Сванири, папанаки и кепка-аэродром Заметки о традиционном грузинском костюме



Скачать 92,99 Kb.
Дата27.08.2015
Размер92,99 Kb.
Сванири, папанаки и кепка-аэродром

Заметки о традиционном грузинском костюме

Грузия, древняя страна с богатой историей и культурой, расположена на восточном побережье Черного моря, между Большим и Малым Кавказом, словно закованная ими в исполинские латы. Месторасположение, природные условия и рельеф, особенности исторического пути способствовали развитию множества видов хозяйства. Разнообразен этот плодородный край и в этническом отношении. Этнографы выделяют в грузинском этносе субэтнические группы (мегрелы, сваны – на северо-западе страны, лазы, а также местные этнографические группы грузин (картлийцы, кахетинцы, имеретины, тушины, хевсуры, пшавы, мтиулы, мохевцы, рачинцы, лечхумцы, гурийцы, аджарцы, месхи, джавахи, ингилойцы). Свои особенности есть не только в языке, типах хозяйства, обычаях, но и в традиционной одежде этих групп.



а

Этнические группы грузин и их костюмы (рис. Нино Браилашвили)

a. Западная Грузия (слева направо: 1-2 мегрело-гурийцы, 3-6 имеретины, 8-9 аджарцы)
b

b. Высокогорные районы (1-2 тушины, 3-6 хевсуры, 7 сваны, 8-10 рачинцы)


c

с. Восточная Грузия (1 картлиец-крестьянин, 2 горожанин-ремесленник, 3 горожанин-купец, 4-7 карталино-кахетинцы высшего сословия, 8-9 ингилойцы)


У мужчин первый дом – бурка

Многовековое соседство народов Кавказа, их длительные культурные, экономические связи, переплетение исторических судеб определили культурно-историческое единство кавказского региона. Издавна на Кавказе возделывали коноплю и хлопок, знали производство шелка, овцеводство давало шерсть, выделывали кожу. В конце XIX века популярны были фабричные ткани, хотя ткани домашнего производства также использовались. Традиционно много покупали материй, привозимых по Великому шелковому пути. Много общего в традиционной культуре, способах ведения хозяйства, природе, а значит, и в костюме. «Каждый мужчина на Кавказе – это воин-всадник, он же землепашец и пастух. Его одежда должна быть удобной и надежно защищать в самых сложных обстоятельствах», – пишет о формировании общекавказских черт мужского костюма петербургский этнограф Наталья Калашникова.

В мужской общекавказский комплекс входила плечевая (туникообразные рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары) одежда. Верхняя короткая распашная одежда (архалык, архалухи, бешмет) плотно облегал фигуру, придавал костюму строгость. Кроили их по-разному: с цельными полами и спинкой и подрезными боками, одно- или двубортными, глухой застежкой с воротником стойкой.

Чоха или черкеска – эта распашная одежда также известна на Кавказе повсеместно. В Грузии, как и в Азербайджане, известен этот тип одежды с ложными рукавами. Ее носили поверх рубахи и кафтана, причем в любую погоду. Даже в жару появиться на людях без чохи считалось верхом неприличия. Шерстяные черкески из домотканого сукна синего, черного, серого или бежевого цвета украшались газырницами (газырями) – своего рода вертикальными кармашками. В них вставляли патроны – от 9 до 15 с каждой стороны. Черкеску туго перетягивали поясом с металлическим набором, спереди подвешивали кинжал.






Тбилисский кинто. Фото XIX в.



.

Впрочем, горожанам носить кинжал разрешали не всегда. Из «безоружного» положения выходили, используя тяжелые серебряные пояса с пряжками-шишаками. Изукрашенный чеканкой и филигранью пояс был настоящей ценностью и своего рода «вкладом на черный день». На деньги, вырученные от продажи пояса, можно было устроить достойные похороны.

Зимой, особенно в горах носили тулупы (ткави). Чабаны носили приталенные шубы, наглухо закрытые на груди, с короткими полами – для удоства в седле. Бурка (набади) служила горцу и палаткой, и постелью. Недаром говорится в пословице: «У мужчин первый дом – бурка».
Излюбленный кавказский мужской головной убор – меховая папаха. У грузин были популярны и башлыки (кабалахи, по-мегрельски – башилаку), войлочные шапки (набдис куди). Войлочные или плетеные шляпы от солнца надевали во время полевых работ. Башлык – капюшон с остроконечным верхом и длинными войлочными лопастями, нередко украшенный золотой канителью – стал в XIX веке обязательной принадлежностью мужского костюма кавказского всадника. В 1862 году башлык был введен в качестве форменного головного убора для регулярных войск – частей донского и кавказского казачества, в 1871 году – и в других родах войск. Грузинам было известно множество способов ношения и завязывания башлыка. Чабаны часто использовали башлык … как сумку для переноски тяжестей!

На ноги надевали вязаные носки, вязаные или кожаные ноговицы, каламани – кожаную обувь типа лаптей. Горцы носили особые вязаные сапоги. Знатные и зажиточные щеголяли в кожаных сапожках на каблуке. Обязателен был пояс – серебряный наборный, кожаный, шерстяной или шелковый.


Талавари, папанаки и кепка-аэродром

Многочисленные вариации общекавказского мужского комплекса нашли отражение в традиционной одежде локальных групп грузин.

Жители Сванетии, одного из самых высокогорным районов Грузии, считались одними из лучших воинов в стране. Всему миру известны сванири – сванские круглые войлочные шапочки. Многие до сих пор носят их круглый год: такая шапка защищает от зноя и холода, а валяют их столь плотными, что они выдерживают налитое вино. Раньше эта шапочка часто исполняла роль подшлемника.

И сейчас на тяжелых крестьянских работах, таких как ртвели, сбор винограда, можно встретить и мужчин и женщин в широкополых соломенных шляпах.

Особый головной убор, папанаки, носили имеретины. Классик грузинской литературы, «грузинский Сервантес» Давид Клдиашвили оставил изящное и этнографически точное описание имеретинского дворянина: «Дед мой внешне был типичным представителем квемоимеретинских дворян: высокий, тонкий, худощавый с неразлучным папанаки на голове, носил он черную чоху, кинжал на черном поясе, саблю наперевес, а на боку вышитый кисет, в котором хранил табак и короткую трубку». Кутаисские портные, сапожники, ювелиры славились по всей Грузии.

Своеобразен и наряден, с некоторыми турецкими чертами, был костюм аджарцев. Чоха в Гурии и Аджарии была короче, штаны-шаровары – широкие у пояса и узкие у голени. Тедо Сахокия, грузинский исследователь начала ХХ века, писал: «Ничего лишенного в одежде аджарца нет. Все, что он одевает, ловко и плотно сидит на нем. Здешняя чоха спущена ниже пояса и заправлена в шерстяную дзигву (штаны). Под чохой носят зубун (жилет с рукавами). Дзигва складчатая, поэтому совсем не мешает при ходьбе и при приседании, штанины, постепенно сужаясь, облегают голенища и крепятся на ногах тесьмой. Ноги обувают в пестрые шерстяные носки, на которых надевают пачула (своеобразную обувь из кожи типа лаптей). Голову обвязывают шерстяным башлыком. Самолюбивые аджарцы летом носят златотканую ситцевую чоху, зубун и дзигву». Место соединения чохи и шаровар-дзигвы покрывали очень широким кушаком.

Особое внимание исследователей всегда привлекала красочная одежда хевсур – жителей горных районов Восточной Грузии. Талавари – общее название и для мужского, и для женского одеяния – они и кроились похоже, отличаясь длиной и размещением ворота. Ее шили из плотной шерстяной ткани синего цвета, покрывая наполовину вышитым крестом и бисером ярким геометрическим орнаментом (кресты, в том числе свастические и с раздвоенными концами, ромбы, звезды). Нередко мужские рубахи с косым вышитым воротом украшали аппликацией. Охотники и воины, хевсуры знали толк в вооружении, носили кольчужные рубахи и подшлемники, сабли, маленькие круглые щиты. У мохевцев, соседей хевсур, этнографы отмечали обувь из сыромятной кожи (дзирахали, чапхати).

Особым щегольством отличался костюм горожан-тбилисцев. Тбилисские лоточники-кинто славились не только своеобразным костюмом, но и остроумием.

С конца прошлого века мужчину в традиционном костюме можно встретить нечасто – на семейном торжестве, городском празднике, в танцевальном или хоровом ансамбле или же на селе, в высокогорных районах. Преобладает общеевропейский городской костюм, но с некоторыми характерными чертами: нередко на пожилых людях можно увидеть знаменитые кепки-аэродромы (в народе их метко называют «хинкали»). Многие носят сванири, круглые вышитые шапочки. Галстук не обязателен, а вот черные пиджаки-френчи, рубашки с позументом на воротнике-стойке весьма популярны среди молодежи.
Настоящие грузинки ходят с покрытой головой

Традиционный женский грузинский костюм состоял из рубахи, штанов, платья с нагрудной вышивкой, ложными и внутренними рукавами, пояс, головной убор, обувь (башмаки на каблуках), носки, а также верхняя одежда.

Женские украшения: серьги, кольца, ожерелье. Серебро, сердолик, штамп. XIX – начало XX в.



.

Обязательным дополнением к костюму служили разнообразные украшения. «В низинной Грузии богатые женщины пользовались в основном украшениями из золота, крестьянки горной Грузии украшали себя преимущественно серебряными изделиями с сердоликом, бирюзой, стеклом», – отмечает в своем исследовании Наталья Калашникова. Со времен прекрасной царицы Тамар и до наших дней грузинские женщины любят крупные серьги, массивные цепи и ожерелья, перстни с крупными камнями: спрос на ювелирные изделия такого рода стабильно высок.

Царица Тамар. Фрагмент фрески церкви Богоматери из Вардзиа.



.




Грузинская исследовательница Нино Браилашвили, нарисовавшая восхитительную энциклопедию традиционной грузинской культуры (альбом «Этнография Грузии». – Тбилиси, 1990), вспоминала: «Помнится, в моем детстве, а также на храмовых праздниках в Восточной Грузии все женщины выглядели «настоящими грузинками», так как были они «тавдахурули» (с покрытой головой), т.е. в национальном головном уборе, и в национальных же платьях с поясами («сарткели» из широких (20 см) лент с тканым узором».

Упомянутый головной убор обычно состоял из картонного обода, обшитого шелком, тонкого валика, обтянутого бархатом и головной повязки – обычно из бархата (чихтикопи, тавсакрави), к которым булавочками со стеклянными головками крепились лечаки – тюль с кружевом.



Грузинки в национальных костюмах. Фото XIX в.



.



Традиционно лицо обрамляли височные локоны (кавеби), волосы заплетали в две косы. Выходя на улицу, грузинки обязательно накидывали платок. И сейчас многие пожилые женщины носят платки, завязывая их сзади.

Длинные приталенные платья с вышитым нагрудником имели в разных частях страны свои особенности: лиф на платье женщин Западной Грузии имел вырез острым мысом, на востоке во второй половине XIX века лиф был квадратным и только к концу века, под влиянием западной моды квадрат перешел в мыс. Узкие или широкие штаны носили почти все женщины на Кавказе. Грузинки украшали низ длинных узких штанишек, видный из-под платья.

Состоятельные грузинки поверх платья надевали катиби – распашную бархатную с позументом одежду на меху. Жительницы Гурии (Западная Грузия) вместо катиби носили кофту длиной до пояса, зато рукава ее, полностью незашитые, ниспадали ниже колен.

Весьма своеобразен женский костюм жительниц Верхней Рачи. Рачинская женская верхняя одежда каптара практически повторяет покрой мужской верхней одежды. Мужчины-рачинцы славились как искусные плотники и повара, занимались отходничеством, поэтому часто в селе не оставалось больше одного мужчины. Вероятно, рачинки переняли покрой мужской одежды. Провинциальным способом ношения этого костюма Нино Браилашвили считает то, что «рачинки, желая непременно показать самую богатую часть своего костюма, т.е. шелковую подкладку рукава, выворачивают его через подмышечную прореху наизнанку и так и носят их вывернутыми на левую сторону. Кроме того, в Раче рукава вообще постигла своеобразная участь. Будучи только декоративным придатком, они лишились у кисти пуговиц и петель и носят их, связывая на груди одним узлом и закидывая за спину». Сложен в надевании и ношении древний полотенчатый головной убор рачинок.

Красочный костюм хевсурок также дополняли затейливые головные уборы – мандили. Замужние женщины-хевсурки стриглись «под горшок», волосы обесцвечивали щелочной водой, надевали аналог русского кокошника – «сатаура» и заматывали полотенчатым убором мандили из домотканой синей шерсти с аппликациями и вышивками. Нередко хевсурки нашивали на свои талавари серебряные подвески, бисер, небольшие перламутровые пуговки.

Грузинская исследовательница Лейла Маргошвили в своей монографии, посвященной одежде горянки Центрального Кавказа, рассказывает об одежде цова-тушинок, жительниц Панкисского ущелья во второй половине XIX века. В это время они воспринимают новые элементы костюма – складчатую юбку (юхациолуарг), отрезные платья (юккъхуттин кааб). Тушинки носили кожаные куртки (кока), нагрудники (паргул), нижнюю и верхнюю рубахи, чоху, пояс, украшения, чулки и лапти, головную накидку (мандил). Некоторые женщины в горных районах Тушетии до сих пор носят рубахи, сшитые по древнему обычаю (кусоч), повязывают голову древним головным убором. Способы шитья, кроя, выделка шерсти у жителей горных районов Восточной Грузии аналогичны вайнахским (чеченским и ингушским), осетинским, лезгинским.

Современные горожанки тщательно следят за европейской модой. Конечно, молодежь не носит платки (грузинки часто заходят в церковь без головного убора и в брюках). Черный цвет по-прежнему любим – даже летом, но своего рода «обязательным» он становится для женщин среднего и пожилого возраста.



Анна Шевцова





База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница