В результате чего



Скачать 105,67 Kb.
Дата26.08.2015
Размер105,67 Kb.
дых окрестности носа

Класс: 8 «А»


Предмет: биология
Тема: Значение дыхания.

Органы дыхания.
Подготовила: Жанас Ж.Ы.

учитель химии, биологии

КГУ «СШ № 2 г. Каракаралинска»

2013 – 2014 учебный год



Цель: ученики должны расширить представление о строении и функциях

дыхательной системы.

Задачи:

Обучающая: организовать деятельность детей по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности по теме, в результате чего ученики будут знать строение и функции дыхательных путей, голосообразование и артикуляцию звуков речи, роль органов дыхания для поддержания в альвеолах лёгких постоянства газового состава, и уметь разъяснять связь дыхательной и кровеносной систем;

Развивающая: способствовать развитию умений сравнивать, делать выводы и обобщать, развивать критическое мышление, привлекать личный опыт в ходе обсуждения вопросов, высказывать и аргументировать собственное мнение, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности, а также оценивать значимость нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения; 

Воспитательная: развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность учащихся, умение применять полученные знания в жизни, осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.

Результат: эффективность работы в процессе обучения, демонстрация учениками понимания, умения объяснять, обосновывать свой выбор.

Оборудование: таблицы с изображением органов дыхания, системы кровообращения, строения носовой полости, гортани.

Тип урока: межпредметный (химия, физика, биология – животные, литература, физическая культура)
Ход урока

I. Актуализация знаний

1. Мотивационный . Учащиеся должны настроиться эмоционально для работы.

«Пока дышу, надеюсь» - римский поэт Овидий.

2. «Мозговой штурм».

А. Выбрать правильные утверждения и выписать цифры, под которыми они записаны. (2 мин)

1) Каждой клетке организма необходимы для жизнедеятельности питательные вещества, кислород, вода.

2) У организмов с незамкнутой кровеносной системой клетки омываются непосредственно кровью.

3) У организмов с незамкнутой кровеносной системой давление крови обычно высоко и кровь течёт быстро.

4) Лимфа – бесцветная жидкость, образующаяся из плазмы крови путём её фильтрации в межклеточное пространство и оттуда – в лимфатическую систему.

5) Функции циркулирующей крови: транспортная, регуляторная, защитная.

6) Толщина стенок предсердий и желудочков одинакова во всём сердце.

7) Предсердия – это нижние камеры сердца, получающие кровь, возвращающуюся из малого круга кровообращения.

8) Самый крупный кровеносный сосуд – аорта.

9) Сердечные сокращения регулируются только с помощью импульсов, возникающих в самом сердце.

10) Лимфатическая система – совокупность узлов, сосудов и лимфоидной ткани.

11) Систолическое давление – это артериальное давление в момент расслабления желудочков.

12) Аневризма – расширение просвета артерий, вследствие выпячивания её стенки.

13) Максимальная скорость движения крови создаётся в аорте и артериях.

14) Пульс – это ритмичные колебания стенок вен, возникающих благодаря изменениям давления в сосудах в ритме сокращения сердца.

15) Адреналин – гормон, расширяющий сосуды.


В. (3 мин) Используя знания, полученные при изучении курса «Животные», вспомните, у каких животных впервые появляются органы дыхания? Какие эволюционные преобразования произошли в дыхательных системах позвоночных животных?
С. Создание проблемной ситуации: (3 мин)

Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений (2-3 мин) посидите спокойно.

1. Как вы себя чувствуете?

2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?

3. Сколько времени мы можем не дышать?

4. Зачем же мы дышим?

5. А как мы дышим?

Да, воздух всасывается через нос и движется внутрь организма, затем выталкивается из организма во время выдоха.
ІІ. Усвоение нового материала

Вводная информация: (в общем – 4 мин) Дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

Древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека считал воздух условием и «первопричиной жизни». Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, а тренированные до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода для дыхания, и поэтому он должен равномерно поступать через органы дыхания.



- Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?
Задание 1. (2 мин) Решите задачу: «Жизнь – это горение» - эти слова принадлежат французскому ученому 18 века А. Лавуазье. Объясните, какое отношение это изречение имеет к процессу дыхания?

- Что обязательно для окисления органических соединений?

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

- Каким образом кислород поступает в клетки?

- А как кислород проникает в кровь?

Вводная информация: Важнейший механизм газообмена у животных и человека – диффузия. При диффузии молекулы перемещаются из области более высокой концентрации в область низкой концентрации за счет их собственной кинетической энергии. Однако перемещаться путем диффузии молекулы могут лишь на малые расстояния (до 1 мм). При переносе веществ на большие расстояния в организме животных используются различные системы вентиляции и транспорта газов. Обмен газов в организме животных и человека осуществляется за счет органов дыхания и кровеносной системы.
Сформулируйте определение дыхания: (предполагаемые определения учащихся).
Вводная информация: Да, дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой. Различают легочное и тканевое дыхание.

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание.

Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

Функция дыхательной системы человека сводится к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из неё углекислый газ.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм.

Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

По функциональному признаку органы дыхания делятся на воздухоносные, или дыхательные, и органы газообмена.

К воздухоносным дыхательным органам относятся: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.

Органами газообмена являются лёгкие

При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам нос, как бы критически к нему не относились, - украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!



Вот что писал о носе Н.В. Гоголь: «Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни в окошко!...».

А если серьёзно? Для чего появился нос у человека разумного? Чтобы узнать об этом, давайте совершим необычное путешествие вместе с воздухом, который попадает в наш организм.

Нос! Кто-то находится рядом с нами в нем! Кто же это? Похоже, что микробы! Осторожно, не запутайтесь в волосках ноздрей! Полетели дальше, в розовую пещеру. Осторожно, стенки сверху донизу вымазаны специальной липкой слизью! А для чего она нужна?

Ведь нос – это не только часть человеческого лица и его украшение, но и важный орган, участвующий в осуществлении функции дыхания и обоняния. При помощи носа производится очищение вдыхаемого воздуха от частичек пыли, его прогревание и увлажнение.



Творческая работа: (3 мин) (домашнее задание- индивидуально 3-4 ученика) сообщения о человеческом носе.
Какие выводы о функциях носа можно сделать из прослушанного сообщения?
Но что же происходит с воздухом дальше?

Вместе с ним продолжим свой путь и мы.


Задание 2: (20 мин) Работа с учебником. Учащиеся изучают информацию по теме : носовая полость, гортань, трахеи, бронхи, легкие Пополняют глоссарий терминов: дыхание, воздухоносные пути, носовая полость, глотка, гортань, надгортанник, голосовые связки, голосовая щель, адамово яблоко, трахея, бронхи, бронхиолы, альвеолы, диафрагма, грудной и брюшной типы дыхания.

Учащиеся у доски демонстрируют уровень усвоения новой информации (использование ИКТ): описывают каждый отдел дыхательной системы, показывают на слайде. Учащиеся с места задают вопросы (касающиея темы).

Были заданы такие вопросы:

- Какое значение имеет гортань?

- Что происходит с гортанью при глотательных движениях?

- Что происходит с дыханием во время глотания?

- Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?

- Роль мерцательной эпителии внутренней стенки трахеи?

- Почему лёгкие можно сравнить со сказочным «виноградным деревом»?

- Что относится к верхним дыхательным путям?

- Что входит в состав нижних дыхательных путей?
Релаксация: (3 мин) Давайте узнаем, каков запас воздуха в наших легких, то есть проверим емкость наших легких. Сделаем это с помощью воздушных шаров. У всех будет по три попытки.

Одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними. Вторая попытка после 10 приседаний. Это еще не все испытания. Не выпустив из шарика ни капли воздуха, нужно проделать несколько физических упражнений:

- Максимально вытянуть вверх руку с шариком

- На этой высоте переложить шарик в другую руку

- На высоте взять шарик двумя руками и как можно больше прогнуться назад.

Всем спасибо! У всех здорово получилось!


Задание 3. (5 мин) Индивидуальная работа с раздаточным материалом - по карточке:

А) Расположите в правильной последовательности, перечисленные ниже процессы:

1. Поступление воздуха в легкие;

2. Удаление воздуха из легких;

3. Перенос кровью углекислого газа от ткани к легким;

4. Перенос кровью кислорода от легких к тканям;

5. Диффузия кислорода в капилляры, расположенные в легких;

6. Поступление кислорода в тканевую жидкость;

7. Поступление кислорода в клетки тела;

8. Поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;

9. Окисление органических веществ с освобождением энергии;

10. Поступление углекислого газа в капилляры, расположенные в тканях.

В) Подчеркните названия процессов, осуществляемых органами дыхания.

С) Объясните, почему дыхательная и кровеносная системы связаны друг с другом.
Какие выводы по изученному материалу можно сделать?
ІІІ. Обратная связь:

- Рефлексия урока.

- Оценивание .



- Домашнее задание: п. 37, 38.

Задание. Найдите соответствующий ответ

Признак

Орган

В легких делятся на множество ответвлений

А. Трахея

Состоит из разных хрящей

Б. Глотка

Слизистая оболочка богата кровеносными сосудами, в ней находятся обонятельные рецепторы

В. Бронхи


Образована полукружными хрящевыми кольцами, которые соединены между собой

Г. Гортань

Пересекаются пищеварительные и дыхательные пути

Д. Носовая полость


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница