Программа основного общего образования



страница1/31
Дата26.08.2015
Размер5,37 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Бай-Хаак

Тандинского кожууна Республики Тыва


РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол № 1

от «_26__» __августа2012 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандинского

кожууна ___________ Кунзен-оол Д.Т..

от «26» августа 2012г


СОГЛАСОВАНО:

Начальник отдела образования ____________Оюн С.С..








Основная образовательная

программа

основного общего образования

на 2012-2017 учебный год

с. Бай-Хаак

Оглавление


1. Целевой раздел 2

1.1. Пояснительная записка 2

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 9

1.2.1. Общие положения 9

1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты 16

1.2.3. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ 20

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 104

1.3.1. Общие положения 104

1.3.2. Особенности оценки личностных результатов 107

1.3.3. Особенности оценки метапредметных результатов 108

1.3.4. Особенности оценки предметных результатов 116

1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений 118

1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию 120

1.3.7.Оценка результатов деятельности образовательного учреждения 121



2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 122

2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования 122

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов 143

2.2.1. Общие положения 143

2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования 145

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования 230

2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся 230

2.3.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся 233

2.3.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся 234

2.3.4. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся 237

2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 241

2.3.6. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами 247

2.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся 249

2.3.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни 251

2.3.9. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся 254

2.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся 257

2.3.11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся 262

2.3.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся 263

2.4. Программа коррекционной работы 266

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 276

3.1. Учебный план основного общего образования 276



Экспериментальная деятельность МБОУ СОШ с. Бай-Хаак - пилотная площадка по введению федеральных государственных образовательных стандартов в 5 классах в опережающем режиме и в рамках республиканской инновационной площадки реализуется проект по теме «Модель поликультурной школы в сельской местности» (полиэтническая среда) с 2012 года. 312

Приложение 1 325


1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка


Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандинского кожууна рассмотрена и принята на общешкольном собрании протокол № 1 от 26 августа 2012 года. Организационно-правовое обеспечение деятельности ОУ.

Лицензия № 57 (бессрочная) на право ведения образовательной деятельности МБОУ СОШ с. Бай-Хаак предоставлена Службой по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва 22 августа 2012 года. Приказ Службы по лицензированию Республики Тыва №586 от 22 августа 2012 года.

Школа прошла государственную аккредитацию 10 июня 2009 года. Свидетельство о государственной аккредитации АА 049842, регистрационный номер №28 от 10 июня 2009 года. Срок окончания действия государственной аккредитации 10 июня 2014 года.

Коллективный трудовой договор от 12 марта 2013 года по 12 марта 2016 года.



Программа развития.

С сентября 2012 года по декабрь 2014 года школа работает над проектом по теме «Энергоэффективная школа». Данный проект позволяет решить проблемы для школы, которые связанны с высокой долей устаревшего оборудования, изношенностью школьных зданий, с недостаточным финансированием программных мероприятий, отсутствием условий для формирования навыков энергоэффективного поведения среди участников образовательного процесса.

В рамках работы над проектом было проведено энергетическое обследование, и составлен отчет по обследованию. Реализуется долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МБОУ СОШ с. Бай-Хаак». Проект по теме «Энергоэффективная школа» очень важный и своевременный, так как может помочь школе решить многие вопросы, как по энергосбережению, также по воспитанию у учащихся гражданской позиции и навыков рационального и экономного использования топливных и энергетических ресурсов, улучшить творческую деятельность педагогов по воспитанию у учащихся культуры энергосбережения, заинтересовать родителей работой школы, но и наряду с ними решить вопросы, касающиеся улучшения материально-технической базы школы. Для решения этого вопроса школе легче будет, опираясь на проект, привлечь и спонсоров, которые могут помочь школе материально.
Спектр реализуемых образовательных программ и услуг.

В 2012-2013 учебном году в школе реализовались учебные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. На III ступени велось профильное обучение по трем направлениям:

- социально-гуманитарное;

- социально-экономическое;

- биолого-химическое.

В начальной школе с 1 сентября 2012 года новый ФГОС второго поколения введен во всех 1-х, 2-х классах, 3 «а», 3«б» классах в остальных 3-х, 4-х классах учились по старому стандарту. С 2012 школа работает в режиме эксперимента по введению ФГОС нового поколения на II ступени обучения. Имеется отдельный учебный план для трех 5-х классов, работающих по новым стандартам, а в остальных 5-х классах учились по старому стандарту и по внедрению проекта «Модель поликультурной школы в сельской местности», научные руководители Сузукей Валентина Юрьевна, доктор культурологии, старший научный сотрудник ТНИИЯЛИ, Эренчинова Татьяна Александровна ,кандидат педагогических наук, научный сотрудник ИРНШ. Вывод: таким образом, процент охвата учащихся школы кружковыми объединениями и спортивными секциями МБОУ СОШ с. Бай-Хаак составил 81% (665 учащихся 1-11 классов). Кроме этого, учитывая, что многие учащиеся кроме школьных кружковых объединений и спортивных секций посещают также и учреждения дополнительного образования с. Бай-Хаак (СЮТ с. Бай-Хаак, ДЮСШ, ПЦ «Челээш», ДМШ с. Бай-Хаак), то суммарный процент охвата учащихся школы кружковыми объединениями и спортивными секциями школы и учреждения дополнительного образования с. Бай-Хаак (СЮТ с. Бай-Хаак, ДЮСШ, ПЦ «Челээш», ДМШ с. Бай-Хаак) составляет около 95% (630 учащихся 1-11 классов). Данный факт указывает на то, что подавляющее большинство учащихся школы охвачены кружковыми объединениями и секциями как МБОУ СОШ с. Бай-Хаак, так и учреждений дополнительного образования с. Бай-Хаак. В результате чего можно сделать вывод о том, что учащиеся школы охвачены необходимым дополнительным образованием во внеурочное время. Организация внеурочной занятости учащихся дополнительным образования является важнейшим фактором профилактики отклоняющегося поведения среди учащихся, а также реализации их творческих способностей и умений.



Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ по введению ФГОС ООО, также по проекту «Модель поликультурной школы в сельской местности» (полиэтническая среда), реализация программ по одаренным детям.

  2. Результатами методической работы за этот год стали:

  • подбор, анализ и систематизация материалов для написания учебно-методических комплектов и рабочих программ по предмету в 5-х классах;

  • составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

  • разработка классных часов для учащихся;

  • разработка и написание программ выступлений на республиканских семинарах;

  • создание методической копилки для учителей по предметным МО.

  1. Оказание методической помощи молодым учителям при подготовке поурочных планов, по ведению школьной документации аттестуемым учителям, совместный анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей

  2. Анализ методической литературы по проблемам использования ИКТ технологий и других видов для улучшения качества преподавания по предмету и решения вопросов воспитания детей по требованиям ФГОС.

Организация творческих групп учителей и создание рабочих программ по двум экспериментам, проведение мастер классов, открытых уроков по направлениям.6.Организация посещений конференций и семинаров в целях самообразования. Общая численность работников в школе 97 человек. Из них основных педагогов 52 человека, внутренних совместителей 15 человек, внешних совместителей 6 человек, административно-управленческого персонала 6 человек, техработников 18 человек. Количество педагогов в возрасте

  • 20-30 лет – 18 человек;

  • 31-40 лет – 27 человек;

  • 41 -50 лет - 17 человек;

  • 51-60 лет – 10 человек;

  • 61-70 лет – 3 человека.

В школе работают 20 педагогов высшей категории, 25 педагогов первой категории, 11 учителей имеют вторую категорию и 20 педагогов без категории. Среди учителей без категории 12 молодые специалисты со стажем работы до 3-х лет. В школе организована школа молодого специалиста, где каждому молодому учителю назначен учитель –стажист, проводятся семинары по ведению школьной документации, организовано посещение уроков с последующим анализом, проведение открытых уроков учителями высшей категории.



Молодой специалист

Предмет

Наставник

1.

Ондар Руслана Александровна

История, обществознание

Монгуш Идегел Сарыг-ооловна,Семенова Людмила Ивановна.

2.

Дондай Аржаана Алексеевна

История, обществознание

Монгуш Идегел Сарыг-ооловна, Дондай Любовь Кан-ооловна

3.

Ондар Азияна Уран-ооловна

История, обществознание

Монгуш Идегел Сарыг-ооловна,Мартый-оол Светлана Васильевна

4.

Суге Анай-Хаак Юрьевна

Английский язык

Роленкова Светлана Ивановна

5.

Даваа Шенне Владимировна

Английский язык

Роленкова Светлана Ивановна, Оюн Байлак Монгеевна

6.

Ондар Сайзана Орлановна

Английский язык

Роленкова Светлана Ивановна, Оюн Солангы Калдар-ооловна

7.

Ооржак Аяс Алдын-оолович

Физическая культура

Дондай Артыш Алексеевич

8.

Чалзып Инга Владимировна

Русский язык, литература

Боровикова Валентина Ивановна

9.

Санчы Ольга Владимировна

Русский язык, литература

Семенова Людмила Ивановна, Мартый-оол Светлана Васильевна

10.

Кужугет Аржаана Романовна

Математика, информатика

Тамдын Салбакмаа Севээновна,Эртине Эрика Руслановна.

11.

Сырат Анай-Хаак Леонидовна

Математика, информатика

Математика, информатика,Донгак Алефтина Докул-ооловна.

12.

Оюн Амир Аясович

Физическая культура

Шарап Андрей Содунам-оолвич

Курсы. Для введения ФГОС в основной школе в режиме эксперимента 80 % учителей прошли курсы повышения квалификации. В течение учебного года на базе МБОУ СОШ с. Бай-Хаак были организованы выездные семинары ТГИП и ПК.,также обучались на обучающих курсовых занятиях, в основном каждый учитель-предметник повышал уровень своего мастерства по своему направлению

Основная образовательная программа основного общего образования разработана на основе статьи 14 п.5 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года), а также социального заказа родителей.

Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.



Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

- взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:

- с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

- с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 и 13-15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности построению жизненных планов во временной перспективе;

- с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

- с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка- переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания- представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:

- бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

- стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

- особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

- процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

- обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

- сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

- изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница