Конспект урока «Прямоугольный параллелепипед»



Скачать 66,81 Kb.
Дата26.08.2015
Размер66,81 Kb.
Республиканский конкурс Выставка «Школа 2015»

Учитель математики МБОУ «Выльгортская СОШ № 1», Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт Матвеева Людмила Владимировна.



Конспект урока «Прямоугольный параллелепипед»

Аннотация. Современный урок – это открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знаниям, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, инициативность, возможность выбора. Согласно ФГОС, от учителя в новых условиях ожидается профессиональная компетентность, позволяющая увидеть всю совокупность способностей и творческих возможностей каждого обучаемого, чтобы результативно использовать свои знания в проектировании учебного процесса и осуществления эффективного управления им.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия (УУД), урок открытия новых знаний, технологическая карта урока, предметные УУД, личностные и метапредметные УУД.

Здравствуйте, ребята, садитесь!



Учитель: Сегодня к нам в гости пришли разнообразные геометрические фигуры (поочередно из красиво упакованной коробки молча достаются фигуры: конус, цилиндр, шар, пирамида, куб и различные прямоугольные параллелепипеды, все они разных цветов).

Учитель: Посмотрите на них повнимательнее и попробуйте сейчас их разделить на две группы так, чтобы они вместе в своей группе были чем-то похожими.

По очереди? Кто смелее? (Ребята по очереди выходят и делят эти фигуры в начале по цвету, другие их исправляют и делят по форме. В итоге, в одну группу попадают круглые тела (конус, шар, цилиндр), а в другую – многогранники).

(Ответ: фигуры I группы – круглые, а фигуры II группы состоят из многоугольников (треугольников, прямоугольников, шестиугольников и т.д.).

А теперь правильность вашей работы покажет компьютер. (На экране мультимедия появляется первый слайд презентации.



Учитель: Вопрос: С какой из фигур II группы вы встречаетесь чаще? (Ответы разные у ребят, но большинство склоняется к прямоугольному параллелепипеду). Мне хотелось бы рассказать случай, произошедший со мной сегодня утром: иду на работу, спотыкаюсь, чуть не падаю (дети заинтригованы), смотрю обо что споткнулась – а это деревянный брусок. Что это такое? О нём мы сегодня поговорим отдельно. А это и есть тема сегодняшнего урока. Так назовите её. (Дети пробуют сформулировать тему урока..

А теперь проверим правильность вашей интуиции по компьютеру. (Следующий слайд презентации). Ответ – «Прямоугольный параллелепипед»..

Вопрос: А почему прямоугольный? (Ответ – так как все его стороны – грани – прямоугольники).

На доске появляется тема урока «Прямоугольный параллелепипед».

А сейчас приведите, пожалуйста, примеры из окружающих нас в жизни предметов, которые являются прямоугольными параллелепипедами.

Ответы: - кабинет; книга; тетрадь; дневник; пенал; шкаф; доска; дверное полотно; оконная рама, крышка стола и т.д.)

А дома, что вас окружает похожее на параллелепипед? Вчера я дала задание внучке – второкласснице собрать у себя дома предметы, похожие на прямоугольный параллелепипед и вот что она нашла: пачку бумажных салфеток, бумажный пакет из-под молока, коробка чая, коробка конфет, упаковка от зубной пасты, крема, коробка от духов и т.д. и если вы дома повнимательнее посмотрите, то обнаружите, что прямоугольные параллелепипеды так и смотрят на вас, везде и всюду вас окружают.

Часто люди интересуются ценой товара, его качеством, а математиков интересует форма и размеры этих предметов. А из каких же элементов состоит наш прямоугольный параллелепипед?

Дети рассуждают о цели урока.

Цель урока – познакомиться с элементами прямоугольного параллелепипеда.

Ребята выдвигают различные версии элементов прямоугольных параллелепипедов. И выходят на такие элементы, как грани, вершины, рёбра.

А сейчас вам предстоит узнать сколько граней, вершин и рёбер у прямоугольного параллелепипеда путём небольшой исследовательской работы. Ребята образуют небольшие группы по 4 человека и заполняют таблицы (на мультимедийном экране появляется данная таблица.



Элемент

Форма

Общее количество

Количество групп равных элементов

Грань










Вершина










Ребро










И по мере заполнения таблицы группы поднимают руки. Говорит одна группа, а остальные сверяются с ответами этой группы. Идёт обсуждение и правильное дополнение к таблице. Итак, м получаем что у прямоугольного параллелепипеда граней – 6, вершин – 8, рёбер – 12. Все ученики заносят данные в тетрадь. (проверяем правильность заполнения этой таблицы по компьютеру – очередной слайд презентации.

Элемент

Форма

Общее количество

Количество групп равных элементов

Грань

прямоугольник

6

3 по 2

Вершина

точка

8

-

Ребро

отрезок

12

3 по 4

А теперь физкультминутка. Ребята встают и делают приседания столько, сколько граней у прямоугольного параллелепипеда, взмах рукой вверх – сколько вершин, и описать глазами столько цифр, сколько рёбер у параллелепипеда.

А теперь сели поудобнее и спокойно посмотрите ещё раз на грани, вершины и рёбра данных вам параллелепипедов. (Ребятам раздаются спичечные коробки, обёрнутые белой бумагой для того, чтобы ребятам было удобно раскрашивать). Теперь взяли в руки фломастеры и попробуйте раскрасить одинаковые рёбра одним цветом, другие равные рёбра – другим цветом, а третьи – третьим цветом. И что у вас получилось? (Ребята высказывают разные версии, но в конце приходят к выводу, что из одной вершины выходят три ребра и все они разной длины и расцветки. И так – в каждой из восьми вершин. А как назовём длины этих рёбер? Предлагается открыть параграф 50 учебника «Математика 5 под ред. Мордковича А.Г.» стр. 234. Ребята узнают, что длина, высота и ширина прямоугольного параллелепипеда – это три его измерения.



Учитель: А что будет с прямоугольным параллелепипедом, если у него все измерения будут одинаковыми? (Ответ ребят: куб). Получается, что куб и прямоугольный параллелепипед – родные братья. А что у них общего и различного? (Идёт обсуждение). Ребята приходят к выводу, что параллелепипед встречается в жизни очень часто и поэтому его необходимо изучить подробнее.

А теперь открыли дневники и записываем домашнее задание: из плотной бумаги изготовить прямоугольный параллелепипед. Идёт обсуждение – как лучше это сделать, предлагаются различные версии. Но приходят к выводу, что без клея и ножниц - не обойтись.



Учитель: А теперь, ребята, я вам предлагаю без клея и ножниц очень быстро изготовить прямоугольные параллелепипеды. Для этого заранее на обратной стороне доски магнитами были прикреплены развёртки различных прямоугольных параллелепипедов, используемых в быту. (Ребята по очереди выходят к доске и очень быстро собирают из данных развёрток прямоугольные параллелепипеды – пакет молока, упаковка для зубной пасты, крема, коробка из-под конфет и чая, но из некоторых разверток нельзя было собрать прямоугольный параллелепипед, т.к. отсутствовали одна – две грани намеренно. и были отрезаны). Ребята понимали, что это не прямоугольный параллелепипед, т.к. у него должно быть 6 граней и все прямоугольники.

Так ребята пришли к понятию «Развёртка прямоугольного параллелепипеда» и что эта развёртка помогает в жизни.



Учитель:… каждый третий четверг в марте каждого года проходит Международная игра (дети говорят «Кенгуру»). В этом году от пятиклассников участвовало почти 50 % учащихся. Результаты будут известны в конце мая. А сейчас мы очень быстро сами сможем проверить правильность решения одной из этих задач – это задача № 16 для 5-6 классов. (Ребятам раздаются распечатанные листки «Кенгуру»).

Задания на 4 балла: из данной развёртки составить куб. (Смотрите Приложение). (Ребятам раздаются тетрадные листки в клетку, ножницы, и они должны очень быстро нарисовать данную развёртку, разрезать её и сложить к куб – идёт практическая работа. Кто быстрее справился, поощряем небольшим призом от «Кенгуру» - ручка, блокнот, закладка. А всем остальным листок «Математика. Кенгуру». Таким образом поощряем и призываем детей участвовать а различных конкурсах, побеждать и выигрывать, копить своё портфолио.



А теперь рефлексия:

- Какова была тема урока?

- Назовите цель урока.

- Достигли ли мы цели урока?

- Назовите основные элементы прямоугольного параллелепипеда.

- Приведите примеры прямоугольного параллелепипеда.

- Самооценка и взаимооценка учащихся (обсуждение и выставление оценок).

- Кто задал самый умный вопрос?



В оставшееся время можно привести интересные факты и решить задачу с клоуном. (Смотрите презентацию).


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница