Программа курса предпрофильной подготовки по химии для 9 класса: «Химия в быту»



Скачать 180,89 Kb.
Дата26.08.2015
Размер180,89 Kb.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №99 Кировского района г. Самары

Программа курса предпрофильной подготовки по химии для 9 класса: «Химия в быту».

Составитель: учитель химии II категории Лузан У.В.

Рассмотрено и одобрено на заседании МО

Протокол №___

Председатель МО «Естествознание»

__________________ /Байшева А.Х./

«___»_____________________2007г.

Самара, 2007 г.

Пояснительная записка

Программа «Химия в быту» (всего 18 часов, в неделю 1 час) адаптирована для предпрофильной подготовки в 9 классах на основе программы элективного курса «Химия в быту» - составитель: Л.В. Панфилова, Л.К. Гиренкова, В.А Акопьян, Е.В. Демина. Программно – методические материалы. – Самара, 2005. – 22с.


Целью предпрофильного курса «Химия в быту» является развитие познавательных и профессиональных интересов учащихся, самореализация личности, воспитание ценностного отношения к учебе и образованию в целом.

Реализация данной цели предусматривает решение следующих задач:



  • знакомство с производством бытовой химии и ее продукцией;

  • обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей
    учащихся, ориентация на профессиональную деятельность в данной
    сфере производства;

  • формирование и развитие умений отстаивать свою точку зрения;

  • овладение навыками выполнения химического эксперимента и умения
    прогнозировать его результаты.

На основе содержания курса раскрываются мировоззренческие идеи:

  • знание законов химии дает возможность управлять химическими
    превращениями веществ;

  • материальное единство всех веществ окружающего мира;

  • обусловленность свойств веществ их строением и составом;

  • познаваемость химических явлений;

  • развитие химической науки служит интересам общества и решению
    проблем, стоящих перед человечеством.

В процессе обучения у учащихся вырабатываются умения наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений; отбирать необходимые данные при работе с литературой; делать выводы; участвовать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения; исследовать средства бытовой химии.

Основное содержание курса включает:

  • информацию об основных средствах бытовой химии и их применении;

  • основы технологии производства бытовой химии;

  • исторические факты;

  • аспекты гигиены и медицины.

Предпрофильный курс «Химия в быту» рассчитан на 18 часов, 1 час в неделю, из них 10 часов отводится на изучение нового материала, 4 часа на семинарские занятия, 2 часа на лабораторно-практические занятия, 2 часа на обобщение.

Практическую направленность курса усиливает использование демонстрационного и лабораторного эксперимента, который формирует умения проводить опыты, культуру обращения с веществами и материалами. Химический эксперимент на уроке служит источником и закреплением знаний и умений.

При изучении данного материала главным является развитие творческой самостоятельности, познавательного интереса, приобретение навыков в работе с литературой.

При проведении всех форм занятий, необходимо учащихся ознакомить с правилами техники безопасности и охраны труда.



Программа предпрофильного курса «Химия в быту» 9 класс.

(18 часов, 1 час в неделю)

I. Химизация сферы быта

Тема 1. История бытовой химии

Зарождение бытовой химии. Развитие бытовой химии в нашей стране.


Семинарское занятие №1 «Химия в быту»

Доклады учащихся на темы: «Многообразие и классификация средств бытовой химии», «Упаковка средств бытовой химии», «Правила техники безопасности при хранении и применении товаров бытовой химии», «Средства бытовой химии и окружающая среда».


Тема 2. Моющие средства. Отбеливатели

Состав моющих средств. Поверхностно-активные вещества (ПАВ). Строение ПАВ. Мыла. Синтетические моющие средства (CMC). Экологический аспект использования CMC.

Классификация отбеливателей: оптические, химические, кислород­содержащие, серосодержащие отбеливатели. Правила обращения с отбеливателями. Подсинивание.
Лабораторно-практическое занятие № 1 «Выведение пятен»

Классификация пятен. Распознавание пятен. Инструкция по удалению пятен. Средства бытовой химии, применяемые для удаления пятен. Выведение пятен различной природы.

Опыт №1. Удаление пятен чая

Опыт №2. Удаление пятен от ягод

Опыт №3. Удаление жировых пятен

Опыт №4. Удаление пятен от кофе

Опыт №5. Удаление ржавых пятен

Опыт №6. Удаление пятен неизвестного происхождения


Тема 3. Чистящие и дезинфицирующие средства

Чистящие средства и их классификация. Абразивы. Безабразивные чистящие средства. Ассортимент чистящих средств и их применение. Мытьё и чистка посуды. Чистка, мытьё, дезинфекция ванн, раковин. Средства дезинфекции. Накипь и её удаление.


Тема 4. Краски

Состав красок, их классификация. Маркировка красок. Процессы, происходящие при высыхании красок.


Семинарское занятие №2 «Древнее искусство крашения»

Доклады учащихся на темы: «Первые краски», «Искусство крашения».


Тема 5. Средства борьбы с бытовыми насекомыми и грызунами

Инсектициды. Антимольные препараты. Ратицидные препараты (средства борьбы с грызунами). Средства защиты от гнуса. Репелленты. Правила обращения с препаратами.


Обобщение по теме: Химизация сферы быта.
II. Косметико-гигиенические средства

Тема 1. Зарождение косметики. Производство косметики

Истоки зарождения косметики. История развития косметики с древних времён до наших дней.

Производство косметики. Процессы приготовления косметических средств. Сырьё для приготовления косметики. Минеральные масла. Вазелин и парафин. Растительные и животные масла. Жиры. Натуральные воски. Ланолины. Животные жиры. Полиспирты. Дезинфицирующие и консервирующие вещества. Антиоксиданты. Растворители.
Тема 2. Косметико-гигиенические моющие средства

Мыло туалетное. Состав туалетного мыла. Ассортимент туалетных мыл. Шампуни. Состав шампуней. Перхоть и её устранение. Ассортимент шампуней. Ополаскиватели и бальзамы для волос.


Лабораторно-практическое занятие №2 «Получение мыла и опыты с ним»

Получение мыла двумя способами.

Опыт 1. Взаимодействие мыла с кислотами и солями.

Опыт 2. Рассеивание светового луча в растворе мыла.

Опыт 3. Горение мыла в пламени спиртовки.

Опыт 4. Сравнение моющего действия мыла.


Семинарское занятие №3 «Народные рецепты приготовления экологически чистой косметики»

Доклады учащихся.


Тема 4. Волосы и уход за ними. Кожа и забота о ней. Декоративная косметика

Волосы. Строение волос. Заболевания волос. Уход за волосами.

Кожа. Строение и функции кожи. Средства для ухода за ней: кремы и лосьоны. Предусматривается экскурсия в косметологический салон.

Губные помады. Пудра. Тени для век. Карандаш для бровей. Тушь для ресниц. Тональные кремы.


Тема 5. Зубы и их защита. Ногти и средства для них.

Строение зубов. Заболевания зубов и полости рта. Средства для защиты зубов. Зубные пасты. Зубные эликсиры. Зубные порошки.

Строение ногтей. Средства для ухода за ногтями. Лаки для ногтей. Средства для удаления лака. Кремы для ногтевой пластины. Средства для отбеливания ногтей. Средства для укрепления ногтей.
Тема 6. Волшебные ароматы.

В мире запахов. Капсулирование запахов. Духи и одеколоны. Дезодоранты и антиперспиранты.


Семинарское занятие №4 «О культуре красоты и народных традициях»

Доклады учащихся


Обобщение по теме: Косметико-гигиенические средства
Поурочное тематическое планирование курса «Химия в быту»



Название темы

Кол-во часов

I. Химизация сферы быта

1

1.История бытовой химии


1

2

2.Семинарское занятие №1 «Химия в быту»

• Доклады учащихся на темы: «Многообразие и классификация средств бытовой химии», «Упаковка средств бытовой химии», «Правила техники безопасности при хранении и применении товаров бытовой химии», «Средства бытовой химии и окружающая среда»



1

3

3.Моющие средства. Отбеливатели

1

4

4.Лабораторно-практическое занятие №1 «Выведение пятен»

Опыт №1. Удаление пятен чая Опыт №2. Удаление пятен от ягод Опыт №3. Удаление жировых пятен Опыт №4. Удаление пятен от кофе Опыт №5. Удаление ржавых пятен Опыт №6. Удаление пятен неизвестного происхождения



1

5

5.Чистящие и дезинфицирующие средства

1

6

6.Краски

1

7

7.Семинарское занятие №2 «Древнее искусство крашения»

• Доклады учащихся на темы: «Первые краски», «Искусство крашения».



1

8

8.Средства борьбы с бытовыми насекомыми и грызунами

1

9

9.Обобщение по теме: Химизация сферы быта

1

II. Косметико-гигиенические средства




10

1.Зарождение косметики. Производство косметики

1

11

2.Косметико-гигиенические моющие средства

1

12

3.Лабораторно-практическое занятие №2 «Получение мыла и опыты с ним»

• Получение мыла Опыт №1. Взаимодействие мыла с кислотами и солями Опыт №2. Рассеивание светового луча в растворе мыла Опыт №3. Горение мыла в пламени спиртовки Опыт №4. Сравнение моющего действия мыла, полученного из разных жиров



1

13

4.Семинарское занятие №3 «Народные

рецепты приготовления экологически чистой косметики»

• Доклады учащихся.



1

14

5.Волосы и уход за ними. Кожа и забота о ней. Декоративная косметика.

1

15

6.Зубы и их защита. Ногти и средства для них

1

16

7.Волшебные ароматы

1

17

8.Семинарское занятие №4 «О культуре красоты и народных традициях»

• Доклады учащихся.



1

18

9.Обобщение по теме: Косметико-гигиенические средства

1

Всего:

18


Рекомендуемая литература:

1.Юдин A.M. Химия в нашем доме. М.: Химия, 1990.

2.Еремеев В.И., Подгайская И.Б. Химия вокруг нас // Химия в школе. 2002. №3.
С. 76-80.

3.Войцеховская Л.Л., Вольфензон И.И. Косметика сегодня. М.: Химия, 1991.

4.Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

5.Плетнев М.Ю. Косметико-гигиенические моющие средства. М.: Химия, 1990.

6.Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А. Многоликая химия.
М.: Просвещение, 1992.

7.Химия нашими глазами /Под ред. Я.И.Герасимова. - М.: Просвещение, 1981.

8.Юдин A.M. и др. Химия для вас. М.: Мир, 1982.

Разработки лабораторно-практических занятий

Лабораторно-практическое занятие №1

Тема: Выведение пятен.

Цель: Ознакомить с правилами выведения пятен, показать, как можно использовать химические вещества для практического выведения пятен.

Введение

Эффективность удаления пятен зависит от природы пятна, степени застарелости и подбора средств. При длительном нахождении на ткани вещество пятна окисляется кислородом воздуха и глубоко проникает внутрь ткани.



Классификация пятен в зависимости от веществ, используемых для их удаления

Пятна, удаляемые органическими растворителями. К ним относятся пятна жира, минеральных, животных и растительных масел, масляных красок, смол, олифы, сургуча, дегтя. Пятна, удаляемые водой и водными растворами кислот и щелочей. Это пятна от кофе, чая, сока. Пятна, для выведения которых используются как органические растворители, так и водные растворы. Это пятна крови, пятна от супа, соуса, молока.



Распознавание пятен

Жировые пятна глубоко проникают в ткань, не имеют резко выраженных границ, контуры имеют вид лучей. Свежее пятно всегда темнее ткани, на которой находится.

Нежировые пятна имеют резко очерченные края, контуры имеют более темный оттенок по сравнению с самим пятном.

Инструкция по удалению пятен


  1. Определить происхождение пятна.

  2. Выбрать соответствующий пятновыводящий состав.

  3. Проверить действие состава на ткань и ее окраску.

  4. При чистке плотных тканей выводить пятно лучше с изнанки.

  1. При использовании растворов кислот или щелочей пользоваться палочкой.

  2. Чуть смоченным ватным тампоном удалять пятно от краев к центру.

  3. Под ткань положить вату или фильтровальную бумагу.

  4. Чтобы избежать образования на ткани «ореола», перед выведением пятна
    можно смочить ткать вокруг пятна водой.

  5. Если после выведения пятна образовался «ореол», его удаляют повторной
    обработкой, применяя чистый тампон.

  6. На влажное после выведения пятно поместить сухой крахмал или алебастр,
    после впитывания влаги встряхнуть.

  7. После применения водных растворов кислот, щелочей, солей обработанное
    место тщательно промыть водой, избыток влаги удалить сухой губкой или
    салфеткой.

12.Большинство пятновыводящих средств разрушает ацетатные ткани. В домашних условиях для выведения жирных пятен с ацетатных тканей можно применять только бензин и мыло.

Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен

Пятновыводящие составы выпускаются промышленностью в форме порошков, паст, таблеток и жидкостей. В их состав входят несколько групп веществ:



  1. Растворители (циклогексан, перхлорэтилен и др.).

  2. Окислители и восстановители (гидросульфит натрия, пероксид водорода).

  1. Твердые адсорбенты, поглощающие загрязняющие вещества (крахмал,
    аэросил).

Для выведения жирных и масляных пятен наиболее эффективны средства «Минутка», «Моментальный», «Антипятнин». Цветные пятна от вина, ягод, фруктов лучше всего выводят препараты «Тип-топ», «Моментальный», от шариковых ручек, жиров и масел — «Пятноль». Многие из этих средств огнеопасны. Хранить их надо в сухих, прохладных помещениях, вдали от источников огня.

Ход работы:

Выведение пятен с тканей

Задания лабораторной работы составлены с учетом доступности реактивов. В некоторых инструкциях приводятся тривиальные или устаревшие названия веществ, в которых должны ориентироваться учащиеся.



Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, химический стакан, электрическая плитка, термометр, кусочки ткани с пятнами различного происхождения, глицерин, нашатырный спирт, щавелевая кислота, поваренная соль, вода, мыло, 10% раствор перекиси водорода, бензин, крахмал или жженая магнезия, 10% раствор щавелевой кислоты или лимонная кислота, бензол, четьфеххлористый углерод, амилацетат.

Удаление пятен чая

1. Смесью 4 частей глицерина с 1 частью нашатырного спирта обработать пятно, промыть.

Старые пятна смочить раствором щавелевой кислоты, оставить на 5—10 минут, после чего промыть водой.

Удаление пятен от ягод


  1. Свежее пятно засыпать поваренной солью, после чего промыть водой с
    мылом.

  2. Застарелые пятна обработать раствором щавелевой кислоты (2 чайных
    ложки на стакан воды).

  3. На целых тканях пятно удалить 10% раствором перекиси водорода.
    Объясните происходящие процессы. Приведите формулы веществ.

Удаление жировых пятен

  1. Приготовить кашицу из бензина и крахмала или жженой магнезии. Нанести
    на пятно слоем 3—4 мм, оставить до испарения бензина, крахмал стряхнуть.
    Объясните, какие процессы происходят.

  2. Раствором нашатырного спирта, подогретого до 60—70 градусов (1 ст.
    ложка на стакан воды).

Удаление пятен от кофе

  1. Добавить к поваренной соли немного глицерина, смазать пятно, затем
    отстирать.

  2. С белой ткани вывести пятно 10% раствором перекиси водорода.
    Приведите формулы веществ, объясните происходящие процессы.

Удаление ржавых пятен

10% раствором щавелевой или лимонной кислоты смочить несколько раз пятно, слегка подсушить ткань, после чего промыть водой. Каков состав ржавчины? Какие химические процессы происходят при ее удалении?



Удаление пятен неизвестного происхождения

Пятно обработать смесью равных частей бензола, четыреххлористого углерода и амилацетата. Если после применения данного состава пятно не исчезло, его обрабатывают смесью равных частей нашатырного спирта и воды с добавлением небольшого количества соли.



Лабораторно-практическое занятие №2

Тема: Получение мыла и опыты с ним.

Цель: Получить с учащимися мыло, изучить его химические свойства и провести опыты с ним.

Введение

Люди давно поняли, как важна гигиена для здоровья. Моющие средства, среди которых важное место занимает мыло, облегчают процессы мытья, стирки и, бесспорно, стали предметами первой необходимостью. В годы войн, разрухи мыло, наряду с продуктами питания, относилось к категории строго нормируемых, жизненно необходимых товаров. Что же такое мыло? Мылом называют соли щелочных металлов и высших жирных кислот, преимущественно стеариновой, пальмитиновой и олеиновой.

Технология изготовления мыла из животных жиров складывалась на протяжении многих веков. Поначалу жировую смесь расплавляли и омыляли (варили со щелочью). Так получали натуральное мыло. Оно было дорогим, так как производилось из натурального животного жира и имело не всегда приятный запах. В настоящее время для получения мыла используют высшие карбоновые кислоты и глицерин.

Получение мыла

Учащиеся делятся на две группы. Одна группа учащихся получает мыло первым способом, а другая группа получает вторым способом мыло.



1 способ получения:

Реактивы и оборудование: концентрированная щелочь (35 - 40%), спирт, краситель, жир, насыщенный раствор поваренной соли, 5-% раствор медного купороса (CuSO4); коническая колба емкостью 50 или 100 мл, электрическая плитка, асбестовая сетка, химический стакан емкостью 100 мл, стеклянная палочка.

Ход работы.

В коническую колбу емкостью 50 или 100 мл помещаем примерно одинаковое количество (по 3 мл) щелочи и спирта. Опирт используем этиловый, изопропиловый, бутиловый или одеколон, играющий одновременно роль растворителя и отдушки. Интерес учащихся к работе возрастает, если получать мыла с различной окраской. Для этого к смеси спирта со щелочью добавляем несколько крупинок красителя. Так, n-нитроанилиновый красный придает мылу сиреневую окраску, нафтолоранж окрашивает мыло в оранжевый цвет, а п-нитроазосалициловая кислота - в розовый цвет. Далее в колбу добавляем 3 мл жира. В качестве жира удобнее брать подсолнечное масло, так как легко отмерить нужный объем его, и получающееся мыло имеет приятный запах, светло-желтый цвет, поэтому отдушки и красители в этом случае не применяются. Но можно брать и любой другой жир. Твердые жиры лучше предварительно растопить. Колбу с содержимым ставим на асбестовую сетку и на электрической плитке нагреваем (слабо разогретой) в течение 3 минут.

Пока колба нагревается, в химический стакан емкостью 100 мл наливаем 20 мл насыщенного раствора поваренной соли, затем 1 мл 40% раствора щелочи и несколько капель 5% раствора медного купороса. Итак, мы получили раствор для высаливания мыла. Законченность гидролиза определяем, набрав и рассмотрев в тонкую стеклянную трубочку гидролизат. Если жидкость в трубочке расслоилась, то гидролиз еще не закончен. Отсутствие расслоения свидетельствует о полном гидролизе жира. Гидролизат выливаем в стаканчик, содержащий хлорид натрия и гидроксид меди (П). Исчезновение голубых хлопьев гидроксида меди (П) и появление темно-синей окраски свидетельствует о наличие глицерина. Мыло, всплывшее наверх, собираем в марлю и отжимаем.

2 способ получения:

Реактивы и оборудование: говяжий и свиной жир, раствор щелочи (NaOH), вода, 20% раствор хлорида натрия (NaCl); керамический или стальной сосуд, водяная баня, ткань.

Ход работы. В керамическом или стальном сосуде расплавьте 70 г говяжьего и 30 г свиного жира, при перемешивании порциями добавьте раствор 25 г едкого натра в 30 мл воды и грейте смесь 30 минут на кипящей водяной бане, добавляя по мере испарения воду. Добавьте 100 мл 20% раствора хлорида натрия и, нагревая смесь, добейтесь разделения фаз. Снимите затвердевший при охлаждении слой мыла и осторожно промойте небольшим количеством холодной воды; завернув в ткань, отожмите, тщательно разомните и, подогрев, придайте желаемую форму. Из-за остатков щелочи использовать полученный продукт в быту нельзя, но для изучения химических свойств мыла он пригоден. Уравнение реакции:


сн2 - он

!

СН - ОН + 3C17H35COONa

мыло

СН2 - ОН


СН2 - О - СО - С17Н35 I

СН - О - СО - С17Н35 + 3NaOH



I

сн2 - о - со - с17н35
Опыт №1. Взаимодействие мыла с кислотами и солями

Реактивы и оборудование: раствор мыла, дистиллированная вода, серная

или соляная кислота, раствор медного или железного купороса; химический стакан, штатив с пробирками.



Ход работы.

К раствору мыла в дистиллированной воде добавьте несколько капель серной или соляной кислоты, затем раствора медного или железного купороса.



Наблюдения: выпадение осадков малорастворимой в воде кислоты или соли.

Уравнение реакции:

RCOONa + НС1 —> RCOOH + NaCl

2RCOONa + CuSO4 —►(RCOO)2Cu + Na2SO4

Соли высших жирных кислот, кроме солей калия, натрия и аммония, практически нерастворимы в воде, и мыло плохо мылится в воде, содержащей большое количество солей кальция или магния - образующиеся в результате обменных реакций соли выпадают в осадок. Поэтому гидроксид кальция для получения мыла не используют.



Опыт №2. Горение мыла в пламени спиртовки

Реактивы и оборудование: мыло, пробирки, спиртовка.

Ход работы.

В пробирку поместить небольшой кусочек мыла и нагревать над пламенем спиртовки.



Наблюдения: при горении мыла образуются углекислый газ, вода и минеральная соль, которая затрудняет дальнейший ход процесса. Уравнение реакции:

2C17H35COONa + 52О2 ► 35СО2 + 35Н2О + Na2CO3



Вывод: Однако в реальных условиях не весь содержащийся в мыле углерод успевает прореагировать с кислородом и наблюдается выделение углерода в виде сажи.

Опыт №3. Рассеивание светового луча в растворе мыла

Реактивы и оборудование: тонкостенный стакан с раствором мыла,

картонная коробка, игла, источник света.



Ход работы.

Проделайте в картонной коробке иглой небольшое отверстие.

Поместите в коробку вплотную к отверстию тонкостенный стакан с раствором

мыла и поднесите к наружной стороне коробки мощный источник света.



Наблюдения. Проходя через раствор, сталкиваясь с мицеллами, луч

рассеивается.



Опыт №4. Сравнение моющего действия мыла, полученного из разных жиров

Реактивы и оборудование: мыла, полученные из разных жиров, дистиллированная вода; штатив с пробирками.

Ход работы:

Если для получения мыла были взяты различные жиры, то можно сравнить моющее действие полученного мыла. Для этого к равным, величиной с горошину, кусочкам мыла, полученного из разных жиров, прильем по 5 мл дистиллированной воды и сильно встряхнем пробирки.



Наблюдения: столбик пены в пробирках разный.

Вывод :Где выше столбик пены, там, как правило, сильнее моющее действие мыла. В жесткой воде моющее действие мыла слабое. Уравнение реакции: 2С17Н35СОО + Са2+ = (С17Н35СОО)2Са







База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница