Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи все в твоих руках



страница1/5
Дата24.06.2015
Размер1,24 Mb.
  1   2   3   4   5
- КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ,

ПОДРОСТКАМ И МОЛОДЕЖИ

ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ

КИРОВ 2004

Авторы и составители

Н.Н. Ершова – директор ЦСПП

В.И. Лыскова - психолог ЦСПП;

Сборник издан при поддержке Комитета по делам молодежи Кировской области.

Данный сборник предназначен для руководителей волонтерских пунктов, социальных работников, психологов, социальных педагогов, классных руководителей.

В сборнике представлены материалы по организации волонтерского движения среди социально ориентированных подростков и молодежи; сценарии деловых игр, программы тренинговых занятий с подростками, сценарии тематических выступлений, направленные на профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения.


"Все в твоих руках": материалы по реализации проекта "Все в твоих руках". - Киров: НОУ "Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи", 2004. -100 с.

© НОУ "Центр социально - психологической помощи детям, подросткам и молодежи"

Отпечатано в ООО "УПЦ "Март - 2000"", тираж 1000 экз. 610027, г. Киров, ул. Воровского, 43



Оглавление.

Вместо предисловия 5

Кто такой волонтер и волонтерские организации

Примерная модель технологии подготовки волонтеров. На примере проекта «Я выбираю жизнь».

Положение об отряде волонтеров (волонтерском пункте)

Деловые игры по профилактике негативных явлений

Почему я курю? Познавательная игра.

Кто хочет стать миллионером? Игра – викторина.

Лото «Здоровый образ жизни»

Морской бой. Деловая игра

Риск. Информационная игра.

Сценарии тематических выступлений.

«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ»

Как медведь трубку нашел. С.Я. Маршак

Нет наркотикам. Сценарий проведения молодежной тусовки.

Страшное зелье.Сценарий для детей раннего подросткового возраста

Программа подготовки в «Школе лидеров»

Словарь терминов социальной работы с подростками и молодежью

Социальные партнеры волонтера

Используемая и рекомендуемая литература


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

«Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни».

Демокрит

«Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным»

Г. Лессинг

«Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятых: голод, чума, война».

У. Гладстон

«В бутылках я вижу ужасы, которые будут порождены их содержанием: мне представляется, что передо мной склянки с уродцами, змеями и эмбрионами в естественнонаучном музее».

Г. Гейне

«Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым».

Гете

«Люди пускают в свои уста врага, который похищает их мозг».



У. Шекспир

«Несравненно лучше не прикасаться к грязи, чем очищаться от нее».

Индийская поговорка

«Если человек твердо решится на что-нибудь, то он в состоянии сделать больше, чем можно предполагать».

Песталоцци

«Не падай духом и не отчаивайся, если тебе не вполне удается в поступках твоих исполнить всё то хорошее, что ты желал бы, если ты упал с высоты своей, старайся снова подняться... и охотно, сознательно прийти назад к своим основам».

Марк Аврелий

КТО ТАКОЙ ВОЛОНТЕР И ВОЛОНТЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ?

ВОЛОНТЕРЫ (в пер. с англ. Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являться членами добровольческих организаций.

Волонтерские или добровольческие организации представляют собой свободные союзы людей, объединенных каким-либо специальным интересом, отраженным в программе организации. Такие программы, как правило, содержат предоставление специальной помощи и услуг.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ? - любой желающий ребенок или взрослый, разделяющий цели и задачи общественной организации, социальных программ и содействующий их реализации.

ПОЧЕМУ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО ВАЖНО ДЛЯ РОССИИ?

-это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения;

-это метод, посредством которого каждый гражданин может участвовать в улучшении качества жизни;

-это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить;

-это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь. Помогая другим, волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи;

-это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.

КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МОЖНО СЧИТАТЬ ДОБРОВЛЬЧЕСКИМИ?

Организации третьего сектора можно по праву считать добровольческими организациями.

В обществе создаются необходимые организационно-правовые предпосылки для активной деятельности общественных и благотворительных организаций. Приняты важнейшие документы, регулирующие их деятельность:

■ Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.);

■ Конституция РФ (1993 г.); Гражданский кодекс РФ (1995 г.);

■ Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.);

■ Закон РФ «Об общественных организациях» (1995 г.);

• Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях» (1995 г.);

• Закон РФ «О некоммерческих организациях» (1995 г.)

В этих документах определены конкретные формы деятельности общественных организаций, сформулированы их цели и задачи. Так, статья 39 Конституции РФ указывает, что в стране поощряется «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.) устанавливает основные нормы, регулирующие благотворительную деятельность, определяет основные формы ее поддержки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

В Законе определяется, что благотворительная деятельность -это добровольная деятельность граждан, учреждений по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданами имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Право на реализацию благотворительной деятельности имеют граждане или юридические лица, которые могут индивидуально, или объединившись, свободно выбирать цели этой деятельности и формы ее осуществления.

Благотворительная организация в обязательном порядке должна быть неправительственной, некоммерческой. Благотворительные организации создаются в виде общественных организаций (объединений), фондов, учреждений.

Благотворительный фонд. Этому типу соответствуют организации, собирающие и затем распределяющие средства среди нуждающихся или тратящие их на реализацию различных социальных программ.

Благотворительная общественная организация- это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общественных интересов и достижения поставленных целей.

Благотворительные учреждения -это не имеющие членства общественные объединения, ставящие своей целью оказание конкретного вида услуг, соответствующих интересам участникам и уставным целям указанного объединения.

Учредителями благотворительных организаций могут быть физические и (или) юридические лица. Благотворительные организации должны быть обязательно зарегистрироваться в установленном порядке. Регистрирующий орган осуществляет контроль за их деятельностью. Согласно закону она может создавать свои филиалы и открывать

представительства на территориях РФ с соблюдением требования законодательства. Благотворительные организации могут объединяться в союзы и организации на добровольной основе. Обязательное условие их деятельности: они должны расходовать на благотворительные цели не менее 80% своих средств.

Добровольческие объединения (ассоциации), распространены во всем мире, а в последнее время их становится все больше и в России. К ним относятся религиозные группы, миссии, профессиональные общества, например Ассоциация работников социальных служб; объединения по общим проблемам, например, союз солдатских матерей, или увлечениям, например, общество защиты животных. Поскольку участие в таких ассоциациях добровольное, то лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов объединения, которые имею возможность выйти из организации, если их не устраивает деятельность руководства. Тем не менее, долговечность существования и эффективность деятельности волонтерских организаций в значительной степени зависят от качества руководства.

Крупные добровольческие ассоциация иногда превращаются в сложные организации с сильно развитой бюрократией. В качестве примеров можно назвать Армию спасения, Корпус мира, или Общество Красного Креста.

Программы деятельности таких организаций связаны с благотворительностью и милосердием, образовательными программами для своих клиентов.

ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРОВ

На примере проекта«Я выбираю жизнь».

Процесс отбора, подготовки и включение волонтеров в социальную практику по профилактике социально-негативных явлений осуществлялся авторами и исполнителями проекта «Я выбираю жизнь» на основе технологического подхода.

Понятие "педагогическая технология", по мнению Германа Константиновича Селевко, может быть представлено тремя аспектами:

1. Научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, которая изучает и разрабатывает цели, содержание и методы обучения и проектирует педагогические процессы:

2. Процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3. Процессуально-действенным: осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

В данном сборнике "Технология подготовки волонтеров на основе многоуровневой маркетинговой системы" представлена всеми тремя аспектами.

Научный аспект технологии подготовки волонтеров

По уровню применения она относится к локальным (модульным) технологиям.

Как известно локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач.



По философской основе "Технология подготовки волонтеров" тяготеет к гуманистическому философскому направлению.

Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений в обществе.



По ведущему фактору психического развития описываемую технологию можно классифицировать как комплексную: социогенную и психогенную.

Социогенные технологии представляют личность как "tabula rasa", на которой записывается социальный опыт человека, результаты обучения. В психогенных технологиях результат обучения определяется, главным образом, самим человеком, его предшествующим опытом, психологическими процессами самосовершенствования.



По научной концепции усвоения опыта "Технология подготовки волонтеров" является ассоциативно-рефлекторной.

Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения опирается на основные представления условно—рефлекторной деятельности головного мозга, вскрытые И. М. Сеченовым и И. П. Павловым Их суть в том, что человеческий мозг обладает способностью не только запечатлевать сигналы органов чувств, но также устанавливать и воспроизводить связи (ассоциации) между отдельными событиями, фактами, в чем-то сходными и различными. Согласно ассоциативно-рефлекторной теории, усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных.

В ходе обучения ассоциации непрерывно изменяются, преобразовываются, расширяются и удлиняются ассоциативные ряды. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

1. формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

2. подача учебного материала в определенной последовательности;

3. демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

4. применение знаний на практике.

По ориентации на личностные структуры "Технологию подготовки волонтеров" можно рассматривать как комплексную: эмоционально нравственную (формирование сферы этических и нравственных отношений - СЭН), технологию саморазвития (технологию самоуправляющих механизмов личности - СУМ) и прикладную (формирование действенно-практической сферы).

По характеру содержания и структуры описываемая технология классифицируется как обучающая, воспитывающая, светская, гуманитарная монотехнология.

По типу организации и управления познавательной деятельностью технология работает по системе малых групп, т.е. является цикличной (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), сочетает рассеянные (фронтальные) и направленные (индивидуальные) формы взаимодействия, ручной (вербальной).

По подходу к ребенку "Технологию подготовки волонтеров" можно отнести к разряду личностно-ориентированных технологий.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. Личность ребенка в этих технологиях не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.



По преобладающему (доминирующему) методу "Технология подготовки волонтеров" характеризуется как комплексная: коммуникативная, игровая и творческая.

По преобладающему принципу осуществления деятельности -дифференцированный разноуровневый подход

По категории обучающихся это технология дополнительного социального образования для работы с социально-ориентированными подростками и молодежью.

По направлению модернизации существующей традиционной системы "Технология подготовки волонтеров" строится на основе гуманизации и демократизации отношений, а также на основе активизации и интенсификации деятельности детей.

Спектр целевых ориентации технологии подготовки волонтеров.

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Процессуально-описательный аспект технологии подготовки волонтеров.

Цели, ценностные идеи, содержание, направления подготовки волонтеров отражены в Уставе волонтеров.


Устав волонтеров волонтерского отряда Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи.
1. Общие положения

1.1. Отряд является негосударственным и неполитическим формированием общественного самоуправления подростков и молодежи, он независим от решений политических партий и движений, им неподотчетен и неподконтролен.

1.2. Отряд осуществляет свою деятельность на принципах гуманизма, демократии, приоритета здорового образа жизни, открытости для молодежных организаций, разделяющих его цели и задачи.

1.3 .Отряд имеет свою эмблему, и другую символику и атрибутику, не запрещенную законодательством РФ.

1.4. Отряд действует на территории города Кирова и Кировской области.

1.5. Юридический адрес: 610020, Россия, г. Киров, ул. К. Маркса, 47, тел.65 04 55, факс 65-04-55.


2. Цели, задачи, основные направления деятельности

2.1. Цели и задачи Отряда реализуются по трем основным направлениям: "Я' выбираю работу с информацией", "Я выбираю активную жизненную позицию"," Я выбираю позитивную социальную деятельность".

2.2. Цель деятельности Отряда: технологии подготовки волонтеров из числа социально- ориентированных подростков и молодежи для осуществления профилактики негативных явлений в подростковой и молодежной среде на основе многоуровневой маркетинговой системы.

2.3 Задачами Отряда являются:

2.3.1. Разработать содержание, этапы и механизм подготовки волонтеров с целью их обучения методикам профилактики негативных явлений в среде сверстников по месту их постоянной учебы или работы и проведения ими самостоятельной обучающей деятельности.

2.3.2. Создать службу добровольцев, состоящую из трех подразделений:

2.3.2. Создать на базе каждого волонтерского пункта службу добровольцев, состоящую из двух подразделений:

а) группа волонтеров по профилактике негативных явлений, влияющих на здоровье детей и молодежи, пропаганде здорового образа жизни "Я выбираю активную жизненную позицию";

б). группа представителей молодежных и подростковых общественных объединений, которая будет выполнять функции «промоуторов» конкретных видов социальной деятельности «Я выбираю позитивную социальную деятельность»

в) информационно-аналитическая группа по сбору, обработке, систематизации и каталогизации информации о социально-негативных явлениях в обществе "Я выбираю работу с информацией";

2.3.3. Создать единый информационно-методический банк данных о сущности, причинах и формах проявления социально-негативных патологий в обществе для использования его специалистами и волонтерами.
3. ЧленыОтряда, их права и обязанности

3.1. Участником Отряда может быть каждый подросток, разделяющий идеи и цели Проекта.

3.2. Участники подразделяются на Волонтеров первого и второго уровней.

3.3. Участие в деятельности Проекта Волонтеров первого уровня может осуществляться по трем направлениям: "Я выбираю работу с информацией", "Я выбираю активную жизненную позицию", "Я выбираю позитивную социальную деятельность".

3.3.1. Направление "Я выбираю работу с информацией" Задачи Волонтера первого уровня:

- Участвовать в проведение интервьюирования - не менее 40 человек.

- Участвовать в проведении анкетирования - не менее 60 человек.

- Посетить библиотеку по месту учебы или любую городскую и составить список литературы на заданную тему, провести аннотирование 10-15 книг из списка

- Быть руководителем или помощником в проведении мероприятия по пропаганде здорового образа жизни - не менее 3.

- Написать статью на актуальную молодежную тему.

- Быть участником социально-психологических тренингов - не менее 4 часов.

- Пройти курс пользователей ПЭВМ - 20 часов

- Привлечь к деятельности 4-5 человек

3.3.2. Направление "Я выбираю активную жизненную позицию" Задачи Волонтера первого уровня:

- Быть участником социально-психологических тренингов - не менее 25 часов

- Провести самостоятельно (или помогать в проведении) социально-психологический тренинг- не менее 8 часов.

- Быть руководителем или помощником в проведении мероприятия по пропаганде здорового образа жизни - не менее 3.

- Привлечь к деятельности 4-5 человек.

3.3.3. Направление "Я выбираю позитивную социальную деятельность"

Задачи Волонтера первого уровня:

- Участвовать в подготовке сценариев, выступлений, репетициях - не менее 4 часов.

- Участвовать в 5-6 массовых социальных акциях.

- Привлечь к деятельности 4-5 человек.

3.4. Выполнив полный список задач первого уровня по выбранной программе подросток становится Волонтером второго уровня.

3.4.1 Волонтер второго уровня должен привлечь к волонтерской деятельности 4-х человек, которые будут проходить подготовку по плану первого уровня под его руководством.

3.4.2. Права и обязанности Волонтеров второго уровня:

- Иметь отличительный знак в виде эмблемы на значке или футболке.

- Свободно пользоваться компьютером в отведенные часы.

- Являться руководителем привлеченной им к работе группы подростков.

3.4.3. Волонтеры второго уровня имеют между собой равные права и обязанности.


4. Руководящие органы Отряда.

4.1. Высшим руководящим органом является Совет Волонтеров, состоящий из волонтеров двух уровней.

4.2. Состав Совета Волонтеров выбирается на общем собрании Волонтеров сроком на один год.

4.3. Регулярность и время собраний Совета определяется участниками Совета.



Алгоритм реализации технологии подготовки волонтеров.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТРЯДЕ ВОЛОНТЕРОВ

(волонтерском пункте)


  1. Общие положения

    1. Волонтерский отряд (пункт) – это добровольное неполитическое объединение, созданное на базе образовательного либо иного учреждения с целью пропаганды здорового образа жизни и профилактики социально-негативных явлений среди детей, подростков и молодежи.

    2. Волонтерский отряд (далее Отряд) создается по решению администрации или органа общественного самоуправления образовательного или иного учреждения.

    3. Отряд в своей деятельности руководствуется действующим международным, российским законодательством и настоящим Положением.

    4. Членами Отряда могут быть подростки и молодые люди, добровольно изъявившие желание, признающие настоящее положение:

  • волонтеры Центра социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи;

  • работники образовательного либо иного учреждения, на базе которого создается волонтерский пункт.

  • учащиеся (воспитанники) данного учреждения.

    1. Для реализации своей деятельности члены Отряда разрабатывают план проведения мероприятий.

    2. Волонтерский отряд для реализации своей деятельности может заключать договора с учреждениями социальной направленности.

    3. Волонтерский отряд может иметь различную структуру.




  1. Основные направления деятельности Отряда.

    1. Проведение социально-значимых дел по профилактике социально-негативных явлений и пропаганде здорового образа жизни, формирование позитивных жизненных ценностей (социальные акции, деловые игры, тренинги, семинары, социальные концерты и др.).

    2. Выпуск информационных изданий социально-значимой направленности (газеты, листовки, буклеты и др.).

    3. Правовое информирование о мерах ответственности за антисоциальные явления.

    4. Организация досуга социально-позитивной направленности.

    5. Привлечение новых членов Отряда, их отбор и подготовка.



  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница