Постановка звука Р



Скачать 138,41 Kb.
Дата26.08.2015
Размер138,41 Kb.
Колесникова Л.А. учитель-логопед ГКОУ «ЦПМСС»
Постановка звука Р.
Недостатки произношения звуков Р - Р называется ротацизмами. Это отсутствие звука или его искажение. Если фонема Р заменяется другой фонемой, такие нарушения называются параротацизмом.

Звук «р» наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка



Правильная артикуляция звука р.

Губы: открыты. (при постановке они в улыбке и напряжены)

Зубы: разомкнуты.

Язык: кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами),

боковые края прижаты к верхним коренным зубам,

переднесредняя часть спинки языка слегка прогибается,

задняя часть приподнимается к мягкому небу.

Воздушная струя: проходит посередине и  с силой подается на кончик языка, заставляя его вибрировать.

Голосовые складки: колеблются, производя голос.

Мягкий звук [Р] отличается от твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к твердому нёбу.

Характеристика звука "Р": согласный, ротовой, переднеязычный, сонорный, дрожащий, звонкий, твердый.

Согласные звуки ри р’по степени участия голоса относятся к сонорным.



По способу образования эти звуки дрожащие (вибранты).

По месту образования – переднеязычный (язычно-альвеольные). 

р– твердый, p’-мягкий.

Резонирует в ротовой полости.


Предрасполагающими факторами неправильного произношения звука «р» являются следующие:

  • -Укороченная подъязычная связка, ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка;

  • - Слабость мышц языка;

  • - Слабый напор воздушной струи;

  • - Нарушения фонематического слуха.

На момент работы над звуком Р диагноз поставлен и вы знаете в структуре какого дефекта у ребенка ротацизм, поэтому необходимо более подробно, внимательно изучить состояние органов артикуляции (язык узкий, вялый или чересчур напряженный, чтобы не было сопутствующих движений (язык вверх и губа вверх), куда идет воздушная струя….). Все эти проблемы надо устранить.

Артикуляционный аппарат более менее подготовлен, можно приступать к постановке.

Мы разберем способы постановки для звука Р:



- постановка звука от артикуляционного уклада с механической помощью;

- постановка звука от другого звука с механической помощью.



Самый простой способ: по подражанию

Мы можем использовать этот способ при ФФН. Имея фонематические нарушения, ребенок не слышит этот звук, поэтому не произносит. Создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.

Мы развиваем фонематический слух ребенка (мы учим ребенка слышать звук Р). Важно, чтобы ребенок не произносил этот звук. Проводим знакомые нам упражнения, игры…

- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Р, топни ногой, когда услышишь слог или слово со звуком Р, учитесь определять место звука Р в слове. Все он этот делает не произнося этот звук, только на слух, т.е. придумать слово со звуком Р – это задание не подойдет, можно найти картинку со звуком Р, но при этом он ее не называет. После того как ребенок научиться слышать этот звук, опираясь на слуховой образ и на зрительное восприятие артикуляции вызываем у ребенка звук Р.

Создается правильная артикуляция звука:

- губы в напряженной улыбке (напрягаются губы, напрягается язык)

-рот приоткрыт

- широкий язык поднят вверх

-кончик языка сильно прижат к альвеолам.

Ребенку предлагается воспроизвести сильный выдох на кончик языка. Можно дополнительно использовать тактильно-вибрационные ощущения.

Важно: избегайте, как и при любом способе постановки, называния звука (установили артикуляцию и говорите ребенку: скажи ррррр), ребенок непроизвольно возвращается к неправильно сформированному стереотипу.

После нескольких проб, звук возникает.

При диагнозе ФФН больше внимания мы будем уделять автоматизации и особенно дифференциации.

Следующий метод постановки звука: от артикуляционного уклада.

При каких видах нарушений мы можем использовать этот способ.

При функциональной дислалии, ФФН

Функциональная дислалия нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причины

• Неправильное воспитание речи ребёнка в семье. Иногда взрослые на протяжении длительного времени "сюсюкают" с малышом. В результате может надолго задержаться развитие правильного звукопроизношения;
Функциональная дислалия может возникнуть по подражанию. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи; общение с малолетними детьми может нанести вред.Развитию речи детей приносит вред и постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая речь;


  • Не всегда хорошо сказывается на развитие речи детей двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой;

  • Педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на речь ребенка

  • Дефекты звукопроизношения могут вызваны недоразвитием фонематического слуха.

  • Одна из причин функциональной дислалии может быть недостаточная подвижностьорганов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, не имеющая органического характера.Она может быть вызвана и неумением ребёнка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;

При этом способе постановки отрабатываются изолированные элементы артикуляционного уклада с помощью различных упражнений.

- Ребенок поднимает язык вверх, удерживает его в нужном положении при открытом рте. Важно: упражнение ребенок должен выполнять четко, с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости, без сопутствующих движений (упр. «Грибок»)

- Также отрабатывается напор сильной воздушной струи, направленной по середине язычка к кончику языка.

Отдельные элементы артикуляции объединяются и включаются в единый артикуляционный уклад. Ребенок, удерживая «Грибок» сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывает короткую вибрацию кончика языка.

Многократное повторение этого упражнения закрепляется звук.


Однако такими способами чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует или заменяется другим звуком.
Чаще к нам попадают дети с более тяжелыми патологиями.

Остановимся на механической дислалии.

Механическая (органическая) дислалия —нарушение звукопроизношения, вызванное дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Причины возникновения:


• Аномалии зубочелюстной системы: прогнатия, т.е. выступание верхней челюсти вперёд вследствие её чрезмерного развития по сравнению с нижней; прогения, т.е. выступание нижней челюсти по сравнению с верхней; открытый прикус, т.е. между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; боковой открытый прикус), неправильное строение зубов, например, при больших щелях между зубами язык в момент речи может просовываться в них, искажая звукопроизношение.

• Неправильное строение нёба. Узкое, высокое нёбо препятствует правильной артикуляции звука.

•Часто причиной механической дислалии является укороченная подъязычная связка.
• Механическая дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой или слишком маленький.

И какая при этом самая распространенная причина дефекта звука Р?-укороченная подъязычная уздечка и как следствие слабость мышц языка.

Уздечка может быть короткой и толстой, короткой и тонкой, может быть, что самой неприятное, прикрепленной к кончику языка, что мешает подъему языка вверх.

Если уздечка короткая и толстая или прикреплена к кончику языка, мы можем предложить родителям подрезать ее. Вы должны знать, как только ребенку подрезали уздечку, она чуть зажила, необходимо начинать ее растягивать, чтобы не произошла утяжка.

Но не всегда это возможно и не всегда есть в этом необходимость. В ряде случаев после проведения специальных упражнений, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость ее подрезки отпадает. Для растягивания уздечки используют различные, знакомые нам упражнения, а также пассивную гимнастику: ухватить язык платочком и подтягивать вверх, вниз, вперед. Используются зонды для растягивания уздечки. Можно предложить ребенку вылизывать половник, но, конечно, это дома с родителями. Этот этап лучше переложить на родителей: упражнения по растягиванию уздечки необходимо проводить каждый день, по нескольку раз в день и проще научить родителей выполнять упражнения, чтобы они выполняли дома. К вам ребенок приходит подготовленный.

При укороченной уздечки процесс постановки будет более длительным. Ребенку больше времени понадобиться, чтобы научиться удерживать широкий язык вверху. И при этом обязательно рот должен быть приоткрыт (на сколько позволяет уздечка). Для этого можно использовать различные приспособления. (зубную щетку без щетины, существуют роторасширители, можно использовать палец ребенка). Важно избежать вибрации при нижнем положении языка, иначе, процесс автоматизации будет затруднен, а введение языка в речь, возможно, и не произойдет.

Лучше больше времени уделить постановке, чем переходить к автоматизации приблизительного звука.

При укороченной уздечки обычно мы используем следующий способ постановки: механический.

При каком виде нарушений используется механический способ – дизартрия, дизартрический компонент (язык напряженный или вялый, малоуправляемый ребенком, воздушная струя слабая, и идет в щеки).

Или мы используем механический способ от опорного звука или от артикуляционного уклада.
Постановка звука Р с механической помощью от опорного звука:

Какие опорные звуки мы можем использовать?

Д

- З

- Ж

От звука «Д» (Чем удобен этот звук - язык вверху, есть легкое напряжение, звук звонкий)

- Ребенку предлагается широко улыбнуться, рот приоткрыт (рот приоткрывается на два пальца ребенка), кончик языка поставлен на альвеолы

- ребенку предлагается на одном выдохе многократно в быстром темпе с приоткрытым ртом проговаривать звук Д-Д (ДЫ-ДЫ, Д-Т) с более фиксированным произношением последнего звука (напряженный, широкий язык «стучит» по альвеолам, поэтому звук д получается не четкий); в это время шариковым зондом (шпателем, пальцем), подложенным под кончик языка, производить частые колебательные движения из стороны в сторону (в результате слышится рокочущий звук).

Я чаще всего для вызывания вибрации использовать шариковый зонд, но можно использовать и другие приспособления - коктейльная палочка, маленькие саночки, шпатель, соска надеть на палец, ватные палочки. Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными. У каждого свой любимый инструмент.

Что еще можно использовать для вызывания вибрации Палец ребенка.

Если вы используете палец ребенка, то вначале вы сами должны совершать движения его кистью (палец должен быть абсолютно прямым, иначе никакой существенной вибрации языка не возникнет). В дальнейшем он может действовать самостоятельно (по-прежнему следить, чтобы палец был прямым).

Ошибки:

- губы вялые, собираются в трубочку



- палец сгибается и язычок просто лежит на пальце

- непроизвольные движение головой.

Это то, чего надо избежать при постановке звука.

Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту (или вы подносили инструмент), как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает.



Постановка от звука З (что для нас важно: воздушная струя идет посередине языка на кончик языка, звонкость, минус – язык внизу), если ребенок чисто его произносит. Предлагаем ребенку

широко улыбнуться,

приоткрыть рот,

поставить язык за верхние зубы, и произнести ззз. – получается вот такой звук. В чем может возникнуть трудность. Если ребенку сложно самостоятельно, одновременно дуть на кончик языка и при этом удерживать язык, ему можно помочь. Можно использовать шариковый зонд или саночки. Поддерживаем зондом язык вверху и просим произнести ззз, стараясь вызвать нужный звук (механической помощью) и также совершаем колебательные движения. Тут важно контролировать, чтобы воздушная струя точно шла на кончик языка…Постепенно ребенок начинает самостоятельно удерживать язык, а логопед, слегка прикасаясь к языку, вызывает вибрацию.



Постановка звука "р" от звука "ж" (что важно: язык вверху и он звонкий) ставится при протяжном произнесении звук Ж. При этом способе постановке обратите внимание на губы – они должны быть не округлёнными, как при звуке Ж, а растянуты в улыбке. Язык перемещается несколько вперед, к деснам или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами. Механической помощью вызываем вибрацию.

Простановка звука Р с механической помощью от артикуляционного уклада:

- ребенку предлагается поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку»; затем плотно прижать к небу боковые края языка. Я обычно использую шариковые зонды (большим и указательным пальцами, пальцы ребенка); срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться свободными, следить, чтобы кончик языка был около передних зубов; с силой выдохнуть воздух с включением голоса (даем установку - произносим звук з-ж). Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Вибрация получилась, закрепляете ее. При этом можно постепенно убирать вспомогательные инструменты. Использовать один зонд.


Удобно работать над постановкой звука Р лежа без подушки (вам удобнее язык хорошо виден, ребенок расслабляется). Эффект еще достигается тем, что в положении лежа язык легче удержать вверху и он слегка напрягается и оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

Если нет возможности положить ребенка, можно сидя, слегка опрокинув, голову назад или предложить ребенку вытянуть шею вперед, что тоже напрягает язык.


Горловой звук.

Особенность - слабость мышц кончика языка и неправильная направленность воздушной струи вызывает вибрацию маленького язычка или мягкого неба. Нарушение твердого Р бывает велярное или увулярное. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса. При увулярном Р вибрируеттолько маленький язычок; вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом.

Ведется предварительная работа над развитием мышц языка и над направленностью воздушной струи. Способы постановки можно использовать любые. Но на что необходимо обратить внимание. Работу желательно начать с постановки одноударного звука Р – закрепить положение языка и вызывать вибрацию на шепоте, потому что есть опасность двойного звука. Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.
Одноударный звук Р
Обычно один из этапов постановки звука Р - одноударный звук Р.

Но бывают случаи, когда возможна постановка только одноударного звука Р (особенность языка)


Редко используемые способы постановки звука Р.
Постановка звука «р» от упр. «Болтушка»

Упражнение для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД (пылесосим) и при этом включаем звук. При правильном выполнении слышится звук Р.Важен напор и направленность воздушной струи.


Постановка Р из межзубного положения. 

Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя. 

Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».
В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!

Постановка звука [Р] на вдохе.

Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)
Еще один способ.

Ребенок ставит язык на альвеолы, рот приоткрыт, губы напряжены, ребенок произносит – зззз, под нижней челюстью есть ямочка, и логопед совершает колебательные движения.



Звук Pь.

После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. При произнесении звука Р предлагается ребенку придвинуть язык ближе к верхним зубам. При необходимости можно потренироваться от верхнего зь, зь, зь, произнесенного многократно и затем на длительность. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница