Мдоу «Центр развития ребенка – детский сад №16 «Родничок»» «Использование нетрадиционных видов рисования для развития творческих способностей дошкольников»



Скачать 54,37 Kb.
Дата26.08.2015
Размер54,37 Kb.
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Родничок»»

«Использование нетрадиционных видов рисования для развития творческих способностей дошкольников»

(доклад из опыта работы)



Воспитатель: Лоскутова Л.Н.

Моршанск 2011г.

Всем известно, что дети очень любят рисовать. Это и понятно – ведь изобразительная деятельность является одним из способов самовыражения ребёнка. Чтобы научить малыша рисовать, недостаточно дать ему в руки кисть или карандаш. Важно показать, как с помощью этих средств можно изобразить те или иные явления и предметы. Поэтому воспитателю необходимо самому много рисовать, давая детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа. Дети наблюдают за рисунком воспитателя и начинают ему подражать. Но не всё и не всегда получается у них так, как хочется. Иногда даже самая маленькая неудача приводит к тому, что дети боятся выражать свои впечатления через рисунок, страшатся результатов и совсем отказываются рисовать. В такой ситуации большую помощь воспитателю может оказать использование нетрадиционных приёмов рисования. О применении некоторых из них в своей работе я хочу рассказать.

С «необычными» приёмами рисования я начинаю знакомить детей ещё во II младшей группе. Показываю им, как можно рисовать без кисти и карандаша – пальцем. Дети всегда с удовольствием «гуляют» пальчиками по цветным лужицам на листе бумаги и оставляют разноцветные следы. Потом придумывают, кто здесь прошёл, чьи это следы. Это помогает детям раскрепоститься, снять эмоциональное напряжение, почувствовать в себе силы и уверенность. Таким способом мы рисовали дождик, цветы, листочки, ягоды, бусы и т.д.

Получив первый опыт необычного «общения» с краской, дети пришли в восторг от результатов своей работы, у них проявился устойчивый интерес, желание научиться другим интересным способам рисования.

Затем я учила с детей рисовать ладонью и кулачком. В результате получились тучки, весёлое солнышко, снежные сугробы, птицы, перчатки, цветы и др. Также продолжала учить другим способам рисования пальцем: ребром и несколькими пальцами сразу (деревья, кустики).

Далее познакомила детей со способами рисования печатками, листьями растений, цветками, шишками, полосками. Использование этих материалов даёт возможность быстро получить красивое изображение, создать удивительно интересный художественный образ. Рисуя таким способом, дети составляли красивые букеты, композиции, орнаменты декоративных тарелок, салфеток. Также получались всевозможные птицы и рыбки, деревья и кусты.

Всё больше дети увлекались такими интересными способами изображения, интересовались, как ещё можно рисовать. Следующий приём рисования, с которым я познакомила детей – это рисование мятой бумагой и тычком. Это способ удивительно быстро позволяет создать необыкновенно красивую крону деревьев и кустов, образы луга, моря, лёгких облаков, оперение птиц и многое другое. Наряду с мятой бумагой можно также использовать кусочки поролона или плотной ткани.

Большой интерес у детей вызвали приёмы рисования крашеными опилками, песком, крупой, измельчёнными пенопластом, яичной скорлупой и фольгой, мелко нарезанными нитками, карандашной пылью и стружкой. С помощью этих материалов можно создать любой образ, сделав его наиболее выразительным за счёт объёмности материала, а техника выполнения работы очень проста и доступна каждому.

Затем я познакомила детей со способами рисования по мокрому, по мыльной пене, по клейстеру. Выполняя рисунок в этих техниках, можно получить очень необычные изображения с различными очертаниями или абстрактные художественные образы, иногда требующие детального дополнения: поле, луг, облака на небе, мокрая пучина и т.д. Полёт детской фантазии здесь неограничен.

Рисуя с детьми по мокрой бумаге, получали интересные изображения с «прожилками» - цветы, листья, бабочки и т.д.

Очень заинтересовались дети приёмами симметричной и сдвижной монотипии. Первый из них очень хорош для быстрого рисования симметричных объектов – цветы, деревья, бабочки, игрушки и т.д. Второй даёт возможность посмотреть на одно изображение по-разному: поворачивая лист, мы можем рассмотреть разные образы, выбрать наиболее понравившейся и дорисовать недостающие детали. Вариантов здесь может быть очень много.

Далее показала детям приём рисования крашеной нитью. Очень быстро и просто получаются необыкновенные цветы, бабочки, веточки и даже самые неожиданные образы.

Также учила рисовать способом набрызга. Дети очень удивились, когда увидели зубные щетки. Но после окончания работы были довольны результатами и захотели ещё что-нибудь изобразить таким способом.

Рисовали с детьми и зубной пастой. Сначала они не поверили, что можно рисовать и этим материалом. Но когда попробовали, то пришли к выводу, что это очень интересно и просто, получаются очень красивые зимние картины. А если пасту местами оставлять толстым слоем, то получается очень похоже на снежные шапки на ветках деревьев и наметенные ветром сугробы. Картина получается не только красивая, но и ароматная.

Не меньше удивил детей и приём кляксографии. Очень интересно было раздувать с помощью трубочки цветные кляксы. Разными были рассказы детей о получившихся изображениях: одни увидели причудливые деревья, другие страшных чудовищ, третьи обломки разбитых кораблей и т.д.

Понравился детям и приём граттажа. Только придумай будущую картинку и царапай стекой или деревянной палочкой. Интересно, легко и красиво получается, когда из-под одной краски появляется другая, создавая задуманный образ.

Наиболее трудоёмким , требующим большого терпения и старания, оказался приём ниткописи. Это не так-то просто – разложить «непослушные» нитки в нужном направлении, чтобы получить нужную картинку. Но детям очень хочется увидеть это «волшебство», как нитки, без клея, смогут удержаться даже на вертикально поднятой бархатной основе.

Нетрадиционных приёмов рисования очень много. Каждый из них по-своему интересен, оригинален, любим детьми, если они им владеют.

Хочется отметить, что их применение в работе с детьми позволяет развить не только художественно-творческие способности, но и активизировать речевую и мыслительную деятельность детей. Это даёт возможность детям проявлять свою фантазию, воображение, своё видение окружающего мира, помогает проявить свою индивидуальность, поверить в собственные силы.

Считаю, что эту работу необходимо проводить со всеми детьми, ведь имеет право на развитие своих способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ашиковы В.и С. «Семицветик», Роспедагент, 1997.

«Страна чудес. Рисование.», М, 1998.

«Совместная творческая деятельность педагога и детей в программе «Семицветик», Д/в № 1 - 1999.

2.Борисова Н. «Новый подход в проведении занятий», Д/в № 4 – 1990.

3.Горынина Н. «Рисуйте, что хотите», Обруч № 6 – 1999.

4.Грушина Л.В. «Батик», М, 2000.

5.Доронова Н. «Учите детей рисованию, лепке, аппликации».

6.Колобова Л. «Путешествие по стране Рисовании», Д/в № 4 – 1994.

7.Копцева Т. «Природа и художник», Обруч № 1 – 2000.

8.Нищева Н.В. «Разноцветные сказки», Д-пресс, 2001.

9. Рогаткина Т. «Шишкой, маком, колосочком…», Д/в № 7 – 2000.

10.Трифонова М. «О детском рисунке как форме игры», Д/в № 2 – 1996.

11.Шклярова М. «Рисуйте в нетрадиционной технике», Д/в № 11 – 1995.



«Учите детей рисовать легко и быстро», Д/в № 5 -1995.

12.Юркова Н. «Нет ошибок в рисовании», Обруч № 2 – 1999.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница