Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых



страница1/5
Дата24.06.2015
Размер1,12 Mb.
  1   2   3   4   5
ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ

Л. И. Солнцева, С. М. Хорош

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2-е издание

МОСКВА-1988


В работе отражены вопросы, связанные с особенностями психического развития незрячих детей раннего возраста и даны рекомендации по их воспитанию. В основу работы положены наблюдения за слепыми детьми, опыт консультационной работы с родителями и анализ советской и зарубежной литературы по проблемам воспитания слепого ребенка.

Работа предназначена для родителей, но представит также интерес для тифлопедагогов и воспитателей.

Работа написана специалистами Научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук СССР доктором психологических наук Солнцевой Л. И. и кандидатом психологических наук Хорош С. М.

Авторы будут благодарны читателям за все присланные критические замечания, советы, предложения.

Адрес института: 119834, Москва, Погодинская ул., д. 8.



Всероссийское общество слепых (ВОС), 1983

Всероссийское общество слепых (ВОС), 1988


ВВЕДЕНИЕ
Период ожидания ребенка - счастливое время в жизни семьи. Много планов строят супруги, представляя будущего ребенка, ту радость и счастье, которое принесет с собой новый маленький член семьи. Но нет ни одной матери или отца, которые бы мечтали родить слепого ребенка.

Совершенно естественно, что известие о слепоте новорожденного, как и о всяком другом заболевании, является серьезным эмоциональным потрясением для всех членов семьи. Они оказываются неподготовленными к его воспитанию, и нужно время, чтобы родители приняли слепоту сына или дочери. Многое зависит от того, когда они узнали о слепоте ребенка.

При серьезных изменениях глазного яблока, преломляющих сред и других четких признаках глубокого поражения зрительного анализатора родители узнают о слепоте ребенка в первые дни после его рождения, когда они еще не успели почувствовать своего ребенка. Однако при поражении сетчатки и проводящих путей определить слепоту или степень остаточного зрения в первые дни жизни ребенка не может ни один врач. Только занимаясь с ребенком, играя с ним, родители начинают замечать, что малыш не реагирует на яркие игрушки и предметы. Они обращаются к окулисту за консультацией и узнают о слепоте ребенка, когда они уже не могут представить свою жизнь без этого беспомощного крошечного существа.

Слепой ребенок создает новые психологические условия в семье. Перед родителями возникает трудная задача преодоления эмоционального барьера неприятия слепого ребенка с тем, чтобы признать его членом своей семьи.

Случаи возникновения эмоционального неприятия слепого ребенка, чувства отчужденности, порой так и не преодоленного членами семьи, встречаются в жизни довольно редко. Чаще любовь и привязанность, возникающие у родителей к ребенку, помогают им преодолеть горе, реально взглянуть на специфические проблемы его воспитания в семье, познакомиться и овладеть специальными приемами и методами воспитательной работы, хотя на первоначальных стадиях развития слепого ребенка, особенно в первые два-три месяца, практически отсутствует специфика в его обучении и воспитании.

Задача родителей - развивать у ребенка движения (хватание, отпускание), держание головки, реакции на звук, слово, стремление к звучащей и гладкой игрушке, т. е. все то, что делается и для зрячего. Слепой ребенок с большим успехом осваивает эти навыки с такими же результатами, как и зрячий. И это – воодушевляющий фактор в работе родителей с ребенком.

Воспитывая слепого ребенка, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение - необходимое условие воспитания.

Слепота ребенка может быть вызвана различными причинами. Одной из наиболее распространенных является врожденная катаракта (помутнение хрусталика).

Многочисленные экспериментальные исследования показали, что выключение или ограничение предметного зрения в первые месяцы жизни приводит к стойким, необратимым изменениям на всем зрительном пути, включая зрительные центры коры головного мозга. Особенно велика чувствительность зрительной системы к ограничению зрительной стимуляции в первые недели и месяцы жизни. Поэтому даже после благополучного оперативного вмешательства острота зрения при врожденной катаракте остается низкой, и значительное число детей вынуждено обучаться в специальных школах для слепых и слабовидящих.

Электрофизиологическими исследованиями, проведенными в Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук СССР, обнаружены нарушения в зрительных отделах коры головного мозга у детей, страдающих врожденной катарактой, связанные с бездеятельностью зрительной системы.

Для предотвращения снижения остроты зрения у детей с врожденной катарактой в дооперационный период создан прибор, позволяющий демонстрировать детям неподвижные и движущиеся цветные и черно-белые изображения. Яркие зрительные сигналы, проникая через мутный хрусталик, вызывают возбуждение сетчатки, подкорковых и корковых зрительных центров и заставляют работать глаз.

На базе Московской городской детской клинической больницы № 1 заведующим кафедрой глазных болезней 2-го Московского медицинского института, главным детским офтальмологом Москвы профессором Е. И. Ковалевским и детским окулистом Н. Ф. Казачковой совместно с нейрофизиологами Научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук СССР профессором Л. А. Новиковой и научным сотрудником Л. И. Фильчиковой с 1979 г. проводится работа по возбуждению деятельности органа зрения у детей с врожденной катарактой с помощью специального прибора. Эта работа дает положительный эффект и предотвращает развитие слабовидения у ребенка только в тех случаях, когда проводится с первых месяцев жизни ребенка - с момента обнаружения катаракты. Поэтому в первые два-три месяца жизни ребенок обязательно должен быть обследован глазным врачом детской поликлиники. Малейшие отклонения в развитии глаза и зрения должны быть тревожным сигналом и поводом для немедленного обращения к врачу. Только совместными усилиями врачей и родителей можно предотвратить потерю зрения у детей, страдающих врожденной катарактой.

Цель воспитания ребенка - это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде. Но воспитывая слепого, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания, поскольку в активной жизни и деятельности у слепого ребенка формируются компенсаторные процессы, позволяющие ему развивать психические качества, адекватные жизненным проблемам и ситуациям. Родителям необходимо научиться помогать ребенку преодолевать трудности в овладении внешним миром, но прежде им важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой отношений - между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и связей с окружающими семью людьми.

Как же нужно вести себя родителям слепого ребенка? Прежде всего, спокойно отвечать на вопросы посторонних. Можно ограничиться словами “да” или “нет”.

Ребенок не видит обращенных на него взглядов и еще не понимает вопросов. Однако тон, в котором мать отвечает на вопросы окружающих, может его насторожить, и у него может сложиться отрицательное отношение к незнакомым людям, а затем и неправильное отношение к себе, как к неполноценной личности. Необходимо так построить ответ, чтобы спрашивающий и ребенок поняли оптимистическое отношение матери к развитию своего ребенка.

Начиная с полутора-двух лет слепому ребенку уже недостаточно общества родителей. Для того, чтобы он вырос полноценным человеком, приспособленным к жизни, он должен общаться с другими детьми. Хорошо, если среди играющих возле ребенка детей найдется более старший ребенок, который “возьмет шефство” над малышом. Если в семье есть другие дети, то функцию старшего товарища смогут выполнять они.

С рождением слепого ребенка важно, чтобы в семье к нему относились, как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви.

Иногда у родителей возникает трудность, как сказать о слепоте ребенка старшим детям, как сделать, чтобы они полюбили своего младшего братика или сестренку. Прежде всего, отношение детей к малышу будет зависеть от отношения к нему самих родителей.

Необходимо сделать все возможное, чтобы старшие дети не видели переживаний родителей по поводу рождения слепого ребенка.

В воспитании детей общество оказывает родителям огромную помощь: предоставляет бесплатное медицинское обслуживание, консультирует во всех организациях социальной и педагогической помощи. Свидетельством этому являются Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О дополнительных мерах по охране здоровья населения” от 9 августа 1982 года и Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС “Об улучшении обслуживания детей-инвалидов первой группы по зрению” от 27 марта 1986 года.

XXVII съезд КПСС и Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе поставили задачу совершенствования системы обучения, воспитания и трудовой подготовки учащихся. Большое значение придается овладению детьми умениями самостоятельно приобретать и пополнять знания, воспитанию и развитию активности и самостоятельности. В свете этих задач роль семьи в компенсации и коррекции недостатков психического и физического развития ребенка имеет огромное значение, поскольку воспитание личности, ее активной позиции начинается в раннем возрасте, и от семейного воспитания, от его качества зависит успех обучения детей в школе, их дальнейшая жизнь, адаптация к окружающей среде, возможности трудиться в социалистическом обществе.

Индивидуальный подход к детям, учитывающий влияние слепоты на развитие восприятия, памяти, мышления при овладении знаниями об окружающем мире, служит необходимым условием компенсации слепоты. И в первую очередь, это задача родителей. Они следят за каждым шагом в развитии ребенка, и могут оказать ему помощь в создании активной личностной позиции в жизни, в преодолении трудностей поведения в обществе, возникающих у него в связи со слепотой. Известно, что неприспособленность некоторой части слепых, даже старших классов, к жизни, кроется именно в отсутствии волевых усилий для преодоления трудностей, в неправильном отношении к себе и своему дефекту.

Соблюдение меры и доли участия родителей в деятельности слепых детей, своевременное предоставление самостоятельности и побуждение к ней, создание направленности на будущее, включение предметной, игровой и учебной деятельности детей в сферу их интересов, определение их роли и места в круге жизненных ситуаций являются важными условиями формирования системы компенсации слепоты уже в раннем возрасте.
1. КОМПЕНСАЦИЯ СЛЕПОТЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Важным моментом в ее компенсации является вера в ребенка, в потенциальные возможности его развития. Развивающемуся, растущему ребенку необходимо помочь найти пути преодоления психических отклонений, возникающих в результате слепоты. Возможность компенсации дефекта по словам И. П. Павлова, объясняется тем, что организм обладает несколькими различными способами выполнения одного и того же действия.

Некоторые ученые считают слепоту фатальной для судьбы ребенка, считают что ребенок, лишенный такого важнейшего органа, как зрение познает мир позднее, а самое главное, менее совершенно, чем зрячий. Другие ученые считают, что динамика развития психических процессов у слепого ребенка значительно лучше и что различия постепенно сглаживаются, а в отдельных случаях слепой ребенок может опередить в своем психическом развитии зрячего.

Различия в понимании психического развития слепого ребенка обусловлены тем, что одни авторы рассматривают слепого, прежде всего, как аномальный организм (человек минус зрение), другие же видят в нем активную развивающуюся личность, все более восполняющую непосредственные дефекты наглядного восприятия, комплексной опосредствованной познавательной деятельностью.

Активный характер компенсации слепоты непосредственно связан с активностью познания человеком внешнего мира и с его отражением в сознании человека. Формирующееся представление соответствует объекту независимо от того, воспринимается ли он зрительно или осязательно. Исследования советских тифлопедагогов показали, что дети с недостатками зрения правильно и адекватно отражают объективный мир как в субъективных чувственных образах, так и в понятиях. У аномальных детей это достигается в специально организованных условиях, способствующих формированию компенсаторных процессов.

Для слепых детей характерны неравномерность развития психики на различных возрастных этапах и появление и развитие процессов компенсации дефекта за счет использования деятельности сохранившихся анализаторов. Родителям важно знать, что без умения слепого на основе использования сохранившихся анализаторов создавать правильное отображение внешнего мира невозможна компенсация слепоты, без этого умения он оказывается беспомощным. Исследование вопросов чувствительности различных анализаторов у слепых показало, что различия между слепыми и зрячими зависят не от уровня развития чувствительности, а связаны с индивидуальными различиями. Утонченность и натренированность воспринимающего аппарата не являются решающими факторами в компенсации слепоты.

Большое значение имеет развитие представлений, памяти, мышления, внимания, воли, т. е. высших познавательных процессов. Исследования познавательных процессов, проводящиеся в проблемной лаборатории и на кафедре тифлопедагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена, не обнаруживают прямой зависимости развития психических процессов от остроты центрального зрения детей. Напротив, ими доказана прямая зависимость от обучения, от того, насколько целенаправленно и своевременно проводилась работа по обогащению чувственного опыта, созданию системы представлений у детей. Поэтому положение о необходимости развития органов чувств слепого или высших познавательных процессов вне зависимости от возраста, задач развития и деятельности является научно необоснованным.

Система компенсации слепоты складывается из ряда психических процессов и психических образований, возникающих у детей в процессе формирования полноценной личности. Именно формирование полноценной личности слепого и является конечной целью развития системы компенсации.

Структура системы компенсации слепоты разнообразна и зависит от многих факторов: времени наступления слепоты, ее степени, причины, наличия и характера сопутствующих дефектов (первичные нарушения интеллекта, движений, слуха и т. д.).

Пути компенсации слепоты у ослепших взрослых и старших школьников наиболее полно показаны в исследованиях М. И. Земцовой. Она пишет, что сущность формирования процессов компенсации у человека заключается не столько в биологической приспосабливаемости организма, сколько в формировании способов действия и усвоении социального опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности. Автор отмечает также, что процессы компенсации у детей происходят иначе, чем у взрослых, поскольку в детском возрасте многие функции центральной нервной системы находятся в состоянии формирования.

Психическое развитие слепого ребенка осуществляется в условиях специального обучения и воспитания, в процессе которого формируются функциональные системы, развиваются способы действия и способы усвоения социального опыта, формируются способности и личность ребенка в целом.

Огромные возможности компенсации слепоты у ребенка основываются на нормально функционирующих корковых замыкательных механизмах, с помощью которых при опоре на кожный, слуховой, двигательный и другие сохранные анализаторы, образуются сложные слухо-двигательно-тактильные функциональные системы связей, являющихся физиологической основой развития высших форм познавательной деятельности (анализирующего наблюдения, мышления речи, воссоздающего воображения, логической памяти, произвольного внимания) и играющих основную роль в процессах компенсации.

Сложившиеся механизмы компенсации слепоты находятся в постоянном изменении и развитии. Огромное влияние на изменение механизмов компенсации на разных стадиях развития ребенка оказывают обучение и воспитание.

Особое значение имеет правильно организованная активная и самостоятельная деятельность слепых детей, поскольку существует прямая связь между активностью, сознательностью, самостоятельностью ребенка и развивающимися процессами компенсации и восстановления нарушенных функций.

Процессы компенсации проходят длительный путь развития и имеют стадии, характеризующиеся особым составом и структурой динамических систем нервных связей.

Стадии компенсации зависят от времени наступления дефекта, характера сформированных связей к моменту его наступления, возраста, степени поражения анализатора, уровня физического и психического развития, социальных условий, в которых происходит компенсация, а также от организующей и направляющей роли родителей и воспитателей, учитывающих индивидуальные и личностные особенности развития ребенка.

Переход от одной стадии компенсации к другой обуславливается появлением или изменением ведущей деятельности ребенка, отражающей особенности его возрастного и психо-физического развития. Структура каждой стадии компенсации слепоты определяется уровнем развития психических процессов и свойств, находящихся в наиболее восприимчивом (сензитивном) периоде своего развития и оказывающихся вне прямой зависимости от первичного дефекта, т. е. от слепоты.

Компенсацию слепоты обеспечивает развитие психических процессов и качеств, лежащих в основе формирования полноценной личности. Вместе с тем, успешность компенсации слепоты требует от ребенка определенного уровня развития процессов восприятия, представления, мышления и речи, формирования таких качеств, как умение активно оперировать образами предметов в уме, способность осуществлять сложные мыслительные процессы обратимости, т. е. умение мысленно представлять предметы в различных положениях. Развитие этих качеств с раннего возраста предполагает активное познание ребенком внешнего мира. Первым и необходимым условием образования системы компенсации слепоты в любом возрасте является развитие общественной мотивации деятельности и становление активной позиции по отношению к окружающему миру. Это поможет развить качества, необходимые в преодолении ребенком тяжелых и серьезных переживаний, возникающих в связи с появлением и осознанием своего дефекта.

Физиологической основой компенсации дефекта служит учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Ученик И. П. Павлова П. К. Анохин показал, что компенсация дефекта – частный случай рефлекторной деятельности центральной нервной системы.

В основе компенсации лежат те же нервные механизмы, что и при нормально функционирующих сенсорных системах. Исследование физиологами законов компенсации показывает, что компенсация определяется внешними стимулами и основана на их анализе и синтезе, структурности и локализации нервных процессов в мозге. В основе процессов компенсации лежит образование динамических сложных систем связей. Образование этих систем связей на основе деятельности сохранившихся анализаторов, ведущих к адекватному решению задач отражения и деятельности, обеспечивает компенсацию слепоты. Это свидетельствует о том, что компенсация слепоты не представляет собой какой-либо принципиально новой психологической и физиологической системы образований, которая не может образоваться у зрячих.

Система компенсации слепоты возникает не автоматически, так как она не является врожденным родовым свойством нервной системы, а связана, с одной стороны, с появлением дефекта зрения, а с другой - с включением слепого в активную деятельность по адекватному отражению воспринимаемых свойств объектов внешнего мира.

Для компенсации слепоты необходимо, чтобы ребенок обладал достаточно развитыми процессами предметного восприятия на основе сохранных анализаторов, развитыми движениями, имел четкие дифференцированные и обобщенные образы представлений об окружающем мире, обладая способностью мысленно отрываться от конкретных вещей и удерживать их образы в памяти, а также активно ими оперировать. Он должен научиться устанавливать связи и отношения между предметами, выделяя их отдельные признаки и качества, т. е. должен овладеть сложными мыслительными процессами.

Развитие речи как средства общения, обобщения и коррекции вторичных отклонений, в основе которой лежат четкие конкретные представления, также является необходимым условием компенсации слепоты. Как же в таком случае будет происходить компенсация слепоты у детей раннего возраста, когда у них еще не сформировались восприятия, представления, речь и мышление?

Перенос накопленного опыта работы по компенсации слепоты у взрослых на работу с детьми раннего возраста не возможен, так как формирование компенсаторных процессов у поздноослепших, опирается на имеющиеся стойкие зрительные образы и на сформированные системы нервных связей. Однако практика подготовки слепых детей к школе показывает, что в раннем и дошкольном возрасте они проходят огромный путь психического развития, благодаря чему способны усваивать знания об окружающем мире по специально организованной учебной программе, т. е. достигают примерно того же уровня психической подготовки к школе, что и зрячие дети. Следовательно, у них формируется система компенсации слепоты, позволяющая овладеть кругом знаний и представлений, достаточных для перехода к новой и сложной форме деятельности - учебной.

Развитие системы компенсации слепоты осуществляется с первых дней рождения и зависит от организации жизни и деятельности ребенка, от того, как родители помогают ему познавать мир и овладевать им.

Психическое развитие слепого ребенка, так же как и зрячего,

подчинено общим законам возрастных изменений и протекает в условиях ведущей для каждого возраста деятельности. Именно в процессе ведущей деятельности создается зона ближайшего развития ребенка и формируются новые психические образования, т. е. такие виды деятельности, которые он может выполнять с помощью родителей или воспитателей, а впоследствии и самостоятельно. Так, например, Л. С. Выготский, характеризуя игру дошкольника, являющуюся ведущей деятельностью для этого возраста, говорил, что именно игра создает зону ближайшего развития, управляя которой можно подвести ребенка к актуальному развитию, т. е. к самостоятельному осуществлению целого ряда действий, например умению запоминать стихи, строить домики и т. д.

Компенсация слепоты да ранних стадиях развития ребенка изучена недостаточно. В советской и зарубежной литературе имеются лишь отдельные описания поведения слепого ребенка раннего и преддошкольного возраста.

Наблюдения за слепыми детьми раннего и преддошкольного возраста, а также анализ литературы, позволяют выделить три стадии компенсации слепоты в раннем и преддошкольном возрасте.

В основе выделения лежит характер изменения психической деятельности ребенка, обеспечивающей решение основных задач развития, и переход к новой ступени развития в каждом из возрастов.

Первая стадия компенсации слепоты в раннем возрасте связана с полисенсорным (комплексным) характером восприятия ребенка, его реакциями на комплексные раздражители. Она характеризуется образованием связей между сохранившимися анализаторами и обеспечивает создание базы полисенсорного восприятия, системы сенсо-моторной деятельности, т. е. создание связей между зрительными, слуховыми, осязательными, вибрационными и другими восприятиями и движениями, пока еще очень обобщенных и генерализованных, позволяющих ребенку реагировать на комплексы жизненно важных для него действий окружающих людей и подготавливающих его к их осуществлению. Она формируется в общении ребенка со взрослыми при активном стимулировании общения со стороны взрослого.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница