Обобщение и проверка знаний учащихся при подготовке к егэ по биологии



Скачать 72,66 Kb.
Дата26.08.2015
Размер72,66 Kb.
Обобщение и проверка знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ по биологии.

Единый государственный экзамен направлен на проверку реализации требований, предъявляемых учащимся на современном этапе обучения: проверку как общебиологических знаний, так и логических умений.

Процесс обучения и соответственно его результат не будут полноценными, если не организовать обобщение и проверку знаний по предмету. Мы предлагаем проводить обобщение на различных уровнях: поэтапном в пределах урока, итоговом обобщении на уроке, после изучения темы и всего курса в целом. На каждом из этих уровней знания должны углубляться и расширяться на основе установления общих связей и закономерностей в пределах изучаемых объектов, процессов или явлений, а умения совершенствоваться. Несомненно, важную роль в этом процессе играют методы, средства и организация познавательной деятельности учащихся.

Для биологии как учебного предмета, изучающего природу в ее конкретном разнообразии, существенно применять для обобщения и проверки знаний такие методы и средства, как эксперимент (лабораторные опыты и практические работы), наблюдение, работа с использованием микроскопа, электронных учебных пособий.

Организовать познавательную деятельность учащихся помогут специально сконструированные задания, вызывающие у школьников интерес к их выполнению и позволяющие проверить осознанность усвоения изученного учебного материала. Эти задания дают возможность использовать опыты и наблюдения не только для иллюстрации изучаемого материала, но и направляют мысль учащихся к той общей закономерности, которая проявляется в каждом отдельном объекте, клетке, органе или организме.

Содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ включает семь блоков проверяемых элементов знаний (с учетом уровней организации живой природы) и один из них – «Клетка как биологическая система».

Покажем, как мы проводим обобщение по этой теме на итоговом занятии по изучаемому курсу. Обобщение начинаем с того, что предлагаем ученикам составить схему основных ключевых понятий, определяющих содержание блока ЕГЭ «Клетка как биологическая система» (ксерокопии с содержанием этого блока выдаем учащимся). Приведем пример одного из вариантов схемы, составленных учащимися (схема 1).

Схема 1


Клетка


химическая организация

метаболизм
……………….. …………………. ……………… …………………. ………….

Затем класс разбивается на 5 групп (по количеству исследуемых направлений, соответствующих числу понятий, включенных в схему) и каждой предлагается задание: либо повторить известный опыт, или выполнить практическую работу, либо провести наблюдение нового биологического объекта или приготовить и рассмотреть под микроскопом новый препарат. Так, мы предлагаем для выполнения в группах следующие лабораторные работы: «Особенности строения клеток различных групп организмов», «Строение клетки», «Движение цитоплазмы», «Обмен веществ и энергии в клетке», «Деление клетки». Группам выдаются инструктивные карточки для выполнения работы. Для подготовки группы к отчету и осознания информации, в инструкцию включены вопросы и задания для самопроверки и обсуждения.

Например, инструкция к одной из лабораторных работ включает следующее содержание:

Инструкция

Тема: Особенности строения клеток различных групп организмов.

Цель: Выявить сходство и различие в строении клеток растений, животных, грибов и прокариотических организмов.

Оборудование: Чешуйки луковицы репчатого лука, водоросли (налет со стенок аквариума), культура дрожжей, культура сенной палочки, готовые микропрепараты клеток многоклеточных животных, микроскопы, предметные стекла, пипетки, стаканы с водой, препаровальные иглы.

Задание: Рассмотреть клетки организмов различных систематических групп и на основании сравнения сделать выводы о причинах их сходства и различий.

Выполнение работы:


  1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, водоросли, дрожжевых грибов, клеток слизистой оболочки полости рта, бактерий сенной палочки. Рассмотрите готовые микропрепараты.

  2. Рассмотрите клетки, сравните их форму, размеры, клеточные структуры. Зарисуйте их и сделайте соответствующие подписи.

  3. Сделайте выводы.

Примечание. В силу ограниченного увеличения светового микроскопа учителю необходимо дать информацию о других, невидимых при таком увеличении органоидах клеток всех организмов.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

  1. Заполните таблицу:

Сравнение строения клеток организмов различных систематических групп:

Основные

органоиды



Клетки растений

Клетки грибов

Клетки

животных


Прокариотические клетки
















  1. Ответьте на вопросы:

  • Чем представлен наследственный материал клетки?

  • Объясните сходство в строении клеток разных организмов.

  • Объясните, о чем свидетельствуют различия в строении клеток разных организмов.

Вывод, который формулируют школьники на основании результатов работы и обсуждения:

Сходство в строении клеток свидетельствует о родстве организмов, единстве всего органического мира. Различия в строении клеток различных групп организмов свидетельствуют о разных путях их эволюции.

По итогам лабораторного исследования каждой группе предлагается конкретизировать тот фрагмент схемы, на основе которого осуществлялась работа.

Фрагмент конкретизации схемы учащимися, проводящими лабораторную работу «Особенности строения клеток различных групп организмов» (схема 2).

Схема 2


Клетка

растительная

животная


грибная

бактериальная

В результате обсуждения проведенной работы всеми группами, схема заполняется конкретным содержанием (схема 3). Умения составлять аналогичные схемы и работать по ним способствуют формированию общеучебных навыков, выстраиванию понятий в целостную систему, обеспечивают широкое обобщение материала и его запоминание.
Схема 3

Клетка


химическая организация

метаболизм
анаболизм мембрана растительная бесполое катаболизм органические и протоплазма животная половое

минеральные грибная

вещества бактериальная

Далее учащимся необходимо предложить для выполнения и обсуждения несколько тестовых заданий из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Задания должны быть разного уровня сложности и представлены всеми типами: «А»; «В»; «С». При обсуждении тестовых заданий необходимо определить не только их содержательную часть, но и повторить условия их правильного выполнения и оформления.



Приведем в качестве примера некоторые из них:

«А» В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает такой же набор хромосом, что и материнская, благодаря тому, что

1) в профазе происходит спирализация хромосом

2) происходит деспирализация хромосом

3) в интерфазе ДНК самоудваивается, в каждой хромосоме образуется по две хроматиды

4) каждая клетка содержит гомологичные хромосомы
«В» Каково строение и функции митохондрий?

1) расщепляют биополимеры до мономеров

2) характеризуются анаэробным способом получения энергии

3) содержат соединенные между собой граны

4) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

5) окисляют органические вещества с образованием АТФ

6) имеют наружную и внутреннюю мембраны
«С» В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах?
Работу в группах по обобщению и проверке знаний можно продолжить на основе работы с электронными учебными пособиями. Здесь более продуктивна и эффективна работа по изучению интерактивных моделей биологических объектов, процессов или явлений, которые невозможно изучить и пронаблюдать в условиях школы на натуральных объектах. Примером такой деятельности служит работа с мультимедийным пособием «Открытая биология» (Д.И. Мамонтов). Программа включает 60 интерактивных учебных моделей, что дает возможность подобрать разнообразный материал по изучаемой или обобщаемой теме.

Так, учащимся можно предложить для изучения в группах по заявленной теме интерактивные модели: «Ферментативный катализ», «Натрий-калиевый насос», «Митоз», «Мейоз», «Комплементарность нуклеотидов», «Синтез белка», «Строение хромосомы» и т.п. Для продуктивности работы необходимо предложить учащимся инструкцию для выполнения работы.



Пример инструкции к модели «Ферментативный катализ».
Изучить модель «Ферментативный катализ» и ответить на вопросы, используя текст, сопровождающий модель:

  • Что такое ферментативный катализ?

  • Какое значение имеет этот процесс для живых организмов?

  • Каковы свойства ферментов?

  • Приведите примеры ферментов и процессов, в которых они участвуют.

По завершении работы каждая группа демонстрирует изученную модель с последующими комментариями и объяснениями сущности демонстрируемых объектов, явлений или процессов для всех учащихся класса.

После отчета каждой группы по итогам работы с интерактивными моделями учитель предлагает для выполнения и обсуждения несколько тестовых заданий из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

Таким образом, учитель при обобщении учебного материала должен уделять серьезное внимание формированию системы знаний: как эмпирических, которые придают знаниям доказательность, так и теоретических, обеспечивающих глубину и осознанность изучения предмета. Все это будет способствовать успешной подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.


Литература:

1.Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. и др. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя./А.В. Бинас., Р.Д. Маш, А.И.Никишов– М.: Просвещение, 1990. -192 с.



2. Единый государственный экзамен: биология: контрол. измерит. материалы: 2005-2006 / под общ. ред. Г.С.Калиновой, Министерство образования и науки Рос. Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и наук, ФИПИ. –М.: Просвещение, 2006.-80с.

Кузнецова Н.М., к.п.н., старший преподаватель кафедры теории и методики естественно-математических дисциплин ИРО г. Липецка.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница