Примерная основная профессиональная образовательная программа



страница1/17
Дата26.08.2015
Размер2,21 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



Министерство здравоохранения Российской Федерации


СОГЛАСОВАНО

РЕКОМЕНДОВАНО

Учебно-методическим объединением

по медицинскому и фармацевтическому

образованию вузов России


Координационным советом по медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России

11.02.2013 года

06.03.2013 года (протокол №2)

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ»


(интернатура)

Москва

2013

Примерная основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Дерматовенерологии» (интернатура) разработана сотрудниками кафедры дерматовенерологии, микологии и косметологии ГБОУ ДПО Российская медицинская академия последипломного образования» (заведующий кафедрой доктор медицинских наук, профессор А.А.Кубанов) под руководством ректора ГБОУ ДПО РМАПО – академика РАМН, профессора Л.К. Мошетовой.


РЕЦЕНЗЕНТЫ:




  1. Волкова Е.Н., д.м.н., профессор кафедры дерматовенерологии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова;

  2. Трофимова И.Б., д.м.н., профессор кафедры кожных и венерических болезней ГБОУ ВПО МГМСУ МЗ и СР РФ.



СОДЕРЖАНИЕ


Состав рабочей группы и консультантов по разработке основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Дерматовенерология»

4

Пояснительная записка

6

Требования к уровню подготовки врача-специалиста дерматовенеролога, успешно освоившего основную профессиональную образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «Дерматовенерология»

9

Профессиональные компетенции врача-специалиста

9

Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по дерматовенерологии

11

Перечень практических навыков врача-специалиста по дерматовенерологии

13

Требования к государственной (итоговой) аттестации

14

Рабочие программы дисциплин (модулей) по специальности «Дерматовенерология»

15

ОД.О.00 Обязательные дисциплины

15

ОД.О.01 Специальные дисциплины

15

Раздел 1. «Организация дерматовенерологической помощи»

15

Раздел 2. «Общая дерматология»

18

Раздел 3. «Неинфекционные болезни кожи»

21

Раздел 4. «Инфекционные и паразитарные болезни кожи»

38

Раздел 5. «Клиническая микология»

42

Раздел 6. «Инфекции, передаваемые половым путем»

45

Раздел 7. «Особенности патологии кожи и лечение дерматозов у детей»

49

Раздел 8. «Клиническая лабораторная диагностика»

51

ОД.О.02 Смежные дисциплины

53

ОД.О.03 Фундаментальные дисциплины

54

ОД.О.04 Дисциплины по выбору ординатора

55

ФД.О.00 Факультативные дисциплины

56

ОСК.О.00 Обучающий симуляционный курс послевузовского профессионального образования по специальности «Дерматовенерология»

59

П.О.00 Программа практики послевузовского профессионального образования врачей по специальности «Дерматовенерология»

73

Учебный план основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Дерматовенерология»

82

Список литературы

93

Законодательные и нормативно-правовые документы

96


СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ

по разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Дерматовенерология»





пп.

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень, звание

Занимаемая должность

Место работы



Кубанов Алексей Алексеевич

д.м.н., профессор

Зав. кафедрой дерматовенерологии, микологии и косметологии

ГБОУ ДПО РМАПО



Суворова Ксения Николаевна

д.м.н., профессор

Профессор кафедры дерматовенерологии, микологии и косметологии

ГБОУ ДПО РМАПО



Галлямова Юлия Альбертовна

д.м.н.

Профессор кафедры дерматовенерологии, микологии и косметологии

ГБОУ ДПО РМАПО



Пинсон Игорь Яковлевич

д.м.н.

Ассистент кафедры дерматовенерологии, микологии и косметологии

ГБОУ ДПО РМАПО



Верхогляд Ирина Викторовна

д.м.н.

Доцент кафедры дерматовенерологии, микологии и косметологии

ГБОУ ДПО РМАПО



Айвазян Александр Арамисович

д.м.н.

Доцент кафедры дерматовенерологии, микологии и косметологии

ГБОУ ДПО РМАПО



Касихина Елена Игоревна

к.м.н.

Доцент кафедры дерматовенерологии, микологии и косметологии

ГБОУ ДПО РМАПО



Яковлев Алексей Борисович

к.м.н.

Доцент кафедры дерматовенерологии, микологии и косметологии

ГБОУ ДПО РМАПО



Абрамова Татьяна Валерьевна

к.м.н.

Ассистент кафедры дерматовенерологии, микологии и косметологии

ГБОУ ДПО РМАПО



Бишарова Анастасия Сергеевна

к.м.н.

Ассистент кафедры дерматовенерологии, микологии и косметологии

ГБОУ ДПО РМАПО



Мерцалова Инна Борисовна

к.м.н.

Ассистент кафедры дерматовенерологии, микологии и косметологии

ГБОУ ДПО РМАПО


По методическим вопросам




Астанина Светлана Юрьевна

К.п.н., доцент

Начальник учебно-методического управления

ГБОУ ДПО РМАПО



Хусаинова Инзира Юрисовна




Специалист по учебно-методической работе

ГБОУ ДПО РМАПО



Кучеренко Марина Викторовна




Специалист

Учебно-методического управления



ГБОУ ДПО РМАПО


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Дерматовенерология» (интернатура) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «Дерматовенерология» в послевузовском профессиональном образовании врачей.

Актуальность основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Дерматовенерология» (интернатура) обусловлена необходимостью обучения врачей с углубленным знанием избранной дисциплины, что будет способствовать совершенствованию дерматовенерологической службы в целом, росту ее научного и творческого потенциалов



Цель послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности «Дерматовенерология» подготовка квалифицированного врача-специалиста дерматовенеролога, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях: специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи

Задачи послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности «Дерматовенерология»:

  1. Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача, способного успешно решать свои профессиональные задачи.

  2. Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-специалиста, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.

  3. Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов.

  4. Подготовить специалиста к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, в том числе при ургентных состояниях, провести профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья во все возрастные периоды жизни пациентов, способного успешно решать свои профессиональные задачи.

  5. Подготовить врача-специалиста, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по профильной специальности и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.

  6. Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.

В интернатуру принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия». Обучение  ведется  с отрывом  от основного места работы.

Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «Дерматовенерология» (интернатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу практики.

В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору ординатора; б) факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы, каждый элемент – на подэлементы.

Содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.

Элемент в программе – часть темы, объединяющий круг конкретных, достаточно узких теоретических вопросов и практических умений и навыков по специальности, каждый из которых в отдельности представляет собой подэлемент программы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица индексируется. На первом месте ставится индекс дисциплины (модуля) (например, (ОД.О.00) или (ФД.О.00), на втором – порядковый номер дисциплины (модуля) (например, для специальных дисциплин - ОД.О.01), далее – порядковый номер раздела конкретной дисциплины (например, ОД.О.01.1 – Раздел 1). Далее указываются: порядковый номер темы конкретного раздела (например, ОД.О.01.1.1), номер элемента конкретной темы (ОД.О.01.1.1.1), затем – номер подэлемента (ОД.О.01.1.1.1.1) и т.д.

В программе практики предусмотрены: 1) практика в поликлинике по избранной специальности; 2) практика в стационаре.

Основная цель практики – закрепление систематизированных теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-ординатора, и формирование общекультурных и профессиональных компетенций врача-специалиста.

Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-специалиста дерматовенеролога, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.

Для реализации основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Дерматовенерология» (интернатура) кафедра располагает наличием: 1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля); 2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:


  • учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

  • клинические базы в лечебно-профилактических, научно-исследовательских и других учреждениях Минздравсоцразвития РФ.

В процессе подготовки врача-специалиста дерматовенеролога (интернатура) обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения учебной темы. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, защита квалификационных работ, дифференцированного зачета.

По окончании обучения в ординатуре проводится государственная (итоговая) аттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель государственной (итоговой) аттестации − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Дерматовенерология» (интернатура).

В конце программы приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.

При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ОСНОВНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ»

(интернатура)
Врач-специалист дерматовенеролог должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:

  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности в дерматовенерологии;

  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального дерматовенерологического содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

  • способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции в дерматовенерологии;

  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции характеризуются:

в диагностической деятельности:

  • способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области дерматовенерологии;

  • способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики кожных и венерических заболеваний и патологических процессов;

  • способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы кожных и венерических заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при кожных и венерических заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в группе кожных и венерических заболеваний;

в лечебной деятельности:

  • способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при кожных и венерических заболеваниях среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (особенности заболеваний нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови); своевременно выявлять жизнеопасные нарушения, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;

  • способностью и готовностью назначать адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии дерматовенерологическим больным;

в реабилитационной деятельности:

  • способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;

  • способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации дерматовенерологических больных, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;

в профилактической деятельности:

  • способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о заболеваемости кожными и венерическими болезнями взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

  • способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии кожных и венерических болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

в организационно-управленческой деятельности:

    • способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций в дерматовененрологии;

    • способностью и готовностью использовать знания организационной структуры в дерматовенерологии, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений в дерматовенерологии, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам дерматовенерологического профиля.




Перечень знаний, умений и владений

врача-специалиста по дерматовенерологии

(интернатура)

Врач-специалист по дерматовенерологии должен знать:

  • основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения России;

  • правовые вопросы российского здравоохранения;

  • общие вопросы организации медицинской помощи в стране;

  • организацию дерматовенерологической помощи населению;

  • профилактическое направление в дерматовенерологии;

  • общие вопросы стандартизации лекарственных средств, экспертизы трудоспособности и медицинского страхования в дерматовенерологии;

  • этику и деонтологию в дерматовенерологии;

  • анатомию и физиологию кожи, общую патологию кожных болезней, иммунитет и иммунопатологические реакции, а также принципы лечения кожных болезней, интерпретацию гистологического заключения биопсии кожи;

  • этиологию, патогенез, диагностику и лечение дерматитов и токсидермий, острых и хронических дерматозов различной этиологии, профессиональных болезней кожи, лекарственных поражений кожи, атрофий и гипертрофий кожи, дерматозов, связанных с нарушением микроциркуляции, заболеваний слизистых оболочек и красной каймы губ, болезней сальных и потовых желез, наследственных дерматозов, предраков кожи и слизистых оболочек, опухолей кожи, поражений кожи при заболеваниях внутренних органов и систем, нарушениях обмена веществ,

  • эпидемиологию, микробиологию возбудителя, этиологию, патогенез, классификацию, диагностику и лечение инфекционных и паразитарных болезней кожи (пиодермии, туберкулез кожи, лепра, острая язва вульвы, фузоспириллез, поражения кожи при общих инфекционных заболеваниях, ВИЧ, вирусные заболевания, протозоонозы, дерматозоонозы, миазы), интерпретацию лабораторных исследований при инфекционных и паразитарных болезнях кожи;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница