Методические рекомендации для практических занятий дисциплина: Инфекционные болезни Код дисциплины: iв 3215 Специальность



страница1/5
Дата26.08.2015
Размер1 Mb.
  1   2   3   4   5



ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра инфекционных болезней и дерматовенерологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Дисциплина: Инфекционные болезни
Код дисциплины: IВ 3215

Специальность: 5В110400 – «Медико-профилактическое дело»
Часы: 30 часов
Курс: 3
Семестр: 6

2014 г.
Обсуждены на заседании кафедры от ___ _________2014 г.
Протокол № __
Зав. кафедрой, и.о.проф., к.м.н.__________ Абуова Г.Н.

1. Тема № 1: Принципы клинического обследования и лабораторной диагностики инфекционных больных и заполнение истории болезни.

2. Цель: формирование у студентов знаний о принципах клинического обследования и лабораторной диагностики при инфекционных заболеваниях.

3. Задачи обучения:

  • Формирование у студентов знаний об организации инфекционной службы, устройстве и режиме инфекционных больниц.

  • Формирование умений, обеспечивающих квалифицированный уход за
    инфекционными больными в целях безопасности пациента и мед. работника.

4. Основные вопросы темы:

  • Структура инфекционной службы.

  • Виды медицинской помощи инфекционным больным.

  • Классификация инфекционных болезней.

  • Современные принципы профилактики инфекционных болезней.

  • Принципы организации необходимых противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях, включая экстремальные ситуации.

  • Принципы организации мероприятий, обеспечивающих инфекционную безопасность пациента и медработников.

5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, работа в малых группах, ролевые игры, работа с историями болезни тематических больных (при их отсутствии работа с архивными историями болезни, клиническими случаями), работа с электронными пособиями, решение ситуационных задач и тестовых заданий, интерпретация лабораторных данных.

6. Литература:

Основная:

  1. Тропические болезни.Учебное пособие./Сейдуллаева Л.Б., Набенов К.Н., Дуйсенова А.К., Егембердиева Р.А.- Алматы, 2010,-332 с.

  2. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник для мед. вузов/ В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 2-е изд., испр.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.-826 с.

  3. Инфекционные болезни: Учеб. пос. для вузов/Под ред. Е.П. Шуваловой.- Москва; Медицина, 2005.- 695с.

Дополнительная:

  1. Белоусова А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии.- 2012.

  2. Дуйсенова А.К., Садыкова С.С. «Сборник тестовых заданий и ситуационных задач по инфекционным и тропическим болезням», Алматы, 2009.- 380с.

  3. Инфекционные болезни: национальное руководство / Под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1056 с.

  4. Амиреев С.А., Муминов Т.А. и др., Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях т. 2, Алматы, 2008 г.

  5. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях т. 1, Алматы, 2007 г.

  6. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней. Под ред. В.И. Покровского.- 2006.

  7. Инфекционные болезни у детей: Учебник для пед.фак.мед.вузов/Под ред. В.Н. Тимченко.-2-е изд.,испр.и доп.-СПб.:Спец. лит,2006.-576с.

  8. Лобзин К.М., Лобзин Ю.В., Лукин Е.. Риккетсиозы человека. Руководство для врачей. Москва-Санкт-Петербург, 2002.

  9. Возианова Ж.И. Инфекционные и паразитарные болезни. Киев. 2002 г.

  10. Адамович М.Ш., Бандацкая М.И., Близняг А.М. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Минск. 2002.

  11. Руководство по инфекционным болезням. Под ред. Ю.В. Лобзина. Санкт-Петербург, 2000.

  12. Эмонд Р. и др. Инфекционные болезни, цветной атлас. Перевод с англ., 1989.

  13. Закон о здравоохранении РК от 07.07. 2006 г. № 173-111.

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи):

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

1. Кровь для посева на бактериологическое исследование берут …



  1. во время подъема температуры тела до начала антибиотиков и химиотерапии.

  2. при нормальной температуре тела больного до начала применения антибиотиков и химиотерапии.

  3. после однократного применения антибиотика широкого спектра действия.

  4. перед проведением в/в дезинтоксикационной терапии.

  5. при высокой температуре больного после проведения антибактериальной терапии.

2. Для бактериологического исследования у больного берут кровь в количестве …

  1. не менее 10,0 мл.

  2. 2-3 капли.

  3. 2-3 мл.

  4. 20 мл.

  5. 3-5 мл.

3. Для исследования крови на стерильность исследуемый материал берут …

  1. в стерильный флакон с сахарным бульоном.

  2. в стерильную пробирку.

  3. в стерильный флакон с желчным бульоном.

  4. в стерильный флакон.

  5. во флакон со средой Плоскирева.

4. Кровь на бактериологический посев берут …

  1. у постели больного и в процедурном кабинете.

  2. в операционной.

  3. только у постели больного.

  4. только в процедурном кабинете.

  5. в коридоре под лампой УФО.

5. При заборе крови на бактериологическое обследование горлышки флаконов со средой …

  1. обжигают пламенем спиртовки.

  2. обрабатывают раствором перманганата калия.

  3. обрабатывают 70% - спиртом.

  4. обрабатывают йодом.

  5. обрабатывают перекисью водорода.

6. Детей, заболевших воздушно-капельной инфекцией госпитализируют в …

  1. боксированное отделение.

  2. кишечное отделение.

  3. гепатитное отделение.

  4. хирургическое отделение.

  5. гельминтное отделение.

7. Принцип проектирования инфекционной больницы, если каждое отделение размещается в изолированном здании:

  1. павильонная система

  2. блочная система

  3. корпусная система

  4. многоэтажное здание

  5. барачная система

8. Источник инфекции при антропонозах:

  1. зараженный организм человека

  2. инфекционные объекты внешней среды

  3. кровососущие членистоногие

  4. инфицированные пищевые продукты

  5. грызуны

9. Инкубационный период заболевания:

  1. время с момента проникновения возбудителя в организм до клинического проявления симптомов заболевания

  2. период первых клинических признаков болезни

  3. период нарастания клинических симптомов

  4. период угасания клинических проявлений болезни

  5. период выздоровления

10. Температура хранения вакцины:

  1. +4 +8 градусов

  2. не более +12 градусов

  3. ниже -0 градусов

  4. не более +16 градусов

  5. при +2 градусах

Тесты для оценки заключительного уровня знаний:

1. Кожу над пунктируемой веной при заборе крови на бактериологическое исследование …



  1. обрабатывают 70% спиртом, затем 5% настойкой йода, затем снова спиртом.

  2. обрабатывают 5%-ным йодом.

  3. обрабатывают 70% спиртом.

  4. обрабатывают перекисью водорода.

  5. слегка прижигают открытым пламенем спиртовки.

2. Наследственный иммунитет возникает …

  1. при рождении.

  2. в период вскармливания.

  3. в постнатальный период.

  4. после перенесенного инфекционного заболевания.

  5. после вакцинации

3. Приобретенный иммунитет возникает …

  1. после перенесенного инфекционного заболевания или вакцинации

  2. после получение через молозиво

  3. в результате генетического уклонения

  4. при передаче по наследству защитных приспособлений

  5. трансплацентарно

4. Энантема:

  1. сыпь возникшая на слизистой

  2. пузырек с серозным содержимым

  3. пузырек с гнойным содержимым

  4. ограниченный участок гиперемии

  5. гиперемированный участок на волосистой части головы

5. Септицемия:

  1. наличие возбудителей в крови

  2. наличие возбудителя в трех и более органах

  3. наличия возбудителя во всех органах

  4. наличие возбудителя в ликворе

  5. наличие возбудителя в суставной жидкости

6. Наиболее опасный источник инфекции:

    1. бактерионоситель

    2. больной в инкубационном периоде

    3. больной в разгар заболевания

    4. реконвалесцент

    5. больной в продромальном периоде

7. Заболевания, при которых чаще всего человек является биологическим тупиком для возбудителей:

  1. зоонозы /зооантропонозы/

  2. кишечные инфекции

  3. инфекции дыхательных путей

  4. инфекции наружных покровов

  5. трансмиссивные инфекции

8. Срок сохранения стерильности материалов при стерилизации паром под давлением:

  1. 3 суток

  2. 24 часа

  3. 7 дней

  4. 14 дней

  5. 5 суток

9. Уничтожение патогенных микроорганизмов в окружающей среде:

  1. дезинфекция

  2. дезинсекция

  3. дератизация

  4. пастеризация

  5. антисептика

10. Для посева крови на бактериологическое исследование материал берут …

  1. из периферических и центральных вен.

  2. из спинномозгового канала.

  3. из мякоти последней фаланги среднего фаланга левой руки.

  4. из кубитальной вены или мякоти последней фаланги любого пальца.

  5. из сонной артерии.

1. Тема № 2: Брюшной тиф и паратифы А и В.

2. Цель: формирование у студентов знаний теоретических основ эпидемиологии брюшного тифа, паратифов А и В, знаний методов эпидемиологической диагностики, основных положений и принципов лечения, ухода и профилактики при этих заболеваниях.

3. Задачи обучения:

    • Формирование у студентов знаний о брюшном тифе, паратифах А и В, об эпидемическом процессе, его природе, условиях развития и движущих силах при этих заболеваниях.

    • Усвоение принципов классификации и эпидемиологической характеристики брюшного тифа, паратифов А и В.

    • Усвоение основ эпидемиологического надзора и его роли в профилактике брюшного тифа, паратифов А и В.

    • Формирование умений (выявления инфекционных больных, оформлении всех видов документации при этих заболеваниях: экстренное извещение, карта наблюдения, справки), обеспечивающих квалифицированный уход за брюшным тифом, паратифами А и В.

4. Основные вопросы темы:

    • Этиология, эпидемиология брюшного тифа.

    • Патогенез брюшного тифа.

    • Клинико-эпидемиологическая и лабораторная диагностика брюшного тифа.

    • Принципы профилактики при брюшном тифе.

    • Принципы организации необходимых противоэпидемиологических мероприятий при брюшном тифе.

    • Этиология, эпидемиология паратифов А и В.

    • Патогенез паратифов А и В.

    • Клинико-эпидемиологическая и лабораторная диагностика паратифов А и В.

5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, работа в малых группах, ролевые игры, работа с историями болезни тематических больных (при их отсутствии работа с архивными историями болезни, клиническими случаями), работа с электронными пособиями, решение ситуационных задач и тестовых заданий, интерпретация лабораторных данных.

6. Литература:

Основная:

  1. Тропические болезни.Учебное пособие./Сейдуллаева Л.Б., Набенов К.Н., Дуйсенова А.К., Егембердиева Р.А.- Алматы, 2010,-332 с.

  2. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник для мед. вузов/ В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 2-е изд., испр.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.-826 с.

  3. Инфекционные болезни: Учеб. пос. для вузов/Под ред. Е.П. Шуваловой.- Москва; Медицина, 2005.- 695с.

Дополнительная:

  1. Белоусова А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии.- 2012.

  2. Дуйсенова А.К., Садыкова С.С. «Сборник тестовых заданий и ситуационных задач по инфекционным и тропическим болезням», Алматы, 2009.- 380с.

  3. Инфекционные болезни: национальное руководство / Под ред. Н. Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1056 с.

  4. Амиреев С.А., Муминов Т.А. и др., Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях т. 2, Алматы, 2008 г.

  5. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях т. 1, Алматы, 2007 г.

  6. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней. Под ред. В.И. Покровского.- 2006.

  7. Инфекционные болезни у детей: Учебник для пед.фак.мед.вузов/Под ред. В.Н. Тимченко.-2-е изд.,испр.и доп.-СПб.:Спец. лит,2006.-576с.

  8. Возианова Ж.И. Инфекционные и паразитарные болезни. Киев. 2002 г.

  9. Адамович М.Ш., Бандацкая М.И., Близняг А.М. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Минск. 2002.

  10. Руководство по инфекционным болезням. Под ред. Ю.В. Лобзина. Санкт-Петербург, 2000.

  11. Эмонд Р. и др. Инфекционные болезни, цветной атлас. Перевод с англ., 1989.

  12. Приказ МЗ РК № 442 от 01.07. 2011 г. «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению заболеваемости острыми кишечными инфекциями, сальмонеллезом, брюшным тифом и паратифами».

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи):

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

1. Терапия левомицетином при брюшном тифе осуществляется …



  1. весь лихорадочный период и 10 дней после нормализации температуры.

  2. 21 день.

  3. весь лихорадочный период и 3 дня после нормализации температуры.

  4. 10 дней.

  5. до нормальной температуры.

2. Из организма больного человека возбудители брюшного тифа выделяются с …

  1. испражнениями, мочой и слюной.

  2. кровью и спинномозговой жидкостью.

  3. желчью и слюной

  4. потом.

  5. рвотными массами и испражнениями.

3. Для ранней стадии брюшного тифа характерно поражение … системы.

  1. лимфатической

  2. дыхательной

  3. сердечно-сосудистой

  4. нервной

  5. эндокринной

4. После перенесенного брюшного тифа возникает … иммунитет.

  1. стойкий

  2. типоспецифический

  3. видоспецифический

  4. антитоксический

  5. не напряженный

5. Методы лабораторной диагностики, используемые при брюшном тифе:

  1. бактериологический, серологический

  2. вирусологические

  3. иммунологические

  4. биологические

  5. бактериоскопические

6. Профилактика и лечение больных брюшным тифом проводится …

    1. бактериофагом.

    2. гаммаглобулином.

    3. сывороткой.

    4. вакциной.

    5. витаминами.

7. Продолжительность инкубационного периода при брюшном тифе …

  1. от 7 - 50 дней.

  2. от 6 недель до 6 месяцев.

  3. от 3 до 7 дней.

  4. от 7 до 17 дней.

  5. от 8 до 10 дней.

8. Ведущие мероприятия в профилактике брюшного тифа и паратифов:

  1. санитарно-гигиенические

  2. изоляция больных

  3. зооветеринарные

  4. иммунизация населения

  5. дератизация

9. Специфические осложнения (кишечное кровотечение, перфорация язвы, инфекционно-токсический шок) характерны для …

  1. брюшного тифа.

  2. сыпного тифа.

  3. дизентерии.

  4. холеры.

  5. сальмонеллеза.

10. Утолщенный язык с отпечатками зубов, гипертрофированными сосочками характерно для…

  1. брюшного тифа.

  2. бешенства.

  3. геморрагических лихорадок.

  4. лихорадки Ку.

  5. столбняка.

Тесты для оценки заключительного уровня знаний:

1. При брюшном тифе поражается …



  1. восходящий отдел ободочной кишки.

  2. толстая кишка.

  3. сигмовидная кишка.

  4. тонкий кишечник.

  5. двенадцатиперстная кишка.

2. Симптомы классического варианта начального периода брюшного тифа:

  1. постепенное начало, ступенеобразное повышение температуры, кожа сухая, лицо бледное, вздутие живота

  2. постепенное начало, ознобы, влажность кожных покровов, гиперемия лица

  3. острое начало, ознобы, влажность кожных покровов

  4. острое начало, умеренная потливость, познабливание, вздутие живота

  5. наличие интоксикации, потливость, гиперемия кожи

3. Характерная картина языка у больных брюшным тифом:

  1. утолщенный язык с отпечатками зубов, гипертрофированными сосочками

  2. "малиновый язык"

  3. "географический язык"

  4. отечный, обложенный у корня желтым налетом

  5. сухой ("как щетка")

4. Типичные изменения со стороны желудочно-кишечного тракта при брюшном тифе:

  1. метеоризм, положительный симптом Падалки, урчание в илеоцекальной области

  2. вздутие живота, задержка стула, многократная рвота

  3. спазмированная сигма, урчание в нисходящей ободочной кишке, тенезмы

  4. положительный симптом Ровзинга, Щеткина-Блюмберга, Кохера

  5. боль в эпигастрии, вокруг пупка, обильный жидкий стул

5. Симптом Падалки при брюшном тифе:

  1. укорочение перкуторного звука в илеоцекальной области

  2. болезненность при пальпации в правом подреберье

  3. болезненность при поколачивании по правой реберной дуге

  4. отсутствие перистальтики кишечника

  5. наличие кишечной непроходимости

6. Брюшной тиф передается …

    1. фекально-оральным механизмом передачи.

    2. воздушно-капельным механизмом передачи.

    3. трансмиссивным механизмом передачи.

    4. парентеральным механизмом передачи.

    5. половым путем передачи.

7. При брюшном тифе сыпь …

  1. розеолезная.

  2. папулезная.

  3. уртикарная.

  4. геморрагическая.

  5. петехиальная.

8. Исследуемый материал для выделения брюшнотифозных бактерий:

  1. кровь, дуоденальное содержимое, моча, кал

  2. кровь

  3. носоглоточная слизь

  4. спинномозговая жидкость

  5. биоптат

9. Терапия левомицетином при брюшном тифе осуществляется …

  1. весь лихорадочный период и 10 дней после нормализации температуры.

  2. 21 день.

  3. весь лихорадочный период и 3 дня после нормализации температуры.

  4. 10 дней.

  5. до нормальной температуры.

10. Из организма больного человека возбудители брюшного тифа выделяются с …

  1. испражнениями, мочой и слюной.

  2. кровью и спинномозговой жидкостью.

  3. желчью и слюной

  4. потом.

  5. рвотными массами и испражнениями.

Задачи:

1. Больной Д. поступил в инфекционную больницу с жалобами на повышение температуры тела до 38,5ºС, и удерживающиеся в течение 6-7 дней, появления беспокойства, плохого аппетита, вздутия живота, жидкого стула.

Объективно: при поступлений состояние больного тяжелое, выражены симптомы интоксикации: температура 38,5ºС, вялость, сонливость: слизистые оболочки губ сухие, язык обложен белым густым налетом. В зеве разлитая гиперемия. На верхней трети живота – множественные пятна розового цвета, округлой формы. Печень увеличена на +3 см., селезенка +1 см. стул жидкий, обильный, водянистый 5-6 раз в сутки.


  1. Поставьте диагноз?

  2. Принципы ухода.

  3. Противоэпидемиологические мероприятия.

2. Больной А., 18 лет, студент-биолог, поступил 10/VIII на 3-й день болезни с жалобами на жар, недомогание, сильные головные боли и мышечные боли. Заболел, будучи на практике в районе р. Или: появился озноб, жар, головные и мышечные боли.

Объективно: температура 39,3ºС. Состояние средней тяжести. Вялый, лежит с закрытыми глазами. Лицо одутловато, гиперемировано: сосуды конъюнктив, склер инъецированы. Надавливание на глазные яблоки и икроножные мышцы болезненно. Тоны сердца ясные, чистые. Пульс ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения 100 уд. в.мин. АД – 105/70 мм рт. ст. В легких везикулярное дыхание. Легкая ригидность мышц затылка. Живот мягкий, безболезненный; печень и селезенка пальпируются у реберного края. Стул задержан.



На 5-й день болезни на туловище и на конечностях появилась яркая пятнистая обильная кореподобная сыпь, которая через 3 дня исчезла вместе со снижением температуры.

  1. Ваш предварительный диагноз

  2. Назначьте план обследования и лечения



1. Тема № 3: Дизентерия. Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции.

2. Цель: формирование у студентов знаний теоретических основ эпидемиологии дизентерии, сальмонеллеза, пищевых токсикоинфекций, знаний методов эпидемиологической диагностики, основных положений и принципов лечения, ухода и профилактики при этих заболеваниях.

3. Задачи обучения:

    • Формирование у студентов знаний о дизентерии, сальмонеллезе, пищевых токсикоинфекциях, об эпидемическом процессе, его природе, условиях развития и движущих силах при этих заболеваниях.

    • Усвоение принципов классификации и эпидемиологической характеристики дизентерии, сальмонеллеза, пищевых токсикоинфекций.

    • Усвоение основ эпидемиологического надзора и его роли в профилактике дизентерии, сальмонеллеза, пищевых токсикоинфекций.

    • Формирование умений (выявления инфекционных больных, оформлении всех видов документации при этих заболеваниях: экстренное извещение, карта наблюдения, справки), обеспечивающих квалифицированный уход за больными с дизентерией, сальмонеллезом, пищевыми токсикоинфекциями.

4. Основные вопросы темы:

  • Этиология, эпидемиология дизентерии, сальмонеллеза, пищевых токсикоинфекций.

  • Патогенез дизентерии, сальмонеллеза, пищевых токсикоинфекций.

  • Клинико-эпидемиологическая и лабораторная диагностика дизентерии, сальмонеллеза, пищевых токсикоинфекций.

  • Принципы профилактики при дизентерии, сальмонеллезе, пищевых токсикоинфекций.

  • Принципы организации необходимых противоэпидемиологических мероприятий при дизентерии, сальмонеллезе, пищевых токсикоинфекциях.

5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, работа в малых группах, ролевые игры, работа с историями болезни тематических больных (при их отсутствии работа с архивными историями болезни, клиническими случаями), работа с электронными пособиями, решение ситуационных задач и тестовых заданий, интерпретация лабораторных данных.

6. Литература:

Основная:

  1. Тропические болезни.Учебное пособие./Сейдуллаева Л.Б., Набенов К.Н., Дуйсенова А.К., Егембердиева Р.А.- Алматы, 2010,-332 с.

  2. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник для мед. вузов/ В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 2-е изд., испр.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.-826 с.

  3. Инфекционные болезни: Учеб. пос. для вузов/Под ред. Е.П. Шуваловой.- Москва; Медицина, 2005.- 695с.

Дополнительная:

  1. Белоусова А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии.- 2012.

  2. Дуйсенова А.К., Садыкова С.С. «Сборник тестовых заданий и ситуационных задач по инфекционным и тропическим болезням», Алматы, 2009.- 380с.

  3. Инфекционные болезни: национальное руководство / Под ред. Н. Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1056 с.

  4. Амиреев С.А., Муминов Т.А. и др., Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях т. 2, Алматы, 2008 г.

  5. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях т. 1, Алматы, 2007 г.

  6. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней. Под ред. В.И. Покровского.- 2006.

  7. Инфекционные болезни у детей: Учебник для пед.фак.мед.вузов/Под ред. В.Н. Тимченко.-2-е изд.,испр.и доп.-СПб.:Спец. лит,2006.-576с.

  8. Возианова Ж.И. Инфекционные и паразитарные болезни. Киев. 2002 г.

  9. Адамович М.Ш., Бандацкая М.И., Близняг А.М. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Минск. 2002.

  10. Ющук Н.Д., Бродов Л.Е. Острые кишечные инфекции, диагностика и лечение. М. 2001 г.

  11. Руководство по инфекционным болезням. Под ред. Ю.В. Лобзина. Санкт-Петербург, 2000.

  12. Эмонд Р. и др. Инфекционные болезни, цветной атлас. Перевод с англ., 1989.

  13. Приказ МЗ РК № 442 от 01.07. 2011 г. «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению заболеваемости острыми кишечными инфекциями, сальмонеллезом, брюшным тифом и паратифами».

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи):

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

1. Пищевые продукты, являющиеся факторами передачи дизентерии, вызываемой шигеллами Зонне:



  1. сметана и другие молочные продукты

  2. колбаса

  3. овощи и фрукты

  4. напитки

  5. хлебобулочные изделия

2. Лекарственные клизмы назначаются при …

  1. дизентерии.

  2. брюшном тифе.

  3. холере.

  4. пищевой токсикоинфекции.

  5. ботулизме.

3. Проба Цуверкалова проводится при …

  1. дизентерии.

  2. сальмонеллезе.

  3. энтерите.

  4. брюшном тифе.

  5. вирусном гепатите.

4. Условия выписки из стационара пищевиков и детей в ДДУ больных дизентерией:

    1. через 3-5 дней выздоровления и 3-х кратным отр. бак. исследованием

    2. через 1-2 дня после клинического выздоровления

    3. через 1-2 дня после клинического выздоровления и однократного отр. бак. исследования

    4. через 3 - 5 дней после выздоровления и 2-кратного отр. бак. исследования

    5. через 7 дней после клинического выздоровления

5. При дизентерии в первую очередь поражается …

  1. пищеварительная, нервная система.

  2. сердечно-сосудистая система.

  3. дыхательная система.

  4. система органов кроветворения.

  5. система мочевыделения.

6. Серологическая реакция, применяемая для постановки диагноза сальмонеллеза:

  1. непрямой гемагглютинации РНГА

  2. агглютинации РА

  3. Видаля

  4. связывания комплемента РСК

  5. реакция ИФА

7. Сальмонеллезный гастрит клинически проявляется …

  1. симптомами общей интоксикации, болями в эпигастрии, тошнотой, рвотой.

  2. поносом.

  3. симптомами общей интоксикации, тошнотой, рвотой.

  4. интоксикацией, подъемом температуры.

  5. кратностью рвоты и поноса.

8. Клиническая картина септикопиемического варианта сальмонеллезной инфекции зависит от …

  1. локализации метастатических гнойных очагов.

  2. преморбидного фона больного.

  3. состояния иммунной системы организма больного.

  4. степени выраженности симптомов общей интоксикации.

  5. длительности инкубации.

9. К осложнениям пищевой токсикоинфекции относятся

  1. гиповолемический шок, сердечная недостаточность

  2. анафилактический шок

  3. почечно-печеночная недостаточность

  4. дыхательная недостаточность

  5. кишечное кровотечение

10. Инкубационный период при пищевых токсикоинфекциях:

  1. от 2-6 часов до 24 часов

  2. 24-48 часов

  3. 1-5 суток

  4. до 3 месяцев

  5. 1-2 часа

Тесты для оценки заключительного уровня знаний:

1. К "неуправляемым" инфекциям относится ... .



  1. дизентерия

  2. паротит

  3. полиомиелит

  4. дифтерия

  5. корь

2. Рвота при шигеллезе Флекснера ... .

  1. имеет место только в начале заболевания

  2. не наблюдается

  3. без тошноты, без болей в животе

  4. кофейной гущей

  5. многократная, "фонтаном"

3. В патогенезе развития диарейного синдрома при шигеллезе ведущим является ...

  1. инвазия шигелл в колоноциты с развитием воспалительного процесса

  2. гиперсекреция и нарушение всасывания воды эпителиоцитами кишечника

  3. развитие дисахаридазной недостаточности

  4. ферментативная недостаточность

  5. увеличение секреции соляной кислоты

4. Боли в животе при шигеллезе Флекснера ... .

  1. схваткообразные, усиливаются перед актом дефекации

  2. постоянные, ноющего характера

  3. появляются только после акта дефекации

  4. острые, "кинжальные"

  5. постоянные, опоясывающие

5. Характер стула при шигеллезе у детей ... .

  1. скудный, с большим количеством мутной слизи, зелени и прожилками крови

  2. жидкий, обильный, водянистый

  3. жидкий, зловонный, со слизью и кровью

  4. жидкий с непереваренными комочками пищи

  5. жидкий, желтый с хлопьями

6. Клиническая картина септикопиемического варианта сальмонеллезной инфекции зависит … .

  1. от локализации метастатических гнойных очагов

  2. от преморбидного фона больного

  3. от состояния иммунной системы организма больного

  4. от степени выраженности симптомов общей интоксикации

  5. от длительности инкубации

7. Для лечения легкой формы сальмонеллезной инфекции используют:

  1. диета 4, пероральная регидратация

  2. антибиотики, диета 13

  3. диета 5, инфузионная терапия

  4. диета 8, мочегонные, антибиотики

  5. диета 0, оральная регидратация

8. Инкубационный период при сальмонеллезе (в среднем):

  1. 12-24 часа

  2. 5-7 дней

  3. около 1 часа

  4. до 1 месяца

  5. 15-20 дней

9. Стул при пищевой токсикоинфекции:

  1. энтеритный

  2. в виде "ректального плевка"

  3. в виде "малинового желе"

  4. в виде "рисового отвара"

  5. калового характера

10. Пищевая токсикоинфекция - острое инфекционное заболевание, протекающее

с симптомами поражения … .



  1. верхних отделов ЖКТ и нарушениями водно-солевого обмена

  2. водно-солевого обмена и симптомами общей интоксикации

  3. гемодинамики

  4. нижних отделов ЖКТ

  5. сердечно-сосудистой системы

Задачи:

1. В детском саду заболел ребенок дизентерией.

1. Составьте план первичных противоэпидемических мероприятий.

2. Проведите дезинфекцию.



2. Фельдшер скорой помощи обслуживал вызов в студенческом общежитии. Больной жаловался на боли в животе слева, частые позывы на низ, недомогание, озноб, температуру 38,2ºС. Заболевший приехал 3 дня назад с сельхозработ.

      1. Ваш диагноз.

      2. Где необходимо лечить больного?

      3. Какие противоэпидемиологические мероприятия должен провести фельдшер?

3. Больной Г. заболел остро с повышения температуры тела до 39,5ºС, повторной рвоты. Заболевание возникло через 5 часов после употребления копченной рыбы, появился жидкий стул зеленого цвета и со слизью 3- 4раза в сутки, боли в животе. На второй день заболевания, при поступлении в клинику состояние тяжелое, беспокоен, позывы на рвоту. Кожные покровы бледные, акроцианоз. Конечности, кончик носа, ушные раковины холодные но ощупь. Границы сердца в пределах возрастных норм. Тоны сердца глухие, ритмичные. Отмечается тахикардия пульс – 142 в мин. АД 60/30 мм.рт.ст. Живот запавший, болезненный при пальпации по ходу толстого кишечника, здесь же определяется урчание.

  1. Поставьте диагноз?

  2. Принципы ухода.

  3. Противоэпидемиологические мероприятия.



1. Тема № 4: Иерсиниозы.

2. Цель: формирование у студентов знаний теоретических основ эпидемиологии иерсиниозов, знаний методов эпидемиологической диагностики, основных положений и принципов лечения, ухода и профилактики при этих заболеваниях.

3. Задачи обучения:

    • Формирование у студентов знаний о иерсиниозах, об эпидемическом процессе, его природе, условиях развития и движущих силах при этих заболеваниях.

    • Усвоение принципов классификации и эпидемиологической характеристики иерсиниозов.

    • Усвоение основ эпидемиологического надзора и его роли в профилактике иерсиниозов.

    • Формирование умений (выявления инфекционных больных, оформлении всех видов документации при этих заболеваниях: экстренное извещение, карта наблюдения, справки), обеспечивающих квалифицированный уход за больными с иерсиниозами.

4. Основные вопросы темы:

  • Этиология, эпидемиология иерсиниозов.

  • Патогенез иерсиниозов.

  • Клинико-эпидемиологическая и лабораторная диагностика иерсиниозов.

  • Принципы профилактики при иерсиниозах.

  • Принципы организации необходимых противоэпидемиологических мероприятий при иерсиниозах.

5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, работа в малых группах, ролевые игры, работа с историями болезни тематических больных (при их отсутствии работа с архивными историями болезни, клиническими случаями), работа с электронными пособиями, решение ситуационных задач и тестовых заданий, интерпретация лабораторных данных.

6. Литература:

Основная:

  1. Тропические болезни.Учебное пособие./Сейдуллаева Л.Б., Набенов К.Н., Дуйсенова А.К., Егембердиева Р.А.- Алматы, 2010,-332 с.

  2. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник для мед. вузов/ В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 2-е изд., испр.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.-826 с.

  3. Инфекционные болезни: Учеб. пос. для вузов/Под ред. Е.П. Шуваловой.- Москва; Медицина, 2005.- 695с.

Дополнительная:

  1. Белоусова А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии.- 2012.

  2. Дуйсенова А.К., Садыкова С.С. «Сборник тестовых заданий и ситуационных задач по инфекционным и тропическим болезням», Алматы, 2009.- 380с.

  3. Инфекционные болезни: национальное руководство / Под ред. Н. Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1056 с.

  4. Амиреев С.А., Муминов Т.А. и др., Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях т. 2, Алматы, 2008 г.

  5. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях т. 1, Алматы, 2007 г.

  6. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней. Под ред. В.И. Покровского.- 2006.

  7. Инфекционные болезни у детей: Учебник для пед.фак.мед.вузов/Под ред. В.Н. Тимченко.-2-е изд.,испр.и доп.-СПб.:Спец. лит,2006.-576с.

  8. Возианова Ж.И. Инфекционные и паразитарные болезни. Киев. 2002 г.

  9. Руководство по инфекционным болезням. Под ред. Ю.В. Лобзина. Санкт-Петербург, 2000.

  10. Эмонд Р. и др. Инфекционные болезни, цветной атлас. Перевод с англ., 1989.

  11. Приказ МЗ РК № 442 от 01.07. 2011 г. «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению заболеваемости острыми кишечными инфекциями, сальмонеллезом, брюшным тифом и паратифами».

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи):

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

1. Сыпь при иерсиниозе …



  1. точечная и мелкопятнистая на симметричных участках кожи туловища и конечностей.

  2. обильная мелкоточечная на разгибательных поверхностях кожи.

  3. единичная розеолезная на коже живота и груди.

  4. полиморфная по всей поверхности тела.

  5. полиморфная, распространяющаяся на волосистую часть головы.

2. Тяжесть течения иерсиниоза определяется …

  1. выраженностью интоксикации, степенью вовлечения в патологический процесс внутренних органов.

  2. степенью поражения ЖКТ.

  3. вовлечением в процесс нервной системы.

  4. температурной реакцией.

  5. степенью менингизма.

3. Варианты локализованной формы иерсиниоза:

  1. гастроэнтероколит, гастроэнтерит, энтероколит, энтерит, мезаденит

  2. энцефалит, менингит, миелит.

  3. энцефаломиелит

  4. септическая, тифоподобная

  5. генерализованная

4. Изменения в гемограмме при иерсиниозе:

  1. лейкоцитоз, нейтрофилез, увеличение СОЭ, эозинофилия

  2. увеличение СОЭ, эозинофелия, лейкопения

  3. лейкоцитоз, ускоренное СОЭ, тромбоцитопения

  4. анемия, лейкопения

  5. тромбоцитопения, лейкоцитоз

5. Материалам для бактериологического исследования при иерсиниозе служит …

  1. испражнения, кровь, церебральная жидкость.

  2. кал, рвотные массы.

  3. кровь, моча, слюна.

  4. моча, рвотные массы.

  5. дуоденальное содержимое.

6. Основной резервуар и источник инфекции псевдотуберкулеза:

  1. мышевидные грызуны

  2. собаки

  3. кошки

  4. свиньи

  5. коровы

7. Ведущий путь передачи псевдотуберкулеза:

  1. пищевой

  2. контактный

  3. воздушно - капельный

  4. трансмиссивный

  5. парентеральный

8. Для псевдотуберкулеза характерно все перечисленное, кроме … .

  1. частого, жидкого, водянистого стула

  2. острого начала

  3. выраженной интоксикации, высокой лихорадки

  4. тошноты, рвоты, болей в животе

  5. озноба, головной боли

9. Для лабораторной диагностики псевдотуберкулеза не применяют … .

  1. обнаружение иерсиний в моче при микроскопии

  2. посев крови

  3. реакцию агглютинации

  4. реакцию непрямой гемагглютинации

  5. посев кала, мочи и смывов из зева

10. Длительность курса лечения псевдотуберкулеза левомицетином составляет … дней.

  1. 14

  2. 10

  3. 7

  4. 21

  5. 40

Тесты для оценки заключительного уровня знаний:

1. Иерсиниоз - острое инфекционное заболевание, характеризующее поражением …



  1. желудочно-кишечного тракта и выраженной токсико-аллергической симптоматикой.

  2. желудочно-кишечного тракта и ЦНС.

  3. ЦНС и сердечно-сосудистой системы.

  4. токсико-аллергической и полиочаговой симптоматикой.

  5. сердечно-сосудистой системы.

2. Для иерсиниоза не характерна …

  1. болезненность при пальпации живота больше слева.

  2. точечная или мелкопятнистая сыпь.

  3. гиперемия слизистой ротоглотки.

  4. увеличение подчелюстных лимфоузлов.

  5. увеличение печени.

3. Иерсиния энтероколитика относится к семейству …

  1. Enterobacteriaceae.

  2. Micrococcaceae.

  3. Neisseriaceae.

  4. Streptococcaceae.

  5. Bacillaceae.

4. Инкубационный период при иерсиниозе составляет:

  1. 1-6 дней

  2. 7-14 дней

  3. 15-21 день

  4. 22-35 дней

  5. Более 35 дней

5. При иерсиниозе могут наблюдаться все следующие симптомы, кроме … .

  1. бульбарных расстройств

  2. высыпаний на коже, артралгий

  3. лимфаденопатии, узловатой эритемы

  4. желтухи

  5. увеличения печени и селезенки

6. Патогенетическая терапия псевдотуберкулеза включает … .

  1. дезинтоксикацию и десенсибилизацию

  2. дезинтоксикацию

  3. хирургическое лечение

  4. фототерапию

  5. витаминотерапию

7. Кишечная инфекция, протекающая с экзантемами:

  1. иерсиниоз

  2. эшерихиозы

  3. сальмонеллез

  4. дизентерия

  5. ботулизм

8. Антибактериальный препарат, используемый при лечении иерсиниоза:

  1. тетрациклин

  2. пенициллин

  3. низорал

  4. рифампицин

  5. нирофураны

9. Наиболее часто генерализованная форма иерсиниоза развивается во всех перечисленных ситуациях, кроме:

  1. такого клинического симптома, как сыпь на 2-5 день заболевания

  2. пубертатного периода

  3. наличия тяжелой фоновой соматической патологии, дефекта иммунитета

  4. возрастной группы до 1 года жизни

  5. неадекватной терапии в начале заболевания

10. Основными эпидемиологическими характеристиками иерсиниоза являются все перечисленные, исключая:

  1. возбудитель образует споры

  2. зооноз

  3. основной путь передачи - алиментарный

  4. заболеваемость выше в холодное время года

  5. возбудитель может размножаться при 0-9°С



1. Тема № 5: Менингококковая инфекция.

2. Цель: формирование у студентов знаний теоретических основ эпидемиологии менингококковой инфекции, знаний методов эпидемиологической диагностики, основных положений и принципов лечения, ухода и профилактики при этих заболеваниях.

3. Задачи обучения:

    • Формирование у студентов знаний о менингококковой инфекции, об эпидемическом процессе, его природе, условиях развития и движущих силах при этих заболеваниях.

    • Усвоение принципов классификации и эпидемиологической характеристики менингококковой инфекции.

    • Усвоение основ эпидемиологического надзора и его роли в профилактике менингококковой инфекции.

    • Формирование умений (выявления инфекционных больных, оформлении всех видов документации при этих заболеваниях: экстренное извещение, карта наблюдения, справки), обеспечивающих квалифицированный уход за больными с менингококковой инфекцией.

4. Основные вопросы темы:

  • Этиология, эпидемиология менингококковой инфекции.

  • Патогенез менингококковой инфекции.

  • Клинико-эпидемиологическая и лабораторная диагностика менингококковой инфекции.

  • Принципы профилактики при менингококковой инфекции.

  • Принципы организации необходимых противоэпидемиологических мероприятий при менингококковой инфекции.

5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, работа в малых группах, ролевые игры, работа с историями болезни тематических больных (при их отсутствии работа с архивными историями болезни, клиническими случаями), работа с электронными пособиями, решение ситуационных задач и тестовых заданий, интерпретация лабораторных данных.

6. Литература:

Основная:

  1. Тропические болезни.Учебное пособие./Сейдуллаева Л.Б., Набенов К.Н., Дуйсенова А.К., Егембердиева Р.А.- Алматы, 2010,-332 с.

  2. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник для мед. вузов/ В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 2-е изд., испр.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.-826 с.

  3. Инфекционные болезни: Учеб. пос. для вузов/Под ред. Е.П. Шуваловой.- Москва; Медицина, 2005.- 695с.

Дополнительная:

  1. Белоусова А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии.- 2012.

  2. Дуйсенова А.К., Садыкова С.С. «Сборник тестовых заданий и ситуационных задач по инфекционным и тропическим болезням», Алматы, 2009.- 380с.

  3. Инфекционные болезни: национальное руководство / Под ред. Н. Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1056 с.

  4. Амиреев С.А., Муминов Т.А. и др., Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях т. 2, Алматы, 2008 г.

  5. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях т. 1, Алматы, 2007 г.

  6. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней. Под ред. В.И. Покровского.- 2006.

  7. Инфекционные болезни у детей: Учебник для пед.фак.мед.вузов/Под ред. В.Н. Тимченко.-2-е изд.,испр.и доп.-СПб.:Спец. лит,2006.-576с.

  8. Возианова Ж.И. Инфекционные и паразитарные болезни. Киев. 2002 г.

  9. Руководство по инфекционным болезням. Под ред. Ю.В. Лобзина. Санкт-Петербург, 2000.

  10. Эмонд Р. и др. Инфекционные болезни, цветной атлас. Перевод с англ., 1989.

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи):

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

1. После перенесенной менингококковой инфекции формируется … иммунитет.



  1. стойкий

  2. нестойкий

  3. видоспецифический

  4. непродолжительный

  5. перекрестный

2. Сыпь при менингококцемии …

  1. геморрагическая.

  2. папулезная.

  3. везикулезная.

  4. пятнистая.

  5. петехиальная.

3. Симптомы, характерные для менингита:

  1. ригидность затылочных мышц, Кернига, Брудзинского

  2. Ортнера, Мерфи, френикус-симптом

  3. Мейо-Робсона, Дежардена, Кернига, Брудзинского

  4. Щеткина-Блюмберга, Воскресенского

  5. Пастернацкого, Киари-Авцына

4. Инкубационный период при менингококковой инфекции в среднем:

  1. 5-7 дней

  2. 10-14 дней

  3. 1 месяц

  4. 1-2 часа

  5. 3-4 дня

5. Понятие "менингит" - это воспаление

  1. твердой и мягкой мозговых оболочек.

  2. паутинной оболочки.

  3. спинного мозга.

  4. сосудов мозга.

  5. головного и спинного мозга.

6. Материал для диагностики менингококковой инфекции:

  1. кровь, носоглоточную слизь, спинномозговая жидкость

  2. кровь, кал, моча

  3. соскоб, биоптат элементов сыпи

  4. срезы внутренних органов

  5. спинномозговая жидкость

7. Возбудитель менингококковой инфекции:

  1. neisseria meningitidis

  2. francisella bwarensis

  3. maclomyces prendonidi

  4. dermopүilis peoosis

  5. salmonella typhi

8. Причины, приводящие к генерализации процесса при менингококковой инфекции:

  1. нарушение иммунного состояния организма, дефицит иммуноглобулинов классов С и М, генетическая предрасположенность к данному заболеванию

  2. нарушение иммунного состояния организма, поражение высших вегетативных центров

  3. дефицит иммуноглобулинов классов С и М, утрата барьерной функции лимфа узла

  4. генетическая предрасположенность к данному заболеванию, нарушение ЦНС

  5. нарушение иммунного состояния организма, дефицит иммуноглобулинов классов С и М, дистрофические изменения в нервных узлах

9. Пути передачи менингококков:

  1. воздушно-капельный

  2. контактно-бытовой

  3. воздушно-пылевой

  4. перкутанный

  5. алиментарный

10. Входные ворота при менингококковой инфекции:

  1. носоглотка

  2. слизистая ЖКТ

  3. полость рта

  4. кожные покровы

  5. половые органы

Тесты для оценки заключительного уровня знаний:

1. Развитие инфекционно-токсического шока при менингококковой инфекции обусловлено …



  1. массивной бактериемией с интенсивным распадом микробов и токсинемией.

  2. аллергией организма.

  3. отягощенным преморбидным фоном.

  4. врожденной предрасположенностью.

  5. дефицитом Т-лимфоцитов.

2. Особенность менингококкового менингита:

  1. развивается в мягких мозговых оболочках

  2. поражает все три оболочки

  3. имеет склонность к затяжному течению

  4. не выявлено

  5. поражает спинной мозг

3. Непосредственная причина смерти при менингококковой инфекции:

  1. острая сердечно-сосудистая недостаточность и острая почечная недостаточность

  2. паралич дыхания

  3. почечно-печеночная недостаточность

  4. отек легких

  5. лихорадка

4. Патогномичный симптом менингококцемии:

  1. геморрагическая сыпь

  2. интоксикация

  3. лихорадка неправильного типа

  4. гиперестезия

  5. нарушения сознания

5. Неспецифический лабораторный метод, имеющий наибольшее значение в постановке диагноза менингококковой инфекции:

  1. общий анализ крови, ликвора

  2. общий анализ крови и мочи

  3. содержание в липопротеидов в крови

  4. уровень сахара в крови, ликворе

  5. биоптат

6. Госпитализация больных менингококковым назофарингитом осуществляется … показаниям.

  1. клинико-эпидемиологическим

  2. клиническим

  3. эпидемиологическим

  4. гигиеническим

  5. социальным

7. Антибиотикотерапия больным менингококцемией проводится …

  1. 5-8 дней.

  2. 1-3 дня.

  3. 4-5 дней.

  4. 7-14 дней.

  5. 21 день.

8. Контрольная спинномозговая пункция проводится на … день лечения.

  1. 10 день

  2. 3 день

  3. 6-8 день

  4. 12-14 день

  5. 18 день

9. Окончательный положительный результат исследования биологических жидкостей на менингококк может быть выдан на … день.

  1. 4

  2. 10

  3. 14

  4. 30

  5. 7

10. Критерии выписки из стационара больных менингококковой инфекцией:

  1. после 3-х кратного отрицательного результата на носительство менингококка

  2. после полного клинического выздоровления, без бактериологического обследования

  3. после однократного результата на носительство менингококка

  4. после 4-х кратного отрицательного результата на носительство менингококка

  5. после клинического выздоровления

Задачи:

1. Девочка 9 мес. Заболела вчера в 20.00, когда повысилась температура до 40ºС, стала вялой, сонливой отказалась от еды, периодически беспокойна. Мама обратилась к знакомому фельдшеру. Тот порекомендовал отправить ребенка в больницу. Мать отказалась. Утром в 6.00 на фоне температуры 40,5ºС появились судороги, ребенок потерял сознание. Вызвана машина «Скорой помощи». Ребенок осмотрен фельдшером. Объективно: состояние ребенка крайне тяжелое. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание 60 в 1 мин. Тоны сердца глухие, тахикардия, ЧСС - 160 в 1 мин. Печень на 3 см выступает из-под края реберной дуги. Не мочится в течение 8 часов. Отмечается резкое выбухание большого родничка. Судороги периодически повторяются. Неврологический статус: сознание отсутствует, отмечается птоз, нистагм, сглаженность носогубной складки справа.

- О каком заболевании следует думать?

- Какую неотложную помощь необходимо сказать на догоспитальном этапе?

- Какие изменения в периферической крови и в ликворе будут у этого ребенка?

2. Вызов на дом к ребенку 5 лет фельдшера «скорой помощи». Болен 2-й день. Заболел внезапно: накануне в 12 часов дня, когда повысилась температура до 39ºС, появилась головная боль, многократная рвота. Мама сказала рвоту с отравлением, промывала ему желудок. Состояние не улучшалось. Температура держалась в пределах 39-40ºС. В 24 часа на теле появилась полиморфная геморрагическая сыпь, от точечных геморрагий до крупных кровоизлияний в виде неправильной звездчатой формы элементов с некрозом в центре с локализацией на туловище и конечностях (верхних и нижних). Мальчик жалуется на боли в кистях рук.

Объективно: ребенок в сознании, заторможен, кожа бледная с мраморным рисунком, на туловище и конечностях полиморфная геморрагическая сыпь звездчатой формы, акроцианоз. Дыхание учащенное 40 в 1 мин. Тоны сердца приглушены, тахикардия, ЧСС – 140 в 1 мин, АД – 70/40 мм рт. ст. Кожа в области мелких суставов кисти рук несколько гиперемирована, движения в суставах несколько ограничены из-за болезненности. Не мочился 8 часов.

- О каком заболевании следует думать?

- Окажите неотложную помощь на догоспитальном этапе. Куда госпитализируете ребенка?

- Какие изменения со стороны периферической крови и мочи вы предлагаете?



1. Тема № 6: ВИЧ-инфекция, этиология, эпидемиология, клинические проявления, диагностика и профилактика.

2. Цель: Формировать у студентов знаний теоретических основ эпидемиологии ВИЧ инфекции, знаний методов эпидемиологической диагностики, основных положений и принципов лечения, ухода и профилактики ВИЧ инфекции.

3. Задачи обучения:

  • Формировать у студентов знания о ВИЧ инфекции, об эпидемиологии и этиологии.

  • Усвоить принципы классификации и клинику ВИЧ инфекции.

  • Усвоить принципы эпидемиологического надзора и профилактику ВИЧ инфекции.

  • Формировать у студентов умение обеспечить квалифицированный уход за больными с ВИЧ инфекцией.

4. Основные вопросы темы:

  • Определение ВИЧ-инфекции.

  • Этиология и эпидемиология ВИЧ-инфекции.

  • Классификация ВИЧ-инфекции.

  • Патогенез и клиника ВИЧ-инфекции.

  • Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции.

  • Принципы лечения и профилактика ВИЧ-инфекции.

  • Уход за больными с ВИЧ-инфекцией.

  • Медико-деонтологические аспекты ВИЧ-инфекции.

5. Методы обучения и преподавания: устный опрос, работа в малых группах, ролевые игры, работа с историями болезни тематических больных (при их отсутствии работа с архивными историями болезни, клиническими случаями), работа с электронными пособиями, решение ситуационных задач и тестовых заданий, интерпретация лабораторных данных.

6. Литература:

Основная:

  1. Тропические болезни.Учебное пособие./Сейдуллаева Л.Б., Набенов К.Н., Дуйсенова А.К., Егембердиева Р.А.- Алматы, 2010,-332 с.

  2. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник для мед. вузов/ В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 2-е изд., испр.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.-826 с.

  3. Инфекционные болезни: Учеб. пос. для вузов/Под ред. Е.П. Шуваловой.- Москва; Медицина, 2005.- 695с.

Дополнительная:

  1. Белоусова А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии.- 2012.

  2. Дуйсенова А.К., Садыкова С.С. «Сборник тестовых заданий и ситуационных задач по инфекционным и тропическим болезням», Алматы, 2009.- 380с.

  3. Инфекционные болезни: национальное руководство / Под ред. Н. Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -1056 с.

  4. Амиреев С.А., Муминов Т.А. и др., Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях т. 2, Алматы, 2008 г.

  5. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях т. 1, Алматы, 2007 г.

  6. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии инфекционных болезней. Под ред. В.И. Покровского.- 2006.

  7. Инфекционные болезни у детей: Учебник для пед.фак.мед.вузов/Под ред. В.Н. Тимченко.-2-е изд.,испр.и доп.-СПб.:Спец. лит,2006.-576с.

  8. Рахманова А.Г. ВИЧ-инфекция. Санкт-Петербург, 2004 – 696 с.

  9. А. Шарман СПИД, Алматы, 2004 г.

  10. Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Т. ВИЧ-инфекция. Клиника, диагностика и лечение. М., 2003.

  11. Белозеров Е.С. ВИЧ-инфекция. С.-П., 2003.

  12. Рахманова, А.Г. ВИЧ-инфекция у детей: монография. - СПб., 2003.

  13. Возианова Ж.И. Инфекционные и паразитарные болезни. Киев. 2002 г.

  14. Руководство по инфекционным болезням. Под ред. Ю.В. Лобзина. Санкт-Петербург, 2000.

  15. Эмонд Р. и др. Инфекционные болезни, цветной атлас. Перевод с англ., 1989.

  16. Приказ № 552 от 28.07.2010 г. «Об утверждении Правил медицинского обследования на наличие ВИЧ-инфекции».

7. Контроль (вопросы, тесты, задачи):

Тесты для оценки исходного уровня знаний:

1. СПИД-ассоциированные заболевания, доминирующие при развитии клиники СПИДа:



  1. саркома Копоши, пневмоцистная пневмония, кандидоз, герпетическая инфекция

  2. остеомиелит, сальмонеллез, туберкулез

  3. лейкоз, стоматиты, вирусные гепатиты

  4. псориаз, аденовирусная инфекция, пневмония

  5. гастроэнтероколиты, заболевания почек

2. Возбудитель ВИЧ-инфекции поражает …

  1. Т-лимфоциты.

  2. макрофаги.

  3. нейроглию.

  4. эозинофилы.

  5. моноциты.

3. Пути передачи ВИЧ-инфекции:

  1. парентеральный, половой, вертикальный

  2. трансмиссивный, половой

  3. контактно-бытовой, половой

  4. алиментарный, половой

  5. транфузионный

4. … подтверждает окончательно состояние ВИЧ-инфицирования.

  1. метод иммуноблотного исследования крови

  2. цитологическое исследование клеток крови

  3. иммуноферментный анализ крови

  4. исследование содержание циркулирующих иммунокомплексов

  5. реакция гемагглютинации

5. Группа "повышенного риска" по ВИЧ-инфекции:

  1. гомосексуалисты, наркоманы, лица с беспорядочными половыми связями

  2. наркоманы, токсикоманы

  3. доноры, реципиенты

  4. все население

  5. дети, медработники

6. Ведущее направление борьбы со СПИД:

  1. пропаганда "здорового образа жизни" и повышения сексуальной культуры

  2. обеспечение ЛПУ одноразовыми шприцами и другими мединструментами

  3. повышение санитарной культуры населения

  4. обследование групп лиц "повышенного риска"

  5. правильная стерилизация медицинских инструментов

7. Для определения ВИЧ-инфекции не характерно:

  1. заболевание вызывается риккетсиями

  2. ВИЧ-инфекция -прогрессирующее заболевание с преимущественным перкутантным механизмом передачи

  3. характерным специфическим поражением иммунной системы с развитием иммунодефицита

  4. проявляется оппортунистическими инфекциями, злокачественными новообразованиями и аутоиммунными эффектами

  5. антропонозное заболевание

8. Вирусы иммунодефицита человека относятся к …

  1. ретровирусам.

  2. пикориовирусам.

  3. арбовирусам.

  4. парамиксовирусам.

  5. тоговирусам.

9. Геном вируса иммунодефицита человека:

  1. двухцепочный РНК

  2. ДНК

  3. РНК однонитчатая

  4. ДНК и РНК

  5. линейной двухцепочной ДНК

10. Вирус иммунодефицита человека тропен к …

  1. клеткам, несущим на мембране СД и антигены-рецепторы.

  2. эритроцитам.

  3. гепатоцитам.

  4. тромбоцитам.

  5. эпителиоцитам.

Тесты для оценки заключительного уровня знаний:

1. Возникновение оппортунистических инфекций при ВИЧ обусловлено:



  1. Нарушением распознавания чужеродных антигенов системой макрофагов

  2. Нарушением процессов антителогенеза

  3. Снижением уровня Т-хелперов

  4. Снижением уровня секреторных антител

  5. Снижением фагоцитарной активности фагоцитов.

2. Иммунодефицит при ВИЧ-инфекции сопровождается:

  1. Снижением уровня Т4-лимфоцитов

  2. Высоким уровнем ЦИК

  3. Снижением количества ЦИК

  4. Высоким уровнем иммуноглобулинов всех классов

  5. Снижением уровней иммуноглобулинов

3. Окончание инкубационного периода при ВИЧ инфекции ассоциируется с:

  1. Повышением температуры тела

  2. Увеличением лимфатическим узлов

  3. Появлением кандидоза слизистых оболочек и кожных покровов

  4. Появлением антител к ВИЧ

  5. Резким похуданием

4. Острый ретровирусный синдром включает в себя:

  1. Лихорадку

  2. полилимфаденопатия

  3. Эритематозно-макулезную сыпь

  4. Стоматит, эзофагит

  5. Язвы на слизистых оболочках гениталий

5. Фаза «А» стадии вторичных заболеваний:

  1. Поверхностное поражение кожи и слизистых оболочек грибковой флорой

  2. Поверхностное поражение кожи и слизистых оболочек бактериальной флорой

  3. Поверхностное поражение кожи и слизистых оболочек вирусной флорой

  4. Дефицит массы тела более 10 процентов исходной

  5. Потеря массы тела менее 10 процентов исходной

6. Группа "повышенного риска" по ВИЧ-инфекции:

  1. гомосексуалисты, наркоманы, лица с беспорядочными половыми связями

  2. наркоманы, токсикоманы

  3. доноры, реципиенты

  4. все население

  5. дети, медработники

7. Ведущее направление борьбы со СПИД:

  1. пропаганда "здорового образа жизни" и повышения сексуальной культуры

  2. обеспечение ЛПУ одноразовыми шприцами и другими мединструментами

  3. повышение санитарной культуры населения

  4. обследование групп лиц "повышенного риска"

  5. правильная стерилизация медицинских инструментов

8. Для определения ВИЧ-инфекции не характерно:

  1. заболевание вызывается риккетсиями

  2. ВИЧ-инфекция -прогрессирующее заболевание с преимущественным перкутантным механизмом передачи

  3. характерным специфическим поражением иммунной системы с развитием иммунодефицита

  4. проявляется оппортунистическими инфекциями, злокачественными новообразованиями и аутоиммунными эффектами

  5. антропонозное заболевание

9. Вирусы иммунодефицита человека относятся к …

  1. ретровирусам.

  2. пикориовирусам.

  3. арбовирусам.

  4. парамиксовирусам.

  5. тоговирусам.

10. Ведущее направление борьбы со СПИД:

  1. пропаганда "здорового образа жизни" и повышения сексуальной культуры

  2. обеспечение ЛПУ одноразовыми шприцами и другими мединструментами

  3. повышение санитарной культуры населения

  4. обследование групп лиц "повышенного риска"

  5. правильная стерилизация медицинских инструментов

Задачи:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница