Методические рекомендации серия «Инклюзивное образование» Москва, 2012 ббк 74. 3 С 54 Ответственный редактор



страница1/5
Дата27.08.2015
Размер0,72 Mb.
  1   2   3   4   5





Департамент образования города Москвы

Московский городской психолого-педагогический университет

Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования

Средняя общеобразовательная школа № 305

Создание специальных условий

для детей с нарушениями зрения

в общеобразовательных учреждениях

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Серия «Инклюзивное образование»

Москва, 2012




ББК 74.3 С 54

Ответственный редактор: Алехина С.В. — кандидат психологических наук, директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ

Авторы-составители:

Семаго М.М. — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ

Рыскина В.Л. — старший научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ

Дмитриева Т.П. — научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ

Гладилина Л.Н. — директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Давыдково»

Борисова Е.Б. — зам. директора Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Давыдково»

Хрулева Н.М. — координатор по инклюзии Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Давыдково»

Под редакцией Самсоновой Е.В. — кандидата психологических наук, руководителя Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ

С 54 Создание специальных условий для детей с нарушения-

ми зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсо-новой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.

ISBN 978-5-94051-115-1

Сборник методических рекомендаций подготовлен в рамках пилотного проекта Департамента образования города Москвы, выполненного на базе ГБОУ СОШ № 305 Северо-Восточного окружного управления образования города Москвы, соисполнителем по которому выступил Институт проблем интегратив-ного (инклюзивного) образования (ИПИО) Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет».

В сборнике представлены методические рекомендации для руководителей, учителей и специалистов ОУ по созданию специальных условий при включении детей с нарушениями зрения в образовательное учреждение.

ББК 74.3

Издание бесплатное, подготовлено во исполнение Государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012—2016 годы».

ISBN 978-5-94051-115-1 ©МГППУ, 2012
СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения о создании специальных условий


для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами 4

II. Организационное обеспечение 19



  1. Материально-техническое обеспечение 21

  2. Организационно-педагогическое обеспечение 28

V. Психолого-педагогическое сопровождение детей

с нарушениями зрения в общеобразовательном учреждении 40

VI. Кадровая обеспеченность инклюзивного

образовательного процесса 42

Приложение 49

Список сокращений:

ОВЗ — ограниченные возможности здоровья

ДЦП — детский церебральный паралич

ОУ — образовательное учреждение

ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия

ПМПк — психолого-медико-педагогический консилиум

ИОП — индивидуальная образовательная программа

ФГОС — Федеральный государственный образовательный стандарт

ППМС-центр — психолого-педагогический медико-социальный центр
4

I. Общие положения о создании специальных условий

для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ) на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Определение необходимых условий для получения образования, адекватного возможностям ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида опирается на решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (раздел III п. 5 протокола от 18 апреля 2008 г.).

В рекомендациях, подписанных директором Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей А.А. Левитской, указывается, что получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Помимо этого, важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования — деятельности сис-


5

темы ПМПК и консилиумов образовательных учреждений (ПМПк), законодательно обеспеченной соответствующим Федеральным законодательством: Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобразования России от 24.03.2009 № 95, а также инструктивного письма Минобрнауки о деятельности консилиума образовательного учреждения (инструктивное письмо № 27/901-6 от 27.03.2000).

В рамках московского законодательства нормативным актом, регулирующим образование лиц с ОВЗ, в том числе определение необходимых условий его реализации, является Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г. № 16.

В решении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике отмечается, что субъектами Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.

Создание всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, 2010). В нем говорится о том, что надо дать интегральное (обобщенное) описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированное по сферам ресурсного обеспечения. Вместе с тем отмечается, что подобная система требований должна включать в себя специфические компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ в целом и для каждой категории отклоняющегося развития в отдельности.

В конечном итоге, как отмечается в проекте, интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей) и гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся (проект СФГОС, 2010).
6

В результате в образовательных учреждениях, в том числе реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:



  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

  • использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;

  • адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы, и родителей (законных представителей);

  • индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

  • целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

  • выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-ис-следовательскую деятельность;

  • включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

  • использования в образовательном процессе современных, научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;

  • взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов (там же).

Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в себя в том числе наличие или отсутствие инвалидности, определяет значительную вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение и т. п.).
7

Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, и заканчивая частноспецифическими и индивидуально-ориентированными, определяющими эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированнос-ти ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.

Совершенно очевидно, что в каждом конкретном случае вся спецификация специальных образовательных условий будет проявляться на всех «уровнях» — от общеспецифических до индивидуально-ориентированных. Таким образом, можно представить всю совокупность условий в виде «матрешки», где каждый из предыдущих «уровней» условий включается в последующие, проявляется в них.

При этом в обобщенном виде специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития, подразделяются на:



Организационное обеспечение

• Организационное обеспечение создания специальных условий


образования для детей с ОВЗ базируется, прежде всего, на норматив
но-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить не толь
ко реализацию образовательных прав самого ребенка на получение со
ответствующего его возможностям образования, но и реализацию
прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в
инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо норма
тивной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разра
ботка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффектив
ное образование и других детей. Наиболее важным локальным норма
тивным документом следует рассматривать Договор с родителями, в
котором будут зафиксированы как права, так и обязанности всех субъ
ектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механиз
мы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенно
стями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими
в процессе образования.

• Должна быть организована система взаимодействия и поддерж


ки образовательного учреждения со стороны «внешних» социаль
ных партнеров — территориальной ПМПК, методического центра,
ППМС-центра, окружного и городского ресурсных центров по раз
витию инклюзивного образования, специальных (коррекционных)
школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения,
общественных организаций. С этими организациями надо простро
ить отношения на основе договоров. Реализация этого общего усло-
8

вия позволяет обеспечить для ребенка наиболее адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, а также помогает максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.



  • Для определенных категорий детей важным является организация питания и медицинского сопровождения.

  • Финансово-экономические условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех требований, включенных в индивидуальную образовательную программу, в том числе прописанный в ней штат специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ, а также обеспечивать эффективную реализацию самого образовательного маршрута.

  • Информационное обеспечение. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение

Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:



  • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

  • возможностей для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения;

  • санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

  • социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка и т. д.);



9

• пожарной и электробезопасности с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.



Организационно-педагогические условия

Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса и школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.



Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса как одно из основных условий реализации индивидуальной образовательной программы ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ИОП, планируемыми в ней результатами, организацией образовательного процесса в целом и условиями его осуществления. В рамках реализации ИОП образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. Образовательное учреждение и специалисты сопровождения должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, пред-
10

назначенным для детей с ОВЗ. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована как общими, так и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека образовательного учреждения, где обучаются дети с ОВЗ, должна быть укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе. Этот дополнительный фонд должен включать научно-методическую литературу, справочно-библиогра-фические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ.



Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении

Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа. Для этого необходимо:



  • предусмотреть наличие в штатном расписании или по договору с ППМС-центром специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;

  • организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработку индивидуальной образовательной программы;

  • организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей;

  • также должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса.

Кадровое обеспечение

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают следующие положения:


11

  • укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

  • уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;

  • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии;

  • включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ I—VIII видов.

Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной педагогики в достаточном объеме и не реже чем каждые пять лет в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

При поступлении в общеобразовательную школу ребенка с ОВЗ определенной категории (с нарушением слуха, зрения, расстройствами ау-тистического спектра и т. д.) обязательным является освоение руководящими лицами, специалистами и педагогами школы дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекцион-ного обучения данной категории детей в достаточном объеме.

В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (кор-рекционных) и научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррек-ционной педагогики.

Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в разном качестве и объеме. Так, например, материально-техническое обеспечение как один из неотъемлемых компонентов в максимальной степени будет присутствовать при создании инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями слуха и зрения за счет такой важной для их обучения и

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница