Методическое пособие для младшей и средней группы класса эстрадного вокала



Скачать 111,38 Kb.
Дата24.06.2015
Размер111,38 Kb.
«НЕСКУЧНЫЕ РАСПЕВКИ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КЛАССА ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

Преподаватель А. А. Виславская

2008 - 2012 год

ПЕРВЫЕ ШАГИ:
МЯЧИК И НАСОС:

- Делаем короткий вдохи со звуком «сссс», надуваем себя;

- из полностью накаченного мяча вынимаем пробку и медленно

сдуваемся со звуком «шшшш»; чтобы снять напряжение, изображаем

усталость.
ОРГАН:

- Каждый ребенок (органная труба) тянет максимально долго одну ноту

закрытым ртом на зук «ммм» - звучит «орган»;

- учитель поочередно касается каждого, закрывая и открывая клапан, и

позволяя взять дыхание.
ОТКРЫВАЕМ ПРОБКУ:

Произносим два-три раза цепочку словосочетаний «птки-птке-птка-птко-птку-пткы», беззвучно, только воздушным потоком.


ЯПОНСКИЙ РОБОТ:

Протяжно произносим линию гласных из текста песни, растянув губы в «улыбку Щелкунчика», берем дыхание по фразам;


МОТОР:

Тянем звук»ммм» закрытым,но «надутым» ртом. И выталкивая мышцы брюшной стенки, изображаем звучание заводящийся мотора.


ЛИФТ:

Стоять с закрытыми глазами, свободно, ощущая, как скелет поддерживает тело. Тело – дом, звуковой канал – шахта лифта, голос – лифт. На звуке «хе-е-ей» медленно едем из подвала (область диафрагмы) на чердак (верхняя часть черепа), навещая все регистры. Дыхание перемещается медленно, не пропуская ни один этаж.


КРОСС:

Читать стих, с усиленной дикцией, в быстром темпе, на одном (!) дыхании.

- Михкель с другом на пруду ловят рыбу на уду.

Михкель ловит на крючок, в лапах котика – сачок.

Михкель рыбу прятал в ботик, котик прятал рыбу в ротик.

Михкель много наловил, котик много проглотил.

У пруда висит гамак, в нем хвостатый спит рыбак.

Съев улов в один присест, видит сон, что снова съест!

(можно использовать любое стихотворение)
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕЗОНАТОРАМ:

Произносим с придыханием «хи-хи-хи»

- уронив подбородок на грудь (грудной резонатор)

- в нормальном положении (головной резонатор)

- запрокинув голову назад (ротовой резонатор)
- Носовой резонатор:

Я весь день тихонько ною.

Очень грустно всем со мною.

Буква «Н» всегда больная.

Ноет, будто боль зубная: ннннннннннннннн…


РАЗОГРЕВ:

Подавать воздух брюшным прессом, слушать себя внутренним ухом.

- Ххи-ххи, ххо-ххо, ххе-ххе 2р.

Ххи-ххи, хха-хха, ххи-ххи, хха-хха

Ххи-ххи, ххо-ххо, ххе-ххе.


РРРРАСКАТЫ:

Поговорка произносится полушепотом, и воздух колышит расслабленный язык, как флаг на ветру.

- Картавая Клара кричала: «Ура!

Разбился корабль кровавых пиратов!

А координаты не разобрать.

Я не расскажу вам координаты!»
- Волки-варвары ворвались в Вавилон

И воровали вяленый виноград и варенье.



Вандалы! Выли, выли поверженные воины.

Вам выть во имя воинственных врагов!
- Шшшш, шумит камыш…

От шороха шарахнулась мышь.



Шагает в шляпе шоу-мэн, шепча шарады.

Шарлотка, шоколад и сушки – вот что мне надо!
(выделенные согласные продлевать потоком воздуха; от воздушного потока и резонирования у зубов губам должно быть щекотно)


РАСКРЫТИЕ ЗВУКОВОГО КАНАЛА:

- говорим зычно: «Пой-ди зак-рой ко-мод» и пропеваем на одном звуке средней высоты максимально идентично;

я хо-чу те-бе ска-зать», «я не зна-ю» и т.д.)
- О-Э-О-УМ пропеваем в низком регистре, гулко и сочно, «раздув» рот изнутри;
- ЛЕ-О-О-У-У-У-О поем с поднятым верхним небом на звуках

«фа-до-фа-до-фа-до-фа» в размере 6/8, вверх по полутонам;


- Петь любую несложную мелодию, изображая языком игру на балалайке и одновременно двигаясь.
ИНТОНАЦИЯ:
- Мы спросили у жирафа: (глиссандо голосом снизу максимально вверх)

«Кто стащил банан со шкафа?» (медленное глиссандо вниз)
- Мы спросили у медведя:

«Кто вчера побил соседей?» (максимально сочный низкий регистр)

- О-Е-О-ОЙ (в народной манере), на звуках «до-ре-до-до» вверх по полутонам;


- Вот иду я вверх, вот иду я вниз, ле-ле-ле…

«до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре до»

- ФАФА - ДАДА – ФАФА – ДАДА – ФА

на звуках «до-до, си-си, до-до, ребемоль-ребемоль, до» вверх по полутонам;


- Куоу – Куоу - Куоу (мажорное трезвучие вниз, троллями на каждой ступени)
- Покатилась вдруг слезинка по моей щеке

1. «ми-до-ми-соль, ми-до- ми- соль…»

2. «мибемоль-до-мибемоль-соль, мибемоль-до-мибемоль-соль…»

3.«ми-до-мибемоль-соль, ми-до-мибемоль-соль…»

- ДОМИСОЛик – снеговик, из сосулек воротник (Б35 вверх)

Повернулся, подскользнулся (соль-фа-ми-ре, соль-фа-ми-ре)

И скатился с лесенки, и не стало песенки (соль-фа-ми-ре-до-до-до)
- Часы стучат: тик-так, тик-так.

Часы ворчат: тик-так, тик-так.

вверх по тонам на звуках «до-до-ре-до-соль-до-соль-до» ;

- Рельсы - рельсы, шпалы – шпалы, (до-соль-ми-до, до-соль-ми-до)

Едет поезд запоздалый.

Из распахнутых окошек, (ля-ля-ля-ля, соль-соль-соль-соль)

Кто-то высыпал горошек

Бух – бух – бух – бух – бух! (соль-фа-ми-ре-до)
- Драаачливая воронааа, крииикливая воронааа

Кричааала: «Карр-кааарр-кааар!

А где моя коронааа? А-а?!

(мелодия по желанию, учитель останавливается на любой гласной, например, как в данной версии, дети тянут эту гласную; каждый раз новый вариант)

- Снежная баба жила во дворе ……………………………………

Песни орала она на заре ……………………………………

Такая вот вокализация ……………………………………

Все думали: «сигнализация»! ............................................

(педагог, импровизируя каждый раз, поет строчку; дети эхом вторят; развивается музыкальная память )


- Умер покойник (фа-ми ми-ре-до)

В среду на вторник (фа-ми ми-ре-до)

Шли хоронить… (фа мими-ре…)

Он глазами шевелит! (соль соль-соль-до до-до-до)

При повторах: Он руками шевелит!



Он ногами шевелит!

Он на лавочке сидит!
- Прилетела пава (до-ми-ми-ре до-ре)

Ударила по носу-у (до-ми-ми-ре до-ре-ре-фа)

Полетела по лесу-у, эй! (до-ми-ми-ре до-ре-ре-фа, соль)

(постепенно увеличиваем темп)

- Интонирование примы:

А я мычу все на одной и той же ноте.

И обижаются и дяденьки и тети.

С утра до вечера мычу одно и то же.

Слова и фразы на мычание похожи.
- Интонирование секунды:

Ля-ля-ля-си-ля, по улице идем,

Ля-ля-ля-си-ля, и песенку поем.

Ля-ля-ля-си-ля, у нас довольный вид.

Ля-ля-ля-си-ля, и ветерок шалит.

- Интонирование терции:



Мы жуки, мы жуки, ( ре-фа-ре, ре-фа-ре…)

Мы живем у реки (ми-соль-ми, ре-фа-ре)

Жу-жу-жу-жу-жуууу. ( ля-фа-ля-фа-ре )

Мы летаем и жужжим, ( ре-фа-ре-ре, ре-фа-ре…)

Соблюдаем свой режим. (ми-соль-мими, ре-фа-ре)

Жу-жу-жу-жу-жуууу. ( ля-фа-ля-фа-ре )
В лесу – в лесу, в седьмом часу

(соль-ми, ми-соль, соль-ми, ми-соль)



Поймали зайца за уши!

(соль-ми-ми -соль-соль –до-до-до)


- Интонирование кварты:


Робин-Бобин Барабек 1. ( до-до-фа-фа-фа-фа-до )
Скушал сорок человек, 2.
( фа-фа-до-до-до-фа )
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И лопату, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал башню, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
"У меня живот болит!"
( до-до-до-до-до-до-фа )
- Интонирование квинты:

Что случилось, ой-ой! ( соль-соль-соль-соль-до-соль )

Кот бежит за мной-ой!

Мышка норку увидала, ( соль-фа-ми-ре-до-до-соль-соль )

Быстро в норку убежала.

Рраз! (писк)

- Интонирование сексты:



Вчера был бал, и музыка играла!

(до-ля-до-ля-до-ля-соль-соль-ля-соль-фа)



И я с прекрасным принцем танцевала!

(до-ля-до-ля-до-ля-соль-соль-ля-соль-фа)



Ах-ах, ах-ах… (ля-до, до-фа) большая секста

Вчера я быстро с бала убегала,

(до-лябемоль-до-лябемоль-до-лябемоль-соль-соль-лябемоль-соль-фа)



И туфельку я где-то потеряла…

Ах-ах, ах- ах… (лябемоль-до, до-фа) малая секста

- Интонирование септимы:



На качелях я лечу, (си-ля-соль-фа-ми-ре-до)

Вниз-вверх, вверх-вниз…(до-си, си-до)

Я смеюсб и хохочу, (си-ля-соль-фа-ми-ре-до)

Вниз-вверх, вверх-вниз…(до-си, си-до)
- Интонирование октавы:

Дум - дудум, дидим – дидим.

Волшебство произойди.

(до-довторое-довторое, си-до-довторое-до)


- Музыкальные фразы – помощники:

«В лесу родилась елочка»

(скачок на большую сексту) вверх по полутонам;



«Чунга-чанга…»,«И тогда наверняка вдруг запляшут…»

(минорное трезвучие вверх)



«Спят усталые игрушки», «Маленькой елочке»

(малая терция вниз)

«По синему морю, к зеленой земле» (мамонтенок ищет маму)

(малая терция вверх)



«Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота»

(большая терция вниз)



«Меня не пугают ни волны, ни ветер» (мамонтенок ищет маму)

«Куда идет король – большой секрет» (чистая кварта вверх)

«Дружба крепкая не сломается» (чистая квинта вниз)

«Буквы разные писать…» (малая секста вверх)

«В лесу родилась елочка» (большая секста вверх)
Итог: Прима – секунда – терция - кварта

(до-до до-ре-до ми-до-до фа-до )



Квинта – секста – септима – октава

(соль-до ля-до си-си-до до-довторое-до )

И интонировать вниз по тому же принципу.

ДИКЦИЯ:

- Кота Потап по лапе хлопал и от Потапа кот утопал.


- Косарь косой поляну косил, а заяц косой глазами косил.
- Хвастал храбрый краб три дня:

«Краба нет храбрей меня!»


- Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
- Вы малину мыли ли? Мыли. Но не мылили.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Карл у Клары украл кораллы.

А Клара у Карла украла кларнет!


- От топота копыт пыль по полю летит.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:

«Хохо-хехе-хихи-хаха, хохо-хехе-хихи-хаха»


- Тридцать три корабля

Лавировали, лавировали, да не вылавировали.


- Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж

Чрезвычайно чисто!

ДЫХАНИЕ: (каждый куплет на одном дыхании)
Вот дом, который построил Джек.
*****
А это -пшеница,
Которая в темном чулане хранится,
В доме, который построил Джек.
*****
А это - веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится,
В доме, который построил Джек.
*****

Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,


Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится,
В доме, который построил Джек.
*****
Вот пес без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится,
В доме, который построил Джек.
*****

А это корова безрогая,


Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится,
В доме, который построил Джек.

*****
А это - старушка, седая и строгая,


Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится,
В доме, который построил Джек.
*****
А это - ленивый и толстый пастух,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится,
В доме, который построил Джек.
*****
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится,
В доме, который построил Джек.


Пример набора распевок на одном уроке для средней группы (9 – 11 лет):
ДУБ-ДЭГ-ДАГ, ДУБ-ДЭГ-ДАГ, ДУКХХХХХХ…. (исполнять на одной ноте, следить за артикуляцией, полностью выдохнуть воздух в конце)
ДУ-У-УБ, ДЭ-Э-ЭГ, ДА-А-АГ, ДУКХХХХХХ….

(до-ре-ми, ми-ре-до, до-ре-ми, до)


ТЪЭГ–ТЪИГ–ТЪАГ, ТЪЭГ–ТЪИГ–ТЪАГ, ТЪЭГ !
ТЪЭ-Э-ЭГ, ТЪИ-И-ИГ, ТЪА-А-АГ, ТЪЭГ !
Исполнять с английским произношением: tweg – twig- twag

-------------------------------------------------------------


ФФЫРР – ТЫРР – ПЫРР – МУРР – МЯ-а-аУ! (до-до-до-ре-до-соль-до)
Обилие согласных не должно прерывать legato, при пении «мяу» учимся держать звук внутри объема рта, «не вываливать».

--------------------------------------------------------------


ЖИЛ-БЫЛ ГНОМ, БООМ – БОМММ (до-ре до, соль-до)
Варианты скачков в мелодии на «бом-бом» любые.

----------------------------------------------------------------------


АЙ-ЯЙ-ЯЙЯЙЯЙ-ЯЙ-ЯЙ! (до-ми-соль-соль-соль-ми-до)
Следим за работой нижней челюсти и ощущением объема во рту. Стремимся к подчеркнутой ноте.

-------------------------------------------------------------


РАЗЛИЛА–АСЬ РЕКА ( лямалое-до-ми-ре до-ля )

ДАЛЕКО ЗА БЕРЕГА ( лямалое-до-ми ми ре- до-лямалое )
Кантиленное сочное звучание на глубоком дыхании.

--------------------------------------------------------------


ГО-ЛОС МОЙ ТА-А-КОЙ ( до-довторое-до, до-довторое-до )

ЗВО-ОН-КИЙ, ГРО-ОМ-КИЙ!
Вверх по полутонам, начинаем от ля малой октавы.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница