Учебно-методический комплекс по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 21 с



Скачать 196,26 Kb.
Дата26.08.2015
Размер196,26 Kb.


УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)

Красноярск – 2013

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)


Утвержден

решением УМС филиала

протокол № ___ от ___ ___ 2013
Директор филиала ___________
/Дроздов Н.И./

Фамилия, инициалы



Согласовано:

Первый проректор:
___________________
/Решетова Т.Я./

Фамилия, инициалы




Красноярск 2013

УДК 811


ББК 81

П 30


Печатается по решению Учебно-методического совета

Университета Российской академии образования

Красноярский филиал

Автор-составитель: кандидат филолог наук, доцент Петроченко В.И.

Петроченко В.И. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 030301.65 «Психология» – Красноярск: Издательство КФ УРАО, 2013. – 21 с.

УРАО, 2013.



1. Пояснительная записка

Классическая подготовка психолога предполагает формирование мировоззрения студента и специалиста на основе изучения человека как главного объекта творения. Человек, будучи существом биологическим, в своем строении и функциях имеет много черт, связывающих его с животными. Вместе с тем человек уникальное явление жизни на планете. В отличие от животных он наделен разумом, мышлением, речью. Основные особенности человека связаны со строением и функциями его целого организма и нервной системы. Вот почему основной целью курса «Анатомия и физиология человека» является изучение системных закономерностей строения и функционирования организма человека с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, а также приобретение знаний и навыков, необходимых для усвоения последующих дисциплин.



Задачей курса является формирование:

1) знания основных принципов строения и функционирования человека как биологического и социального существа и умения ими пользоваться в практической и теоретической деятельности психологи и педагога;

2) логического мышления, способности выделять главное и второстепенное в общем потоке информации, умения оперировать полученными знаниями при решении тех или иных ситуационных задач;

3) представления о единстве физического, психического и социального в человеке;

4) понимания здоровья как способности к творчеству, созиданию, самосовершенствованию.

Студенты должны знать:



  • наиболее общие структурные и физиологические закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма;

  • механизмы функционирования отдельных тканей, органов и анатомических систем;

  • общие механизмы адаптации различных функциональных систем организма в условиях действия на него факторов внешней среды.

Для успешного освоения курса анатомии и физиологии человека необходимо иметь достаточный уровень знаний по следующим дисциплинам:



  • гистологии - науке, изучающей структуру органов и систем на микроскопическом уровне;

  • биологии - дисциплине, которая связана с изучением физиологии клетки, ее структурной и химической организации, генетического аппарата клетки, наследственности и др.;

  • бионеорганической химии - науке, связывающей неорганический мир с процессами жизнедеятельности;

  • физике - дисциплине, дающей физическую основу биологическим процессам.

Достижение основной цели и задач изучения дисциплины особенно сложно для студентов, обучающихся заочно. Небольшой объем часов лекционного курса и семинарских занятий ведет к значительному увеличению роли самостоятельной подготовки в межсессионный период. Поэтому программа содержит список основной и дополнительной литературы по курсу, перечень вопросов итогового зачета. Для контроля степени усвоения программного материала предлагается набор тестовых заданий по разделам курса.


Данная программа составлена на основе программы, разработанной Ю.Н. Самко для психолого-педагогического факультета (Москва: Изд. УРАО, 1998 г.).
2. Организационно-методический раздел

030301.65
«Психология»

Код дисциплины по ГОС

Код дисциплины по УП УРАО

Всего часов

Аудит. занятий

Сам. раб.

Очная форма

ЕН.В.00

ЕН.В.

60

30

30

Заочная форма

ЕН.В.00

ЕН.В.

60

12

48



3. Тематический план
Примерный тематический план

для очной/заочной формы обучения






Темы

Всего часов

Лекции

Семинары

СРС

1.

Тема 1

6/6

2/-

1/1

3/5

2.

Тема 2

6/6

2/-

1/1

3/5

3.

Тема 3

6/6

2/-

1/1

3/5

4.

Тема 4

6/6

2/-

1/1

3/5

5.

Тема 5

6/6

2/-

1/1

3/5

6.

Тема 6

6/6

1/1

2/-

3/5

7.

Тема 7

6/6

1/1

2/-

3/5

8.

Тема 8

6/6

1/1

2/-

3/5

9.

Тема 9


6/6

1/1

2/-

3/5

10.

Тема 10

6/6

1/2

2/1

3/3




Итого

60/60

15/6

15/6

30/48

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

(для студентов, обучающихся по специальностям

030301.65 «Психология»)

Основное содержание учебного курса

1.1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИВОГО. СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ И УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

Современные данные о субстрате жизни. Основные свойства живого (обмен веществ и энергии, раздражимость, движение, рост и развитие, репродукция, наследственность, изменчивость, саморегуляция). Системные уровни организации живого (молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционный, видовой биогеоценотический, глобальный).



1.2. КЛЕТКА КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ

Этапы в развитии учения о клеточном строении организма. Современная клеточная теория. Методы изучения структуры и функции клеток. Световая микроскопия. Электронная микроскопия с техникой ультратонких срезов. Гистохимические, биохимические и биофизические методы. Культивирование. Структурные компоненты клетки. Мембранная система (плазматическая мембрана, цитоплазматическая сеть, комплекс Гольджи). Цитоплазматический матрикс. Клеточные органеллы (ядро, центриоли, митохондрии, лизосомы, рибосомы). Клеточные включения.. Хромосомы (форма и строение, индивидуальность, постоянство числа, диплоидные и гапдоидные наборы, кариотип человека, аутосомы и половые хромосомы).

Химический состав клетки. Элементный состав. Микроэлементы. Неорганические соединения. Органические соединения. Углеводы, их структурная и энергетическая функции. Липиды, их значение. Белки, их аминокислотный состав. Простые и сложные белки. Тканевая и видовая специфичность белков. Антигенные свойства белков. Структурная, ферментативная, сократительная, регулирующая функции белков. Денатурация белков. Нуклеиновые кислоты, их состав и локализация в клетке. Функции нуклеиновых кислот. Витамины

Физико-химические свойства цитоплазмы. Дисперсные системы. Коллоидное состояние цитоплазматического матрикса. Ферментные системы и их локализация.

Закономерности поступления веществ в клетки. Проницаемость цитоплазматической мембраны. Диффузия. Осмос. Активный перенос. Пиноцитоз. Фагоцитоз. Ассимиляция и диссимиляция в клетке. Энергетический цикл. Аккумуляция энергии в клетке. Роль АТФ.

Размножение клеток. Митоз. Рост и обновление клеточных популяций. Старость и смерть клетки. Эволюция клеток.

Основные ткани организма. Ткань. Клетки. Межклеточное вещество. Эпителиальная ткань. Форма клеток. Плоский, кубический и цилиндрический эпителии. Однослойный и многослойный эпителии. Функции эпителия: покровная, защитная, всасывательная, выделительная и секреторная. Железистый эпителий. Железы внешней и внутренней секреции. Соединительная ткань. Ткани, имеющие общее происхождение и объединенные общим названием — соединительная ткань. Рыхлая. Плотная. Хрящевая. Костная. Кровь. Мышечная ткань. Поперечнополосатая, гладкая и сердечная мышечная ткань, их структура и функции. Произвольная мускулатура. Нервная ткань. Нейроны. Тело нейрона. Отростки. Аксон. Дендриты. Нервы и нервные стволы. Возбудимость. Проводимость. Синапсы, Афферентные, центростремительные, чувствительные, нейроны. Эфферентные, центробежные, двигательные нейроны. Миелинизированные и немиелинизированные нервные волокна.

Тема 2. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. ГОМЕОСТАЗ


Кровь, лимфа и тканевая жидкость — внутренняя среда организма. Гомеостаз - постоянство внутренней среды организма.

2.1. КРОВЬ

Функции крови: дыхательная, питательная, выделительная, защитная, терморегуляторная, гомеостатическая, гуморальной регуляции. Количество крови. Сосудистая система. Кровяные депо (селезенка, печень, кожа). Увеличение количества циркулирующей крови при интенсивной работе и кровопотере. Состав крови: плазма и форменные элементы.

Эритроциты (форма, размер, образование, разрушение, продолжительность жизни. Нейрогуморальная регуляция эритропоэза. Количество эритроцитов). Гемоглобин. Оксигемоглобин. Карбогемоглобин. Карбоксигемоглобин. Гемолиз эритроцитов.

Лейкоциты (размеры, форма ядра, строение протоплазмы). Зернистые лейкоциты (гранулоциты). Эозинофилы и их роль в обезвреживании белковых токсинов. Базофилы и их роль в заживлении поврежденных тканей. Нейтрофилы, их способность к амебоидному движению. Фагоцитоз и работы И.И. Мечникова. Незернистые лейкоциты (агранулоциты). Моноциты и лимфоциты. Защитная функция лейкоцитов. Лейкоцитарная формула. Костный мозг, лимфатические железы, селезенка и лейкопоэз. Количество лейкоцитов. Лейкопения. Лейкоцитоз.

Тромбоциты, их количество и роль в свертывании крови.

Свертывание крови (коагуляция) – защитная реакция и ферментативный процесс, предотвращающий гибель организма от кровопотери. Стадии свертывания крови: активация тромбопластина, активация тромбина, образование фибрина. Гемофилия.

Плазма и сыворотка крови. Консервирование крови. Кровезамещающие жидкости.

Группы крови. Агглютинины и агглютиногены. Агглютинация. Доноры. Реципиенты. Резус-фактор.

2.2. ЛИМФА

Лимфатическая система. Пути, проводящие лимфу: лимфатические капилляры, сосуды, протоки. Места развития лимфоидных элементов: одиночные лимфоидные фолликулы, их скопление (миндалины) и лимфатические узлы. Подколенные, паховые, локтевые, подмышечные, шейные, легочно-бронхиальные лимфатические узлы. Плазма v лейкоциты. Роль лимфы в обезвреживании ядовитых веществ, фагоцитозе микробов.

Тема 3. ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ

Строение и функции желез внутренней секреции. Гормоны и механизмы их действия. Эндокринная и нервная системы. Единство нервной системы и желез внутренней секреции в обеспечении нормальной деятельности живого организма при постоянно меняющихся условиях окружающей среды.

Гипоталамо-гипофизарная система. Нейросекреты гипоталамуса. Гипофиз, его гормоны.

Надпочечники. Гормоны коркового и мозгового вещества. Роль гормонов в регуляции обмена веществ и физиологических функций организма. Симпато-адреналовая система. Исследования Г. Селье. Стресс. Общий адаптационный синдром. Повседневные стрессы. Стрессовые состояния. Стрессовые ситуации. Стресс и болезнь.

Щитовидная железа. Гормоны щитовидной железы и их участие в регуляции обмена веществ и энергии, роста и развития организма. Гипертиреоз и гипотиреоз. Базедова болезнь и эндемический зоб. Кретинизм.

Околощитовидные железы. Роль гормонов околощитовидных желез в регуляции обмена кальция и фосфора. Гипофункция околощитовидных желез.

Зобная железа. Гормональная регуляция роста и развития ребенка, минерального обмена, сопротивляемости организма к инфекциям.

Островки Лангерганса поджелудочной железы. Регуляция углеводного, белкового и липидного обменов. Инсулин и глюкагон. Сахарный диабет. Регуляция деятельности желез внутренней секреции.



Тема 4. ПИЩЕВАРЕНИЕ. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. НЕРВНЫЕ И ГУМОРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ

Пищеварение как процесс, предшествующий обмену веществ – метаболизму. Физическая и химическая обработка пищи. Всасывание в кишечнике. Транспорт питательных веществ кровью. Усвоение питательных веществ клетками и тканями организма. Дефекация. Функциональная система питания. Строение и функции органов пищеварения.

Ротовая полость. Верхняя и нижняя челюсти. Зубы. Жевательная и височная мышцы, их участие в механической обработке пищи. Язык. Участие языка в физической обработке пищи и акте глотания. Язык – орган вкуса. Вкусовые рецепторы языка, слизистой оболочки полости рта. Язык – часть речевого аппарата. Крупные парные слюнные железы и их протоки. Околоушная, подчелюстная и подъязычная железы.

Глотка, ее связь с полостью рта, носа, гортанью и пищеводом. Глотание и его механизм.

Пищевод. Желудок, его емкость, стенка желудка, серозная, мышечная и слизистая оболочки. Сфинктеры желудочно-кишечного тракта.

Кишечник. Тонкий кишечник. Двенадцатиперстная кишка. Тощая кишка. Подвздошная кишка. Ворсинки тонкого кишечника. Толстый кишечник. Слепая кишка. Ободочная кишка. Прямая кишка. Части ободочной кишки: восходящая ободочная кишка, поперечная ободочная кишка, нисходящая ободочная кишка и сигмовидная кишка.

Поджелудочная железа. Печень. Их роль в пищеварении. Переваривание пищи в разных отделах пищеварительного тракта. Ферменты. Слюна, ее состав. Механизмы слюноотделения.

Желудочный сок, его состав. Механизмы желудочной секреции. Пищеварение в тонком и толстом кишечнике. Значение желчи в пищеварении. Всасывание. Физиологические механизмы голода, насыщения, аппетита. Жажда и ее физиологические механизмы.

Обмен веществ и энергии. Обмен белков, жиров и углеводов. Минеральный обмен. Водный обмен. Витамины и их роль в обмене веществ.

Основной обмен. Рабочий обмен. Специфическое динамическое действие пищи. Физиологические нормы питания. Пластические и энергетические потребности организма. Регуляция обмена веществ и энергии. Масса тела и ее влияние на физическое и психическое состояние, на здоровье человека.

Тема 5. ДЫХАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ ЕГО НЕРВНОЙ И ГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Строение и функции органов дыхания. Роль в обеспечении непрерывного поступления в организм кислорода и удалении углекислою газа, являющегося одним из конечных продуктов обмена веществ. Носовая полость. Носовые ходы. Слизистая оболочка и мерцательный эпителий. Роль носовой полости в очищении, обезвреживании, согревании (охлаждении) вдыхаемого воздуха.

Носоглотка. Гортань. Голосовые связки. Участие в речеобразовании и пении ротовой, носовой полостей и языка.

Трахея и бронхи. Хрящевые полукольца, гладкая мышечная ткань и многослойный мерцательный эпителий трахеи. Бифуркация трахеи, правый и левый бронхи, бронхиальное дерево, бронхиолы.

Легкие. Альвеолы, их кровоснабжение. Асимметрия легких. Висцеральная и париетальная плевра. Плевральная полость.

Дыхание как многоуровневый процесс. Вентиляция легких. Газообмен между альвеолярным воздухом и кровью в капиллярах альвеол. Транспорт газов кровью. Газообмен между кровью тканевых капилляров и клетками тканей. Клеточное дыхание.

Легочное дыхание как прогресс обогащения альвеолярного воздуха кислородом и выведения углекислого газа. Частота дыхательных движений. Механизм вдоха. Межреберные мышцы. Диафрагма. Роль отрицательного давления в плевральной полости. Изменение объема грудной полости. Механизм выдоха. Форсированное дыхание. Жизненная емкость легких. Дыхательный объем. Резервный объем вдоха. Резервный объем выдоха. Спирометрия — метод изучения жизненного объема легких и функционального состояния органов дыхания. Остаточный объем. Газообмен в легких и тканях. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Парциальное давление. Напряжение кислорода и углекислого газа. Тканевое дыхание. Нейрогуморалъныв механизмы регуляции дыхания. Нервная регуляция дыхания. Дыхательный центр как сложная система нейронов, расположенных на разных уровнях центральной нервной системы, деятельность которых координирует дыхание в соответствии с потребностями организма. Центры вдоха и выдоха. Пневмотаксический центр. Гипоталамус. Кора головного мозга. Гуморальная регуляция дыхания. Рефлекторная регуляция дыхания. Функциональная система дыхания. Дыхание и здоровье.

Тема 6. КРОВООБРАЩЕНИЕ И ЕГО РЕГУЛЯЦИЯ


Принципы строения и функционирования сердечно-сосудистой системы. Большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения. Макро- и микроциркуляция. Строение, стенки артерий, вен, капилляров.

Сердце. Строение и функции. Предсердия. Желудочки. Предсердно-желулочковые (атриоветрикулярцые) отверстия. Створчатые клапаны. Полулунные клапаны аорты и легочной артерии. Перикард – наружная соединительнотканная оболочка сердца (околосердечная сумка). Стенка сердца. Наружный слой – эпикард. Средний слой – миокард. Внутренний слой – эндокард. Особое строение мышцы сердца. Сокращение мышцы сердца – систола, расслабление – диастола. Продолжительность фаз сердечного цикла: систола предсердий, систола желудочков, общая пауза, диастола предсердий, диастола желудочков. Систолический объем. Минутный объем. Изменения частоты, сердечных сокращений и систолического объема при физической работе и эмоциональных напряжениях. Автоматия сердца. Проводящая система сердца. Синусный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса, волокна Пуркинье. Градиент автоматии сердца. Свойства сердечной мышцы. Возбудимость и сократимость. Закон "все или ничего". Рефрактерность. Абсолютная и относительная рефрактерность. Повышенная возбудимость. Экстрасистола и компенсаторная пауза.

Регуляция деятельности сердца. Блуждающий и симпатический нервы. Роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и коры больших полушарий в регуляции деятельности сердца. Рефлекторная регуляция сердечной деятельности. Рефлексогенные зоны сердца. Гуморальная регуляция сердца. Роль гормонов, олигопептидов, ионов калия и кальция.

Кровообращение в сосудах. Артериальное давление. Систолическое, диастолическое и пульсовое давление. Непрямой способ измерения кровяного давления. Метод Рива–Роччи. Метод Н.С. Короткова. Скорость кровотока. Линейная и объемная скорости тока крови. Особенности тока крови в венах и их механизмы. Присасывающее действие грудной клетки. Работа скелетных мышц и брюшного пресса. Клапаны в венах. Кровообращение в капиллярах. Кровообращение как функциональная система.

Атеросклероз – болезнь цивилизации. Инфаркт миокарда. Инсульт. Факторы риска сердечно­-сосудистых заболеваний. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Кровообращение и здоровье человека.

Тема 7. ВЫДЕЛЕНИЕ И ЕГО РЕГУЛЯЦИЯ


Выделительная функция легких, желудочно-кишечного тракта и кожи. Основной экскреторный орган – почки, их строение и функции, корковый и мозговой слои почек. Нефрон – структурная и функциональная единица почек. Строение нефрона. Капсула Шумлянского–Боумена. Извитой каналец первого порядка. Петля Генле. Извитой каналец второго порядка. Особенности кровоснабжения нефрона.

Механизм мочеобразования. Фильтрация. Реабсорбция. Секреция. Состав первичной и конечной мочи. Собирательные трубочки. Почечная лоханка. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал. Мочеиспускание. Регуляция мочевыделения. Водный баланс и его влияние на здоровье.


Тема 8. ПОЛОВАЯ СИСТЕМА


Половое размножение. Мужские и женские половые органы: строение и функции. Половые железы. Половые рефлексы у мужчин и женщин. Половое поведение. Сексуальная жизнь и здоровье.

Тема 9. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ


Понятие о пойкилотермии и гомойотермии. Постоянство температуры тела. Теплопродукция и теплоотдача. Роль мышечной системы, печени и других внутренних органов в теплопродукции. Окисление жиров, белков и углеводов – экзотермический процесс. Участие крови и органов кровообращения в поддержании постоянства температуры тела. Теплоотдача и ее механизмы. Потеря теплоты вследствие теплопроводности. Отдача теплоты путем теплоизлучения. Испарение пота с поверхности тела. Потеря теплоты с выдыхаемым воздухом, мочой, калом. Функциональная система терморегуляции. Регуляция теплообразования. Регуляция теплоотдачи. Центры терморегуляции. Терморегуляция в различных климатических условиях. Терморегуляция в условиях космоса. Лихорадка. Гипотермия. Регуляция температуры тела и здоровье.
Вопросы к зачету

1. Системные уровни организации живого (молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой и др.).

2. Современная клеточная теория(структурные компоненты клетки, мембранная система).

3. Общие закономерности регуляции функций (нервный, гуморальный, понятие о функциональных системах).

4. Основные функции крови.

5. Состав и физико-химические свойства крови.

6. Свертывающая и антисвертывающая функции крови.

7. Группы крови.

8. Строение и функции желез внутренней секреции. Гормоны и механизмы их действия.

9. Гипоталамо-гипофизарная система, нейросекрет гипофиза.

10. Надпочечники и их гормоны.

11. Щитовидная железа. Гормоны и их участие в регуляции обмена веществ.

12.Гипо-и гипертиреоз.

13. Поджелудочная железа. Инсулин. Участие в регуляции обмена веществ.

14. Механизмы приспособления организма к условиям существования.

15. Стресс и болезнь.

16. Электрические явления в тканях. Потенциал покоя, потенциал действия.

17.Понятие о возбудимости. Изменение возбудимости при возбуждении.

18. Проведение возбуждения.

19. Нервно-мышечная передача возбуждения.

20. Механизм мышечного сокращения.

21. Строение и функции сердца.

22. Регуляция и показатели работы сердца.

23. Микроциркуляция, транскапиллярный обмен.

24. Основные гемодинамические показатели.

25. Регуляция сосудистого тонуса. Функциональная система поддержания

26. Строение и функции органов дыхания.

27. Внешнее дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Легочные объемы.

28. Регуляция внешнего дыхания.

29. Виды пищеварения. Пищеварение в полости рта.

30. Желудок. Строение, Пищеварение в желудке.

31. Пищеварение в кишечнике. Роль желчи в пищеварении.

32. Физиология голода и насыщения.

33. Мочеобразование и мочевыделение.

34. Физиология энергообмена. Основной обмен.

35. Тепловой баланс и регуляция температуры тела.

36. Гормональная функция половых желез.

37. Репродуктивная функция и ее биологическая роль.


Список рекомендуемой учебной литературы

Список основной учебной литературы:

  1. Федюкович Н.П. Анатомия и физиология человека. Учебное пособие. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2001, 2006, 2009.

  2. Физиология человека. В 3-х т. Пер. с англ. /Под ред. Т.Шмидта, Г. Тевса. – М.: «Мир». 1996.

  3. Нормальная физиология. В 3-х т.:Учебное пособие для студентов высш.учеб. заведений / В.Н.Яковлев и др.- М. «Академия», 2006. (Гриф).

  4. Общая физиология. М.: «Академия». 2006. (Гриф).

  5. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия: Учебник. – 3-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. – 294 с. (Гриф).

  6. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека. В таблицах и схемах. - М.: «Издат-школа».2000.

  7. Анатомия, физиология и гигиена человека с основами медицинской экологии. М.: «Издат-школа», 2000.

  8. Физиология человека: Учебник. В 2-х томах. / В.М. Покровский Г.Ф., Коротько В.И. Кобрин. и др. – М. Медицина. 2000, 2004. (Гриф).

  9. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: НО Научный Фонд «Первая Исследовательская Лаборатория имени академика В.А. Мельникова». 2000.

  10. Шилов С.Н. Возрастная физиология. ПК и методика написания контрольной работы. МК, 2006.

  11. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. Учеб.пос.-М.: «Академия»,2000, 2002.

Список дополнительной учебной литературы:

  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: учебное пособие. – М., Академия, 2002

  2. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Издательский центр «Академия». 2003. (Гриф).

  3. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учебное пособие. – М. Издательский центр «Академия». 2000. (Гриф).

  4. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии /Под ред. М.М. Безруких, Д.А.Фабер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 768 с. (Гриф).

 Количество часов в примерном тематическом плане корректируется в соответствии с действующими учебными планами



База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница