Рабочая программа для студентов 050100. 62 направление подготовки «Педагогическое образование»



страница1/17
Дата26.08.2015
Размер2,89 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ ТЮМГУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ

Кафедра дошкольного и начального образования



ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов

(050100.62 – направление подготовки «Педагогическое образование»,

профиль подготовки «Дошкольное, начальное образование»

(очная форма обучения)


Программу составила:

к.б.н., доцент Л.З. Масловская

2011

Пояснительная записка

Курс «Естествознание» изучается в II-III семестрах и рассчитан на 288 часов. Из данной дисциплины на государственную аттестацию разделы не выносятся.



1. Цели и задачи дисциплины

Основной целью данной дисциплины: вооружить студентов знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения младших школьников любому предмету естественнонаучного цикла с использованием краеведческого материала и показать значение естествознания в формировании естественнонаучного мировоззрения.

Изучение данного курса «Естествознание» направлено на подготовку студентов к овладению следующими видами профессиональной деятельности:

- учебно-воспитательной;

- научно-методической.

При подготовки к этим видам деятельности предполагается решение следующих задач:



в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения естествознанию в соответствии с программой начальной школы;

- планирование и проведение учебных занятий по естествознанию с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

- использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий, а также современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения естествознанию;

- применение современных средств оценивания результатов обучения при изучении естествознания;

- формирование у учащихся духовных, нравственных ценностей и бережного отношения к природе.



в области научно-методической работы:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно- методической объединений;

- самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:



знать:

- строение и состав Солнечной системы;

- внутреннее строение Земли;

- свойства минералов и горных пород;

- картографические проекции, свойства минералов, их практическое значение;

- строение и состав географических оболочек Земли;

- общие признаки живых организмов, их клеточное строение и особенности жизнедеятельности;

- основные процессы жизнедеятельности организмов (обмен веществ, дыхание, питание, размножение и др.);

- многообразие органического мира, абиотические и биотические, экологические факторы, сезонные изменения в жизни растений и животных;

- влияние деятельности человека на организмы, виды, природные сообщества, меры по их охране;

- разнообразие пород животных, сортов растений, биологические основы их выращивания и развития;

- содержание естествознания в школе.



уметь:

- ориентироваться на местности, определять географические координаты,
составлять план класса, пришкольного участка;

  • определять свойства минералов и горных пород, состав почв;

  • применять знания о строении и жизнедеятельности животных и растений
    для обоснования приёмов их выращивания, мер охраны.

  • сравнивать строение и функции клеток животных, бактерий, растений;

  • сравнивать ткани животных и растений;

  • сравнивать природные и искусственные сообщества, типы и классы

животных;

  • сравнивать семейства растений.

владеть навыками:

- знаний о сезонных изменениях в жизни животных, приспособленность их к среде обитания.



- знаний о природе, о коллекциях, о рисунках, таблицах наиболее распространённых видов животных, растений своего региона.

3. Объём дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов


Семестры

2

3

ОДО

ОДО

ОДО

Общая трудоёмкость дисциплины

288

130

127

Аудиторные занятия

114

60

54

Лекции

38

20

18

Практические занятия

38

20

18

Лабораторные работы

38

20

18

Самостоятельная работа

143

28

115

Подготовка рефератов

14

4

10

Самостоятельная проработка отдельных тем

26

6

20

Подготовка к срезовым контрольным работам

14

4

10

Подготовка сообщений, докладов

34

4

30

Разработка и оформление таблиц, стендов

31

6

25

Конспектирование литературы

24

4

20

Контроль

27

-

27

КСР

4

2

2

Вид итогового контроля

экзамен

зачет

экзамен


4. Содержание дисциплины

4.1. Раздел дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Всего часов

Лекции

Практич.

занятия, семинары



Лаборатор.

работы


ОДО

ОДО

ОДО

ОДО

1

2

3

4

5

6

1

Землеведение

60

20

20

20

2

Ботаника

28

10

8

10

3

Зоология

26

8

10

8




Итого:

114

38

38

38

4.2. Содержание разделов дисциплины

4.2.1. Лекционный курс*

Семестр

№ лекции

Раздел, тема учебного курса,

содержание лекции



Количество часов

ОДО

ОЗО

Раздел № 1. «Землеведение»

1

1-2

Тема: «Землеведение в системе географических дисциплин. Топография. Картография». Землеведение в системе географических дисциплин. Топография. Картография: особенности географических карт и планов; классификация карт; условные знаки; глобус, градусная сеть, географические координаты, ориентирование на местности.

2

2

1

3-5

Тема: «Состав, строение, происхождение Солнечной системы». Состав и строение Солнечной системы. Гипотезы о происхождении Солнечной системы.

2

2

1

6-8

Тема: «Гипотезы о происхождении Земли. Форма и размер Земли Вращение Земли вокруг оси. Обращение Земли вокруг Солнца». Гипотезы происхождения Земли. Фигура и размеры Земли. Доказательства шарообразности Земли. Движения Земли и их географические следствия: осевое вращение Земли, движение Земли по орбите вокруг Солнца.

2

-

1

9-10

Тема: «Магнитосфера Земли. Гравитационное поле Земли. Геологическая история Земли». Геомагнитное поле (магнитосфера). Гравитационное поле. Геологическая история Земли.

2

-

1

11-12

Тема: «Минералы. Горные породы. Полезные ископаемые Тюменской области». Минералы: физические свойства минералов; классификация минералов.

Горные породы: происхождение и классификация горных пород; осадочные горные породы; метаморфические горные породы. Полезные ископаемые Тюменской области.



2

-

1

13

Тема: «Глубинное строение Земли. Рельеф Земли. Тектонические процессы». Глубинное строение Земли. Рельеф. Классификации рельефа. Эндогенные и экзогенные рельефообразующие процессы.

2

-

1

14

Тема: «Литосфера». Особенности и классификация рельефа: равнинно-платформенные области; горные области; равнины. Значение рельефа.

2

-

1

15

Тема: «Атмосфера». Состав и строение атмосферы. Нагреваемость атмосферы. Вода в атмосфере. Воздух атмосферы.

2

2

1

16

Тема: «Температурный режим. Климат. Погода». Температура: суточный и годовой ход температуры. Распределение тепла на Земле. Изотермы. Тепловые пояса. Климат. Погода.

2

-

1

17-18

Тема: «Гидросфера суши и океана. Водные ресурсы Тюменской области. Природные зоны Земли». Понятие о гидросфере. Свойства воды и ее роль в природе. Мировой круговорот воды. Мировой океан. Воды суши: подземные и поверхностные. Водные ресурсы Тюменской области.

2

-

Раздел № 2. «Ботаника».

2

19

Тема: «Ботаника как раздел биологии». История развития ботаники как науки. Отличительные признаки растений. Разделы ботаники. Значение растений в природе и жизни человека.

1

2

2

20

Тема: «Клетка и ткани. Органы растений». История открытия и изучения клетки. Особенности строения клеток растений. Растительные ткани: образовательные ткани; покровные ткани; основные ткани; механические ткани; проводящие ткани; выделительные ткани. Органы растений: Вегетативные органы Высших растений (корень и корневая система, побег и система побегов, почка, стебель; лист) и генеративные органы цветковых растений (цветок, соцветия, плод).

2

2

2

21

Тема: «Размножение и воспроизведение растений».

Воспроизведение и размножение растений. Циклы воспроизведения. Вегетативное размножение растений. Размножение растений спорами, половой процесс и циклы воспроизведения. Семенное размножение растений.



1

2

2

22

Тема: «Основные процессы жизнедеятельности растений». Рост и развитие цветковых растений. Периодичность роста. Холодостойкость, зимостойкость и морозостойкость. Индивидуальное развитие растений.

1

-

2

23

Тема: «Систематика. Царство Дробянки. Царство Грибы. Царство Растения». Систематика растений. Царство Дробянки. Подцарство настоящие бактерии - Bacteria. Царство Грибы. Царство Растения.

1

-

2

24

Тема: «Низшие растения. Высшие растения». Низшие растения. Подцарство Настоящие водоросли. Общая характеристика высших растений.

1

-

2

25

Тема: «Характеристика основных отделов споровых и семенных растений». Высшие споровые растения: отдел мохообразные. Семенные растения: отдел голосеменные и отдел покрытосеменные.

1

-

2

26

Тема: «Развитие растительного мира на Земле». Развитие растительного мира на Земле.

1

-

2

27

Тема: «Экология растений. Охрана и рациональное использование растений». Экология растений. Охрана и рациональное использование растений.

1

-

Раздел № 3. «Зоология».

2

28

Тема: «Зоология как раздел биологии». Предмет и задачи зоологии. История становления и развития зоологии. Строение животной клетки.

1

1

2

29

Тема: «Основные принципы зоологической систематики. Характеристика основных типов животных». Основные принципы зоологической систематики. Характеристика основных типов животных.

1

-

2

30

Тема: «Саркомастигофоры. Инфузории». Подцарство одноклеточные или простейшие. Саркомастигофоры. Инфузории.

1

1

2

31

Тема: «Круглые черви. Кольчатые черви». Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.

1

2

2

32

Тема: «Моллюски. Членистоногие». Тип моллюски, или мягкотелые. Тип членистоногие.

1

-

2

33-34

Тема: «Хордовые (первичноводные - хрящевые рыбы, костные рыбы, амфибии; первичноназемные - рептилии, птицы, млекопитающие)». Тип хордовые. Надкласс Рыбы. Надкласс Четвероногие. Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Класс Птицы. Класс Млекопитающие, или Звери.

2

-

2

35

Тема: «Экология животных. Эволюционное развитие животного мира. Охрана и рациональное использование животных. Основные принципы экологической систематики. Характеристика основных типов животных».

Экология животных. Эволюционное развитие животного мира. Охрана и рациональное использование животных. Основные принципы экологической систематики. Характеристика основных типов животных



1

-

* - Материалы лекций приведены в приложении № 1 УМК.

4.2.2. Практические (семинарские) занятия**

№ практического занятия

Наименование темы практического занятия

Раздел, тема дисциплины

Количество часов

ОДО

ОЗО

Раздел №1. «Землеведение».

1-2

Топография. Картография.

Тема: Топография. Картография.

1

1

3

Состав и строение Солнечной системы.

Тема: «Состав, строение, происхождение Солнечной системы».

1

1

4

Гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Тема: «Состав, строение, происхождение Солнечной системы».

1

-

5

Гипотезы о происхождении Земли. Форма и размеры Земли.

Тема: «Гипотезы о происхождении Земли. Вращение Земли вокруг оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Форма и размер Земли».

1

-

6

Движения Земли и их следствия.

Тема: «Гипотезы о происхождении Земли. Вращение Земли вокруг оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Форма и размер Земли».

2

-

7

Магнитосфера Земли. Гравитационное поле Земли.

Тема: «Магнитосфера Земли. Гравитационное поле Земли. Геологическая история Земли».

2




8

Геологическая история Земли.

Тема: «Магнитосфера Земли. Гравитационное поле Земли. Геологическая история Земли».

2




9-10

Минералы. Горные породы. Полезные ископаемые Тюменской области.

Тема: «Минералы. Горные породы. Полезные ископаемые Тюменской области».

2




11

Глубинное строение Земли.

Тема: «Глубинное строение Земли. Рельеф Земли. Тектонические процессы».

1




12

Рельеф Земли.

Тема: «Глубинное строение Земли. Рельеф Земли. Тектонические процессы».

1




13

Тектонические процессы

Тема: «Глубинное строение Земли. Рельеф Земли. Тектонические процессы».

2




14

Атмосфера

Тема: «Атмосфера».

2




15-16

Погода. Климат.

Тема: «Температурный режим. Климат. Погода».

1




17-18

Гидросфера.

Тема: «Гидросфера суши и океана. Водные ресурсы Тюменской области. Природные зоны Земли».

1




Раздел № 2 «Ботаника».

16

История развития ботаники как науки.

Тема: «Ботаника как раздел биологии».

1




17

Растительная клетка.

Тема: «Клетка и ткани. Органы растений».

1




18

Основные направления морфологической эволюции растений

Тема: «Клетка и ткани. Органы растений».

1




19

Возникновение вегетативных органов и тканей в процессе эволюции.

Тема: «Клетка и ткани. Органы растений».

1

2

20

Корень и корневые системы.

Тема: «Клетка и ткани. Органы растений».

1




21

Общая характеристика низших растений, или водорослей.

Тема: «Низшие растения. Высшие растения».

1




22

Голосеменные и покрытосеменные растения.

Тема: «Характеристика основных отделов споровых и семенных растений».

1




23

Гипотезы о развитии растительного мира на Земле.

Тема: «развитие растительного мира на Земле».

0,5




24

Экологические факторы. Экология растений. Охрана и рациональное использование растений.

Тема: «Экология растений. Охрана и рациональное использование растений».

0,5




Раздел № 3 «Зоология».

25

История развития зоологии как науки. Разнообразие организмов Земли.

Тема: История развития зоологии как науки. Разнообразие организмов Земли.

1




26

Характеристика представителей простейших, или одноклеточных животных.

Тема: «Саркомастигофоры. Инфузории».

1

1

27

Характеристика подцарства многоклеточные животные. Общая характеристика круглых и кольчатых червей. Профилактика заболеваний.

Тема: «Круглые черви. Кольчатые черви».


1

1

28

Характеристика отрядов: Акулы, Скаты. Представители и места обитания.

Тема: «Хордовые».

1




29

Надотряд Костистые рыбы. Характеристика Сельдеобразных, Карпообразных, Щукообразных, Трескообразных, Колючеперых, Камбалообразных.

Тема: «Хордовые».

1

1

30

Классификация отряда Чешуйчатых (ящерицы, хамелеоны, змеи). Сравнительная характеристика.

Тема: «Хордовые».

2

1

31

Характеристика отрядов

млекопитающих.



Тема: «Хордовые».

2




32

Экология животных.

Тема: «Экология животных. Эволюционное развитие животного мира. Охрана и рациональное использование животных. Основные принципы экологической систематики. Характеристика основных типов животных».

1




** - Развернутые планы практических занятий и методические указания подготовки к ним приведены в приложении 2 УМК.

4.2.4. Задания для самостоятельной работы студентов***

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки выполнения

Количество часов




ОДО

ОЗО

Раздел №1. «Землеведение»

Тема: Картография и топография.

Подготовить сообщения и доклады по темам: Глобус и градусная сеть. План и географическая карта. Условные знаки.

сентябрь

8

15

Тема: Состав, строение, происхождение Солнечной системы.

Разработать и оформить таблицу: Планеты Земной группы и Малые планеты Солнечной системы.

сентябрь

5

20

Темы: Состав, строение, происхождение Солнечной системы. Гипотезы о происхождении Земли.

Написать реферат по темам:

1. Рождение нашей Галактики.

2. Наша Галактика - Млечный путь.

3. Гипотезы о происхождении Земли.

4. Гипотезы происхождения Вселенной.

5. Космонавтика в Солнечной системе.

6. Луна - спутник Земли.

7. История освоения космоса



октябрь-ноябрь

15

-

Темы лекций: 1-8.


Подготовка к срезовой контрольной работе

ноябрь

5

-

Тема: Минералы. Горные породы, полезные ископаемые Тюменской области.

Сообщение на тему: Полезные ископаемые Тюменской области.

ноябрь

7

15

Темы: Глубинное строение Земли. Рельеф. Тектонические процессы.

Самостоятельная проработка тем: Рельеф СНГ. Развитие земной коры.

декабрь

20

65

Тема: Гидросфера суши и океана. Водные ресурсы своего региона. Природные зоны Земли.

Конспектирование литературы по темам: Водные ресурсы Тюменской области. Природные зоны Тюменской области.

декабрь

40

33

Раздел №2. «Ботаника»

Тема: Ботаника как раздел биологии.

Рефераты на темы: 1. История развития ботаники как науки; 2. Жизнь и творчество ученых - ботаников.

февраль

8

-

Тема: Клетка и ткани. Органы растений.


Подготовить сообщения и доклады на тему: История развития клетки.

Составить таблицу: Классификация тканей по происхождению и морфологическим признакам.



март

8
2

15
6

Тема: Размножение и воспроизведение.

Разработка и оформление таблиц по теме: Размножение и воспроизведение.

март

2

7

Тема: Систематика. Царство Дробянки. Царство Грибы. Царство Растения.

Самостоятельная проработка тем.

Подготовка к срезовой контрольной работе.



апрель

10

5


35

Тема: Развитие растительного мира на Земле.

Конспектирование дополнительной литературы по теме лекции.

апрель

7

17

Раздел №3. «Зоология»

Тема: Зоология как раздел биологии.

Реферат на тему: История развития зоологии как науки

апрель

7

-

Тема: Экология животных. Эволюционное развитие животного мира. Охрана и рациональное использование.

Конспектирование дополнительной литературы

май

6

16

Тема: Основные принципы экологической систематики. Характеристика основных типов животных. Эволюционное развитие животных. Охрана и рациональное использование животных.

Самостоятельная проработка тем: Эволюционное развитие животных. Охрана и рациональное использование животных.

Подготовить по выше изложенным темам сообщения и доклады.

Разработать и оформить таблицу: Основные принципы экологической систематики.


май

10

7
1


30

15
7


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница