Коррекция поведения или перевоспитание собак Москва, 1996



страница1/7
Дата24.06.2015
Размер1,08 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

Коррекция поведения или перевоспитание собак

Москва, 1996

http://konura.newmail.ru/korrec.htm
Предлагаемая книга поможет вам исправить поведение вашей собаки, предоставляя для этого достаточно много методов и способов, учитывающих биологические и зоопсихологические особенности братьев наших меньших. Если у вас еще нет собаки она будет руководством к тому, как избежать возможным осложнений и ошибок в выращивании и воспитании щенка.

Автор книги, кандидат ветеринарных наук, инструктор по дрессировке Владимир Гриценко, возможно известен вам по оригинальным статьям в газетах “Птичий Рынок” и “Кот и Пес” или по выступлениям в радиопередаче “Мой ласковый и нежный зверь”.
1. Мы и наши собаки 4. 11. Метод 11. 5.12. Собака сильно тянет по

Устранение мотивации лестнице и на улице

2. Причины плохого 5.13. Собака громко визжит

поведения 5. Практические уроки: и скулит, когда вы идете на

прогулку

3. Как появляются дурные 5.14. Собака очень долго

привычки 5.1. Трусливая собака считает квартиру туалетом
4. Воспитание и перевоспитание: 5.2. Собака подбирает 5.15. Собака очень драчлива

4.1. Метод 1. Формирование пищу с земли и берет от или очень боится других

отсутствия нежелательного посторонних людей собак

поведения.

4.2. Метод 2. Устранение 5.3. Собака бегает за авто- 5.16. Собака портит

возможности совершения мобилями, велосипедистами, и мебель и обувь

нежелательного поведения спортсменами-бегунами

кошками


4.3. Метод 3. Наказание 5.4. Собака много лает 5.17. Собака кусает членов

на улице и дома семьи или владельца

4.4. Метод 4. Отрицательное 5.5. Собака выбегает на

подкрепление проезжую часть

4.5. Метод 5. Угашение 5.6. Собака ворует со стола

4.6. Метод 6. Привыкание 5.7. Собака прыгает на хозяина,

когда он возвращается домой

4.7. Метод 7. Ориентиро- 5.8. Собака излишне агрессивна

вочное торможение к прохожим

4.8. Метод 8. Выработка 5.9. Собака валяется в

несовместимого поведения отбросах и кале

4.9. Метод 9. Связь поведения

с определенным сигналом 5.10. Собака не подходит по команде

4.10. Метод 10. Подкрепле- 5.11. Собака надолго

ние отсутствия нежелатель- убегает из дома

ного поведения

Мы и наши собаки

В конце 1993 начале 1994 года 99 владельцев собак города Москвы, отвечая на вопросы специально разработанной анкеты, поделились своими тайнами, проблемами и заботами.

Оказалось, что чаще всего собак приобретают для души (Таблица № 1), но, наверное, это потому, что собака явление сложное, красивое и живое. То есть, для чего бы мы не приобретали собаку, прежде всего мы делаем это для души.
Таблица № 1. Цель приобретения собаки

Цель приобретения Количество владельцев Примечание

указавших причину (в%)

Для души 65.7 Почти половина опрошен-

ных отметили два цели

Для охраны 39.4

Как компаньона 25.2

Как племенную собаку 17.1

Для детей 16.1

Другое 1.0 Как поводыря слепого


И делаем это чаще всего через знакомых (41.6%) или клубы (21.2%), реже на Птичьем Рынке (17.8%) и по объявлению в газете (15.8%), а иногда нам дарят или мы находим собаку на улице (2.9%).
Насколько несерьезно при этом мы относимся к появлению собаки, отражено в Таблице № 2.

Таблица № 2. Учет условий при выборе породы собаки

Условия Количество владельцев Примечание

учитывающих условие (в %)

Особенности породы 44.4 Почти каждый

опрошенный

Только собственный вкус 43.4 отметил более чем

Целевое назначение породы 29.3 одно условие

Опыт в содержании собак 23.2 9% опрошенных

отметили

Наличие свободного времени 16.2 три условия

Экономические возможности 15.1

Состав семьи 13.1

Квартирные условия 12.1

Престижность породы 4.0

Модность породы 3.0


Хотя каждым опрошенным были учтены не менее двух условий, а некоторые учитывали и три, мы приобретаем собак, вероятно, в состоянии повышенного эмоционального настроя, то есть несерьезно, поддавшись обаянию маленького очаровательного существа. Это подтверждают и ответы на вопросы о том, насколько представляли себе владельцы серьезность проблем, связанных с появлением щенка (Таблица № 3).

Таблица № 3. Оправдание ожиданий владельцев

Вы ожидали, что с собакой будет

Интереснее 39.2 %

Труднее 35.5 %

Проще 25.0 %

Скучнее 1.3 %
Вы ожидали, что потребуются...

Дополнительное время 60.6 % Почти половина

Дополнительные знания 54.5 % опрошенных отме-

Дополнительные расходы 39.4 % тили два пункта


Однако через год-полтора только 7% опрошенных ответили, что ошиблись в выборе породы, а 5% не ответили на вопрос. Много этого или мало? С точки зрения беспристрастной статистки немного. Но для каждого кто ошибся, как и для его собаки, это трагедия.

Результатом недооценки достаточности кинологического опыта, особенностей породы да и свободного времени, являются всевозможные осложнения, встречающиеся в период выращивания и воспитания собаки. По крайней мере 53.2 % опрошенных сознались в том, что собаку воспитывать было нелегко, оценивая свои качества воспитателя следующим образом (по пятибальной системе):

- 2 балла - 1.4%; - 3 балла - 56.2%; - 4 балла - 38.7%; - 5 баллов - 2.7%.

Выращивая и воспитывая собаку, участники опроса чаще всего пользовались информацией из газет, журналов, книг и от знакомых собачников (Таблица № 4).

Таблица № 4. Популярность источников информации

Книги, журналы, газеты 82.9 % Каждый второй

Знакомые собачники 48.5 % пользовался более

Собственный опыт 37.4 % чем 1 источником,

Заводчик 30.3 % каждый третий - 3

Клуб любителей собак 25.2 %

Здравый смысл 20.2 %

Телевидение 3.0 %


Оказалось очень небольшой информационная роль клубов любителей собак и заводчиков и, наверное, в связи с этим только один владелец выращивая и воспитывая щенка ни в чем не испытывал недостатка (Таблица № 5).

Таблица № 5. Недостаток испытываемый владельцами при выращивании и воспитании щенка

Ветеринарных знаний 51.5 % Каждым опрошенным

Практических навыков воспитания 48.5 % отмечено 2 пункта,

Времени 36.4 % почти половиной - 3

Терпения 33.3 %

Знаний о поведении собак 30.3 %

Знаний о кормлении собак 23.2 %

Денег 15.1 %

Знаний о содержании собак 14.1 %

Не ощущали 1.1 %
Наиболее часто владельцы испытывают недостаток ветеринарных знаний и знаний о воспитания собак.

Иногда в жизни, как в компьютерной игре, хочется вернуться назад, чтобы недопустить или вовремя предотвратить те или иные осложнения и ошибки.

Такое желание возникает и у тех, кто вырастил собаку, особенно если она первая. Очень трудно, глядя на месячного бутуза, представить себе, что он когда-нибудь станет непослушным, независимым, а то и агрессивным. Хорошо было бы выяснить наиболее слабые места нашего воспитания, хотя бы для того, чтобы те, кто заводит собаку впервые, смог предостеречься от подводных камней.

По результатам ответов на вопрос: “Если бы вернуться назад, вы больше бы уделяли внимания?... (Таблица № 6), оказалось, что наименее серьезно мы относимся к воспитанию и воспитательной дрессировке своих щенков.

Таблица № 6. Если бы вернуться назад, то внимания больше уделяли...

Воспитанию 55.6 % Каждым было отме-

Воспитательной дрессировке 48.5 % чено 2 пункта,

Физической подготовке 34.3 % почти половиной - 3

Здоровью собаке 30.3 %

Кормлению 19.2 %

Ветеринарным требованиям 15.1 %
Таким образом, если бы существовала машина времени, большинство владельцев больше бы занимались воспитанием своих собак, причем воспитывали их гораздо требовательнее и немного жестче (Таблица № 7).

Таблица № 7. Если вы вернуться назад, воспитывать щенка стали бы ...

Более внимательно 50.5 % 39% опрошенных

Гораздо требовательнее 32.3 % отметили более чем

Немного жестче 20.2 % один пункт

Точно также 20.2 %

Мягче 15.1 %

Менее требовательнее 1.0 %


По мнению тех, кто уже вырастил собаку, начинающий владелец должен знать (Таблица № 8) прежде всего способы и методы воспитательной дрессировки, оказание первичной ветеринарной помощи, закономерности поведения собак и особенности их кормления, но каждым опрошенным было отмечено не менее 6 позиций.

Таблица № 8. Начинающий владелец должен знать...

Способы и методы воспитательной дрессировки 72.7 %

Оказание первичной ветеринарной помощи 69.7 %

Поведение собак 68.7 %

Особенности кормления 66.7 %

Инфекционные болезни 52.5 %

Физиологию собаки 51.5 %

Особенности гигиены содержания 42.4 %

Методы и способы лечения собак 42.4 %

Инвазионные болезни 38.4 %

Основы Высшей Нервной Деятельности 36.4 %

Анатомию собаки 34.3 %

Где, что и по какой цене купить для собак 33.3 %


Считается уже устоявшимся предположение о том, что собака воспринимает семью человека как стаю себе подобных. И, хотим мы этого или не хотим, строит свои взаимоотношения с нами по ее строгим и жестким законам, из которых основным является закон доминирования-подчинения (закон иерархических взаимоотношений). Именно существование иерархических взаимоотношений делает стаю управляемой, что позволяет координировать действия партнеров и снижает количество физических агрессивных контактов (драк) .

Послушание собаки в семье, отсутствие агрессивных конфликтов и, в целом, удовлетворенность собакой, определяется многими причинами: породными особенностями, свойствами высшей нервной деятельности собаки, составом семьи и уровнем взаимоотношений членов семьи между собой и собакой. Но, особенно, ранним воспитанием собаки, во время которого и формируются ее иерархические взаимоотношения с членами семьи. Кстати, неформироваться они не могут, если вы не придаете этому должного внимания, собака возьмет инициативу в свои лапы, а то и зубы.

Основная роль в выращивании и воспитании собаки, как правило, принадлежит одному человеку, которого мы и назовем владельцем собаки. Конечно, владелец может играть в семье самые различные социальные роли - быть мужем (отцом), женой (матерью), бабушкой и ребенком, но главным его признаком является то, что он больше всех остальных уделяет внимание собаке.

Оказалось, что владельца можно определить лишь в 80% случаев (Таблица № 9), а 25% опрошенных признались, что повышенное внимание собаке оказывает не один человек.


Таблица № 9. Внимание членов семьи к собаке

Члены семьи Кто больше уделяет внимания (в %)

Владелец 79.8

Жена (мать) 14.1

Муж (отец) 11.1

Все одинаково 11.1

Дети 6.0

Бабушка 2.0

Дедушка 1.0

Никто -
О взаимоотношениях собаки с членами семьи можно судить по результатам опроса, представленным в Таблице № 10.

Таблица № 10. Взаимоотношение собаки с членами семьи

Члены семьи Кого счи- Кого лучше Кого боится Кого больше На кого

тают ли- слушается любит рычит или

дером семьи кусает

Владельца 49.5 % 72.9 % 36.8 % 45.9 % 5.8 %

Мужа (отца) 14.9 % 12.6 % 14.1 % 8.1 % 3.8 %

Жену (мать) 10.9 % 1.8 % 3.8 % 15.6 % 3.8 %

Никого 15.9 % 3.6 % 40.6 % 0.7 % 61.5 %

Бабушку - 0.9 % 2.8 % 2.9 % 5.6 %

Дедушку 3.9 % 1.8 % - 3.7 % 2.0 %

Одного из детей 1.9 % - 0.9 % 7.4 % 7.7 %

Собаку 2.9 % - - - -

Детей 3.6 % 3.6 % - - 8.1 %

Всех - 2.7 % 0.9 % 15.6 % -

одинаково
Характерно, что владелец собаки в большинстве случаев является лидером семьи. Именно лидерство, особенно по отношению к собаке, определяет ее управляемость и послушаемость, поэтому собака лучше слушается владельца и мужа (отца) и их же больше боится. Хорошо конечно, что собаки никого не боятся в 40% случаев, но плохо, что встречаются семьи, где они и никого не слушаются.

Сердце собаки, по большей части, принадлежит владельцу и его жене или матери. Ничего удивительного, жены и мамы балуют наших собак - их можно любить, но слушаться не обязательно.

В результате неправильного выбора породы, нехватки времени или неправильном воспитании щенка возможны конфликты. Только 61% семей с собаками сумели их избежать. Нелады в общении могут иметь различные формы: от игнорирования приказаний, неохотного их выполнения, сопротивления при принуждении, до рычания и покусов. Наибольшее притеснение со стороны собак испытывают дети и бабушки, имеющие низкие ранги в иерархической структуре семьи. Причем 5% опрошенных отметили, что конфликты возникают не только с одним членом семьи.
Причины плохого поведения

Из своего жизненного опыта вы, вероятно, уже знаете, что ничего на свете не бывает беспричинным. Даже если причина не очевидна, это не значит, что ее нет, просто мы до нее не докопались. И поэтому давайте согласимся с тем, что причина плохого поведения есть всегда, и часто даже не одна.

Но не смотря на то, что собаки относятся к высокоорганизованным существам, они не доросли еще до того, чтобы делать что-то вредности для или мести ради. Очень легко обвинить собаку в хулиганских побуждениях, это не требует от хозяина труда по изучению зоопсихологии, но не помогает найти выход из создавшейся ситуации. Оставим это и рассмотрим себя, уважаемые владельцы, как основной и единственный источник причин плохого поведения своих собак.

НЕДОСТАТОЧНАЯ КИНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ прежде всего проявляется в НЕПРАВИЛЬНОМ ВЫБОРЕ ПОРОДЫ. Например, девушка в качестве своей первой собаки решает завести кавказскую овчарку, а через год-полтора сталкивается с проблемами неподчинения и агрессии к себе или членам своей семьи. Или городской житель, справедливо полагая, что лайка “самая умная” собака, приобретает щенка и затем обнаруживает, что его ни во что не ставят, игнорируют как хозяина и часто просто убегают на недельную прогулку.

Приобретая щенка, мы можем начать его дрессировать с понедельника или через месяц, а можем вообще не дрессировать, но не воспитывать его не можем. Мы воспитываем нашу собаку, даже когда не хотим этого или когда спим. Все общение с собакой уже воспитывает ее. То есть, если мы не воспитываем собаку сознательно, мы воспитываем ее неправильно. НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, как причина будущего плохого поведения может проявляться в закреплении дурных привычек при поведении как дома, так и на улице. Это прежде всего агрессия к членам семьи, прыжки на хозяина и других людей, приставание на улице к прохожим, подбирание пищи с земли, невыполнение команды “Ко мне!” и почти все остальные проступки собаки. В последнее время у меня все более крепнет мнение, что агрессивней английского коккер-спаниеля собаки нет, так часто приходится корректировать внутрисемейное поведение собак этой породы. А все потому, что многие владельцы считают, что воспитывать небольших собак не обязательно.

А НЕАККУРАТНОСТЬ? Вспомните, все ли ценные для вас вещи вы убирали вне досягаемости щенка, уходя на работу? А не играли ли вы ненароком со щенком предметами обихода? А не смеялись ли вы над тем как забавно треплет щенок вашу брючину? Или над тем как он подпрыгивает, радостно встречая вас? А не шлепали ли вы щенка, когда он съев селедочную головку, наконец подходил к вам? То есть, не ПОДКРЕПЛЯЛИ ЛИ ВЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНО неправильное поведение?

Или бывает еще и так: щенок, гуляющий без поводка, погнался за кошкой и загнал ее на дерево. Вы, желая наказать его за преследование кошки, подзываете и шлепаете. При этом вы считаете, что поступили правильно, а между тем щенок понял лишь то, что после веселой погони за кошкой, не подходи к хозяину - попадет по первое число.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ВЫРАЩИВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ, заключается прежде всего в том, что мы недооцениваем потребность щенков и молодых собак в физической нагрузке.

Собака после прогулки должна быть уставшей. ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ основная причина того, что наши собаки портят мебель, полы, обои и обувь. Как впрочем ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ уделяемого собаке, НЕДОСТАТОК ОБЩЕНИЯ с ней, выражающиеся в том, что собаку часто и надолго оставляют наедине с собой. Мы забываем, что собака существо стайное. Одиночество, особенно для щенка или молодой собаки, является СТРЕССОМ, который вызывает СТРАХ. В лучшем случае собака испытывает СКУКУ. Пытаясь отвлечься или развлечься собака ничего не находит в квартире кроме предметов человеческого обихода. Часто собака начинает “хулиганить”, если решает, что вы мало уделяете ей внимания.

Если вы считаете чрезмерные лай, скуление или вой проявлением плохого поведения, то он вызывается или страхом, или соответствующим ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ. Например, интенсивность и продолжительность лая прямопропорциональны степени возбуждения собаки.

НЕПРАВИЛЬНОЕ КОРМЛЕНИЕ заставляет собаку искать недостающее на помойках или выгрызать дыры в стенах. БОЛЬНАЯ СОБАКА может отличаться искаженным аппетитом и поедать все, что попадается ей в зубы. Часто такое случается если у собаки отмечается воспаление желудка (гастрит) или кишечника (энтериты и колиты), но может свидетельствовать и о наличии глистов.

Соответствующее ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ собаки иногда может быть причиной “неправильного” ее поведения. Например, беременные суки или суки в состоянии ложной щенности порой роют норы в креслах и на диванах, состояние голода заставляет собак воровать и клянчить, а смена зубов, сопровождающаяся зудом десен, характеризуется повышенной разрушительной активностью.

Но и ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА собаки, могут быть причиной вашего недовольства. Подрастающему щенку необходимо познавать мир, хотя бы для того, чтобы определить съедобность или другую пригодность вещей. Вспомните особенность человеческих детей разбирать подаренные игрушки на части. У щенка, как известно, рук нет и для познания мира он использует зубы и лапы. Щенку также положено играть, потому, что игра для него дело серьезное. Она прежде всего служит для освоения форм поведения, которые могут понадобиться в будущем: приемы борьбы, охоты и так далее. Кроме того игра это и физическая тренировка. Играют же как известно с партнерами или предметами.

Зачастую, для того чтобы избавиться от нежелательного поведения достаточно устранить его причины.


Как формируется плохое поведение и почему с ним трудно бороться?

И плохое и хорошее поведение, это прежде всего поведение, то есть видимые нами реакции и действия животного. Причиной любого поведения считается появление какой-либо потребности (желания) животного и поведение всегда бывает направлено на удовлетворение желания или, другими словами, устранение (снижение) потребности. А, кстати, действия животного от момента возникновения потребности до момента ее удовлетворения, называется поведенческим актом. Дрессируя животное, мы сами создаем у него нужную нам потребность и сами же предлагаем путь к ее удовлетворению. Например, для того чтобы научить собаку посадке мы можем воспользоваться ее желанием есть (пищевой потребностью). Для этого мы часто не кормим собаку перед дрессировкой, чтобы повысить ее пищевую потребность. А затем предлагаем собаке сесть по определенной команде для того, чтобы получить кусочек пищи, то есть удовлетворить имеющуюся у нее пищевую потребность.

Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положительно и способствует закреплению в памяти действия, которое привело к нему. В результате многократного повторения действие заучивается животным, легко вызывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, то есть становится навыком.

Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие. Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути удовлетворения своего голода. И если вы не так тщательно убрали пищу как хотелось бы, собака доберется до нее и удовлетворит свой аппетит. Одновременно данный положительный результат становится подкреплением тому способу, при помощи которого собака достала пищу. Достаточно 2-3 раз, чтобы такое поведение собаки стало навыком. То же касается и съеденной обуви. Скучая, щенок пытается удовлетворить потребность в новой информации (а она очень выражена у молодых животных) и находит башмак, так приятно пахнущий хозяином. Сколько удовольствия и радости получит щенок расправляясь с ним, а как быстро летит время за интересным занятием. Вот и хозяин пришел. Стоит два-три раза не убрать обувь и навык готов. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным для него и таким интересным делом, чтобы скоротать время.

Но бывает и по другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака-попрошайка это нехорошо. И не подкармливаете щенка у стола. Но ваши дети, жена или родители считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ваше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом получается, что щенок все-таки получает подкрепление своему попрошайничеству и поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, подкрепляя хотя бы каждую третью попытку, это называется вариабельным или вероятностым подкреплением. А навыки, выработанные с применением вариабельного подкрепления угашаются с очень (очень!) большим трудом по сравнению с теми, для которых применяли постоянное подкрепление.

Потребности, которые и помогают нам и мешают нам, принято делить на три большие группы. Первая из них состоит из потребностей жизнеобеспечения: пищевая, питьевая, оборонительные потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях и тому подобное. Неудовлетворение какой-либо из этих потребностей ведет к гибели животного. Вторую группу потребностей называют зоосоциальными. К ним относят половые, родительские, территориальные потребности, потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. Третью группу составляют потребности саморазвития: потребность в свободе, подражательную потребность, потребность в игре, потребность в новой информации и другие.

Любая из перечисленных потребностей, не будучи удовлетворенной, может быть причиной плохого поведения наших собак, если мы не поможем удовлетворить ее или не подскажем правильного пути для ее удовлетворения. Чаще всего приходится сталкиваться с пищевой потребностью, потребностью в двигательной нагрузке, потребностью в положительных ощущениях, потребностью в игре и новой информации.
Очень часто наши собаки хулиганят, чтобы получить удовольствие

Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей и у собак.

От навыков отличают привычки. Привычки приобретаются и закрепляются, как и навыки, в результате многократных повторений, но если навыки являются способом достижения какой-либо цели, то привычные движения выполняются ради себя самих. Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили ее одну, вот тогда и формируются привычки. От нечего делать, для убивания времени. Повторяясь они становятся необходимым атрибутом свободного времени и необходимыми собакам. Вспомните свои привычки и вспомните как вы злитесь, когда вам мешают совершить привычное действие. Вам остается одно, начать формирование других привычек, а это требует длительного времени.

Почему так трудно бороться с плохим поведением? Ну хотя бы потому, что все они приводят к возникновению положительных эмоций у собаки. А потребность в положительных эмоциях одна из ведущих у живых организмов. В опытах с вживленными электродами в центр удовольствия мозга, крысы научались нажимать на рычаг, вызывая положительные ощущения, и нажимали несколько тысяч раз в час, отказываясь от пищи и воды, что, в конце концов, приводило их к гибели. А вспомните человеческих наркоманов? Человек же предлагает собаке навыки поведения, связанные в основном с отрицательным подкреплением, как, например в классической дрессировке, что, естественно, вызывает у собаки желание самой формировать свое поведение.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница