Урок 3 Состав предметов



Скачать 95,05 Kb.
Дата26.08.2015
Размер95,05 Kb.
Урок 3

Состав предметов

Цели:

1. Познакомить детей с понятием составных частей предметов.



2. Научить описывать и определять предметы через их со­ставные части.
Предварительная подготовка:

Принести зубную щетку, чашку с ручкой, гвоздь, записную книжку.

Ход урока:

1. Повторение.

1) Проверка домашнего задания 18 в тетради.

Дети называют ошибки художника, но учитель должен имитиро­вать непонимание, например: дети говорят, что синих листьев на де­ревьях не бывает, но учитель не соглашается: «Но ведь на картинке изображена осень, поэтому все деревья стоят разноцветные: желтые, оранжевые, красные, синие». Дети объясняют, что осенью деревья все равно не могут быть синими.



Учитель: Тогда и зеленое дерево не может быть.

Дети возражают: «Елка зеленая и летом, и осенью, и зимой, и вес­ной». И т.п.

*2) Затем рассматриваются и обсуждаются рисунки детей: что в них нарисовано неправильно. Можно оценить 2-3 работы.

3) Любая игра по предыдущей теме.



Учитель: На прошлом уроке мы рассматривали различные пред­меты и описывали их признаки, т.е. объясняли, какой это предмет. А сегодня мы поговорим о том, из чего состоит предмет, т.е. о его со­ставных частях. Есть предметы очень простые, например, мячик, кусо­чек сахара, карандаш. А есть предметы очень сложные, у них много со­ставных частей, например, телевизор, компьютер, машина и т.п. И сегодня мы научимся описывать и определять предметы через их со­ставные части.

2. Задание 19 в тетради.

Дети называют предмет и перечисляют, из чего он состоит (види­мые части): велосипед (корпус, колеса, цепь, педали, руль, багажник, звоночек); слон (туловище, голова, уши, хобот, ноги, хвост, бивни).



3. Задание 20 в тетради (самостоятельно).

Ученики называют предмет и его части, затем раскрашивают их требуемым цветом. Можно оценить 2-3 работы.



4. Игра «Из чего состоит предмет».

1) Учитель показывает детям очередной предмет, а ученики пере­числяют его составные части.



Примеры:

а) зубная щетка (ручка, щетинка);

б) чашка (корпус, ручка);

в) гвоздь (ножка, шляпка);

г) записная книжка (обложка, листы);

д) стул (сиденье, спинка, ножки);

е) часы учителя (корпус, стрелки, стекло, ремешок).

2) Учитель просит детей представить себе называемый предмет и перечислить его составные части.



Примеры:

а) банан (кожура, мякоть);

б) орех (скорлупа, ядро);

в) сковорода (корпус, ручка и, может быть, крышка);

г) кресло (сиденье, спинка, ножки, подлокотники);

д) гриб (корень, ножка, шляпка);

е) петух (туловище, лапы, крылья, голова, хвост, гребешок);

ж) черепаха (туловище, лапы, голова, хвост, панцирь).

5. Задание 21 в тетради (самостоятельно). Аналогично предыдущим заданиям и игре. Ответы:

а) у чайника - корпус, носик, ручка, крышка;

б) у дерева - корень, ствол, ветки, листья:

в) у рыбы – туловище, голова, хвост, плавники. Можно: оценить 2-3 работы.

6. Задание 22 (а, б. в) в тетради.

Дети должны заметить, что в каждой строке и в каждом столбце обязательно должны быть, треугольник, квадрат и круг. Если какой-то из этих фигур не хватает, значит, именно ее и нужно нарисовать в пустой клетке.



Ответы: а) треугольник;

*б) в)
























































7. Задание 23 в тетради.

Выполняя задание, ученики должны исследовать каждый фартук: наличие на нем каких-либо предметов означает обязательное наличие их и на других фартуках.



Ответ: сверху - цветочек, посередине - грибок, а также 3 листоч­ка и 4 ягодки.

8. Задание 24 в тетради.

Ученики еще раз описывают предмет через его составные части. У часов: корпус, крышка, циферблат, маятник, гири. А фигуры, из которых состоит рисунок: прямоугольник, квадрат, треугольник, два круга, 2 овала.



Учитель: Мы научились находить у предмета его составные части. А теперь попробуем найти предмет по его признакам и составным ча­стям.

9. Игра «Угадай предмет» (физпауза: кто первым угадал - встает).

(См. пункт 9 предыдущего урока.) Но в данном случае, описывая предмет, учитель перечисляет не только его признаки, но и его составные части (характерные, т.е. отличающие его другого подобного предмета). Примеры:

- зверь, хищный, рыжего цвета, с большим пушистым хвостом са);

- птица, водоплавающая, с большим клювом, похожим на мешок пеликан);

- ягода, красного цвета, с косточкой внутри (вишня или черешня);

- дерево, лиственное, с белым стволом (береза);

- гриб, съедобный, с красной шляпкой (подосиновик);

- человек, с кистями и красками (художник или маляр).



*10. Задание 25 в тетради (самостоятельно). Аналогично предыдущей игре.

Ответ: заяц.

Можно оценить 2-3 работы.



11. Задание 26 в тетради.

Разбирается аналогично заданию 13 предыдущего урока (см. пункт 11 предыдущего урока).



Ответ: чайник, его и надо обвести.

*12. Игра «Это есть у......

Учитель называет какую-либо составную часть предмета или жи­тного, а ученики должны придумать как можно больше предметов живых существ, у которых эта часть есть.



Примеры:

- зубья (у граблей, у расчески, у вилки и т.п.);

- иголки (у ежа, у дикобраза, у елки, у портного и т.п.);

- корни (у растений, грибов, зубов, слов и т.п.);

- крылья (у птиц, у самолета, у мельницы, у некоторых насекомых: бабочек, стрекоз, жуков, комаров и т.п.);

- панцирь (у черепахи, у броненосца);

- ласты (у моржа, тюленя, дельфина, водолаза);

- язык (у всех зверей, человека, у костра, у ботинок и т.п.);

- большие длинные уши (у зайца, у осла, у кенгуру и т.п.);

- гребень (у петуха, у волны, у каждого человека в виде расчески).



13. Задание 27 в тетради.

Ученики должны подобрать нужные предметы для каждого челове­ка. (Можно провести стрелочки от предметов к человеку.)



Ответы: врач (шапочка с крестом, шприц, стетоскоп); скрипач (скрипка, ноты); повар (поварской колпак, половник, кастрюля); хокке­ист (хоккейный шлем, клюшка); турист (рюкзак, фонарь, компас).

14. Задание «Найди отличия».

Учитель задает пару предметов с общим названием, а дети долж­ны найти между ними отличия.

- Два маленьких зверя осенью в лесу запасались грибами на зиму. Как догадаться, что один из них ежик? (У ежика колючки.)

- По улице ехали две белые машины. Как догадаться, что одна из них - «скорая помощь»? (У нее красный крест и мигалки.)

- Росло 2 дерева. Как догадаться, что одно из них береза? (У бере­зы белый ствол.)

- В огороде гуляли 2 птицы. Как догадаться, что одна из них -петух? (У него гребешок, разноцветный хвост и шпоры на лапах.)

- Во дворе встретились 2 мальчика. Как догадаться, что один из них - школьник? (У него портфель.)

- Встретились на улице две женщины. Как догадаться, что одна из них - почтальон? (У нее почтовая сумка.)

- В театре стояли двое мужчин. Как догадаться, что один из них -дирижер? (У него дирижерская палочка.)

*15. Загадки, задачи-шутки.

1) Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу? (Очки.) С. Маршак

2) Крыластый, горластый,

Красные ласты. (Гусь.)

3) У двух матерей

По пяти сыновей. (Руки и пальцы.)

4) По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Овца.)

5) Сер. да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь. (Осел.)

6) Пятак есть, да ничего не купит (Свинья.)

7) Через море-океан

Плывет чудо-великан,

А ус во рту прячет. (Кит.)

8) Нога в земле,

Голова на воздухе,

Туловище в воде. (Камыш.)

9) Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая. (Пруд.)

10) Кругла, а не шар,

С хвостом, а не мышь,

Желта, как мед,

А вкус не тот. (Репа.)

11) Сидит Ермолка

На одной ножке,

На нем сто одежек

И все без застежек. (Капуста.)

12) Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

13) С ногами - без рук,

С боками - без ребер,

С сиденьем - без живота,

Со спиной - без головы. (Стул.)

14) Мальчик-с-пальчик,

Бел кафтанчик,

Шапочка красненькая. (Гриб.)

15) Стоят столбы белы

На них шапки зелены. (Березы.)

16) Стоят в поле сестрички -

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки.)

17) Синий мундир,

Желтая подкладка,

В середине сладко. (Слива.)

18) Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

19) Сидит на окошке кошка, И хвост, как у кошки,

И нос, как у кошки, А не кошка. (Кот.)

20) Шло с поля мычало,

Несло на шее бренчало.

Вдруг навстречу ему брехало!

Раскрыло свое кусало

И закричало!

А мычало

Подняло махало,

Выставило бодало

И пошло на брехало.

А оно поджало виляло

И прочь побежало. (Корова и собака.)

22) На вилах ящик,

На ящике махало,

На махале кивало,

На кивале зевало,

На зевале сморкало

На сморкале зеркала,

На зеркалах поле,

За полем роща. (Человек.)

22) У кого усы длиннее ног? (У таракана.)

23) Кто с усами родится? (Котенок.)

24) Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда высовыва­ет ее из окна на улицу или за дверь.)

25) Кто на себе свой дом носит? (Улитка, черепаха.)

26) Гусь на одной ноге весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? (2 кг, даже если встанет на голову.)

27) Сколько углов у стола? (Дети должны обратить внимание, что не сказано, о каком столе идет речь: у треугольного - 3, у четырех­угольного - 4, а у круглого и овального - вообще нет углов.)

Сколько углов у квадратного стола? (4)

Сколько углов будет у этого стола, если отпилить один угол? (Будет 5 углов - объяснить чертежом на доске.)

28) Что нельзя съесть у бублика? (Дырку.)

29) Может ли быть у двух велосипедов 5 колес? (Может, если один из них трехколесный.)

30) Какой месяц короче всех? Почему? (Февраль - имеет 28 или 29 дней. Май - имеет всего 3 буквы.)

31) В поезде 15 вагонов. Который из них средний? (8-й. Пояснить рисунком на доске.)

32) В электричке 8 вагонов. Вася сел в 4-й вагон от начала элек­трички, а Гриша - в 4-й от конца. В одном ли вагоне они едут? (В разных. Пояснить рисунком на доске.)

Домашнее задание. Задание 28 в тетради.

Ученики должны рассмотреть рисунки, узнать названия сказок и их героев и определить, чего не хватает у этих героев.



Если это возможно, то дорисовать недостающие предметы. Можно разобрать на уроке 1-2 картинки (см. пункт 1.1. следующего урока).


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница