Образовательная программа это нормативно управленческий документ учебного заведения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса



страница1/3
Дата26.08.2015
Размер0,68 Mb.
  1   2   3

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие физические или (и) психические нарушения и нуждающиеся в специальных образовательных условиях.

Самую распространенную и сложную группу детей со сложным дефектом представляют дети с множественными (сочетанными) поражениями вследствие ДЦП (детский церебральный паралич).

1.1. Назначение образовательной программы.

Образовательная программа - это нормативно управленческий документ учебного заведения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Необходимость создания образовательной

программы учебных заведений основывается на статье 12 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» и Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденном Постановлением правительства РФ от 12.03.97 № 288. В статье 18 данного Положения записано, что «содержание образования в коррекционном учреждении определяется программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно».

Образовательная программа ГБОУ СКОШИ № 20 – это целостная система мер по гуманизации, демократизации, индивидуализации и дифференциации процесса воспитания и развития школьников, учитывающая интересы, потребности и возможности детей-инвалидов детства, их родителей, а также общественности и социума. Интернат, реализуя цели и задачи государственного образовательного учреждения, одновременно решает и специальные задачи коррекционного характера, обеспечивающие обучение, воспитание, социальную адаптацию, медицинскую реабилитацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями в здоровье в современные общественные институты. Данная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Главная цель Программы – реализация задач обучения и воспитания детей с недостатками в физическом и умственном развитии с учетом специфических принципов дефектологической науки и практики, имеющих свое основное содержание:

- обновлению школьного образования, способствующего личному развитию каждого ребенка;

- сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

- определение механизма соединения учебно-воспитательной работы с коррекционной и лечебно-оздоровительной работой;

- свободное сотрудничество обучающихся, педагогов и родителей;

- целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам.

Достижение этих целей предполагает: побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества; поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе; расширение опыта самостоятельного выбора; формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).

Основная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного учреждение города Москвы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VI вида №20( далее ГБОУ СКОШИ №20), имеющего государственную аккредитацию № 000454 от 13.06.2012, разработана педагогическим коллективом в соответствии  с требованиями федерального государственного образовательного стандарта НОО и ООО общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010года, на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/сост. Е.С. Савинов/М.: Просвещение, 2011г.), рассмотрена и принята на заседаниях педагогического совета ( протокол №3 от 17.02.2014 г.) и Управляющего совета ( протокол №4 от 24.12.2013 г.), утверждена приказом директора ГБОУ СКОШИ №20 № 06/08 от 17.02.2014.

Школа реализует следующие образовательные программы:



  • основные общеобразовательные программы начального общего образования;

  • основные общеобразовательные программы основного общего образования;

  • основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся;

  • дополнительные образовательные программы.

                Данная программа является рабочей, т.е. по мере введения федеральных государственных образовательных стандартов и накопления опыта в нее будут вноситься изменения и дополнения.

                Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени НОО и ООО и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

           Идея школы заключается в  создании такой образовательной среды, которая позволит обеспечить успешность каждого ребенка в процессе самореализации в системе социальных отношений вне зависимости от его психофизиологических особенностей, учебных возможностей и склонностей. В соответствии с потребностями  социума и семьи каждый обучающийся получит возможность реализовать себя как субъект деятельности, общения и познания, готовый получать образование в течение всей жизни и преобразовывать общество, в котором он живет.

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СКОШИ №20 является обеспечение выполнение требований Стандарта.



Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

1.2. Основными задачами школы-интерната являются:

  • создание максимально благоприятных специальных условий, обеспечивающих лицам с ограниченными возможностями здоровья любого возраста получение основного общего образования;

  • формирование у обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ адекватной современному уровню знаний и уровню ступени обучения целостной картины мира, адаптация личности к жизни в обществе;

  • коррекция отклонений в развитии воспитанников средствами образования и трудовой подготовки, а также их социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество;

  • организация психолого-медико-коррекционного и лечебно-восстановительного процессов, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;

  • формирование всесторонне развитой личности , способной к саморазвитию и самоопределению. Создание основы для возможности осознанного выбора профессии;

  • совершенствование системы коррекционной работы, с применением индивидуального и дифференцированного подхода к каждому обучающемуся;

  • создание творческой образовательной среды на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющей ребенку с проблемами в здоровье раскрыть свой внутренний потенциал с максимальной полнотой;

  • совершенствование материально-технической базы школы - интерната с разработкой программ для наиболее эффективной психологической, социальной, поддержке, трудовой адаптации и интеграцией детей-инвалидов детства в общество.

  • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское , социальное , личностное и интеллектуальное развитие , самосовершенствование обучающихся ,обеспечивающие их социальную успешность , развитие творческих способностей , сохранение и укрепления здоровья.

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

  •  обеспечение преемственности начального общего, основного общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  •  установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  •  взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

  •  выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  •  включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;

  •  социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  •  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Образование в школе-интернате рассматривается как целостная система, включающая обучение, воспитание, развитие, коррекцию, как процесс, направленный на подготовку выпускников не только с определенным образовательным цензом, но и способных к самореализации, социальной адаптации, граждански зрелых, с достаточным уровнем правовой и коммуникативной культуры. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании». Это: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

1.3. Предметом деятельности школы-интерната является:

  • реализация программ основного общего образования;

  • разработка индивидуальных учебных планов;

  • разработка адаптированных образовательных программ с учётом психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствие со Стандартами второго поколения);

  • реализация программ дополнительного образования;

  • разработка и реализация форм и методов психолого-педагогической коррекции, оказание медицинской помощи, составление индивидуальных программ обучения в соответствии с возможностями каждого ребенка;

  • реализация лечебно-оздоровительных, реабилитационных, санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, направленных на оздоровление детей;

  • проведение психологической диагностики, тестирования, консультаций;

  • организация коррекционной помощи (индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами ЛФК и т.д.);

  • организация работы по повышению квалификации работников школы-интерната;

1.4 Клиническая характеристика ДЦП и структура построения реабилитационного процесса.

Детский церебральный паралич - сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения центральной нервной системы, выражается в нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, проявляется, прежде всего, в двигательных расстройствах. При одних формах заболевания больше страдают руки, при других - ноги. Иногда поражаются обе руки и обе ноги. Кроме того, нарушения движений могут носить односторонний характер. При тяжелом поражении нижних конечностей руки кажутся иногда почти здоровыми, но при тщательном обследовании у ребенка выявляется недостаточность тонких движений пальцев рук, трудности при овладении определенными предметно­практическими действиями. Дети с трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок. В ряде случаев двигательная недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений. При тонких целенаправленных движениях дрожание рук значительно затрудняет выполнение произвольного действия. При некоторых формах заболевания затруднено выполнение всех движений главным образом из-за насильственных движений. Они могут иметь различный характер и охватывать мышцы лица, головы, шеи, туловища, ног и рук. Они резко усиливаются при волнении*, при утомлении, особенно при попытках выполнить определенные действия. Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других, напротив, - вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие значительно отстают. У детей с церебральным параличом нередко отмечается задержка речевого развития. Это связано как с характером самого заболевания, так и с неправильными условиями

воспитания ребенка в семье. Известно, что речь развивается только в процессе общения. Ребенок же с церебральным параличом нередко лишен этого столь необходимого речевого общения и контакта со сверстниками. Из-за опасения, что ребенок может заболеть, а иногда из-за ложного стыда родители умышленно ограничивают его общение с окружающими. Проявляя чрезмерную заботу о больном ребенке и стремясь предугадать все его желания, все сделать за него, родители тем самым не ’ формируют у него потребности пользоваться речью. Необходимо сказать о том, что особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой он воспитывается. О развитии данного направления, требующего специальных подходов и методик, будет сказано ниже.

Также важное значение для развития речи у ребенка с детским церебральным параличом имеет овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью. Неправильное и позднее развитие этих функций у детей с церебральным параличом в большей мере обусловливает отставание в развитии речи. В связи с ограниченной подвижностью мышц языка и губ, насильственными движениями в дыхательной мускулатуре (в мышцах лица, языка) часто нарушается звукопроизношение. Эти нарушения усиливаются из-за расстройств дыхания и голосообразования. У многих детей с церебральным параличом рот полуоткрыт, усилено слюнотечение, наблюдаются затруднения при жевании, иногда при кусании, глотании, питье из чашки и т. д. Нарушения речи у детей с церебральным параличом часто связаны с общими двигательными расстройствами. В момент повышения мышечного тонуса в конечностях может наступать напряжение мышц языка и гортани (отмечается их спастичность).

Указанные особенности детей с церебральным параличом обусловливают необходимость создания специальных условий их подготовки к школьному обучению и обучения в школе по образовательным программам Министерства образования РФ для детей с тяжелыми дефектами вследствие ДЦП.

Далее предлагается краткая схема структуры построения реабилитационного процесса для детей с тяжелыми двигательными и интеллектуальными нарушениями вследствие ДЦП.





1.5 Информационная справка о школе.

Школа-интернат открыта в 1994 году. Предназначена для обучения и воспитания детей с тяжелыми формами детского церебрального паралича. С 2004 г. Государственное образовательное учреждение специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа - интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата №20 переименована и получила название Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VI вида №20. Школа-интернат представляет собой особое учреждение, где созданы необходимые условия для обучения, проживания, лечения детей с тяжелыми двигательными нарушениями: в ней органически сочетаются учебно-воспитательный, лечебно-восстановительный и коррекционный процессы. Ведущим принципом данной модели обучения является дифференциация образовательного процесса с учётом особенностей психофизического развития каждого обучающегося. Образовательные задачи решаются на базе комплексной коррекционной работы на основе учебных планов и индивидуальных адаптированных программ: учителями, дефектологами, логопедами, психологами.

В настоящее время в школе-интернате существует три ступени:

I-ая - 0 класс - пропедевтико-диагностический класс;

II-ая -1-4- классы. Срок обучения-4 года (начальное образование);

III-5-10 классы. Срок обучения 6 лет (основное среднее образование).

Численность учащихся I-III ступеней колеблется от 100 до 110 человек. Форма обучения: очная, надомная, индивидуальная, дистанционная. Наполняемость классов: 5-6 человек. Обучение происходит в одну смену. Лечебно-восстановительная, коррекционная работа проводится в течение всего дня. Медицинское обслуживание учащихся осуществляется медицинским персоналом Поликлиники №148, который несет ответственность за здоровье и психофизическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий и восстановительного лечения, соблюдение санитарно- гигиенического режима. Режим работы и пребывания детей в интернате - пятидневный. Продолжительность уроков 40минут. Среднее количество уроков в день 5-6. Школа предоставляет своим учащимся не только широкий спектр образовательных услуг, но и достаточное количество часов дополнительного образования, способствующего социальной адаптации и профессиональной ориентации учащихся. Интернат сотрудничает с МИОО и с институтом коррекционной педагогики по вопросам учебно-воспитательного процесса и с психоневрологической больницей №18 по вопросам лечения и восстановления.

В интернате обучаются дети со следующими заболеваниями:

ДЦП (разные формы); врожденные деформации и недоразвитие опорно­двигательного аппарата; сколиоз, остаточные явления ЧМТ, миелодисплазия. По степени тяжести нарушений движения и сформированности двигательных навыков и умений, в первую очередь локомоторностатических функций, ходьбы и навыков самообслуживания, учащиеся с ДЦП представляют неоднородную группу. 90% учащихся самостоятельно не передвигаются, большинство из них может сидеть только в специально приспособленном кресле с фиксацией туловища и конечностей, не владеют или владеют в зачаточном состоянии навыками самообслуживания, 96% учащихся имеют интеллектуальные нарушения, из них 50% детей - задержку психоречевого развития, легкую умственную отсталость - 30%, а у 95% учащихся выявляются тяжелые речевые нарушения, из них у 85% детей - тяжелые речевые нарушения по типу дизартрии.

Принципы формирования классов: общеобразовательные и коррекционные классы формируются из учащихся, прошедших психолого-медико-педагогическую комиссию, получивших путевку и рекомендации ГПМПК и ОПМПК, имеющих, специальное медицинское заключение или инвалидность, Московскую прописку или регистрацию в городе Москве, а так же по ходатайствам областных комитетов образования на территории, которых нет образовательных учреждений данного типа.



В соответствии с уставом в школе функционирует подготовительный класс. Обучение в подготовительном классе носит диагностический и пропедевтический характер и нацелено на подготовку детей к обучению в начальной школе, не прошедших дошкольную подготовку или имеющих сложную структуру дефекта.

Среди детей с ДЦП выделяются следующие категории учащихся с учетом особенностей и возможностей овладения ими учебного материала :

- дети с нарушениями функция опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся самостоятельно или с помощью вспомогательных ортопедических средств и имеющие психическое развитие, близкое к нормальному, обучаются по адаптированной массовой программе; многие из них могут быть успешно интегрированы в общеобразовательные школы;

- дети, лишенные возможности самостоятельного передвижения и самообслуживания, с задержкой психоречевого развития и разборчивой речью, обучаются очно (по классно-урочной системе), на дому, дистанционно по адаптированной общеобразовательной программе массовой школы и коррекционным программам школ VI вида;

-дети с задержкой психического развития при ДЦП, осложненной тяжелыми дизартрическими нарушениями недоразвития речи. Для детей этой группы проводится корректировка программ ряда общеобразовательных предметов , подбираются специальные методы развития речи и коррекции нарушения звукопроизношения . Для работы с ними нужны специально подготовленные педагоги;

- дети с ДЦП и умственной отсталостью различной степени тяжести нуждаются в разработке разноуровневых программ и различных организационных форм обучения. Особое внимание уделяется предметам коррекционного цикла .
Распределение обучающихся по округам:

Юго-Восточный округ - 61 человек;

Восточный округ – 5 человек;

Северо-Восточный округ - 12 человек;

Южный округ - 14 человек;

Юго-Западный округ - 6 человек;

Северо-Западный округ - 2 человека;

Северный округ-4 человека;

Центральный округ - 1 человек;

Западный округ - 1 человека;

Московская область - 4 человека.

Кадровый состав школы-интерната .Администрация и педагогический персонал .Педагогический коллектив школы - интерната – сообщество специалистов-профессионалов, компетентность и мастерство которых постоянно совершенствуются в творческом поиске. За прошедший период сложился стабильный коллектив, ориентированный на доброе отношение к детям, понимание проблемы воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями в развитии вследствие ДЦП. Весь педагогический коллектив представляет собой высококвалифицированных и специально-подготовленных специалистов. Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления. Органом самоуправления является Управляющей совет. Непосредственно школой руководит директор школы. Ведущей функцией директора является координация образовательного и лечебно-восстановительного процесса. Директор школы подбирает заместителей директора, определяет им должностные обязанности. Заместители директора обеспечивают оперативное управление образовательным процессом и реализуют основные управленческие функции: анализ, планирование, организация контроля, самоконтроля, коррекция и регулирование. Управление осуществляется дифференцированно на основе распределения функций и полномочий. Основными формами координации деятельности аппарата управления образовательного учреждения являются: - совещание при директоре, - административное совещание, - оперативное совещание, - совещание при завуче, - оперативное совещание медицинских сотрудников, - педагогический совет школы, - малый педсовет, - психолого–медико-педагогическая комиссия, - заседания методических объединений. Администрация школы грамотно и профессионально владеет и применяет информационно-вычислительную технику в управлении образовательным процессом учреждения. Кабинеты администраторов оснащены всей необходимой техникой, для работы с применением вычислительной техники имеются все периферийные устройства. Накопление материала производится с помощью файловой системы по различным направлениям деятельности образовательного учреждения и в зависимости от функционала администратора.

В школе работает 29 преподавателей.

С высшим педагогическим образованием - 28 человек .

Среднее специальное, (неоконченное) высшее образование - 1 человек.

Это грамотные, владеющие методиками коррекционного обучения специалисты, имеющие в результате аттестации:

высшую категорию - 11 человек;

первую категорию - 10 человек;

вторую категорию - 3 человека.
Развитие педагогической системы школы-интерната № 20 обусловлено как общими противоречиями, характерными для отечественной системы образования в целом, так и частными, характерными для сложившейся практики коррекционных образовательных учреждений и интерната № 20 в частности.

Развитие больного ребенка происходит в ограниченном пространстве, что ведет к изолированности от внешнего мира, к формированию у него эгоцентрических установок, что часто обусловливает вторичную аутизацию. У педагогов может происходить уменьшение внимания к развитию интересов и творческих наклонностей ребенка. Все это приводит к обесцениванию его планов, целей и т.д., а в конечном итоге к психологической инвалидизации. Вырастая, такой учащийся оказывается неспособным к самостоятельной жизни из-за несвоевременного формирования личностного развития.

Поэтому одна из важнейших концептуальных задач образования и воспитания в интернате состоит в разрыве этого порочного круга, а через это развитие у ребенка способности принимать самостоятельные и ответственные решения, компенсируя свой дефект.

Важное место в развитии больного ребенка занимает среда, в которой он растет, обучается, воспитывается. В интернате ребенок попадает в обстановку, где он, равный со своими сверстниками, мало чем от них отличается, что способствует личностному росту ребенка.

Поэтому наша образовательная программа нацелена на возможно более благоприятное интегрирование учащихся в общий процесс обучения и воспитания в школе-интернате.

Важно отметить, что уровень субъективного контроля у детей, больных ДЦП, как правило, низкий. Они не видят связи между своими действиями. Это повышает тревожность и ведет к школьным неврозам, а далее к акцентуации характера с невротическими признаками. Все эти негативные последствия можно в значительной мере снизить, поэтому в учебно-воспитательный процесс заложены различные методики психо-коррекционной работы, которые успешно реализуются только в комфортной обстановке.

В программе учебно-воспитательный процесс построен так, чтобы учащийся, несмотря на свои физические недостатки, максимально безболезненно адаптировался к окружающей среде.

Все выше сказанное определяет направление вектора развития школьной практики: построение личностно-ориентированной педагогической системы, цель которой заключается в формировании облика, образа человека, способного к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, саморегуляции, к социальной адаптаций в окружающем мире. Очевидным становится переориентация содержания образования на гуманитаризацию знаний, переоснащение технологии обучения на развитие познавательной активности и потребности учащихся, их самостоятельности в добывании и осмыслении знаний, расширении диапазона знаний и квалификации участников педагогического процесса, в качественных подходах к оценке результативности педагогического процесса (учет индивидуальных особенностей детей, введение критерия относительной успеваемости в учебно-воспитательном процессе).

Программа исходит из того, что основой образования новой России является гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика, направленная на сотрудничество учителей, воспитателей, учеников и родителей и ориентированная на признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий - для его развития. Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником в условиях школы-интерната, необходимо своевременно корректировать образовательный процесс, учитывая эмоционально-волевую сферу учащихся, в частности:



  • учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении учебных задач;

  • изложение знаний учителем должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ребёнка;

  • в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

  • учебный материал должен быть обеспечен таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении учебных задач;

  • образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку обучения как субъективной деятельности.

Успех реализации личностно-ориентированной системы обучения и воспитания в нашей школе предопределяет необходимость смены "векторов" от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению, как индивидуальной деятельности школьника, её коррекции и педагогической поддержки.

Развитие способностей ученика - основная задача личностно-ориен­тированной педагогики, и "вектор" развития строится не от обучения к учению, а наоборот, от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию. На это и должен быть нацелен весь образовательный процесс в ГБОУ СКОШИ № 20.

В соответствии с этой педагогической идеологией возможно выдвижение ряда принципов развития системы школьного образования:


  • принцип наиболее полного использования и развития потенциальных возможностей всех учащихся (оптимальное сочетание воспитания и самовоспитания; соответствие содержания образования психофизическим особенностям учащихся, оптимальная дифференциация и индивидуализация образования на основе выбора учащихся; оптимальные учебные нагрузки);

  • принцип построения содержания образования на основе единств различных видов деятельности (представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи с учетом их исторического характера в учебном плане школы-интерната № 20);

  • принцип достаточной основы объема содержания образования (обеспечение

разных направлений в развитии личности, развития её способностей, интересов и т.д.);

- принцип соответствия содержания образования общим законам развития.

1.6 Психолого-педагогические основы обновления содержания образования в школе-интернате.

В соответствии с вышеуказанными принципами необходимо не только обновление литературного, исторического, художественно-эстетического, лингвистического, но и естественнонаучного и начального образования.

Приоритетной целью начальной школы должно быть развитие личности. Обучение в начальной школе должно быть направлено на развитие учебной деятельности. Чрезвычайно важны в системе начального образования отход от созерцательного метода познания, включение ребенка в самостоятельный акт открытия связей, зависимостей, закономерностей окружающего мира, развитие умения вычленять существенное, строить рассуждения, выбирать доказательства, т.е. развитие всех форм мышления ребенка.

При обновлении литературного образования необходимо уделить особое внимание лирике, мифологическим источникам литературы и человеческого сознания, использованию произведений разного уровня сложности, связи языка и литературы, связи мировой литературы с историей, нравственным категориям и красоте мира, раскрытию эстетического отношения к действительности, усилению роли интеллектуальной деятельности, единства чувства и мысли.

Задачей нового взгляда на историческое образование является сочетание духовного и материального, поиск осознаваемых связей человека, общества, экономики, природы в целом, которые охватывали бы в единстве природное, социальное и экономическое в прошлом и настоящем и стали бы основанием прогноза на будущее. Вся система формирования убеждений учащихся на уроках истории должна быть перестроена на основе доказательств, размышлений над противоречивым материалом, в том числе и противоположными способами осознания ситуаций, чтобы закрепиться на основе собственного выбора аргумен­тов в защиту своих доводов и опровержения других взглядов.

Обновление художественного образования должно происходить на основе развития «человеческого в человеке, развития способности чувствовать , понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, испытывая постоянную потребность в систематическом общении с искусством, говорить с произведением, как с живой человеческой личностью». (М.М.Бахнин).

Ядром естественнонаучного образования должна быть система знаний, элементы научного стиля мышления, гуманитарная направленность в использовании научных приложений и необходимый комплекс интеллектуальных и практических знаний и навыков. При этом раскрытие гуманитарного аспекта научного знания, включение в содержание образования в явном виде человеческой личности и её отношение к миру и обществу, раскрытие неоднозначности научных открытий для цивилизации и человека, для экологии представляет особую важность для становления личностных ценностей учащихся.

Конечно, в специализированной школе-интернате психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса немыслимо без активного участия психологической службы, в задачу которой входит определение психологических причин; нарушений поведения и трудностей обучения, осуществление мероприятий по коррекции познавательной деятельности и личности ребенка, а также консультирование по этим вопросам учителей, воспитателей, родителей.



1.7 Основные концепции образовательной программы.

Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, к двигательным расстройствам ,в большей части случаев, присоединяется нарушения психики, речи, зрения, слуха. Коррекция нарушенных функций осуществляется путем стимуляции репаративных и компенсаторных процессов.

В школе-интернате обучаются дети с тяжелыми двигательными, речевыми, сенсорными нарушениями, недостаточной сформированностью высших психических функций, проблемами поведения, общения.

Каждый обучающийся школы-интерната имеет свой темп продвижения, так как двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность.

Последняя обуславливает недостаточное развитие предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-двигательной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности. Все дети крайне утомляемы, истощаемы, у них резко колеблется работоспособность. Характерно :

-выраженная неравномерность при усвоении знаний при усвоении предметов;

  • отклонения в психическом развитии детей с ДЦП связаны с недостаточностью их практического и социального опыта, коммуникативных связей, невозможностью полноценной игровой деятельности. У детей нарушена целенаправленная деятельность, эмоционально-волевая сфера, объективно изменены поведенческие реакции;

- большую роль в нарушениях познавательной деятельности у детей с церебральным параличом играют речевые нарушения. У 60-80 % детей имеются нарушения произношения, обусловленные парезами и насильственными движениями в артикуляционной мускулатуре.

Нарушено голосообразование и дыхание, нередко имеет место нарушение фонематического слуха. Все это приводит к задержке речевого развития и мышления Преодоление сложностей структурных дефектов у детей с ДЦП предполагает снижение темпов усвоения программного материала.

Из практической учебной деятельности специальной (коррекционной) образовательной ГБОУ СКОШИ № 20 для детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата стала ясной необходимость перераспределения учебного материала, что приводит к увеличению сроков обучения (увеличение сроков обучения в начальной школе до 5, в отдельных случаях до 6-7 лет для усвоения знаний в объеме программы начальной школы).

Овладение базовым компонентом детьми с тяжелыми двигательными и речевыми нарушениями предполагает предельную индивидуализацию обучения:

  • гибкий учебный план, позволяющий учитывать специфику нарушений;

  • разноуровневые программы, адаптированные для коллективного и индивидуального обучения;

  • вариативное начальное обучение с пропедевтическим периодом.

Пропедевтический период (срок обучения до 2-х лет) следует рассматривать как подвижную структуру, основной задачей которой является изучение возможностей ребенка, уточнение уровня психического развития, подготовке к дальнейшему обучению в начальной школе.

Особенно необходим пропедевтический период обучения для детей не достигших функциональной школьной зрелости, для детей, у которых двигательные нарушения сочетаются с умственной отсталостью.

Дети, прошедшие курс специальной дошкольной подготовки и имеющие достаточный уровень сформированности двигательной, речевой деятельности в сочетании с задержкой психического развития, могут быть определены в 1 класс.

Основу базисного плана общего образования детей данной категории составляет базисный план школы общего назначения. Обучение в начальной школе осуществляется за 4 года, продолжительность обучения в основной школе увеличивается на 1 - 2 года. Увеличение сроков обучения связано с замедленным темпом психического развития детей, трудностями при овладении письмом и чтением вследствие речевых и двигательных нарушений, необходимостью введения в учебный план предметов коррекционного цикла.

Наряду с предметами общеобразовательного цикла базисный учебный план обязательно предусматривает занятия по коррекции нарушений двигательных и психических функций.

Предметы коррекционного цикла выбираются в зависимости от имеющихся у детей нарушений:

- индивидуальные занятия по коррекции речи;

индивидуальные занятия по коррекции всех форм высшей нервной деятельности.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница