Методическая разработка теоретического занятия «Дифтерия у детей» пм. 02 «Лечебная деятельность»



Скачать 203,03 Kb.
Дата26.08.2015
Размер203,03 Kb.
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Медицинский колледж имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы»
Методическая разработка теоретического занятия

«Дифтерия у детей»
ПМ.02 «Лечебная деятельность»

МДК.02.04. «Лечение пациентов детского возраста».

Специальность 060101 Лечебное дело

Автор: Ефимова И.А.,преподаватель клинических дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ»


2013
Пояснительная записка

Методическая разработка на тему «Дифтерия у детей» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 3 курса специальности 060101 Лечебное дело в рамках профессионального модуля ПМ.02 «Лечебная деятельность» в МДК.02.04. «Лечение пациентов детского возраста».

Данное занятие способствует формированию компетенций будущего специалиста.



  1. Профессиональные:

  • ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

  • ПК 1.5. Проводить комплексную диагностику состояния здоровья ребёнка.

  • ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

  • ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

  • ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

  1. Общие:

  • ОК.1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК.3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК.4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК.5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК.9 - Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Теоретический курс МДК.02.04 «Лечение пациентов детского возраста» призван обеспечить студентам следующие знания:

  • основные факторы риска развития болезни в разные возрастные периоды;

  • основные клинические диагностические критерии;

  • основы лабораторной диагностики;

  • основные закономерности течения заболевания

  • возможные осложнения и их причины

  • принципы и особенности лечения;

  • принципы профилактики в разные возрастные периоды;

Теоретическое занятие построено традиционно, содержит информационный блок, сопровождаемый презентацией. Блок контроля, включающий вопросы для устного опроса по предыдущей теме, а также вопросы для закрепления материала в конце занятия. Большое количество иллюстраций должно способствовать формированию интереса к изучаемой теме, и как следствие, формирование прочных теоретических знаний.
Организационно-методический блок

Тема занятия : «Дифтерия у детей»

Продолжительность занятия – 2 академических часа

Место проведения – лекционная аудитория

Общие цели занятия:

  1. Студент должен знать этиологию, патогенез, клинические особенности и возможные осложнения дифтерии.

  2. Студент должен уметь выделить основные диагностические критерии заболевания, поставить диагноз в связи с классификацией и назначить лечение в соответствии с основными принцами лечения.

  3. Студент должен уметь составить план действий для профилактики заболевания и его распространения.

Конкретные цели занятия:

Студент должен уметь:

  • выделить основные диагностические критерии заболевания,

  • поставить диагноз в соответствии с классификацией

  • назначить лечение в соответствии с основными принципами лечения.

  • составить план действий для профилактики заболевания и его распространения

Студент должен знать:

  • причины заболевания

  • классификацию

  • клинические признаки дифтерии

  • принципы лечения

  • основы профилактики

Мотивация

Изучаемое заболевание известно очень давно. Опустошительные эпидемии дифтерии, жертвами которых, главным образом, являются дети, описаны во многих странах на протяжении всей истории.

К сожалению дифтерия известна тем, что смертность от нее была чрезвычайно высокой, достигала 100% среди детей. Заболеваемость периодически значительно возрастает и в наши дни. Это диктует необходимость изучения данной патологии, ее закономерностей, ради того, чтобы правильно и своевременно контролировать ситуацию, а в лучшем случае заболевание предупредить.

Фельдшер скорой помощи или ФАПа в любой момент может оказаться перед необходимостью оказания неотложной помощи задыхающемуся ребенку или спасать больного дифтерией от тяжелейших осложнений. Знания закономерностей течения дифтерии, принципов ее лечения и профилактики становятся просто необходимыми.


Междисциплинарные связи


Дисциплина

Необходимые знания

Анатомия и физиология

Строение слизистых, гортани

Латинский язык

Терминология

Фармакология

Лекарственные средства

Микробиология

Характеристики и особенности возбудителя

Инфекционные болезни

Закономерности инфекционных болезней

Пропедевтика клинических дисциплин

Особенности осмотра и обследования ребенка

Здоровый человек и его окружение

Особенности развития ребенка, его органов и систем

Диагностика детских болезней

Особенности диагностики тяжести состояния, дыхательной и сердечной недостаточности

Практическая деятельность фельдшера СС и НМП

Определение тактики фельдшера при оказании помощи ребенку


Внутридисциплинарные связи


Лечение пациентов детского возраста

Особенности лечения детей при различной патологии


Материально-техническое оснащение занятия:

Наглядные таблицы, экран, указка, проектор, компьютер.



Методическое оснащение занятия:

Методическая разработка, мультимедийная презентация



Рекомендуемая литература:

А.М. Запруднов, К.И .Григорьев «Педиатрия с детскими инфекциями. Учебник для медицинских училищ и колледжей». «ГЭОТАР-Медия». 2012 стр 438- 444



Методы и приемы:

  1. Контроль исходного уровня (устный опрос)

  2. Объяснение нового материала

  3. Демонстрация мультимедийной презентации

  4. Использование наглядных таблиц

  5. Контроль усвоения лекционного материала

Домашнее задание:

  1. .Прочитать раздел учебника

  2. Прочитать рассказ М.Булгакова «Стальное горло»

  3. Продолжаем писать учебник: вписать раздел «Дифтерия»

  4. Составить дифференциально-диагностическую таблицу « Ложный и истинный круп», «Токсическая дифтерия зева и эпидемический паротит».


План-хронокарта

теоретического занятия по теме:



«Дифтерия у детей»




Название этапа

Время (мин.)

Цель этапа

Описание этапа

Методы контроля

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.

Организационный этап

3

Создание ориентировочных основ

Объявляет тему занятия, ставит его цели и задачи, проверяет присутствующих

Слушают, конспектируют, воспринимают и осознают познавательные задачи

Наблюдение за внимательностью

обучающихся.- Отметка в журнале возможного отсутствия студентов



2.

Мотивационный этап

3

Активизация познавательной деятельности студентов

Объясняет необходимость изучения и усвоения данной темы, раскрывая практическую значимость приобретаемых на занятии знаний и умений

Слушают, осознают, конспектируют

Наблюдение за внимательностью

и заинтере-сованностью студентов



3.

Оценка исходного уровня знаний

7

Контроль исходного уровня знаний

Задает вопросы по пройденному материалу.

Комментирует правильный вариант решения



Отвечают устно на вопросы

Слушает и комментирует ответы студентов.

Выставление оценок



4.

Изучение нового материала

60

Получение новых знаний по теме занятия

Излагает новый материал, демонстрирует электронную презентацию

Слушают, конспектируют

Наблюдение за внимательностью

обучающихся



5.

Контроль полученных знаний

10

Оценка усвоения студентами полученных знаний

Показывает иллюстрации для проведения диф.диагноза. Комментирует ответы студентов

Отвечают на вопросы,

Оценка усвоения студентами полученных знаний

6.

Рефлексия, ответы на вопросы студентов

4

Анализ достижения целей занятия, разъяснение непонятных моментов

Резюмирует результаты занятия, отвечает на вопросы студентов

Высказывают свое мнение по поводу достижения целей занятия, задают вопросы

Анализ мнения студентов по поводу достижения целей занятия

7.

Задание на следующее занятие

3

Обеспечение внеаудиторной деятельности студентов

Излагает задание на следующее занятие

Записывают задание на следующее занятие

Запись в учебном журнале




Итого

90















Контролирующий блок

Контроль исходного уровня знаний.)
Вопросы для опроса в начале занятия, по предыдущей теме

    1. Какие характеристики необходимо дать сыпи?

    2. Какая сыпь типична для ветряной оспы?

    3. Чем характеризуется сыпь при кори?

    4. Чем сыпь при краснухе отличается от других?

    5. Дайте характеристику сыпи при скарлатине.

Вопросы для опроса по ходу занятия

1.Что такое экзотоксин? Чем он отличается от эндотоксина?

2. Ложный круп – при каком заболевании у детей возникает? Каков его патогенез?

3. Признаки дыхательной недостаточности

4. Карантин - что это такое? Какова его продолжительность?

5. Вакцины и сыворотки – в чем между ними принципиальная разница? Область и цель применения?



Вопросы в конце занятия

    1. Специфические, наиболее характерные, проявления дифтерии?

    2. Какие осложнения угрожают жизни больного?

    3. В чем заключается этиотропное лечение?

    4. В чем заключается специфическое лечение дифтерии?

    5. Почему противодифтерийную сыворотку нужно вводить по методу Безредки?

    6. Длительность карантина при дифтерии?

    7. Продолжительность изоляции больного?

Информационный блок

Дифтерия – острое инфекционное заболевание.

Название происходит от греческого слова difhtera – кожа, пленка, так как в месте размножения возбудителя образуется плотная, серовато-белого цвета пленка.

О дифтерии часто упоминают в художественной литературе отечественные (Булгаков, Чехов) и зарубежные писатели 18-20 веков.

Ее называли «петлей удавленника» или «смертельной язвой глотки».



Историческая справка

В изучении дифтерии можно выделить 3 этапа:

1 – от древности до открытия противодифтерийной сыворотки. Характерны высокие показатели заболеваемости и высокая летальность - 70-80%, при токсических формах 100%. Особенно у детей раннего возраста.

2 – со времени получения сыворотки до открытия анатоксина (1923 год). Летальность снизилась, но заболеваемость была высокой – 200-300 / 100 тысяч населения.

3 – с момента введения активной иммунизации до настоящего времени.

Заболеваемость

После введения поголовной вакцинации – середина 20 века - отмечено резкое снижение заболеваемости. С 90-х годов поголовная вакцинация отменена. В 1990-1992 годах заболеваемость выросла в 8,5 раз, в последующие годы в Москве почти в 30 раз. Этому способствовали социальные причины, большая миграция населения, снижение иммунной прослойки. Носительство патогенной бактерии выросло на 25%.



Возбудитель дифтерии – токсигенная коринебактерия дифтерии.

В 1883 году немецкий бактериолог Эдвин Клебс обнаружил возбудителя в пленках из ротоглотки. Через год в 1884 году другой немецкий бактериолог Фридрих Август Иоганн Леффлер получил возбудителя в чистой культуре.

По имени авторов возбудитель называется дифтерийная палочка Клебса – Леффлера, у нас принято BL.

Коринебактерия представляет собой прямые или слегка изогнутые палочки с расширением и заострением на концах. Они неподвижны, не образуют спор и капсул.

Возбудитель является аэробом или факультативным анаэробом. Устойчив к высушиванию. Является гетеротрофом – т.е. требует для роста органические вещества, поэтому питательные среды для его выращивания содержат животный белок – кровь, сыворотку.

Устойчивость во внешней среде высокая – коринебактерия сохраняется в пленках, капельках слюны, на ручках дверей, детских игрушках до 15 дней. В воде и молоке – до 20 дней. В высохшей слизи сохраняется несколько недель.

Устойчивость возрастает в холодное время – на предметах обихода в холодное время могут сохраняться до 6 месяцев.

Погибает от солнечного света, высокой температуры – кипячение 1 минута, дез.средств -10% перекись водорода – 3 минуты.

Коринебактерия вырабатывает экзотоксин, который и определяет тяжесть заболевания. Дифтерийный токсин – белок, обладающий антигенными свойствами. Известны несколько фракций токсина:

Некротоксин – вызывает некроз тканей, повреждение сосудистой стенки, в результате чего жидкая часть крови попадает в ткани.

(Гемолизин, ферменты)
Источник дифтерии – только человек - больной или носитель. Количество носителей в сотни раз превышает число заболевших. В очагах инфекции выявляется 10% и более «здоровых» носителей. И даже в период эпидемического благополучия встречается достаточное число носителей токсигенной палочки.

Путь передачи – воздушно-капельный, но может быть через предметы обихода, через третьих лиц, продукты, особенно в холодное время.

Иммунитет после перенесенного заболевания стойкий антитоксический.

Входные ворота - слизистая зева, верхних дыхательных путей, глаз, раневая поверхность кожи.

Патогенез

После попадания коринебактерии в организм человека в области входных ворот возбудитель размножается, выделяет экзотоксин. Под действием токсина возникает некроз эпителия слизистых оболочек . Увеличивается проницаемость сосудов, появляется жидкий экссудат, богатый белком. Белок свертывается, образуя на поверхности слизистой оболочки характерный фибринозный налет.

Слизистая ротоглотки выстлана многослойным плоским эпителием, фибринозный выпот пронизывает всю толщу слизистой оболочки и оказывается плотно спаян с подлежащими тканями. При попытке снять фибринозную пленку появляется кровоточивость подлежащих тканей.

На слизистой с однослойным эпителием (гортань, трахея, бронхи) образующаяся пленка легко отделяется и может механически закупоривать просвет.

Экзотоксин поступает в кровоток, вызывая интоксикацию, поражение сердца, почек, нервной системы, надпочечников. Поражение лимфатических сосудов приводит к нарушению оттока лимфы и отеку тканей.

Классификация - существующая классификация учитывает:

- локализацию процесса (ротоглотка, нос, глаз, гортань, кожа и т.д.)

- распространенность поражения (один орган - локализованная форма, с поражением соседних органов – распространенная, с поражением отдаленных органов – комбинированная),

-тяжесть течения – легкая, средней тяжести, тяжелая

- наличие осложнений

Клиника

Инкубационный период – 2-10 дней (в среднем 7 дней).

Клинические формы определяются локализацией патологического процесса (зев, нос, глаз, гортань, кожа, половые органы).

Наиболее частая форма (90-95%) – дифтерия зева.

Различают локализованную (легкую), распространенную (среднетяжелую) и токсическую (тяжелую) формы.

Локализованная форма характеризуется тем, что налеты не выходят за пределы миндалин. Налеты плотные, гладкие, серовато-белые с перламутровым блеском, тесно спаяны с подлежащими тканями, снимаются с трудом. После снятия налета подлежащие ткани кровоточат.

Пленка может располагаться в виде островков или сплошь покрывать часть или всю поверхность миндалин.

Общее состояние ребенка – температура высокая, субфебрильная или нормальная. Симптомы интоксикации выражены умеренно - головная боль, недомогание, снижение аппетита, бледность. Обязательно боль в горле, увеличение регионарных лимфоузлов.

Распространенная форма характеризуется распространением налетов за пределы миндалин на дужки, язычок, стенки глотки. Интоксикация, гиперемия и отечность миндалин выражены более значительно.

Токсическая форма (тяжелая) характеризуется массивными распространенными налетами, переходящими с миндалин на твердое и мягкое небо, выражены гиперемия и отек ротоглотки, тяжелая интоксикация. Температура резко повышена (до 41 градуса). Отмечается повторная рвота, бледность, головная боль, слабость. Периоды возбуждения сменяются снижением активности и заторможенностью.

Для токсической формы дифтерии типичен отек подкожной клетчатки шеи.

В зависимости от распространенности отека подкожной клетчатки шеи выделяют степени тяжести токсической формы:

При первой степени - отек доходит до середины шеи

При второй степени – до ключицы

При третьей степени – ниже ключиц (второе-третье ребро)


Отмечаются изменения со стороны сердца – на 5-20 день развивается миокардит (Кстати, миокардит как заболевание впервые был описан у дифтерийного больного). Со стороны сердца – тахикардия, расширение границ сердца, глухость сердечных тонов, снижение АД.

Могут отмечаться адинамия. Бред.



Дифтерия гортани – истинный дифтерийный круп

Общая интоксикация выражена умеренно. Тяжесть состояния определяется степенью стеноза гортани.

Характерно – постепенное развитие основных симптомов в течение нескольких дней.

В начале температура невысокая, кашель, затем осиплость голоса, которая прогрессивно нарастает.

Кашель в начале влажный, затем грубый, лающий. Через 1-3 дня развивается афония .

Кашель становится беззвучным. Усиливается интоксикация, нарастает гипоксия.

Через 2-3 дня развивается асфиксия – беспокойство, потливость, цианоз, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы нарастают. Постепенно сознание затемняется, развивается сердечная недостаточность, судороги. Остановка сердца.

Дифтерия носа

Наиболее характерна для детей раннего возраста, может быть и у новорожденных. Развивается постепенно. Общее состояние удовлетворительное, температура нормальная или слегка повышена. Затруднено носовое дыхание, сукровичное отделяемое из одной половины носа. Затем выделения становятся слизисто-гнойными или гнойно-кровянистыми. При осмотре ЛОР врачом (с помощью инструментов) – отек, пленки, сужение носового хода.



Дифтерия глаза

Чаще односторонний процесс. На конъюнктиве специфические пленки, отек век с сужением глазной щели. Общее состояние удовлетворительное.



Дифтерия кожи

Пленка и отек на месте царапины, раны, опрелостей. Чаще у детей до года.



Осложнения дифтерии чаще встречаются при токсической форме. Наиболее тяжелые – миокардит, инфекционно-токсический шок, полирадикулоневрит с развитием периферических парезов и параличей.

На 2-3-й день развивается острая надпочечниковая недостаточность – резкая бледность, адинамия, тахикардия, нитевидный пульс, резко снижается АД. Возможна гибель в состоянии коллапса.

Токсический нефроз – раннее осложнение. Проявляется альбуминурией, цилиндрурией. Течение благоприятное.

Миокардит возникает в конце первой – на второй неделе. Расширяются границы сердца, нарушается сердечный ритм – тахикардия, брадикардия, аритмия. Глухость сердечных тонов. Развивается сердечная недостаточность – увеличиваются размеры печени.

Обратное развитие симптомов в течение 1-2 месяцев на фоне лечения.

Одновременно с миокардитом появляются ранние параличи с поражением черепных нервов – парез мягкого неба, который приводит к его неподвижности, гнусавости. Пациент поперхивается во время еды. Развивается парез аккомодации.

После 3-й недели развивается полирадикулоневрит – периферические вялые параличи, снижаются сухожильные рефлексы, чаще нижних конечностей. Поражаются мышцы шеи, туловища и конечностей. Изменения носят обратимый характер. Их опасность заключается в возникновении тяжелых нарушений функций органов и систем. Особенно опасны параличи глотательной и дыхательной мускулатуры, диафрагмы. Может присоединиться пневмония, которая ускоряет печальный финал.

Лабораторная диагностика заключается в бактериологическом исследовании слизи из зева и носа. Мазок берется с границы налета, а не с его поверхности.

Серологическое исследование крови позволяет выявить противодифтерийные антитела.



Лечение

Основная задача – нейтрализовать токсин (введение сыворотки) и уничтожить возбудителя (антибиотики)

Обязательная госпитализация.

Успех лечения зависит от специфического лечения – своевременного введения антитоксической противодифтерийной сыворотки - максимально раннее применение сыворотки (в первые 3 дня болезни).

Создал антитоксическую противодифтерийную сыворотку немецкий врач Эмиль Адольф фон Беринг в 1892 году и использовал ее для лечения в 1894 году.

За спасение детей в 1901 году Берингу была присуждена первая Нобелевская премия по физиологии и медицине «За работу по сывороточной терапии, главным образом за ее применение при лечении дифтерии, что открыло новые пути в медицинской науке и дало в руки врачей победоносное оружие против болезни и смерти».

Сыворотка получена из крови лошадей, гипериммунизированных дифтерийным анатоксином.

- доза сыворотки зависит от формы дифтерии, колеблется от 10 до 120 тысяч АЕ

- кратность введения сыворотки зависит от формы болезни – введение может быть однократным, при токсической форме – каждые 12 часов.

Сыворотка является лошадиной, содержит чужеродный для человека белок и естественно может давать тяжелые аллергические реакции, вплоть до анафилактического шока.

Александр Михайлович Безредка – французский микробиолог и иммунолог, разработал метод введения сыворотки, который стал классическим и в мировой литературе связывается с его именем, методом теперь широко пользуются в мире с целью профилактики аллергических реакций.

Метод Безредки:

Первое введение – разведенная в 100 раз сыворотка вводится внутрикожно – 0,1 мл.

Оценивается местная реакция – если она менее 1 см, то

Второе введение - через 20 минут - неразведенная сыворотка вводится подкожно 0,1 мл,

Третье введение – через 30-60 минут полная доза внутримышечно.

Сыворотка вводится внутримышечно в верхнюю треть передне-наружной поверхности бедра или ягодицу.



Неспецифическое лечение:

- Патогенетическое

Дезинтоксикация

Глюкокортикостероидные гормоны



- Этиотропное

Антибактериальная терапия

- Посиндромная (симптоматическая) терапия – жаропонижающие, полоскание зева антисептиками.

Витамины С, группы В(6, ККБ),

При крупе в случае неэффективности консервативного лечения показана интубация трахеи или трахеостомия.

Уход

Динамическое наблюдение. Постельный режим (7-45 дней).

Кормить и поить в положении лежа. Может быть кормление через зонд (боли, невозможность глотания). Пища жидкая, полужидкая. При парезе мягкого неба – (гнусавость голоса, поперхивание) – кормить очень осторожно во избежании аспирации пищи.

При крупе – обеспечить покой, длительный сон, свежий воздух (проветривание). Гигиена носоглотки и полости рта.



Профилактика

Раннее выявление больных и носителей. Их изоляция.

Выписка выздоровевших (прекращение изоляции) - после 2-х отрицательных бактериологических анализов (с интервалом 2 дня через 2-3 дня после окончания курса антибактериальной терапии).

Носители выписываются после курса антибактериального лечения и 2-х кратного отрицательного обследования (с интервалом 2 дня через 2-3 дня после окончания курса антибактериальной терапии)



Активная иммунизация

Массовая вакцинация в СССР начата в 1959 году. Заболеваемость дифтерией к 1966 году по сравнению с 1958 снизилась в 45 раз и составила 0,7 на 100 000 населения. Далее снижение объема прививок привело к тому, что в 1993-1996 годах Россию охватила эпидемия дифтерии – болели взрослые, в основном непривитые, и дети. В 1994 году зарегистрировано почти 40 тысяч больных. Поэтому возобновлена массовая вакцинация. В 2000-2001 гг охват детей прививками в установленные сроки составил 96%, а ревакинацией 94%. Благодаря этому уровень заболеваемости дифтерией в 2001 году снизился в 15 раз по сравнению с 1996 годом.



Для того, чтобы довести уровень заболеваемости до единичных случаев, необходимо охватить вакцинацией не менее 97-98% детей первого года жизни и обеспечить в последующие годы массовую ревакцинацию.

Активная иммунизация – вакцина АКДС (коклюшно-дифтерийно-столбнячная), которая содержит дифтерийный анатоксин=обезвреженный токсин. Поэтому иммунитет будет антитоксическим.

Вакцина АКДС вводится внутримышечно в среднюю треть передне-наружной области бедра в дозе 0,5 мл (детям до 3-х лет). Не рекомендуется введение в ягодичную область в раннем возрасте в связи с высоким риском механического или воспалительного повреждения седалищного нерва и крупных сосудов.

Сроки вакцинации (трехкратной) – 3месяца,4,5месяца и 6 месяцев

Сроки ревакцинации – 18 месяцев, 7 лет (без коклюшного компонента – АДС)

14 лет


Взрослым ревакцинация проводится каждые 10 лет

Кроме вакцины АКДС сейчас используются импортные вакцины Инфанрикс – аналог АКДС производства Бельгии, и Пентаксим (КДС+полиомиелит+гемофильная инфекция) производства Франции



Мероприятия в очаге

До госпитализации источника – текущая дезинфекция, после – заключительная.

Карантин – 7 дней

Ежедневный 2-х кратный осмотр контактных с термометрией.

Однократное бактериологическое обследование контактных не позже 48 часов с момента изоляции больного.

Осмотр ЛОР-врачом контактных.

В очаге немедленная иммунизация непривитых с 3-х месячного возраста.

Добиться полной ликвидации дифтерии в настоящее время вряд ли возможно из-за распространенного носительства токсигенных и нетоксигенных дифтерийных бактерий.

Внимание! Подведение итогов!

Для фельдшера особенно важно суметь поставить диагноз на основании клинических признаков. От этого зависит его тактика.

Поэтому, глядя на экран попытайтесь решить вопрос о том, какие клинические признаки соответствуют дифтерии. Дайте объяснения.

Слайда – ангины

Ответьте на следующие вопросы, которые помогут вам отличить ложный круп от истинного.

Слайд – крупы



И, наконец,

Слайд – эпид.паротит


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница