Министрество образования московской области



страница1/4
Дата26.08.2015
Размер0,56 Mb.
  1   2   3   4

МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО МГОУ)
Биолого-химический факультет
ПРОГРАММА

АТТЕСТАЦИОННОГО ИСПЫТАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

на 2-й и последующие курсы

Москва 2013


Печатается по решению учебно-методической комиссии

биолого-химического факультета



Программа вступительных испытаний по биологии. Биолого-химический факультет. М.: Изд-во МГОУ, 2013. – 39с.
Пособие содержит материалы, регламентирующие аттестационные испытания при переводе и восстановлении студентов на 2-ой и последующие курсы биолого-химического факультета по:

специальность 020803.65 Биоэкология (очная и заочная формы обучения);

направление подготовки 020400.62 Биология - профиль Биоэкология (очная и заочная формы обучения);

специальность 050102.65 Биология (заочная форма обучения);

направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование - профиль Биология (очная и заочная формы обучения); профиль - Биология и химия (очная форма обучения); профиль - Химия и биология (очная форма обучения)


Составители: кандидат биологических наук, доцент О.В. Трофимова

кандидат биологических наук, доцент Д.А. Климачев


© Трофимова О.В., Климачев Д.А., 2013

© Московский государственный областной университет, 2013
Пояснительная записка

Целью вступительных испытаний является определение соответствия уровня и качества подготовки экзаменуемого требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; готовности экзаменуемого к продолжению обучения по основным образовательным программам.

Задачами вступительных испытаний служит выявление у экзаменуемого:

- степени сформированности комплексной системы знаний о фундаментальных законах функционирования живых систем;

- уровня владения понятийно-категориальным аппаратом, необходимым для восприятия, осмысления и усвоения биологических знаний;

- умения связывать общие и частные вопросы биологии, оперировать примерами из различных областей биологической науки;

- глубины понимания практического применения биологических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования и фундамента экологии.

Содержательное наполнение программы вступительных испытаний обусловлено спецификой биологии как комплексной науки о живой природе. В ее задачу входит изучение всех проявлений жизни на Земле, включая ее многообразие, строение организмов, их функционирование, распространение, происхождение, развитие, взаимодействие между собой и с неживой природой. Поэтому в программу включены вопросы общебиологических дисциплин, входящих в общую систему биологической подготовки студентов по специальностям и направлениям подготовки: 020803.65 – Биоэкология (очная и заочная формы обучения), 050102.65 – Биология (заочная форма обучения), 050100.62 – Естественно-научное образование (профиль Биология) – очная форма обучения, 020400.62 – Биология; профиль Биоэкология (очная и заочная формы обучения),

050100.62 – Педагогическое образование; профиль Биология и химия (очная форма обучения), профиль Химия и биология (очная форма обучения).

Содержание программы

Раздел 1. Биология клетки


История и методы изучения клетки. Основы клеточной теории. Общность строения клеток прокариот и эукариот. Морфологические особенности клеток в связи с выполняемыми функциями. Структурные компоненты клеток. Молекулярные особенности организации, взаимосвязь между строением, химической организацией и физиологическими функциями клеток и внутриклеточных структур. Клеточный цикл и деление клеток - митоз и мейоз. Норма и патология. Гены и генетический код. Биосинтез белка. Система энергообеспечения клетки. Фотосинтез в клетках растений. Принципы регуляции размножения и злокачественный рост. Развитие половых клеток у животных, человека и семенных растений. Двойное оплодотворение у семенных растений.

Раздел 2. Науки о биологическом многообразии


2.1.Ботаника
Анатомия и морфология растений. Организация типичной растительной клетки. Классификация и строение растительных тканей. Зародыш и проросток как начальные этапы онтогенеза цветковых растений. Корень и корневая система. Побег и система побегов. Воспроизведение и размножение растений: вегетативное размножение, спороношение, половой процесс. Семенное размножение. Общая схема цикла воспроизведения у цветковых. Происхождение цветка. Плоды. Способы распространения. Экологические группы и жизненные формы растений. Возрастные и сезонные изменения.

Систематика. Цианобактерии. Роль в биосфере. Царство грибов. Особенности строения, способы питания, размножения, принципы классификации. Отделы грибов, основные классы и порядки. Низшие растения. Водоросли: классы и порядки. Экология водорослей. Лишайники как симбиотические организмы. Принципы классификации. Высшие растения. Отделы: Мохообразные, Риниофиты, Плауновидные, Хвощевые, Папоротниковидные. Общая характеристика, классы, порядки, специфика строения. Отдел Голосеменные. Принципиальный цикл воспроизведения. Классы, порядки, основные семейства. Отдел Покрытосеменные. Принципы номенклатуры. Классы, порядки, основные семейства.

Понятие фитоценоза. Состав и структура фитоценозов. Ценопопуляции растений. Влияние растительности на среду. Динамика фитоценозов: циклическая изменчивость, сукцессии. Классификация и ординация растительности.
2.2.Зоология
Животные в составе органического мира. Отличительные особенности царства животных. Значение животных в биогенном круговороте веществ в биосфере. Зоология как система наук о животных и основные вехи ее истории. Значение зоологии для теоретической биологии и развития прикладных отраслей хозяйства. Основы зоологической систематики. Современная система животного мира. Экологическая система животных.

Разнообразие животного мира. Уровни организации и планы строения животных, их функциональные особенности, развитие и экологическая приспособленность. Экологическая радиация таксонов. Значение в природе и жизни человека. Царство Одноклеточные. Особенности организации. Обзор типов: саркомастигофор, апикомплексов, инфузорий. Происхождение, эволюция, значение. Царство Многоклеточные. Особенности организации. Гипотезы происхождения. Обзор типов низших многоклеточных: пластинчатых, губок; высших многоклеточных: двухслойных (кишечнополостных, гребневиков); трехслойных бесполосных (плоских и круглых червей); трехслойных вторичнополостных (первичноротых - кольчатых червей, моллюсков, членистоногих) и вторичноротых (иглокожих, полухордовых и хордовых). Тип хордовых и его принципиальные отличия от беспозвоночных животных. Низшие хордовые животные: оболочники, бесчерепные. Высшие хордовые – позвоночные животные. Классы круглоротых, рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Особенности строения. Пути приспособления к жизни на суше. Эволюция, разнообразие и значение позвоночных животных.


2.3.Микробиология

Специфичность прокариотической клетки и методов ее изучения. Деление, размножение, культивирование микроорганизмов. Систематика: группы архей и группы бактерий. Типы питания бактерий. Метаболизм. Способы обеспечения энергией - брожение, аэробное дыхание, анаэробное дыхание, фотосинтез, хемосинтез. Биосинтетические процессы: ассимиляция СО2 автотрофами и гетеротрофами. Циклы рибулезобифосфатный и трикарбоновых кислот - источники метаболитов. Азотный обмен. Синтез биополимеров. Влияние факторов внешней среды. Биогеохимическая деятельность микроорганизмов: рудообразование, почвообразование, формирование состава атмосферы. Взаимодействие с растениями, животными, человеком. Вирусы. Бактериофаги. Микроорганизмы и эволюционный процесс. Решение проблем продовольствия, энергетики, здравоохранения и охраны окружающей среды современными биотехнологическими производствами на базе микроорганизмов.


Раздел 3. Физиология
3.1.Физиология растений
Особенности структуры и метаболизма растений по сравнению с животными. Синтетические способности растений. Физиология растительной клетки. Симбиотическая теория происхождения пластид и митохондрий. Уникальная роль процесса фотосинтеза на Земле. Образование энергии при фотофизических и фотохимических процессах фотосинтеза. Ассимиляция СО2 в цикле Кальвина. Подача СО2 у С3- и С4- растений и образование метаболитов. Дыхание растений как источник энергии и ассимилятов. Водный режим клетки и целого растения. Минеральное питание. Поглотительная, проводящая и синтетическая роль корневой системы. Передвижение веществ. Донорно-акцепторные взаимоотношения и транспорт ассимилятов. Физиология роста. Меристемы. Фитогормоны. Периодичность роста. Покой. Движения растений. Физиология развития: механизмы прорастания семян, перехода к старению, цветению, опаданию. Явление яровизации, фотопериодизма. Фитохромная система. Устойчивость растений к неблагоприятным условиям. Интеграция физиологических процессов и ее связь с продуктивностью растений. Культура тканей и клеток. Использование ее в селекции и биотехнологии. Гибридизация клеток. Генная инженерия.
3.2.Физиология человека и животных

Уровни организации живого организма; молекулярные механизмы физиологических процессов, ферменты, биологически активные вещества, цитофизиология; функции основных систем организма: нервной, эндокринной, опорно-двигательной, крови, кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и др.; восприятие, переработка и передача информации; регуляция функций и системы обеспечения гомеостаза; иммунитет; закономерности интегративной деятельности мозга; механизмы памяти; эмоции и мотивации; обучение, речь, мышление; физиология поведения: физиологические основы целенаправленного поведения, формы поведения, функциональное состояние и поведение, индивидуальные различия, коммуникативное поведение; экологическая физиология: взаимодействие организма и среды, климатогеографические и социальные факторы среды, адаптация организма к различным условиям, стресс и адаптация, возраст и адаптация.




  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница