Модуль «Социально-бытовые услуги и работа» Модуль предназначен



страница1/3
Дата26.08.2015
Размер0,54 Mb.
  1   2   3
Модуль 3. «Социально-бытовые услуги и работа»
Модуль предназначен: для сертификации социальных работников КР.

(Уровень 1- базовый/начальный).



Продолжительность модуля: 4 часа
I.Введение
Социальные работники Кыргызской Республики, работающие в сфере социального обслуживания населения, продолжают выражать свою озабоченность по поводу того, что они не могут удовлетворить потребности и пожелания лиц и детей с ограниченными возможностями, в силу незнания как правильно оказать социально-бытовые услуги данной категории населения.

Социальные работники по понятным причинам, испытывают беспокойство при принятии и обосновании серьезных решений, так как не знакомы с соответствующим законодательством.

Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку лиц и детей с ограниченными возможностями здоровья, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социально-бытовые услуги направлены на поддержание лиц и детей с ограниченными возможностями здоровья, в быту.

Необходимость особого отношения к «особым» людям, к «больным», к «слабым» членам общества- проблема не новая. Разные сообщества в разные века решали ее по-разному.

Подготовка социальных работников и привитие им навыков правильного оказания социально-бытовых услуг даст возможность провести индивидуальную оценку лиц и детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальные работники при правильном их обучении будут направлять свои силы на выполнение предусмотренной законом обязанности по определению потребностей лиц и детей с ограниченными возможностями здоровья и лиц, осуществляющих за ними уход, а также консультированию в отношении имеющихся на местах средств, которые могут удовлетворить эти потребности.

Социальные работники, занимающиеся решением проблем лиц и детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие навыков оказания социально-бытовых услуг должны пройти модульную программу «Социально-бытовые услуги и работа». Это поможет социальным работникам глубже осознать потребности таких подопечных.

Лица и дети с ограниченными возможностями здоровья, могут страдать комплексами неполноценности и отсутствием веры в свои собственные силы и возможности. В таком случае они особенно нуждаются в помощи для преодоления этих комплексов .

Для осуществления максимальных результатов при работе с лицами и детьми с ограниченными возможностями здоровья очень важно сосредоточивать внимание не на их инвалидность, а на оптимизм в подходе к реалистическим выполнимым задачам.



Цели модуля:

-дать основы базовых знаний, обучить формам и методам социальных работников для оказания социально-бытовых услуг лицам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Сформировать систему знаний о способах и методах выявления, решения социальных проблем лиц и детей с ограниченными возможностями;

- формирование у социальных работников целостных представлений о системе реабилитации лиц и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также практических умений оказания социальной помощи в оказании социально-бытовых услуг и профессиональной ориентации с учетом их потребностей и ориентацией на формирование независимой жизни.


Задачи по осуществлению поставленных целей должны быть частью программы терапевтического и социального улучшения жизни подопечного.

Задачи:

-изучить особенности технологии оказания социально-бытовых услуг лицам и детям с ограниченными возможностями;

-овладеть основными методами социальной работы с лицами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с тем, что социальный работник работает с подопечным для осуществления поставленных целей долгое время, любые изменения в состоянии клиента,в течение этого времени , должны учитываться и, при необходимости ,цели и задачи могут быть изменены. Если это произойдет, необходимо терпеливо объяснить подопечному новые пути по достижению поставленных целей. Нельзя забывать о том,что самостоятельная жизнь лиц и детей с ограниченными возможностями здоровья всегда несет в себе элемент риска.

Одним из серьезнейших барьеров для лиц и детей с ограниченными возможностями здоровья, может быть отрицательное или снисходительное отношение со стороны здоровых людей. Следует отметить, что здоровье и трудоустройство (по мнению инвалидов) являются основными причинами для интеграции человека в социум. Проблема состоит втом, что процесс интеграции является двусторонним и встречным процессом.Здоровое общество со своей стороны должно идти навстречу инвалидам, развивая и адаптируя образовательную, профессионально-трудовую, культурную, правовую, социально-бытовую и другие стороны человеческого бытия к возможным включениям в социальную среду инвалидов.

Сегодня, благодаря новой государственной социальной политике, происходят демократические изменения, в частности и в самом языке. Слово «инвалид» (от латинского «недействительный», «неосновательный») в современном русском языке постепенно выходит из употребления и вытесняется такими понятиями как «ограничение возможностей», «нетипичное состояние здоровья», «особые потребности».Избегается употребление таких ярлыков, как «глухой», «слепой» и т.д., заменяя их сочетаниями «ослабленный слух, зрение», «человек с нарушением слуха/зрения » и т.д.

Социальные работники, занимающиеся решением проблем жизни лиц и детей с ограниченными возможностями здоровья должны пройти курсы по оказанию социально-бытовых услуг. Такие курсы им помогают глубже осознавать потребности таких подопечных и правильно оказывать социально-бытовые услуги. А именно:

-способность работать самостоятельно при поддержке руководства;

- умение выражать и обрабатывать информацию простой и ясной форме (устно и письменно) при оформлении анкет и отчетов о проделанной работе;

-углубленное понимание важности равноправия для всех групп населения и готовность за это бороться;

-современный опыт работы с лицами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

-обязательное уважение принципа конфиденциальности информации при работе с подопечными;

-умение работать эффективно с коллегами своего отдела или коллектива;

-умение, без стеснения, обсуждать с руководителем проблемы,возникающие при работе с подопечными;

-стремление к более глубокому пониманию проблем, с которыми сталкиваются лица и дети с ограниченными возможностями здоровья в их домашних условиях, и готовность им помочь при решении этих проблем;

-способствовать личностным изменениям (проводить коррекцию эмоционального состояния, повышать коммуникативную компетенцию, расширять ролевой репертуар и др.);

- помочь овладеть навыками самообслуживания;

-повысить мотивацию к труду (любой вид продуктивной деятельности: оплачиваемая работа, добровольный труд, работа по хозяйству); к образованию.

Социальная работа с лицами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и их реабилитация приобретают в системе социальной защиты очень важное значение и основываются на следующих основных принципах: своевременность (ранняя диагностика и своевременное начало реабилитационных мероприятий), непрерывность и комплексность. На сегодняшний день в мировой практике существует единственный критерий эффективности социальной реабилитации – качество жизни человека, получившего инвалидность.


Ожидаемые результаты модуля:

После изучения модуля обучаемые должны:



  1. Владеть основными методами оказания социально-бытовых услуг в работе с лицами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  2. технологиями оказания социально-бытовых услуг в различных сферах жизнедеятельности лиц и детей с ограниченными возможностями здоровья;

  3. методами координации усилий социальных служб и организаций различной ведомственной подчиненности при решении социальных проблем, в оказании социально-бытовых услуг.

4.уметь составлять индивидуальную программу реабилитации

5.осуществлять профориентационную работу с инвалидами


Методика преподавания:мини-лекции, слайды, работа в малых группах, презентации, анкетирование.
II. Структура модуля



Наименование тем,

действий

Метод

Средства

Продолжи-

тельность

1.

Знакомство с участниками семинара

Игра «Знакомство»

Карточки,маркеры.

15 мин.

2.

Тема 1. Элементы обобщенных социально-бытовых знаний:

а) Составляющие жизнедеятельность человека: уход за собой, досуг и продуктивная деятельность.



Мини –лекция, слайд-шоу.

Мультимедийная аппаратура . Слайды, презентации.

45 мин.

3.

Практические задания:

а) «Анализ деятельности»;

б) «Анализ задачи»;


Мозговой штурм.

Работы в малых группах.Презентации участников семинара.



Флип-чарт, маркеры.

30 мин.

4.

Тема 1. Элементы обобщенных социально-бытовых знаний:

б) Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья повседневным навыкам.



Мини-лекция.

Слайд-шоу.

Демонстрация учебного фильма.


Мультимедийная аппаратура. Слайды, презентации.

40 мин.

5.

Практическое задание. Составление анкеты для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мозговой штурм. Работа в малых группах. Презентации.

Флип-чарт, маркеры.

15 мин.

6.

Тема 2. Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.

Мини-лекция.

Слад-шоу.



Мультимедийная аппаратура.

Слайд-шоу.



35 мин.

7.

Тема 3. Формирование представлений и знаний о нормах культуры.

Мини-лекция . Вопросы и проблемы для обсуждения.




30 мин.

8.

Практическое задание. «Знание о навыках».

Работа в малых группах , разбор ситуаций, общая дискуссия, презентации участников семинара.




20 мин.

9.

Контроль знаний по модулю 3.

Тестирование.




10 мин.

10.

Итого по модулю 3.







4 часа.

III . Содержание тем модуля.

Тема 1. Элементы обобщенных социально-бытовых знаний.

а) Составляющие жизнедеятельности человека: уход за собой, досуг и продуктивная деятельность.

Уход за собой, досуг и продуктивная деятельность на практике невозможно отделить одну от другой, так как они в высокой степени взаимозависимы. Так, например, человек, имеющий оплачиваемую работу, может занимать свою должность, только если он в состоянии надлежащим образом следить за своей внешностью, соблюдать правила гигиены и выполнять другие действия по уходу за собой. Люди часто принимают участие в работе по тем же причинам, по которым они проводят досуг, например, для удовлетворения своих интересов, встречи новых друзей, преодоления трудностей. Некоторые виды продуктивной деятельности, такие как родительские обязанности или ведение домашнего хозяйства, не имеют четких временных границ, и поэтому эти занятия могут совпадать с проведением досуга. Отдельные виды активности различными людьми понимаются по – разному. Одинокий человек рассматривает приготовление пищи, как уход за собой. А родители часто считают это занятие продуктивной деятельностью. Если же оно связано с приемом друзей, то его можно отнести к досугу. На практике участие в занятиях понимается достаточно субъективно и зависит от личного опыта, а фактическая классификация жизнедеятельности зависит от значения, которое каждый человек придает ей.



Уход за собой.

Уход за собой относится ктакого рода занятиям, которые люди выполняют ежедневно, чтобы поддерживать общее благополучие и здоровье.



Презентация «Уход за собой»

Деятельность по уходу за собой обычно требует 2-3 часа в день. Хотя она не занимает основную часть личного времени человека, эта деятельность имеет принципиальное значение для поддержания здоровья и благополучия и является основанием для тех действий , которые человек совершает в других областях занятий. Например, уход за внешностью и одевание, а также прием пищи готовят человека к действиям связанным с продуктивной деятельностью.

Для людей с недееспособностью уход за собой особенно сложен. Например, отдельные лица в состоянии выполнять действия по уходу за собой, но это занимает у них больше времени. Чем больше времени человек тратит на уход за собой, тем меньше его остается для других областей занятий. Многие согласны воспользоваться посторонней помощью при уходе за собой, поскольку это позволяет им сэкономить время , даже в ущерб некоторой личной независимости . Нормы, которые определяют уровень ухода за собой , зависят как от социальных установок, так и от личных представлений человека. Людям с особенно высокими личными требованиями или жесткими правилами бывает особенно трудно приспособиться к ограничениям, связанным с недееспособностью.

Продуктивная деятельность

Продуктивная деятельность подразумевает такую активность, которая служит интересам общества и в то же время обеспечивает человека и его семью товарами и услугами. Продуктивная деятельность ассоциируется с представлениями об обязанностях и обязательствах. Хотя традиционное определение продуктивной деятельности предусматривает оплату за труд , современные воззрения отмечают важность такого рода занятий , за которые на прямую не следует финансового вознаграждения , но которые оказываются , тем не менее, жизненно необходимы для благополучия, как семьи, так и более крупных социальных структур . Характер , организация и нормы продуктивной деятельности в рамках занятий и значительной мере социально определены.



Презентация «Продуктивная деятельность»

Продуктивная деятельность пользуется особым вниманием социальных работников, потому что люди с недееспособностью, как правило, уделяют этому занятию меньше времени, чем принято , и количество недееспособных лиц, участвующих в продуктивной деятельности, обычно меньше , чем следовало бы ожидать, исходя из ограничений, обусловленных недееспособностью.

В значительной степени исключение людей с недееспособностью из сферы продуктивной деятельности определяется общественным отношением . Общество расценивает людей с недееспособностью , как неспособных к занятиям продуктивной деятельностью, либо рассматривает их как нежелательных кандидатов для таковой и отказывает им в этой возможности. Современная реабилитационная практика подчеркивает важность определения характеристик продуктивной деятельности и развития и совершенствования особых условий и приспособлений, которые снизили бы исключение недееспособных лиц из участия в продуктивной деятельности.

Общество должно взять на себя обязательства обеспечить равные права всех людей в сфере продуктивной деятельности. Продуктивная деятельность является процессом развития. Если люди с недееспособностью не получают возможности с ранних лет развивать свои знания, навыки и представления, необходимых для продуктивной деятельности в зрелые годы, то их способности в этом отношении в дальнейшей жизни оказываются ограниченными. Они могут выбрать лишь из небольшого числа занятий в сфере продуктивной деятельности, и для них остаются недоступными области высокой социальной значимости и престижности.

Создание работы для недееспособных людей в отделенных местах изолирует их как группу от общества в целом, позволяет эксплуатацию их труда и обычно включает лишь те области деятельности, которые не имеют особого значения для общества. Такая система изоляции не дает адекватных возможностей для интеграции в сферу продуктивной деятельности. Социальный работник стремится помочь каждому пациенту сделать выбор жизнедеятельности, определить трудности и препятствия в достижении его целей и разработать тактику, выгодную для человека, чтобы уменьшить неблагоприятные проявления недееспособности и устранить социальные барьеры, мешающие достижению этих целей.

Досуг.

Досуг включает в себя такого рода занятия, которые дают человеку удовольствия, ощущение приподнятого настроения и веселья. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабляться, снимать стресс, удовлетворять интересы, поддерживать себя в хорошей физической форме, участвовать в общественной жизни, а также, чтобы иметь возможность самовыражения и творческой деятельности.



Презентация «Досуг»

Деятельность, связанная с досугом, играет особо важную роль в жизни людей с недееспособностью, особенно, когда их участие в продуктивной деятельности ограничено. Особую роль приобретает досуг также после ухода на пенсию, когда человек должен адаптироваться к новым условиям вне сферы продуктивной деятельности.

Составляющие деятельности являются факторами, которые присущи человеку и облегчают для него выполнение различных действий , связанных с жизнедеятельностью . Эти факторы врожденного порядка , но они непременно изменяются и совершенствуются в процессе развития по мере того, как человек применяет их в повседневной жизни . Так, например, умственный компонент , такой как память , является врожденным, но со временем память меняется в ответ на наше взаимодействие с видами активности, которые влияют на память. Когда составляющие претерпевают изменения под влиянием болезни, травмы или иного фактора, это сказывается на жизнедеятельности . Однако подобные нарушения не обязательно ведут к тому, что человек не может осуществлять деятельность связанную с выполнением занятий. Например, если в результате болезни или травмы у человека страдают некоторые компоненты, составляющие физическую деятельность, он все же может сохранить способность осуществлять уход за собой, проводить досуг и выполнять продуктивную деятельность. Если затрагиваются такие компоненты деятельности, то это рассматривается как недостаточность. Подобного рода недостаточность может привести или не привести к недееспособности .

Социальный работник: места проведения работы.

Социальный работник работает в домашней обстановке клиента, на рабочем месте, в школе, в доме престарелых, центре реабилитации и других общественных местах, где возможно занятия по восстановлению жизнедеятельности. Социальные работники могут также работать в госпиталях, клиниках или других медицинских центрах, где они оказывают пациентам помощь в восстановлении жизнедеятельности.



Практическое задание 1.Кейс «Анализ деятельности».

Деятельность, подвергаемая анализу – Уборка с помощью пылесоса.

ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Деятельность по Уходу за собой

Работе /Учебе/ Игре/ Досугу.

2.Определите, подходит ли деятельность под возраст, пол м/ ж, индивидуальное, групповое участие.

3. Перечень выполняемых действий (разбейте деятельность на логические этапы, обозначая естественные остановки).

Этап 1. Размотать шнур пылесоса.

Этап 2. Вставить шнур в розетку, расположенную на уровне пояса.

Этап 3.Нажать кнопку включения пылесоса.

Этап 4. Переместить пылесос на один шаг вперед.

Этап 5. Переместить пылесос назад.



  1. Временные характеристики - продолжительность каждого этапа ---------------------------------------------------------------------------------------------

-размотка шнура-30 секунд

-включение шнура в розетку-15 секунд

-нажатие кнопки для включения пылесоса на один шаг вперед-5 секунд

-перемещение пылесоса на один шаг назад- 4секунды

В этом процессе допускаются паузы: они возможны после каждого этапа, то есть , процесс можно приостановить в любой момент , общее затрачиваемое время : 55 секунд.


  1. Перечень необходимых материалов.

Нет

  1. Перечень необходимых инструментов и оборудования

Пылесос. Пол. Ковер.

  1. Укажите стоимость материалов. Нет .

  2. Перечень мер безопасности

Будьте осторожны при подключении шнура к розетке и его отключении.

Вопросы к кейсу:

1.Уборка с помощью пылесоса, это какая деятельность?

2.Определите, подходит ли деятельность под возраст, пол м/ ж, индивидуальное, групповое участие.

3.Какие действия выполняются пациентом? На какие этапы можно разбить деятельность?

4.Какие временные характеристики – продолжительность каждого этапа? Какое общее затрачиваемое время?

5.Нужен ли перечень необходимых материалов?

6.Какой нужен перечень необходимых инструментов и какое оборудование?

7.Укажите стоимость материалов.

8.Какие меры безопасности вы порекомендуете?

Практическое задание. Анализ задачи


  1. Задача, подлежащая анализу. Приготовление обеда пациентом.

  2. СУММА ДЕЙСТВИЙ (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), КОТОРЫЕ ПОДЛЕЖАТ АНАЛИЗУ:

Компоненты (действий): планирование обеда, закупка продуктов, приготовление блюд, подача к столу и уборка после окончания приема пищи.

АНАЛИЗ ЗАДАЧИ А.

Сложность задачи:

Простая


  1. Количество действий и этапов: 18

а. Планирование обеда (три этапа)*обдумывание элементов* составление списка* обдумывание возможности иного выбора с учетом стоимости

б. Закупка продуктов ( девять этапов)

*выход в магазин* выбор коляски или корзинки для продуктов* использование составленного списка для закупок* поиск продуктов в магазине* отбор продуктов * оплата покупок * возвращение домой* распаковка закупок* подготовка продуктов к приготовлению, т.е. мытье овощей, нарезка салата.

с. Приготовление пищи (шесть этапов)*выбор рецепта приготовления и его прочтение* следование рецепту при приготовлении пищи* смешивание продуктов *обработка продуктов на огне необходимое время* определение момента готовности * раскладывание приготовленного блюда по тарелкам

Способности, необходимые для выполнения (отметьте подходящие категории)

Сенсорные---------когнитивные----------двигательно-проприоцептивные-------эмоциональные--------социальные-----------культурные------------



В.Временные компоненты. Ограниченное время---------Неограниченное время----------

Вопросы к задаче:

  1. Сложность задачи.

  2. Количество действий и этапов.

  3. Какие способности, необходимые для выполнения этой задачи?

Степень самообслуживания

Перемещение

Самостоятельно

С трудом

С посторонней помощью

Кровать











Стул











Туалет











Душ











Ванная











Личный уход

Личный уход

Самостоятельно

С трудом

С посторонней помощью

Одевание











Купание











Душ











Питание











Гигиена











Пользование туалетом










Передвижение

Передвижение

самостоятельно

С трудом

С посторонней помощью

Внутри помещения











Вне помещения











Личный транспорт











Общественный

транспорт












Ф.И.О. пациента______________________

Проблемы социальной деятельности клиента и их оценка социальным работником

1-3 неудовлетворительно

4-7 удовлетворительно

8-10 хорошо

Проблемы

Первичная

Контрольная

Итоговая

1.Самоуход

( гигиена, питание, одевание)












2.Продуктивность в домашних условиях

(соблюдение техники безопасности при приготовлении пищи, уборка, уход за одеждой и бельем).












3.Окружающая среда (оценка домашних условий, если работает, то на работе)










4.Перемещение










5.Коммуникационные навыки (речь, письмо, чтение, использование телефоном)










6.Социализация

(отношение с родственниками, друзьями, соседями)












7.Досуг









Ф.И.О. пациента________________________



План реабилитации

Дата обследования










Оценка деятельности

Первичная

Контрольная

Итоговая

1

2

3

4

Проблема деятельности










1.Самоуход






































































2. Продуктивность в домашних условиях






































































3.Адаптация окружающей среды






































































4.Перемещение










4.1.Вне помещения






































































4.2.Внутри помещения






































































5.Комуникативные навыки










































































































6.Психологическое состояние














































б).Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья повседневным навыкам.

Уровень цивилизованности общества, авторитет нации напрямую зависят от положения детей и глубины заботы о них государства и общества в целом.

Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка (1989) гарантирует права, в том числе и детей – инвалидов, на достойный уровень жизни, образование, отдых и охрану здоровья. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества (ст.6). В статье 23 записано, что государства – участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь. Государства признают права неполноценного ребенка на особую заботу и отвечают за оказание этой заботы о нем. Помощь, обеспечение неполноценному ребенку доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, трудовой деятельности, доступа к средствам отдыха, медицинского обслуживания, восстановления здоровья- приводит к наиболее полному , по возможности , вовлечения ребенка в социальную жизнь.

Выделяют из аспектов реабилитации и такой аспект, как социально-бытовой. Индивидуальная программа реабилитации инвалиду с детства разрабатывается по всем аспектам, в том числе и социально-бытовом.

Меры реабилитации в рамках этого аспекта направлены на оказание социально-бытовых услуг.

Презентация: «Индивидуальная программа реабилитации».

Демонстрация учебного фильма «Наташа».

Овладение навыками самообслуживания ( умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться ит.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Задача социальных работников – помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

Сложность обучения социально-бытовым навыкам связана с нарушением контакта, трудностью произвольного сосредоточения и наличием страхов. Неуспех может вызвать протест против повторной попытки неудавшегося действия. Поэтому очень важно создать ощущение успеха у ребенка.

Очень большое внимание уделяется консультированию родителей, подбору адекватных технических средств реабилитации (коляски, вертикализаторы, специальные приспособления, посуда и т.д.), организации пространства, подбору позы, в которой двигательные возможности ребенка будут реализованы наилучшим образом. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность.

При организации процесса обучения бытовым навыкам необходимы правильная организация пространства, рабочего места, наборы бытовых и специальных предметов:

-для формирования умения самостоятельно одеваться и раздеваться – шкафчик с полочками для одежды и обуви, удобные для детей по высоте сиденья – банкетки или стулья, наличие необходимой одежды (как правило, по сезону), карточки с изображением отдельных видов одежды , иллюстрированный план одевания ;

-для формирования умения самостоятельно принимать пищу – большие непромокаемые фартуки; ложки и вилки со специальными насадками на ручку; тарелки на присосках с одним более высоким краем (желательно); кружки с двумя ручками; соответствующий высоте стола стул и подставка под ноги (чтобы ребенок во время еды не болтал ногами, а имел опору); карточки с изображением отдельных видов еды;

-для формирования умения пользования туалетом – ручки, прикрепленные к боковой стене, помогающие ребенку вставать и садиться; подставка под ноги, необходимая для опоры; набор разных сидений для унитаза;

-для формирования умения умываться и ухаживать за собой – набор умывальных принадлежностей; легко открывающиеся ручки крана; зеркало на высоте, соответствующей росту ребенка.

Презентация «Базовые навыки самообслуживания».

Практическое задание. Составление анкеты для родителей
Анкета для родителей
Ф.И.О. ребенка

Возраст

Опишите как можно более подробно, как дома происходит процесс кормления, одевания и приучения к туалету, опираясь на предложенные ниже вопросы.


Навыки

Самообслуживания:

Кормление

а)пищу какой консистенции умеет есть ребенок (пюреобразная, полупротертая, пища, которую можно брать руками);

б) ребенок получает пищу из бутылки или его кормят ложкой;

в) насколько активно ребенок включен в процесс (держит ручки на бутылке, держит ложку с помощью, держит ложку самостоятельно, правильно захватывая);

г) берет ли руку и ест маленькие кусочки пищи;

д) умеет ли откусывать;

е) пьет из бутылки или из чашки (с помощью или самостоятельно).

Одевание

А) насколько ребенок включен в процесс одевания- помогает ли одевать и раздевать себя соответствующими движениями рук и ног;

Б) снимает шапку;

В) снимает носки и стягивает частично снятую через голову рубашку;

Г) снимает незавязывающуюся обувь;

Д) надевает шапочку;

Е) надевает носки, свободную обувь.

Навыки опрятности

А) пользуется памперсами или памперсы сняты (на дневное время, совсем);

Б) контролирует ли свой стул (каждый день примерно в одно и то же время у ребенка бывает стул);

В) бывает ли в течение дня достаточно регулярно сухим;

Г) показывает ли жестами, что хочет в туалет;

Д) просит ли в туалет, выражая свое желание словами;

Е) спускает ли сам штанишки в туалете;

Ж) под руководством взрослого ходит в туалет.

Уход за собой

а) наслаждается игрой в воде;

б) участвует в мытье и вытирании рук;

в)позволяет чистит себе зубы;

г) тянется к крану, чтобы открыть его, умеет открывать кран;

д) нужна организационная помощь взрослого или действие может осуществить самостоятельно.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница