой результатов каждой творческой группой.

Метод проекта относится к активным формам обучения, создает условия для сотрудничества в сообществе единомышленников и ситуацию успеха для каждого ученика, помогает сформировать интеллектуальные способности обучаемых, позволяет развивать личность ребенка.

Предложенный материал адресован учителям биологии и химии как алгоритм, который поможет при разработке исследовательского проекта поэтапно распределять материал в соответствии с разными видами УУД. Такая работа даст возможность учителю спланировать деятельность обучающихся с учетом формирования и корректировки метапредметных результатов. Структура семинара универсальна и может использоваться педагогами в урочной и внеурочной деятельности.

Цель работы: создание условий для развития умений педагогов использовать метод активного обучения и определять уровень формирования метапредметных результатов обучающихся на примере проведения исследовательского проекта.

Предполагаемый результат: отбор приемов и методов научного познания, которые способствуют формированию метапредметных результатов, использование эффективных приемов работы в группе, заполнение таблиц.

Форма организации работы: практический семинар

Раздаточный материал:


  1. Таблица «Формирование УУД в процессе обучения исследовательским навыкам в школе».

  2. Таблица «Поэтапно – пошаговая обработка материала в ходе выполнения исследовательского проекта».

  3. Лабораторный набор на группу из 4 человек (раствор йода, накрахмаленный лист бумаги, кисточки, ватные палочки, свежие фрукты).

  4. Бейджики одного цвета с номерами 1, 2, 3, 4 (каждой группе свой цвет).

Ход работы

Целеполагание. Формулировки стандарта второго поколения указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. На первое место сейчас выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе и выбирать свою траекторию развития. Развитию личности ребенка способствуют такие УУД, которые он применяет в различных областях учебно-познавательной деятельности. На примере проведения исследовательского проекта мы покажем те приемы и методы, которые помогут обучению навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, формируют критическое и креативное мышление, в общем, способствуют развитию метапредметных результатов.

Организация работы

Мы организуем работу, используя образовательные структуры сингапурской методики, разработанной компанией «Educare», из которых педагог может сконструировать урок или часть урока. Все названия структур, по требованию компании «Educare» даются по-английски.

Работа на семинаре организуется в группах (бригадах). Формирование групп идет по признаку окраски цвета бейджиков (по 4 человека). Партнеры в группе приветствуют друг друга по лицу, по плечу, желают хорошего настроения и удачи на семинаре.

Подготовка к активной деятельности каждого участника начинается с постановки темы, цели и планируемых результатов.



Выполняется структура AR Guide

1. Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2. В столбике "до" поставьте "+", если вы согласны с утверждением, или "-",

если вы не согласны с утверждением.

3. Чтобы принять решение, учитывайте свой опыт и знания (таймер на 1 минуту).


До

Утверждения

После




  1. Нам знакомы все программы формирования метапредметных результатов






  1. Мы применяем на уроках методы и приемы научного познания (не менее 5)







  1. Мы знаем формируемые УУД в процессе работы







  1. Мы формируем УУД в процессе обучения исследовательским навыкам







  1. Мы используем в работе активные методы обучения



Обсуждаем с партнером по плечу, затем по лицу. Поблагодарите друг друга за работу (таймер на 3 минуты). Встаньте участники №4, назовите ваши утверждения. Спасибо.

Участники семинара, у вас на столах лежат 4 листа, выберите себе по одному листу. Перед вами список исследовательских навыков обучающихся. Вам нужно распределить их по группам согласно классификации УУД (таймер на 5 минут).

Структура Continuous Round Robin:

Четыре участника в группе по очереди отвечают по кругу и заполняют таблицу «Формирование УУД в процессе обучения исследовательским навыкам в школе». Встаньте, пожалуйста, все участники №3. Сообщите, пожалуйста, о результатах. Спасибо.



Следующим этапом семинара идет показ видеоролика «Метод изучения содержания Витамина С в продуктах питания».

Выполнение исследовательского проекта продолжается каждым участником в группах с дальнейшим оформлением материала (см. таблицу 1):

Таблица 1



Поэтапно-пошаговая обработка материала в ходе выполнения исследовательского проекта

Тема

Изучение содержания Витамина C в продуктах питания (киви, апельсин, яблоко, виноград)

Проблема




Цель




Задачи




Объект




Гипотеза




Методы




План описания




Результаты


Запускается таймер на 10 минут. Участники семинара выполняют этапы проекта и обсуждают в группах результаты, начиная с №1 по часовой стрелке. Проводится корректировка знаний. Участник №1 каждой группы защищает проект по плану. Участник №2 сдает работу учителю. Спасибо.

Теперь, после завершения работы, ещё раз прочтите все утверждения, предложенные в структуре AR Guide. В столбике "после" поставьте "+", если вы согласны с утверждением, или "-", если вы не согласны с утверждением. Сравните столбики "до" и " после". Изменились ли ваше мнение? Сообщите партнеру по плечу. Спасибо.



Уважаемые коллеги, в конце семинара я хочу узнать ваше мнение. На доске висит лист, на котором изображена гора, на ней отмечены 4 точки. Вам нужно отметить стикером то место горы, на котором вы находитесь. Спасибо за участие.

Итоги работы

В ходе фронтальной беседы проводится корректировка вопросов практического семинара. Результатом работы будет заполнение учителями таблиц «Формирование УУД в процессе обучения исследовательским навыкам в школе» и «Поэтапно – пошаговая обработка материала в ходе выполнения исследовательского проекта». Такая работа поможет соотнести первоначально поставленные цели и задачи с результатом, акцентировать проблемы, которые требуют доработки.

Цель работы достигнута в том случае, если педагог использует в своей практике метод активного обучения и может определять уровень формирования метапредметных результатов обучающихся на примере проведения исследовательского проекта.

Список источников

1. Вульферт В.Я. Имитационные методы активного обучения: учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. ин-т. – 2-е изд., испр. – Новосибирск, 2011. – 96 с.

2. Гришова Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения / http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..

3. Кириллова С. Сингапурская методика «дружит» с ФГОС/ Управление школой, 2014 / http://www.hse.ru/data/2013/12/19/1338937415/Upr_01_2014-34_39.pdf



4. Примерные программы основного общего образования. Биология. М.: Просвещение, 2010.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница