Отчет о проведении Научной сессии по итогам научно-исследовательской работы мпгу за 2013 год на факультете педагогики и психологии



страница1/3
Дата27.08.2015
Размер0,62 Mb.
  1   2   3
Утвержден на Ученом совете

факультета педагогики и психологии МПГУ

протокол № 9 от 14 апреля 2014
______________________ Т.Н. Сахарова


Отчет о проведении Научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ за 2013 год на факультете педагогики и психологии

Открытие научной сессии по секции «Педагогика и психология» прошло 13 марта 2013 года в актовом зале, в котором присутствовало более 150 человек. Вела пленарное заседание зам. декана по научной работе факультета педагогики и психологии, д.п.н., доцент Т.В. Пушкарева.

В рамках пленарного заседания с докладом «Развитие познавательных стратегий дошкольников в ситуации неопределенности» выступил А.С. Обухов, к.психол.н., профессор, заведующая кафедрой психологии образования МПГУ. Им также был продемонстрирован фильм, снятый в 2013 году совместно с ВГИКом «Я – исследователь» (режиссер Мария Понамарева, научный консультант А.С. Обухов, психолог-экспериментатор Н.М. Мякишева).

Пленарный доклад «Раскол как контекст социализации в России» А.В. Мудрика, члена-корреспондента РАО, д.п.н., профессора кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ можно посмотреть в видеозаписи на сайте факультета.

13 марта прошли заседания четырех подсекций: «Психология развития», «Психология образования», «Социальная педагогики и психология», «Педагогика и психология профессионального образования».
Подсекция «Педагогика и психология профессионального образования»

Подсекция кафедры педагогики и психологии профессионального образования «Педагогика и психология профессионального образования» состоялась в рамках Международной научно-практической конференции «Профессионализм педагога: сущность, содержание и перспективы развития» 13 марта 2014 г. с 14.15 до 20.00.

В работе секции приняли участие преподаватели, аспиранты и магистранты кафедры педагогики и психологии профессионального образования.

Руководителем подсекции выступала зам. заведующего кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, д.п.н., профессор Л.С. Подымова; секретарем – к.п.н., доцент А.В. Лукинова.

Открыл работу подсекции доклад д.п.н., профессора Л.С Подымовой на тему «Развитие инновационной образовательной организации и ее субъектов», в котором было показано, как на основе трансформации ценностей развивается образование, какие инновации появляются. Инновации вторгаются в жизнь современного образовательного учреждения, а иногда и нарушают формирование ценностных ориентаций ее субъектов.

Развитие инновационной организации происходит за счет развития и обогащения ее субъектов. Динамика коллективной инновационной деятельности развивается за счет развития организации. Развитие инновационной организации – это инновационный климат организации, ее микро и макро среда.

Д.п.н., профессор И.Г. Шамсутдинова выступала с докладом «Анализ ситуации текстового заимствования в научном тексте по педагогике», в котором проф. И.Г. Шамсутдинова выделила характерные свойства научного текста: «логическая строгость», «объективность», «точность изложения», «доказательность», «аргументированность», «смысловая точность», «определенность и однозначность терминологии». В докладе актуализировалась необходимость анализа самой ситуации текстового заимствования в связи с историями с плагиатом: его понятия; целей; объекта и способа заимствования; корректности; субъективности; адресности и т.д. Поэтому необходимо специальное обоснование способов реализации аргументированной, доказательной, подтверждающей, иллюстративной целей заимствования в педагогике, его проспективности и ретроспективности и др.

Профессор, к.п.н. В.И. Максакова представила доклад на тему «Актуальность антропологического знания для профессионально-личностного становления педагога-психолога». В докладе выделены задачи изучения антропологии в профессиональной подготовке студента: 1) систематизировать и интегрировать современные теоретические знания о человеке и ребенке, его развитии и воспитании, отразить их в системе лекций по названному предмету; 2) погрузить студентов в такой дидактический материал, который целостно отражает антропологическое знание, и обсудить его на семинарских занятиях; 3) помочь студентам в формировании у них научно обоснованной гуманистической идеологии, в осмыслении с этих позиций новаторских и традиционных педагогических систем, своего собственного жизненного и педагогического опыта. Антропологическое мировоззрение достигается в процессе овладения гуманитарной информацией, прежде всего интегрированным знанием о человеке, его природе, закономерностях развития, роли в мире. Высокий профессионализм современного педагога, с одной стороны, предполагает его открытость миру, культуре, людям, высокий уровень самоанализа, исследовательской и технологической культуры, а с другой стороны, обусловливается этими качествами.



Профессор, д.п.н. М.Я. Виленский в своем докладе «Аксиологический потенциал здоровья студентов как фактор качества профессиональной подготовки» рассмотрел физическую культуру как важную предпосылку реализации человека и общества, а его здоровье и активное долголетие – как ключевые условия оптимальной жизнедеятельности, ведущие критерии социального прогресса и гуманизации общества. Что требует развития всей совокупности человеческих сил и способностей физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных. Поэтому освоение комплекса ценностей и технологий физической культуры ныне рассматривается в качестве мощного стимула самоопределения и самореализации личности. В образовательном процессе педагог ориентирует студентов на освоение и присвоение тех или иных ценностей. Дело студента – оценить их, принять и включить в сферу личности или отвергнуть.

Доклад д.п.н., профессора М.И. Кряхтунова «Психологические основания педагогического признания». В докладе рассмотрены такие понятия как: призвание, педагогическое призвание, внешняя и внутренняя составляющая педагогического призвания, психологические компоненты педагогической деятельности. А также изложена психологическая сущность и факторы, определяющие признание педагога. Психологическими основаниями педагогического призвания выступают: отождествление себя с представителями педагогической профессии, интерес и стремление ответить на вызовы педагогической деятельности, ценностное отношения ко всем компонентам педагогической деятельности (я другой человек, взаимодействие, предметное знание, опыт), реализация ценностного отношения во всех сферах личности, признание коллегами и учащимся, связь личностного и профессионального развития с педагогической профессией.

К.п.н., профессор М.А. Лейбовский в своем докладе «Использование пакетов прикладных программ при обработке статистической информации в психологии и педагогике» рассмотрел базы статистических данных, унифицированный подход к созданию программного обеспечения статистических баз данных для психолого-педагогических исследований.

К.п.н., профессор А.К. Колесова в своем докладе «Современные проблемы историко-педагогического образования педагога - психолога» рассмотрела основные трудности в преподавании курса «История педагогики и образования». Среди них: это проблемы состояния исторического сознания в российском обществе. В постперестроечный период в российском общественном сознании резко упал статус исторического знания.

Идеологическая нестабильность в оценке российской истории, неумелая апелляция к толерантности в историческом дискурсе, вызвали растерянность учителей и равнодушие школьников к учебному предмету, так как они менее всего были готовы к выбору в возникших разночтениях исторических событий. Во-вторых, трудности преподавания курса связаны с методологической перестройкой исторической науки, называемой «историографической революцией». В-третьих, интенсивное развитие полидисциплинарности исторической и историко-педагогической науки. Четвертую группу причин, объясняющих сложность преподавания дисциплин историко-педагогического цикла сегодня, составляет не готовность студентов к работе над историческим материалом.

Ослабление историко-педагогического образования приведет к утрате понимания педагогического явления в его развитии и в многообразии взаимосвязей с социальным контекстом, что приведет к поверхностному, технологичному прочтению современных педагогических проблем.

Доклад к.п.н., профессора Е.А. Дубицкой на тему «Имидж педагога – психолога как компонент его профессиональной культуры» посвящен созданию нового образа педагога в современной школе. Профессиональный имидж педагога-психолога формируется в результате межличностного общения и воспринимается с позиции оценки профессиональных навыков и умений специалиста, проявлений эмоционального интеллекта, особенностей поведения и манеры общения, вербальной культуры, внешнего облика и определяется интеллектуальными, нравственными, эмоционально-эстетическими, психологическими характеристиками личности профессионала, проявляющимися в процессе педагогического общения.

В докладе к.пс.н., ассистента Л.А. Дьяковой на тему «Психолого-педагогические условия развития конструктивного самоутверждения учителя в инновационной деятельности» дана характеристика стратегии самоутверждения учителя как значимой характеристикой самосознания учителя. Выделены и охарактеризованы основные стратегии самоутвержения педагогов в инновационной деятельности: стратегии самоподавления, конструктивная и агрессивная. Ведущая стратегия самоутверждения оказывает существенное влияние на особенности профессионального самосознания и удовлетворенность инновационной деятельностью.

Доклад к.п.н., старшего преподавателя М.С. Москаленко на тему «Стратегии продуктивного семейного совладания» посвящен семейному совладанию как выбору стратегий более чем одного члена семьи в ответ на переживаемое внутреннее напряжение одного или нескольких членов семьи либо семейную дисфункциональность, способствующих сохранению, восстановлению или контролю семейной целостности и последующему развитию семейных отношений. Рассмотрены основные продуктивные и непродуктивные стратегии совладания в семье.

В докладе к.п.н., доцента Ю.Е. Тимохиной «Подготовка студентов к практической деятельности в инклюзивном образовании» актуализировала проблему педагогической практики в учреждениях инклюзивного образование для развития профессиональных компетентностей педагога – психолога. Инклюзия рассматривается как обучение детей с инвалидностью в общеобразовательных школах вместе с их сверстниками. Инклюзивное обучение дает возможность всем детям развивать социальные отношения через непосредственный опыт общения и взаимодействия. В практической основе инклюзивного обучения главная идея принятия индивидуальности каждого учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого.

Доклад к.п.н., доцента А.В. Лукиновой «Проблема генезиса патриотического воспитания учителя» посвящен исследованию патриотического воспитания учителя в более тесной связи теории и истории, перспективы и ретроспективы. В связи с этим правомерно обращение к значимому периоду отечественной педагогики второй половины XX – начала XXI века, когда менялись смыслы и содержание патриотического воспитания педагога. Имевшийся в то время существенный опыт в области теории и практики патриотического воспитания имеет большую значимость и в перспективе.

В докладе аспирантки М.С. Сотниковой на тему «Организация исследования профессиональной адаптированности молодого учителя в условиях внедрения новых ФГОС» рассмотрена проблема внедрение новых образовательных стандартов в школе, которые порождают дополнительные трудности в профессиональной адаптации начинающего учителя: изменяется уровень ответственности в работе учителя, происходят изменения в стратегии контроля и оценивания знаний учащихся, которые способствуют возникновению ситуации, когда процесс адаптации молодого учителя может протекать длительно и сложно, что, в свою очередь, может привести к разочарованию в профессии, снижению мотивации, эмоциональному выгоранию и, в конечном итоге, уходу из профессии.

Аспиранта Энхмаа Баасанхуу (Монголия) в докладе на тему «Особенности профессиональных установок при выборе профессии учащимися школ Монголии» представила первичные результаты эмпирического исследования. Под профессиональными установками исследователь понимае смысловые, социально-психологические, которые имеют мотивационную основу и большую ответственность, могут приводить подростков к эмоциональной растерянности. Это готовность к принятию решения, основана на жизненном опыте и имеющая стереотипы.

Магистрант 2 курса обучения Е.Н. Свиридонов в своем докладе «Противоречивость социально-психологических характеристик личности как основа виктимного поведения учащихся профессиональных колледжей» рассмотрел основные подходы к пониманию виктимности и виктимного поведения, а также дал характеристику виктимных детей – учащихся профессиональных колледжей.



А.М. Никитин, магистрант 2 курса, в своем докладе «Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения студентов» в котором рассмотрел понятия ценностных ориентация и профессиональное самоопределение. В докладе показано значение ценностных ориентация в профессиональном самоопределении и представлены выводы по проведенному эксперименту.

Магистрантка 2 курса Е.В. Язькова выступала с докладом «Содержание профориентационной работы в средней школе», в котором выделила и обосновала принципы организации профориентационной работы в школе; раскрыла основные направления профессиональной ориентации в школе: профессиональная информация (профпросвещение); профессиональная консультация; профессиональный отбор и профессиональный подбор; производственная и профессиональная адаптация.



Д.А. Гулина, магистрантка 2 курса, в своем докладе на тему «Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже» рассмотрела сущность и значение психолого-педагогического сопровождения, основные подходы к пониманию процесса профессионального самоопределения. А также показала значимость психолого-педагогического сопровождения профессионального выбора на этапе профессионального обучения.

Магистрантка 2 курса В.С. Гуляева выступала с докладом «Проблемы и трудности профессионального самоопределения учащихся колледжа», в котором рассмотрела сущность профессионального самоопределения, возрастные особенности учащихся колледжа, а также, на основе проведения эмпирического исследования, выделены трудности профессионального самоопределения учащихся колледжа связанные с: - недостаточной их информированностью о противопоказаниях будущей профессии и результата профессиональной; - неадекватным осознанием степени важности некоторых профессионально важных качеств (ПВК) в своей профессиональной деятельности; - неидентифицированностью себя с профессией; - неопределенностью учащихся в том, чем они будут заниматься в своей будущей профессиональной деятельности; - неадекватностью оценивания себя и своих качеств.



М.В. Журавлева, магистрантка 2 курса, в своем докладе «Выбор профиля обучения подростками как психолого-педагогическая проблема» актуализировала внимание педагогов – психологов к проблеме профильной и предпрофильной подготовки старшеклассников.

Магистрант 1 курса А.В. Жилин выступал с докладом «Особенности отношений родителей и детей в условиях социальной стратификации». Проблема отношений родителей и детей – сложная и парадоксальная. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации. Также рассмотрено понятие стратификация. Приведены примеры стратификации в семье и отношение родителей к ребенку исходя из социального положения родителей.

В завершении заседания подсекции с докладом на тему «Сущность инновационного потенциала преподавателя экономического вуза» выступила аспирантка 1 года обучения И.В. Миронова. Сегодня современному обществу нужен новый педагог, специалист нового уровня профессиональной компетенции и духовно нравственных качеств: преподаватель-новатор, инноватор, преподаватель обладающий высоким уровнем инновационного потенциала. В докладе рассмотрена сущность понятий «инновация» и «инновационный потенциал». А также представлены базовые компоненты изучения инновационного потенциала преподавателя.

В целом, программа научной сессии подсекции кафедры педагогики и психологии профессионального образования была очень насыщена разносторонними и содержательными докладами. Большое количество докладов было посвящено проблемам профессионального самоопределения. Некоторые доклады породили дискуссионные вопросы. Преподаватели, аспиранты и магистры обменялись опытом организации и проведения научного исследования, что позволило натолкнуть на новые интересные темы исследования в дальнейшем.


Подсекция «Социальная педагогика и психология

Заседание подсекции проходила по двум разделам: «Социальная педагогика» и «Социальная психология».

Заседание группы «Социальная педагогика» вела д.п.н., профессор Е.А. Леванова. Секретарь секции – к.п.н., доцент В.А. Плешаков.

В докладе д.п.н., профессор Е.А. Левановой «Проблемы психопластики личности на ранних возрастных этапах» была определена сущность психопластики личности, обоснованы теоретические основы данного процесса. Докладчик представил специфику психопластики с учетом возрастных особенностей. Были определены методы и средства психолого-педагогической работы для развития психопластики личности, намечены перспективы данной деятельности с учетом современных условий социализации личности.

В докладе «О киберонтологической концепции развития и воспитания человека XXI века» к.п.н., доцента В.А. Плешакова был сделан акцент на развитии теории киберсоциализации человека, реализации идей киберпедагогики и киберонтологического подхода в образовании с точки зрения социальной педагогики и психологии. Утверждалось о необходимости профессионального внимания к сопровождению развития и воспитания человека XXI века на пути киберсоциализации.

Доцент, д.п.н. Т.В. Пушкарева в докладе на тему «Формирование конкурентоспособности педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе» обсуждала конкурентоспособность как личностная характеристика специалиста при достижении наилучшего результата в условиях конкуренции, соперничества с одной стороны, и как личностный результат профессиональной подготовки, характеризующий развитие, активизацию, обеспечивающий собственный максимальный успех, и персональную вовлеченность специалиста в процессе достижения качества результата при одних и тех же условиях.

Д.п.н., профессор С.Б. Серякова в докладе «Развитие социального партнерства в образовании» представила современную позицию о роли социального партнерства в развитии образования. Социальное партнерство образовательных организаций с бизнес-структурами, учреждениями науки образования, социальной сферы, в том числе, сферы культуры и здравоохранения, рассматривается докладчиком в качестве мощного ресурса ориентации профессиональной подготовки выпускников на соответствие профессиональным стандартам специалистов соответствующей области и на запросы рынка труда.

Заседание группы «Социальная психология» вела д. психол.н., профессор Л.В. Тарабакина. Секретарь – к.п.н., доцент Е.В. Звонова.

В докладе к.пс.н., докторанта И.Э. Соколовской на тему «Личностные особенности верующей молодежи» отмечалось, что повсеместно наблюдается возросший интерес к религии в обществе, особенно у молодежи, что вызывает необходимость психологического анализа данного явления. Обретение личностью нового качества, в данном случае, религиозного сознания, осознание себя верующим человеком, т.е. религиозная идентификация – эти механизмы также представляют проблему для социально-психологического знания. Процессы идентификации и становление религиозной идентичности, их сильные и слабые стороны не раскрыты и представляют научный интерес. Одной из задач настоящего исследования является рассмотрение влияния религии, в частности, православия, на личность современного человека, и попытка воссоздания целостного образа религиозного человека, на примере современной молодежи.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что религиозная идентификация, а значит формирование у субъекта системы религиозных представлений и стереотипов поведения, способствует образованию в структуре личности новой системы индивидуальных свойств, ограниченных религиозными канонами, способствует возникновению полиморфных связей между религиозными представлениями и другими индивидуальными свойствами личности, и приводит к ограничению индивидуальности, хотя и повышает адаптивность.

Аспирант А.И. Сысоева сделал доклад на тему «Динамика групповой сплоченности в связи с эмоциональным стилем взаимодействии», где представила результаты эмпирического исследования. В исследовании участвовали семь производственных групп сферы образования. Все исследуемые группы объединяют тождественные цели деятельности. Длительность работы данных групп от пяти лет. Возрастной состав производственных групп представлен респондентами от 25 до 40 лет. Методы исследования составили: методика определения индекса групповой сплоченности Сишора; шкала оптимизма – ШОСТО (автор М. Селигман, русская адаптация Т.О. Гордеевой, В.Ю. Шляховой); методика Е.Ю. Артемьевой с использованием трудно вербализируемых фигур. Было показано, что стиль эмоциональной регуляции является фактором, определяющим групповую сплоченность и прогноз устойчивости групповых взаимоотношений.

Магистрантка В.К. Обыденкова сделал доклад на тему «Эмпатия в общении, опосредованная Интернетом». Ей было выявлено преобладание когнитивной компетентности эмпатии над эмоциональной. Это связано как с общей эмоциональной обедненностью интернет-среды, так и с наличием особой структуры и особых норм делового общения. Следующий этап исследования состоит в поиске ответа о целесообразности развивать эмпатию в данных условиях.

Д.пс.н., профессор Л.В. Тарабакина сделала доклад на тему «Смысл тревоги в деятельности учителя». Изучение природы тревоги в контексте педагогической деятельности представляет особый интерес, поскольку именно в этой профессиональной среде она наиболее распространена в связи со спецификой профессии и особого склада личности учителей. Современному учителю необходимо не только соответствовать времени стремительных социально-экономических и технологических преобразований, но и обладать высокой активностью, включаясь в инновационные образовательные процессы, творчески преодолевая специфические трудности профессии, которая является публичной и требует ежедневного и ежечасного эмоционально-волевого напряжения и расходования личностной энергии. Профессию учителя следует рассматривать как эмоционально-творческую, в которой нет готовых решений и стереотипных действий. Учитель является условием для развития творчества, эмоциональной регуляции учащегося и включен в постоянный процесс проектирования себя, своей жизни, деятельности, в развитие конкретных событий.

В докладе к.п.н., доцента Е.В. Звоновой «Роль символизации в метакогнитивном опосредовании: развитие культурно-исторической традиции» отмечалось, что центральным понятием в когнитивном изучении познания выступает понятие «опосредование». Это процесс которое совершается с помощью психологических инструментов: языка, знаков и символов. В современной когнитивной психологии выделены два главных вида опосредования: метакогнитивное и когнитивное (Л.С. Выготский). Метакогнитивное опосредование по Л.С. Выготскому характеризует использование человеком семиотических инструментов саморегуляции: самопланирования, самоконтроля, самопроверки и самооценки. В психологической науке поиск смысловой структуры, целостной матрицы, позволяющей объединить логические взаимосвязи и логические процессы познания, отразились в нескольких взаимодополняющих теориях. С.Л. Рубинштейн использовал понятие «картина мира», Э. Толмен ввел «когнитивную карту реальности», определившую дальнейшее развитие когнитивной науки и нашедшее продолжение в «модели мира» Дж. Брунера. А.Н. Леонтьев предлагал рассматривать «образ мира» как интегрирующую составляющую системного описания всей феноменологии познавательной деятельности человека, что отразилось в психосемиотической концепции. Образ мира позволяет наделять продукт взаимодействия человека и окружающего мира предметным и чувственным содержанием, личностным смыслом и значением (Ф.Е. Василюк). Образ мира рассматривается как абстракция субъективного мира (Е.Ю. Артемьева). В современных психологических исследованиях повысилось внимание к «образу мира», который рассматривается как глубинная структура, определяющая и определяемая содержанием смысловых ядерных компонентов. Образ мира есть субъективная целостность, абстракция высокого уровня обобщения, включающая в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Образ мира актуализируется в рамках представлений о мире, как совокупность различных образов, событий и сцен, возникающих на основе припоминания или продуктивного воображения. Символизм ядерных структур является результатом специфического познания человека – единства когнитивного и аффективного в представленности временного континуума.

В докладе к.пс.н., доцента и докторанта Н.С. Бабиевой «Моделирование как метод исследования организационно-психологических феноменов» были рассмотрены парадоксы и трудности осуществления эмпирических исследований в организационной психологии. Рассматриваются основные элементы методологического анализа в организационной психологии и моделирование как один из основных методов.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница