Большая охота на короля



Скачать 87,22 Kb.
Дата26.08.2015
Размер87,22 Kb.
Авторы: Попкова Анна Александровна, Рябов Сергей Викторович – педагоги дополнительного образования
Тема занятия: Большая охота на короля
Возраст обучающихся: Подготовительная группа, 6 лет
Продолжительность мероприятия: 30 минут
Цель: ознакомление обучающихся с новым шахматным термином – мат и техникой рисования «набрызг».
Задачи
Обучающие:


  1. Ознакомление с шахматным термином – мат королю;

обучение постановке мата.

  1. Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования

  2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

  3.  Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными

движениями);

  1. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в

обществе и жизни каждого человека

  1. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  1.  Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира

природы поведения;

  1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

  2. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных

представлений;
Воспитывающие:


  1. Содействовать приобщению обучающихся к произведениям искусства.

  2. Приобщение к музыкальному искусству.


Развивающие:


  1. Развитие мышления, навыков применений знаний на практике

  2. Развитие памяти при постановке мата королю, внимания и быстроты реакции в условиях проблемной ситуации;

  3. Развитие игровой деятельности детей;

  4. Развитие продуктивной деятельности детей

  5. Развитие детского творчества;

  6. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.


Форма занятия: интегрированное
Тип занятия: получение новых знаний
Оборудование к занятию:
Для обучающихся: комплекты шахмат, лист А4, трафареты, зубные щетки, кисточки, черная гуашь.

Для педагога: демонстрационная доска, репродукции иллюстрации работ художницы, оформление комнаты.


Методическое обеспечение:
дидактические карточки, книги, конспект занятия.
Медиаматериалы: презентация, ноутбук, колонки, проектор.
Литература:


  1. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. - М.: Физкультура и спорт, 1972г.

  2. Дорофеева А. Г. Шахматная лесенка. – М.: Дорофеева Анна Геннадьевна, 2012г.

  3. Журнал «64 Шахматное обозрение», № 23, М: Советский спорт, 1983 г.

  4. www.chess555narod.ru, www.gtrk-kurgan.ru, www.zauralsport.ru, www.kurgan-chess.ru.


Структура:
1. Организационный момент. (2 мин.)

2. Сообщение нового материала. (10 мин.)

3. Физминутка. (5 мин.)

4. Практическая работа. (10мин.)

5. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)
Ход занятия:


  1. Оргмомент

Дружно взялись за руки, улыбнулись друг другу. (Слайд 1)



Тут затеи, и задачи,

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаем всем удачи – 

За работу, в добрый час! (Слайд 2)


  1. Повторение


Сегодня у нас необычное занятие - интегрированное (совместное). И его проведут два педагога: Попкова А.А. и Рябов С.В.


    1. Разминка

Объясни картинку. Что на ней изображено? (Слайд 3)

Загадка:

Это есть не пораженье,

Не фиаско, и не крах,

А всего лишь нападенье –

Королю объявлен… (шах)


    1. Повторение пройденного материала.




  1. Что такое шах?

  2. Какие, Вы, знаете способы защиты короля от шаха? (Слайд 4,5,6)




  1. Ознакомление с новым материалом

Сегодня познакомимся с шахматным термином – мат.

Положение, когда от шаха нельзя ни закрыться, ни отойти в сторону, ни съесть объявившую шах фигуру, называется матом. Иными словами,

мат – это шах, от которого нет защиты. (Слайд 7)

Мат королю – это главная цель шахматной партии, и ее результат.

Когда одна сторона поставила мат королю сопернику, то шахматная партия заканчивается, и сторона, поставившая мат, объявляется победителем в данной партии. (Слайд 8)

Загадка:


Если в шахматы играешь,

То, конечно, это знаешь –

Будет лучший результат,

Если ты поставишь…(мат)


4.Закрепление нового материала


  1. Решение шахматной задачи

Итак, открывается большая охота на …

Загадка:

Быть особо защищённым –

У него такая роль,

Это правило резонно,

Потому что он -…(король)

Открывается большая охота на короля (Слайд 9) музыка

Давно ли было, недавно ли, но в городе Вена – столица Австрии, очень любили играть в шахматы и там, же была сыграна красивая партия между двумя шахматистами. (Слайд 10)

Представляю действующих лиц этого драматического поединка: (Слайд 11)



Рихард Рети – родился в Чехии, шахматный мыслитель, теоретик, гениальный этюдист, его именем назван шахматный дебют - Дебют Рети.

Савелий Тартаковер – родился в Ростове-на-Дону, но жил в Австрии, Франции, шахматный мыслитель, теоретик, журналист и очень остроумный человек.

(Слайд 12) А теперь мы рассмотрим окончание шахматной партии, которую сыграли два замечательных шахматиста, шахматных волшебника, которые подарили нам такую красивую партию: Рихард Рети и Савелий Тартаковер.

Возникшая позиция после 8-го хода.

Найдите ход, как белые могут выиграть партию? (Слайд 13,14,15,16)

А теперь решите кроссворд (Слайд 17) музыка

Првильно ли Вы ответили на задание кроссворда? (Слайд 18)
Физминутка: ( Слайд 19) музыка
Перед напольной шахматной доской обучающиеся становятся друг за другом по росту, держась за впереди стоящего за пояс и выполняют действия по команде, ходят друг за другом как шахматные фигуры (слон и ладья), усаживаются за столы.


  1. Рисование шахматной фигуры «король»

А вы знаете, что не все шахматисты только играют в шахматы?

Я знаю одну знаменитую шахматистку Галину Ивановну Сатонину как казанскую художницу. (Слайд 20)

Она сначала очень долго играла в шахматы и так полюбила эту игру, что начала рисовать шахматы и все что связанно с шахматной игрой. Давайте посмотрим на ее картину, у нее очень много работ, но мы посмотрим одну из них. Мы посмотрим фрагмент картины «Поражение». (Слайд 21)

Скажите, какая фигура изображена на этой картине? (король) Да, самая главная фигура в шахматах – король! Именно без короля не начинается ни одна шахматная партия и заканчивается игра, когда королю поставлен мат. Посмотрите на эту картину, что здесь изображено? (Король и шахматы на шахматном поле)

А что происходит, какое действие? (Король проиграл). Что об этом говорит? Посмотрите на фигуру короля, какая она?( он опустил голову, его оружие упало, лежит на полу) А на заднем плане что?(темные, тревожные тучи) А на полу рядом с королем что?(разбросаны разные шахматные фигурки).

Вот видите, она не просто изображает шахматные фигуры, а изображает действие, движение, вот смотрим мы на картину и можем догадаться, что же там происходило, какое действие. Давайте мы с вами тоже нарисуем короля!

А вы знаете что она рисовала не обычным образом, она работала в технике набрызга, с помощью красок, зубной щетки и трафаретов – это все средства, которыми она пользовалась. (Слайд 22)

И мы с вами тоже попробуем сегодня нарисовать короля с помощью этой техники. Этой техникой мы уже пробовали работать. Но для начала давайте сделаем разминку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
По тропинке шел король,

По дорожке шел король,

Шел король по горам

И пришел он в гости к нам.

(дети имитируют ходьбу короля

пальцами по столу)

Сейчас я вам раздам трафареты с помощью которых мы с вами попробуем нарисовать шахматного короля. (Слайд 23)

Теперь давайте возьмем листочек и согнем его пополам. (Слайд 24)

Как мы это сделаем? Соединяем кончики листочка и сгибаем, теперь разгибаем. У нас получилось две половинки. Положим на серединку одной половинки, вот такой трафарет, на другую сторону положим вот этот трафарет. (Слайд 25) Итак, все к работе мы приготовили, трафареты разложили.

Теперь давайте повторим технику работы с зубной щеткой. (Слайд 26)

Щетку берем в левую руку, а кисточку в правую. Другой стороной кисточки, той где нет ворса, проводим по щетинкам на себя, при этом Щетку держим под небольшим углом к листу бумаги. Достаточно близко к нему. При этом сидим прямо, спинки выпрямили. Попробовали. Получилось. Теперь тоже самое будем делать только с краской. Макаем кисточку в черную краску и делаем тоже самое над листочком с трафаретами. (Слайд 27, 28)

Скажите ребята, как вы думаете, почему мы взяли черный именно цвет, а например не желтый и не синий? (потому что шахматные фигуры у нас белые и черные только бывают). Этим способом вы должны обрызгать трафарет белой фигуры так чтобы его контуры не были видны. (Слайд 29) (музыка)

Одну сторону сделали. Переходим к другой стороне, этот трафарет вы должны забрызгать так чтобы, вырезанный силуэт фигурки стал черным. (Слайд 30)

Итак, все закончили, теперь давайте отложим кисточки и щеточки на салфеточку, и аккуратно постараемся убрать наши трафареты. (Слайд 31,32)

Посмотрим что получилось. (Слайд 33)

Молодцы ребята все справились с заданием.


  1. Подведение итогов.

Что нового вы сегодня узнали в шахматной игре? (как поставить мат королю) (Слайд 34)

Что такое мат? (это шах, от которого нет защиты)

Какой фигуре ставится мат? (королю)

Возможно ли продолжение игры после того как поставили мат королю? (нет)

С помощью каких материалов и инструментов вы изображали короля? (трафареты, краска черная, зубная щетка, кисточка, лист А4)



Как называется техника, в которой мы работали? (техника «набрызга»)
Рефлексия.
А сейчас подойдите к напольной доске и те, кому понравилось занятие, займите белое поле, а кому было трудно, пусть займут чёрное поле.

(Слайд 35)


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница