Элективный курс «Знаете ли вы свои гены?»



Скачать 34,78 Kb.
Дата26.08.2015
Размер34,78 Kb.
Элективный курс

«Знаете ли вы свои гены?»

9 класс
Генетика относится к числу основных стремительно развивающихся биологических наук. Настоящий курс предназначен для того, чтобы помочь учащимся усвоить знания о материальных основах наследственности, изменчивости, способствовать развитию логического мышления, выработке навыков самонаблюдения и проведения самостоятельной исследовательской работы. Он должен показать значение генетических знаний в повседневной жизни людей: знание законов генетики позволяет предупредить наследственные болезни или ослабить их проявление.

В рамках курса осуществляется профориентационная работа на медико-биологические специальности. Курс включает теоретические знания – семинары и практикум, значительное место в котором отведено генетическим экспериментам и решению задач разных уровней сложности.

Таким образом, программа курса призвана решить следующие задачи:

- развитие у учащихся познавательного интереса к изучению предмета биологического цикла и их профориентация на медико-биологические специальности;

- формирование умений по проведению наблюдений и постановке экспериментов, развитие творческих способностей учащихся в процессе выполнения исследовательской работы;

- усвоение учащимися основных закономерностей наследственности и изменчивости;

- формирование общеучебных умений и навыков, развитие логического мышления учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны знать и уметь:

- методы изучения генетики человека;

- понимать практическое значение генетических знаний;

- основные наследственные заболевания человека, их причины;

- основные мутагенные факторы внешней среды;

- основные генетические термины;

- решать генетические задачи;

- объяснять механизм передачи признаков из поколения в поколение.
Список литературы


  1. Бородин П.М. Этюды о мутантах. М. Знание 2003

  2. Бочков Н.П. Гены и судьбы. знание. 2004

  3. Кудрявцева А.С., Волков И.Н. Методические указания к практическим занятиям по генетике. Институт имени Пирогова 2003

  4. Ларцева С.Х. Практикум по генетике. Москва 2005

  5. Беляев Д.Н. Общая биология 2009

Тематическое планирование курса

Тема. № урока

Виды деятельности учащихся

Сроки

Ген – всему голова

  1. Введение. Достижения современной генетики – лекция.

  2. Практическая работа.

Практическая работа

Определение антропогенетических признаков: определение формы мочки уха, сворачивание языка в трубочку, определение моторной ассиметрии.






Методы изучения генетики

  1. Изучение методов генетики.

  2. Семинар по теме.

Работа с текстами по технологии самостоятельного обучения.

Исследовательская работа: «Моя родословная». Анализ своей родословной.






Практикум по решению генетических задач

  1. Азбука генетики (решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание).

  2. Пол и хромосомы (решение задач на сцепленное наследование).

  3. Какая у вас группа крови? Расы и гены (решение задач на наследование группы крови и полимерное взаимодействие генов).

Решение задач






Генетика и медицина

  1. Хромосомные заболевания. Заболевания сцепленные с полом.

  2. Генные заболевания. Болезни с наследственным предрасположением. Хромосомные аномалии человека и их внешние проявления.

Работа по технологии самостоятельного обучения






Можно ли предупредить наследственные заболевания?

  1. Близкородственный брак, его последствия. О вредных привычках.

  2. Наследственность и возраст родителей. Медико-генетическое консультирование.

  3. Безопасность среды обитания.

Лекция.


Семинар.




Практикум: что такое эксперимент?

  1. Простейшие методы постановки экспериментов.

  2. Скрининг мутагенов.

  3. Статистическая обработка результатов.

Планирование и проведение эксперимента, интерпретация результатов, выводы (элементы исследовательской работы)







База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница