Методические указания для интернов Специальности «Неонатология» (интернатура) по самостоятельной внеаудиторной работе по разделу



Скачать 495,69 Kb.
страница1/3
Дата26.08.2015
Размер495,69 Kb.
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра педиатрии ИПО
Методические указания для интернов

Специальности «Неонатология» (интернатура)

по самостоятельной внеаудиторной работе

по разделу

Специальные дисциплины

Раздел 2. Физиология и патология доношенного новорожденного ребенка
Тема 4. Вскармливание новорожденного ребенка. Самостоятельная работа -3 час

Цель: изучить особенности питания при патологии раннего возраста, обучить составлению диеты для больного ребенка.

Задачи: рассмотреть современные подходы к диетотерапии в педиатрии, обучитьнавыками подбора искусственной смеси для вскармливания при различных функциональных состояниях, изучить питание детей при различных заболеваниях.

Интерн должен знать:

1)до изучения темы (базисные знания);



  • Актуальность и преимущества грудного вскармливания.

  • Значение грудного вскармливания для матери и для ребенка.

  • Современные заменители женского молока. Требования к адаптированным молочным смесям для искусственного вскармливания и их классификация.

  • Расчет питания здорового ребенка на разных видах вскармливания. Составление диеты.

  1. после изучения темы.

  • современные принципы и основы организации питания здоровых и больных новорожденных и с разным профилем патологии; преимущества грудного вскармливания, методику прикладывания к груди

  • Национальный проект «Здоровье», пути реализации в детском здравоохранении;

  • Принципы ВОЗ успешного грудного вскармливания.

  • Лечебные заменители женского молока. Показания к назначению.

  • Питание ребенка при лактазной недостаточности. Составление диеты.

  • Пищевая аллергия у детей. Этиология. Патогенез. Клинические проявления. Диагностика. Профилактика. Лечение.

  • Составление диеты для ребенка с пищевой аллергиейОсновные рекомендации повведению прикорма при синдроме срыгивания и рвоты у детей грудного возраста.

  • Особенности составления рациона для ребенка ссиндромом срыгивания и рвоты

Интерн должен уметь:

  • провести расчет питания для детей разного возраста

  • выбрать адаптированную смесь для ребенка первого года жизни при различных функциональных и патологических состояниях

  • составить лечебные диеты при различных заболеваниях

Интерн должен владеть:

  • методами расчета питания для детей первого месяца жизни;

  • навыками подбора искусственной смеси для вскармливания детей первого месяца жизни;

  • составлением лечебных диет при различных заболеваниях;

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы интернов по указанной теме:

1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2) Ответить на вопросы для самоконтроля:


  • дайте характеристику смесей, используемых при синдроме срыгивания и рвоты.

  • Назовите основные отличия смесей, применяемыхпри синдроме срыгивания и рвоты.

  • Дайте рекомендации маме по грудному вскармливанию ребенка с синдромом срыгивания.

  • Коррекция питания ребенка с синдромом срыгивания и рвоты.

  • Показания к назначению безлактозной диеты,

  • Безлактозные смеси и их основные отличия.

  • Дайте рекомендации маме по грудному вскармливанию ребенка с лактазной недостаточностью

  • Дайте рекомендации по питанию для ребенка с функциональными запорами.

  • Дайте рекомендации по питанию для ребенка с лактазной недостаточностью, находящемуся на смешанном и искусственном вскармливании.

3) Проверить свои знания с использованием тестового контроля (привести тестовые задания с ответами)



    1. 1. Искусственное вскармливание – это питание ребенка 1-го года жизни:

    2. 1) детскими молочными смесями – заменителями женского молока (ЗЖМ) *

2) ЗЖМ и женским молоком (менее 1/3 суточного объема)

3) ЗЖМ и женским молоком (менее 1/5 суточного объема) *


2. В «последующих» молочных формулах заменителей женского молока (формула 2) в отличие от «начальных» (формула 1):

1) содержание белков и энергии ниже

2) содержание белков и энергии выше *

3) содержится только лактоза

4) содержится лактоза, сахароза, крахмал *

5) содержание железа выше *




    1. 3. Создание адаптированных заменителей женского молока включает:

    2. 1) использование деминерализованной молочной сыворотки

    3. 2) качественную и количественную коррекцию белка

    4. 3) уменьшение содержания животных жиров

    5. 4) добавление растительных жиров

    6. 5) добавление молочного сахара

    7. 6) коррекция содержания витаминов и минеральных веществ

    8. 7) все вышеперечисленное*

4. Преимущества детских кисломолочных смесей (заменителей женского молока) по сравнению с пресными:



    1. 1) стимулируют перистальтику *

    2. 2) замедляют перистальтику кишечника

    3. 3) улучшают биоценоз кишечника *

    4. 4) способствуют устранению срыгиваний

    5. 5) имеют более высокую степень усвоения белка *

5. К недостаткам детских кисломолочных смесей (заменителей женского молока) относятся:



    1. 1) неприятный вкус

    2. 2) усиление срыгиваний *

    3. 3) способствуют накоплению кислых радикалов *

    4. 4) способствуют развитию запоров

6. Детские кисломолочные смеси (заменители женского молока) назначают:

1) в количестве не более 30-50% от суточного объема смесей

2) в количестве не более 50-75% от суточного объема смесей

3) в количестве полного суточного объема*
7. Стул ребенка на искусственном вскармливании:


    1. 1) светло-желтого цвета *

    2. 2) имеет кислый запах

    3. 3) имеет неприятный гнилостный запах *

    4. 4) замазкообразной консистенции *

    5. 5) имеет примесь слизи и зелени

8. При расчете объема питания для новорожденных первых дней жизни, находящихся на искусственном вскармливании, используются способы:

1) объемный

2) энергетический

3) формула Зайцевой

9. Для ребенка с синдромом срыгивания и рвоты показаны следующие смеси:

1) Фрисовом, Нутрилон-антирефлюкс, Лемолак *

2) Нан кисломолочный, Семпер-бифидус

3) Афенилак, Лофенолак

4) Нан НА, Хумана ГА

5) Алфаре, Портаген
10. Свойствами пребиотиков обладают все смеси, кроме:

1) Нан кисломолочный

2) Нан с бифидобактериями

3) Семпер-бифидус

4) Алфаре *
11. Новорожденным с признаками непереносимости белков коровьего молока показано назначение следующей группы смесей:

1) Алфаре, Фрисопеп АС, Энфамил-Нутрамиген *

2) Нан кисломолочный, Семпер-бифидус

3) Афенилак, Лофенолак

4) Нан НА, Хумана ГА
12. В качестве загустителя в антирефлюксных смесях может быть использован:

1) рисовый крахмал *

2) кукурузный крахмал *

3) клетчатка


13. Противопоказанием к назначению смесей, содержащих камедь рожкового дерева, является:

1) диарея

2) синдром рвоты и срыгивания

3) запоры *

4) гипотрофия 1-2 степени *

5) кишечные колики

14. Чем рекомендуется заменить избыток суточного объема питания у детей, находящихся на искусственном вскармливании?

1) на жидкость в течение дня (детский чай, морс без сахара) *

2) фруктовое пюре

3) кефир
15. Детям, страдающим синдромом мальабсорбции, показано назначение следующей группы смесей:

1) Нан НА, Хумана ГА

2) Портаген *

3) Афенилак, Лофенолак

16. Детям, страдающим фенилкетонурией, показано назначение следующей группы смесей:

1) Нан НА, Хумана ГА

2) Портаген

3) Афенилак, Лофенолак *
17. Признаки «бродильной диареи»:

1) частый (8-10 раз в сутки и более) жидкий, пенистый стул *

2) вздутие живота, урчание, боли в животе *

3) щелочная реакция стула

4) кислая реакция стула *
18. В смесях на основе белков сои:

1) отсутствует лактоза *

2) высокое содержание лактозы
19. Искусственное вскармливание – это кормление ребенка


    1. сцеженным материнским молоком

    2. искусственными молочными смесями *

    3. грудным молоком и молочными смесями

20. При кормлении ребенка из бутылочки с соской следует



    1. кормить ребенка во сне

    2. кормить в положении на боку и не отходить от него *

    3. кормить при бодрствовании *

    4. горлышко у бутылочки должно быть постоянно заполнено молоком *

21. При кормлении ребенка через отверстие в соске молочная смесь должна



    1. вытекать каплями *

    2. литься струйкой

    3. литься сильной струей

22. При кормлении ребенка молочную смесь подогревают до



    1. комнатной t°

    2. 25-30°С

    3. 37-40°С *

    4. 40-43°С

23. Сухую молочную смесь для кормления ребенка



    1. готовят заранее и хранят в холодильнике

    2. готовят непосредственно перед кормлением *

24. Вид молочной смеси, её объем и частоту кормлений рекомендует



    1. врач-диетолог

    2. лечащий врач *

    3. мед.сестра

    4. мать ребенка



Рекомендуемая литература:

Основная


  1. Неонатология + CD. Национальное руководство. Под ред. Н.Н. Володина – М:ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 848 с.

  2. Неонатология. Электронный ресурс. 2007.

  3. Шабалов Н.П. Неонатология.-4-е изд.-Т.1.2.-М: МЕДпресс-информ, 2009

  4. Электронная информационно-образовательная система «Консультант врача. Неонатология». Под ред. Н.Н. Володина – М., 2009.

Дополнительная:


  1. Соловьева Г.В., Муратова Н.Г., Вязникова М.Л. Неонатальные желтухи. Учебное пособие для системы послевузовского образования врачей. – Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2012.–80с.

Методические указания подготовлены к.м.н., доцент Соловьева Г.В.__________


Методические указания утверждены на заседании кафедры №1от «01 сентября» 2014г.
Зав. кафедрой:_______________(Муратова Н.Г)


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра педиатрии ИПО



Методические указания для интернов/ординаторов

По специальности «Неонатология» (интернатура)

по самостоятельной внеаудиторной работе

Специальные дисциплины.

Раздел 2.Физиология и патология доношенного новорожденного ребенка
Тема 5. Парафизиологические (пограничные с нормой) состояния

Самостоятельная работа-3 часа



Цель:расширить знания по вопросам адаптации новорожденного в неонатальном периоде.

Задачи: научить оцениватьпарафизиологические (пограничные с нормой) состояния ;

составлять план мероприятий по профилактике и коррекции (гипогликемии, полицитемии, гипокальциемии, желтухи, половому кризу, токсической эритеме, транзиторному дисбактериозу и др.).



Интерн должен знать:

1)до изучения темы (базисные знания);



  • понятия о периодах внутриутробного развития плода, перинатальном и неонатальном периодах

  • критерии доношенности, недоношенности, переношенности

  • критерии функциональной зрелости

  • критерии живорожденности и мертворожденности

  • структуру перинатальной и неонатальной заболеваемости и смертности

  • раннюю неонатальную адаптацию, метаболические и клинические аспекты физиологические состояния адаптационного периодапатогенез.

  • транзиторная потеря массы тела,

  • транзиторное нарушение теплового баланса,

  • транзиторные изменения кожных покровов,

  • транзиторная гипербилирубинемия,

  • гормональный криз,

  • транзиторные особенности функции почек,

  • транзиторный дисбактериоз,

  • особенности неонатальной гемодинамики, реологии,

  • транзиторная гипервентиляция,

  • транзиторные особенности метаболизма, гемостаза

    1. после изучения темы

-Переходное кровообращение

-Нейроэндокринные влияния в системе «мать-плацента-плод»

-Понятие и сущность родового стресса

-Фазовый характер адаптации

-Переходное кровообращение

-Механизм возникновения первого вдоха.и транзиторные нарушения внешнего дыхания

-Клинические особенности парафизиологических состояний у новорожденных

-Транзиторная убыль первоначальной массы тела (профилактика эксикоза)

-Физиологическая эритема

-Транзиторные состояния кожи

-Половой (гормональный) криз

-Транзиторная гипербилирубинемия

-Транзиторные полиглобулия и полицитемия

-Мочекислый инфаркт

-Транзиторный катар кишечника

-Транзиторная олигурия

-Транзиторная альбуминурия 

-Особенности терморегуляции у новорожденных

-Физическая терморегуляция новорожденных

-Химическая терморегуляция новорожденных

-Транзиторные нарушения теплового баланса

-Транзиторные особенности метаболизма

-Транзиторные особенности раннего неонатального гемостаза и гемопоэза

(профилактика геморрагической болезни новорожденных)




Интерн должен уметь:

-оценить критерии живорождённости и мертворожденности;

-оценить критерии доношенности, недоношенности и переношенности;

-оценить и выявить критерии морфофункциональной зрелости (шкалы Балларда, Дубовица);

-рассчитывать показатели перинатальной и неонатальной заболеваемости и смертности;

-оценить физиологические состояния адаптационного периода;

-составить план мероприятий по профилактике и коррекции (гипогликемии, полицитемии, гипокальциемии, желтухи, половому кризу, токсической эритеме, транзиторному дисбактериозу).

-составить план мероприятий по профилактике и коррекции (гипогликемии, полицитемии, гипокальциемии, желтухи, половому кризу, токсической эритеме, транзиторному дисбактериозу).
Интерн должен владеть:

-оценкой состояния новорожденного при рождении по шкале Апгар;

- оценкой степени зрелости новорожденного ребенка для определения гестационного возраста по шкалам Балларда и Полачека;

-методами клинического обследования новорожденного по всем органам и системам, включая сбор анамнеза, осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию, исследования центральной и периферической нервной системы (состояние сознания, двигательная и чувствительная сфера, оболочечные симптомы); сердечно-сосудистой системы, периферического кровообращения, наружных половых органов, органов чувств (зрения и слуха);

-методами диагностики пограничных состояний новорожденного;

-определением риска врожденной и наследственной патологии, составлением родословной;

-техникой антропометрических измерений (рост, вес, окружность головы, груди, антропометрические индексы);

-оценкой физического развития центильным методом и по таблице Г.М.Дементьевой;



Задания для самостоятельной внеаудиторной работы интернов по указанной теме:

1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2) Ответить на вопросы для самоконтроля:


  1. Дать определение антенатального, интранатального, перинатального и неонатального периодов и особенности функционального состояния нервной системы в эти периоды.

  2. Особенности билирубинового обмена в ранний и поздний неонатальный периоды?

  3. Перечислить основные клинические и биохимические критерии физиологической желтухи новорожденного.

  4. Механизм первого вдоха и характерные изменения со стороны дыхательной системы в период ранней адаптации новорожденного.

  5. Назовите основные транзиторные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы.

  6. Перечислить симптомы полового криза.

  7. Стадии транзиторного дисбактериоза.

  8. Перечислить транзиторные изменения со стороны мочевыделительной системы.

  9. Транзиторные изменения кожных покровов.

3) Проверить свои знания с использованием тестового контроля



Метаболическая адаптация новорожденных проявляется:

  1. в катаболической направленности белкового обмена

  2. в гипогликемии, метаболическом ацидозе

  3. в катаболической направленности белкового обмена, метаболическом ацидозе, гипогликемии

  1. После рождения температура тела ребенка:

  1. снижается

  2. повышается

  3. нормальная

  1. Физиологическая потеря массы составляет:

  1. 5-8%

  2. 10-12%

  3. >12%

  1. Причины физиологической желтухи:

  1. гемолиз

  2. сниженная активность глюкоронилтрансферазы

  3. сниженная активность глюкоронилтрансферазы и гипоальбуминемия

  1. Половой криз у новорожденных наблюдается:

  1. у девочек

  2. у мальчиков

  3. у девочек и мальчиков

  1. К транзиторным особенностям функции почек у новорожденных относятся:

  1. мочекислый инфаркт

  2. протеинурия и лейкоцитурия

  3. олигурия и мочекислый инфаркт

  4. олигурия, протеинурия и мочекислый инфаркт

  1. Причины гормонального криза у новорожденных:

  1. гиперэстрогенный фон у плода

  2. действие пролактина

  3. эндокринопатия

  4. коагулопатия

  5. ранний пубертат

  1. Признаки полицитемии:

  1. Нb-180г/л, гематокрит-0,50

  2. гемоглобин 230 г/л, гематокрит 0,65

  1. Причины транзиторной гиперволемии:

  1. легочная жидкость плода

  2. активация секреции антидиуретического гормона

  3. время пережатия пуповины

  4. активация секреции диуретического гормона

  1. На сколько мл/кг массы тела повышается ОЦК ребенка при рождении:

  1. на 20-30 мл/кг

  2. на 50 мл/кг

  3. на 5-10 мл/кг

  1. В генезе нарушения метаболизма и сократимости миокарда в первые часы жизни имеют значение:

  1. перестройка гемодинамики

  2. ацидоз

  3. гиперкапния

  4. сгущение крови, высокой уровень адреналина

  5. активизированное перекисное окисление липидов

  6. тахикардия

  1. Содержание глюкокортикоидов в пуповинной крови:

  1. повышено

  2. снижено

  3. не изменено

  1. Содержание ТТГ в крови новорожденного в первые минуты жизни:

  1. повышено в 3 раза

  2. снижено в 2 раза

  1. Симпатико-адреналовый криз, состояние:

  1. патологическое

  2. физиологическое

  1. Признаки полового криза:

  1. нагрубание молочных желез

  2. физиологические бели

  3. метроррагии

  4. мелена

  5. гиперпигментация сосков, мошонки

  6. отек и гиперемия больших половых губ

  7. телеангиоэктазии

  1. Генез транзиторного дисбактериоза:

  1. стерильность кишечника плода

  2. первичная бактериальная флора кишечника

  3. несовершенная барьерная функция кожи и слизистых

  4. срыгивания, рвота

  1. Длительность катаболической направленности обмена:

  1. первые 3 дня жизни

  2. первые 7 дней жизни

  1. Время проявления транзиторной гипотермии:

  1. первые 30 минут

  2. 30-60 минут

  1. Время проявления транзиторной гипертермии:

  1. 1-2 день жизни

  2. 3-5 день жизни

  3. сразу после рождения




  1. Транзиторные изменения кожных покровов:

  1. простая эритема

  2. гиперемия

  3. физиологическое шелушение кожи

  4. токсическая желтуха

  5. физиологическая желтуха

6) отечность

Рекомендуемая литература:

Основная


  1. 1.Базовая помощь новорожденному – международный опыт. Под ред. Н.Н. Володина, Г.Т. Сухих – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2008. - 208с.

  2. Неонатология + CD. Национальное руководство. Под ред. Н.Н. Володина – М:ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 848 с.

  3. Неонатология. Электронный ресурс. 2007.

  4. Шабалов Н.П. Неонатология.-4-е изд.-Т.1.2.-М: МЕДпресс-информ, 2009

  5. Электронная информационно-образовательная система «Консультант врача. Неонатология». Под ред. Н.Н. Володина – М., 2009.

Дополнительная:


  1. Соловьева Г.В., Муратова Н.Г., Вязникова М.Л. Неонатальные желтухи. Учебное пособие для системы послевузовского образования врачей. – Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2012.–80с.

  2. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Информационно-поисковая база Медлайн»,

2. Правовая база «Консультант-Плюс».

3. Электронная библиотека ГБОУ ВПО Кировская ГМА


Методические указания подготовлены к.м.н., доцент Соловьева Г.В.__________


Методические указания утверждены на заседании кафедры №1от «01 сентября» 2014г.
Зав. кафедрой:_______________(Муратова Н.Г)

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра педиатрии ИПО



Методические указания для интернов/ординаторов

По специальности «Неонатология» (интернатура)

по самостоятельной внеаудиторной работе

Специальные дисциплины.

Раздел 2.Физиология и патология доношенного новорожденного ребенка

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница