Элективный курс «Я выбираю жизнь»



страница1/6
Дата26.08.2015
Размер1,14 Mb.
  1   2   3   4   5   6
В. В. Силяев

Элективный курс

«Я выбираю жизнь»

Энгельс 2010

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………..... 3

  2. Программа элективного курса «Я выбираю жизнь»..……..... 6

  3. Занятия элективного курса «Я выбираю жизнь» и их

методическое обеспечение……………………………………… 10

Занятие №1 «Твоя свобода под угрозой»………………………. 10

Занятие №2 «Сколько стоит бездымная жизнь?»……………… 18

Занятие №3 Алкоголь – друг, враг или так....…………………. 29

Занятие №4 Что такое наркотики?………………………………. 41

Занятие №5 Любовь или приведение?..…………………………. 54

Занятие №6 Секс. Стоит ли спешить?...…………………………. 68

Занятие №7 Нерожденные хотят жить..…………………………. 82

Занятие №8 Секреты счастливой семьи…………………………. 91

Библиографический список..…………………………………… 105

Введение

Время, в которое мы живем, характеризуется крайней нестабильнос­тью абсолютно во всем: политические разборки, моральное разложение, правовая неустойчивость, потеря духовных ценностей, отвержение осно­вополагающих нравственных критериев в семье, в личной и обществен­ной жизни. Беззаконие, расточитель­ность и испорченность потоком низвергается на нас. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алко-голя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Опросы свидетель-ствуют о том, что 40% учеников 8–11 классов имеют опыт употребления раз-личных наркотических веществ, а еще 20% живут и общаются с людьми, употребляющими наркотики.

Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Дети и подростки не имеют определённых жизненных на-выков, которые позволяли бы им самостоятельно справляться с воздействием хронических стрессовых ситуаций и вырабатывать здоровый и эффективный жизненный стиль без употребления наркотиков и других дезадаптивных форм поведения. Они не готовы противостоять постоянно усиливающемуся социаль-ному давлению. Им проще включиться в общий человеческий поток и делать так, как другие, как модно и принято, вместо того чтобы решать самому, как поступать в каждом конкретном случае.

Еще одной актуальностью проведения данного элективного курса является то, что у молодых людей отсутствует или искривлено знание в области ре-продуктивного здоровья. Это часто приводит их к ранним беспорядочным по-ловым связям, а в обществе растет число венерических заболеваний и про-изводимых абортов.

Стремительный рост наркомании за последние несколько лет свидетель-ствует не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество и госу-дарство оказались неспособными противостоять этому явлению. В настоящее время существует явно недостаточное количество институтов, вплотную зани-мающихся организацией досуга и решением специфических для молодежной среды задач. Подростки чаще предоставлены сами себе, их воспитанием неког-да заниматься ни школе, ни семье, в результате чего подрастающее поколение ищет способы самореализации в уличных компаниях, непременным атрибутом которых является алкоголь, наркотики, половая распущенность.

Обратим внимание, что программа элективного курса «Я выбираю жизнь» – это программа обучения сознательному отказу от употребления наркоти-ческих веществ, формирование бережного отношения к себе и к своему здо-ровью, развитие способностей к сотрудничеству и укрепление качеств лидера.

Программа рассчитана на проведение встреч с подростками от 12 до 17 лет в школах, в домах-интернатах и в техникумах. Почему от 12 лет? В первичной профилактической информации нуждаются дети младшего школьного возраста, так как с каждым годом возраст наркоманов молодеет. При опросе детей выяс-нилась любопытная картина: среди всех причин для первого приема наркотика на первом месте любопытство, на втором – предложение друга и только на третьем – конфликтные ситуации дома или в школе. Поэтому основной акцент проведения данного элективного курса делается на формировании у детей со-знательного отказа, правильного выбора и умении говорить «нет» на сомни-тельные предложения сверстников.

Этот элективный курс пробуждает в детях жажду знаний об окружающем мире, о самом себе, стремление анализировать всю поступающую к ним инфор-мацию, тренируя тем самым логическое мышление и развивая умственные спо-собности в целом. «Все в жизни может обмануть, – говорил К.Д. Ушинский, – все мечты могут оказаться пустыми иллюзиями, только умственный труд, один он никогда никого не обманывает: отдаваясь ему, всегда приносит пользу себе и другим. Постоянно расширяя кругозор, он мало-помалу будет открывать вам все новый интерес к жизни, заставит любить ее, разовьет в душе вашей чи-стейшую, возвышенную любовь к ближнему, а только такая любовь даст чест-ное, благородное и истинное счастье».



Программа элективного курса

«Я выбираю жизнь»

Пояснительная записка

Общая характеристика курса. Предлагаемый курс органически вписыва-ется в систему общеобразовательной программы школы, техникума и в систему предпрофильной подготовки в соответствии с принципами личностно-ориенти-рованного образования. Он знакомит школьников с комплексными проблемами и задачами, диктуемыми жизнью, требующими синтеза знаний по ряду обще-образовательных предметов и способами их применения в своей жизни с целью улучшения ее качества.

Предложенная программа рассчитана на учеников с 6 по 11 класс средней школы и охватывает пять направлений:



  • этика поведения;

  • психология взаимоотношений;

  • репродуктивное здоровье;

  • здоровье и вредные привычки;

  • культура речи.

Тип элективного курса: углубляющий курс, способствующий удовлетворе-нию познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Количество часов: 8 (в неделю – 1-2 часа)

Образовательная область: основы безопасности жизнедеятельности.

Цель изучения курса:

  1. Способствовать снижению количества заболевших СПИД-ом, венеричес-кими заболеваниями;

  2. Способствовать снижению роста наркомании в области;

  3. Способствовать укреплению института семьи.

Основные задачи курса:

  1. помочь осознать истинные мотивы приобщения людей к наркотикам и добрачным сексуальным отношениям, найти здоровые и доступные аль-тернативы;

  2. расширить представления учащихся и дать правдивую информацию о влиянии наркотиков на здоровье судьбу человека;

  3. расширить представления учащихся о пагубном влиянии добрачных сексуальных отношений на психику человека, на его здоровье и качество его дальнейшей жизни;

  4. научить строить будущие семейные отношения и сформировать положи-тельный образ семьи;

  5. научить навыкам ассертивного поведения и умения сказать «нет» в ситуа-циях принуждения;

  6. развить психосоциальную компетентность;

  7. помочь формированию саногенного мышления.

Преподавание по данной программе предусматривает использование фотографий или слайдов по изучаемой теме, коротких видеосюжетов, произве-дений русских и советских классиков, выдержек из Библии и Корана для рас-ширения кругозора и лучшего усвоения темы.

Организация изучения курса. Целесообразно включать предлагаемый элек-тивный курс в учебный процесс после изучения необходимого материала в базовом курсе. В целях проведения профилактических мероприятий среди школьников, наиболее удачным будет постановка этого курса для учащихся с 6-го по 11-й класс после согласования на проведение отдельных тем с роди-телями и администрацией учебного заведения.

На занятиях в группах применяются методы интерактивного обучения, элементы социально-коммуникативного тренинга, ролевые игры, дискуссии, в которых обучаемые не просто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Их не научили, а они сами осознали необходимость ответственного отношения к собственной жизни и здоровью.



Программа рассчитана на проведение занятий во время классных часов и на уроках ОБЖ.

Планируемые результаты

Идеальный: предупреждение приобщения подростков к любым видам наркотизации.

Реальный позитивный:

  • сдвиг возрастной планки подростков в сторону возможно более позднего первичного приобщения к употреблению алкоголя и курению, пре-дотвращение первичных проб наркотических и токсикоманических ве-ществ;

  • расширение круга лиц, вовлеченных в круг профилактики. Из опыта работы над программой «Я выбираю жизнь», я пришел к выводу, что, занимаясь профилактикой, невольно привлекаю внимание людей злоупо-требляющих наркотиками, алкоголем и табакокурением. Часто это род-ственники или знакомые детей и подростков, которые знают о программе «Я выбираю жизнь». Интересно то, что дети имеют огромное желание помогать своим родителям бросить вредные привычки и жить в атмос-фере любви и доброжелательности в семье.

Общий:

  • формирование здорового жизненного стиля;

  • формирование поведенческих стратегий и личностных ресурсов у школьников;

  • формирование противодействия наркотизирующейся среде,

  • решение жизненных проблем и принятие ответственности за собствен-ное поведение,

  • формирование эффективного общения, поиска и использование возмож-ностей социальной поддержки.

Система оценки достижений учащихся. В технологии проведения занятий присутствуют элементы перекрестной и расширяющейся информации для са-мопроверки знаний, что позволяет учащимся самим проверить, как усвоен ими изученный материал. Формы итогового контроля включают в себя:

  1. Субъективный. Показатели анонимного анкетирования по исследуемым вопросам перед началом и в конце программы и отзывы учащихся.

  2. Объективный. Сравниваются показатели руководства учебного заведе-ния, статистические данные МВД и Министерства здравоохранения до начала проведения программы и через несколько месяцев после ее окон-чания.


Тематический план элективного курса

«Я выбираю жизнь»




п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Твоя свобода под угрозой.

1

2

Сколько стоит бездымная жизнь?

1

3

Алкоголь – друг, враг или так...

1

4

Что такое наркотики?

1

5

Любовь или приведение?

1

6

Секс. Стоит ли спешить?

1

7

Нерожденные хотят жить.

1

8

Секреты счастливой семьи.

1

Итого:

8

Занятия элективного курса «Я выбираю жизнь»

и их методическое обеспечение

Занятие №1

«Твоя свобода под угрозой»
Цель:

  1. Установить контакт с учащимися.

  2. Выработать правила проведения занятий.

  3. Сформировать у школьников представление о сути происходящих в их организме процессов для более сознательного отказа от курения.

  4. Формирование положительной Я-концепции и адекватной самооценки.


Оборудование: компьютер, проектор, кукла курильщик, пачка сигарет, зажи-галка, классная доска, мел.

Ход занятия

Я не называю предстоящие занятия профилактическими, потому что многие ребята под профилактикой понимают что-то скучное, нудное и назидательное, что, естественно, снижает их интерес к занятиям. В практике должны чаще звучать следующие слова: «Я здесь для того, чтобы познакомиться с вами поближе, вместе поразмышлять над теми проблемами, которые есть в нашей жизни, вместе с вами найти пути их разрешения. Мы надеемся, что во время наших встреч Вы лучше узнаете самих себя и начнете лучше понимать других людей, научитесь принимать правильные решения и противостоять давлению».

Знакомство ведущего и участников группы друг с другом. Это может быть представление с рассказом о себе, как о личности.

Принятие правил работы в группе.

Ведущий объясняет, что для того, чтобы группа могла эффективно решать поставленные перед ней задачи, необходимо договориться о правилах взаимодействия в группе. Лучше, если правила будут предлагать сами участники группы, но иногда эти правила могут предлагаться и ведущими; например:


  • правило равенства,

  • правило уважения,

  • правило Я-высказываний, т.е. говорить от первого лица,

  • выступление по очереди,

  • право на свое мнение,

  • сохранение тайны (конфиденциальность) и др.

Каждое предлагаемое правило разъясняется и принимается только в том случае, если с ним согласен каждый участник группы. Правила записываются на ватмане и вывешиваются на всех последующих занятиях. Они могут изменяться и дополняться по желанию участников группы.

Со своей стороны я обязуюсь ни когда не говорить вам слово «нельзя». На наших встречах мы будем говорить о том, что больше всего беспокоит подро­стков — о событиях, которые их чаще всего расстраивают. Я хочу помочь вам лучше познакомиться со своим разумом, чувствами, эмоциями, со своим телом, надеждами и мечтами, с тем, что вы из себя представляете, к чему стремитесь, как этого достичь, и с чем вы столкнетесь в будущем. Мы будем говорить об этом прямо; ничто не будет считаться слишком раздражающим или деликатным для обсуждения, если только это соответствует вашему возрасту от двенадцати до двадцати лет. Согласны? Тогда поехали!

Представьте, что вы едете по живописной дороге в своей самой лучшей машине. А эта машина называется «Взросление» В вашей машине нет задней передачи. Вы мчитесь по шоссе со скоростью 60 км/час, стремясь к этому большому городу, о котором столько слышали. Ни одна машина на этом шоссе не может вернуться назад.

Но вдруг за поворотом появляется человек, машет чем-то белым и кричит: «Стой! Стой!». Выши действия? Ребята, как правило, дают различные ответы. Я их внимательно выслушиваю, а потом задаю следующие вопросы. А кто тот человек, который махал вам чем-то белым? И почему он просил вас остано-виться? Этим человеком являюсь я. Вы можете (перечисляю все варианты действий детей), но это я вышел на дорогу вашей жизни. Друзья, у меня для вас важное сообщение. В километре отсюда обвалился мост, и образовалась пропасть. Если вы не будете соблюдать осторожность, машина может туда свалиться. В этом случае вы, конечно, никогда не попадете во «Взросляндию».

Я хочу предупредить о подстерегающей вас опасности – пропасти, в которую падает большинство подростков на пути к взрослению. Эта проблема существует не только для некоторых подростков; почти все сталкиваются с ней в том или ином виде в юные годы. Эти проблемы не обошли стороной и меня. Очень многие подростки испортили себе жизнь, сорвавшись в бездну, но я могу рассказать, как этого избежать — как обойти опасность стороной. Вы хотите?

Тогда давайте сегодня поговорим о курении. Почему люди курят? Дети называют причины, которые приводят к курению. Записываю ответы на доске.

Знаете ли вы, что по данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) сегодня каждые 6 секунд в мире кто-то умирает от курения. К 2020-2040 годам курение будет отправлять своих клиентов на вечный покой каждые 3 секунды. Люди со стажем курения 20 лет и более проживут в среднем на 20-25 лет меньше тех, кто никогда не курил. Еще только год назад ВОЗ давала показатель смертности на каждые 8 секунд. Распространение табакокурения в России – одно из самых высоких в мире. 42% всех случаев преждевременной смерти мужчин в возрасте 35-69 лет связаны с курением", – говорится в пресс-релизе Роспотребнадзора. Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирает более 260 тысяч человек.

Знаете ли вы, друзья, кто были первыми курильщиками в мире?

В 1492 году Колумб и матросы приплыли в эту часть света. При встрече с матросами индейцы в знак дружбы угощали своих гостей табаком. Если кто-либо отказывался от предлагаемой «трубки мира» – это воспринималось индейцами как враждебное отношение к ним. Чтобы не обидеть этих индейцев, Христофор Колумб и матросы были вынуждены начать курить, несмотря на неприятные ощущения. Постепенно часть матросов привыкла к курению таба-ка. Затем табак завезли в Европу. Предприимчивые купцы стали его распро-странять и даже однажды называли табак лечебным. Французский посол Жан Нико в 1559 году преподнёс табак французской королеве Екатерине Медичи, которая страдала мигренью и мучилась головной болью. С именем Жана Нико и связано ботаническое название основного алколойда – никотин. Врачи того времени верили в лечебные свойства табака, приписывая ему способность унимать утомление, «отделять макроту», облегчать удушье. Дело доходило до того, что во время вспышки чумы в целях профилактики детей заставляли курить. Так в городе Итоне во время чумы в 1603 году всех школьников при-нуждали курить в школе каждое утро.

Историки утверждают, что в России табак был завезён английскими купцами ещё во времена Ивана Грозного. В 1634 году вышел специальный указ царя Михаила Фёдоровича запрещающий курить. Курящих наказывали шестьюдесятью палочными ударами по подошвам. Его сын царь Алексей Михайлович ужесточил курильщиков «велено бить кнутом, пока уличённый не сознается, где взял табак. Что касается торговцев, то им велено «пороть ноздри, резать носы и ссылать в дальние города.

Однако как не строги были запреты, чашу весов в пользу употребления табака так же, как и в Западной Европе перевесил экономический рычаг. Инте-рес к табаку постоянно подогревался дельцами табачного производства – план-таторами, фабрикантами, купцами, получающими баснословные прибыли от торговли вонючим зельем.

Просмотр короткого мультфильма про курение, который заканчивается словами «Запомните – курение вредно для здоровья!»

Хочу задать вопрос. Разве люди, которые курят или собираются закурить, этого не знают? Знают! Но, может быть, не всё знают. Давайте познакомимся с «мадам киллершей». Показываю сигарету. Знаете ли вы, что?


  • В табаке, который еще не подвергался горению, содержится 1 000 химических соединений;

  • 1 сигарета содержит свыше 4 000 химических соединений (для сравнения показываю таблицу Менделеева);

  • 43 из них являются канцерогенами («канцер» – по-латыни – рак);

  • 300 – яды.

Вот некоторые из них:

  • Аммиак (им чистят стекла).

  • Ацетон

  • Угарный газ

  • Мышьяк (отрава для грызунов).

  • Кадмий (находится в батарейках).

  • Цианистый калий (сильнейший яд).

  • Формальдегид (для консервации трупов).

  • Никотин – сильный яд. Вызывает паралич нервной системы (остановка дыхания, прекращение сердечной деятельности, смерть). Средняя летальная доза для человека: 0,5—1 мг/кг.

  • Полоний 210 (способствует развитию рака легких).

Показываю для сравнения легкие человека не курильщика и курильщика. И говорю, что курение является основной причиной многих раковых заболева-ний:

            • легкого - 90%;

  • полости рта (губы, языка, слизистой рта, зева) - 92%;

  • гортани - 84%;

  • пищевода - 78%;

  • почек - 48%;

  • мочевого пузыря - 47%;

  • поджелудочной железы - 29%;

    • и других органов.

Предлагается просмотр отрывка из фильма «Второй шанс». По ходу фильма комментирую, что положительный исход подобных операций, по оценкам медикам, всего 10% из 100. Много это или мало?

Затем зачитываю последнее интервью Дианы. «Оглядываясь на мою сравнительно короткую жизнь, я не предъявляю претензий Богу, я сержусь на себя, потому что 58 лет оказались растраченными впустую. Мое тело истощено недугом. В лучшем случае у меня есть короткое будущее. Я умираю, потому что злоупотребила дарованной мне жизнью. Я страдаю. Вместе со мной и из-за меня страдает моя семья. Когда я умру, они будут оплакивать меня. Смерть пугает меня. Я отказалась от курения в тот день, когда узнала от врачей, что в моих легких есть пятно, вызванное раковой опухолью. Для меня это было слишком поздно. Но подобное не должно случиться с вами». Диана скончалась 22 декабря 1990 года от рака легких, вызванного курением табака.

Затем показываю сигарету и пачку сигарет, предлагая ребятам дать их настоящее название исходя из их характеристик. Потом хвалю детей за их активность и предлагаю свои названия. «Вонючая раковая соска» и «карманный крематорий». Вы же не маленькие дети чтобы сосать соску? Не правда ли?

Далее привожу факт, что тот, кто выкуривает, в среднем, по пачке сигарет в день, в течение одного года вносит в легкие до одного стакана смол. Большая их часть там и остается. Демонстрирую работу куклы Николь Никотиновны (при наличии вытяжного шкафа). Каждому ребенку даю понюхать и пощупать бумажку с изображением легких человека, на котором остались смолы от выку-ренной сигареты. Зачитываю стихотворение Е.Евтушенко:

«Проклятье века – это спешка,

И, человек стирая пот,

По жизни мечется, как пешка,

Попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят

И опускается душа.

Поспешно бьют, поспешно губят

А после каются спеша,

Но ты хотя б однажды в мире,

Когда он спит или кипит,

Остановись, как лошадь в мыле,

Почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге,

Доверься небу, как судьбе,

Подумай — если не о Боге —

Хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых,

Под паровозный хриплый крик,

Пойми; забегавшийся жалок,

Остановившийся — велик.»

Вы хотите быть великими? Тогда давайте остановимся даже думать о курении, чтобы на не постигли другие беды:


  • Рак сигмовидной кишки. У курильщиков в 3 – 7 раз чаще, чем у некурящих;

  • Карцинома печени в 3 раза чаще у курильщиков;

  • Рак желудка в 3 раза чаще у курильщиков;

  • Карцинома языка. Сколько градусов на конце горящей сигареты? Сколько химических соединений образуется в горящей сигарете? Сколько канцерогенов? А сколько ядов? Давайте подумаем, как же образуется у курильщиков рак языка? (Ребята ищут ответ)

  • Эмфизема легких;

  • «У курильщиков внезапная смерть от болезни сердца в 5 раз чаще». Академик Е. И Чазов

  • Инсульт соперничает с инфарктом миокарда за лидерство в списке «убийц» курильщиков, так как никотин поражает мозг уже через 7 секунд после первой затяжки.

  • Заболевание периферических артерий, среди которых и болезнь Бюргера.

Однажды Бернард Шоу сказал: «Сигарета – это бикфордов шнур, на одном конце которого огонь, на другом – дурак». Каждый из вас индивидуален и неповторим. Это прекрасно! Вы же не глупые люди, чтобы губить свои жизни сигаретой? Давайте посмотрим еще раз. Что заставляет людей употреблять табак? Что они получают в результате использования табака? (какие преимущества и негативные последствия). Вычеркиваю поочередно все причины, которые были указаны классом ранее, как не верные. Вы видите, что нет ни одной причины, ради которой стоило курить. Но курить или не курить – решать каждому из вас. Приведу лишь высказывание из одной великой книги, о которой Ф. М. Достоевский сказал: «Господи! Что за книга это Святое Писание, какое чудо и какая сила, данные в Нем человеку! И сколько тайн, разрешенных и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Слова Божия, ибо жаждет душа Его слова и всякого прекрасного восприятия». И даже в Коране написано про Библию, что «И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей…” (Сура 3, стих 2).

В Евангелии святого апостола Матфея написаны слова Иисуса Христа, Который говорит: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». (Евангелие от Матфея 7: 24-28)

Вам понравилась наша встреча?

Тема следующей встречи – «Сколько стоит бездымная жизнь?»

Занятие №2

«Сколько стоит бездымная жизнь?»

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница