Рабочая программа педагога Губановой Елены Викторовны



Скачать 168,09 Kb.
Дата26.08.2015
Размер168,09 Kb.
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора Директор ОУ

________/______________/ по учебно-воспитательной работе _________ /Гущина Н.В/

Протокол № ______от ________/Кулемякина Н.В/ Приказ№______от

«_____»____________2013 г. «______» ____________2013 г. «______» __________2013г.


Рабочая программа педагога



Губановой Елены Викторовны,

1 квалификационная категория


Спецкурс «За страницами учебника биологии»
8 б класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № ____от

«____» _________2013 г.

2013 – 2014 учебный год


Содержание
1.Пояснительная записка ………………………………………………………………………

2.Учебно-тематический план ………………………………………………………………….

3. Содержание тем учебного курса ……………………………………………………………

4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся

по данной программе……………………………………………………………………………

5. Список литературы…………………………………………………………………………



Пояснительная записка
Программа спецкурса «За страницами учебника биологии» позволяет расширить знания учащихся о процессах, происходящих в организме человека, способствует формированию системы знаний по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека.

Программа рассчитана на один час изучения в неделю. Всего спецкурс рассчитан на 35 часов.

Курс включает материалы по анатомии и физиологии для общеобразовательной школы. Однако содержание его разделов значительно дополнено и расширено.

Изучение курса «За страницами учебника биологии» имеет следующие особенности:

- выходит за рамки общепринятой программы;

- учитывает специфику интересов учащихся;

- соответствует их стилю усвоения знаний;

- не ограничивает стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы;

- развивает продуктивное мышление, а также практические навыки его применения;

- приобщает к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививает стремление к приобретению знаний;

- предусматривает наличие и свободное использование необходимых источников;

- поощряет инициативу и самостоятельность в учебе;

- способствует развитию сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой.

Цели:


  • всестороннее развитие учащихся;

  • обеспечение успешного выступления в предметных конкурсах и олимпиадах различного уровня.


Задачи:

  • выработка умений и навыков мыслительной деятельности;

  • формирование умения рационального планирования и организации учебной работы;

  • помочь школьникам подготовиться к переходу на профильное обучение;

Теоретические занятия сочетаются с практическими работами, наблюдениями. Школьные наблюдения, практические работы имеют большое значение в повышении научно-методического уровня преподавания физиологии и гигиены человека. Они позволяют раскрыть методы научного исследования, показать, как ставиться научная проблема и как она решается, выявить анатомо-физиологические закономерности и, наконец, разъяснить правила гигиены и санитарии, вытекающие из них.

Большое значение они имеют и в воспитании логического мышления у учащихся. Для реализации поставленных задач в планировании предусмотрены разнообразные формы и методы: словесный (лекции, семинары, беседы), наглядный (демонстрация объектов, слайдов, иллюстраций), практический, экскурсии.

В связи с большой ролью знаний об организме человека в формировании у учащихся гигиенических норм и правил здорового образа жизни, в ГИА и ЕГЭ по данному разделу включено больше заданий, чем по другим разделам курса биологии основной школы. С их помощью контролируются знания о строении и функционировании тканей, органов и систем органов человека, нейрогуморальной регуляции его жизнедеятельности, внутренней среде организма, иммунитете, обмене веществ и превращении энергии в организме человека, особенностях его высшей нервной деятельности, факторах здоровья и риска, профилактике травм и инфекционных заболеваний. Анализ экзаменационных работ по блоку «Человек и его здоровье» показывает, что наибольшие трудности вызывают задания на установление соответствия явлений, процессов, объектов, связанных с физиологическими процессами, протекающими в организме человека.




Учебно – тематический план

Название предмета Спецкурс «За страницами учебника биологии»

Класс 8 б

Учебный год 2013 -2014

ФИО учителя Губанова Елена Викторовна

Название школы МОУ « СОШ с. Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области»
Указание профиля в старших классах

_________________________________________________________



Количество часов в неделю по предмету

1 час

Количество часов по каждой четверти (полугодию)

1 четверть - _______________________________________________

2 четверть - _______________________________________________

3 четверть - _______________________________________________

4четверть - ________________________________________________

Количество часов в год 35 часов




Содержание

(тема урока)

Количес

тво

часов

Дата

проведения

Самостоятельные, лабораторные, экскурсии

Основные понятия

Введение ( 2 часа)

1

Физиология, ее место в системе биологических наук. Зарождение физиологии как экспериментальной науки, ее развитие в 17 – 20 веках.

1







Физиология.

2

Современные проблемы физиологии. Методы физиологических исследований.


1







Опыт. Хронический эксперимент.

Рентген.


Ультрозвуковое исследование. Наблюдение.

Клетки и ткани организма. Микроскопия (3 часа)

3

История изучения клетки. Особенности строения животной клетки.

1







Строение клетки. Состав клетки.

4

Методы изучения клетки.

1










5

Ткань как единая живая система. Классификация тканей.


1







Ткани животных и человека.

Кровь, ее состав, функции (7 часов)

6

Внутренняя среда организма.

1







Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа.

7

Гомеостаз. Роль крови в поддержании гомеостаза.

1







Гомеостаз.

8

Состав крови. Плазма крови, ее состав.

1







Плазма крови.

9

Клетки крови, их характеристика. Эритроциты.

1







Форменные элементы крови.

10

Группы крови. Переливание крови.

1







Группы крови.

11

Лейкоциты, лейкоцитарная формула.

1







Лейкоциты.

12

Учение И.И. Мечникова об иммунитете, виды иммунитета. Тромбоциты. Процесс свертывания крови.


1







Иммунитет естественный и врождённый. Тромбоциты. Органы иммунной системы. Свёртывание крови.

Кровообращение (5 часов)

13

Значение кровообращения для жизнедеятельности организма.

1







Кровообращение. Кровеносные сосуды.

14

Малый и большой круги кровообращения.

1







Большой и малый круги кровообращения.

15

Строение сердца, цикл работы сердца. Регуляция работы сердца.

1







Сердце. Автоматизм. Гуморальная регуляция.

16

Движение крови по сосудам. Практическая работа №1 «Определение кровяного давления у человека».

1




П/р №1

Артериальное кровяное давление. Гипертония. Гипотония. Инсульт. Инфаркт. Пульс.

17

Практическая работа №2 «Оказание доврачебной помощи при кровотечениях. Наложение повязок».

1




П/р №2

Кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.

Дыхание (4 часа)

18

Значение и определение дыхания. Механизм вдоха и выдоха.

1







Органы дыхания.

19

Типы дыхания. Жизненная емкость легких.

1







Лёгочное дыхание. Тканевое дыхание.

20

Особенности дыхания при мышечной работе, при пониженном и повышенном атмосферном давлении. Искусственное дыхание.

1







Грудная полость. Межрёберные мышцы. Диафрагма.

21

Гигиена дыхания. Практическая работа №3 «Оказание доврачебной помощи при остановке дыхания».


1




П/р №3

Утопление. Удушение. Заваливание землёй. Отёк гортани. Обморок. Электротравма Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

Пищеварение (6 часов)

22

Значение пищеварения. Функции пищеварительного аппарата.

Строение органов пищеварения.



1







Глотка. Гортань. Желчный пузырь. Желчь. Надгортанник.

23

Роль И.П.Павлова и его учеников в развитии учения о пищеварении. Пищеварение в полости рта.

1







Слюна. Птиалин. Крахмал. Глюкоза.

24

Пищеварение в желудке. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке.

1







Желудок.. Пепсин. Слои желудка.

25

Состав и свойства поджелудочного сока. Роль желчи в пищеварении.

1







Желудочный сок. Желчь. Брюшина.

26

Пищеварение в тонком кишечнике. Механизм всасывания. Пищеварение в толстых кишках.


1







Аппендицит. Кишечный сок. Кишечные ворсинки.

27

Дисбактериоз. Оказание доврачебной помощи при пищевых отравлениях.


1







Дисбактериоз. Желудочно – кишечные заболевания. Пищевые отравления. Промывание желудка.

Выделение (3 часа)

28

Строение и функции почек. Механизм мочеобразования. Осморегуляция.

1







Почка. Капиллярный клубочек. Первичная моча. Конечная моча. Корковый слой.

29

Достижения медицины в области трансплантации почки. Искусственная почка.

1







Трансплантация. Искусственная почка.

30

Кожа как орган защиты, терморегуляции и выделения.

1







Строение кожи. Рецепторы кожи..

Обмен веществ и энергии (2 часа)

31

Обмен веществ как основное проявление жизни. Основные этапы обмена веществ в организме. Обмен веществ при различных физиологических состояниях организма.

1







Стадии обмена вещества.

32

Нормы питания. Практическая работа №4 «Составление пищевого рациона»


1




П/р №4

Основной обмен. Общий обмен. Калорийность пищи. Суточный рацион.

Железы внутренней секреции (3 часа)

33

Значение желез внутренней секреции в жизнедеятельности организма. Связь нервной системы и желез внутренней секреции.

1







Железы внутренней и смешанной секпеции. Секреты. Гормоны.

34

Щитовидная железа, ее роль в регуляции обмена веществ, роста и развития организма. Нарушения работы щитовидной железы.

1







Эндокринная система. Гормон роста. Гипофизарные гиганты и лилипуты. Базедова болезнь.

35

Надпочечники, их строение и гормоны. Поджелудочная железа. Гипофиз, строение и функции. Половые гормоны.

1







Надпочечники. Инсулин. сахарный диабет. Гормоны надпочечников.


Содержание тем учебного курса

Введение (2 часа). Физиология, ее место в системе биологических наук. Зарождение физиологии как экспериментальной науки, ее развитие в 17 – 20 веках. Современные проблемы физиологии. Методы физиологических исследований

Клетки и ткани организма. Микроскопия (3 часа). История изучения клетки. Особенности строения животной клетки. Методы изучения клетки. Ткань как единая живая система. Классификация тканей.

Кровь, ее состав, функции (7 часов). Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Роль крови в поддержании гомеостаза. Состав крови. Плазма крови, ее состав. Клетки крови, их характеристика. Эритроциты. Группы крови. Переливание крови. Лейкоциты, лейкоцитарная формула. Учение И.И. Мечникова об иммунитете, виды иммунитета. Тромбоциты. Процесс свертывания крови.

Кровообращение (5 часов). Значение кровообращения для жизнедеятельности организма. Малый и большой круги кровообращения. Строение сердца, цикл работы сердца. Регуляция работы сердца. Движение крови по сосудам. Практическая работа №1 «Определение кровяного давления у человека». Практическая работа №2 «Оказание доврачебной помощи при кровотечениях. Наложение повязок».

Дыхание (4 часа). Значение и определение дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Типы дыхания. Жизненная емкость легких. Особенности дыхания при мышечной работе, при пониженном и повышенном атмосферном давлении. Искусственное дыхание. Гигиена дыхания. Практическая работа №3 «Оказание доврачебной помощи при остановке дыхания».

Пищеварение (6 часов). Значение пищеварения. Функции пищеварительного аппарата.

Строение органов пищеварения. Роль И.П.Павлова и его учеников в развитии учения о пищеварении. Пищеварение в полости рта. Пищеварение в желудке. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Состав и свойства поджелудочного сока. Роль желчи в пищеварении. Пищеварение в тонком кишечнике. Механизм всасывания.

Пищеварение в толстых кишках. Дисбактериоз. Оказание доврачебной помощи при пищевых отравлениях.

Выделение (4 часа). Строение и функции почек. Механизм мочеобразования. Осморегуляция. Достижения медицины в области трансплантации почки. Искусственная почка. Кожа как орган защиты, терморегуляции и выделения.

Обмен веществ и энергии (2 часа). Обмен веществ как основное проявление жизни.

Основные этапы обмена веществ в организме. Обмен веществ при различных физиологических состояниях организма. Нормы питания. Практическая работа №4 «Составление пищевого рациона»



Железы внутренней секреции (4 часа). Значение желез внутренней секреции в жизнедеятельности организма. Связь нервной системы и желез внутренней секреции. Щитовидная железа, ее роль в регуляции обмена веществ, роста и развития организма. Нарушения работы щитовидной железы. Надпочечники, их строение и гормоны. Поджелудочная железа. Гипофиз, строение и функции. Половые гормоны.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В процессе изучения курса учащиеся должны знать:
- общую анатомию органов, систем и аппаратов;

- основные функции органов, систем и аппаратов;

- сущность процессов обмена веществ;

- основные термины, используемые в биологической литературе.



Должны уметь:

проводить наблюдения:

- за состоянием своего организма;

применять знания для:

- обоснования здорового образа жизни.

Учащиеся должны научиться:
- пользоваться основной и дополнительной литературой по анатомии и физиологии человека;

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- работать с учебной и научно-популярной литературой;

- уметь находить нужную информацию используя возможности современных ИКТ;

- используя все полученные знания и умения решать олимпиадные задачи, задачи повышенного уровня сложности, требующие нестандартного подхода.


Список литературы

1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Вентана – Граф, 2011 г.

2. Дудкина О.П.Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. Волгоград: Учитель, 2010 г.

3. Каменский А.А. Организм человека: просто о сложном. М.:Дрофа, 2010 г.

4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. М.: Просвещение, 2010.

5. Словарь физиологических терминов /Под ред. О.Г. Газенко. М.: Наука, 2012г.



6. Энциклопедия по биологии.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница