Сборник №2 воспитательных программ специальной (коррекционной) школы VIII вида 2012 г



страница1/15
Дата27.08.2015
Размер2,84 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Из серии:

«В помощь воспитателю специальных (коррекционных) школ VIII вида»

23-3.jpg
Сборник № 2

воспитательных программ

специальной (коррекционной)

школы VIII вида
63136665_5f8350820dd8.png


2012 г.

Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»



p1010676.jpg

23-3.jpg
Из серии: «В помощь воспитателю специальных (коррекционных) школ VIII вида»

Сборник № 1 воспитательных программ

Составители:

заместиель директора по воспитательной работе высшей категории Д.Ш.Шидиева;

заместитель директора по трудовому обучению Е.А.Просвирнина
Сборник воспитательных программ составлен с целью систематизации воспитательного процесса и эффективного использования механизмов, которые помогут воспитателям в комплексном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья. 23-3.jpg

Предназначен воспитателям, классным руководителям, социальным педагогам; будет полезен студентам дефектологических факультетов вузов.

2012 г.

От авторов - составителей.

Программа по охране здоровья и физическому развитию для учащихся 1-4 классов рассчитана на формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработку разумного отношения к нему.

Программа по охране здоровья и физическому развитию для учащихся 5 классов со сложной структурой дефекта. В программе раскрыты психолого-педагогические коррекционно-развивающие основы формирования и развития здоровья детей со сложной структурой дефекта с использованием гибкого охранительного режима, успешной адаптации, создания санитарно-гигиенических условий, оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей, обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия.

Модифицированная программа по охране здоровья. Целью программы является формирование у учащихся 6-9 классов, установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе, окружающим людям и природе.23-3.jpg

Программа «Формирование квазипространственных представлений» ориентирована непосредственно на коррекционно–развивающую работу в рамках начального обучения в специальной школе VIII вида. Программа построена с учетом общих закономерностей психического развития ребенка, современных принципов коррекционно-развивающей работы.

Все вместе дидактические материалы и занятия представляют логику формирования пространственных представлений у ребенка в процессе его развития в целом и, соответственно, развития его языковой, речемыслительной деятельности.

За основу теоретического материала при составлении программы по «Личностному развитию» были взяты основные закономерности аномального и нормально развивающегося ребёнка (Положения теории Л.С. Выготского), учтена возможность компенсации дефекта посредством знаний структуры дефекта.

Основной целью программы является на основе создания оптимальных условий для учащихся проводить компенсацию дефектов развития посредством познания учащимся совокупности признаков окружающей действительности.

Программа по творческому развитию состоит из следующих видов деятельности: лепки, аппликации, рисования, которые оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности у детей с нарушением интеллекта, воспитанию у них положительных навыков и привычек.

Программа по трудовому воспитанию коррекционных школ для учащихся предназначена для привития навыков самообслуживания.

Решая важные задачи адаптации воспитанников школ-интернатов, трудовое воспитание занимает центральное место в общей системе учебно-воспитательного процесса. Именно через трудовое воспитание, мы имеем возможность подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях, не относящихся к системе социального обеспечения, что и является основной целью данной программы. 23-3.jpg

Программа « Нравственно-этическое развитие» составлена для II, III ступени образования детей с ограниченными возможностями здоровья и является преемственной по отношению к программе I ступени «Личностное развитие». Главным принципом прогрессивной педагогики является гармоничное развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность детей с ограниченными возможностями.

Программа «Экономическое воспитание старших школьников с ОВЗ» рассчитана на формирование у детей адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитания экономической культуры и современного экономического менталитета.

Программы составлены для внедрения в практику в помощь воспитателям общеобразовательных специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Желаем творческих успехов!

Содержание
1. Программа по охране здоровья и физическому развитию для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Составители: воспитатели Холодова Н.Ю., Павина М.Ю. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7


2. Программа по охране здоровья и физическому развитию для учащихся 5 класса (класса со сложной структурой дефекта) специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Составитель: воспитатель Гуринкова С.Х. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 32


3. Модифицированная программа по охране здоровья для учащихся 6-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Составители: учитель-дефектолог высшей категории Гречаная В.Т. _ _ _ 42


4. Программа «Формирование квазипространственных представлений и пространственного ориентирования для учащихся 1-3 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».

Составители: Гречаная В.Т., Курманьшина М.В., Курманьшина А.Л._ _ _ 4823-3.jpg


5. Программа по личностному развитию для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Составители: учитель-дефектолог высшей категории Гречаная В.Т. _ _ _65


6. Программа по творческому развитию для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Составитель: Курманьшина А.Л. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ 97


7. Программа по творческому развитию для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Составитель: воспитатель Гуринкова С.Х. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _106


8. Программа по творческому развитию для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Составитель: воспитатель Бызова Т.А. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _113


9. Программа по трудовому воспитанию для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Составители: воспитатели Шевченко А.В., Астапенко О.В., Борисова С.Д. _ 123


10.Программа по трудовому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Составители: воспитатели НосоваН.В., ВерхотуроваА.В., Бизяев А.А. _ 138


11. Программа по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Составитель: воспитатель: Носова Н.В. _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 165


12. Программа «Воспитание экономической культуры старших школьников с ограниченными возможностями здоровья для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».

Составитель: воспитатель Тарелкина А.В. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 181



23-3.jpg


Программа по охране здоровья и физическому развитию для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Составители:

воспитатели

Холодова Н.Ю.

Павина М.Ю.





Пояснительная записка.
В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды.

Все организации здравоохранения признают, что здоровье - состояние полного физического и психического благополучия, движение по созидательному пути к самореализации. К показателям здоровья относят благополучие:23-3.jpg



  • физическое (соматическое);

  • душевное (эмоциональное);

  • духовное (познавательное).

Здоровье определяется как жизнерадостность, устойчивость к патологическим, болезненным и экстремальным воздействиям, высокий уровень выносливости и работоспособности. Следовательно, проблема здоровья не только медицинская, но и педагогическая.

Укреплять и сохранять здоровье детей необходимо не только с помощью системы лечебных медицинских мероприятий, но и разумной организацией их жизни, особенно в группах нашего ОУ.



К факторам благоприятной жизнедеятельности детей относят:

  • правильное чередование различных видов деятельности;

  • обеспечение рациональной двигательной активности;

  • регуляцию психофизических и эмоциональных нагрузок;

  • формирование прочных навыков здорового образа жизни (использование не медикаментозных методов оздоровления, а правильного питания, закаливания, физической культуры, создания эмоционального комфорта и т.д.).

Задача ОУ - вселить в ребенка веру в себя, свои силы, научить максимально, реализовывать свои физические и духовные возможности, гармонично войти в жизнь и чувствовать себя здоровым в полном смысле слова.

Для этого необходимо создавать условия, т.е. благоприятную социально-педагогическую, коррекционно-развивающую среду, включающую специально организованное предметно-игровое пространство и условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, а также развития всех видов деятельности, лечебно-профилактических мер и рационального питания.

Здоровье школьника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано в Законе РФ «Об образовании», который гласит: образовательное учреждение гарантирует охрану и укрепление здоровья воспитанникам и создает условия для формирования физического, психического и духовного здоровья.23-3.jpg

Если учесть, что охрана здоровья ребенка опирается на его развитие, то необходимо создавать оздоровительно-развивающие доступные и эффективные программы для воспитанников коррекционных учреждений, посредством которых можно определить индивидуальный коррекционно–развивающий - оздоровительный подход к каждому ребенку.

В предлагаемой программе раскрыты психолого-педагогические и коррекционно-развивающие основы формирования и развития здоровья умственно - отсталых детей с использованием гибкого охранительного режима, успешной адаптации, рационального питания, создания санитарно-гигиенических условий, условий для закаливания, оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей, обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия.

Программой предусмотрены следующие направления:

- Особенности режима дня.

- Организация санитарно-гигиенического режима.

- Режим питания

- Здоровье ребенка

- Ребенок и природа

- Ребенок и другие люди

- Эмоциональное благополучие ребенка

- Ребенок и улица

- Организация двигательной активности.



Программа рассчитана на 4 года обучения.

1 год – 36 часов

2 год – 36 часов

3 год – 36 часов

4 год – 36 часов

Всего – 144 часа.

Программа адресована специалистам и воспитателям, работающим с умственно – отсталыми детьми в условиях коррекционного учреждения.

Основная цель программы — формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного отношения к нему.23-3.jpg

Согласно основной цели выделяются следующие задачи воспитания по охране и совершенствованию здоровья детей на период пребывания в ОУ:



  • создание условий для полноценного, всестороннего развития детей на базе соблюдения охранительного режима дня, активного двигательного режима, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической и экологической сред;

  • укрепление жизнеспособности детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, формирование укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их практической реализации;

  • формирование представлений о физических потребностях своего организма и адекватных способов их удовлетворения;

  • воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.

Реализация задач предусматривается через:

  • создание условий для социального благополучия ребенка в ОУ;

  • развивающее общение и развивающие виды деятельности;

  • развивающую предметно-пространственную среду.

В основу программы положены возрастные и психофизиологические критерии детей. Каждый возраст включает усложненное содержание деятельности. В конкретной возрастной группе предусмотрены свой режим, «занятия здоровья» и организации работы по двигательной активности детей.

Реализация программы осуществляется на основе ведущей (игровой) деятельности детей младшего школьного возраста, что соответствует также интересам воспитанников. Занятия не выступают в качестве преобладающей формы обучения; используются разнообразные интегрированные виды деятельности.

Сознание умственно – отсталых школьников мало структурировано, т.е. дети не всегда осознают, что организующие игры и мероприятия направлены на сохранение и укрепление их здоровья. 23-3.jpg

Отличительная особенность программы — нацеленность на формирование осмысленного отношения школьников к собственному телу, формирование произвольной психической регуляции жизненных функций организма, овладение элементарным навыками самоврачевания, умение делать самомассаж, охранять органы зрения и дыхания и т.д.

Программа предусматривает два направления работы:

1. создание условий для охраны, укрепления и совершенствования здоровья школьников и формирование у них представлений о роли здоровья в жизни человека;

2. формирование у школьников потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления здоровья.

В целом в ходе работы по данному разделу программы происходит знакомство ребенка со своим организмом, внутренними потребностями и возможностями, элементарными навыками ухода за собой. Школьники знакомятся с полезными свойствами продуктов, овладевают элементарными приемами оказания первой медицинской помощи. У детей формируются навыки безопасного поведения на улице, при встрече с незнакомым человеком, животным и т.д.; понимание значимости двигательной активности в жизни человека. Такой подход составляет основу для формирования представлений о здоровом образе жизни.

Предусматриваются личностно - ориентированный и индивидуально - дифференцированный подходы к детям, что позволяет, исходя из общих принципов, составлять индивидуальные коррекционно - развивающие программы для каждого ребенка.

Реализация конкретных программных целей.

К концу обучения дети должны:



  • обладать основными гигиеническими навыками (мыть руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом и после прогулки, осуществлять перед ночным сном и после него гигиенические процедуры);

  • знать правила ухода за полостью рта (чистить зубы утром и перед сном, полоскать рот после приема пищи);

  • носить в кармане носовой платок, закрывать нос и рот при чихании и кашле;23-3.jpg

  • уметь определять свою половую принадлежность (я — мальчик, я — девочка);

  • иметь представление о режиме дня, отвечать на вопросы типа «что мы делаем утром (днем, вечером)?»;

  • уметь называть основные части своего тела и их функциональное назначение;

  • выполнять комплекс утренней зарядки;

  • владеть элементарными приемами самомассажа (поглаживание и растирание рук, ушей);

  • знать, что овощи и фрукты полезны для здоровья

  • уметь пользоваться колющими и режущими предметами и соблюдать осторожность при работе с острыми предметами;

  • знать об опасности приема лекарственных препаратов;

  • знать об опасности игр с огнем, аэрозольными баллончиками и др. взрывоопасными предметами;

  • знать правила поведения на улицах города (села) предупреждающие знаки «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», сигналы светофора;

  • знать правила поведения на природе, при контактах с животными;

  • уметь оказывать элементарную первую медицинскую помощь;

  • знать и соблюдать правила поведения в общественном транспорте.

  • выучить домашний адрес и телефон.

  • уметь выполнять закаливающие процедуры, и различные виды двигательных упражнений;

  • знать основные органы человека (сердце, легкие, желудок, позвоночник, кожа, голова — глаза, нос, уши, рот).

  • участвовать в подвижных играх и специальных упражнениях для развития движений, снятия усталости, напряжения и укрепления здоровья под руководством взрослого;

  • иметь представление о значении солнца, света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека;

  • уметь выполнять 3—4 упражнения для снятия напряжения с глаз, самомассаж ушной раковины;

  • выполнять комплекс утренней гимнастики по речевой инструкции взрослого (без образца);23-3.jpg

  • использовать приемы самомассажа пальцев рук, кистей иметь представление о правилах безопасно поведения дома и на улице;

  • понимать о необходимости заботливого и внимательного отношения к своему здоровью.maskota.jpg

p1010350.jpg
p1040680.jpg


p1030828.jpg

1 класс

I четверть (8 часов)




Тема занятия


Цель

Форма

проведения

Блок I.

Личная гигиена и режим дня.

1.

Мой режим дня.

Познакомить детей с режимом дня.

Беседа

2.

Сон-лучшее лекарство.

Дать понятие о пользе сна.

Беседа

3.

Когда это бывает?

Расширить представления о практической значимости режима дня для здоровья человека.

Дидактическая игра.

4.

В гостях у Гигиены.

Знакомить с правилами личной гигиены.

Беседа

5.

Друзья:

Вода и Мыло.



Прививать навыки личной гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Практическое занятие.

6.

Подружись с зубной щеткой.23-3.jpg

Дать представление о зубной щетке и пасте. И познакомить детей с методами ухода.

Беседа + практическое занятие.

7.

Смотри во все глаза, слушай во все уши.

Учить ухаживать за глазами и ушами. Дать представление о том, что глаза и уши являются основными органами чувств.

Беседа + практическое занятие

8.

Путешествие в страну

«Чистляндию».



Закрепление навыков личной гигиены.

Игра- викторина.


II четверть (8 часов)

Блок II.

Здоровье и ребенок.

1.

Погода и организм.

Рассказать о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями

Беседа

2.

Микробы и мое здоровье.

Дать понятие, что такое микробы и как они влияют на наше здоровье

Беседа

3.

Болезни, почему они бывают.

Учить выбирать одежду в зависимости от погоды и времени года.

Беседа

4.

Сохрани свое здоровье сам.

Знакомство детей с характерными признаками болезни и профилактикой;

Беседа.23-3.jpg23-3.jpg

5.

Доктор Айболит.

Учить избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения

Беседа + экскурсия

6.

Принцесса

Витаминка



Дать представление о пользе и значении витаминов для укрепления нашего здоровья

Игра - путешествие

7.

Я здоровый, я веселый

Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, сна и отдыха

Практическое занятие

8.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Привитие навыков здорового образа жизни.

Игры на свежем воздухе


III четверть (12 часов)

Блок III.

Ребенок и другие люди.

1.

Внешность человека может быть обманчива

Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда обозначает его добрые намерения

Вводная беседа.

2.

Контакт с незнакомыми людьми на улице

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице.

Учить ребенка правильно вести себя в таких случаях.



Беседа

3.

Контакт с незнакомыми людьми дома

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми

Учить ребенка правильно вести себя в таких случаях




Беседа

Блок IV.

Ребенок и окружающий мир.

1.

Дом под крышей голубой

Объяснить взаимосвязь человека и природы

Формировать представление о том, какие действия человека вредят природе и ее обитателям



Беседа

2.

О пользе и вреде воды.

Дать детям представление о пользе и вреде воды.

Познакомить с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней



Беседа + практическое занятие

3.

Сигналы от природы.

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы

Познакомить их с сигналами опасности у животных и насекомых (цвет, шипы, колючки, рога, звуки и т.д.)



Экскурсия

4

Наши помощники и враги дома.23-3.jpg

Дать представление об опасных для жизни предметах, с которыми дети встречаются в быту

Беседа

5.

Когда съедобное ядовито.

Знакомить детей с распространенными опасными растениями и грибами

Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями



Беседа

6.

Контакт с животными может быть опасным.

Учить детей правильно общаться с животными. Дать сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними




7.

Маленький да удаленький

Обратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков

Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в обращении с ними



Беседа

8.

Будь осторожен с огнем

Дать представление о правилах пожарной безопасности

Беседа

9.

Скорая помощь

Дать детям сведения о службе «Скорой помощи»

Беседа

10.

Как вызвать милицию

Знакомить со службой «02»

Беседа

IV четверть (8 часов)

Блок IV.

Эмоциональное благополучие ребенка.

1.23-3.jpg

Что я знаю о себе

Учить осознавать себя как человека, чувствовать свой организм, находить общее сходство и различие с другими детьми и понимать существенные отличия

Беседа

2.

Взрослые и дети

Вызывать желание подражать в достойном поведении взрослым

Учить, что взрослые – это первые помощники и защитники детей



Беседа

3.

Школа – моя вторая семья

Вызывать положительные эмоции в беседе о семье, о школе, умение выражать свои чувства

Беседа

4.

Ребята, давайте жить дружно.

Учить детей дружить

Беседа

5.

Добро и зло.

Учить детей различать добро и зло

Побуждать их совершать добрые поступки



Беседа

6.

Я не трус, но я боюсь.

Объяснить детям, как можно бороться со страхами (сказка Пых)

Чтение сказки +

беседа


7.

Конфликты и ссоры.

Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие

Беседа

8

Волшебные слова

Формировать у детей понятие, что волшебные слова делают человека честнее, воспитание.

Учить формулам выражения вежливой просьбы, благодарности



Беседа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница