Урок 3
Состав предметов
Цели:
1. Познакомить детей с понятием составных частей предметов.
2. Научить описывать и определять предметы через их составные части.
Предварительная подготовка:
Принести зубную щетку, чашку с ручкой, гвоздь, записную книжку.
Ход урока:
1. Повторение.
1) Проверка домашнего задания 18 в тетради.
Дети называют ошибки художника, но учитель должен имитировать непонимание, например: дети говорят, что синих листьев на деревьях не бывает, но учитель не соглашается: «Но ведь на картинке изображена осень, поэтому все деревья стоят разноцветные: желтые, оранжевые, красные, синие». Дети объясняют, что осенью деревья все равно не могут быть синими.
Учитель: Тогда и зеленое дерево не может быть.
Дети возражают: «Елка зеленая и летом, и осенью, и зимой, и весной». И т.п.
*2) Затем рассматриваются и обсуждаются рисунки детей: что в них нарисовано неправильно. Можно оценить 2-3 работы.
3) Любая игра по предыдущей теме.
Учитель: На прошлом уроке мы рассматривали различные предметы и описывали их признаки, т.е. объясняли, какой это предмет. А сегодня мы поговорим о том, из чего состоит предмет, т.е. о его составных частях. Есть предметы очень простые, например, мячик, кусочек сахара, карандаш. А есть предметы очень сложные, у них много составных частей, например, телевизор, компьютер, машина и т.п. И сегодня мы научимся описывать и определять предметы через их составные части.
2. Задание 19 в тетради.
Дети называют предмет и перечисляют, из чего он состоит (видимые части): велосипед (корпус, колеса, цепь, педали, руль, багажник, звоночек); слон (туловище, голова, уши, хобот, ноги, хвост, бивни).
3. Задание 20 в тетради (самостоятельно).
Ученики называют предмет и его части, затем раскрашивают их требуемым цветом. Можно оценить 2-3 работы.
4. Игра «Из чего состоит предмет».
1) Учитель показывает детям очередной предмет, а ученики перечисляют его составные части.
Примеры:
а) зубная щетка (ручка, щетинка);
б) чашка (корпус, ручка);
в) гвоздь (ножка, шляпка);
г) записная книжка (обложка, листы);
д) стул (сиденье, спинка, ножки);
е) часы учителя (корпус, стрелки, стекло, ремешок).
2) Учитель просит детей представить себе называемый предмет и перечислить его составные части.
Примеры:
а) банан (кожура, мякоть);
б) орех (скорлупа, ядро);
в) сковорода (корпус, ручка и, может быть, крышка);
г) кресло (сиденье, спинка, ножки, подлокотники);
д) гриб (корень, ножка, шляпка);
е) петух (туловище, лапы, крылья, голова, хвост, гребешок);
ж) черепаха (туловище, лапы, голова, хвост, панцирь).
5. Задание 21 в тетради (самостоятельно). Аналогично предыдущим заданиям и игре. Ответы:
а) у чайника - корпус, носик, ручка, крышка;
б) у дерева - корень, ствол, ветки, листья:
в) у рыбы – туловище, голова, хвост, плавники. Можно: оценить 2-3 работы.
6. Задание 22 (а, б. в) в тетради.
Дети должны заметить, что в каждой строке и в каждом столбце обязательно должны быть, треугольник, квадрат и круг. Если какой-то из этих фигур не хватает, значит, именно ее и нужно нарисовать в пустой клетке.
Ответы: а) треугольник;
*б) в)
7. Задание 23 в тетради.
Выполняя задание, ученики должны исследовать каждый фартук: наличие на нем каких-либо предметов означает обязательное наличие их и на других фартуках.
Ответ: сверху - цветочек, посередине - грибок, а также 3 листочка и 4 ягодки.
8. Задание 24 в тетради.
Ученики еще раз описывают предмет через его составные части. У часов: корпус, крышка, циферблат, маятник, гири. А фигуры, из которых состоит рисунок: прямоугольник, квадрат, треугольник, два круга, 2 овала.
Учитель: Мы научились находить у предмета его составные части. А теперь попробуем найти предмет по его признакам и составным частям.
9. Игра «Угадай предмет» (физпауза: кто первым угадал - встает).
(См. пункт 9 предыдущего урока.) Но в данном случае, описывая предмет, учитель перечисляет не только его признаки, но и его составные части (характерные, т.е. отличающие его другого подобного предмета). Примеры:
- зверь, хищный, рыжего цвета, с большим пушистым хвостом са);
- птица, водоплавающая, с большим клювом, похожим на мешок пеликан);
- ягода, красного цвета, с косточкой внутри (вишня или черешня);
- дерево, лиственное, с белым стволом (береза);
- гриб, съедобный, с красной шляпкой (подосиновик);
- человек, с кистями и красками (художник или маляр).
*10. Задание 25 в тетради (самостоятельно). Аналогично предыдущей игре.
Ответ: заяц.
Можно оценить 2-3 работы.
11. Задание 26 в тетради.
Разбирается аналогично заданию 13 предыдущего урока (см. пункт 11 предыдущего урока).
Ответ: чайник, его и надо обвести.
*12. Игра «Это есть у......
Учитель называет какую-либо составную часть предмета или житного, а ученики должны придумать как можно больше предметов живых существ, у которых эта часть есть.
Примеры:
- зубья (у граблей, у расчески, у вилки и т.п.);
- иголки (у ежа, у дикобраза, у елки, у портного и т.п.);
- корни (у растений, грибов, зубов, слов и т.п.);
- крылья (у птиц, у самолета, у мельницы, у некоторых насекомых: бабочек, стрекоз, жуков, комаров и т.п.);
- панцирь (у черепахи, у броненосца);
- ласты (у моржа, тюленя, дельфина, водолаза);
- язык (у всех зверей, человека, у костра, у ботинок и т.п.);
- большие длинные уши (у зайца, у осла, у кенгуру и т.п.);
- гребень (у петуха, у волны, у каждого человека в виде расчески).
13. Задание 27 в тетради.
Ученики должны подобрать нужные предметы для каждого человека. (Можно провести стрелочки от предметов к человеку.)
Ответы: врач (шапочка с крестом, шприц, стетоскоп); скрипач (скрипка, ноты); повар (поварской колпак, половник, кастрюля); хоккеист (хоккейный шлем, клюшка); турист (рюкзак, фонарь, компас).
14. Задание «Найди отличия».
Учитель задает пару предметов с общим названием, а дети должны найти между ними отличия.
- Два маленьких зверя осенью в лесу запасались грибами на зиму. Как догадаться, что один из них ежик? (У ежика колючки.)
- По улице ехали две белые машины. Как догадаться, что одна из них - «скорая помощь»? (У нее красный крест и мигалки.)
- Росло 2 дерева. Как догадаться, что одно из них береза? (У березы белый ствол.)
- В огороде гуляли 2 птицы. Как догадаться, что одна из них -петух? (У него гребешок, разноцветный хвост и шпоры на лапах.)
- Во дворе встретились 2 мальчика. Как догадаться, что один из них - школьник? (У него портфель.)
- Встретились на улице две женщины. Как догадаться, что одна из них - почтальон? (У нее почтовая сумка.)
- В театре стояли двое мужчин. Как догадаться, что один из них -дирижер? (У него дирижерская палочка.)
*15. Загадки, задачи-шутки.
1) Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу? (Очки.) С. Маршак
2) Крыластый, горластый,
Красные ласты. (Гусь.)
3) У двух матерей
По пяти сыновей. (Руки и пальцы.)
4) По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца.)
5) Сер. да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осел.)
6) Пятак есть, да ничего не купит (Свинья.)
7) Через море-океан
Плывет чудо-великан,
А ус во рту прячет. (Кит.)
8) Нога в земле,
Голова на воздухе,
Туловище в воде. (Камыш.)
9) Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Пруд.)
10) Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта, как мед,
А вкус не тот. (Репа.)
11) Сидит Ермолка
На одной ножке,
На нем сто одежек
И все без застежек. (Капуста.)
12) Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)
13) С ногами - без рук,
С боками - без ребер,
С сиденьем - без живота,
Со спиной - без головы. (Стул.)
14) Мальчик-с-пальчик,
Бел кафтанчик,
Шапочка красненькая. (Гриб.)
15) Стоят столбы белы
На них шапки зелены. (Березы.)
16) Стоят в поле сестрички -
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки.)
17) Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине сладко. (Слива.)
18) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
19) Сидит на окошке кошка, И хвост, как у кошки,
И нос, как у кошки, А не кошка. (Кот.)
20) Шло с поля мычало,
Несло на шее бренчало.
Вдруг навстречу ему брехало!
Раскрыло свое кусало
И закричало!
А мычало
Подняло махало,
Выставило бодало
И пошло на брехало.
А оно поджало виляло
И прочь побежало. (Корова и собака.)
22) На вилах ящик,
На ящике махало,
На махале кивало,
На кивале зевало,
На зевале сморкало
На сморкале зеркала,
На зеркалах поле,
За полем роща. (Человек.)
22) У кого усы длиннее ног? (У таракана.)
23) Кто с усами родится? (Котенок.)
24) Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда высовывает ее из окна на улицу или за дверь.)
25) Кто на себе свой дом носит? (Улитка, черепаха.)
26) Гусь на одной ноге весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? (2 кг, даже если встанет на голову.)
27) Сколько углов у стола? (Дети должны обратить внимание, что не сказано, о каком столе идет речь: у треугольного - 3, у четырехугольного - 4, а у круглого и овального - вообще нет углов.)
Сколько углов у квадратного стола? (4)
Сколько углов будет у этого стола, если отпилить один угол? (Будет 5 углов - объяснить чертежом на доске.)
28) Что нельзя съесть у бублика? (Дырку.)
29) Может ли быть у двух велосипедов 5 колес? (Может, если один из них трехколесный.)
30) Какой месяц короче всех? Почему? (Февраль - имеет 28 или 29 дней. Май - имеет всего 3 буквы.)
31) В поезде 15 вагонов. Который из них средний? (8-й. Пояснить рисунком на доске.)
32) В электричке 8 вагонов. Вася сел в 4-й вагон от начала электрички, а Гриша - в 4-й от конца. В одном ли вагоне они едут? (В разных. Пояснить рисунком на доске.)
Домашнее задание. Задание 28 в тетради.
Ученики должны рассмотреть рисунки, узнать названия сказок и их героев и определить, чего не хватает у этих героев.
Если это возможно, то дорисовать недостающие предметы. Можно разобрать на уроке 1-2 картинки (см. пункт 1.1. следующего урока). |