Программа адаптирована учителем начальных классов I квалификационной категории Рязановой Л. А



Скачать 195,27 Kb.
Дата27.08.2015
Размер195,27 Kb.
Обобщение передового педагогического опыта

Как вырасти здоровыми и приспособленными к жизни

(Интегрированная программа экологического воспитания.)

Программа адаптирована учителем

начальных классов I квалификационной

категории Рязановой Л.А.

г. Бирюсинск

2008 г.

Наша оригинальная программа — часть единого курса непрерывного экологического образования. Этот курс, являясь интегративным, ставит своей целью начать образование с воспитания нового отношения к миру на примере самого понятного и доступного — своего собственного дома и своего образа жизни, получить ответы на серьезные вопросы (что улучшает качество жизни, а что отравляет и разрушает ее) с помощью знаний древних и вечно юных наук — естественных, проникающих в тайны природы человеческого организма.



Программа рассчитана на два года ( 3, 4 класс – 60 часов). Я представлю за неимением достаточного времени только 3 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Технология реализации

I

Мамина кухня - простейшая химическая лаборатория. Что мы едим и пьем

30 ч.







Вода

8 ч.




1

Физические свойства воды

2 ч.

Лабораторная работа

2

Проблема очистки воды

2 ч.

Лабораторная работа

3

Проблема экономии чистой воды

2 ч.

Домашняя лабораторная работа

4

Круговорот воды в природе

2 ч.

Театрализованное представление

II

Изучение свойств некоторых веществ, употребляемых в пищу

8 ч.




1

Поваренная соль

2 ч.

Лабораторная работа

2

Лимонная кислота

1 ч.

Лабораторная работа

3

Уксусная кислота

1 ч.

Осторожно химический ожог

4

Сахар

1 ч.

Лабораторная работа

5

Питьевая сода

1 ч.

Демонстрационный эксперимент

6

Крахмал

1 ч.

Демонстрационный эксперимент

7

Экспериментальная контрольная работа

1 ч.




III

Подготовка и проведение научной конференции на тему «Вода. Проблемы жизни на земле вчера, сегодня, завтра»

3 ч.

Подготовка и оформление стендов, докладов.

Утверждение плана.



Схема классификации изученных веществ на основании их физических свойств

IV

Знакомство с химической реакцией

11 ч




1

Признаки химической реакцией

2 ч.

Демонстрация

2

Использование реакции соды с лимонной кислотой в быту

1 ч.

Лабораторная работа

3

Качественная реакция на кальциты

1 ч.

Лабораторная работа

4

Не растворимые в воде соли угольной кислоты: кальциты, мел, мрамор, известняк

1 ч.

Лабораторная работа

5

Лабораторная работа

1 ч.




6

Экспериментальная контрольная работа

1 ч.




7

Комплектование простейшей химической походной лаборатории

1 ч.

Экспедиция по окрестностям школы

8

Лабораторная работа

1 ч.




9

Содовый огнетушитель

1 ч.

Практическое занятие

10

Контроль химических знаний

1 ч.







4 класс










Как вырасти приспособленными к жизни

30 ч.




I

Мамина медицинская аптечка

9 ч.




1

Обеззараживающие средства для наружного употребления

1 ч.

Демонстрация электролиза воды

2

Химические окислители (обеззараживающие)

1 ч

Лабораторная работа

3

Химические окислители (отбеливатели)

1 ч.

Демонстрация

4

Молекулы и атомы. Понятие атом

2 ч.

Использование аналогий: молекула – слово, атом - буква

5

«Живые» молекулы воды и перекиси водорода

1 ч.

Театрализованное представление

6

Размеры атома и молекул

1 ч.

Демонстрация

7

Питьевая сода в составе медицинской аптечки

1 ч.

Лабораторная работа

8

Нашатырный спирт. Аммиак

1 ч.

Служба 03

II

Чем мы дышим

7 ч.




1

Воздух

1 ч.

Экологически чистый воздух родной деревни

2

Азот

1 ч.

Демонстрация

3

Кислород

1 ч.

Кислородная подушка – важнейшая принадлежность медицинской аптечки

4

Озон

1 ч.

Лабораторная работа

5

Углекислый газ

1 ч.

Демонстрационный эксперимент

6

Угарный газ

1 ч.

Служба 01

7

Выхлопные газы

1 ч.

Демонстрация прибора для измерения содержания угарного газа в выхлопных газах

III

Как помочь самому себе расти здоровым

7 ч.




1

Проблемы правильного обмена веществ в организме

1 ч.

Беседа

2

Полноценное питание

1 ч.

Демонстрация, дегустация

3

Вода – необходимое вещество для правильного обмена веществ в организме.

2 ч.

Демонстрация

Сочинение



4

Витамины

1 ч.

Лабораторная работа

5

Содержание нитратов в овощах и фруктах

1 ч.

Лабораторная работа

6

Отравление организма

1 ч.

Беседа

IV

Человеческий организм – сложный биохимический завод

5 ч.




1

Микробы в нашем организме

1 ч.

Беседа школьного фельдшера

2

Разнообразные детские болезни


1 ч.

Приглашение педиатра

3

Сознательное отравление организма: токсикомания, курение, наркомания, алкоголь

1 ч.

Кинофильм

4

Береги зубы с детства

1 ч.

Демонстрационный эксперимент с яичной скорлупой

5

Роль закаливания организма для здоровья человека

1 ч.

Презентационное выступление старшеклассников – членов НОШ

В центре внимания находится ребенок, его здоровье, связанное с тем, что он ест, пьет, чем дышит. Полученные уже в первые годы знания позволяют детям самостоятельно разбираться в проблемах окружающего мира и их связи со здоровьем человека, расти здоровыми и сохранять здоровье близких людей, сделать вывод о необходимости на протяжении всей своей жизни и работы бороться за чистоту земли, воздуха, воды, за экономию чистой воды и любых сырьевых ресурсов ради будущих поколений, отличать плохие человеческие привычки от хороших, разбираться в пользе и вреде химиотерапии, понимать и комментировать многие научно-популярные публикации по химико-экологическим проблемам.

В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Этот метод дает возможность:

1. Обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска.

2. Сформулировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности.

3. Дать полноценные, хорошо осознанные оперативно и гибко используемые знания.

4. Помочь развитию творческого мышления.

Учебно-исследовательская деятельность – это процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. В процессе поставленной цели важно решить следующие задачи:



  1. Выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности.

  2. Развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений.

  3. Развить умения самостоятельно, творчески мыслить.

Существуют три уровня исследовательского метода обучения:

  1. Учитель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения.

  2. Учитель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования.

  3. И постановка проблемы и выбор метода и само решение осуществляются учеником.

Исследовательский метод в обучении – это метод привлечения учащихся к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности. «Внесение элементов исследования в учение способствует воспитанию у школьников активности, инициативности, любознательности, развивает их мышление, поощряет потребность детей в самостоятельных поисках и открытиях; удовлетворяет их «исследовательский рефлекс» (И.П.Павлов)

Исследовательские умения – это умения, которые позволяют учащимся с разных сторон подойти к одной и той же задаче и указать несколько ее решений.

Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине. Исследовательская деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Перед тем как начать непосредственную работу с исследовательскими задачами для формирования исследовательских умений, учащиеся должны познакомиться с основными этапами исследования.



  1. Постановка проблемы. Ученик в соответствии со своим текущим познавательным интересом, выбирает объект, который становится его исследовательской темой. Анализ литературы по проблеме. Анализ результатов предыдущих исследований, в том числе найденных в Интернете.

  2. Сбор материала. Получение базовой информации по проблеме. Описание объекта исследования, промеры, фотографирование, сканирование, видеосъемка. Хранение.

  3. Обработка материала. Ученик собирает информацию, связанную с объектом исследования. Перед учеником – исследователем стоят следующие задачи.

- найти и записать неизвестные ему, но известные, человечеству знания по теме исследования (работа с любым источником информации: справочники, энциклопедии, глобальная сеть Интернет; консультации со знающими людьми);

- найти и записать новые знания (через выявление свойства объекта исследования, поиск нового практического применения найденных свойств, выдвижение гипотез развития объекта исследования заполнения таблиц, различные вычисления и т.д.



  1. Анализ полученных результатов.

  2. оформление сообщения. Результаты исследования оформляются в виде текстового материала. Технические решения подаются в виде схем, макетов, моделей.

  3. Защита результатов исследования. Ученик – исследователь готовит текстовый материал и защищает результаты своего исследования. Это может быть выставка рисунков, таблиц, формирование текста в соответствии с общепринятыми требованиями (демонстрация фотографий, графиков и диаграмм на слайдах)

В повседневной жизни ребенок постоянно взаимодействует с миром веществ и, прежде всего пищевых продуктов. Однако не зная свойств даже самых казалось бы безобидных веществ, можно попасть впросак, и хорошо еще, если дело закончится досадой или смехом (когда, скажем, соль принимают за сахар), но и беда не исключена. А еще есть процессы, в которых продукты превращаются в завтрак, обед, ужин. В них используется кипящая вода, огонь, пар, электричество, газ, спички. Взрослые умело манипулируют всем большим хозяйством кухни. Ребенку часто вход в это царство взрослых заказан – слишком много опасностей. Но запрет, как правило, закрывает путь к пониманию, а запретный мир, как магнит, притягивает к себе ребенка…

Именно поэтому под девизом «Как вырасти здоровым и приспособленным к жизни» проходят занятия по 1 часу в неделю, начиная с 3 класса. Курс рассчитан на 2 года.

На первых порах дети имею дело только с теми веществами, которые они употребляют в пищу. Это поваренная соль, сахар, крахмал, уксусная, аскорбиновая, лимонная кислоты, пищевая сода и другие. На каждом занятии проводятся те или иные демонстрационные опыты, практические занятия, лабораторные опыты, я приглашаю на беседы специалистов, знакомлю со службами 03, 01. Более половины времени используется для обучения детей технике индивидуального химического эксперимента. На занятиях создаю такие учебные ситуации, в которых ребенок вынужден действовать самостоятельно, а мне достается роль консультанта, организатора учебной деятельности, а иногда и роль ученика.

Большое значение в работе с детьми я придаю действию: ученик только тогда увлечен по-настоящему уроком, когда у него есть возможность сделать что-нибудь своими руками, проявляя при этом сообразительность, смекалку. Само собой разумеется, что занятие надо организовать так, чтобы каждый ребенок имел возможность постоянно действовать и мыслить.

На примере перекристаллизации поваренной соли дети знакомятся с одним из методов очистки твердых веществ, учатся делать сложные складчатые фильтры. Одновременно ребята наблюдают «посеребрение» различных предметов, например, сухих веточек и цветов, опущенных в горячий насыщенный раствор соли. Ненавязчиво ставлю проблемные вопросы. Например, как из морской воды получить пресную, можно ли ей пользоваться как питьевой водой, как выделить соль из соленного раствора. Выясняем почему не скользко на посыпанных песком дорожках? В чем экологический вред соли на зимних дорогах?

В третьем же классе я проводила научную конференцию на тему «Поваренная соль в моей жизни» каждый ребенок представлял свой доклад. Как правило, это были рисунки, загадки, кроссворды, сочинения.

Для повторения и закрепления пройденного материала часто использую нестандартные методы, как составление и разгадывание кроссвордов.


С


П

О

Ф

П


Р

Е

Е

К

Р

Л

А

Т

С

И

Я

И

Ц

А

З

И

Л

О


Х

Л

А

К

Н

О

Г

Е

Р

Д

Е

Ь

И

Н

А

В

О

Р

Т

Ь

Л

И

Г

Е

С

Й

Е

НЕ

Л

Ь

Н

И

К

Ё

Л

Е

Ж

Т

И

Т

А

К

И

Д

Й

Ы

Р

О

Одна из интересных обучающих игр – театрализованное представление детьми круговорота воды в природе – помогает объяснить такое сложное понятие, как «молекула». Дети усваивают помимо понятия «молекула», понятия «атом», «химический элемент». Здесь помогает аналогия: как одни и те же буквы входят в состав различных слов, так одни и те же химические элементы могут входить в состав молекул различных веществ. Для расширения кругозора малышей, повышения их грамотности дается задание: из букв слова индикатор (или другого химического термина) выписать возможные слова – существительные. Понятие индикатор – волшебное вещество, способное менять свой цвет в растворах кислот и соды – дается на самых первых занятиях.

По мере знакомства с веществами маминой кухни дети усваивают их физические свойства (агрегатное состояние цвет, вкус, запах, растворимость в воде) и окраску индикатора в их растворах. Дети учатся выделять более общие понятия, систематизируют ранее изученные вещества. Например, лимонная кислота – это твердое, растворимое в воде вещество, окрашивающее индикатор в красный цвет.

В третьем классе из картофеля выделяли крахмал. Ребята приносили терки и картофель. Натирали картофель, промывали его несколько раз, сливая отстоявшуюся воду. Видели, что крахмал не растворим в воде, но образует клейстер. Варили кисель. Использовали клейстер для создания игрушки папье-маше.

При знакомстве с аскорбиновой кислотой исследовали содержание витамина С в сухих ягодах облепихи, черной и красной смородины, рябины и в варенье. Теперь дети с уверенностью отвечают на вопрос, как сохранить витамин С.

В конце первого года занятий ребята знакомятся с первой химической реакцией – выделение углекислого газа при действии раствора кислоты на соду, мел. Детям, уже начавшим испытывать радость познания, нравится индивидуальные задания на распознавание двух, трех и более веществ по вкусу, запаху, растворимости в воде. Так изучив вещества соль, сахар, лимонную кислоту и соду. Предлагаю ребятам выяснить какое вещество в баночке, а баночек 4, дети работаю в группах. Предлагают различные варианты: понюхать, тут я объявляю, что не у всех людей развито чувство острого обоняния. Предложение попробовать на язык отклоняется, т.к. можно обжечь слизистую языка. Наконец ребята догадываются, что можно небольшое количество веществ в воде растворить, попробовать и сразу выяснить, где какое вещество: раствор будет либо соленым, сладким, кислым и неприятным. Здесь предлагаю ребятам еще один опыт. В раствор с лимонной кислот ой добавить небольшое количество пищевой соды. Оказывается в варианте сода – лимонная кислота эта реакция - съедобна; это вызывает у детей восторг. Но здесь я предупреждаю детей, что увлекаться этой шипучкой вредно для желудка. При идентификации веществ дети должны правильно формулировать свои мысли и излагать последовательность действий.

Научные достижения первого года занятий обучения химии выражены результатами самостоятельных работ, которые посвящены идентификации вещества. Ребята самостоятельно и легко справляются с этими заданиями. Дети научились логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать факты, что является серьезной подготовкой к последующему изучению естественных наук.

В четвертом классе дети узнают, что такое полноценное питание, естественная чистая пища, узнаем о белках, жирах, углеводах, витаминах. Главная цель занятий дать понятие детям, что залог нашего крепкого здоровья – это экологически чистые продукты питания. В природе существуют продукты, готовые к употреблению, среди них молоко и мед. На занятиях проводили исследования настоящего меда и искусственно-полученного. Проводила демонстрацию получения искусственного меда из сахара и лимонной кислоты, изучили их состав и узнали пользу меда. Узнали ребята и информацию о сахарном диабете. Отчего начинается эта болезнь, о ее профилактике.

Большую роль в организме человека играют витамины. Несколько занятий отводила этой теме. На занятие приглашала медсестру, которая рассказала о видах витаминов и в каких продуктах какие витамины содержаться. О пользе зеленого лука весной.

При знакомстве с водой, узнали ребята, какую пользу и вред приносит вода. Главное, что вода – необходимое вещество для правильного обмена веществ в организме. Познакомились с тем, почему бывают отеки конечностей и отеки под глазами – это все связано с неправильным обменом веществ. Выяснили, что вода есть и в овощах, и фруктах, и растениях (листьях, стеблях). Как можно утолить жажду в жаркий день и выжить в раскаленной пустыне, как там найти спасительную влагу – все это дети узнают на занятиях. Фрукты и овощи полезны для человека, а вот всегда ли они приносят пользу? Ребята находили этот материал самостоятельно. Ребята нашли информацию о нитратах и пестицидах. Почему они образуются в овощах и как избежать этого. Но главное о чем узнали ребята, так это то, что вред человек наносит себе сам. Есть дети, которые боятся прививок. Медсестра разъяснила детям о пользе прививок, что при их помощи можно избежать таких болезней как корь, коклюш, полиомиелит, дифтерии, грипп можно перенести в более легкой форме, если ты был привит.

На занятия приглашала инспектора по делам несовершеннолетних. Она рассказала ребятам о том, как люди сознательно отравляют свой организм: употребляют наркотики, курят, пьют, а так же о токсикомании. Показали ребятам фото наркоманов, алкоголиков, небольшие по времени кадры фильмов о них же. Проводилось сочинение после этих занятий «Как я отношусь к пьяным» и дискуссия «Буду ли я курить, когда вырасту».

О том, что зубы нужно беречь с детства, ребята слышат и дома, и в школе, и по телевизору. Мы изучали современные зубные пасты, как они защищают зубную эмаль. Выполнили опыт с яичной скорлупой защищенной пастами «PLEND-MED», «Колгайт», «жемчуг» и выяснили, что действительно зубная паста не только очищает зубную эмаль, но и бережет ее. Выяснили роль закаливания для человека, как надо начинать закаливание, чтобы не нанести себе вред. Знакомились и с бытовыми моющими средствами. Выясняя состав этих средств, ища информацию о них, дети выяснили, что безопаснее всех моющих средств – это мыло и как можно беречь руки, когда пользуется стиральными, чистящими веществами, что используя средства для мытья посуды – важно как следует промывать посуду в воде, чтобы вещества моющего средства не оставалось на посуде, иначе можно получить отравление организма. Выяснили и как можно оказать помощь при отравлении.

Итог этих занятий прошла конференция «Как же вырасти здоровым и приспособленным к жизни», на которой ребята выступали с сообщениями «Вредные привычки», «Здоровый образ жизни», «Сознательное отравление организма», «Как я могу помочь себе и другим»

Последние темы занятий посвятила теме «Человек среди людей». Здесь мы рассматривали вопросы: «Как беречь друг друга», «Когда много людей», «Душа – наше творение»



На занятиях факультатива дети получили большие знания, что нужно делать и чего нельзя, чтобы вырасти здоровым и приспособленным к жизни. Эти знания помогут ребятам в старших классах при изучении биологии, химии.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница