Рабочая программа по элективной дисциплине «Микробиология полости рта»



Скачать 125,42 Kb.
Дата26.08.2015
Размер125,42 Kb.




АО «Медицинский университет Астана»

Форма № РП-07.1.9


Дата издания:



Кафедра микробиологии, вирусологии имени проф. Ш.И. Сарбасовой

Дата ревизии:


Ревизия #:


Стр из





«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по образовательной

деятельности

_______Г.А.Жаксылыкова

«_______»__________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективной дисциплине «Микробиология полости рта»________

(наименование дисциплины)


Для специальности___051302 - «стоматология»__________________

(номер и наименование специальности)


Лекции ___-_____ (часов)
Практические

(семинарские) занятия__36__часов


СРСП_-___
СРС ___18___часов
Экзамен (зачет)____V_____

(семестр)


Всего часов __54__
Курс___________III_________________________________________________
Семестр_________V____________________________________________

Астана, 2012 г.


Рабочая программа составлена на основании ГОСО РК 3.07.440-2006 для специальности 051302 - «стоматология»

Рабочая программа обсуждена на заседании комитета по образовательным программам специальности «Стоматология» АО «Медицинский университет Астана»

Протокол № ________ от «____»__________________ 20__ г.

Председатель _________________ Еслямгалиева А.М.

(подпись)

Утверждено на заседании учебно-методического совета АО «Медицинский университет Астана»


Протокол № ________ от «____»__________________ 20__ г.

Председатель УМС _________________ Жаксылыкова Г.А.

(подпись)

2.1 Введение

Из всех отраслей микробиологии для специальной подготовки врача-стоматолога первостепенное значение имеет раздел, изучающий нормальную, или резидентную, флору человека, в частности индигенную микрофлору ротовой полости. С постоянной микрофлорой полости рта связаны кариес и заболевания пародонта, которые занимают одно из ведущих мест в патологии человека.

По этой причине знание вопросов экологии ротовой полости, механизмов формирования нормальной микробной флоры, факторов, регулирующих гомеостаз ротовой экосистемы, совершенно необходимо для студентов стоматологических факультетов.

C клинической микробиологией неразрывно связана инфекционная иммунология полости рта, изучающая биологические механизмы самозащиты организма, направленные на распознавание и уничтожение инфекционных агентов.

Формирование у студентов знаний о роли и значении микробов в инфекционной и неинфекционной патологии позволит им понять сущность механизмов развития заболеваний (патогенеза болезни), их диагностики, профилактики и лечения.


    1. Цель преподавания дисциплины: формирование у студента представлений о роли микробиоценоза отдельных биотопов ротовой полости, об основах этиологической диагностики заболеваний микробного генеза, и их использования в стоматологической практике.


2.3. Задачи обучения:

  • дать знания об основных свойствах (морфологических, физиологических, антигенных, молекулярно-генетических) патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, вызывающих воспалительные процессы в полости рта;

  • сформировать знания о распространенности микроорганизмов в природе (макроэкология) и их роли в возникновении инфекционных заболеваний;

  • сформировать системные знания: микроорганизм и макроорганизм во взаимосвязи и взаимодействии с организмом человека, с окружающей средой. Значение нормофлоры (микроэкология) и дисбактериоза ротовой полости;

  • сформировать знания об использовании современных микробиологических, иммунологических и молекулярно-генетических методов в диагностике инфекционных заболеваний ротовой полости;

  • обучить классическим методам лабораторной диагностики наиболее распространенных заболеваний микробной этиологии полости рта,

  • сформировать современное понимание сущности механизмов развития патогенеза кариеса и пути их наиболее эффективного предупреждения и лечения.


2.4 Конечные результаты обучения

Студент должен

знать:

  • цель, задачи дисциплины и ее значение для своей будущей профессии;

  • закономерности функционирования экосистемы: микроб-ротовая полость, рассматриваемые с позиции микробиологии и иммунологии;

  • роль микроорганизмов в возникновении заболеваний микробной этиологии и их микробиологическую диагностику;

  • методы микробиологического тестирования объектов и оценки их микробиологической безопасности;


уметь:

  • использовать стандартные методы микробиологического исследования для диагностики заболеваний микробной этиологии слизистой полости рта;

  • дифференцировать микроорганизмы по морфологическим признакам

  • интерпретировать антибиотикограммы

  • интерпретировать результаты микробиологического исследования;

  • произвести забор материала и составить сопроводительную документацию для клинико-микробиологических исследований;

  • соблюдение правил противоэпидемического режима и техники безопасности при работе с инфицированным материалом


2.5 Пререквизиты

биохимия, гистология, микробиология


2.6 Постреквизиты

терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология


2.7 Тематический план лекций, практических занятий, СРСП, СРС



2.7.1 Тематический план практических занятий




Темы практических занятий

Форма проведения

Кол-во часов



Нормальная микрофлора полости рта. Микробиоценозы отдельных биотопов ротовой полости. Микрофлора зубного налета и зубной бляшки.

Краткое обсуждение темы занятий.

Работа малыми группами.



6



Механизмы иммунитета полости рта. Гнойно-воспалительные процессы в ротовой полости и челюстно-лицевой области, вызванные патогенными и условно-патогенными стафилококками, стрептококками, кишечной палочкой, синегнойной палочкой, анаэробными микроорганизмами.

Обсуждение темы занятия. Работа малыми группами.


6



Кариозный процесс. Роль микроорганизмов в возникновении кариеса.

Обсуждение темы занятия. Работа малыми группами.

6

  1. Н

Нарушения в нормофлоре ротовой полости – дисбактериоз. Клиническая и лабораторная диагностика дисбактериоза ротовой полости

Обсуждение темы занятия. Работа малыми группами.


6



Специфические процессы в ротовой полости, туберкулез, сифилис ротовой полости

Краткое обсуждение темы занятий. Работа малыми группами.

6



Поражения ротовой полости при вирусных инфекциях: вирус иммунодефицита человека, герпесвирусная инфекция.

Краткое обсуждение темы занятий. Работа малыми группами.

6




Всего часов




36




      1. 2.7.3 Темы для самостоятельной работы студентов (СРС)






Темы СРС

Форма проведения

Часы

1.

Микрофлора полости рта как индикатор здоровья человека. Факторы, влияющие на формирование нормальной флоры полости рта

Заслушивание доклада

2

2

Факторы и механизмы формирования зубных бляшек. Роль оральных стрептококков в качественном переходе от зубного налета к зубной бляшке.

Заслушивание доклада

2

3

Одонтогенные гнойно-воспалительные процессы (периостит, остеомиелит, абсцесс, флегмона), вызванные эндогенной и экзогенной микрофлорой

Заслушивание доклада

2

4

Микробная флора при пульпитах

Заслушивание доклада

2

5

Динамика микрофлоры при заболеваниях пародонта.

Заслушивание доклада

2

6

Фурункулы и карбункулы лица. Патогенетические аспекты септико-метастатических осложнений. Факторы патогенности S.aureus. Зона «опасного треугольника» при стафилококковых пиодермиях по Маянскому А.Н.

Заслушивание доклада

2

7

Фузоспирохетоз Венсана

Заслушивание доклада

2

8

Кандидозы полости рта

Заслушивание доклада

2

9

Дезинфекция и стерилизация стоматологических инструментов

Заслушивание доклада

2




Всего часов




18


2.8. Методы обучения и преподавания

  • Практические занятия: выполнение лабораторных работ, освоение микробиологических методов исследования, протоколирование и интерпретация полученных результатов, решение ситуационных задач, работа на бактериологическом анализаторе, с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами.

  • Самостоятельная работа студентов (СРС): работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач, самостоятельный анализ и интерпретация демонстрационных работ, поиск и использование интерактивных обучающих программ, алгоритмов диагностики и профилактики заболеваний микробного генеза, решение тестовых заданий, подготовка и презентация научных рефератов на учебно-научных и интернет конференцях.


2.9 Методы оценки знаний и навыков обучающихся:

  • Текущий контроль: тестирование, письменный и устный опрос, выполнение лабораторных исследований, ситуационных задач, протоколов занятий, защита рефератов, презентаций.

  • Рубежный контроль: коллоквиум, тестирование, решение ситуационных задач

  • Итоговый контроль: зачет, включающий тестирование, письменно-устный опрос по билету, содержащему ситуационную задачу.


2.10 Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Е.Г. Зеленова, М.И, Заславская Е.В. Салина, СП. Рассанов Микрофлора полости рта: норма и патология.- Нижний Новгород. 2004.-158 с..

  2. Царев В.Н, Давыдова М.М. Микробиология полости рта (издание третье)-Москва.2008 – 50 с.

  3. Поздеев О.К. Медицинская микробиология: Учебное пособие/ под ред. В.И. Покровского. – 4-е изд.испр.-М.:ГЭОТАР-МЕДИА. 2007. – 768 с. ил.

  4. Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002.- 352 с.


Дополнительная:

  1. Григорян А.С., Рахметова С.Ю., Зырянова Н.В. Микроорганизмы и заболевания парадонта: экология, патогенез, диагностика. .-М.:ГЭОТАР-МЕДИА. 2007. – 56 с.

  2. Клиническая микробиология: Краткое руководство. Пер. с англ. /П.Р. Марри, И.Р. Шей. - М.:Мир, 2006. – 424 с.

  3. Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусоло­гии под редакцией акад. проф. Воробьева А.А.

  4. Сергеев А.Ю., Сергеев Ю.В. Грибковые инфекции. Руководство для врачей. М.-ООО « Биномпресс», 2003. - 440 с.:ил.

  5. Саттон Д., Фотергил А., Ринальди М. Определитель патогенных и условно-патогенных грибов: Пер. с англ. - М.: М.:Мир, 2001. - 486 с.:ил.


2.11 Приложения

Форма №1


Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами

Дисциплины согласования



Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Номер протоколов и даты заседаний согласующихся кафедр

1

2

3

Пререквизиты:

биохимия





  1. Химический состав эмали, дентина, костной ткани

  2. Химический состав слюны

  3. Расщепление углеводов в организме человека

Протокол №____

от ________ 2012г.


гистология

  1. Строение тканей зубной эмали, дентина, костной ткани

  2. Строение тканей слизистых оболочек.

Протокол №____

от ________ 2012г.



микробиология


  1. Нормальная микрофлора полости рта. Дисбактериоз.

  2. Инфекция, инфекционный процесс. Факторы патогенности микроорганизмов

Протокол №____

от ________ 2012г.



Постреквезиты:

хирургическая стоматология


Роль микроорганизмов в развитии гнойно-воспалительных процессов в стоматологии.


Протокол №____

от ________ 2012г.


терапевтическая стоматология

Роль микроорганизмов в развитии зубных бляшек, зубного камня, кариеса.

Протокол №____

от ________ 2012г.



Зав. кафедрой общей и биологической

химии, д.м.н., профессор Сейтембетова А.Ж.


Зав. кафедрой гистологии, д.б.н., доцент А.А.Кикимбаева
Зав. кафедрой микробиологии,

вирусологии им.Ш.И.Сарбасовой,



д.м.н., профессор М.У.Дусмагамбетов
Зав. кафедрой стоматологиии

челюстно-лицевой хирургиии, доцент Батыров Т.О.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница