I. Общие понятия Предмет инструкций



страница1/6
Дата26.08.2015
Размер1,13 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ИНСТРУКЦИИ

по интервенции отделов/управлений социальной помощи и защиты семьи, медицинских учреждений и органов внутренних дел в случае насилия в семье


Глава I. Общие понятия
1. Предмет инструкций

Данные инструкции устанавливают функции отделов/управлений социальной помощи и защиты семьи, медицинских учреждений и органов внутренних дел на местном уровне, в соответствии с законом, в процессе выявления, координирования и междисциплинарного разрешения зарегистрированных случаев, предотвращения случаев насилия в семье и надзора за исполнением мер защиты в случаях насилия в семье.


Уполномоченные органы осуществляют свои функции как в отношении жертвы насилия в семье, так и в отношении агрессора. Во всех случаях обеспечивается конфиденциальность информации, к жертве относятся с достоинством, с уверенностью в ее способностях и силах, эмпатией, поддержкой и уважением к ее личным решениям. К агрессору относятся соответственно, исходя из того понимания, что насилие – это намеренное поведение, за которое лицо несет полную ответственность и которое нельзя оправдать или терпеть.
Во всех конкретных случаях насилия в семье, при вмешательстве специалистов приоритет отдается действиям по изолированию и удалению агрессора из семьи, а в тех случаях, когда это невозможно, жертву отправляют в специальные центры реабилитации жертв насилия в семье.
2. Цель вмешательства в случаи насилия в семье
В случаях насилия в семье вмешательство уполномоченных органов преследует следующие цели:

  1. Предотвращение и пресечение насилия в семье всеми возможными способами, в рамках закона;

  2. Гарантия защиты и безопасности членам семьи, страдающим от насилия в семье, в особенности детям, старикам и инвалидам;

  3. Гарантия соблюдения положений Закона № 45-XVI от 01.03.2007 о предотвращении и пресечении насилия в семье, а также других положений законодательства Республики Молдова;

  4. Привлечение агрессора к ответственности;

  5. Реабилитация агрессора, по возможности;

  6. Сокращение рецидивных случаев и необходимости повторного вмешательства;

  7. Предотвращение тяжких телесных повреждений и убийств, благодаря раннему вмешательству.


3. Право жертвы насилия в семье на защиту и обязанность быстрого реагирования на случаи насилия в семье
Уполномоченные органы предпринимают действия с целью признания и соблюдения прав жертв насилия в семье, осознавая тот факт, что насилие в семье является тяжким нарушением прав человека, в том числе права на жизнь, права на самый высокий достижимый уровень физического и психического здоровья, права не подвергаться пыткам и жестокому, бесчеловечному и унизительному обращению или наказаниям; права на свободу и безопасность, права на равенство перед законом; права на частную и семейную жизнь, права не подвергаться дискриминации; права на равное обращение, права на эффективную юридическую помощь.
Согласно положениям ст. 11 (3) Закона № 45, органы, наделенные функциями предотвращения и пресечения насилия в семье, обязаны немедленно реагировать на любое заявление и предоставлять жертвам защиту и помощь.
Компетентные органы обязаны предоставить жертве защиту и предотвратить потенциальные случаи насилия посредством следующих действий:

  • Информирование жертвы о возможных мерах защиты – возможность получения защитного предписания;

  • Информирование жертвы о существующих услугах социальной защиты;

  • Сопровождение жертвы до службы социальной защиты, по необходимости;

  • Транспортировка жертвы до места получения медицинской помощи или услуг социальной защиты, по необходимости.



4. Определения

Согласно Ст. 2 Закона № 45-XVI от 01.03.2007 о предотвращении и пресечении насилия в семье, насилием в семье является любое действие, связанное с насилием, допущенное одним членом семьи по отношению к другим членам семьи. Насилие в семье представляет собой действие или бездействие активного субъекта (агрессора), направленное против пассивного субъекта (жертвы) или против совместного или личного имущества.


В Уголовный кодекс были внесены поправки и теперь он содержит конкретное нарушение: Статья 201¹. Насилие в семье: намеренное физическое или вербальное действие или бездействие, совершенное одним членом семьи по отношению к другому члену семьи, причинившее физические страдания, сопряженные с легкими телесными повреждениями или иным незначительным вредом здоровью, нравственные страдания либо материальный или моральный ущерб. Также наказанию подвергаются те же деяния, но повлекшие причинение телесного повреждения средней тяжести или тяжкие повреждения, самоубийство или смерть жертвы.
Формы насилия в семье

Согласно Ст. 2 Закона № 45-XVI, формами проявления агрессии в случае насилия в семье могут быть следующие:



  • физическое насилие (удары, удушение, издевательства, толчки, шлепки, таскание за волосы, уколы, порезы, ожоги, укусы, в любой форме и любой силы, отравления любыми способами, другие действия аналогичного характера, и т.д.),

  • вербальное насилие (оскорбления, использование запугивающих методов в вербальной коммуникации, чрезмерное проявление собственного превосходства, и т.д.),

  • сексуальное насилие (любое насилие сексуального характера или противоправное сексуальное поведение в семье или в других межличностных отношениях, такое как принуждение к половому контакту без согласия жертвы, даже в случае супружеской пары или сожительства (супружеское изнасилование), также сексуальное запугивание, жесты с сексуальной коннотацией, запрет использования методов контрацепции, сексуальное домогательство; любое нежелаемое и навязываемое сексуальное поведение; принуждение к занятию проституцией; любое противоправное сексуальное поведение по отношению к несовершеннолетнему члену семьи, выражающееся в частности в поглаживаниях, поцелуях, придании ребенку определенных поз и в прочих нежелаемых прикосновениях сексуальной направленности; другие действия аналогичного характера,

  • психологическое насилие предшествует и сопутствует всем остальным формам насилия/агрессии, но может проявляться и отдельно посредством оскорблений, угроз, запугивания, убийства любимых домашних питомцев, лишения возможности удовлетворять основные личные нужды (еда, сон, и т.д.). Такой тип насилия включает в себя 6 главных компонентов: страх, обезличивание, всяческие лишения, перегруженность обязательствами, деградация, искажение реальности. Данный тип насилия в семье является центральным фактором в осуществлении контроля над партнером и манипулировании им. Выражается навязыванием своей воли или контроля, провоцированием состояний напряженности и психических страданий с помощью оскорблений, насмешек, брани, нападок, прозвищ, шантажа, демонстративной порчи предметов, словесных угроз, запугивания оружием или истязания домашних животных; пренебрежения; вмешательства в личную жизнь; проявлений ревности; изоляции посредством заточения, в том числе в семейном жилище; изоляции от семьи, общества, друзей; запрета профессиональной реализации, запрета посещения учебного заведения; изъятия документов, удостоверяющих личность; умышленного лишения доступа к информации; других действий аналогичного характера,

  • духовное насилие (подрыв или умаление значимости удовлетворения духовно-нравственных потребностей путем запрета, ограничения, высмеивания устремлений члена семьи и наказания за них, запрета, ограничения, высмеивания доступа к культурным, этническим, языковым или религиозным ценностям; навязывание индивидуально неприемлемой системы ценностей; другие действия аналогичного характера или с аналогичными последствиями),

  • экономическое насилие приводит к сокращению ресурсов и самостоятельности жертвы. Проявляется как контроль над доступом жертвы к денежным средствам или личным предметам, лишение экономических средств, в том числе лишение средств к существованию, таких как еда, лекарства, предметы первой необходимости; злоупотребление преимущественным положением для присвоения вещей лица; запрет на право владения, пользования и распоряжения общим имуществом; несправедливый контроль за общими имуществом и ресурсами; отказ содержать семью; принуждение к тяжелому и вредному для здоровья труду, в том числе несовершеннолетнего члена семьи; другие действия аналогичного характера,

  • нанесение материального ущерба (материального вреда, который можно оценить или подсчитать в финансовом выражении, являющегося результатом любого акта насилия в семье, в сожительстве, а также расходы, связанные с расследованием случая насилия в семье) или морального ущерба (причинение страданий одному из членов семьи, в том числе ребенку, в рамках семьи или других межличностных отношений, ведущее к унижению, страху, беззащитности перед физическим насилием, к фрустрации).



Члены семьи

Согласно Ст. 3 Закона № 45, субъектами насилия в семье являются: агрессор и жертва, – граждане Республики Молдова, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Республики Молдова. Субъектами насилия в семье могут быть:



  1. при совместном проживании – лица, состоящие в браке, находящиеся в разводе, состоящие в брачном сожительстве, связанные отношениями опекунства и попечительства, их родственники по прямой или боковой линии, супруги родственников, другие лица, находящиеся на их содержании;

  2. при раздельном проживании – лица, состоящие в браке, их дети, в том числе приемные, внебрачные, находящиеся под опекой или попечительством, другие лица, находящиеся на их содержании.


Защитное предписание - законный акт, которым судебная инстанция применяет меры защиты жертвы.
Признаки насилия в семье и как их выявить

Следующие общие признаки (один или несколько) могут помочь вам выявить факт насилия в семье:



  1. лица, пострадавшие от насилия, выглядят встревоженными, закомплексованными, страдают от фобии, опасаются, что сделают что-то не так, что не понравится их агрессору;

  2. всегда соглашаются со всем, что делает или говорит агрессор;

  3. постоянно отчитываются перед агрессором, где они находятся и что делают;

  4. находятся под жестким контролем, агрессор часто им звонит;

  5. говорят о ревности, собственническом настрое и постоянном контроле со стороны агрессора.

Следующие признаки физического насилия помогут вам выявить факт насилия в семье:

  1. лица, испытывающие физическое насилие, нередко имеют телесные повреждения, но объясняют их как «несчастные случаи» (напр.: «упал/а с лестницы», «ударился/ась о дверь», и т.д.);

  2. они часто отсутствуют на работе, в школе или не принимают участие в общественных мероприятиях без всяких объяснений;

  3. одеваются так, чтобы можно было под одеждой спрятать синяки или раны (напр.: летом носят одежду с длинным рукавом и в помещении не снимают солнечные очки).

Следующие признаки факта изоляции жертвы агрессором помогут вам выявить факт насилия в семье:

  1. у изолированных лиц ограничивается контакт с семьей и друзьями;

  2. они редко выходят в общественные места без партнера;

  3. имеют ограниченный доступ к денежным средствам и другому общему имуществу.

Следующие психологические признаки помогут вам признать факт насилия в семье:

  1. лица, страдающие от насилия, имеют низкую самооценку, даже если в прошлом они были успешными людьми;

  2. проявляют глубокие изменения личности (напр.: общительный человек резко становится замкнутым);

  3. страдают от депрессий, тревожности, иногда становятся агрессивными, зависимыми от алкоголя, наркотиков, а иногда у них появляются мысли о самоубийстве.


Глава II. Инструкции по интервенции отделов/управлений социальной помощи и защиты семьи, медицинских учреждений и органов внутренних дел в случае насилия в семье
Раздел 1. Инструкции по вмешательству отделов/управлений социальной помощи и защиты семьи

1. Функции отделов/управлений социальной помощи и защиты семьи в случае насилия в семье
Роль отделов/управлений социальной помощи и защиты семьи в случае насилия в семье состоит в защите лиц, находящихся в кризисных ситуациях, особенно жертв насилия в семье и их детей. Согласно Закону о социальной защите № 547 от 25.12.2003, социальная защита призвана предотвращать, ограничивать или устранять временные или постоянные следствия некоторых событий, считающихся социальными рисками, которые могут привести к социальной маргинализации или исключению лиц и семей, попавших в затруднительные ситуации.
Социальный ассистент определяет и предпринимает необходимые меры для предотвращения и пресечения насилия в семье и ситуацияхй риска, в которых в тот или иной момент может оказаться человек, взрослый или ребенок.
В соответствии со Ст. 8 (3) Закона № 45-XVI, органы социальной защиты и защиты семьи:

  1. сотрудничают с органами внутренних дел по проведению мероприятий по выявлению лиц, предрасположенных к совершению актов насилия в семье;

  2. обновляют на территориальном уровне базу данных, относящихся к  феномену насилия в семье;

  3. при необходимости определяют жертву в центр реабилитации, оказывая ей соответствующую помощь;

  4. организуют психологическое и психосоциальное консультирование жертв с целью ликвидации последствий актов насилия в семье собственными силами или перенаправляя их к специалистам центров реабилитации;

  5. по ходатайству правоохранительных органов облегчают доступ агрессоров к реабилитационным программам;

  6. защищают права и законные интересы жертв, в том числе несовершеннолетних;

  7. совместно с другими уполномоченными органами и при содействии неправительственных организаций, действующих в данной области, реализуют информационные программы по предупреждению насилия в семье;

  8. определяют необходимость создания центров/служб реабилитации жертв и агрессоров, обеспечивают методическую и информационную поддержку таких центров/служб;

  9. осуществляют мониторинг и координацию профессиональной деятельности социальных работников в составе примэрий, направленную на предупреждение насилия в семье, поддержку/консультирование жертв и ресоциализацию агрессоров;

  10. представляют Министерству труда, социальной защиты и семьи отчеты за полугодие о работе, проводимой на местах отделом/управлением и со­циальными работниками в соответствии с уста­новленными партнерскими соглашениями;

  11. осуществляют мониторинг случаев насилия и оказывают помощь жертвам после их выхода из центров реабилитации.



2. Инструкции по выявлению и регистрации фактов насилия в семье для социальных ассистентов

2.1. С целью предотвращения случаев насилия в семье социальный ассистент выявляет и ведет учет семей, где возникают семейные конфликты, которые могут перейти в насилие в семье. Такие семьи выявляются следующими методами: сбор информации о том или ином случае от членов семьи, родственников, соседей или местной общины; по заявлению предполагаемой жертвы; по заявлению1 от других деятелей местной общины (местной публичной администрации, школы, медицинских учреждений, органов внутренних дел , и т.д.); случаи, выявленные в ходе исполнения служебных обязанностей.

2.2. С целью выявления потенциальных случаев насилия в семье, социальный ассистент проводит мониторинг семей, в которых происходят семейные конфликты.

В процессе мониторинга социальный ассистент посещает такие семьи, с целью определения развития межличностных отношений и психоэмоциональное состояние семьи, в соответствии с этапами данной процедуры, изложенной в Менеджементе случая, утвержденного приказом министра nr. 71 от 03.09.2008.

2.3. В отношении семей, в которых возникают семейные конфликты, так и в случае семей, относительно которых предполагается, что они страдают от насилия в семье, социальный ассистент применяет главный метод работы – Работа с делом бенефициария (руководство для социальных ассистентов) через которое формулирует проблемы, с которыми сталкиваются члены семьи и устанавливает необходимость преодоления трудных ситуаций. Разрабатывает и реализует индивидуальные планы помощи при сотрудничестве с бенефициариями и их семьями, предоставляет бенефициариям первичные социальные услуги, в то же время, мобилизует общину для решения случаев насилия в семье.

2.4. Социальная анкета – это единовременное обследование, реализуемое в ходе визита на дом или место пребывания лица, находящегося в трудной ситуации (у родственников, соседей, и т.д.). Социальное обследование проводится по существующим стандартам и содержит следующие аспекты: идентификационные данные о семье (данные о потенциальной жертве и агрессоре), данные о членах семьи, условиях жизни, ежемесячном доходе семьи, проблемы, с которыми сталкивается семья, данные о злоупотреблении различных веществ, форма насилия, если ее можно выявить, заключения и рекомендации для проведения интервенции.

2.5. В тех случаях, когда в результате проведения социального обследования были установлены факты насилия в семье, социальный ассистент оповещает жертву насилия в семье о правах, которыми она обладает на основании Закона № 45, в том числе о праве на получение услуг защиты и реабилитации и на подачу заявления для получения защитного предписания.

2.6. В случае выявления актов насилия в семье по отношению к детям, социальный ассистент обязан немедленно оказать необходимую помощь и составить письменное заявление, а в экстренном случае – устное (с помощью любого средства коммуникации) в адрес местного территориального органа защиты ребенка и правоохранительных органов.

2.7. В случаях выявления насилия в отношении детей, социальный ассистент будет действовать в соответствии с межведомственными Инструкциями по предупреждению, выявлению и вмешательству в случаях насилия, пренебрежения, эксплуатации в отношении детей, которые включают случаи пренебрежительного и жестокого обращения с детьми не только в семейной среде, но и в учебных, медицинских и социальных заведениях, в том числе в интернатных учреждениях и других .

2.8. В случае, если жертва подает заявление или было получено заявление о факте насилия в семье, социальный ассистент должен зарегистрировать заявление и предпринять необходимые меры для скорейшего разрешения этой ситуации, немедленно связавшись с оперативным участковым.

2.9. В случае, если социальный ассистент получил заявление о факте насилия в семье, он должен сообщить о факте оперативному участковому по телефону и, по необходимости, в письменном виде, и вместе с ним отправиться на место для беседы с членами семьи и поиска решения конфликта. Если ранее семья находилась на учете социального помощника и по ней ведется социальное следствие, социальный ассистент должен воспользоваться имеющимися данными для того, чтобы лучше понять ситуацию и провести эффективное вмешательство в разрешение факта насилия в семье. Вследствии выявления факта насилия в семье, социальный ассистент обязан предпринять все необходимые меры для срочной защиты жертвы. В том случае, если существует опасность для жизни и здоровья жертвы, с ее согласия можно направить ее в специализированные центры реабилитации для жертв насилия в семье.

2.10. Если имело место физическое или сексуальное насилие, социальный ассистент должен проконсультировать жертву насилия в семье на предмет получения медицинской помощи и с целью получения отчета судебно-медицинской экспертизы – официального акта, служащего доказательством, который призван облегчить процесс получения защитного предписания.

2.11. В случае выявления акта насилия в семье социальный ассистент регистрирует данный случай в специальном журнале.

2.12. В случае запроса информации или отчета-характеристики о семье судебной инстанцией, социальный ассистент обязан представить такой отчет в целях облегчения процедуры получения защитного предписания.


3. Инструкции по междисциплинарному разрешению зарегистрированных случаев насилия в семье
3.1. Социальный ассистент сотрудничает и координирует междисциплинарное разрешение зарегистрированных случаев насилия в семье, исполняя в этом смысле роль менеджера по случаям насилия в семье, в соответствии с руководством для социальных ассистентов – Работа с делом бенефициария, утвержденным Приказом Министерства № 71 от 3 октября 2008 г.

3.2. С этой целью, на основании оценки случая насилия в семье, социальный ассистент вырабатывает индивидуальный план помощи совместно с жертвой, который будет проконсультирован с междисциплинарной командой, обеспечивая, таким образом, сотрудничество всех актеров, задействованных в разрешение случая насилия и реинтеграцию жертвы.

3.3. На основании оценки случая насилия в семье совместно с жертвой и междисциплинарной командой, социальный ассистент определяет те социальные услуги, в которых нуждается жертва для защиты и реабилитации, используя Руководство по внедрению Механизма перенаправления дела бенефициария в системе социальных услуг, утвержденного приказом министра № 55 от 12 июня 2009 г., обеспечивая, по необходимости, доступ жертвы к консультациям психолога, юриста, скорой медицинской помощи, временном жилье, судебно-медицинском освидетельствовании, другим социальным услугах.

3.4. Социальный ассистент ведет учет существующих специализированных услуг местного, районного и государственного уровня, информирует жертв насилия в семье о специализированных услугах помощи и защите жертв и реабилитации агрессоров и, если жертва согласна, предпринимает меры по размещению ее и – по необходимости – ее детей, в специализированном центре временного проживания.

3.5. Кроме того, социальный ассистент ведет учет специализированных услуг для агрессоров, доступных на местном, районном и государственном уровне, информирует о них агрессоров и, с согласия агрессора, направляет его в подходящие службы с целью уменьшения агрессивного поведения.

3.6. По необходимости, социальный ассистент информирует агрессора о необходимости пройти курс лечения от алкогольной зависимости, курс дезинтоксикации и/или психотерапии. Согласно Закону о контроле и предупреждении злоупотребления алкоголем, незаконного потребления наркотиков и других психотропных средств № 713 от 06.12.2001 (Приложение I), по требованию родственников, Комиссия по социальным проблемам, созданная при местных органах власти – это тот орган, который может принять решение об отправлении человека на медицинское освидетельствование в Комиссию по наркологической экспертизе для получения заключения о степени алкогольной, наркотической или другой зависимости и определения характера необходимой помощи, которую следует оказать данному лицу, а также о подходящем медицинском учреждении. Согласно Закону № 713 от 06.12.2001, если определена степень зависимости, Комиссия по социальным проблемам наряду с прокурором имеют право подать в инстанцию иск о направлении данного лица на принудительное лечение в стационаре или амбулатории наркологического или медицинского учреждения общего профиля, подведомственного Министерству здравоохранения. Социальный ассистент информирует жертву о том, что она может потребовать в судебной инстанции в качестве меры защиты принуждение агрессора к участию в специальной программе лечения, в том числе в наркологическом или медицинском учреждении.

3.7. Социальный ассистент (менеджер случая) ведет мониторинг выполнения индивидуального плана помощи и следит за соблюдением прав получателей услуг центров реабилитации жертв насилия в семье.

4. Инструкции по информированию о вынесении защитного предписания и надзору за выполнением мер защиты
4.1. Социальный ассистент вместе с оперативным участковым отвечает за надзор за выполнением мер защиты, предписанных судебной инстанцией.

4.2 . С этой целью, судебная инстанция немедленно выдает органам внутренних дел и органу социальной защиты защитное предписание, требующее немедленного исполнения.

4.3. Ответственность за информирование агрессора и жертвы о защитном предписании и его исполнении ложится на оперативного участкового и социального ассистента.

4.4. Участковый инспектор и социальный ассистент по месту издания защитного предписания обязаны проинформировать о нем оперативного участкового и социального ассистента по месту нахождения жертвы или агрессора, если это разные места (напр.: если жертву разместили в центре временного проживания).

4.5. В целях обеспечения соблюдения защитных мер, социальный ассистент регулярно контактирует жертву и агрессора, проводит посещения на дому, беседуя с субъектами насилия в семье. В случае определения или уведомления со стороны жертвы о нарушении агрессором защитного предписания, социальный ассистент немедленно сообщает об этом полицейскому.

4.6.В тех случаях, когда защитное предписание содержит такие меры защиты которые обязывают агрессора, до решения случая, внести свой вклад в содержании общих с жертвой детей, а также  принуждение возместить затраты и убытки, причиненные актами насилия, в том числе расходы на медицинскую помощь, а также расходы на приобретение или ремонт имущества взамен уничтоженного или испорченного, в соответствии со ст. 3184 пункт (5) Гражданского процессуального кодекса, социальный ассистент направляет, прилагая копию защитного предписания, в исполнительное бюро  в соответствии с законодательством об исполнении решений гражданского характера. Дополнительно, социальный ассистент информирует и органы внутренних дел.



  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница