Элективный курс для девочек 7 9 классов «Жемчужина Вселенной»



страница1/7
Дата26.08.2015
Размер0,87 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Элективный курс для девочек 7 – 9 классов

«Жемчужина Вселенной»

671349, Республика Бурятия,

Мухоршибирский район,

с. Новый Заган, ул. Гагарина 20 кв.2

Учитель биологии

Снегирева Юлия Николаевна

Идентификатор: 217-882-271

2010 год

Женщина – жемчужина,

Здоровая женщина – счастливая семья,

Продолжение рода человека.



Пояснительная записка.

Программа предназначена для проведения профилактической работы среди девочек и девушек – подростков. Идея создания программы подсказала неблагополучная ситуация в нашей школе с выявлением ранней беременности у девушек – подростков, а также венерических заболеваний у молодежи села. В период выраженного демографического спада, переживаемого Россией, здоровье девочек приобретает особую ценность как демографического потенциала общества.

Дети остаются предоставленные сами себе и той информации, которая на них обрушивается с экранов телевизоров, рекламы, журналов, газет и интернета, пропагандирующих секс. Девочки не подготовлены к взрослой жизни, им очень трудно ориентироваться в жизненных ситуациях, с которыми им приходится сталкиваться. Ранняя половая жизнь негативно сказывается на физическом, духовном и нравственном здоровье девочки, а иногда приводит к бездетности. Здоровье девочки, закладывается в период полового созревания, насколько этот период будет отвечать нормам, правилам гигиены настолько здоровой, счастливой будет будущая женщина – мать.

Половое воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы морального, этического и гигиенического воспитания.

Данная программа является одним из разделов полового воспитания в курсе биологии «Человек и его здоровье».

Анатомо-физиологические особенности женского организма, особая роль женщины в обществе диктуют необходимость рассмотрения вопросов полового воспитания девочек отдельно.

Именно поэтому я решилась на создание программы для девочек 7 – 9 классов, которая надеюсь, поможет девочке – подростку понять, происходящие с ней изменения и пройти период взросления с наименьшими психологическими потерями. Сформировать у девочек и девушек – подростков ответственное отношение к своему репродуктивному здоровью. Создать у них мотивацию на сохранения целомудрия и осознанный подход к интимному вопросу ради будущей благополучной и счастливой семьи.

Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития детей и подростков и возрастных особенностей восприятия знаний. Через реализацию данной программы обеспечивается половое воспитание девочек – подростков.


Цель: воспитание гигиенической и духовной культуры у девочек и девушек, обучение навыкам, способствующим сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.

Задачи: 1) Дать необходимые знания об анатомо- физиологических и психологических особенностях женского организма.

2) Вооружить необходимыми знаниями о профилактике венерических болезней и о мерах по предупреждению ранней беременности.

3) Сформировать бережное отношение к своему здоровью с позиции нравственно – этических норм поведения.

4) Обучить гигиеническим навыкам, способствующим сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.


Содержание программы:

Название и характеристика раздела

Рекомендуемый возраст

Количество часов.

1. Гигиена девочки

10 – 12 лет

8

2. Важно и жизненно

12 – 15 лет

4

3. Все от А до Я

Старше 15 лет

5



1. «Гигиена девочки»: раскрывает особенности развития девочек 10 – 12 лет, дает общие представления о строении женской репродуктивной системы. Содержит рекомендации по гигиене тела, обуви и одежды, гигиена питания и психогигиене, закаливание, предупреждение гинекологических заболеваний у девочек.

2. «Важно и жизненно». Показывает анатомно - физиологические изменения, происходящие в организме девушки в переходном возрасте 12 – 15 лет. Рассматривает основные этапы полового созревания: последовательность развития вторичных половых признаков, первая менструация. Дать ответы на самые распространенные вопросы девушек – подростков о менструальном цикле.

3. «Все от А до Я» предназначен для девушек старше 15 лет. Освещаются вопросы окончательного созревания женской репродуктивной системы. Заостряется внимание на главных духовных ценностях человека – уважении и любви. Раскрывает проблемы, возникающие при небрежном отношении к своему репродуктивному здоровью (нежелательная беременность, аборты, инфекции передающиеся половым путем, психологические травмы).

Методы: - мозговой штурм;

- групповая дискуссия;

- индивидуальные беседы

- диагностический

- объяснительно-иллюстративный

- эвристический

- словесный

- проблемный, частично-поисковый

- информационно-рецептивный

- энергизаторы.



Энергизаторы – это короткое физическое упражнение средство для преодоления спада энергии, оживляет активность группы.

Основные принципы программы:

- проблемности;

- самостоятельности;

- прагматичности;

- принцип творческого исследовательского подхода к решению проблемы;

- мозговая атака;

- деятельностный.
Планируемые результаты.

Учащиеся должен знать:

- анатомно-физиологические изменения девочек в переходном возрасте;

- строение женской репродуктивной системы;

- соблюдение режима дня для правильного развития организма и становления менструальной функции ;

- вредные привычки и здоровье женщины несовместимы;

- проблемы при небрежном отношении к своему репродуктивному здоровью (нежелательная беременность, аборты, инфекции передающиеся половым путем, психологические травмы);

- об инфекционных заболеваниях, которые передаются половым путем и их последствия в репродуктивной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать личную гигиену девочки; интимную гигиену девушки;

- следить за осанкой, заниматься утренней зарядкой, посещать секции, способствующие формированию красивой фигуры и здоровью;

- соблюдать правила закаливания для укрепления здоровья;

- ухаживать за телом, волосами, ногтями, лицом, зубами, ногами;

- подбирать правильно одежду, обувь по сезону для сохранения здоровья;

- управлять своими эмоциями и быструю смену настроения в период полового созревания у девочек;

- составлять меню рационального и сбалансированного питания в период полового созревания;



- противостоять вредным привычкам: курению, алкоголю и наркотикам.
Программа способствует развитию следующих компетенций:

  1. Общекультурная компетенция (роль науки в жизни человека, компетенция в бытовой сфере)

  2. Учебно-познавательная компетенция (элементы логической, обще-учебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка)

  3. Информационная компетенция (поиск и анализ необходимой информации)

  4. Коммуникативная компетенция (навыки работы в парах, в коллективе)

  5. Ценностно-смысловая компетенция (материалистическое мировоззрение)

  6. Ценностно-нравственная, духовная компетенция будущих поколений.


Тематический план элективного курса «Жемчужина Вселенной».



Название темы

Количество часов

Теория

Практика

1. « Гигиена девочки ».

1

Введение знакомство с курсом «Жемчужина Вселенной»

1




2

Правильная осанка – залог красивой фигуры и здоровья девочки.

1




3

Уход за кожей и волосами девочки. Практическая работа «Определение типа кожи лица»




1

4

Правила ухода за телом.

1




5

Одежда и здоровье девочки.

1




6

Психоэмоциональное состояние девочек. Психологический тренинг «Как преодолеть плохое настроение?».




1

7

Закаливание организма в укреплении здоровья девочек.

1




8

Правильное питание – залог здоровья и красоты девочек. Практическая работа «Составление суточного рациона питания для девочки».




1

2 . «Важно и жизненно»

1

Строение и функции женской репродуктивной системы.

1




2

Основные этапы полового развития девушки

1




3

Гигиена девушки

1




4

Вредные привычки и их влияние на здоровье девушки

1




3. «Все от А до Я»

1

Половое созревание девушки.

1




2

Влюбленность и любовь?

1




3

Профилактика венерических заболеваний для сохранения здоровья девушек.

1




4

«Я – Жемчужина Вселенной!»

Выступление акушерки Новозаганской ФАП Кравцовой Надежды Дмитриевны



1




5

Творческое занятие защита буклета «Жемчужина Вселенной»




1





Итого:

13

4



Методические рекомендации по проведению занятий.

1. «Гигиена девочки».

Занятие 1. Введение «Жемчужина Вселенной».

Цель: Познакомить с великими именами женщин. Женщины в истории – биографии знаменитых женщин. Роль женщин в современном обществе.

Форма: Лекция, беседа, диалог.

Методы: - частично - поисковый

- проблемный



Формы организации: индивидуальная, фронтальная

Предварительная подготовка к занятию: необходимо подобрать и подготовить сообщения по теме «Биографии знаменитых женщин»



Политика: Нефертити, Феодора, Княгиня Ольга, Марфа-Пасадница.

Военное дело: Жанна д'Арк.

Религия: Феодосия Морозова.

Наука: Математика – Софья Ковалевская.

Физика – Мария Склодовская – Кюри.



Космонавтика: Валентина Терешкова.

Парфюмерия: Шанталь Рооз.

Спорт: Раиса Сметанина, Ирина Роднина.

Искусство: Скульптура Мадам Тюссо.

Кино: Софи Лорен.

Музыка: Анна Герман.

Мода: Коко Шанель.

Ход занятия:

1. Проблема: Почему девочку, девушку и женщину можно назвать – Жемчужиной Вселенной?

2. Вступительное слово учителя.

Женщины – это самые прекрасные, милые, слабые существа, которые населяют нашу планету. Они обладают женственностью, которая пленяет и удивляет вторую половину человечества.

Женственность - это собирательная характеристика личности. В это понятие входят также качества женщины, обусловленные её важнейшей биологической и социальной функцией - быть матерью, быть хранительницей своего очага. Поэтому женственность характеризуется рядом качеств, которые присущи только прекрасной половине нашего общества. К ним мы относим и чуткость, и умение общаться, и способность сопереживать и понимать другого человека, и то же самое женское обаяние. Эти качества ценились в женщине во все времена, и каждая девушка должна раскрыть это богатство в своей личности.

Сейчас ваш возраст 12, 13, 14.Вы уже девочки- подростки. Это значит, что у вас начался новый период в жизни, связанный с глубокими изменениями в организме.

Вы, наверное, и сами заметили в себе перемену. Обратили внимание на то, что другим стал твой характер. Почему-то иногда бывает плохое настроение, хочется плакать. А вчера кто-то резко ответил бабушке и стало стыдно за свой поступок. В последние годы вы очень выросли и стали немного нескладными. Длинными стали руки и их некуда девать. Очень быстро выросли ноги. А у некоторых твоих подруг стал некрасивым нос, и появились прыщики на лице.

От быстрых перемен, происшедших в твоем организме, ты подчас не узнаешь себя. Стали часто смотреться в зеркало, появилось желание изменить прическу, тебе стали нравиться нарядные платья и очень хочется поскорее стать взрослой и красивой. И, наверное, вы не раз задумывалась о своей внешности, сравнивая себя с другими девочками.

Что же происходит с вами? С чем связаны эти перемены в характере, внешности, интересах?

«Переходный возраст» - это такой период жизни, когда действительно происходит переход от детства к юности. И у вас наступил этот период, связанный с изменением с изменением деятельности желез внутренней секреции.

Пройдет еще два- три года, пока наступит гармония в деятельности организма, станут совершенными пропорции твоего тела, каждая из вас станет по-своему красива.



Истинная красота – это не только красивая внешность, но и нравственная чистота, одухотворенность в сочетании с чистоплотностью и опрятностью, хорошей осанкой, пластичностью и мягкостью движений, умением владеть своим телом.

2. Выступления учащихся с сообщениями «Биографии знаменитых женщин».

Выводы: И так взросление называется фаза жизни, содержанием которой является переход взрослому возрасту.

Следовательно, половое созревание охватывает в большей степени телесную, а взросление - психологическую сторону развития девочки.



Занятие 2: Правильная осанка- залог красивой фигуры девочки.

Цель: Дать представление о красивой фигуре, которая зависит от правильной осанки. Предложить комплекс упражнений для формирования красивой осанки.

Метод: частично-поисковый, проблемный.

Форма организации: Индивидуальная, отработка навыка выполнения физических упражнений для осанки.

Оборудование: плакат « правильная осанка», диск с физическими упражнениями «Суставная гимнастика»

Ход занятия:

1. Проблема: Почему девушки подиумов имеют красивую фигуру? Можно ли усовершенствовать свою фигуру?



Вопрос: Что же такое осанка?

Осанка – это положение человека стоя или сидя. Осанка может быть правильной или неправильной, и какой она станет, будет зависеть от тебя самой.

При правильной осанке человек, стоя, держит прямо тело и голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперед грудь, живот подтянут.

Для того чтобы тебе легче было понять, что такое правильная осанка, встань спиной к стене (у которой нет плинтуса) или к двери так, чтобы касаться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и кончиками мизинцев опущенных и прижатых к телу рук. Попробуй встать так и ты увидишь, какой стройной станет твоя фигура. Ты скажешь, что трудно так долго держаться! Да, сначала трудно. Но если ты будешь помнить об этом постоянно и будешь вырабатывать осанку, такое положение тела станет для тебя привычным. А для этого советую тебе ежедневно первые 6 – 7 дней становиться у стены (или двери) и стоять в этом положении 5 – 7 минут, чтобы запомнить и привыкнуть к этому положению тела.

Вопрос: Что нужно делать, чтобы выработать правильную осанку?

Если следить за осанкой, такое положение тела станет привычкой. Правильная осанка не дается нам от рождения: это условный рефлекс и его надо выработать. Чтобы было легко держать тело прямо, нужно развить крепкий «мышечный корсет». А для этого необходимо заниматься физической культурой.

О положении тела нужно помнить и при ходьбе, и во время приготовления уроков. Последи за собой, как ты сидишь. Если спина сгорблена, одно плечо опущено, другое поднято, а голова наклонена к самому столу, то ни о какой осанке не может идти речи. Если такая осанка станет привычкой, то может развиться сутулость. Грудная клетка сузится, углы лопаток начнут оттопыриваться, живот выпятится вперед. А это может привести к искривлению позвоночника, нарушению работы сердца и легких, а фигура становится очень некрасивой.

Энергизатор: Чтобы иметь красивую осанку, делай эти упражнения (учитель показывает упражнения, делает вместе с детьми):

1 упражнение: Потянуться 6-8 раз, не торопясь.

2 упражнение: Сделать круговые движения руками, 4-8 раз.

3 упражнение: Отвести руки и ноги назад, 4-8 раз.

4 упражнение: Повернуться в стороны, 4-6 раз.

5 упражнение: Наклоны в стороны, 4-6 раз.

6 упражнение: Сделать круговые движения туловища, по 3-4 раза в каждую сторону.

7 упражнение: Присесть, широко разводя колени и руки в стороны. Туловище и голову держать прямо, плечи отвести назад, сближая лопатки. Повторять упражнение 3-5 раз.



Вопрос: О чем еще нужно знать, чтобы иметь красивую осанку?

1) Помнить о кальции, который нужен растущему организму, как цемент - строящемуся дому. Все молочные продукты богаты кальцием, поэтому надо каждый день употреблять творог, сыр, молоко или кефир. В период активного роста может быть недостаточно только молочных продуктов, поэтому рекомендуем препараты, содержащие кальций и витамин Д3, например: « Кальций Д3 Никомед» или « Витрум – кальциум» по 1-2 таб в день.

2) Очень полезны художественная гимнастика и фигурное катание, которые способствуют формированию грациозной фигуры, хорошей осанки, воспитывают ритмичность и изящество движений. Из спортивных игр самыми полезными являются волейбол, баскетбол, малый теннис. Эти игры, особенно баскетбол, обеспечивают гармоническое развитие тела.

Занятия спортом не только не будут мешать учёбе, а наоборот, придадут тебе больше сил и энергии. Ты будешь меньше уставать.

3) Если правильно осанке мешают боли в ногах, утомление

При ходьбе или беге. Это бывает связано с развитием плоскостопия. Плоскостопие – неправильное строение стопы, у которой слишком низкий свод. Для укрепления свода стопы и предупреждения плоскостопия очень полезно ходить босиком по неровной поверхности (гальке, камушкам, песку), плавать и выполнять следующие упражнения: ходить на носках, не сгибая колени, высоко поднимать ноги, затем на пятках, высоко поднимая пальцы; медленно перекатываться с носков на пятки. Очень полезны упражнения с шариком. Захватить шарик пальцами левой ноги и перекатить его за правую ногу, то же сделать правой ногой. И так чередовать. С шариками же можно делать и другое упражнение – зажать их пальцами и ходить с ними на наружных сторонах стоп.

Каждое из этих упражнений следует повторять по 4 – 5 раз.

Девочкам, имеющим признаки плоскостопия, нельзя носить сандалии и «чешки» - спортивные тапочки, нужно ходить в туфельках с небольшими каблучками. Многие девочки спрашивают, какие упражнения способствуют развитию икроножных мышц? Наиболее эффективными являются упражнения «полуприседания» и «ходьба на носках».

1 упражнение:

Полуприседания: встань прямо, носки врозь. Поднимись на носки, затем немного присядь (колени врозь). Снова поднимись и опустись на всю ступню. Упражнение следует повторить 20 – 30 раз.

2 упражнение:

Ходьба на носках: как можно выше приподнимись на цыпочках и иди, не сгибая ног в коленках. Сделай 40 – 50 шагов. Эти упражнения следует делать ежедневно не менее 5 – 6 месяцев.



Детский врач – ортопед принимает в г. Улан – Удэ в Детской республиканской больнице по адресу: проспект Строителей 2, телефон регистратуры 45 – 45 – 03.

4) Обувь необходимо носить на небольшом каблучке: 2 -3 сантиметра, т.к. стопа еще не сформировалась, а в обуви на высоком каблуке уменьшается площадь опоры тела на стопу, что приводит к нарушению формирования таза.

5) Спать надо на твердом матрасе и низкой подушке. Тем девочкам, у которых развивается нарушение осанки, следует под матрас подкладывать деревянный щит.

Закрепление:

1) Что такое осанка?

2) Что необходимо для того, чтобы тело держать прямо?

3) Что такое плоскостопие?

4) Какие необходимо выполнять упражнения для свода стопы?

5) Какие продукты питания и препараты необходимо употреблять, чтобы иметь красивую осанку?



Домашнее задание:

Составить памятку «Правильная осанка - красивая фигура».



Занятие 3.Уход за кожей и волосами девочки.

Цель: Изучить тип кожи и ее состояние, познакомить со способами очистки кожи лица, профилактика угрей, изучить тип волос, гигиена волос. Прически для девочек. Использование косметики.
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница