Примерная программа по краеведению для 9 класса(М. Г. Булавинцева, А. А. Василевский, М. С. Высоков, Е. А., М. И. Ищенко, С. М. Первухин.), 2009г



Скачать 258,2 Kb.
Дата26.08.2015
Размер258,2 Kb.

Сенин В.Г. МБОУ «СОШ 4», г. Корсаков

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:

а) Примерная программа по краеведению для 9 класса(М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г..

б) Закон об образовании// Вестник образования. – 2012.

в) Региональный компонент (национально-региональный) государственного стандарта общего образования в Сахалинской области (приказ ДО от12.09.2005 г. №528-ОД).

г) «О дополнительных критериях при лицензировании образовательных учреждений», приказ Департамента образования Сахалинской области, 2008.
За основу программы по краеведению взята монопредметная интегративная модель, ориентированная на создание комплексного междисциплинарного курса. Содержание национально-регионального компонента призвано раскрыть исторические, географические, политические, социально-экономические, культурные особенности изучаемого региона.
Основные цели изучения краеведения в 9 классе следующие:

  1. Формирование российской идентичности, патриотизма, уважения к многогранным традициям и обычаям российского суперэтноса.

  2. Развитие чувства сопричастности с прошлым, настоящим и будущим своей родной земли.

  3. Этнопедагогическое и этнопсихологическое сопровождение процесса образования позволит сохранить этнические и исторические традиции в регионе, овладеть культурой мира и опытом содружества.

Программа предусматривает развитие у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципиальное значение приобретают виды деятельности, развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно-коммуникативные способности.


На достижение поставленных целей направлены общеобразовательные и предметные задачи:

  • Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся.

  • Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.

  • Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.

  • Развивать гибкость мышления и поведения, объективно-необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоёмких производств.

  • Способствовать воспитанию экологического сознания.

  • Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Сахалинской области, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей.

  • Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки.

  • Развивать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания.

  • Сформировать системное представление о крае как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.

  • Развивать представление о регионе как о пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности.

  • Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе.

  • Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о крае.

Концептуальными положениями программы являются: ориентация учащихся на географическое, гуманитарное, естественно научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины, формирование личности средствами школьного краеведения, а не только собственно предметными знаниями, составляющими основу краеведения.
Содержание национально-регионального компонента призвано раскрыть исторические, географические, политические, социально-экономические, культурные особенности изучаемого региона.
Принципиальное значение приобретают виды деятельности, развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно-коммуникативные способности, предлагаемые учащимся в рабочей тетради.
Курс изучается согласно примерной программе основного общего образования по краеведению 9 класс, по учебнику «Краеведение 9 класс», ( авторский коллектив М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г.
Программой предусматриваются наблюдения, зарисовки, сравнения, проведение несложных практических работ, измерений, работа в малых группах, проектная работа, подготовка рефератов, исследовательская деятельность, информационно-поисковая деятельность.
Предполагается использование таких форм, способов, средств проверки и оценки результатов обучения как:

  1. срезы и тестовые самостоятельные работы;

  2. фронтальный и индивидуальный опрос;

  3. отчеты по практическим и лабораторным работам;

  4. творческие задания, защита рефератов и проектов.

.
Срок реализации программы – 1 год.

Тематический план



Наименование разделов и тем

Всего


часов

В т.ч. на практические работы

В т.ч. на контроль. работы

1

История (7 часов)

7




1

2

География и экономика Сахалина и Курил
(7 часов)


7

3

1

3

Биология(7)

7

1

1

4

Литература (6 ч)

7




1

5

Художественная культура (5 часов)

5

1

1

6

Обобщающее повторение (1 час)

1










Итого:

34

5

5


Содержание учебного материала

Содержание учебного материала соответствует программе основного общего образования по краеведению 9 класс, по учебнику «Краеведение 9 класс», ( авторский коллектив М.Г. Булавинцева, А.А. Василевский, М.С. Высоков, Е.А., М.И. Ищенко, С.М. Первухин.), 2009г


История (7 часов)

Сахалин н Курилы в 1905-1925 гг. (1 ч). Революционные события 1905-

1907 гг. на Дальнем Востоке и их последствия. Экономическое освоение северного Сахалина Россией. Губернаторство Карафуто. Появление корейской диаспоры. Южный Сахалин и Курилы как сфера приложения японского капитала. Северная часть острова Сахалин в период японской оккупации(1920-1925 гг). Освобождение Северного Сахалина и установление советской власти.



Северный Сахалин и Курильские острова в составе СССР (1 ч). Северный Сахалин в годы первых советских пятилеток. Создание нефтяной промышленности. Образование, культура и здравоохранение. Переселенческая политика. Массовые репрессuи.

Сахалин и Курилы в годы Великой Отечественной войны (1 ч). Причины

вcтyпления СССР в войну с Японией. Xapaмитогэ - Котонские высоты.

Южно-Сахалинская и Курильская десантные операции. Герои - земляки. Труженики тыла. Итоги военных действий. Капитуляция Японии. Памятники военной истории на островах.



Сахалинская область после II мировой войны (1 ч). Южный Сахалин и

Курильские острова под властью советской военной администрации. Создание управления по гражданским делам. Административные изменения. Создание Южно-Сахалинской области. Образование Сахалинской области в современном составе. Экономическое и культурное развитие Сахалинской области в послевоенные годы. Замена географических названий. Репатриация японского населения и айнов. Судьба сахалинских корейцев.

Мнрная конференция в Сан-Франциско 1951 г. Московская декларация 1956 г. Проблема заключения мирного договора в российско-японских отношениях.

Экономическое развитие Сахалина и Курил в 50-70-х гг. Знаменитые земляки.



Сахалин и Курильские острова в конце 80-х гг. ХХ в. –начале ХХ в. (1 ч).

Общая характеристика социально-экономического развития. Демографические и миграционные процессы. Развитие островной системы образования, культуры и спорта. Знаменитые земляки.

Отражение либерально-буржуазных реформ на социальном и экономическом положении сахалинцев и курильчан. Начало работ на шельфе. Проекты «Сахалин-1 » и «Сахалин-2». Перспективы развития Сахалинской области.

Сахалинская область-субъект РФ (1 ч). Конституция РФ о статусе Сахалинской области. Государственные символы области. Символика муниципальных образований. Устав Сахалинской области. Права, свободы и обязанности сахалинцев. Ветви политической власти в Сахалинской области (законодательная, исполнительная, судебная): структура, компетенция.

Устав района проживания. Органы местного самоуправления, их структура, полномочия, компетенция.

Политические партии и движения в Сахалинской области. Общественные организации. Виды юридических лиц в Сахалинской области. Конфессиональная структура Сахалинской области.

Контрольный тест по материалам раздела «История» (1 ч)
География и экономика Сахалина и Курил (7 часов)
Введение. Население Сахалинской области (1 ч). Сахалинская область в региональном аспекте геополитической стратегии России. Факторы, определяющие аспекты геополитики России на дальневосточных рубежах, в том числе и Сахалинской области. Административно-территориальное деление Сахалинской области.

Численность, состав, плотность. Динамика естественного прироста населения, половозрастной состав, трудовые ресурсы. Миграции населения. Типы поселений. Малочисленные народы севера (культура. быт, традиции, религии).



Практическая часть. Построение столбчатой пирамиды плотности населения Сахалинской области. Построение графиков круговых диаграмм естественного прироста населения.

Описание одного из коренных народов Сахалинской области, его национальные традиции, обычаи, современные проблемы.

Хозяйство Сахалинской области (1 ч). Общая характеристика хозяйства Сахалинской области. Особенности хозяйственной специализации и ее связи с экономико-географическим положением области и природно-ресурсным потенциалом. Структура хозяйства. Проблемы и перспективы развития экономики Сахалина и Курил.

Практическая часть. Составление схемы отраслей специализации хозяйства Сахалинской области.

Топливно-энергетический комплекс Сахалина и Курил (1 ч). Угольная,

нефтяная, газовая электроэнергетика. Нефтегазодобывающая промышленность. Альтернативные источники энергии. Газификация. Освоение шельфа. Инвестиции.



Практическая часть. Разработка и защита рекламного буклета о преимуществах одного из видов альтернативных источников энергии (по выбору).

Лесопромышленный комплекс. Рыбопромышленный комплекс (2 часа).

Центры развития. Экологические проблемы. Экскурсия на местное предприятие.



Внутренние и внешние экономические связи (1 ч). Перспективы развития. Место Сахалинской области в регионе. Внешние экономические связи.

Контрольный тест по материалам раздела «География и экономика Сахалина и Курил» (1ч)
Биология (7 часов)
Вирусы, вызывающие болезни человека, животных и растений (2 ч).

Механизм взаимодействия вируса и клетки. Инфекционный процесс. Характеристика вирусных болезней человека (гепатит, СПИД, герпес), животных (птичий грипп), растений. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний в Сахалинской области.



Экологическая демография и факторы, влияющие на нее (2 ч). Понятие о

демографическом взрыве, как о глобальной экологической проблеме. Демографический кризис в Сахалинской области. Продолжительность жизни людей Сахалинской области и факторы, влияющие на нее. Причины старения и смерти.

Тератогенные факторы, вызывающие аномалии новорожденных (наркотики, алкоголь, никотин, инфекционные заболевания - краснуха, паротит, грипп и др.). Проблема рахита у новорожденных. Патогенные зоны: угольные разрезы, очистительные сооружения, локаторы и др.

Экологические проблемы Сахалинской области (1ч). Понятие о региональных и локальных экологических проблемах. Состояние атмосферного воздуха. Загрязнение нефтью и продуктами нефте- и газопереработки. Вырубка лесов. Влияние сельского хозяйства. Утилизация бытовых и промышленных отходов.

Практическая часть (1 ч) Конференция по изучаемой проблеме.

Контрольный тест по материалам раздела «Биология» (1 ч)
Литература (7 часов)
Вечные вопросы человеческого бытия в произведениях сахалинских авторов (4 ч).

В. Санги «Изгин) (2 ч.). Этнокультурные традиции и обычаи северных народов в повести. Радость слияния человеческой души с миром природы. Антропоморфизм в повести. Тема ответственности за все, что происходит в мире. Изгин - хранитель народной мудрости

А. Тоболяк (2 ч). «История одной любви». Многоаспектность проблематики. Психологическая деталь как средство раскрытия характера героя.

Человек и война в произведениях сахалинских поэтов (1ч).

Мотивы военного детства в лирике И. Белоусова, Е. Лебкова, Б. Репина. И. Белоусов «А этот горький день ... », Е. Лебков «Обелиски», Б. Репин «А о войне еще напишут», «Солдатский наказ», «Возвращение» и другие стихи по выбору учителя и учащихся.



Отражение истории освоения дальневосточных земель в творчестве сахалинских авторов (1ч)

К. Гaпоненко, О. Кузнецов, Н. Максимов, И. Белоусов,

М. Финнов и др. (по выбору учителя).

Контрольный тест по материалам раздела «Литература» (1 ч)
Художественная культура (5 часов)
Культурная жизнь островной области (3 ч).

Этнические и художественные коллективы Сахалинской области. Детская

школа искусств «Относ». Русский народный фольклор и корейское народное

творчество. Мотивы сахалинской природы в творчестве сахалинских

художников (Гиви Манткава, Дё Сон Ен, Н. С. Кирюхина, Ю.В. Степанов),

изображение тружеников Сахалина в творчестве скульптора Анатолия Ни.

Духовный аспект в творчестве сахалинского скульптора В.Н. Чеботарёва.

Этнографические и художественные музеи: художественный музей, г.Южно-

Сахалинск, музей им. А. Чехова в г.Александровск-Сахалинский, музей книги

«Остров Сахалин» АЛ. Чехова. Представители национальной культуры.

Скульптурный комплекс «Площадь Славы», исторические скульптурные

памятники. Театральная жизнь острова.



Проектно-художественная деятельность; самостоятельный выбор объектов проектно-художественной деятельности.

Практическая часть (1 ч). Разработка и презентация проекта «Будущее Сахалинской области»

Защита проектов.



Контрольный тест по материалам раздела «Художественная культура» (1 ч)
Обобщающее повторение. (1 ч)

Перечень обязательных контрольных работ.

№/№


№ темы

Форма работы

Тема


1




Входящий срез




2

1

Контрольный тест

«История»

3

2

Контрольный тест

«География и экономика»

4




Промежуточный срез




5

3

Контрольный тест

«Биология»

6

4

Контрольный тест

«Литература»

7

5

Контрольный тест

«Художественная культура»

8




Итоговый срез





Перечень практических работ.

№/№


№ темы

Форма работы

Тема


1

2

практическая работа

Построение столбчатой пирамиды плотности населения Сахалинской области. Построение графиков круговых диаграмм естественного прироста населения.

Описание одного из коренных народов Сахалинской области, его национальные традиции, обычаи, современные проблемы.



2

2

практическая работа

Составление схемы отраслей специализации хозяйства Сахалинской области.

3

2

практическая работа

Разработка и защита рекламного буклета о преимуществах одного из видов альтернативных источников энергии (по выбору).

4

3

конференция

Конференция по изучаемой проблеме - экология.

5

5

практическая работа

Разработка и презентация проекта «Будущее Сахалинской области»

В результате изучения краеведения ученик должен:



знать / понимать

  • географическую, территориально-административную карты Сахалинской области;

  • флору дальневосточных морей, фауну региона;

  • охраняемые территории Сахалинской области, редкие и исчезающие виды растений;

  • факторы риска, влияющие на здоровье человека, экологические проблемы региона;

  • природные ресурсы Сахалинской области;

  • условия рационального природопользования;

  • этнический состав населения Сахалинской области;

  • характерные черты образа жизни и культуры коренных малочисленных народов;

  • основные этапы освоения и заселения Сахалина, Курил, сопредельных территорий Дальнего Востока;

  • основные события истории региона (дипломатические договора, военные конфликты, факты позитивного культурного взаимодействия дальневосточных народов и государств);

  • имена известных ученых, путешественников, деятелей культуры, внесших вклад в открытие и освоение региона;

  • фольклор коренных народов Дальнего Востока, Сахалина;

  • классическую и современную поэзию и прозу стран АТР (Японии, Кореи, Китая), современные произведения авторов Дальнего Востока, Сахалина;

  • особенности происходящих в регионе преобразований в структуре политических, экономических и социальных отношений;

  • региональные элементы политической системы;

  • государственные символы Сахалинской области, символы городов проживания;

  • основные тенденции политического, экономического и культурного развития региона.

уметь

  • ориентироваться по географической, физической, территориально-административной картам Сахалинской области;

  • распознавать, описывать животных и растения региона;

  • распознавать растения, используемые для борьбы с вредителями;

  • распознавать редкие и исчезающие виды растений Сахалинской области;

  • проводить экологический мониторинг местности проживания, описывать формы взаимодействия человека и природы;

  • бережно относиться к родной природе;

  • характеризовать экономическое развитие региона;

  • характеризовать важнейшие события истории региона;

  • давать оценку дипломатическим действиям России в регионе, излагать обстоятельства заключения международных договоров, касающихся дальневосточных рубежей России;

  • обобщать факты, прослеживать динамику социокультурных процессов в регионе;

  • определять особенности дальневосточного фольклора и литературы, традиционной культуры коренных народов;

  • бережно относиться к государственным символам региона;

  • осуществлять поиск социальной информации;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности, правовых норм, сознательно не принимать антиобщественное поведение сограждан;

  • полноценно выполнять типичные социальные роли;

  • реализовывать свои гражданские права и обязанности, ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах региона;

  • активно и позитивно взаимодействовать с представителя различных этносов, культур;

  • создавать и бережно хранить семейные архивы, материалы школьных музеев, краеведческих комнат.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Курс краеведения входит в учебный план, проводится как урок, а значит, целесообразно использовать трёх бальную систему оценок.

Следует различать уровни познавательной работы учащихся по краеведению.



Оценка «3» соответствует I – уровню – получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняет работы по списыванию из готовых источников.

Оценка «4» соответствует II – уровню – самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников.

Оценка «5» соответствует III – уровню – изучение школьником в ходе углубленного исследовательского поиска представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы.

Оценки «2» и «1» не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.


Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.


Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.




Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.


Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.


Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 9-10 правильных ответов, «4» - 7-8, «3» - 5-6 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13 правильных ответов.



Список литературы.

К понятию «НРК»:

  1. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования// Педагогика.- 1999.- №8.

  2. Загвязинский В.И. Проектирование региональных образовательных систем// Педагогика.- 1999.- №5.

  3. Интегративный курс «Сахалиноведение».- Южно-Сахалинск: Издательство СОИУУ, 2003.-52 с.

  4. Конкурс «Разработка и издание учебника «Сахалиноведение» для 5 класса». Сборник нормативных документов /Под ред. Н.А. Мурашевой. Южно-Сахалинск. Издательство СОИПиПКК, 2005

  5. Коробкин Л.    Краеведение - составная часть изучения отечественной истории/Л. Коробкин   // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998. - № 1. - С. 44 - 59.

  6. Материалы областной научно-практической конференции «НРК: опыт Сахалина».- Южно-Сахалинск: Издательство СОИУУ, 2002.

  7. Методические рекомендации по краеведению: В рамках Регионального базисного учебного плана на 2005-2006 учебный год/Сост. М.Г. Булавинцева, О.А.Щербакова, Г.И. Пьянзина, Н.П.Киселева, О.И.Орлова. - Южно-Сахалинск: СОИПиПКК, 2005. - 12 с.

  8. Образование как фактор национального единства и социального прогресса //Стандарты и мониторинг в образовании.- 2001.- №6.

  9. Паспорт школьных музеев Сахалинской области/Сост. М.Г. Булавинцева. Выпуск 1.-Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2005.

  10. Регионализация содержания образования: опыт, проблемы, перспективы // Материалы межрегиональной конференции 14-16 декабря 1999.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2000, - 191 с.

  11. Региональный компонент государственного стандарта общего образования в Сахалинской области: учебный курс «Краеведение»/ Концепция методической службы в системе дополнительного профессионального образования в Сахалинской области. - Южно-Сахалинск: издательство СОИПиПКК, 2005.- 46 с.

  12. Ривкин Е. Ю.   Методические рекомендации по организации и проведению ученических краеведческих исследований / Е. Ю. Ривкин // Образование в современной школе. - 2004. - № 2. - С.36-40.

  13. Стрелова О.Ю. Понятие «регион» в проектировании национально-регионального компонента Госстандарта// Стандарты и мониторинг в образовании.- 2001.- №6.



К разделу 1 «Историческое краеведение»:

  1. Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки.- М.: 1982

  2. Билим Н.Н. История Российского Дальнего Востока XVII – XX в.в. Учебное пособие.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 1999. –84 с.

  3. Браславец К.М. История в названиях на карте Сахалинской области.- Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение, 1983.-144 с.

  4. Булавинцева М.Г. Формирование регионального компонента регионального содержания исторического образования в Сахалинской области// Историческое образование в современной школе: Альманах. Изучение региональной истории в школе.- Вып.3.- М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2004.-С 46-63.

  5. Высоков М.С. История Сахалина и Курил в самом кратком изложении. - Южно-Сахалинск: Сахалинский центр новейшей истории, 1994. – 96 с.

  6. Дорошевич В. Сахалин (Каторга). Избранные очерки. - Южно-Сахалинск: Всероссийский фонд культуры Сахалинское отделение. Литературно-издательское объединение «Лик», 1991.-222 с.

  7. Завалишин А.Ю. История Дальнего Востока в новое и новейшее время. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – Хабаровск: Издательский дом «Частная коллекция», 1999.- 288с.: илл.

  8. История Сахалинской области с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие по истории для учителей, учащихся общеобразовательных школ, ПТУ, студентов средних специальных учебных заведений и вузов/ Ред. коллегия к.и.н. С. Высоков, к.и.н. А.И. Костанов, к.и.н, профессор А.М. Лопачев. –3-е изд., перераб., дополн. - Южно-Сахалинск: Сахалинский центр документации новейшей истории, 1995. –272 с., илл.

  9. История Сахалинской области. Рабочая тетрадь к учебному пособию.- Южно-Сахалинск: Издательство СахГУ, 2001. – 42 с.

  10. Костанов А.И. Освоение Сахалина русскими людьми. – Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение, 1991.- 152 с.

  11. Костанов А.И.– Русская православная церковь на Сахалине и Курильских островах. Исторический очерк. Южно-Сахалинск: Общество изучения Сахалина и Курильских островов, 1992.-88 с., илл.

  12. Лебедев Д.М. В.А. Есаков. Русские географические открытия и исследования с древнейших времен до 1917 г. – М.: Мысль, 1971.-516 с., илл. и карт.

  13. Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов.- Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение, 1982.-206 с.

  14. Рыжков А.Н. Бои за родные острова. - Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение, 1980.- 146 с. и др.

  15. Теплинский М. А.П. Чехов на Сахалине.- Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство Сахалинское отделение, 1990.-144 с.

  16. Чехов А.П. Остров Сахалин // Чехов А.П. Полн. Собр. Соч. и писем. В 30 т. Т. 14-15. Прим. М.С. Семеновой. - Южно-Сахалинск: Сахалинское отделение Дальневосточного книжного издательства, 1980. – 303 с.

  17. Южно-Сахалинская и Курильские операции – заключительный этап второй мировой войны. Библиографический справочник/ Сост. В.Г. Борисова.- Южно-Сахалинск: Сахалинская научная библиотека, 1995.-432 с.


К разделу 2 «География и экономика Сахалина и Курил»:

  1. Атлас Сахалинской области.- М.,ГУГК,1967.-157 с.

  2. Атлас береговой зоны Сахалина.- Владивосток, Дальпресс, 2002. – 57 с.

  3. Высоков М.С.История Сахалинской области.-Южно-Сахалинск : Сахалинское книжное издательство,1995.-253 с.

  4. Высоков М.С.Экономика Сахалина. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство,1998.-399 с.

  5. Выбери будущее сегодня. Учебное пособие для учащихся / Э.В.Литвинцева, Н.П. Киселева, О.Ю. Егорова.- СПБ, 2001.- 80 c

  6. Выбери будущее сегодня. Учебное пособие для учителя. / Н.П. Киселева, Э.В. Литвинцева, А.Г.Павлов.- СПБ , 2001. – 68 с.

  7. Гальцев –Безюк С. Топонимический словарь Сахалинской области.- Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение,1992.-220 с.

  8. Занимательное краеведение / Сост. Н.П Киселева.- Южно-Сахалинск: Cахалинское книжное издательство,1994.-64 с.

  9. Киселева Н.П., Базылевич Е.И. Уроки географии Сахалинской области: Методическая разработка уроков для 8 класса.- Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2000.-40 с.

  10. Красная книга Сахалинской области. Животные. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2000.-190 с.

  11. Красная книга РСФСР. Растения. - М.: Росагропромиздат,1988.-310 с.

  12. Козынюк В.М. Экономическая география Сахалинской области.- Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство,1992.- 70 с.

  13. Литенко Н.Л.География Сахалинской области. Учебное пособие.- Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное изд-во, 1992.- 161 с.

  14. Люби и знай свой край. Атлас.- М.,1997. – 32 с.

  15. Полевой Б.Л.Первооткрыватели Сахалина.- Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное изд-во. Сахалинское отделение,1959.-301 с.

  16. Полевой Б.П. Первооткрыватели Курильских островов. - Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное изд-во. Сахалинское отделение,1982.-207 с.

  17. Справочник по физической географии Сахалинской области/Сост. З.Н. Хоменко- Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2003.-112 с.

  18. Хрестоматия по физической географии Сахалинской области/Сост.Хоменко З.Н.- Южно- Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2006- 243 с.

  19. Чехов А.П. Остров Сахалин.- Южно – Сахалинск: Дальневосточное книжное изд-во. Сахалинские отделение,1980.-304 с.

  20. Шевченко Н.С. Население Сахалинской области.- Южно- Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 1992.- 45 с.


К разделу 3 «Биология»:

  1. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю. Биология: материалы к урокам - экскурсиям. - М.: Издательство НЦ ЭМАС, 2002. - 288 с.

  2. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда: Учебное пособие.- М.: Новая школа, 1997.- 240 с.

  3. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы/составитель Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2004. - 160 с.

  4. Занимательная ботаника./Авт.-сост.: Зарывахина Н.И. - Луганск: Янтарь, 2004. - 84 с.

  5. Красная книга Сахалинской области. Животные. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное изд-во, 2001. – 190 с.

  6. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: Союз, 1998 . - 80 с.

  1. Полевой определитель брюхоногих моллюсков морских побережий Сахалина и Курил /Состав. Первухин СМ. - Областной центр внешкольной работы, 2001-2002.

  2. Полевой определитель двухстворчатых моллюсков морских побережий Сахалина и Курил /Составление - Первухин СМ. — Областной центр внешкольной работы, 2001-2002.-8 c.

  1. Полевой определитель дневных бабочек Сахалина /Составление — Первухин СМ. - Областной центр внешкольной работы, 2001-2002. - 6 с.

  2. Полевой определитель рептилий и амфибий Сахалина и Курил./Составление - Первухин СМ. - Областной центр внешкольной работы, 2001-2002. - 4 с.

  3. Шлотгауэр С.Д. Времена года: хрестоматия дальневосточной природы. - Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2002. - 256 с.

  4. Я иду на урок биологии: - зоология. Млекопитающие: Книга для учителя (Общая редакция подсекции «Биология» Н.Г. Ивановой. — М.: Первое сентября, 2002.-263 с.

  5. Я иду на урок: книга для учителя. Биология 6 класс. Ботаника / Общая редакция подсерии «Биология» Н.Г. Ивановой. - М.: Первое сентября, 2002. - 244 с.

  6. Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя.— М.: Первое сентября, 2002.-228 с.



К разделу 4 « Литературное краеведение»

1.Белоусов И.Е. Небо России. - Южно-Сахалинск: Дальневосточн. кн. изд-во, 1969.-173с.

2.Василевский А. Небесный огонь. Историко-приключенческая повесть. - Южно-Сахалинск: Сахалинское кн. изд-во, 1995.-95с.

3.Дешин А. Мы живем на островах.- Южно-Сахалинск: Сахалинское кн. изд-во, 1969.-25с.

4.Дешин А. Веселые дельфины.- Южно-Сахалинск: Сахалинское кн. изд-во,1969.-15.

5.Кузнецов О. Быль о седом калане.-М.:Детская литература, 1987.-20с.

6.Кузнецов О. Эскадра адмирала Веньки.-Южно-Сахалинск: Сахалинское кн. изд-во, 1972.-25с.

7.Кузнецов О.Медвежий островок. - Южно-Сахалинск: Сахалинское кн. изд-во, 1996.-15с.

8.Лебков Е. Пятый перевал. Южно-Сахалинск: Сахалинское кн. изд-во, 1983.-17с.

9.Николаев Ю. Остров Юрий.- М.: ЗебраЕ,2005.-480с.

10.Орлов А. Лесная академия.- Южно-Сахалинск: Сахалинское кн. изд-во, 2002.-20с.

11.Орлов А.Про «туриста» Федю и медведя. - Южно-сахалинск: Экологическая вахта Сахалина, 2000.-18с.

12. Репин Б. Бессмертное поле.- Южно-Сахалинск: Дальневосточное кн. изд-во, 1985.-11с.

13. Санги В.Легенды Ых-мифа. -Южно-Сахалинск: Сахалинское кн. изд-во, 1067.-25с.

14. Санги В. Кы-кык, Бурундук и медведь, Мудрая нерпа. сказки.// Сахалин 2003-2004: лит-худ. сборник.- Южно-Сахалинск, 2004.-С.194-198

15. Таксами Чунер. Верный Ургун. Сказки народов севера на нивхском и русском языках.-Южно-Сахалинск: Сахалинское кн. изд-во.-1996.40с.

16.Тоболяк А. Папа уехал. - Южно-Сахалинск: Сахалинское кн.изд-во, 1987.-87с.

17.Чесалин В. Отважный ымхи. Нивхские легенды.-Ю-Сахалинск: Сахалинское кн.изд-во, 1981.-50с.

18. Японские народные сказки. Перевод с японского и обработка Н.Фельдман.- М.: приложение к журналу «Зарубежная радиоэлектроника»,1991.-78с.

К разделу 5 «Художественная культура»


  1. Бородин А., Бородина Н., Бородин Н. Небесный Сахалин. Галерея «Райцентр».-Находка: Prisco Print, 2002.-101 с.

  2. Высоцкая А. Нивхский орнамент. Методическая разработка. – Оха: Охинский отдел образования, 1995. - 66 с.

  3. Гонтмахер П.Я. Историография народного декоративно-прикладного искусства нивхов//Вопросы истории и культуры народов Дальнего Востока. - Вып. 2.- 1974. – С. 139-152

  4. Древние поселения на Сахалине. Сусуйская стоянка /Р.С. Васильевский В.А. Голубев.- Новосибирск: Наука, 1976 .- 207 с.

  5. Концепция художественного образования в РФ//Искусство в школе. -2002. - № 2. С. 4.

  6. Мамчева Л. Коренные народы Сахалина. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 1998. - 120 с.

  7. Пилсудский Б. Фольклор Сахалинских нивхов. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство. Институт наследия Бронислава Пилсудского. – 2003. -125 с.

  8. Программа ИЗО/Под ред. Кузина В. - М.: Просвещение. - 2005. - 138 с.

  9. Программа ИЗО/Под ред. Неменского Б. - М.: Просвещение. - 2005. - 140 с.

  10. Программа ИЗО. Основы народного и декоративно-прикладного искусства/ Под ред. Шпикаловой Т. - М.: Просвещение. - 2005. -180 с.

  11. Программа. Мировая художественная культура / Под ред. Даниловой Г.И.- М.: Просвещение. - 2004. -280 с.

  12. П. Роник З.Л. Хранительницы древних орнаментов. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство. - 2001. - 70 с. 12.

  13. Санги В. Нивхские легенды. - Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство. - 1998.-101 с.



Научно-популярная

Александров С. М. Остров Сахалин. — М.: Наука, 1973. — 183 с.

Василевский А. А. Каменный век острова Сахалин. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. — 411 с.

Исаченко А. Г., Шляпников А. А. Сахалин // Природа мира: Ландшафты. — М.: Мысль, 1989. 504 с.

Южная часть Дальнего Востока. — М.: Наука, 1969. — 422 с.

География

Атлас Сахалинской области. — М.: ГУГК при СМ СССР, 1967. — 135 с.

Справочник по физической географии Сахалинской области / Сост. З. Н. Хоменко. Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2003. 112 с.

Флора и фауна

Баркалов В. Ю., Таран А. А. Список видов сосудистых растений острова Сахалин // Растительный и животный мир острова Сахалин (Материалы Международного сахалинского проекта). Часть 1. — Владивосток: Дальнаука, 2004. — С. 39-66.

Красная книга Сахалинской области: Животные. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. — 190 с.

Красная книга Сахалинской области: Растения. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2001. — 348 с.

Нечаев В. А. Птицы острова Сахалин. Владивосток: ДВО АН СССР, 1991. 748 с.

Нечаев В. А. Обзор фауны птиц (Aves) Сахалинской области // Растительный и животный мир острова Сахалин (Материалы Международного сахалинского проекта). Часть 2.. — Владивосток: Дальнаука, 2005. — С. 246—327.

Определитель высших растений Сахалина и Курильских островов / Д. П. Воробьёв, В. Н. Ворошилов, Н. Н. Гурзенков, и др.. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1974. — 372 с.

История

История Сахалина и Курильских островов с древнейших времён до начала XXI столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона по специальности «История» / М. С. Высоков, А. А. Василевский, А. И. Костанов, М. И. Ищенко. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. — 712 с.



История Сахалинской области с древнейших времён до наших дней: Изд. 3-е, перераб. и дополн. / М. С. Высоков, В. А. Голубев, Н. И. Колесников, и др.. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 1995. — 272 с




База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница