Опыт разработки коррекционно-развивающей программы



Скачать 83,53 Kb.
Дата26.08.2015
Размер83,53 Kb.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Опыт проектирования коррекционно-развивающей программы по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста представлен доцентом кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ Самсоненко Людмилой Сергеевной по авторским материалам логопеда МБДОУ №5 п. Адамовка А.К. Абатуровой.


Актуальность проблемы. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слова) может быть возможна только при опережающем формировании фонематических процессов.

Сформированные фонематические процессы являются залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Нарушения фонематических процессов приводят к смешению звуков и заменам, что в дальнейшем может отразиться на письме. Без достаточной сформированности основ фонематической системы языка невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа – операции мысленного расчленения на составные фонемы различных звукокомплексов.

Фонематические процессы формируются у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения является то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошо развитым фонематическим слухом рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недостаточно развитымфонематическим слухом страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково.



Главное. Данная программа направлена на формирование полноценной фонематической системы языка у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна. Доминирующей в программе является социально-коммуникативная область (в соответствии с ФГОС ДО), которая интегрируется с образовательными областями «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие» направлений развития детей дошкольного возраста.

Цель: формирование полноценной фонематической системы языка у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать неречевой и речевой слух;

- формировать фонематические представления;

- развить простые и сложные формы звукового анализа;

- формировать навыки звукового синтеза;

- расширять знания детей об окружающем мире;

- расширять словарный запас ребёнка;

- воспитывать умение слышать собственную речь и речь окружающих.

Планируемые результаты:

скоординированность работы органов артикуляционного аппарата,

соответствующий возрастным нормам уровень развития речевого и неречевого слуха,

сформированность фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза,

расширение знаний и представлений детей об окружающем мире,

обогащение лексического запаса детей.



Структура программы представлена:

  • пояснительной запиской (обоснование актуальности проблемы формирования полноценной фонематической системы языка, цель, задачи, планируемые результаты, возрастные особенности, принципы и подходы реализации программы, формы подведения итогов);

  • содержательным разделом (организация опыта освоения содержания Программы; тематическое планирование образовательной деятельности по программе; содержание психолого-педагогической работы).

  • организационным разделом (педагогические технологии, реализуемые в программе; требования к материально-техническому обеспечению программы; информационное обеспечение);

  • литературой, используемой в процессе разработки программы.

Содержание программы

Содержание Программы представлено тремя модулями:

      1. Неречевой слух.

      2. Речевой слух.

      3. Звуковой анализ и синтез.

Первый модуль содержит темы: «Какие звуки нарушают тишину?», «Звуки музыки», «Голоса животного мира», «Весёлый ритм».

Второй модуль содержит темы: «Мир игрушек», «В гостях у гномов», «Поиграем с Незнайкой», «Озорные звуки».

Третий блок содержит темы: «Слово делится на части», «Мы самые внимательные», «Улица звуков», «На цветочной полянке», «Увлекательный счёт», «Всё должно быть по порядку».

Формы и время работы. Программа рассчитана на 1 год. Работа проводится индивидуально 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20 минут.




Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации

Виды детской деятельности

  1. Неречевой слух




1.1

Какие звуки нарушают тишину?

20

Индивидуальные занятия, подгрупповые занятия (2-4 человека)



Игровая, речевая, познавательная



1.2

Звуки музыки

20

1.3

Голоса животного мира

20




Весёлый ритм

20

  1. Речевой слух

2.1

Мир игрушек

20

Индивидуальные занятия, подгрупповые занятия (2-4 человека)

Игровая, речевая, коммуникативная, двигательная, познавательная

2.2

В гостях у гномов

40

2.3

Поиграем с Незнайкой

20

2.4

Озорные звуки

40

  1. Звуковой анализ и синтез

3.1

Слово делится на части.

40

Индивидуальные занятия, подгрупповые занятия (2-4 человека)

Игровая, речевая, коммуникативная, коммуникативная, двигательная, познавательная

3.2

Мы самые внимательные

40

3.3

Улица звуков.

40

3.4

На цветочной полянке.

20

3.5

Увлекательный счёт.


40

3.6

Всё должно быть по порядку

80


Тематическое планирование образовательной деятельности

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Логопедические занятия проводятся в светлом уютном кабинете, который разделён на зоны. Основное их назначение: создание условий для сознательно-регулируемой деятельности, которая несёт в себе направленность коррекционного действия на речевое и психическое развитие, предусматривая его взаимодействие.

Зоны в логопедическом кабинете:

1. Зона индивидуальных занятий и занятий с микрогруппами (2-3 человека). Оборудование: настенное зеркало, стол, 3 стула, настенная полка для необходимых в ходе индивидуальных занятий пособий;

2. Консультативно-методическая зона: стол, 2 кресла для взрослых, настенная полка с необходимой литературой и папками по работе с родителями;

3. Зона учебно-игрового материала разделена по направлениям в логопедической работе:

- развитие дыхания, артикуляционной моторики;

Оборудование: набор игрушек и картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики; дыхательные тренажёры, игры на развитие дыхания (свистки, воздушные шары, «язычки»);

- воспитание правильного звукопроизношения: ватные палочки, салфетки бумажные, индивидуальные платочки, индивидуальные зубные щётки для массажа; предметные картинки для игр-звукоподражаний; предметные картинки, где отрабатываемый звук стоит в разных позициях; предметные картинки, названия которых имеют сложную слоговую структуру; альбомы «Звуки С-С’», «Звуки З-З’», «Звук Ц», «Звук Ш», «Звук Ж, «Звук Ч», «Звук Щ», «Звуки Л-Л’», «Звуки Р-Р’»; игры-бродилки для разных звуков; дидактические игры «Накорми Карлсона плюшками», «Чебурашка и апельсины», «Лунтик-художник», «Собери ягоды в корзинки» и др.

- развитие фонематических процессов: баночки с крупами, музыкальные инструменты, картотека материалов для дифференциации звуков, игры на определение места звука в слове («Посади пчелку на цветок», «Загони машину в гараж», «Посади лягушку на кувшинку» и др.)

- игры, пособия и методическая литература по развитию лексико-грамматических категорий;

- пособия для развития связной речи.


Литература.

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников/З.Е. Агранович. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 147с.

  2. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие/ Г.А. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144с.

  3. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н.И. Дьякова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.

4. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков: Методы и практические материалы/ В.А. Ковшиков. – СПб: КАРО, 2010. – 128с.

5. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами/ Л.В. Лопатина, Е.А. Логинова. – СПб: Издательство «Союз», 2005. – 192с.

6. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ под ред. Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.

7. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2012.

8. Османова Г.А. Логопед – родителям/ Г.А. Османова. – СПб.: КАРО. – 2009. – 192.

9. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь/ Т.А. Ткаченко. – М.: Книголюб, 2010. – 56с.

10. Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие: формирование и развитие. Логопедическая тетрадь/ Т.А. Ткаченко. – М.: Книголюб, 2010. – 57с.

11. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования/Министерство образования и науки РФ//Вестник образования. – 2013. –№ 24 . – 66 с.



12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (6-ой год жизни)/Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М.: Просвещение. – 2008. – 214с.

13. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников/ И.Н. Шевченко. – С.-Пб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128с.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница