Рабочая программа дисциплины Биология индивидуального развития Направление подготовки 06. 03. 01 Биология



Скачать 294,72 Kb.
Дата26.08.2015
Размер294,72 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»


Балашовский институт (филиал)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор БИ СГУ

доцент А.В. Шатилова

_________________

«12» ноября 2014 г.



Рабочая программа дисциплины
Биология индивидуального развития

Направление подготовки



06.03.01 - Биология

Профиль подготовки


Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



Очная

Балашов


2014

Содержание:


2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 3

4. Структура и содержание учебной дисциплины 4

4.1. Объем дисциплины 4

4.2. Содержание дисциплины 4

4.3. Структура дисциплины 6

5. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины 7

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7

7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС 12

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 14

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 14



1. Цели освоения учебной дисциплины: формирование теоретических знаний и практических навыков по основным разделам биологии индивидуального развития в соответствии с современными требованиями целостной научной картины мира.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «Биология индивидуального развития» относится профессиональному циклу (Б3. Б.13)

Для освоения дисциплины «Биология индивидуального развития» используются знания, умения, виды деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Общая биология» (Б2.Б6), «Ботаника» (Б3.Б1), «Зоология» (Б3.Б2). Освоение данной дисциплины является основой для изучения дисциплин «Основы генетики» (Б3.Б10), «Теория эволюции» (Б3.Б11).


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:

- способностью использовать базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, методы получения и работы с эмбриональными объектами (ОПК-9);


Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:

  • основные исторические этапы развития биологии индивидуального развития как в целом, так и отдельных ее разделов;

  • теоретические основы современной биологии индивидуального развития; основные понятия, законы, методологические основания, явления и процессы;

  • связи между биологией индивидуального развития и смежными науками: общей биологией, математикой, химией, физикой, географией, а также с гуманитарными дисциплинами;

  • выдающихся представителей естественных наук, основные достижения их научного творчества и роль в развитии биологического знания;

  • ключевые эксперименты, приведшие к изменению представлений об окружающем мире;

  • основные направления развития современной биологии индивидуального развития, их оценку со стороны научной общественности;

Уметь:

  • использовать научную информацию и научный метод для описания фрагментов естественнонаучной картины мира;

  • осуществлять поиск и анализ научной информации по актуальным вопросам современного естествознания.

  • проводить опыты, практические работы по биологии индивидуального развития;

  • использовать знания современной биологии индивидуального развития в профессиональной деятельности

Владеть:

  • методологией биологической науки;

  • методическими основами формирования научного мировоззрения.

  • навыками использования научного языка, научной терминологии;

  • практическими навыками работы с лабораторным оборудованием для проведения экспериментальных научно-исследовательских работ с биологическими объектами.

4. Структура и содержание учебной дисциплины

4.1. Объем дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из них:

- по очной форме обучения 54 часа аудиторной работы (18 часов лекций и 36 часов практических занятий), 54 часа самостоятельной работы, дисциплина изучается в 4 семестре, ее освоение заканчивается зачетом.



4.2. Содержание дисциплины


Истоки и основные этапы становления биологии индивидуального развития

Предмет биологии индивидуального развития, ее место в системе биологических наук. Представления о развитии организмов в трудах мыслителей древности. Развитие эмбриологии в XVI – XVII веках. Вклад К.Ф.Вольфа и К.Бэра в дальнейшее развитие эмбриологии. Формирование и развитие аналитической и экспериментальной эмбриологии. Участие советских ученых в дальнейшем развитии эмбриологии. Исследования ученых-генетиков в области эмбриологии. Начало работ в области биохимической генетики. Становление биологии индивидуального развития. Методы биологии индивидуального развития: описательные, экспериментально-эмбриологические, цитологические, цитохимические, молекулярно-биологические, биохимические, иммунобиологические, экологические и генной инженерии.



Размножение организмов. Прогенез

Размножение – свойство живых организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. Сперматогенез. Овогенез. Отличия половых клеток от соматических. Гаметогенез. Морфология и физиология гамет. Половые и соматические клетки. Понятие об изо- и гетерогамии. Яйцеклетки, строение и свойства. Яйцевые оболочки (первичные, вторичные и третичные), их функциональное значение. Микропиле. Сперматозоид. Типы строения и свойства спермиев. Строение яичников. Последовательные стадии оогенеза. Типы питания яйцеклеток: солитарный, алиментарный (нутриментарный и фолликулярный). Структурные и функциональные взаимоотношения ооцитов с вспомогательными клетками. Профаза мейоза: данные световой и электронной микроскопии об изменении ядерных и цитоплазматических структур в растущих ооцитах. Биохимия оогенеза: синтез и накопление рРНК и тРНК, транскрипция структурных генов в оогенезе и РНК, амплификация рДНК и образование сверхчисленных ядрышек: источники РНК и белка при разных типах оогенеза. Вителлогенез. Деления созревания и редукция числа хромосом в мейозе. Сегрегация цитоплазмы в оогенезе и ее значение для последующего развития. Строение семенников. Последовательные стадии сперматогенеза. Клетки Биохимия сперматогенеза.



Начальные этапы индивидуального развития организмов

Методы эмбриологических исследований. Экспериментальная эмбриология. Характеристика яйцеклеток. Оплодотворение. Общая характеристика процесса оплодотворения и его биологическое значение. Осеменение (внутренне и внешнее). Встреча гамет, вопрос о привлечении спермиев к яйцу, гамоны. Акросомальная реакция спермиев и ее роль в соединении гамет: физиологическая моно- и полиспермия. Активация яйца. Две фазы активации: импульс активации и кортикальная реакция. Механизм защиты яйца от проникновения сверхчисленных спермиев у физиологически моноспермных животных. Сингамия. Дробление. Общая характеристика процесса дробления. Особенности деления клеток в период дробления (отсутствие роста клеток, малая продолжительность митотического цикла). Правила клеточного деления Гертвига-Сакса. Типы дробления, их зависимость от количества желтка, его распределения в цитоплазме (полное: равномерное и неравномерное; частичное: дискоидальное, поверхностное) и от свойств цитоплазмы (радиальное, спиральное, двусимметричное).



Индивидуальное развитие организмов

Онтогенез. Характеристика периодов онтогенеза. Жизненные циклы организмов. Соотношение понятий жизненного цикла и онтогенеза. Критические периоды развития организмов. Общебиологические законы индивидуального развития организмов. Закон онтогенетического старения и обновления (закон Кренке). Закон целостности онтогенеза (закон Дриша).



Общие закономерности генетической регуляции индивидуального развития организмов

Регуляция механизмов онтогенеза. Ведущая роль ядра в регуляции формообразования. Особенности взаимодействия генов в развитии организма.

Особенности функционирования генетических систем, контролирующих развитие.

Гормональная регуляция процесса индивидуального развития организмов

Гормоны, регулирующие некоторые процессы индивидуального развития. Гормональный контроль гаметогенеза.Гормональный контроль некоторых органогенезов и гистогенезов. Роль гормонов в развитии репродуктивных органов. Развитие молочной железы. Гормональная регуляция системы синтеза компонентов яйца в яйцеводе птиц.Процесс роста и его регуляция.



Регенерация в процессе индивидуального развития организмов

Физиологическая регенерация. Регенерация на молекулярно-субклеточном уровне. Пролиферативная регенерация. Репаративная регенерация. Клеточные источники регенерации. Малодифференцированные клетки, сохранившиеся в ходе эмбриогенеза (стволовые, камбиальные). Дедифференцировка и редифференцировка клеток дефинитивных тканей. Трансдифференцировка и метаплазия при регенерации.



Биологический возраст человека

Понятие и основные показатели биологического возраста человека: новорожденность, грудной возраст, раннее детство, первое детство, второе детство, подростковый возраст, юношеский период. Возрастная изменчивость у взрослых. Старость – завершающий этап онтогенеза.



Фундаментальные проблемы биологии размножения и развития

Фундаментальные задачи биологии индивидуального развития. Достижения молекулярной генетики и генной инженерии. Прикладные задачи биологии индивидуального развития.




4.3. Структура дисциплины

ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ



п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)


















Лекции

Практ. / из них проводимых в интерактивной форме


Самостоятельная работа




1

Истоки и основные этапы становления биологии индивидуального развития

4

1

2

4/1

4

Отчёты по СРС

2

Размножение организмов. Прогенез

4

2

2

4/1

6

Опрос (3 н)

3

Начальные этапы индивидуального развития организмов

4

3-4

2

4/1

6

Опрос (4 н)

4

Индивидуальное развитие организмов

4

5

2

4/1

6

Опрос (5 н)

5

Общие закономерности генетической регуляции индивидуального развития организмов

4

6-7

2

4/1

6

Опрос, задачи, отчёты по СРС

6

Гормональная регуляция процесса индивидуального развития организмов

4

8-9

2

4/1

6

Опрос, задачи, КР (9 н)

7

Регенерация в процессе индивидуального развития организмов

4

10

2

4/1

6

Опрос, отчёты по СРС

8

Биологический возраст человека

4

11

2

4/1

6

Опрос, отчёты по СРС, КР

9

Фундаментальные проблемы биологии размножения и развития

4

12

2

4/1

6

Опрос, отчёты по СРС




Итого







18

36/9

54

Зачёт

5. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины


В ходе изучения дисциплины предусмотрено использование следующих образовательных технологий: лекции, практические занятия, проблемное обучение, модульная технология, проблемная лекция, подготовка письменных аналитических работ, самостоятельная работа студентов.

Также планируется использовать следующие современные педагогические технологии:

- мультимедийные образовательные технологии: интерактивные лекции (презентации) с использованием программы MS Power Point в сочетании с анимацией и звуковым сопровождением; просмотр видеороликов по отдельным темам дисциплины;

- рейтинговая оценка знаний как инновационный подход к обучению.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20% аудиторных занятий.

В преподавании дисциплины могут быть использованы следующие адаптивные технологии: интернет-технологии и дистанционное обучение – для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; разноуровневое и дифференцированное обучение – для слабовидящих обучающихся; ИКТ – технологии, использование ассистивных устройств – для слабослышащих студентов. Универсальные технологии тьюторского сопровождения; инклюзивного и адаптивного обучения; определения образовательного маршрута, технология обособленного контроля самостоятельной работы студентов используются для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Подбор и разработка учебных материалов предоставлять в различных формах: для обучающихся с нарушениями слуха информацию представлять визуально, с нарушением зрения – аудиально. Для лиц с ограниченным зрением изображения микроскопических объектов представлять в форме презентаций. Общение преподавателей с обучающимися осуществлять с помощью дистанционных технологий (сети Интернет, электронной почты, социальных сетей). Выбор мест прохождения практик осуществляется с учетом с ограниченных возможностей здоровья обучающихся.


Информационные технологии, используемые
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине



  • Использование информационных ресурсов, доступных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (см. перечень ресурсов в п. 8 настоящей программы).

  • Составление и редактирование текстов при помощи текстовых редакторов.

  • Создание электронных документов (компьютерных презентаций, видеофайлов, плейкастов и т. п.) по изучаемым темам и электронных коллекций.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов заданий зависит от числа обучающихся.
оценочные средства для текущего контроля успеваемости

1. Пример вопросов для обсуждения на практических занятиях:

Методические рекомендации: вопросы подобного типа рассматриваются на практических занятиях и требуют от студентов подготовки, связанной с проработкой содержания лекционного материала и обязательным обращением к соответствующим разделам учебной литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы.

  1. Объясните значение биологии индивидуального развития.

  2. Приготовьте сообщение об одном из учёных-биологов

  3. Периоды онтогенеза у многоклеточных организмов.

  4. Критические периоды развития человека.

  5. Гипотезы старения человека.

  6. Оплодотворение у животных и растений.

  7. Этапы онтогенеза у растений и животных.

  8. Эмбриогенез хордовых животных.

  9. Постэмбриональное развитие животных.

  10. Влияние внешних условий на формирование, рост и развитие организма.

  11. Сравните жизненные циклы организмов разных царств.

  12. Объясните влияние условий жизни матери и отца на развитие зародыша и плода для подготовки к рождению ребенка.




  1. Пример заданий для аналитической работы

Методические рекомендации: Студент должен ориентировать на следующие критерии: полнота раскрытия темы, четкость структуры сообщения, самостоятельность, логичность изложения, наличие выводов, сделанных самостоятельно;

1.Составить конспект о развитии разных систематических групп

2. Выполнить реферат на основе работ отечественных ученых (на выбор).

3. Вести терминологический словарь.



Формы отчетности

1. Конспект, обсуждение.

2. Защита реферата.

3. Словарь, сравнительная таблица.



3. Пример практических заданий

Методические рекомендации: формулировка предложенных заданий для работы требует от студентов, с одной стороны, достаточно хорошего знания теоретического и фактического материала по изучаемой теме, с другой – предполагает сравнительный анализ фактов и событий биологической науки и практики, представленных в других темах курса и в других биологических дисциплинах.

  1. У люцерны окраска цветков обусловливается комплементарным взаимодействием двух пар генов А и В. При скрещивании растений F1 с растениями, имеющими пурпурные цветки и генотип ААвв, было получено 82 растения. Сколько разных фенотипов можно получить при таком скрещивании? 2.-Сколько разных генотипов можно получить при таком скрещивании? Сколько растений будут иметь зеленую окраску цветков? Сколько растений будут иметь пурпурную окраску цветков? При скрещивании растений F1 с растением, имеющим белые цветки, было получено 24 растения. Сколько из них будут иметь пурпурную окраску цветков?

  2. У льна наследование окраски венчика происходит по типу комплементарного взаимодействия генов. Аллель А обусловливает окрашенный венчик, аллель а - неокрашенный, аллель В - голубой, в - розовый. Десять гибридных растений F1, имеющих генотип АвВв, были скрещены с растениями, имеющими генотип аавв. Было получено 80 растений FВ Сколько растений F1 имели голубую окраску венчика? Сколько разных генотипов могут обусловить белую окраску венчика? Сколько растений FB имели голубую окраску венчика? Сколько растений FB имели розовую окраску венчика? Сколько растений FB с белым венчиком были двойными гомозиготами?

  3. У дрозофилы окраска глаз наследуется при взаимодействии генов по типу комплементарности. При этом сочетание генов -А-В - обусловливает красную окраску глаз, аавв - белую, ааВ - яркокрасную, Авв - коричневую. При скрещивании гомозиготных мух с коричневыми глазами с мухами, имеющими ярко-красные глаза, было получено 64 потомка F1 и 128 в F2. Сколько мух F1 будут иметь красные глаза? Сколько разных фенотипов будет в F2? Сколько разных генотипов обусловят развитие у мух красной окраски глаз? Сколько мух F2 будут иметь белые глава? Сколько мух будут иметь коричневые глаза?

  4. У тутового шелкопряда желтая окраска кокона определяется наличием в генотипе двух доминантных аллелей А и В. В случае, если один из них или оба будут находиться в рецессивном состоянии, коконы будут иметь белую окраску. При анализирующем скрещивании бабочек F1, имеющих генотип АаВв, было получено 32 кокона FВ. Сколько разных генотипов может образоваться при таком скрещивании? Сколько разных фенотипов будет в FВ? Сколько разных генотипов будут иметь гусеницы, образующие белый кокон? Сколько коконов FВ будут иметь желтую окраску? Сколько гусениц, образующих белые коконы, будут двойными гомозиготами? У норок окраска меха наследуется по типу комплементарного взаимодействия генов, причем, различное сочетание доминантных и рецессивных генов обусловливает различное проявление окраски. Если оба гена А-В- находятся в доминантном состоянии, то окраска меха будет коричневая, если в доминантном состоянии находится только один ген А-, то серая, если только один ген В-, то бежевая. Если оба гена находятся в рецессивном состоянии, то у норок будет кремовая окраска меха. От скрещивания двух линий бежевой и серой норок было получено 24 щенка F1. При скрещивании их между собой было получено 80 щенят F2. Сколько норок F1, имели коричневую окраску меха? Сколько разных фенотипов было в F2? Сколько норок имели бежевую окраску меха? Сколько норок.имели серую окраску меха? Сколько норок имели кремовую окраску меха?

  5. У кукурузы окраска алейрона у семян определяется комплементарным взаимодействием генов А и В, которые в доминантном состоянии обусловливают развитие в зерновке окрашенного алейронового слоя, а в рецессивном - неокрашенного. При скрещивании двух линий кукурузы, имеющих неокрашенный алейрон, в F1 было получено 24 растения с окрашенным алейроном, в F2 было получено 160 растений. Сколько растений в F2 имели окрашенный алейрон? Сколько разных фенотипов будет в F2? Сколько разных генотипов будет в F2? Сколько гомозиготных растении будут иметь неокрашенный алейроновый слой. Сколько гомозиготных растений будут иметь окрашенный алейроновый слой в зерновке?

  6. Привести примеры заболеваний каждой из систем органов человека

 

оценочные средства для итоговой аттестации

Вопросы к зачету

  1. Предмет и задачи биологии индивидуального развития. История развития.

  2. Представления о развитии организмов в трудах мыслителей древности.

  3. Развитие эмбриологии в XVI – XVII веках.

  4. Вклад К.Ф.Вольфа и К.Бэра в дальнейшее развитие эмбриологии.

  5. Формирование и развитие аналитической и экспериментальной эмбриологии.

  6. Участие советских ученых в дальнейшем развитии эмбриологии.

  7. Исследования ученых-генетиков в области эмбриологии.

  8. Начало работ в области биохимической генетики.

  9. Становление биологии индивидуального развития.

  10. Размножение – свойство живых организмов.

  11. Бесполое размножение.

  12. Половое размножение.

  13. Сперматогенез. Особенности сперматогенеза.

  14. Овогенез, его периоды

  15. Отличия половых клеток от соматических.

  16. Методы эмбриологических исследований.

  17. Характеристика яйцеклеток.

  18. Оплодотворение и его биологическое значение.

  19. Типы дробления и их зависимость от строения яйцеклетки.

  20. Развитие зародыша на стадии бластулы.

  21. Развитие зародыша на стадии гаструлы.

  22. Развитие зародыша на стадии нейрулы.

  23. Апоптоз и его роль в процессе морфогенеза.

  24. Онтогенез. Характеристика периодов онтогенеза.

  25. Жизненные циклы организмов.

  26. Соотношение понятий жизненного цикла и онтогенеза.

  27. Критические периоды развития организмов.

  28. Общебиологические законы индивидуального развития организмов.

  29. Регуляция механизмов онтогенеза.

  30. Ведущая роль ядра в регуляции формообразования.

  31. Особенности взаимодействия генов в развитии организма.

  32. Особенности функционирования генетических систем, контролирующих развитие.

  33. Гормоны, регулирующие некоторые процессы индивидуального развития.

  34. Процесс роста и его регуляция.

  35. Физиологическая регенерация.

  36. Репаративная регенерация.

  37. Клеточные источники регенерации.

  38. Понятие и основные показатели биологического возраста человека.

  39. Возрастная изменчивость у взрослых.

  40. Старость – завершающий этап онтогенеза.

  41. Фундаментальные задачи биологии индивидуального развития.

  42. Прикладные задачи биологии индивидуального развития.

учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов

  1. Подготовка докладов по вопросам, предложенным для самостоятельного изучения в теоретической части практических занятий. Подготовка ведется к каждому практическому занятию.

Методические рекомендации: подготовка ведется с использованием текста лекции по соответствующей теме, с использованием учебников и учебных пособий, указанных в списке литературы.

  1. Подготовка рефератов:

Методические рекомендации: Реферат, как форма самостоятельной научной работы студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами. При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы. Преподаватель рекомендует литературу, которая может быть использована для написания реферата.

Тематика рефератов:



  1. Оплодотворение, развитие зародыша и плода.

  2. Здоровье – сокровище человека.

  3. Эмбриональные стволовые клетки в изучении функции генов.

  4. Репродуктивное клонирование организмов млекопитающих.

  5. Средства контрацепции.

  6. Процесс и проблемы клонирования.

  7. История и методология клонирования.

  8. Методические и этические аспекты клонирования.

  9. Основы процесса клонирования.

  10. Клонирование животных: теория и практика.

  11. История открытия клетки и ее органелл, первые микробиологи.

  12. Клеточная теория. Методы изучения клеток.

  13. Генетика. Генетические особенности индивидуального развития.

  14. Этапы внутриутробного развития. Значение плаценты.

  15. Возрастные периоды развития человека.

  16. Аномалия развития и заболевания плода.

  17. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на беременность и плод.

  18. Основные этапы индивидуального развития человека.

  19. Принципы строения, свойства и функции белков. Незаменимые аминокислоты. Механизм действия ферментов и их классификация.

  20. Типы клеточной организации. Строение и разнообразие клеток.

  21. Структурно-функциональная организация прокариотических клеток.

  22. Репликация. Размножение клеток – биологическое значение.

  23. Сущность хромосомной теории наследственности.

  24. Химическая организация гена. Структура ДНК. Основные свойства генетического кода. Механизм реализации наследственной информации в клетке.

  25. Изменения нуклеотидных последовательностей ДНК. Классификация генных мутаций. Хромосомные мутации у человека.

  26. Закономерности наследования признаков, контролируемых ядерными генами.

  27. Моногенное наследование признаков. Хромосомные основы расщепления и независимого перераспределения генов.

  28. Законы Менделя и поведение хромосом в мейозе.

  29. Наследование признаков, обусловленных взаимодействием неаллельных генов. Особенности наследования групп крови у человека.

  30. Клеточные и молекулярно-генетические механизмы обеспечения свойств наследственности и изменчивости у человека.

  31. Методы изучения наследственности человека. Особенности человека как объекта генетических исследований.

  32. Нормальная наследственность человека. Наследственность и поведение. Генетическая индивидуальность.

  33. Особенности наследования групп крови.

  34. Роль наследственности и среды в формировании нормального и патологически изменённого фенотипа человека.

  35. Патологическая наследственность человека, заболевания.

  36. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.

  37. Основы биотехнологии. Клеточная инженерия у человека и животных. Клонирование.

  38. Генетическая инженерия и медицина. Экологические, философские, социальные и этические проблемы генетической инженерии.

  39. Эмбриональное развитие человека и позвоночных животных.

  40. Онтогенез человека или этапы индивидуальной жизни

  41. Биологические ритмы.

4. Подготовка к зачету:

Методические рекомендации: Этот вид самостоятельной работы наиболее сложный и ответственный. Начинать подготовку к зачету нужно заблаговременно, до начала сессии. Одно из главных правил – представлять себе общую логику предмета, что достигается проработкой планов лекций, составлении опорных конспектов, схем, таблиц. В конце семестра повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС


Программа оценивания учебной деятельности студента
Очная форма обучения
Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Автоматизированное тестирование

Другие виды учебной деятельности

Промежуточная аттестация

Итого

15

0

40

15

0

0

30

100


Программа оценивания учебной деятельности студента

______4_______ семестр

Лекции

Посещаемость, опрос, активность и др. за один семестр – от 0 до 15 баллов.



Критерии оценки

Диапазон баллов

Оценка

Посещено 81-100% лекций, студент отлично усваивает учебный материал, отлично отвечает на проблемные вопросы.

13-15

5

Посещено 61-80% лекций, студент проявляет хороший уровень усвоения учебного материала и активен при его обсуждении.

10-12

4

Посещено 26-60% лекций, студент ведет записи, имеет низкую активность при обсуждении учебных или научных проблем.

7-9

3

Посещено 0-25% лекций, студент на лекциях пассивен

0-6

2

Практические занятия

Работа на практических занятиях – в течение семестра от 0 до 40 баллов.

Блиц-опрос – от 0 до 5 баллов.

Контроль выполнения творческих практических заданий в течение одного семестра – от 0 до 15 баллов.



Критерии оценки

Диапазон баллов

Оценка

Студент посетил 81-100% практических занятий, выполнил их все и творческие задания на высоком научном и методическом уровне, отвечал на все вопросы при блиц-опросе.

33-40

5

Студент посетил 61-80% практических занятий, выполнил их все и творческие задания хорошо, не отвечал на отдельные вопросы при блиц-опросе.

25-32

4

Студент посетил 26-60% практических занятий, выполнил их все и частично творческие задания, отвечал не на все вопросы при блиц-опросе

17-24

3

Студент посетил 0-25% практических занятий, выполнил их не полностью, с творческими заданиями не справился, не отвечал на вопросы при блиц-опросе

0-16

2

Самостоятельная работа

В течение семестра от 0 до 15 баллов.



  1. Контрольная работа (0 до 15 баллов).

Самостоятельная работа студентов планируется при изучении отдельных тем, составлении аналитических таблиц, презентаций и докладов. Предусмотрена контрольная работа.

Критерии оценки

Диапазон баллов

Оценка

Задания самостоятельной работы выполнены на высоком научном и методическом уровнях. Ответы на все контрольные вопросы полные, правильные.

13-15

5

Выполнены все самостоятельные задания. Ответы на контрольные вопросы имеют неточности в формулировках.

10-12

4

Выполнена часть самостоятельных заданий. Ответы на контрольные вопросы неполные.

7-9

3

Не выполнено ни одно задание, студент с контрольной работой не справился

0-6

2


Автоматизированное тестирование

Не запланировано.



Промежуточная аттестация

Проводится в форме зачета, то есть устного ответа студентов на отдельные вопросы, отражающие ключевые темы дисциплины «Биология индивидуального развития»



При проведении промежуточной аттестации

ответ на «отлично» оценивается от _21_ до _30_ баллов;

ответ на «хорошо» оценивается от _11-20_ до __ баллов;

ответ на «удовлетворительно» оценивается от _6_ до _10_ баллов;

ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0__ до 5__ баллов.

Пример пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Биология индивидуального развития» в оценку:


51-100 баллов

Зачтено

0-50 баллов

Не зачтено

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за 4 семестр по дисциплине «Биология индивидуального развития» составляет 100 баллов.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Основная литература:

1. Антропология: Учебное пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко; Под ред. Е.А. Сигиды. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 240 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-002893-4



Дополнительная литература:

    1. Вахненко, Д. В. Биология с основами экологии: Учебник для вузов [Текст] / Д. В. Вахненко, Г. С.Гарнизоненко, С. И. Колесников / Под ред. В.Н.Думбая. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 512 с.

Интернет-ресурсы

1. www.mcx.ru/ Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

2. www.botsad.msu.ru/ Официальный сайт Ботанического сада Московского государственного университета.

3. www.botsad.osu.ru/ Официальный сайт Ботанического сада Оренбургского государственного университета.

4. www.biophys.msu.ru / Официальный сайт кафедры биофизики Московского государственного университета.

5. Научная электронная библиотека e-library.

6. Основные справочные и поисковые системы: LibNet, MedLine, PubMed, Google, Yandex, Rambler.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекций необходимы оснащенные мультимедийным оборудованием аудитории. Для лабораторных занятий необходимы термостат, твердые питательные среды, холодильник, пробирки, микробные петли, фотоаппарат, чашки Петри.
Программа разработана в 2013 году (одобрена на заседании кафедры биологии и экологии (протокол № _1__ от «__28__» __08__2013 года).

Программа актуализирована в 2014 г., (одобрена на заседании кафедры биологии и экологии (протокол №4 от 28.10.2014 года).

Автор:

Автор к.б.н., преподаватель А.А. Инфантов


Зав. кафедрой биологии и экологии

к.б.н., доцент А.И. Золотухин


Декан факультета естественно-научного М.А. Занина

и педагогического образования, к.с.-х.н.,



доцент



База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница