Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов



страница1/7
Дата26.08.2015
Размер0,99 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов

на 2013-2014 учебный год

Учитель: Ануфрикова Н.Н.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов

Пояснительная записка.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание разделов и тем, требования к уровню подготовки учащихся, список учебной и методической литературы.

В программе реализованы требования Конституции РФ и ФЗ РФ «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О пожарной безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья населения», «О безопасности», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе».

Рабочая программа содержит перечень тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса. В ней представлены девять разделов.

Раздел 1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

Раздел 2. Основы оказания первой помощи.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Раздел 4. Гражданская оборона.

Раздел 5. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Раздел 6. Основы военной службы.

Раздел 8. Основные понятия о воинской обязанности.

Раздел 9. Особенности военной службы.
В связи с быстрым развитием современного общества, активным преобразованием биосферы в техносферу обострились вопросы личной и общественной безопасности. Следовательно, особую актуальность приобрел курс «Основы безопасности жизнедеятельности». На уровне правительства многих стран приняты законы, призванные защитить человека, окружающую среду, материальные ценности от негативных последствий технического прогресса. Но этого недостаточно. Необходима постоянная работа по воспитанию ответственного гражданина, способного обеспечить личную безопасность в опасной ситуации.

Программа курса «ОБЖ» рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

В своей предметной ориентации программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

- освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

- развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- воспитание у школьников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

- обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь;

- изучение правовых основ подготовки граждан к военной службе и воинской обязанности.

При изучении курса ОБЖ применяются различные педагогические технологии в соответствии с новыми ФГОС: работа с учебной литературой, подготовка и выступления с сообщениями по тематике урока, проблемное обучение, ситуационное обучение, активно используются компьютерные технологии (презентации к урокам, мультимедиауроки), видеофрагменты по различной тематике, учащиеся ориентированы на самостоятельный поиск учебной информации, в том числе используя ресурсы Интернета.

5 класс 35ч. (1 час в неделю).

Раздел 1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (27часов)

Что такое опасные и чрезвычайные ситуации? (1ч.)

Понятия: опасная ситуация, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация. Виды ЧС. Умение приводить примеры, характеризующие данные понятия.



Как научиться выявлять и предвидеть опасности? (1ч.)

Опасности явные и скрытые. Умение приводить примеры. Правила ОБЖ.



Городские и сельские опасности. Службы защиты населения. (1ч.)

Особенности города как среды обитания. Зоны повышенной опасности в городе. Службы обеспечения безопасности города. Номера телефонов, порядок вызова. Сигнал «Внимание всем». Действия по сигналу.



Опасные ситуации в жилище. (1ч.)

Виды опасных ситуаций в жилище. Их причины.



Пожар в доме. Его причины. Способы борьбы с огнем. (1ч.)

Причины возникновения пожара в жилище и их последствия. Меры пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (в квартире, подъезде, на балконе). Чего не следует делать при пожаре в квартире.



Оповещение и эвакуация при пожаре. Эвакуация из здания МБОУСОШ №54. (1ч.)

Правила оповещения и эвакуации при пожаре. Особенности эвакуации из здания МБОУСОШ №54.



Средства тушения пожара. (1ч.)

Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими (огнетушитель, пожарный щит). Подручные средства пожаротушения (вода, песок, земля, плотная ткань)



Опасные газы в быту. (1ч.)

Опасные газы, встречающиеся в быту (угарный газ, грунтовый газ, бытовой газ). Их характеристика, правила поведения при их накоплении.



Затопление жилища. Разрушение здания. (1ч.)

Причины затопления помещения и возможные последствия. Правила поведения если вас затопили и вы затопили соседей. Причины разрушения здания и последствия. Действия населения при землетрясении.



Опасные вещества в быту. Средства бытовой химии. (1ч.)

Виды опасных веществ, применяемых в быту. Правила безопасности при пользовании ими. Опасности при пользовании средствами бытовой химии.



Отравление ртутью, лекарствами, продуктами. (1ч.)

Чем можно отравиться в домашних условиях? Причины отравления ртутью, лекарствами, продуктами. Первая помощь при отравлении. Профилактика отравлений.



Урок-обобщение «Опасные ситуации в жилище. Правила поведения». (1ч.)

Обобщение накопленных по разделу знаний.



Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Состояние ДТТ в Тульской области. (1ч.)

Современные дороги- зоны повышенной опасности. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Безопасное поведение пешеходов. Дорожные знаки. Правила перехода проезжей части. Характеристика ДТТ в Тульской области.



Безопасность в общественном и личном транспорте. (1ч.)

Виды общественного транспорта и правила безопасного поведения в нем. Причины возникновения ДТП. Правила поведения пассажира в общественном и личном транспорте. Действия при аварийной ситуации (пожар в транспорте, столкновение).



Безопасность в метро. Толпа. (1ч.)

Что представляет собой метро? Зоны опасности в метро (турникет, эскалатор, вагон, туннель), их характеристика. Как не попасть в опасную ситуацию? Правила поведение при аварийных ситуациях (пожар, остановка в туннеле, падение на пути).



Опасные ситуации на железной дороге. (1ч.)

Зоны опасности на железнодорожном вокзале (пути, здание вокзала). Правила поведения на вокзале, на станции, в пути следования.



Опасные ситуации на водном транспорте. (1ч.)

Системы безопасности на водном транспорте. Описание спасательного жилета. Ситуация «человек за бортом». Правила эвакуации с тонущего судна.



Опасности на замерзшей реке. Оказание помощи тонущему. (1ч.)

Зоны опасности на замерзшем водоеме (береговая часть, места впадения притоков, места с растительностью, проруби, полыньи). Правила поведения при необходимости перехода по замерзшему водоему. Правила оказания помощи тонущему. Действия после спасения.



Аварийные ситуации на воздушном транспорте. (1ч.)

Системы безопасности на самолете. Правила поведения во время полета и при аварийной ситуации (разгерметизация, аварийная посадка).



Урок-обобщение «Опасные ситуации на транспорте. Правила поведения». (1ч.)

Обобщение накопленных по разделу знаний.



Как уберечь себя от преступлений. Анализ криминальных ситуаций в г. Туле. (1ч.)

Понятие о личной безопасности. Опасное время. Общие сведения о зонах криминогенной опасности: окраины города, парки в вечернее время, места массового скопления людей. Как не стать жертвой преступления. Анализ криминогенной обстановки в г. Туле.



Криминальные ситуации в жилище. (1ч.)

Криминальные проявления в жилище, перед подъездом, в подъезде, в лифте, не лестнице. Правила поведения в криминальных ситуациях: вашу дверь пытаются взломать, вы приш-ли домой, а дверь вашей квартиры приоткрыта, странные звонки по телефону.



Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах. (1ч.)

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях на улице. Обеспечение безопасности во время прогулок. Опасность толпы. Правила безопасного поведения в местах массового скопления людей.



Урок-обобщение «Правила поведения в криминальных ситуациях». (1ч.)

Обобщение накопленных по разделу знаний.



Нарушение экологического равновесия. Загрязнение воздуха. (1ч.)

Понятие «экология», «экологические проблемы». Источники загрязнения воздуха. Состояние в Тульской области.



Загрязнение воды и почвы. (1ч.)

Источники загрязнения поверхностных и подземных вод, почвы. Пути сохранения экологического равновесия. Состояние в Тульской области.



Экологически чистые продукты. Безопасный компьютер. (1ч.)

Экологически чистые продукты, их отличие. Опасности нитратов, удобрений. Как от них защититься. Меры безопасности при необходимости применения удобрений. Правила работы за компьютером.



Раздел 2. Основы оказания первой помощи (5 часов)

Первоначальная обработка раны. (1ч.)

Понятие о ране. Как обработать рану (ссадину, порез). Правила наложения повязки.



Кровотечения. Способы остановки кровотечений. (1ч.)

Виды кровотечений (капиллярное, венозное, артериальное, внутреннее), их характеристика, способы остановки.



Первая помощь при термических ожогах. (1ч.)

Причины термических ожогов. Правила оказания первой помощи. Профилактика термических ожогов в быту.



Первая помощь при химических отравлениях и ожогах. (1ч.)

Причины химических ожогов и их последствия. Правила оказания первой помощи. Профилактика химических ожогов.



Урок-обобщение «Оказание первой помощи при травмах». (1ч.)

Обобщение накопленных по разделу знаний.



Раздел 3. Основы здорового образа жизни (3 часа)

Основные понятия о здоровье и ЗОЖ. Личная гигиена. Режим дня. (1ч.)

Здоровье человека и его составляющие. Основные критерии здоровья. Здоровый образ жизни и его привычки. Правила личной гигиены. Режим дня школьника.



Факторы, разрушающие здоровье. (1ч.)

Понятие о факторах, разрушающих здоровье. Вредные привычки, неправильное питание, несоблюдение личной гигиены, режима дня. Влияние на здоровье.



Урок- обобщение «Основы ЗОЖ». (1ч.)

Обобщение накопленных по разделу знаний.



6 класс 35ч. (1 час в неделю).

Раздел 1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения (16 часов)

Автономное существование человека в природе. Подготовка к путешествию. (1ч.)

Понятие «автономное существование человека». Причины автономии. Подготовка к походу: выбор маршрута, распределение должностей в походе, сбор снаряжения, укладка рюкзака.



Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией в природе. (1ч.)

Психологические основы выживания в автономных условиях. Понятие о факторах, мешающих справиться с экстремальной ситуацией, их влияние на здоровье человека. Способы их преодоления.



Последовательность действий в экстремальной ситуации в природе. (1ч.)

Последовательная схема действий в условиях автономного существования (разработка алгоритма действий).



Смена климатогеографических условий. Правила акклиматизации. (1ч.)

Понятие акклиматизации и реакклиматизации. Смена часовых поясов, смена климата. Правила акклиматизации в условиях жаркого климата, холодного климата, горной местности.



Урок-обобщение «Как подготовиться к путешествию». (1ч.)

Обобщение накопленных по разделу знаний.



Причины вынужденной автономии. Что делать, если ты отстал от группы, заблудился в лесу. (1ч.)

Правила поведения если ты отстал от группы (зимой, летом), если ты заблудился в лесу. Как найти дорогу.



Авария транспортного средства в безлюдной местности. Способы подачи сигналов бедствия. (1ч.)

Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспорта в безлюдной местности. Варианты принятия решений: уход с места происшествия или ожидание помощи на мете. Подача сигналов бедствия.



Определение сторон света по компасу, Солнцу, звездам, местным признакам. (1ч.)

Понятие об ориентировании. Способы ориентирования на местности (по компасу, звездам, Солнцу, Солнцу и часам, местным признакам). Понятие об азимуте.



Устройство временных укрытий. Выбор места. (1ч.)

Функции временного укрытия. Правила выбора места для него. Виды и способы сооружения временных укрытий зимой и летом.



Добывание огня. Разведение костра. Типы костров. (1ч.)

Как добыть огонь. Функции костра и виды костров. Правила пожарной безопасности при разведении костра в лесу.



Как преодолеть недостаток воды. Добывание воды в местах проживания. (1ч.)

Обеспечение водой в условиях автономии. Источники воды в разных климатических условиях. Очистка воды.



Растительная пища и нетрадиционные виды пищи. (1ч.)

Обеспечение питанием в условиях автономии (из резервов природы). Правила поиска и сбора растительной пищи. Нетрадиционные виды пищи. Ядовитые и съедобные ягоды и грибы.



Охота и рыбная ловля в условиях автономного существования. (1ч.)

Правила охоты. Как изготовить орудия для охоты. Как смастерить удочку. Правила рыбалки. Как приготовить и сохранить мясо и рыбу.



Личная гигиена в условиях автономного существования. Уход за одеждой и обувью. (1ч.)

Выбор одежды и обуви для похода. Уход за вещами в условиях природной среды. Соблюдение правил личной гигиены в условиях автономии.



Переправа через реки, передвижение по болотам. Опасности при движении в горах. (1ч.)

Особенности рек в разное время года и суток. Правила преодоления реки вброд. Опасности при движении по болотам. Правила передвижения по болотистой местности. Оказание помощи попавшему в топь. Опасности при движении в горах: лавины, сильный снегопад, ветер. Правила передвижения.



Урок-обобщение «Оборудование бивуака. Безопасность при передвижении». (1ч.)

Обобщение накопленных по разделу знаний.



Раздел 2. Основы оказания первой помощи (10 часов)

Принципы оказания первой помощи. Комплектование аптечки. Лекарственные растения Тульской области. (1ч.)

Последовательность оказания первой помощи. Походная аптечка: ее комплектование. Использование лекарственных растений для оказания первой помощи. Лекарственные растения, растущие в Тульской области, их применение.



Открытые травмы. Первая помощь. (1ч.)

Виды открытых травм: порез, ссадина, мозоль. Симптомы травм, первая помощь.



Закрытые травмы. Первая помощь. (1ч.)

Виды закрытых травм: перелом, вывих, растяжение, разрыв связок. Симптомы травм, первая помощь.



Первая помощь при укусах насекомых и животных, пауков и змей. Змеи Тульской обл. (1ч.)

Насекомые кусающие и жалящие (клещи, комары, мошка, слепни, пчелы, осы, шершни). Места их обитания. Как защититься от них и первая помощь при укусах. Пользование реппелентами. Первая помощь при укусах ядовитых змей, пауков. Змеи, обитающие в Тульской области.



Первая помощь при отравлениях. (1ч.)

Причины пищевого отравления. Симптомы отравлений. Правила оказания первой помощи. Профилактика отравлений.



Первая помощь при утоплении. (1ч.)

Правила отдыха вблизи водоема. Первая помощь при утоплении. Подручные средства при спасении утопающего.



Тепловой и солнечный удар. Первая помощь. (1ч.)

Причины теплового и солнечного удара. Симптомы, правила оказания первой помощи. Профилактика тепловых и солнечных ударов.



Обморожение. Первая помощь. (1ч.)

Причины обморожений. Симптомы, правила оказания первой помощи. Профилактика обморожений.



Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, носа, уха. (1ч.)

Конъюнктивит, снежная слепота, удаление инородных тел из глаза, носа, уха.



Урок-обобщение «Первая помощь при травмах». (1ч.)

Обобщение накопленных по разделу знаний.



Раздел 3. Основы здорового образа жизни (4 часа)

Привычки ЗОЖ. Правила личной гигиены. (1ч.)

Соблюдение правил личной гигиены- одно из условий сохранения здоровья. Уход за кожей, волосами, полостью рта, одеждой, обувью.



Режим дня. Режим труда и отдыха. (1ч.)

Понятие о режиме дня школьника. Рациональное планирование дня. Составление режима дня.



Закаливающие процедуры. (1ч.)

Польза закаливания. Виды закаливающих процедур. Правила закаливания.



Урок-обобщение «Привычки ЗОЖ». (1ч.)

Обобщение накопленных по разделу знаний.



Раздел 4. Гражданская оборона (5 часов)
Оповещение населения о ЧС. Действия при оповещении. Правила эвакуации из здания МБОУСОШ №54. (2ч.)

Способы оповещения населения о ЧС. Содержание сигнала «Внимание всем!». Действия после оповещения. Правила эвакуации из здания МБОУСОШ № 54.



Средства индивидуальной защиты органов дыхания. (2ч.)

Понятие «средства индивидуальной защиты». Виды СИЗ органов дыхания и их предназначение. Их подбор и применение.



Средства коллективной защиты. (1ч.)

Понятие «средства коллективной защиты». Их виды, предназначение. Правила поведения в убежище.



7 класс 35ч. (1 час в неделю).
Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (20 часов)

ЧС природного характера и защита населения от их последствий. ЧС, характерные для Тульской области. (1ч.)

Понятие «опасное природное явление», «ЧС природного характера». Классификация опасных природных явлений. Их краткая характеристика. Виды ЧС природного характера, свойственные Тульской области.



Землетрясения. Происхождение землетрясений. Параметры землетрясения. (1ч.)

Понятие «землетрясение», «эпицентр землетрясения», «очаг землетрясения». Происхождение землетрясений. Принцип работы сейсмографа. Основные параметры землетрясения (сила, магнитуда). Шкала Рихтера.



Последствия землетрясений. Меры, принимаемые для снижения ущерба. (1ч.)

Последствия землетрясений для человека, природы, техносферы. Меры, принимаемые для снижения ущерба от землетрясений: технические, экономические, организационные.



Рекомендации по правилам безопасного поведения во время землетрясений. (1ч.)

Правила безопасного поведения во время землетрясений, если оно застало вас дома, на улице, в общественном месте. Правила безопасного возвращения в свои дома.



Моретрясения. Происхождение цунами. (1ч.)

Происхождение моретрясения. Понятие «цунами», его причины. Предвестники цунами.



Меры обеспечения безопасности во время цунами. (1ч.)

Правила безопасного поведения во время цунами. Меры обеспечения безопасности до и во время цунами.



Урок-обобщение «Землетрясения и цунами. Их происхождение. Правила поведения». (1ч.)

Обобщение накопленных знаний по теме «Землетрясения и моретрясения».



Происхождение обвалов, оползней, селей. Их последствия. (1ч.)

Понятие «обвал», «оползень», «сель». Возможность их возникновения в Тульской обл. Причины обвалов, оползней, селей (природные и антропогенные). Последствия обвалов, оползней, селей для человека, природы, с/х, техносферы.



Меры по снижению ущерба. Рекомендации по действиям при угрозе схода оползней, селей, обвалов. (1ч.)

Меры по снижению ущерба от обвалов, оползней, селя. Правила поведения при угрозе схода обвалов, оползней, селевого потока. Правила поведения при возвращении в свои дома.



Урок-обобщение «Обвалы, оползни, сели. Их происхождение. Правила поведения». (1ч.)

Обобщение накопленных знаний по теме «Обвалы, оползни, селевые потоки».



Бури, ураганы, смерчи. Вероятность их возникновения в Тульской обл. Их происхождение и оценка. Последствия. (1ч.)

Понятие «ветер». Основные его характеристики (направление, скорость, сила). Шкала Бофорта. Происхождение смерча. Виды бурь (снежная, пыльная, шквальная, беспыльная). Последствия ветровых явлений.



Меры по защите населения. Действия при угрозе и во время бурь, ураганов, смерчей. (1ч.)

Заблаговременные и оперативные меры по защите населения. Рекомендации населению после штормового предупреждения и во время ветровых явлений.



Урок-обобщение «Ветровые опасные явления. Поведение при штормовом предупреждении». (1ч.)

Обобщение накопленных знаний по теме «Ветровые явления».



Наводнения. Виды наводнений. Их оценка. Последствия. (1ч.)

Понятие «наводнение», «нуль поста», «ординар», «футшток». Виды наводнений (высокие, низкие, выдающиеся). Последствия наводнений для человека, природы и с/х, техносферы.



Меры по защите от наводнений. (1ч.)

Заблаговременные и оперативные меры по защите от наводнений.



Наводнения в Тульской области. Действия при угрозе наводнений. (1ч.)

Эвакуация при угрозе наводнения, самоэвакуация, способы, причины самоэвакуации. Правила поведения при угрозе и во время наводнений. Правила поведения при возвращении в свои дома. Статистика наводнений в Тульской области.



Урок-обобщение «Наводнения. Защита от наводнений». (1ч.)

Обобщение накопленных знаний по теме «Наводнения».



Лесные и торфяные пожары. Причины пожаров. Пожары в Тульской области. (1ч.)

Понятие «лесные пожары». Их распространенность на территории России. Виды лесных пожаров (низовые, верховые, подземные), их характеристика. Природные и антропогенные причины пожаров.



Меры безопасности в зоне лесных пожаров. (1ч.)

Способы тушения лесных пожаров (забрасывание кромки пожара, отжиг, тушение водой с помощью техники, минерализованные полосы). Действия населения, привлекаемого к тушению пожара и оказавшегося в зоне пожара.



Урок-обобщение «Лесные и торфяные пожары. Их причины. Действия по защите». (1ч.)

Обобщение накопленных знаний по теме «Лесные и торфяные пожары».



Раздел 2. Основы оказания первой помощи (8 часов)

Виды ран. Основы оказания первой помощи при ранениях. (1ч.)

Понятие о ране. Виды ран. Правила обработки раны.



Кровотечения. Остановка кровотечений. Инфицирование ран. (1ч.)

Осложнения при ранениях: кровотечения, инфицирование. Виды кровотечений, их характеристика. Способы остановки кровотечений. Виды инфекций: столбняк, сепсис, газовая гангрена. Симптомы, профилактика.



Практическая отработка навыков наложения повязок. (1ч.)

Правила наложения повязки. Практическая отработка навыков наложения повязок на руку: повязка на палец, на кисть.



Практическая отработка навыков наложения повязок. (1ч.)

Практическая отработка навыков наложения повязок на руку: на локтевой сустав, колосовидная повязка. Повязка на голову.



Первая помощь при переломах. (1ч.)

Перелом костей. Виды переломов: единичный и множественный, со смещением и без смещения, открытый и закрытый. Первая помощь при переломах. Понятие о транспортной иммобилизации.



Обморожение и переохлаждение. Первая помощь. Профилактика. (1ч.)

Причины обморожений и переохлаждений. Симптомы. Правила оказания первой помощи. Профилактика обморожений и переохлаждения.



Способы безносилочного переноса пострадавших. (1ч.)

Способы безносилочного переноса пострадавшего: на руках, с помощью подручных материалов.



Урок-обобщение «Понятие о ране. Осложнения при ранении». (1ч.)

Обобщение накопленных знаний по теме «Рана. Осложнения при ранениях»



  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница