Пояснительная записка производственная практика по психологии для студентов дневной и заочной форм получения образования организуется на выпускном курсе и является



страница1/4
Дата27.08.2015
Размер0,89 Mb.
  1   2   3   4


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Производственная практика по психологии для студентов дневной и заочной форм получения образования организуется на выпускном курсе и является логическим продолжением учебной психолого-педагогической и методической практик студентов младших курсов и дальнейшим этапом профессиональной подготовки будущего педагога-психолога. Практика проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности.

Практика следует после освоения студентами программ теоретического и практического обучения и позволяет выявить особенности адаптации выпускников к профессиональной деятельности, оценить уровень профессиональной подготовки будущих специалистов, наметить перспективы ее улучшения.

Практика создает условия для интеграции психологических и педагогических знаний и умений студента.


Цель практики: формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности педагога-психолога; подготовка к выполнению функций и реализации направлений деятельности педагога-психолога учреждений образования.
Задачи практики:

  1. Закрепление, углубление и обобщение психолого-педагогических и

специальных знаний, полученных студентами в процессе обучения в университете, интеграция знаний по психолого-педагогическим и специальным дисциплинам.

  1. Выработка практических навыков по основным направлениям работы

педагога-психолога.

  1. Изучение вопросов юридической и правовой основы деятельности

педагога-психолога.

  1. Выработка творческого, исследовательского подхода к психологической деятельности.

  2. Совершенствование диагностических и коррекционно-развивающих

навыков и умений в работе с детьми.

  1. Формирование профессиональной позиции и позитивного отношения к

профессии.

В процессе практики студенты должны овладеть следующими профессиональными навыками и умениями:



  • проектировать, планировать работу педагога-психолога на год, на месяц, на неделю;

  • проводить индивидуальную и групповую диагностику ребенка;

  • обрабатывать и анализировать результаты диагностического обследования;

  • составлять протоколы психодиагностики, психологические характеристики;

  • составлять программы коррекционной работы;

  • проводить индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия по результатам диагностического обследования;

  • проводить индивидуальное и групповое консультирование родителей и педагогов;

  • проводить психологическое просвещение родителей и педагогов;

  • внедрять в практику работы психологической службы в учреждениях образования новые достижения психолого-педагогической науки;

  • формировать у себя стремление к повышению профессионального мастерства, потребность в профессиональном самосовершенствовании, самообразовании и самовоспитании.


Организация практики
В соответствии с учебным планом специальности «Дошкольное образование. Практическая психология» факультета дошкольного образования практика проводится на выпускном курсе дневной и заочной форм получения образования. Продолжительность практики 6 недель (4 недели для заочной формы получения образования). Сроки практики устанавливаются согласно учебному плану специальности. На курсовом собрании по организационно-методическим вопросам студентов знакомят с информацией по соблюдению правил охраны жизни и здоровья воспитанников во время практики, с содержанием программы практики, с приказом о практике и с обязанностями студента-практиканта

Студенты выпускного курса заочной формы получения образования проходят практику по месту жительства и месту работы на базе учреждений образования Республики Беларусь на выбор (учреждение дошкольного образования, учреждение общего среднего образования, центр развития ребенка, социально-педагогический центр с приютом).

Курсовое собрание по организационно-методическим вопросам по результатам практики проводится согласно приказу ректора (в период экзаменационной сессии).

Отзыв о прохождении практики студентом с места прохождения практики подписывается непосредственным руководителем практики от организации (педагогом-психологом) и руководителем организации. Подписи на отзыве заверяются печатью учреждения.




СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

(учреждение дошкольного образования)

1 неделя

День 1. Знакомство с деятельностью психологической службы в дошкольном учреждении.

Цель: познакомить с особенностями организации работы психологической службы в дошкольном учреждении и функциями педагога-психолога.

Содержание работы:

  1. Беседа с педагогом-психологом дошкольного учреждения об особенностях организации работы психологической службы.

  2. Изучение целей, основных задач, принципов деятельности и функций педагога-психолога в дошкольном учреждении.

  3. Знакомство с правами, обязанностями и ответственностью специалиста психологической службы учреждения образования.

  4. Беседа об этических нормах деятельности педагога-психолога.

  5. Режим работы психолога в учреждении.

  6. Примерное распределение недельного рабочего времени педагога-психолога.

  7. Составление плана работы студента на период практики.


День 2. Изучение основных направлений работы педагога-психолога.

Цель: формировать у студентов целостное представление о направлениях работы педагога-психолога в дошкольном учреждении.

Содержание работы:

  1. Знакомство с организационно-методической работой. Планирование работы на год, на месяц, на неделю; составление программ коррекционной работы; психолого-педагогическое сопровождение; участие в методических объединениях, педсоветах.

  2. Изучение рекомендаций по оформлению документации, составлению годовых планов.

  3. Изучение формы ведения отчетной документации.

  4. Ознакомление с методической оснащенностью и оформлением кабинета (стимульный, технический и вспомогательный материал).

  5. Особенности психодиагностической работы педагога-психолога. Индивидуальная и групповая диагностика дошкольников, родителей, педагогов.

  6. Знакомство с аналитической деятельностью психолога. Обработка и анализ результатов диагностического обследования; составление протоколов, психологических карт, справок-отчетов.

  7. По договоренности с педагогом-психологом студент присутствует на психодиагностическом обследовании дошкольников.



День 3. Изучение содержания работы педагога-психолога по основным направлениям деятельности.

Цель: формировать у студентов целостное представление о содержании работы по основным направлениям деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении.

Содержание работы:

  1. Изучение особенностей психокоррекционной и развивающей работы педагога-психолога.

  2. Составление списка коррекционных групп, проведение индивидуальных и групповых коррекционных или развивающих занятий по результатам диагностического обследования

  3. Изучение особенностей психопрофилактической и просветительской работы в дошкольном учреждении.

  4. Изучение особенностей консультативной работы в дошкольном учреждении.

  5. По договоренности с педагогом-психологом студент присутствует на консультациях, тренингах, коррекционных и развивающих занятиях, родительских собраниях, консилиумах, участвует в других формах работы в учреждении.

  6. Обсуждение и анализ посещенных мероприятий.


День 4. Реализация социального заказа дошкольного учреждения.

Цель: изучить и реализовать социальный заказ дошкольного учреждения на деятельность психологической службы.

Содержание работы:

  1. Студент изучает социальный заказ учреждения на деятельность психологической службы.

  2. Студент изучает запрос, сформулированный педагогом-психологом учреждения, исходя из содержания и задач психологической службы.

  3. Помощь педагогу-психологу в реализации социального заказа дошкольного учреждения.

  4. Практикант анализирует содержание консультаций психолога, намечает направления и формы работы по выполнению запросов.


День 5. Подготовка к проведению психодиагностического обследования

Цель: формировать профессиональные умения и навыки организации и проведения психодиагностического обследования с учетом полученных теоретических знаний и практических умений.

Содержание работы:

  1. Знакомство студента с детьми и воспитателями.

  2. Наблюдение за детьми с целью выбора дошкольников для психодиагностического обследования.

  3. Подбор методик для проведения психодиагностического обследования личности и познавательной сферы дошкольника.

  4. Подготовка специальных стимульных материалов (карточек, текстов, картинок, игрушек), которые предлагаются ребенку в процессе проведения психодиагностики.

  5. Подготовка бланков протоколов для проведения психодиагностики.


2 неделя

День 1. Изучение познавательной сферы дошкольников (внимание, память, восприятие).

Цель: формировать умения проводить диагностическое обследование познавательной сферы дошкольников и давать психологическую интерпретацию полученных результатов.
Содержание работы:

Студент проводит диагностическое обследование познавательной сферы (двое испытуемых: мальчик и девочка):



  1. Изучить восприятие дошкольников, используя на выбор методики: оценка восприятия формы и пространственных отношений «Коробка форм»; изучение уровня восприятия отношений предметов по величине и особенности организации деятельности ребенка «Мисочки», «Пирамидка»; степень овладения зрительным синтезом «Разрезные картинки»; уровень развития пространственного восприятия «Конструирование по образцу»; «Способы обследования предметов».

  2. Изучить внимание дошкольников, используя на выбор методики: «Устойчивость внимания»; «Переключение внимания»; Методика Горбова «Красно-черная таблица»; «Таблицы Шульте»; «Найди и вычеркни»; «Поставь значки»; «Запомни и расставь точки».

  3. Изучить память дошкольников, используя на выбор методики «Запоминание картинок»; «Запоминание 10 слов»; «Произвольное и непроизвольное запоминание»; «Соотношение произвольной и непроизвольной памяти»; «Парные картинки»; «Формирование приемов логического запоминания»; «Изучение наглядно-образной памяти»; «Определение кратковременной зрительной памяти»; «Воспроизведение рассказа» «Опосредованное запоминание»; «Пиктограмма».

  4. Оформление протоколов обследования, анализ данных.

  5. Составление психолого-педагогических рекомендаций по результатам диагностики.


День 2. Изучение познавательной сферы дошкольников (мышление, воображение, речь).

Цель: формировать умения проводить диагностическое обследование познавательной сферы дошкольников и давать психологическую интерпретацию полученных результатов.

Содержание работы:

  1. Изучить особенности мышления дошкольников, используя на выбор следующие методики: тест Векслера «Измерение интеллекта детей»; методика изучения наглядно-образного мышления «Полянки», разработанная Л.АВенгером; Матрицы Д. Равена; «Вопрошайка» Н.Б.Шумакова; «Овладение детьми общей структурой мыслительной деятельности» У.В.Ульенкова; «Невербальная классификация»; «Исследование представлений о сохранении»; «Что здесь лишнее?»; «Кому чего не достает?»; «Сравнение понятий»; «Выделение существенных признаков»; «Числовые ряды»; «Исключение лишнего».

  2. Изучить особенности воображение дошкольников, используя на выбор методики: «Дорисовывание фигур» (вариант теста Торренса); «Творческое воображение»; «Воображение в словесном творчестве»; «Придумай игру».

  3. Изучить особенности речи дошкольников, используя на выбор методики «Назови слова». «Расскажи по картинке»; «Изучение словаря детей»; «Чего не хватает на этих рисунках»; «Узнай, кто это»; «Причинно-следственные связи в предложении»; «Чем залатать коврик».

  4. Оформление протоколов обследования, анализ данных.

  5. Составление психолого-педагогических рекомендаций по результатам диагностики.


День 3. Изучение индивидуально-психологических особенностей и особенностей эмоциональной сферы личности дошкольников.

Цель: формировать умения проводить диагностическое обследование индивидуально-психологических особенностей и особенностей эмоциональной сферы личности дошкольников и давать психологическую интерпретацию полученных результатов.

Содержание работы:

  1. Изучить индивидуально-психологические особенности личности дошкольника, используя на выбор методики: программу Л.И.Уманского; теппинг-тест О.Черниковой; «Перенос кубиков» Ю.А.Самарина; «Наконечник» В.А.Горбачева .

  2. Изучить эмоциональную сферу дошкольников, используя на выбор методики: «Поезд», тест «Рисунок человека», Тест Люшера-Дорофеевой.

  3. Изучить уровень тревожности дошкольников, используя на выбор методики: «Тест тревожности», разработанный Р.Тэммл, М.Дорки и В. Амен; «Несуществующее животное»; «Дом. Дерево. Человек», САТ.

  4. Изучить уровень произвольности дошкольника, используя тест «графический диктант» Д.Б. Эльконина.

  5. Изучить уровень овладения рисованием и развитием мелкой моторики, используя методику «Свободный рисунок».

  6. Оформление протоколов обследования, анализ данных.

  7. Составление психолого-педагогических рекомендаций по результатам диагностики.


День 4. Изучение самосознания, способностей и особенностей мотивационно-волевой сферы дошкольников.

Цель: формировать умения проводить диагностическое обследование самосознания, способностей и особенностей мотивационно-волевой сферы дошкольников и давать психологическую интерпретацию полученных результатов.

Содержание работы:

  1. Изучить самоотношение, самооценку и Я-концепцию дошкольников, используя на выбор методики: «Лесенка» В.Г. Щур; «Графическая методика де Греефе»; «В гостях у трех поросят» Е.А. Панько, И.С.Поздняковой; «Хоровод» Е.А. Панько; «Оценка себя во времени»; «Тест Розенцвейга».

  2. Изучить ведущие мотивы, интересов, предпочтения дошкольников, используя на выбор методики: «Три желания»; «Цветик-семицветик»; методика для изучения борьбы мотивов (Н.Л. Цыркун); экспериментальная игра «Школа»; методика Д.Б. Эльконина и Л.А. Венгера «Изучение мотивационной готовности детей 6 лет к обучению в школе», «Изучение целенаправленности деятельности».

  3. Изучить нравственное сознание и нравственные нормы используя методики: «Изучение когнитивного компонента нравственного сознания», «Изучение эмоционального компонента нравственного сознания», «Изучение нравственных норм».

  4. Изучить способности дошкольников, используя на выбор методики:

  5. «Незаконченные рисунки», «Составление изображений объектов», «Автопортрет», «Веер», «Методика изучения оригинальности детских рисунков», «Методика изучения гибкости построения графического образа» (Е.П. Торренса).

  6. Оформление протоколов обследования, анализ полученных данных данных.

  7. Составление психолого-педагогических рекомендаций по результатам диагностики.


День 5. Изучение межличностных отношений и особенностей развития различных видов деятельности дошкольника.

Цель: формировать умения изучать социально-психологические особенности дошкольного коллектива, определять диагностические показатели социометрического исследования и их интерпретировать; формировать умения изучать особенности развития различных видов деятельности дошкольника и давать психологическую интерпретацию полученных результатов.

Содержание работы:

  1. Изучить межличностные отношения дошкольников в детской группе, используя на выбор следующие методики: социометрическая методика «Выбор в действии» Я.Л. Коломинского, «Секрет» Т.А. Репиной, «Игра в почтальона» Л. Кантат, методика Рене Жиля.

  2. Изучить отношения дошкольника с педагогом, используя методику проективного рисования «Моя воспитательница» - проективное рисование для изучения эмоционального предпочтения и восприятия образа воспитателя детского сада; методику «Личностные ожидания ребенка в общении со взрослыми».

  3. Изучить отношение дошкольника к взрослым, сверстникам и детскому саду в целом, используя на выбор методики: рисовальные пробы «Дорога в детский сад», «Я иду в школу»; методика «Изучение типа общения ребенка со взрослыми»; методика «Отношение к взрослым и сверстникам»; методика «Особенности высказываний детей 3—6 лет»; методика «Дом, дерево, человек».

  4. Изучить семейные взаимоотношения дошкольников, используя методики: «Кинетический рисунок семьи»; «Два дома»; методика «Осознанность ребенком отношения к нему близких людей».

  5. Изучить особенности развития различных видов деятельности дошкольника, используя методики «Изучение игровых предпочтений», «Изучение особенностей изобразительной деятельности», «Изучение представлений о труде взрослых», «Изучение проявлений трудолюбия»; «Изучение коммуникативных умений», «Изучение организаторских умений в совместной деятельности».

  6. Оформление протоколов обследования, анализ полученных данных.

  7. Составление психолого-педагогических рекомендаций по результатам диагностики.

3 неделя
День 1. Анализ результатов психодиагностики дошкольников.

Цель: формировать умения обрабатывать, анализировать полученные результаты обследования, формулировать психолого-педагогические выводы и составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка.

Содержание работы:

  1. Обработка и анализ результатов диагностического обследования.

  2. Составление психолого-педагогических выводов по результатам диагностики.

  3. Выявление основных недостатков и перспектив развития ребенка.

  4. Выявление причин особенностей психического развития ребенка.

  5. Выделение направлений коррекционной и консультационной работы.

  6. Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка.

  7. Оценка педагогом-психологом результатов психодиагностической работы студентов.


День 2. Составление коррекционной программы по результатам психодиагностики.

Цель: учить студентов составлять программу коррекционной работы по результатам психодиагностики и реализовывать ее.

Содержание работы:

  1. Постановка целей и задач коррекционной программы по результатам психодиагностики.

  2. Выявление ресурсов развития самого ребенка, а также возможностей семьи (родителей и других родственников) и возможностей детского сада (психолога, администрации, воспитателей, сверстников).

  3. Подбор игр и упражнений для коррекционной программы.


День 3. Проведение групповых коррекционно-развивающих занятий или тренингов.

Цель: учить студентов организовывать и проводить коррекционную работу с детьми, учитывая особенности психического и личностного развития ребенка.

Содержание работы:

  1. Выбор направления индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы. Система занятий может включать развитие интеллектуально-познавательной, мотивационной сферы, эмоционально-волевых и коммуникативных качеств личности дошкольника.

  2. Постановка целей и задач, направленных на устранение отклонений в психическом и личностном развитии ребенка.

  3. Подбор игр и упражнений для групповых или индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с целями и задачами работы педагога-психолога учреждения.

  4. Составление программы групповых или индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.



День 4, 5. Проведение зачетных групповых занятий и тренингов.

Цель: учить студентов самостоятельно проводить групповые занятия и тренинги.

Содержание работы:

  1. Самостоятельное проведение тренинга и его самоанализ,

  2. Самостоятельное проведение коррекционно-развивающих занятий, с детьми (не менее трех занятий) и его самоанализ.

  3. Обсуждение и оценка проведенных студентом групповых коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом, который является непосредственным руководителем от организации.


4 неделя

День 1. Изучение личности педагога и стиля его педагогической деятельности.

Цель: формировать умения проводить диагностическое обследование личности педагога и психологического климата в дошкольном учреждении.

Содержание работы:

  1. Изучение личности педагога либо его психолого-педагогических навыков, особенностей педагогического подхода, используя на выбор методики: диагностика уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко; диагностика коммуникативной установки В. В. Бойко; «Кто я есть в этом мире?»; «Анализ педагогом особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности»; тест А. Ассингера (оценка агрессивности); методика И. М. Юсупова (способность к эмпатии); тест В. Ф. Ряховского (уровень общительности); тест М. Снайдера (самоконтроль в общении); тест «Конфликтная ли вы личность»; стиль конфликтного поведения (адаптация Н. В. Гришиной); барьеры педагогической деятельности; оценка нервно-психической устойчивости.

  2. Изучение психологического климата в педагогическом коллективе, используя на выбор методики «Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям»; «Методика изучения привлекательности работы как одного из показателей социально-психологического климата».

  3. Оформление протоколов обследования, анализ данных.

  4. Составление педагогических рекомендаций по результатам проведенной диагностики.


День 2. Изучение детско-родительских отношений и стилей родительского воспитания.

Цель: формировать у студентов умение изучать особенности детско-родительских отношений, стилей родительского воспитания; давать психологическую интерпретацию по результатам диагностики детско-родительских отношений.

Содержание работы:

  1. Изучение особенностей отношений родителей к детям с использование на выбор методик: тест-опросник родительских отношений А. Я. Варга, В. В. Столин; опросник АСВ (анализ семейного воспитания); опросник «Типы воспитания детей»; «Какие мы родители»; «Социально-демографическая анкета»; «Давайте познакомимся».

  2. Оформление протоколов обследования, анализ данных.

  3. Соотнесение результатов диагностики детей и родителей.

  4. Составление педагогических рекомендаций.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница