Пояснительная записка. Анализ развития моу сош №3 за период с 2003 2006 гг



страница1/8
Дата26.08.2015
Размер0,84 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка. ……………………………………….....3

1.Анализ развития МОУ СОШ № 3 за период с 2003 – 2006 гг.

1.1.Из истории ОУ…………………………………………………………..6

1.2.Паспорт школы………………………………………………………….8

1.3.Характеристика обучающихся…………………………………...........13

1.4 Характеристика педагогических кадров...............................................20

1.5.Характеристика условий сохранения здоровья………………………27

1.6.Характеристика системы управлением развитием школы…………..28

1.7.Проблемно-ориентированный анализ деятельности школы и проблемы развития……………………………………………………………………..28


2. Концепция развития школы.

    1. 2.1.Предназначение школы…………………………………………………33

    2. 2.2.Методологические источники………………………………………….37

    3. 2.3. Модели педагогической поддержки…………………………………..37

3. Направления образовательной деятельности по реализации целей и задач программы развития школы.………………………………………..39

    1. Приложения: схемы, таблицы диаграммы

В документах Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» одним из важнейших является пункт – сделать образование сферой инвестиций. Речь идет как о государственных так и личных инвестициях в образование ребёнка. Под инвестициями мы понимаем не только материальную обеспеченность, но и возрастание внимания к ребёнку, к обеспечению привлекательности для него школьного образования, к его личностным, индивидуальным проблемам взросления и преодоления препятствий. Воплощение этих процессов способно обеспечить система педагогической поддержки в школе. С одной стороны педагогическая поддержка (ПП) - это непременный атрибут гуманной педагогики и педагогики ЛЛО, с другой, особое направление педагогической деятельности, характеризующееся специфическими методами, способами и приёмами взаимодействия педагога и ребёнка.

Для отечественного образования ПП – инновационное явление, интерес к которому существенно вырос. Об этом говорят исследования ученых (педагогов и психологов), развивающих концепцию ПП О.С.Газмана (В.П.Бедерханова, Н.Б.Крылова, Н.Н.Михайлова, С.Д.Поляков, С.М.Юсфин и др.) и практика внедрения ПП в систему школьного образования. Однако, далеко не всегда педагогами осознается потенциал, особенности и роль ПП как формы инвестиции в образование ребёнка, теряется основной отличительный признак ПП - её направленность на развитие « самости» (самоанализ, самоопределение, самореализация…) Предметом ПП является процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей, путей преодоления препятствий, мешающих сохранять своё человеческое достоинство и достичь успеха в обучении, в сохранении и поддержании своего здоровья, творческого самовоплощения.

Овладение технологией ПП характерно для педагогов – профессионалов, способных оказывать оперативную и превентивную помощь детям в решении их индивидуальных проблем развития. ПП позволяет переосмыслить такое явление школьной практики как индивидуальная работа. В её основе лежит новые для школы методы взаимодействия с ребёнком – индивидуальное педагогическое консультирование и метод договорных отношений. Педагог, работающий в режиме ПП, не решает проблемы за ребенка и не требует от него соблюдении определенных норм поведения, а лишь помогает сделать выбор из разных представленных вариантов решения детских проблем и поддерживает самостоятельные действия ребёнка в осуществлении его личного выбора. Возможность выбора – это право ребёнка, акт осознанной ответственности которое следует за ним, соотнесение своих прав с обязанностями, которые являются регулятором социальных отношений. Главное в управлении развитием ребёнка для педагога становится создание условий для того, чтобы ребёнок смог сам решить личные и социальные проблемы своим собственным индивидуальным способом, не вступая в противоречия с нравственно-правовыми ценностями общества.



Анализ опыта работы отдельных учителей школы, эффективно использующих ПП, и в связи с актуализацией личностных проблем обучающихся в нашей школе ( снижение личностной значимости учения у подростков, неустойчивость социального иммунитета, осложнение проблем взаимоотношений детей с родителями и др.), педколлектив принял решение разработать специальную программу педагогической поддержки развития и саморазвития личности. Проект программы, выполненный Скороходовой Н.В., был признан в числе лучших на конкурсе ИРРО (г.Н.Тагил), а с января 2007 года школа стала работать по указанной программе развития в режиме базовой экспериментальной площадки ИРРО. При разработке программы мы учли социальный заказ, состояние ресурсной базы ОУ, уровень квалификации и потенциальные возможности педагогических работников школы, а также особенности социо - культурной ситуации микрорайона и контингента обучающихся, уклада их семей.

Рабочими документами программы являются: Устав школы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность субъектов образования, учебный план, план работы школы, рабочие программы учителей, план воспитательной работы школы, классных руководителей и руководителей кружков, планы работы всех подструктурных звеньев, программа деятельности базовой экспериментальной площадки и инновационной деятельности учителей-экспериментаторов.

Исполнители программы - администрация школы, руководители научно-методических подразделений, учителя и классные руководители. Соисполнители – учащиеся, родители и активисты социума.

Основные направления развития школы:

1. Развитие содержания образования и организация образовательного процесса.

2. Внедрение педагогической поддержки – образовательной технологии саморазвития личности; организация ОЭР.

3. Управление мотивами успешной социализации.

4. Развитие физкультуры и спорта; сохранение здоровья учащихся.

5. Интеграция основного и дополнительного образования.

6. Информатизация образовательного процесса.

Ожидаемый результат: Полная реализация государственных образовательных стандартов (федеральный, национально-региональный и школьный компонент); соответствие школьного образования качественным требованиям, предъявляемым к образованию обществом; создание условий для успешной социализации: овладение предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной компетентностями; устойчивая мотивация учащихся на саморазвитие, сохранение здоровья и ЗОЖ; 100% социальная адаптация выпускников; повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников на основах присвоения приоритетности формирования у детей умений самооценки и ценностных ориентаций на самообразование и самореализацию; обеспечение безопасной жизнедеятельности детей в школе.

Срок реализации программы – 2006/07 – 2009/10 уч.г.

Этапы реализации программы развития.
1.Подготовительный (школа- адаптивная модель) 2005/06 гг

- изучение состояния деятельности ОУ и проблем школьного образования;

- формирование социального заказа, определение целей и задач развития;

- разработка концепции и содержания деятельности школы;

- подготовка учебных планов, образовательных программ и рабочих программ педагогов;

- разработка плана действий по реализации целей и задач программы развития и дидактической модели педагогической поддержки развития личности;

- создание ресурсной базы развития.

2. Основной этап (школа – базовая экспериментальная площадка) 2006/09 гг

- развитие и внедрение в образовательную практику технологии педагогической поддержки;

- организация инновационной (ОЭР) деятельности учителей –экспериментаторов;

- мониторинг качества образования и экспертиза эффективности ОЭР;

- фиксирование результатов достижений учителей и учащихся в портфолио;

- реализация дидактической модели педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на развитие и саморазвитие личности;

- управление развитием мотивами успешной социализации;

3. Этап обобщения и представления опыта (школа-лаборатория опыта) – 2009/10гг.

Пояснительная записка.
Новое время с его новыми ценностными ориентирами закономерно изменило педагогическое мышление. В центре внимания современной школы, адаптивной социальной преобразующейся среде, стали проблемы становления высокообразованной, инициативной и общественно активной, саморазвивающейся личности, способной к проявлению свободы, сохранению самобытности, восхождению в мир социальных отношений и обогащении процесса реформирования общества. Восхождение личности обеспечиваются обретением социальной компетентности и способностью самостоятельно строить свою жизнь, реализуя потенциальные возможности своего интеллекта, а не вооруженность знаниями по определенным учебным дисциплинам.

Сегодняшнее общество хочет видеть в выпускнике школы личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем, готовую к постоянному самообразованию, к выбору и смене видов деятельности, в т.ч. профессиональных., адаптированную к социально-политическим преобразованиям. Сегодня как никогда актуальна мысль: образованный человек не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где найти необходимую информацию, как ею воспользоваться, и не тот кто, усвоил определенный алгоритм социального поведения, а тот, кто готов актуализировать субъектный опыт, проявлять самостоятельность в решении трудной жизненной ситуации, прогнозируя и предвосхищая ожидаемый результат, не тот, кто слепо следует за кем или чем-нибудь, а тот, кто целенаправленно строит себя как творческую индивидуальность, формируя социальный и физический иммунитет.

Программа развития школы сориентирована, прежде всего, на эту новую социальную реальность, вытекающую из ожиданий государства и педагогического сообщества, востребованность человека – активного деятеля, творца, компетентностную саморазвивающуюся личность. В этом и есть главное предназначение школы, её целевые ориентиры, ценностные основы, истоки которых по своей сути, являются результатом внедрения в школьную практику в предыдущие годы технологий личностно ориентированного обучения, ибо дальнейшее развитие не должно ломать то, что уже сложилось, а органично вписываться в систему ценностей, традиций и уклада школы провинциального уральского г. Невьянска. Работа школы по предыдущей программе развития была завершена в 2005-06 учебном году.

Новая программа является организационно- содержательной основой деятельности школы и определяет стратегию и тактику её развития. Она опирается на положения Конвенции о правах ребёнка и Конституции РФ. Основополагающими документами в разработке программы стали Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Программа – 4 развития образования Свердловской области. При разработке программы были учтены:

- особенности социо - культурной ситуации микрорайона;

- контингент обучающихся и особенности уклада их семей;

- уровень квалификации и потенциальные возможности педагогических работников школы;

- состояние ресурсной , в том числе МТБ, базы ОУ;



- потребности субъектов образования.
Программа развития состоит из нескольких разделов. В первом из них, дан анализ развития школьного образования за период с 2003/06 гг., в последующих – изложена концепция развития системы образования школы, цели и задачи программы развития, а так же направления деятельности ОУ по реализации целей развития школьного образования на период 2006/07 – 09/10 уч.г.

Заказчик программы: Управление образованием Невьянского городского округа; МОУ СОШ №3

Цель программы – создание нормативно-правовых, организационно-педагогических, научно-методических, материально- технических, санитарно-гигиенических условий, обеспечивающих функционирование школы в режиме развития в интересах саморазвивающейся личности учащихся и потребностей социума.

Исполнители программы - администрация школы, руководители научно-методических подразделений, учителя и классные руководители. Соисполнители – учащиеся, родители и активисты социума.

Основные направления развития школы:

1. Развитие содержания образования и организация образовательного процесса.

2. Внедрение педагогической поддержки – образовательной технологии саморазвития личности; организация ОЭР.

3. Управление мотивами успешной социализации.

4. Развитие физкультуры и спорта; сохранение здоровья учащихся.

5. Интеграция основного и дополнительного образования.

6. Информатизация образовательного процесса.

Ожидаемый результат: Полная реализация государственных образовательных стандартов (федеральный, национально-региональный и школьный компонент); соответствие школьного образования качественным требованиям, предъявляемым к образованию обществом; создание условий для успешной социализации: овладение предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной компетентностями; устойчивая мотивация учащихся на саморазвитие, сохранение здоровья и ЗОЖ; 100% социальная адаптация выпускников; повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников на основах присвоения приоритетности формирования у детей умений самооценки и ценностных ориентаций на самообразование и самореализацию; обеспечение безопасной жизнедеятельности детей в школе.

Срок реализации программы – 2006/07 – 2009/10 уч.г.

Этапы реализации программы развития.
1.Подготовительный (школа- адаптивная модель) 2005/06 гг

- изучение состояния деятельности ОУ и проблем школьного образования;

- формирование социального заказа, определение целей и задач развития;

- разработка концепции и содержания деятельности школы;

- подготовка учебных планов, образовательных программ и рабочих программ педагогов;

- разработка плана действий по реализации целей и задач программы развития и дидактической модели педагогической поддержки развития личности;

- создание ресурсной базы развития.

2. Основной этап (школа – базовая экспериментальная площадка) 2006/09 гг

- развитие и внедрение в образовательную практику технологии педагогической поддержки;

- организация инновационной (ОЭР) деятельности учителей –экспериментаторов;

- мониторинг качества образования и экспертиза эффективности ОЭР;

- фиксирование результатов достижений учителей и учащихся в портфолио;

- реализация дидактической модели педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на развитие и саморазвитие личности;

- управление развитием мотивами успешной социализации;

3. Этап обобщения и представления опыта (школа-лаборатория опыта) – 2009/10гг.

Программа развития - открытый для внесения дополнений и изменений документ. Предусматривается её ежегодная корректировка в соответствие с изменениями в области государственной и региональной политики, а также результатами выполнения программы на основе решений, принимаемых управленческими структурами школы.



Рабочими документами программы являются: Устав школы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность субъектов образования, учебный план, план работы школы, рабочие программы учителей, план воспитательной работы школы, классных руководителей и руководителей кружков, планы работы всех подструктурных звеньев, программа деятельности базовой экспериментальной площадки и инновационной деятельности учителей-экспериментаторов.

1. Анализ развития МОУ СОШ №3 за период с 2003 по 2006 г.

Для определения дальнейших перспектив развития школы и выявления проблем функционирования и развития ОУ на предыдущих этапах («Школа – традиционная модель», «Школа – адаптивная модель»), была проведена комплексная диагностика образовательного процесса с использованием следующих методов.

1. Комплексный, синтетический анализ, в результате которого была составлена информационно-аналитическая характеристика школы. В ней даны краткие сведения об истории и традициях школы; охарактеризована ресурсная база учреждения; представлена характеристика обучающихся и педагогических кадров; итоги УВП по результатам мониторинга; отражена связь школы с другими учреждениями города; представлена система управления развитием школы.

2. Проблемно- ориентированный анализ, в результате которого были изучены возможности ведущих направлений жизнедеятельности школы, выявлены проблемы и ограничения, мешающие развитию школы, определены, какие инновации будут наиболее благоприятны на следующем этапе развития. Благодаря проблемно – ориентированному анализу были обнаружены противоречия и вскрыты проблемы.

3. Метод экспертной оценки достижений ОУ путём соотнесения ожидаемых результатов с планируемыми. Это метод позволил провести диагностику и выделить направления деятельности ОУ на этапе «школа-экспериментальная площадка».

4. Метод «дерева целей», который позволил сформулировать цели повышения эффективности образовательного процесса по каждому направлению развития школьного образования, ориентируясь на государственную и региональную политику в области образования и позитивный результат опытно-экспериментального внедрения новой педтехнологии педагогической поддержки.
1.1. Из истории ОУ

Школа № 3 – одно из старейших ОУ города. Школе – 95 лет, но её фиксируемая биография начинается с 1936 года – с года ввода нынешнего школьного здания. Уже через год школе присвоили имя пролетарского писателя М.А.Горького. Школа прославила себя замечательными выпускниками (государственными и общественно-политическими деятелями, тружениками производства, защитниками Отечества, корифеями науки, культуры, образования). Во время Вов из стен школы ушли её воспитанники и педагоги, 40 из которых не вернулись с поля боя. Во время Вов в стенах школы был размещён госпиталь. Многолетняя история школы свидетельствует о стабильности её функционирования.

Благодаря компромиссу традиций и инноваций, школа всегда развивалась адекватно велению времени и социальным преобразованиям, сохраняя за собой статус авторитетного ОУ Невьянского района.
Одной из главных традиций школы является достойное качество подготовки выпускников. Многие из них навсегда вошли в её историю. Касательно последних трёх лет это выпускница Забирова Ольга – золотая медалистка 2003 года, нынешняя студентка, отличница УГТУ-УПИ, постоянная участница межвузовских и международных студенческих конференций по проблемам молодёжи, активный член движения ЮНЕСКО и стипендиатка первого президента России…Это Сохина Мария – золотая медалистка 2005 года, победитель областных олимпиад по иностранному языку и обществознанию, ныне студентка УрГУ, получатель премии губернатора Свердловской области. Это и сегодняшние старшеклассники: депутат районной Молодёжной Думы, редактор районной молодёжной газеты «Наш взгляд», победитель районных олимпиад, участник областного конкурса исследовательских проектов по избирательному праву – Бурдин Руслан, претендент на очередную золотую медаль и др.

Сегодня за школьными партами сидит третье поколение детей, чьи родители, не покинув своей малой родины, остаются верны родной школе, традиционно гордясь ею и поклоняясь устоявшимся в школе законам гуманной педагогики, по которым продолжает жить педколлектив и сегодня. Ещё одной отличительной характеристикой школы во все времена является стабильный состав учителей, среди них есть те, которые от первого урока в школе №3 своей педагогической биографии дошли до последнего, приумножая традиции школы. В числе таких почётных для школы учителей – Романовская М.И.., Бабенко О.А., Корзников В.В., Ершова З.И.

Традиционно в родную школу возвращаются в качестве учителей её выпускники. Благодаря хорошему знанию особенностей обучающихся и уклада семейной жизни старинного провинциального города, они с достоинством множат успехи своей альма-матер. Сегодня школа гордится такими как: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Филяевских О.Е. – получатель президентского гранта 2006 года, Скороходова Н.В. – замдиректора по ВР, руководитель 1 квалификационной категории, учитель биологии 1 квалификационной категории Койнова Н.Я., учитель начальных классов 1 квалификационной категории Бабарыкина И.Г. – руководитель школьной кафедры обучения младших школьников. 33 года своей педагогической практики отдал руководству школы в качестве замдиректора по УВП Корзников В.В., 20 лет руководит школой её директор Харлова Н.И., Отличник народного образования, руководитель и учитель высшей квалификационной категории.

Являясь образовательным учреждением, школа все годы своего существования серьёзно работает над развитием музыкальной одарённости детей. Родившийся в стенах школы ВИА «Встреча», продолжает жить и сегодня, собирая своих поклонников на концертных программах. Выпускник школы Соколов Г.Д. – заслуженный работник культуры РФ, является ныне художественным руководителем муниципального духового оркестра. Бессменным участником и финалистом областных музыкальных фестивалей и конкурсов («Екатеринбургские звёздочки», « Уральский хоровод», «Майская радуга» и др.) на протяжении уже 20 лет является вокально- хореографический коллектив школы «Солнечная капель», которым руководит Хадасевич Н.А., учитель музыки высшей квалификационной категории, претендент на получение президентского гранта 2007 года. Славится школа и своей целенаправленной работой по организации спортивно-оздоровительной деятельности учащихся и спортивными победами на районных соревнованиях. Это направление возглавляет учитель физкультуры высшей квалификационной категории, победитель районного и дипломант областного конкурса «Учитель года – 2003», обладатель президентского гранта 2006 года Малявин С.М.

В школе имеется уголок собственной символики – гимн и герб школы, авторами которых являются дети и учителя.
1.2.Паспорт школы

1.2.1. Общие сведения

Тип ОУ – общеобразовательное учреждение

Вид ОУ – средняя общеобразовательная школа

Год основания – 1936

Организационно-правовая форма – муниципальная

Юридический адрес – 624192 Свердловская обл., г. Невьянск,



ул. Красноармейская, № 13

Телефон – 2-16-40


  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница