«Анатомии и физиологии человека»



Скачать 141,51 Kb.
Дата26.08.2015
Размер141,51 Kb.
Министерство здравоохранения Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Люберецкий медицинский колледж»

Проблемно-модульная система обучения

с рейтинговой оценкой знания в курсе:
«Анатомии и физиологии человека»

для специальности 060501 «Сестринское дело»

Люберцы

2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной целью курса «Анатомии и физиологи» является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин с учетом интегрированного подхода к преподаванию.

Успешному освоению программы способствует разработанная проблемно-модульная система обучения с рейтинговой оценкой знаний.

Весь курс разделен на 4 модуля. Каждый модуль включает в себя лекции, практические и зачетные занятия.

При изложении материала на лекциях используются разнообразные наглядные пособия, технические средства обучения: графпроектор, электрифицированные стенды, диакопы, микроскопы, магнитофон.

Практические занятия богато снабжены раздаточным материалом: костные препараты (натуральные и искусственные), муляжи, пластмассовые барельефы, модели, влажные препараты, микропрепараты, слайды, анатомические атласы, методические указания студентам. Работают студенты на практических занятиях методом малых групп, это помогает формировать навыки межличностного общения, быстрее и грамотнее выполняются совместные задания.

Завершает каждый модуль 4-х часовое зачетное занятие. На этом занятии студенты работают в постоянном контакте с преподавателем, который направляет и контролирует их деятельность. На зачете используются различные виды контроля: тестовый контроль, индивидуальный устный опрос, контроль по методу Шаталова, контроль по немым картинкам и слайдам, по влажным препаратам, микропрепаратам, анализам крови, мочи. Кроме этого каждый студент решает клинико-физиологическую задачу. Коллективная деятельность студентов хорошо проявляется при использовании таких новых методов как конценсус, интерактивный метод. Метод мозгового штурма, анализ. Благодаря четкой организации зачетного занятия и использования на нем разнообразных методов и форм контроля, имеется возможность дать оценку каждому студенту по трем уровням обучения.

Оценку деятельности студентов по предмету производиться по рейтинговой системе. Благодаря этой системе достигается ранжирование студентов по уровню усвоения учебного материала. Основное положение рейтинговой системы это многобальность.

Знания студентов оценивается по 5-бальной системе. Оценка выставляется за каждую тему практических занятий модуля (Р1, Р2), за зачетное занятие каждого модуля (Р3), за дополнительное занятие (Рдоп.)



В в о д и т с я:
1.Коэффициент значимости (КЗ),

например: КЗ зачетного занятия =3.


2. Коэффициент ритмичности (КР),

например: КР= 1 - если учебный материал сдан в установленный срок;

КР= 0,9 - при повторной сдаче;

КР= 0,8 - при последующей сдаче.


3. Дополнительные баллы 1-5 баллов:

- за активные ответы;

- за своевременно и правильно выполненные задания на занятии 1-2 балла;

- за грамотно составленный конспект – 1 балл;

- за изготовление наглядных пособий, раздаточного материала 1-5 балла;

- за участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях -5 баллов.


4. Штрафные баллы (т.е. «-» баллы)

- за опоздание – 0,5-1 балл;

- за неаккуратность в форме одежды и оформления задания – 0,5-1 балл;

- за неподобающее поведение на занятиях – 0,5-1 балл;

- за невыполнение задания на занятия – 1 балл.
Определяется: минимальный рейтинг (Рмин) и максимальный рейтинг (Рмакс) для каждого модуля и предметов в целом итоговый рейтинг (Ритог).

Экзамен проходит в форме тестирования.

Студент, имеющий высший рейтинг по предмету и 90% от высшего рейтинга, от экзамена освобождается.


Студент, набравший от 89% высшего рейтинга до низшего рейтинга, к экзамену допускается
Студент, набравший 80% от максимального рейтинга, сдает экзамен по облегченному варианту, без тестирования.
Студент, набравший от 79% от максимального рейтинга, до минимального рейтинга, сдает экзамен в полном объеме.
Студент, не набравший низшего рейтинга, до экзамена не допускается.

I МОДУЛЬ
Уровня структурной организации организма.

Общие вопросы анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата.

Оценочная таблица


№№

Название темы

К-во

часов


Рмакс.\Рмин.

Р реальн.

1

Основы цитологии. Клетка. Основы гистологии. Ткани

4

5\3




2

Кости, их соединения и мышцы головы

2

5\3




3

Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения туловища

4

5\3




4

Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних и нижних конечностей

4

5\3




5

Исследования функций методом активных движений

2

5\3




6

Дополнительные баллы




5\0




7

Минус- баллы










8

Зачет

4

15\9




9

Итоговый рейтинг




45\24






В итоге изучения

1 модуля
Надо знать:


  1. Общий план строения организма.

  2. Системы органов и их функции.

  3. Расположение различных тканей в организме и функции.

  4. Оси и плоскости тела человека.

  5. Функциональное назначение скелета и скелетных мышц.

  6. Отделы позвоночника, его изгибы.

  7. Строение и физическая роль межпозвонковых дисков.

  8. Состав скелета костей, их основные косные ориентиры.

  9. Крупные суставы конечностей.

  10. Кости составляющие скелет головы.

  11. Соединение костей черепа. Возрастные особенности черепа.

  12. Основные группы скелетных мышц.

Уметь:

  1. Показать на себе и статисте части и области человеческого тела, отделы скелета.

  2. Показать основные косные ориентиры.

  3. Продемонстрировать виды движений в суставах.

  4. Показать на себе и статисте крупные поверхностные мышцы и назвать их функции.


Вопросы для подготовки к зачету
1 модуля


  1. Определение ткани.

  2. Виды тканей.

  3. Расположение эпителия.

  4. Состав скелета туловища.

  5. Позвоночный столб в целом (включая соединения).

  6. Строение ребер.

  7. Соединение ребер с грудиной и позвоночником.

  8. Что такое реберная дуга.

  9. Отделы скелета верхней конечности.

  10. Отделы скелета нижней конечности.

  11. Суставы:

- плечевой;

- локтевой;

- лучезапястный;

- лучелоктевой;

-тазобедренный;

- коленный;

- голеностопный.


  1. Наружные размеры большого таза женщины в норме.

  2. Основные анатомические образования и костные ориентиры верхних и нижних конечностей (показать на препаратах и статисте) уметь собрать из предлагаемых костей скелет верхних и нижних конечностей.

  3. Кости мозгового и лицевого черепа (перечислить).

  4. Передняя, средняя и задняя черепные ямки (показать).

  5. Воздухоносные кости черепа.

  6. Отличительные особенности черепа новорожденного.

  7. Мышцы груди, живота, спины; слабые места передней брюшной стенки.

  8. Мышцы конечностей.

  9. Понятие о мышцах – синергистах и мышцах – антагонистах.


II МОДУЛЬ
Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма.
Оценочная таблица


№№

Название темы

К-во

часов


Рмакс.\Рмин.

Р реальн.

1

Эндокринная система человека

4

10\6




2

Функциональная анатомия спинного мозга. Спинно-мозговые нервы.

2

5\3




3

Функциональная анатомия головного мозга. Черепные нервы.

2

5\3




4

Изучение вегетативной нервной системы

2

5\3




5

Изучение сенсорных систем

2

5\3




6

Дополнительные баллы




5\0




7

Минус- баллы










8

Зачет

4

15\9




9

Итоговый рейтинг




50\27




В итоге изучения

2 модуля

Надо знать:

  1. Расположение спинного и головного мозга, их строение и функции.

  2. Расположение эндокринных желез, выделяемые ими гомоны и их роль.

  3. Основной план строения анализатора.

  4. Строение и функции анализатора зрения.

  5. Строение и функции слухового анализатора.

  6. Строение и функции кожи.

Уметь:

  1. Показать по таблицам, атласам, муляжам, влажным препаратам основные структурные образования спинного и головного мозга.

  2. Показать области иннервации черепных и спинномозговых нервов.

  3. По выявлению нарушений функции распознать патологию каких-либо отделов ЦНС, нервов, а также нарушение функций эндокринных желез.

Вопросы для подготовки к зачету

2 модуля

  1. Спинной мозг: расположение, сегменты, поперечный разрез, функции.

  2. Спинно-мозговые нервы: образование, места выхода из позвоночного канала, сплетения (образование, расположение, область иннервации, крупные ветви).

  3. Головной мозг: отделы, желудочки, расположение важнейших нервных центров, анализаторные зоны коры.

  4. Черепно-мозговые нервы: латинское название, расположение ядер, функция, места иннервации.

  5. Роль вегетативной нервной системы.

  6. Эндокринные железы: расположение, выделяемые гормоны, проявление гипо и гиперфункции.

  7. Строение функции органа зрения.

  8. Строение и функции орган слуха.

Примерные темы дополнительных заданий

2 модуля

  1. Эволюция мозга – реферат.

  2. Нервные центры. Торможение в ЦНС. Взаимоотношение процессов возбуждения и торможение в коре полушарий конечного мозга – реферат.

  3. Лимбическая система и ее функции – реферат.

  4. Анализаторные зоны коры – реферат.

  5. Ретикулярная формация – реферат.

  6. Механизм образования условных рефлексов (с демонстрацией) – реферат и практическая часть (готовят 2-3 человека).

  7. Физиологическая роль вегетативной нервной системы – реферат.

  8. Механизм сна и сновидений – реферат.

  9. Физиологические механизмы памяти – реферат и демонстрационная часть- (готовят 2-3человека).

  10. Типы высшей нервной деятельности – реферат и практическая часть(готовят 2-3 человека).

  11. Специализация правой и левой половины нервной системы – реферат.

  12. Свойства гормонов. Типы воздействия гормонов. Физиологическая роль эндокринных желез – реферат.

  13. Регуляция образования гормонов гипофиза – реферат.

  14. Соpus pincale.

  15. Физиологическая роль гормонов щитовидной железы и регуляция их образования – реферат.

  16. Тимус – реферат.

  17. Гормоны поджелудочной железы, их физиологическая роль – реферат.

  18. Надпочечники. Роль кортикостероидов и регуляция их образования – реферат.

  19. Гормоны надпочечников и их общий адаптационный синдром – реферат.

III МОДУЛЬ
Кровь. Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы.

Анатомия и физиология дыхательной системы.

Оценочная таблица


№№

Название темы

К-во

часов


Рмакс.\Рмин.

Р реальн.

1

Кровь

4

5\3




2

Анатомия и физиология сердца

4

10\6




3

Сосудистая система

2

10\6




4

Функциональная анатомия лимфатической системы

2

5\3




5

Анатомия и физиология органов дыхания

2

10\6




6

Дополнительные баллы




5\0




7

Минус- баллы










8

Зачет

4

15\9




9

Итоговый рейтинг




50\33




В итоге изучения 3 модуля

Надо знать:


  1. Состав крови.

  2. Функции крови.

  3. Принцип деления крови на 4 группы, на Rh+ b Rh-.

  4. Причины и механизм развития резус – конфликта.

  5. Строение и функции органов кровообращения.

  6. Кровоснабжение сердца, головного мозга.

  7. Кровообращение плода.

  8. Физиологические константы крови и кровообращения.

  9. Факторы влияющие на изменение процесса кровообращения.

  10. Критерии оценки процесса кровообращения.

  11. Строение и функции органов дыхания.

  12. Особенности строения воздухоносных путей.

  13. Особенности строения бронхиол.

  14. Придаточные пазухи полости носа.

  15. Связь носоглотки с полостью среднего уха.

  16. Физиологические константы дыхания.

  17. Факторы, влияющие за изменения процесса дыхания.

  18. Критерии оценки процесса дыхания.

Уметь:

  1. По анализу крови отличить норму от какой-либо патологии.

  2. Объяснить пациенту причину резус – конфликта и степень его опасности.

  3. Определить верхушечный толчок.

  4. Показать на статистике места прижатия артерий.

  5. Оценить процесс дыхания.

  6. Определить число дыхания в 1 мин., ритм, тип дыхания.

  7. Определить жизненную емкость легких.

Вопросы для подготовки к зачету

3 модуля

  1. Состав крови и ее функции.

  2. Нормальные показатели крови.

  3. Знать следующие понятия:

- гемолиз;

- лаковая кровь;

- гипергликемия;

- гипогликемия;

- физиологический раствор


  1. Группы крови.

  2. Сердце.

  3. Большой. Малый и венечный круг кровообращения.

  4. Сосуды малого круга кровообращения.

  5. Кровоснабжение сердца.

  6. Кровоснабжение головного мозга.

  7. Кровоснабжение внутренних органов грудной и брюшной полости.

  8. Система верхней половой вены.

  9. Системы нижней половой вены.

  10. Система воротной вены.

  11. Кровяное давление, пульс.

  12. Движение крови по сосудам.

  13. Латинские названия органов дыхания.

  14. Строение воздухоносных путей, их физиологическая роль.

  15. Расположение, строение и функции легких, Физиология дыхания.

Примерные темы дополнительных заданий

3 модуля

  1. Кровь – зеркало здоровья – реферат.

  2. Буферные системы крови- реферат.

  3. Осмотическое и онкотическое давление крови.

  4. Гемостаз – реферат.

  5. Гемопоэз – реферат с демонстрацией препаратов.

  6. Кровоснабжение сердца. Коллатерали и анастомозы.

  7. Сердце на периферии.

  8. Суточный ритм деятельности сердечно-сосудистой системы и изменение картины крови.

  9. Стресс и сердце.

  10. Может ли болеть здоровое сердце.

  11. Чужое сердце.

  12. С.С. Брюхоненко и аппарат искусственного сердца.

  13. Резервы здоровья.

  14. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы.

  15. Методы исследования сердечно-сосудистой системы и критерии оценки ее состояния (с демонстрацией на статисте).

IV МОДУЛЬ
Анатомия и физиология пищеварительной системы.

Мочевыделительная система. Репродуктивная система.

Оценочная таблица


№№

Название темы

К-во

часов


Рмакс.\Рмин.

Р реальн.

1

Анатомия органов пищеварения

4

5\3




2

Анатомия и физиология больших пищеварительных желез

4

5\3




3

Физиология пищеварения

2

10\6




4

Обмен веществ и энергии в организме

4

5\3




5

Анатомия и физиология мочевыделительной системы

2

10\6




6

Дополнительные баллы




5\0




7

Минус- баллы










8

Зачет

4

15\9




9

Итоговый рейтинг




55\30




В итоге изучения

4 модуля

Надо знать:


  1. Строение и функции органов пищеварительной системы.

  2. Состав и действие пищеварительных соков.

  3. Роль витаминов в жизнедеятельности человека.

  4. Содержание витаминов в различных пищевых продуктах.

  5. Принцип составления пищевого рациона.

  6. Критерии оценки процесса питания.

  7. Этапы процесса выделения.

  8. Строение и функции почек.

  9. Строение и функции мочевыводящих органов. Отличие мужского и женского мочеиспускательного канала.

  10. Строение и функции женских половых органов.

  11. Промежность.

  12. Молочные железы.

Уметь:

  1. Обнаруживать проявления деятельности органов пищеварительной системы.

  2. Составить пищевой рацион.

  3. Подобрать продукты питания для больных с гиповитаминозами.

  4. Показать на статисте расположение почек.

  5. По результатам анализов мочи отличать норму от патологии.

Темы дополнительных заданий

4 модуля

  1. Пищеварение в полости рта (с демонстрацией расщепления крахмала слюной).

  2. Пищеварение в желудке (с демонстрацией опыта по перевариванию белка желудочным соком).

  3. Роль печени в и пищеварении и обмене веществ – реферат.

  4. Защитные механизмы пищеварительного канала – реферат.

  5. Регуляция желчеобразования и желчевыделения – реферат.

  6. Принцип составления пищевого рациона – демонстрация примерного расчета.

  7. Расчет основного обмена – обследование 10 добровольцев с демонстрацией обсуждения результатов.

  8. Методы исследования органов пищеварения и критерии, оценка их деятельности (демонстрация на статисте).

  9. Экскреторные органы, их роль в удалении из организма продуктов обмена веществ.

  10. Состав и сво1ства мочи. Ее изменения в зависимости от заболеваний (анализ результатов исследования мочи – по данным больницы).

  11. В мире лимфоидных клеток.


Вопросы для подготовки к зачету

4 модуля

  1. Латинское название органов пищеварения (для желудка латинское и греческое название).

  2. Строение стенки пищеварительного канала.

  3. Места открытия протоков слюнных желез.

  4. Миндалины, входящие в состав лимфоидного глоточного кольца.

  5. Строение желудка и пищеварение в нем.

  6. Тонкая кишка: отделы, строение, особенности строения слизистой оболочки.

  7. Печень и желчный пузырь: расположение, строение, физиологическая роль печени.

  8. Пищеварение в тонкой кишке.

  9. Толстая кишка: отделы, строение илеоцекального угла прямой кишки.

  10. Принцип составления пищевого рациона.

  11. Проявление гиповитаминозов А,В,С,Д. Пищевые продукты, содержание эти витамины.

  12. Почки: расположение, строение, функции.

  13. Нормальный состав мочи.

  14. Понятия:

- полиурия;

-олигурия;

- анурия;

- никтурия;

- гематурия;

- пиурия;

- протеинурия;

- глюкозурия.



  1. Мочеточник: расположение, строение, функции.

  2. Мочевой пузырь: расположение, строение, функции.

  3. Мужские половые органы: расположение, строение, функции.

  4. Женские половые органы: расположение, строение, функции.

  5. Мужской и женский мочеиспускательные каналы.


ИТОГОВЫЙ РЕЙТИН:




Рмакс. 205


Ритоговый:








Р мин. 111



Студент, набравший:

  • от 205 до 185 баллов

(90% от Рмакс.)

- освобождается от экзамена

  • от 184 до 165 баллов

- освобождается от тестирования

  • от 164 до 111 баллов

- допускается к экзамену

  • м е н е е 110 баллов,

- НЕ допускается к экзамену


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница