Сборник теоретических материалов по сестринскому делу в педиатрии Для преподавателей по разделу



страница1/5
Дата26.08.2015
Размер1,12 Mb.
  1   2   3   4   5
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Балашовское медицинское училище»

Сборник теоретических материалов по сестринскому делу в педиатрии



Для преподавателей по разделу «Сестринский процесс при различных заболеваниях у детей».

Специальность 0406 «Сестринское дело» количество часов: 10 учебных часов, курс - 3 семестр- 6 Преподаватель Уланова ТВ.

Утверждена на заседании ЦМК акушерства и педиатрии протокол № от «____________»


Балашов 2011


Содержание:

  1. Пояснительная записка

  2. Схема интегративных связей

  3. Цели изучения

  4. Содержание сборника теоретических материалов:

а) «Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания»

б) «Сестринский процесс при врожденных пороках сердца и ревматизме»;

в) «Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения»

г) «Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста»

  1. Словарь медицинских терминов

  2. Материально-техническое оснащение занятий

  3. Литература

  4. Приложение






Пояснительная записка

В системе медицинского образования предмет сестринское дело в педиатрии занимает значительное место в подготовке к самостоятельной работе медицинской сестры, которая требует от нее умения выявить проблемы и составить план сестринских вмешательств, дать рекомендации по дальнейшему наблюдению за больным ребенком.

В процессе обучения студент должен принимать профессиональные решения, анализировать, обобщать и оценивать возникшую ситуацию.

В качестве теоретического материала для обучения учащихся может быть использована данная работа.

В сборник теоретических материалов по сестринскому делу в педиатрии вошли следующие темы;

  • « Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания»;

  • « Сестринский процесс при врожденных пороках сердца и ревматизме»;

  • « Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыведения»;

  • « Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста».

В каждой теме указаны причинные факторы заболеваний, клинические симптомы, диагностические методы исследования, принципы лечения и ухода за больным ребенком. Отдельно выделены особенности сестринского процесса в зависимости от возникающих проблем. Даны рекомендации по наблюдению за больным ребенком.

Данный теоретический материал позволяет преподавателю раскрыть соответствующие темы, обеспечить студентов необходимыми знаниями в области патологии детского возраста, закрепить полученные знания для работы в лечебно-профилактических учреждениях по уходу и воспитанию детей.

Для повышения творческой активности учащихся следует привлекать их к самостоятельной работе с информационными источниками. Данный теорети­ческий материал может быть использован для самоподготовки студентов.



Цели изучения

Учебные:



После изучения теоретических материалов по сестринскому делу в педиатрии учащийся будет представлять:

  • механизм развития патологического процесса при заболеваниях органов дыхания, при ревматизме, пиелонефрите и гломерулонефрите, язвенной болезни желудка и 12 перстной кишки;

  • структуру и классификацию заболеваний органов кровообращения, органов мочевыделения, органов пищеварения.

Знать:

  • анатомо-физиологические особенности органов дыхания, кровообращения, мочевыделения, пищеварения;

  • причины, факторы риска, проблемы, осложнения, принципы лечения, ухода, профилактики;

  • современные методы исследования и подготовку к ним.

Уметь:

  • выполнять все этапы планирования сестринского процесса по уходу за детьми при заболеваниях органов дыхания, кровообращения, мочевыделения, пищеварения;

  • подготовить ребенка к инструментальным методам исследования;

  • оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях у детей. Воспитательные:

  • воспитание дисциплинированности, чувства долга, добросовестного отношения к будущей профессии;

  • воспитание бережного отношения к больным, милосердия и сострадания;

  • формирование познавательного интереса и стремления к знаниям. Развивающие:

  • развитие способности к анализу, мышлению;

  • умение применять теоретические знания на практике;

  • умение обобщать, сопоставлять, делать выводы.

ГАОУ СПО

«Балашовское медицинское училище»

Методическая разработка



Для преподавателей лекционного занятия по теме: «Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания»

Специальность 0406-«Сестринское дело» Количество часов: 4 учебных часа Курс-3, семестр-6 Преподаватель Уланова Т.В.

Утверждена на заседании ЦМК акушерства и педиатрии протокол №

от «____________________»

Пояснительная записка



В структуре заболеваемости детей патология органов дыхания занимает одно из первых мест. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы, несовершенство иммунитета, наличие сопутствующих заболеваний, влияние факторов внешней среды, объясняют частоту и тяжесть заболеваний органов дыхания у детей.

Содержание темы «Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания» включает информацию о причинах, факторах риска, проблемах, клинических признаках, принципах лечения и профилактики заболеваний:

  • острый ринит, острый отит, ангина, ларинготрахеит, острый бронхит, пневмонии, бронхиальная астма.

Раскрывает значение медицинской сестры в подготовке к лабораторно­инструментальным методам исследования.

Приводит алгоритм неотложной доврачебной помощи при ларинготрахеите, приступе бронхиальной астмы.

Данный теоретический материал предусматривает использование его для обучения учащихся.



Цели занятия:

Учебные:



После изучения темы учащийся будет представлять:

  • механизм развития патологического процесса при заболеваниях органов дыхания;

Знать:

  • анатомо-физиологические особенности органов дыхания;

-причины, факторы риска, проблемы, осложнения, принципы лечения, ухода, профилактики;

-современные методы исследования и подготовку к ним.

Уметь:

  • выполнять все этапы планирования сестринского процесса по уходу за детьми при заболеваниях органов дыхания;

  • подготовить ребенка к инструментальным методам исследования;

  • оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях:

  • гипертермии;

  • стенозирующем ларинготрахеите;

  • приступе бронхиальной астмы.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к больным, милосердия и сострадания;

  • воспитания добросовестного отношения к будущей профессии;

  • формирование познавательного интереса и стремления к знаниям;

  • творческого отношения к труду.

Развивающие:

  • развитие мышления, способности к анализу;

  • умение квалифицировать, применять теоретические знания на практике;

  • умение обосновывать, обобщать, оценивать;

  • умение конспектировать материал, выделять главное;

  • развитие познавательной активности, поисковой деятельности.




ТЕМА: «Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания».

План лекции:

  1. Острый ринит. Этиология , клиника , лечение .

  2. Острый отит. Причины , факторы риска, клиника, принципы лечения и профилактики.

  3. Ангина. Причины, факторы риска, клиника, принципы лечения и профилактики.

4.Острый ларинготрахеит. Причины, факторы риска , клиника , лечение , неотложная помощь при стенозе.

5.Острый бронхит. Причины, факторы риска, клиника, принципы лечения и профилактики.

  1. Пневмонии (острая, очаговая, сегментарная, долевая, интерстициальная, стафилоккоковая ). Причины, клиника, принципы лечения и профилактики.

  2. Бронхиальная астма. Причины, факторы, клиника, критерии тяжести, принципы лечения. Неотложная помощь. Астматический статус. Неотложная помощь .


Острый ринит-это острое воспаление слизистой оболочки полости носа. Этиология:

Возбудителями ринита явл. различные вирусы, однако, наибольшее значение имеют риновирусы, широко распространённые в окружающей среде. Вирусы находятся в секретах носоглотки непосредственно до заболевания и в первые дни болезни, после чего на их месте располагается бактериальная флора. Инкубационный период: от 1 до 2-х дней.

Пути передачи:

-воздушно-капельный.

-контактно-бытовой.

Клиника:

У детей раннего возраста: ребёнок вялый, температура субфебрильная, сон беспокойный, непродолжительный. Носовое дыхание затруднено,

носовая секреция - водянисто-слизистая, позже густая и слизисто-гнойная. Акт дыхания и сосания нарушены. В зеве: небольшая гиперемия нёбных дужек. Возможны рвота и диспептические расстройства.

У детей старшего возраста: сопровождается обильной секрецией и длительно Выраженной субфебрильной температурой (7-10 дней)Осложнения: фарингит, ларингит, синусит, бронхит, катаральный или гнойный отит.

Принципы лечения.

Жаропонижающие по показаниям.

Капли в нос: 0,05% нафтизин, галазолин( не > 3 дней), интерферон, 2% колларгол , 20% сульфацил натрия, пинасол.

Отвлекающая терапия: ножные ванны и др.

Острый отит-это острое воспаление среднего уха.

Причины: гемолитический стрептококк группы А, стафилококк, пневмококк, вирусы.

Предрасполагающие факторы:

  • особенности строения барабанной полости и евстахиевой трубы у детей раннего возраста;

-частые респираторно-вирусные инфекции;

-снижение иммунитета;

-переохлаждения;

-хронические очаги инфекции.

Клиника:

-общее беспокойство ребенка, вскрикивание при сосании, отказ от груди; -повышение температуры тела;

-характерные боли: покалывающие, стреляющие, пульсирующие, иррадиирующие в шею;

-резкая боль при надавливании на козелок уха;

-понижение слуха;

-при осложненном течении происходит перфорация барабанной перегородки и выделение серозного или гнойного содержимого.

Принципы лечения:

1 .Симтоматическая терапия.

  1. Антибактериальная терапия.

  2. Местно: обезболивающие и противовоспалительные средства:

-софрадекс, отинум, отолган, отофа в наружный слуховой проход; -сосудосуживающие капли в нос;

-тепло на ухо;

-физиотерапия.

Профилактика.

1 .Оберегать от контакта с инфекцией.

  1. Санировать полость носа.

  2. Избегать переохлаждений.

4.Закаливание.

Ангина-это острое инфекционное заболевание с поражением лимфоидной ткани небных миндалин и региональных лимфоузлов.

Этиология:

-гемолитический стрептококк группы А;

-золотистый стафилококк;

-вирусы;

-грибы.

Источники:

-больные ангиной;

-бактерионосители.

Пути передачи:

-воздушно-капельный;

-контактно-бытовой;

-алиментарный.

Факторы риска:

-переохлаждения;

-хронические очаги инфекции;

-снижение иммунитета;

-хроническая тонзилярная инфекция в семье.

Виды ангин:

Катаральная: выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба. Фолликулярная ангина: воспаление в паренхиме миндалин, нагнаивающие фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гиперемия миндалин. Лакунарная ангина: миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс в лакунах.

Флегманозная ангина: воспаление в глубоких тканях миндалин с формированием абсцесса.

Клиника.

-общие симптомы интоксикации: высокая лихорадка, головная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппетита, может быть рвота;

-боль при глотании, неприятный запах изо рта;

-местные симптомы: отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета;

-региональный лимфаденит( подчелюстные лимфоузлы увеличены, болезненные при пальпации).

Продолжительность ангины 5-10 дней.

Осложнения.

Отит, ревмокардит, гломерулонефрит.

Принципы лечения.

  1. Постельный режим на 5-7 дней.

  2. Обильное теплое питье.

  3. Атибактериальная терапия: пенициллин, ампициллин, оксациллин, эритромицин и др. курс 7-10 дней.

  4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки.

  5. Жаропонижающие средства: парацитамол, панадол и др.

  6. Антигистаминные средства.

  7. Витаминотерапия.

Профилактика.

  1. Санация хронических очагов инфекции.

  2. Рациональное питание.

  3. Закаливание организма.

  4. Избегать тесного контакта с больными ангиной.


Острый ларинготрахеит- это острое воспаление слизистой оболочки гортани и дыхательных путей.

Чаще встречается у детей раннего возраста на фоне ОРВИ или других инфекционных заболеваний.

Этиология:

-вирусы ( парагрипп, кори, рино- и аденовирусы);

  • гемолитический стрептококк группы А;

-коринебактерии.

Факторы риска:

-анатомо-физиологические особенности гортани;

-склонность детей раннего возраста к ларингоспазму;

-фоновые состояния ( аллергический диатез).

Клиника.

Различают 4 степени стеноза гортани:

  1. степень (компенсированный круп):

-чаще ночью внезапно сухой кашель, навязчивый, переходящий в лающий; -осиплый голос;

-инспираторная одышка.

  1. степень ( круп неполной компенсации):

-состояние ухудшается, выражено беспокойство, чувство страха, потливость -голос осиплый, кашель резко лающий;

-дыхание стенотическое, инспираторная одышка, слышимая на расстоянии.

  1. степень ( декомпенсированный круп):

-состояние ребенка тяжелое, периоды беспокойства сменяются периодами адинамии, заторможенности;

-признаки дыхательной недостаточности: периоральный цианоз, при аускультации- ослабленное дыхание;

-тахикардия, снижение АД.

  1. степень (асфиксия):

-крайне тяжелое состояние, адинамия, заторможенность, выраженная бледность;

-дыхание аритмичное, поверхностное или пародоксальное;

-резко снижено АД, брадикардия, пульс малый, едва пульсируется; -периодически возникают судороги.

Принципы лечения.

  1. Режим щадящий с удлиненным сном.

  2. Оксигенотерапия с увлажнением вдыхаемого воздуха.

  3. Введение бронходилятаторов: эуфиллина, солутана, бронхолитина и

др.

  1. Гормонотерапия: преднизалон или гидрокартизон.

  2. Антибактериальная терапия ( по показаниям).

  3. Ингаляции с муколитиками и бронхолитиками.

  4. Витаминотерапия.

  5. Антигистаминные препараты.

  6. Физиотерапия.

10.Отвлекающие процедуры.

При стенозе третьей или четвертой степени - интубация трахеи и ИВЛ.

Острый бронхит- это воспалительный процесс, локализующийся в слизистой оболочке бронхиального дерева, сопровождающийся выделением слизи.

Развитию бронхита предшествуют:

-вирусные инфекции;

-бактериальная инфекция;

-хломидиоз, микоплазменная и цитомегаловирусная инфекции.

Факторы риска:

-охлаждения;

-неблагоприятная экологическая обстановка( загрязнение среды токсичными газами);

-пищевая, лекарственная, бытовая аллергия;

-хронические очаги инфекции;

-снижение иммунитета;

-пассивное курение.

Клиника.

Начальные признаки:

  • повышение температуры несколько дней;

  • катаральные явления в носоглотке и в зеве;

  • неприятные ощущения за грудиной.

Основные признаки бронхита:

  • умеренно выраженные симптомы интоксикации, фебрильная температура;

  • в начальном периоде - кашель без выделения мокроты, сухой, надрывный, болезненный, усиливающийся по ночам;

  • с 5- го дня - кашель влажный с отделением слизистой мокроты, вязкой, беловато- желтоватого цвета, иногда гнойная;

  • дети раннего возраста мокроту проглатывают, поэтому она выходит у них с рвотой;

-в легких прослушиваются сначала сухие хрипы, затем влажные среднепузырчатые.

Принципы лечения:

  1. Постельный режим на период лихорадки, в дальнейшем щадящий с удлиненным сном.

  2. Бронходилятаторы: эуфиллин, солутан, бронхолитин, бронхикум и др.

3 .Пртивокашлевые средства: либексин, тусупрекс, паксиладин, фалиминт, кол дреке.

  1. Муколитики: мукалтин, мукодин, бромгексин, отвары грудного сбора.

  2. Ингаляции с муколитиками, бронхолитиками и протеолитическими ферментами.

  3. Антибактериальная терапия при затяжном и рецидивирующем течении бронхитов и детям раннего возраста.

  4. Витаминотерапия.

  5. Атигистаминные препараты при аллергических проявлениях.

9.Отвлекающая терапия: горчичники, согревающие компрессы.

  1. Физиотерапия: УВЧ, электрофорез с иодидом калия на грудную клетку. Профилактика бронхита.

  1. Предупреждение ОРВИ.

  2. Своевременное лечение заболеваний верхних дыхательных путей.

  3. Регулярная санация хронических очагов инфекции.

  4. Курсы общеукрепляющей терапии, закаливание.

Пневмония - острое ифекционно-воспалительное заболевание легких с поражением альвеол наличием экссудации.

Этиология.

  1. Патогенные микроорганизмы: пневмококки, гемофильная палочка, стафилококки, грамотрицательные бактерии кишечной группы.

  2. Вирусы.

  3. Внутриклеточные паразиты.

  4. Паразиты (пневмоциста).

  5. Патогенные грибы.

В зависимости от условий инфицирования выделяют:

  1. Домашнюю пневмонию.

  1. Внутрибольничную пневмонию.

  1. . Внутриутробную.

  1. Пневмонию у больных с иммунодифицитными состояниями.

Пути распространения инфекции:

  • бронхогенный;

  • гематогенный;

  • лимфогенный.

Классификация острых пневмоний по локализации:

  1. Очаговая пневмония.

  2. Сегментарная пневмония.

  3. Долевая (крупозная ) пневмония.

  4. Интерстициальная пневмония.

Очаговая пневмония - воспаление респираторных альвеол с вовлечением в процесс паренхимы легкого.

Клиника:

  • нарастают симптомы интоксикации: беспокойство, возбуждение, отказ от еды, нарушение сна, повторный подъем температуры до 38-39;

присоединяются признаки патологического процесса в легких: непрерывный, навязчивый кашель, стонущее дыхание на выдохе, нарушение частоты и ритма дыхания, периоральный цианоз, в акт дыхания вовлекается дыхательная мускулатура; физикальные изменения - укорочение перкуторного звука, здесь же выслушиваются мел ко пузырчатые хрипы.

  • расширение границ сердца, тахикардия, глухость тонов, функциональный шум;

  • могут быть явления менингизма: рвота, напряжение затылочных мышц, судороги;

  • абдоминальный синдром: боли и вздутие живота, разжижение стула;

  • в периферической крови: лейкоцитоз, ускоренное СОЭ.

Особенности течения очаговой пневмонии у новорожденных и недоношенных:

  • ведущими являются симптомы интоксикации;

  • отсутствует температурная реакция;

  • кашель может отсутствовать или могут быть «хрюкающие» звуки при дыхании, пенка около рта, раздувание крыльев носа;

  • скудные физикальные данные;

  • отсутствие или запаздывание изменений со стороны крови.

Сегментарная пневмония - это пневмония, занимающая один или несколько сегментов, в патологический процесс может вовлекаться плевра. Сегментарная пневмония имеет более тяжелое течение.

Клиника:

  • значительно выражены симптомы интоксикации;

  • признаки вовлечения в процесс легких;

  • рентгенологические изменения: инфильтративная тень над сегментом;

  • изменения в периферической крови: лейкоцитоз, увеличение СОЭ.

Долевая пневмония - характеризуется преимущественным поражением доли легкого и плевру, вызывается пневмококком.

Болеют дети старшего возраста.

Клиника:

  • резко выражены симптомы интоксикации;

  • боли в правом боку или в животе;

  • одышка в покое, поверхностный, щадящий кашель в начале сухой, затем с отхождением мокроты красно - коричневого цвета, в первые 3 дня появляется крепитация, а затем на 7-10 день крепитирующие хрипы;

  • при вовлечении в процесс плевры: щадящая экскурсия легких на стороне поражения, ослабленное дыхание и шум трения плевры;

  • рентгенологические изменения: сплошное равномерное затемнение над долей легкого;

  • изменения в периферической крови: лейкоцитоз, сдвиг формулы влево, увеличение СОЭ.

Интерстициальная пневмония — характеризуется воспалительным процессом в соединительной и межальвеолярной ткани легкого и сопровождается микроателектазами.

Клиника.

Выделяют два варианта течения:

Острое (манифестное) течение: развивается у детей раннего возраста, характеризуется тяжелой дыхательной недостаточностью, поражением сердечно - сосудистой системы, нарушением функции ЦНС и желудочно- кишечного тракта. Протекает с частым мучительным кашлем, мокрота скудная, пенистая. Грудная клетка вздута, перкуторно тимпанический звук, дыхание ослабленное, выслушиваются крепитирующие хрипы.

Подострое (малосимтомное) течение: у детей школьного возраста, характеризуется умеренно выраженными симптомами интоксикации, одышкой при физической нагрузке. В легких выслушиваются единичные сухие хрипы.

Стафилококковая пневмония характеризуется деструктивными процессами в легких, гнойным поражением легких и плевры.

Встречается чаще у детей первого года, родившихся недоношенными и имеющих фоновые состояния, вызывается « госпитальными» штаммами золотистого стафилококка.

Клиника:

  • острое начало, высокая лихорадка;

  • быстро нарастающий токсикоз;

  • быстро нарастающая дыхательная недостаточность;

  • рентгенологические изменения в легких: четкие, хорошо очерченные округлой формы просветления- буллы, позднее определяется горизонтальный уровень жидкости, а при прорыве гнойного очага в плевру отмечаются признаки пиоторакса или пневмоторакса;

  • изменения в периферической крови: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ.

Принципы лечения.

  1. Госпитализация новорожденных и детей с тяжелым течением, с угрозой развития осложнений и при неэффективности терапии в течение 24-36 часов.

  2. Создание лечебно-охранительного режима.

  3. Питание полноценное в соответствии с возрастом.

  4. Организация питьевого режима: суточный объем жидкости не менее 700-1000 мл.

  5. Оксигенотерапия - по показаниям.

  6. Антибактериальная терапия препаратами широкого спектра действия.

  7. Противокашлевые средства: либексин, паксиладин, тусупрекс.

  8. Мукалитики: мукалтин, мукофальк, пульмозим, альфа-ДНК-аза и др.

  9. Отвары из отхаркивающих трав: солодки, термопсиса, мать- и -мачехи, девясила, чабреца и др.

  10. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, дезинтаксикационные, сердечные препараты и пр.

  11. Стимулирующая терапия: амиксин, ликопид, дибазол, нуклеинат натрия и др.

  12. Дренаж положением, вибрационный массаж.

13.Отвлекающая терапия.

  1. Физиотерапия: УВЧ, СВЧ, электрофорез с никотиновой кислотой, кальцием, алоэ.

  2. Лечебная физкультура, массаж.

Профилактика.

  1. Предупреждение острых респираторных вирусных инфекций.

  2. Закаливание организма, занятия физической культурой.

  3. Своевременная санация хронических очагов инфекции.

  4. Курсы общеукрепляющей и иммунокоррегирующей терапии.

Бронхиальная астма- заболевание, характеризующееся обструкцией дыхательных путей, вызванной хроническим аллергическим воспалением и гиперреактивностью бронхов. Бронхиальная астма проявляется периодически возникающим кашлем приступообразным, затруднением дыхания или приступами удушья.

Причинные факторы:

  • пищевые аллергены;

  • лекарственные аллергены;

  • аллергены клещей домашней пыли;

  • аллергены шерсти животных, пыльцы растений, плесени;

-частые вирусные инфекции;

  • резкие перепады температур;

  • неблагоприятная экологическая обстановка;

  • психические и физические перегрузки.

Клиника.

Различают следующие периоды течения бронхиальной астмы:

  1. Период предвестников.

  2. Приступ удушья.

  3. Постприступный период.

  4. Межприступный период.

Период предвестников начинается за несколько часов или за 1-2 дня до приступа и проявляется:

  • раздражительностью, беспокойством или сонливостью, слабостью;

  • першением в горле, сдавлением в груди;

  • вегетативными расстройствами;

  • аллергическими поражениями кожи и слизистых.

Период удушья:

  • начало острое, чаще ночью или вечером, с общего беспокойства;

  • усиливается кашель, отрывистый, мучительный с ощущением нехватки воздуха, экспираторной одышки, в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура, дыхание свистящее, затрудненное, ребенок принимает положение ортопное;

-изменения в легких: свистящие хрипы на выдохе, над легкими коробочный оттенок перкуторного звука;

-тахикардия, приглушены тоны сердца, повышение АД;

-кожа бледная, периоральный цианоз, цианоз губ.

Приступ завершается отхождением густой мокроты. Продолжительность от нескольких минут до нескольких часов или дней. Если приступ не купируется в течении 6 часов, то развивается астматический статус.

В послеприступном периоде:

  • общая слабость, сонливость;

  • выслушивается бронхиальное дыхание, сухие хрипы на выдохе;

  • брадикардия, снижение АД.

В межприступном периоде- состояние зависит от степени тяжести заболевания.

Выделяют три степени тяжести бронхиальной астмы.

  1. Легкая степень: приступы редкие реже 1 раза в мес., в периоде ремиссии общее состояние не нарушено, показатели внешнего дыхания в норме.

  2. Среднетяжелая степень: приступы удушья 3-4 раза в месяц, с выраженными нарушениями дыхания и кровообращения. Показатели внешнего дыхания от 60 до 80%.

  3. Тяжелая степень: частые приступы удушья, на фоне выраженных изменений в легких. Показатели функции внешнего дыхания менее 60%.

Принципы лечения.

  1. Определение и исключение аллергена.

  2. Ликвидация или уменьшение клинических проявлений заболевания.

  3. Уменьшение частоты и выраженности обострений.

  4. Улучшение показателей внешнего дыхания.

  5. Восстановление жизненной активности.

  6. Выбор адекватной терапии.

  7. Отмена или снижение потребности в бронхолитической терапии.

  8. предотвращение побочного действия от лекарственной терапии.

  9. Обучение пациентов управлять своим состоянием.

  10. Предупреждение инвалидизации.

  11. Предупреждение угрожающих жизни состояний.

Базисная терапия заключается в длительном противовоспалительном лечении:

-недокромил натрия;

-кромогликат натрия;

-ингаляционные кортикостероиды.

Бронхорасширяющие препараты:

-теофиллин и адреномиметики или комбинированныепрепараты.

В период приступа астмы назначаются:

-адреномиметики короткого действия;

-теофиллины короткого действия;

-адреналин.

В послеприступный период проводят медикаментозное лечение в амбулаторных условиях. Рекомендуется продолжить базисную терапию.

Астматический статус - тяжелый приступ удушья, не купирующийся в течении 6-8 часов.

Клиника:

  • задыхающийся, испуганный ребенок сидит в положении ортопноэ;

  • усиливается экспираторная одышка, быстро наростает цианоз;

  • слышны на расстоянии свистящие хрипы;

легкие эмфизематозно вздуты.

Неотложная помощь при астматическом статусе:

  1. Создать положение удобное, полусидя.

  2. Дать увлажненный кислород.

  3. Оценить предшествующую терапию.

  4. Введение бронхоспазмолитиков: сальбутамола, фенотерона, тербуталина.

  5. При положительном эффекте продолжить ингаляционную терапию.

  6. Инъекции адреномиметиков.

  7. Теофиллин в\в медленно.

  8. Преднизолон в\в.

Профилактика бронхиальной астмы.

  1. Исключение причинно- значимых аллергенов.

  2. Создать режим антигенного щажения.

  3. Проведение гипосенсибилизации. Ведение дневника жизни.

  4. Санация хронических очагов инфекции.

  5. Общеукрепляющие мероприятия.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница