№1 Синдром внутригрудного напряжения



Скачать 354,69 Kb.
Дата26.08.2015
Размер354,69 Kb.

              1. Тема занятия № 1 Синдром внутригрудного напряжения


Цель занятия: Усвоение студентами умения выделять среди детей с бронхолегочной патологией, подлежащих специальным методам обследования на предмет выявления хирургической патологии легких. Объем, методики и оценки результатов рентгенологических и бронхологических методов исследования детей с бронхолегочной патологией. Усвоение студентами клиники, диагностики и принципов лечения хирургических заболеваний легких у детей. Принципы диспансеризации и восстановительного лечения детей с хирургической патологией легких.

Усвоение клинической картины, методов диагностики у детей. Приобретение навыков дифференциальной диагностики, освоение тактики педиатра при диафрагмальных грыжах



Задачи: Студент должен уметь:

  1. Собрать педиатрический анамнез.

  2. Провести клиническое обследование при патологии легких, диафрагмальных грыжах

  3. Интерпретировать результаты рентгенологического исследования при патологии легких. диафрагмальных грыжах

  4. Составить план лечения

  5. Проводить послеоперационную реабилитацию.


2.Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Пороки развития легких. Лобарная эмфизема. Напряженные кисты легких. Пневмоторакс. Диафрагмальные грыжи. Асфиктическое ущемление. Ущемленная диафрагмальная грыжа
3. Вопросы к занятию:

Пороки развития легких

1 Лобарная эмфизема, ее формы

2. Напряженные кисты легких

3. Пневмоторакс

Диафрагмальные грыжи

4. Асфиктическое ущемление

5. Ущемленная диафрагмальная грыжа

6. Клиника, диагностика лечение перечисленных форм патологии.
4. Вопросы для самоконтроля:

1. Какие из пороков развития легких сопровождаются острой дыхательной недостаточностью

2. Какие клинические формы у больных с лобарной эмфиземой. В чем разница врачебной тактики различных форм лобарной эмфиземы.

4. Диспансерное наблюдение и реабилитация больных после операций на легких.

5. Когда необходимо оперировать детей с не осложненными диафрагмальными и спинномозговыми грыжами.

6.В чем различие клинических проявлений грыж пищеводного отверстия диафрагмы и собственно диафрагмы.



5. Основная и дополнительная литература к теме:

5.1.Основная:

  1. Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.)

  2. Хирургические болезни детского возраста: учеб для студентов мед вузов; в 2 т Т.1/ Под ред А.Ф. Исакова, под ред А.Ф. Дронов – М.: ГЭОТАР – МЕД. 2004 – 632 с. (47 экз.)

  3. Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с. (78 экз)


5.2. Дополнительная:

1.Ф.Шир.М.Ю.Яницкая (Научная редакция и подготовка текста на русском языке) Лапароскопия у детей. Архангельск, Изд центр СГМУ, 2008.



6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Раздел и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

1. Классификация всех пороков развития легких

Подготовка реферативных сообщений, презентаций, клинического случая

2 Подготовка больных к торакальным операциям

3. .Классификация диафрагмальных грыж

4. Виды операций при диафрагмальных грыжах




  1. Тема занятия № 2 Синдром внутригрудного напряжения

Цель занятия: выработать у студента умения своевременно установить диагноз осложненной деструктивной пневмонии у ребенка, определиться с тактикой его лечения, добиться знания им принципов лечения, реабилитации после перенесенного заболевания в условиях поликлиники.Усвоение тактики врача педиатра при подозрении на опухоль средостения на основании знаний особенностей клинических проявлений, клинической классификации, особенностей диагностики и лечения.
Задачи: Студент должен:

  1. Усвоить клинические методы диагностики острых гнойных деструктивных пневмоний у детей.

  2. Отработать умения ставить диагноз ОГДП в различных её вариантах по рентгенограммам.

  3. Усвоить тактику лечения ОГДП (пиоторакс, пиопневмоторакс, напряженные буллы).

  4. Овладеть практическими навыками умения собрать наборы для плевральной пункции, торакоцентеза, устройств для пассивного и активного дренирования плевральной полости, провести плевральную пункцию.

  5. Усвоить принципы диспансеризации детей, перенесших острую гнойную деструктивную пневмонию.

6. Клиническую классификацию опухолей и кист средостения у детей

7. Дифференциальную диагностику опухолей и кист средостения у детей.

8. Принципы диагностики опухолей и кист средостения у детей

9.Рентгенологическую семиотику опухолей и кист средостения у детей

10.Тактику лечения опухолей и кист средостения у детей в зависимости от их гистогенеза
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы: острые гнойные деструктивные пневмонии, экссудативный плеврит, пиоторакс, пиопнемоторакс, абсцессы легких дренирующиеся и не дренирующиеся, буллы, пункция плевральной полости, пассивное и активное дренирование плевральной полости, детоксикационная инфузионная терапия. Опухоли средостения, медиастенальная грыжа

3. Вопросы к занятию

Острые гнойные детсруктивные пневмонии у детей

1.Пиоторакс, формы.

2. Пиопневмоторакс, формы.

3. Напряженные буллы легких

Осложнения опухоли средостения

4. Опухоли средостения с наличием медиастенальной грыжи.

5. Нагноившиеся киста средостения.

6. Клиника, диагностика, лечение перечисленной патологии.

4. Вопросы для самоконтроля


  1. Классификация осложнений острых гнойных деструктивных пневмоний

  2. Показания к плевральной пункции

  3. Показания к дренированию плевральной полости

  4. Особенности лечения абсцессов легких

  5. Показания к лечению булл

6. Какие опухоли располагаются в заднем, среднем и переднем средостении

7. Особенности клинической картины в зависимости от расположения опухоли



5.Основная и дополнительная литература к теме

Основная

1.Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.)



              1. Хирургические болезни детского возраста: учеб для студентов мед вузов; в 2 т Т.1/ Под ред А.Ф. Исакова, под ред А.Ф. Дронов – М.: ГЭОТАР – МЕД. 2004 – 632 с. (47 экз.)

              2. Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с. (78 экз)


дополнительная

  1. Ф.Шир.М.Ю.Яницкая (Научная редакция и подготовка текста на русском языке) Лапароскопия у детей. Архангельск, Изд центр СГМУ, 2008.

6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


Диспансеризация и реабилитация детей, перенесших острые гнойные деструкции легких

Подготовка реферативных сообщений (презентаций)


Представление клинического случая

Эмбриогенез средостения

Вторичные и первичные опухоли средостения

Классификация кист средостения




1. Тема занятия № 3-4. Инфекция мочевых путей
Цель занятия: Обучить студентов диагностике и тактике лечения основных пороков развития почек и мочевыделительных путей, в. Т.ч. и наружных половых органов.

Задачи: Студент должен уметь:

1. Собрать урологический анамнез

2. Интерпретировать клинико-рентгенологические характеристики пороков развития мочеполовой системы

3. Уметь поставить предварительный диагноз пороков развития мочеполовой системы.

4. Оформить студенческую историю болезни

5. Спланировать врачебную тактику определить методы лечения и их сроки.


2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Врожденный гидронефроз, пузырно-мочеточниковый рефлюкс, удвоение почек – их клинические проявления и основы диагностики. Экстрафия мочевого пузыря, эписпадия, гипоспадия и врачебная тактика при них. Крипторхизм, гидроцеле, варикоцеле, острые заболевания яичек их семиотика, а также методы и сроки лечения.



3. Вопросы к занятию

1. Пороки развития и заболевания верхних мочевых путей.

2. Пороки развития и заболевания нижних мочевых путей и наружных половых органов.

3. клиника, диагностика, лечение этих заболеваний.



4. Вопросы для самоконтроля

1. Клинико-рентгенологические характеристики гидронефроза у детей, принципы оперативного лечения.

2. Пузырно-мочеточниковый рефлюкс, степени, показания для оперативного лечения.

3. Какую патологию дает удвоение почек.

4. Какие аномалии входят в понятие экстрофии мочевого пузыря.

5. Виды крипторхизма, диагностика и сроки оперативного лечения.

6. Варикоцеле, суть патологии, врачебная тактика.

7. Острые заболевания яичка у детей, причины и показания к консервативному и оперативному методам лечения.


5.Основная и дополнительная литература к теме

Основная

1.Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.)

2.Хирургические болезни детского возраста: учеб для студентов мед вузов; в 2 т Т.1/ Под ред А.Ф. Исакова, под ред А.Ф. Дронов – М.: ГЭОТАР – МЕД. 2004 – 632 с. (47 экз.)

3.Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с. (78 экз)



дополнительная

1.Ширяев Н.Д., Каганцов И.М. Очерки реконструктивной хирургии наружных половых органов у детей Часть 1, Часть 2. Монография. – Сыктывкар, 2012. – 96 с.



6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


1. Варианты клинического течения гидронефроза у детей.

Подготовка реферативных сообщений

Разбор клинического случая


2. Удвоение почек у детей, показания к оперативному лечению.

3. Методы лечения пузырно-мочеточникового рефлюкса.

4. Принципы реконструктивных операций при экстрофии мочевого пузыря.

5. Крипторхизм как проблема детских хирургов и эндокринологов.

6. Синдром острой мошонки у детей


1. Тема занятия № 5. Хронические запоры и недержание кала у детей.
Цель занятия: обучить студентов диагностике и тактики их лечения хронических запоров и недержания кала у детей, а также пониманию патогенетических и причинных связей при этой патологии.

Задачи: Студент должен уметь:

1. Собрать проктологический анамнез

2. Оформить студенческую историю болезни

3. Оценить клинические данные и данные дополнительных методов исследования, на основании которых формулируется диагноз порока развития или заболевания, вызывающего хронические запоры или недержание кала у детей.

4.. Составить план адекватного лечения, определить его сроки, осуществлять диспансеризацию.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Функциональные и механические запоры, их причины и классификация. Рентгенологические исследования (ирригорграфия, дефекография) и интерпретация рентгенограмм. Колоноскопия, ректроманоскопия. Мегаколон.
3. Вопросы к занятию


  1. Хронические запоры у детей: определение, классификации по этиологическому
    фактору.

  2. Принципы лечения функциональных хронических запоров.

  3. Запоры механические, причины, классификация.

  4. Долихосигма (долихоколон): патогенез, клиника, диагностика, лечение.

  5. Болезнь Гиршпрунга: патогенез, классификация, диагностика, клинические формы, лечение.

6. Недержание кала у детей, основные причины, классификация, лечение. Стриктуры прямой кишки.
4. Вопросы для самоконтроля

1. В чем различие функциональных и механических запоров у детей.

2. Суть лечения функциональных запоров у детей.

3. Долихосигма (долихоколон) диагностика и лечебная тактика.

4. Болезнь Гиршпрунга, методы лечения.

5.Основная и дополнительная литература к теме

Основная

1.Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.)

2.Хирургические болезни детского возраста: учеб для студентов мед вузов; в 2 т Т.1/ Под ред А.Ф. Исакова, под ред А.Ф. Дронов – М.: ГЭОТАР – МЕД. 2004 – 632 с. (47 экз.)

3.Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с. (78 экз)


дополнительная

1.Ф.Шир.М.Ю.Яницкая (Научная редакция и подготовка текста на русском языке) Лапароскопия у детей. Архангельск, Изд центр СГМУ, 2008.

2. Яницкая М.Ю. Гидроэхоколография – диагностика и лечение заболеваний толстой кишки у детей. Методические рекомендации. Изд-во СГМУ. 2013

6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


1. Хронические запоры, их классификация, лечение и диспансерное наблюдение.

Подготовка реферативных сообщений

Подготовка клинического случая



2. Болезнь Гиршпрунга, методы оперативного лечения.


1. Тема занятия № 6. Кровотечения из пищеварительного тракта у детей.
Цель занятия: Научить студентов диагностировать заболевания, сопровождающиеся желудочно-кишечным кровотечением. Изучить дифференциальную диагностику ряда хирургических и пограничных заболеваний и тактику врача при них.

Задачи: Студент должен уметь:


  1. Собрать хирургический анамнез.

  2. Провести клиническое обследование

- при кровотечениях из верхних и нижних отделов ЖКТ

3. Интерпретировать результаты:

- эндоскопического исследования при пороках, заболеваниях пищевода.

4. Оказать неотложную помощь при геморрагическом шоке.

5. Провести долечивание и реабилитацию детей после хирургических заболеваний.

6. Определять группы крови и Rh- фактор.


2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Диагностика внутренних кровотечений у детей, включая новорожденных. Понятие высоких и низких кровотечений из ЖКТ, их причины. Тактика врача-педиатра при кровотечении из ЖКТ у детей. Понятие о показаниях к оперативному лечению кровотечений из ЖКТ у детей.

3. Вопросы к занятию

  1. Этиопатогенез портальной гипертензии у детей.

  2. Классификация, формы.

  3. Клиническая картина не осложненной портальной гипертензии.

  4. Клиническая картина кровотечения из расширенных вен пищевода при портальной гипертензии.

  5. Дополнительные методы обследования при портальной гипертензии (лабораторные, эзофагография, эзофагоскопия, ректроманоскопия, спленопортометрия и спленопортография, УЗИ).

  6. Консервативное лечение кровотечения из вен пищевода при портальной гипертензии, тактика педиатра. Определение группы крови.

  7. Хирургическое лечение портальной гипертензии на высоте кровотечения.

  8. Принципы хирургического лечения. Прогноз.

  9. Кровотечение из желудка (симптом Мелори-Вейса, язва желудка).

  10. Кровотечение из дивертикула Меккеля.

  11. Кровотечения из толстой кишки (полипы, язвенно-некротические поражения, трещины прямой кишки).

4. Вопросы для самоконтроля

1. Причины высоких и нижних кровотечений из ЖКТ у детей.

2. Семиотика высоких и низких кровотечений из ЖКТ у детей.

3. Методы и сроки консервативной терапии кровотечений из ЖКТ у детей

4. Показания к оперативному лечению кровотечений из ЖКТ у детей

5.Основная и дополнительная литература к теме

Основная

1.Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.)

2.Хирургические болезни детского возраста: учеб для студентов мед вузов; в 2 т Т.1/ Под ред А.Ф. Исакова, под ред А.Ф. Дронов – М.: ГЭОТАР – МЕД. 2004 – 632 с. (47 экз.)

3.Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с. (78 экз)


дополнительная

1.Ф.Шир.М.Ю.Яницкая (Научная редакция и подготовка текста на русском языке) Лапароскопия у детей. Архангельск, Изд центр СГМУ, 2008.


6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


1. Классификация портальной гипертензии у детей.

Подготовка реферативных сообщений

2. Клинические проявления осложненных форм портальной гипертензии

3. Дивертикул Меккеля и клиника его осложнений.

Подготовка клинического случая

4. Хирургическая тактика при кровотечениях, вызванных портальной гипертензией.


Тема занятия № 7 Синдром рвоты у детей.

Цель занятия: обучить студентов дифференциальной диагностике заболеваний, сопровождающихся рвотой у детей, а также выбору тактики их лечения.
Задачи: Студент должен знать:

1. Возможные патологические состояния и пороки развития,


сопровождающиеся рвотой.

  1. Основные их клинические проявления и характерные параклинические
    признаки.

  2. Основные методы их лечения.

При этом студенты должны уметь практически:.

4. Оценить клинические данные и данные дополнительных методов


исследования, на основании которых может быть поставлен правильный
диагноз.

5. Осуществить неотложные мероприятия по профилактике осложнений


рвоты.

6. Определить дальнейшую тактику ведения больного в зависимости от


выявленной патологии, определить показания и сроки проведения
оперативного лечения.

*

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы: рвота, регургитация, атрезия пищевода, врожденная высокая непроходимость кишечника, низкая кишечная непроходимость.



З.Вопросы к занятию:
1.Атрезия пищевода.

2. Высокая врожденная кишечная непроходимость (характер рвоты,


диагностика, лечение)

3. Низкая врожденная кишечная непроходимость (характер рвоты, другие


клинические проявления).

  1. Дифференциальная диагностика перечисленных заболеваний.

  2. Методы лечения перечисленных заболеваний.



4. Вопросы для самоконтроля:

1. Инструментальное и рентгенологическое обследование новорожденных с атрезией пищевода.

2. Условия транспортировки больных с атрезией пищевода.

3. Предоперационная подготовка и принципы лечения новорожденных с атрезией пищевода

4. Показания к ирригографии у новорожденных с острой непроходимостью кишечника.

5. Дифференциальный диагноз новорожденных с высокой и низкой непроходимостью кишечника.

6. Принципы оперативного лечения новорожденных с острой непроходимостью кишечника.

5.Основная и дополнительная литература к теме:

Основная

1.Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.)

2.Хирургические болезни детского возраста: учеб для студентов мед вузов; в 2 т Т.1/ Под ред А.Ф. Исакова, под ред А.Ф. Дронов – М.: ГЭОТАР – МЕД. 2004 – 632 с. (47 экз.)

3.Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с. (78 экз)



6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Раздел и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Псевдопилоростеноз - синдром Дебре-Фибигера (клиника, диагностика, лечение).

Подготовка реферативных сообщений. Разбор клинического случая

Пилороспазм (характер рвоты, диагностика, лечение).

Подготовка реферативных сообщений


Тема занятия № 8 Синдром рвоты у детей.

Цель занятия: обучить студентов дифференциальной диагностике заболеваний,

сопровождающихся рвотой у детей, а также выбору тактики их лечения.


Задачи: Студент должен знать:

1. Возможные патологические состояния и пороки развития,


сопровождающиеся рвотой.

  1. Основные их клинические проявления и характерные параклинические
    признаки.

  2. Основные методы их лечения.

При этом студенты должны уметь практически:.

4. Оценить клинические данные и данные дополнительных методов


исследования, на основании которых может быть поставлен правильный
диагноз.

5. Осуществить неотложные мероприятия по профилактике осложнений


рвоты.

6. Определить дальнейшую тактику ведения больного в зависимости от


выявленной патологии, определить показания и сроки проведения
оперативного лечения.

*

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы: рвота, первичный перитонит новорожденного, вторичный перитонит новорожденного, некротический энтероколит..



З. Вопросы к занятию:

1. Первичный перитонит новорожденных

2. Вторичный перитонит новорожденных

3. Некротический энтероколит

4. Клиника, диагностика, лечение этих заболеваний


4. Вопросы для самоконтроля:

1. Особенности клинических проявлений перитонита новорожденных.

2. Клинические проявления первичного перитонита у детей старше 1 года жизни.

3. Инфузионная дезинтоксикационная терапия послеоперационного периода у детей в раннем послеоперационном периоде.

4. Реабилитация и диспансерное наблюдение детей после перенесенного разлитого перитонита
5.Основная и дополнительная литература к теме:

Основная

1.Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.)

2.Хирургические болезни детского возраста: учеб для студентов мед вузов; в 2 т Т.1/ Под ред А.Ф. Исакова, под ред А.Ф. Дронов – М.: ГЭОТАР – МЕД. 2004 – 632 с. (47 экз.)

3.Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с. (78 экз)



6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Раздел и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Особенности перитонита новорожденных

Подготовка реферативных сообщений. Разбор клинического случая

Некротический энтероколит у детей

Клинический случай



Тема занятия № 9 Синдром рвоты у детей.

Цель занятия: обучить студентов дифференциальной диагностике заболеваний, сопровождающихся рвотой у детей, а также выбору тактики их лечения.
Задачи: Студент должен знать:

1. Возможные патологические состояния и пороки развития,


сопровождающиеся рвотой.

  1. Основные их клинические проявления и характерные параклинические
    признаки.

  2. Основные методы их лечения.

При этом студенты должны уметь практически:.

4. Оценить клинические данные и данные дополнительных методов


исследования, на основании которых может быть поставлен правильный
диагноз.

5. Осуществить неотложные мероприятия по профилактике осложнений


рвоты.

6. Определить дальнейшую тактику ведения больного в зависимости от


выявленной патологии, определить показания и сроки проведения
оперативного лечения.

*

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы: рвота, бессвищевые и свищевые формы аноректальных аномалий, болезнь Гиршпрунга, Пилоростеноз



З. Вопросы к занятию:

1. Бессвищевые и свищевые формы аноректальных аномалий

2. Острые и подострые формы болезни Гиршпрунга,

3. Пилоростеноз

4. Характер рвоты, другие клинические проявления,
диагностика, лечение этих заболеваний

4. Вопросы для самоконтроля:

1. Какие фазы различают в клиническом течении пилоростеноза

2. Дополнительные методы исследования, применяемые при пилоростенозе, какой из них основной.

3. В чем суть лечения пилоростеноза.

4. Принципы послеоперационного ведения больных с пилоростенозом.

5. Клинические формы болезни Гиршпрунга.

6. Методы диагностики и принципы лечения болезни Гиршпрунга.

7. реабилитация больных с болезнью Гиршпрунга.

8. Методы диагности ГЭРБ и врачебная тактика.

9. Виды удвоения пищеварительного тракта

10. Клиника ахалазии и халазии пищевода.

5.Основная и дополнительная литература к теме:

Основная

1.Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.)

2.Хирургические болезни детского возраста: учеб для студентов мед вузов; в 2 т Т.1/ Под ред А.Ф. Исакова, под ред А.Ф. Дронов – М.: ГЭОТАР – МЕД. 2004 – 632 с. (47 экз.)

3.Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с. (78 экз)



6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Раздел и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

1. Этиопатогенез и клиника пилоростеноза

Подготовка реферативных сообщений. Разбор клинического случая

2. Виды хирургического лечения болезни Гиршпрунга

Клинический случай

Тема занятия № 10 Синдром рвоты у детей.

Цель занятия: обучить студентов дифференциальной диагностике заболеваний, сопровождающихся рвотой у детей, а также выбору тактики их лечения.
Задачи: Студент должен знать:

1. Возможные патологические состояния и пороки развития,


сопровождающиеся рвотой.

  1. Основные их клинические проявления и характерные параклинические
    признаки.

  2. Основные методы их лечения.

При этом студенты должны уметь практически:.

4. Оценить клинические данные и данные дополнительных методов


исследования, на основании которых может быть поставлен правильный
диагноз.

5. Осуществить неотложные мероприятия по профилактике осложнений


рвоты.

6. Определить дальнейшую тактику ведения больного в зависимости от


выявленной патологии, определить показания и сроки проведения
оперативного лечения.
Цель занятия: Обучить студентов вопросам этиопатогенеза, клиники перитонита у детей во всех возрастных группах. Ознакомление с патофизиологией и классификацией клинических форм перитонитов, изучение клинической картины перитонита у детей во всех деталях. Освоение методов пред- и послеоперационного ведения больных с перитонитами, усвоение особенностей тактики хирургического лечения
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Аппендицит, перитонит разлитой перитонит Фазы перитонита. Предоперационная подготовка при перитоните у детей. Методы оперативного лечения перитонита детей старшего возраста. Особенности послеоперационного ведения больных с разлитым перитонитом и их диспансеризация.


3. Вопросы к занятию

1. Острый неосложненный аппендицит

2. Перитонит и его формы у детей.

3. Клиника, диагностика, лечение названной патологии.



4. Вопросы для самоконтроля

1.Классификация острого аппендицита у детей.

2. Дифференциальный диагноз острого аппендицита у детей с пневмонией

3. Дифференциальный диагноз острого аппендицита у детей с геморрагическим васкулитом

4. Дифференциальный диагноз острого аппендицита у детей с кишечной коликой при глистной инвазии и копростазе

5. Показания к тампонированию брюшной полости у детей

6. Клиника разлитого перитонита в зависимости от его фаз.

7. Сроки и качество предоперационной подготовки при разлитом гнойном перитоните у детей.

8. Закрытые и открытые методы оперативных вмешательств при разлитом гнойном перитоните у детей.

9. Клинические проявления первичного перитонита у детей старше 1 года жизни.

10. Инфузионная дезинтоксикационная терапия послеоперационного периода у детей в раннем послеоперационном периоде.

11. Реабилитация и диспансерное наблюдение детей после перенесенного разлитого перитонита.



5.Основная и дополнительная литература к теме

Основная

1.Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.)



              1. Хирургические болезни детского возраста: учеб для студентов мед вузов; в 2 т Т.1/ Под ред А.Ф. Исакова, под ред А.Ф. Дронов – М.: ГЭОТАР – МЕД. 2004 – 632 с. (47 экз.)

              2. Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с. (78 экз)


дополнительная

  1. Ф.Шир.М.Ю.Яницкая (Научная редакция и подготовка текста на русском языке) Лапароскопия у детей. Архангельск, Изд центр СГМУ, 2008.

.

6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


1. Патогенез и фазы разлитого перитонита у детей.

Подготовка реферативных сообщений (презентаций)


Представление клинического случая

2. Классификация перитонита у детей.

3. Виды оперативных вмешательств при разлитом перитоните у детей.

1. Тема занятия № 11 Синдром рвоты у детей.

Цель занятия: обучить студентов дифференциальной диагностике заболеваний, сопровождающихся рвотой у детей, а также выбору тактики их лечения.
Задачи: Студент должен знать:

1. Возможные патологические состояния и пороки развития,


сопровождающиеся рвотой.

  1. Основные их клинические проявления и характерные параклинические
    признаки.

  2. Основные методы их лечения.

При этом студенты должны уметь практически:.

4. Оценить клинические данные и данные дополнительных методов


исследования, на основании которых может быть поставлен правильный
диагноз.

5. Осуществить неотложные мероприятия по профилактике осложнений


рвоты.

6. Определить дальнейшую тактику ведения больного в зависимости от


выявленной патологии, определить показания и сроки проведения
оперативного лечения.

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Этиопатогенез инвагинации кишечника у детей различных возрастных групп. Формы спаечной непроходимости кишечника у детей. Клинические проявления приобретенной непроходимости кишечника у детей их алгоритмы для постановки диагноза. Консервативные и оперативные методы лечения. Послеоперационная реабилитация.


3. Вопросы к занятию

  1. Кишечная инвагинация

  2. Спаечная непроходимость

  3. Парез кишечника

4. Клиника, диагностика, лечение названных заболеваний

4. Вопросы для самоконтроля

1. Классификация видов инвагинации кишечника у детей.

2. Клинические алгоритмы кишечной непроходимости у детей.

3. Противопоказания к консервативной дезинвагинации кишечника.

4. Консервативное лечение ранней спаечной непроходимости кишечника и патогенетическое обоснование сроков консервативного лечения.

5. Методы консервативной дезинвагинации кишечника и их контроль.

6. Послеоперационная реабилитация и деспансеризация детей со спаечной болезнью брюшной полости.

5.Основная и дополнительная литература к теме

Основная

1.Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.)

2.Хирургические болезни детского возраста: учеб для студентов мед вузов; в 2 т Т.1/ Под ред А.Ф. Исакова, под ред А.Ф. Дронов – М.: ГЭОТАР – МЕД. 2004 – 632 с. (47 экз.)

3.Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с. (78 экз)


Дополнительная

1.Ф.Шир.М.Ю.Яницкая (Научная редакция и подготовка текста на русском языке) Лапароскопия у детей. Архангельск, Изд центр СГМУ, 2008.


6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


1. Особенности клиники инвагинации кишечника у детей в зависимости от ее локализации.

Подготовка реферативных сообщений



2. Принципы оперативного лечения кишечной инвагинации

3. Этиопатогенез спаечной кишечной непроходимости.

4. Виды оперативных вмешательств при ранней и поздней спаечной кишечной непроходимости.

5. Противоспаечная физиотерапия



  1. Тема занятия № 12 ОПУХОЛИ СРЕДОСТЕНИЯ У ДЕТЕЙ»


Цель занятия: усвоение тактики врача педиатра при подозрении на опухоль средостения на основании знаний особенностей клинических проявлений, клинической классификации, особенностей диагностики и лечения.

Задачи: Студент должен знать:

              1. Клиническую классификацию опухолей и кист средостения у детей

  1. Дифференциальную диагностику опухолей и кист средостения у детей.

  2. Принципы диагностики опухолей и кист средостения у детей

  3. Рентгенологическую семиотику опухолей и кист средостения у детей

  4. Тактику лечения опухолей и кист средостения у детей в зависимости от их гистогенеза


2.Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы: переднее средостение, заднее средостение, среднее средостение, энтерогенные и бронхогенные кисты, нейрогенные опухоли, герминогенные опухоли, лимфома Ходжкина, неходжкинские лимфомы, гемангиомы, торакоскопия, противоопухолевая химиотерапия.
3.Вопросы к занятию:

  1. Классификация опухолей средостения у детей.

  2. Классификация кист средостения у детей

  3. Дополнительные методы диагностики опухолей и кист средостения у детей.

  4. Клинка опухолей и кист средостения у детей.

  5. Тактика лечения различных опухолей и кист средостения у детей.


4.Вопросы для самоконтроля:

              1. Какие опухоли располагаются в заднем, среднем и переднем средостении

              2. Особенности клинической картины в зависимости от расположения опухоли

3.Особенности лечения лимфом и гемангиом средостения

4. Доброкачественные и злокачественные опухоли средостения

5.Чем обусловлены особенности клинического течения нейрогенных опухолей
5. Основная и дополнительная литература к теме:

5.1.Основная:

1.Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.)

2.Хирургические болезни детского возраста: учеб для студентов мед вузов; в 2 т Т.1/ Под ред А.Ф. Исакова, под ред А.Ф. Дронов – М.: ГЭОТАР – МЕД. 2004 – 632 с. (47 экз.)

3.Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с. (78 экз)



6.Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Раздел и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Эмбриогенез средостения

Подготовка реферативных сообщений

Подготовка клинического случая



Вторичные и первичные опухоли средостения

Классификация кист средостения





1. Тема занятия № 13. Аномалии сосудов у детей.

Цель занятия: Выработать у студентов умение установить диагноз аномалии сосудов у детей. Определятся с тактикой лечения.

Задачи:

  1. Уметь диагностировать ложные и истинные гемангиомы.

  2. Проводить диспансерное наблюдение больных с гемангиомами.


2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы ложные гемангиомы, истинные гемангиомы. Синдром Клиппеля-Треноне, Синдром Паркса-Вебера
3. Вопросы к занятию

1. Истинные гемангиомы.

2. Ложные гемангиомы

3. Виды ложных гемангиом

4.Синдром Клиппеля-Треноне

5. Синдром Паркса-Вебера

6. Клиника, диагностика, лечение названной патологии
4. Вопросы для самоконтроля

1. Какие гемангиомы требуют лечения.

2. Как и какими специалистами проводится диспансеризация детей с гемангиомами.

5. Основная и литература к теме


  1. Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.)

  2. Хирургические болезни детского возраста: учеб для студентов мед вузов; в 2 т Т.1/ Под ред А.Ф. Исакова, под ред А.Ф. Дронов – М.: ГЭОТАР – МЕД. 2004 – 632 с. (47 экз.)

  3. Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с. (78 экз)

Дополнительная литература

1. Ф.Шир.М.Ю.Яницкая (Научная редакция и подготовка текста на русском языке) Лапароскопия у детей. Архангельск, Изд центр СГМУ, 2008.

6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


Методы лечения гемангиом

Подготовка реферата (презентации)

Тема занятия № 14. Защита истории болезни

Цель занятия: Выполнение истории болезни — форма обучения студентов на клинических кафедрах, позволяющая обучающемуся отработать навыки общения с пациентом, провести объективное обследованве пациента и дифференциальную диагностику заболевания, изучить и отразить в письменном виде методы обследования и лечения определенной патологии. История болезни также является формой контроля усвоения материала лекций, практических и семинарских занятий, прохождения производственной практики.

Задачи .Студент должен уметь:

  1. Умение собрать хирургический анамнез у детей

  2. Провести клиническое обследование больных

  3. Усвоить принципы лечения.


2.Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Медицинская карта стационарного больного - запись по определенной форме сведений о находящемся в лечебном заведении больном Медицинская карта является официальным документом, удостоверяющим пребывание больного в лечебном заведении, отражающая состояние его здоровья при поступлении, во время нахождения в лечебном учреждении и при выписке, полученное им лечение произведенные обследования и хирургические операции, а в случае смерти - время ее наступления, явления, ее сопровождавшие - а также данные вскрытия (патолого-анатомяческий или судебно медицинский диагноз).

3. Вопросы к занятию

1. Выполнение истории болезни является процессом, состоящим из нескольких этапов: 1 - организация работы студентов и подготовка к курации пациента, 2 - непосредственная курация пациента, 3 –работа студентов с результатами дополнительных методов обследования пациента, 4 — самостоятельная работа студента с дополнительными источниками информации, 5 - оформление истории болезни, б - самооценка в соответствии с установленными критериями оценки.

2. Собственно курация пациента проводится, как правило, в палате отделения лечебно-профилактического учреждения.

3. Время начала и окончания курации должно быть объявлено студентам преподавателем .до начала курвции.

4. Студент выполняет историю болезни во время прохождения цикла по дисциплине и сдает преподавателю в установленные сроки.

5. При подготовке истории болезни за основу принимается схема -истории болезни, изложенная в методических рекомендациях- кафедры


4. Вопросы для самоконтроля

Форма представления истории болезни {рукописная, компьютерная или др.) определяется кафедрой.

Любая информация о пациенте, полученная в процессе выполнения истории болезни, составляет врачебную тайну и не должна разглашаться ни при каких обстоятельствах.
5.Основная и дополнительная литература к теме

Основная

1.Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.)

2.Хирургические болезни детского возраста: учеб для студентов мед вузов; в 2 т Т.1/ Под ред А.Ф. Исакова, под ред А.Ф. Дронов – М.: ГЭОТАР – МЕД. 2004 – 632 с. (47 экз.)

3.Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с. (78 экз)



Дополнительная.

1. .Ф.Шир.М.Ю.Яницкая (Научная редакция и подготовка текста на русском языке) Лапароскопия у детей. Архангельск, Изд центр СГМУ, 2008.



6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


История болезни. Правила заполнения.

Подготовка реферативных сообщений Работа с тестами и вопросы для самопроверки




1. Тема занятия № 1-5 (Турабов И.А.) весенний семестр
1. Тема занятия № 6 Поликлиника.

Цель занятия: Ознакомиться с организацией работы амбулаторной поликлинической службы по детской хирургии. Изучить материально-техническое оснащение кабинета в поликлинике, документацию. Четко обозначить круг и характер хирургической патологии у детей, лечение и реабилитация которых проводится в поликлинике. Изучить основные принципы диспансеризации детей с хирургической патологией.

Задачи:

  1. Студент должен знать организацию работы кабинета детского хирурга; его материально-техническое оснащение.

  2. Изучить вопросы диспансеризации детей с хирургическими заболеваниями.

  3. Студент должен уметь распознавать виды панарициев, фурункулезы.

  4. Уметь диагностировать ложные и истинные гемангиомы.

  5. Проводить диспансерное наблюдение больных с гемангиомами.




  1. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы Панариций, лимфаденит, фурункулез, ложные гемангиомы, истинные гемангиомы.




  1. Вопросы к занятию


1 занятие

1. Организация амбулаторного приема

2. Структура хирургического кабинета поликлиники

3. Формы работы хирурга детской поликлиники.

4. Объем хирургических вмешательств, проводимых в поликлинике.

5. Профилактика и диспансерная работа детского хирурга.

6. Фурункулез, панариций.

7. Панариций. Этиология, классификация и методы лечения.

8. Фурункулез. Формы и клинические проявления. Лечение.

9. Диспансеризация.



4. Вопросы для самоконтроля

1. Что является определяющим в клинической картине лимфаденита, фурункулеза.

2. Какие виды панарициев различают.

5. Основная и литература к теме


  1. Детская хирургия: нац рук/Ассоц мед о-ств по качеству: под ред Ю.Ф. Исакова, А.Ф. Дронова – М.: ГЭОТАР – Медиа. 2009 – 1164 с.(24 экз.)

  2. Хирургические болезни детского возраста: учеб для студентов мед вузов; в 2 т Т.1/ Под ред А.Ф. Исакова, под ред А.Ф. Дронов – М.: ГЭОТАР – МЕД. 2004 – 632 с. (47 экз.)

  3. Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с. (78 экз)

Дополнительная литература

1. Ф.Шир.М.Ю.Яницкая (Научная редакция и подготовка текста на русском языке) Лапароскопия у детей. Архангельск, Изд центр СГМУ, 2008.

6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы


Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


Пути профилактики гнойно-воспалительных заболеваний у детей.

Подготовка реферата (презентации)



  1. Тема занятия №7. Гиперплазия вилочковой железы у детей.


Цель занятия: Научить студента принципам диагностики и лечения гиперплазия вилочковой железы у детей на основании знаний особенностей их клинического течения.

Задачи: Студент должен уметь:

              1. Уметь правильно собрать анамнез и осмотреть больного

              2. Провести дифференциальный диагноз

              3. Уметь оценить данные лабораторных методов обследования, УЗИ и рентгенологического исследования грудной клетки.

4. Уметь выбрать программу лечения с учетом диагноза и наличия прогностических факторов.


  1. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы: щитовидная железа. вилочковая железа, опухоль средостения




  1. Вопросы к занятию:

1. Функции щитовидной железы у детей

2. Состояние железы в зависимости от возраста

3. Рентгендиагностика гиперплазии вилочковой железы

4. Дифференциальная гиперплазии диагностика вилочковой железы и опухолями средостения

5. тактика педиатра и детского хирурга при гиперплазии вилочковой железы


  1. Вопросы для самоконтроля:


5. Основная и дополнительная литература к теме:

5.1.Основная:

Основная:

  1. Дурнов Л.А., Голдобенко Г.В. Детская онкология: Учебник. – 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Медицина, 2009.

  2. Руководство по детской онкологии/ Под ред. Дурнова Л.А. – М.: Миклош, 2003.

  3. Кудрявцев В.А. Детская хирургия в лекциях. Учеб для мед вузов, СГМУ – Архангельск: ИЦ СГМУ. 2007 – 467 с.

Дополнительная:

1. Детская онкология. Национальное руководство/ Под ред. М.Д. Алиева В.Г. Полякова, Г.Л. Менткевича, С.А. Маяковой. – М.: Издательская группа РОНЦ, Практическая медицина, 2012. – 684 с.:ил.



6.Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Раздел и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы




Подготовка реферативных сообщений




Подготовка реферативных сообщений


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница