Географическое картографирование



страница1/4
Дата27.08.2015
Размер0,58 Mb.
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Географический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе_______________ Е. Г. Елина

"_____" __________________ 2012 г.



Рабочая программа модуля

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ

Направление подготовки



021300 Картография и геоинформатика

Профиль


Геоинформатика

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



очная

Саратов,


2012 год

1. Цели освоения модуля
Целями освоения модуля «Географическое картографирование» являются – дать студентам теоретические и практические знания по проектированию, составлению, редактированию и оформлению картографических произведений и подготовки их к изданию. В лекционной части курса предусматривается освоить основные этапы проектирования, разработку математической основы карты, сбор, анализ и оценку источников для составления карты, определение содержания карты, выбор способов изображения, разработку легенды, разработку редакционных документов по созданию карт. Практическая часть предусматривает составление геоморфологической карты на основе учебной геологической карты масштаб 1 : 100 000 и разработку сопровождающих ее редакционно-технических указаний по составлению и изданию карты, воспитание у студентов экономико-географического мышления; рассмотрение проблем теории и практики создания социально-экономических карт.
2.Место дисциплин в структуре ООП бакалавриата
Данный модуль входит в состав профессионального цикла. Он логически и содержательно–методически связан с дисциплинами модуля «Основы картографии», «География», «Дистанционное зондирование в картографии», «Геоинформатика» и дисциплинами «Математика», «Моделирование географических систем». В изложении учебного материала использован системный подход. Обучающиеся также должны обладать знаниями в области географии, химии и математики. Освоение дисциплин данного модуля как предшествующих желательно для изучения остальных курсов картографической направленности.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Географическое картографирование»
ПК – 5. Знать теоретические основы социальной и экономической географии, геофафии населения и демографии, концепции территориальной организации общества;

ПК – 6. Знать основы картографии, владеет картографическим и аэрокосмическим методами в географических исследованиях;

ПК – 10. Уметь использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, способен понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в географии и картографии, обладает способностью использовать теоретические знания на практике;

ПК – 11. Владеть профессионально профилированными знаниями, умениями и навыками в области фундаментальных разделов общей и физической географии;

ПК – 12. Владеть профессионально профилированными знаниями в области теоретической и практической картографии и геоинформатики;

ПК – 13. Знать методы составления, редактирования, подготовки к изданию и издания общегеографических и тематических карт и атласов в традиционной аналоговой и цифровой формах, уметь создавать новые виды и типы карт;

ПК – 14. Владеть методами и технологиями обработки пространственной географической, в том числе, аэрокосмической информации, применять картографические методы познания в научно-практической деятельности, знает системы полевых и лабораторных методов исследования и моделирования и картографии;

ПК – 15. Обладать базовыми знаниями в области информатики, компьютерных и мультимедийных технологий, программных средств, методов работы в компьютерных сетях, уметь создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет для целей картографирования, получения и обработки снимков; владеет средствами глобального позиционирования;

ПК – 17. Уметь составлять общегеографические и тематические карты, атласы и другие виды картографических произведений с использованием геоинформационных и издательских технологий.

ПК – 18. Уметь разрабатывать оформление и компьютерный дизайн карт разных видов;



ПК – 19. Уметь редактировать картографические произведения на этапах проектирования, составления и издания карт.
В результате освоения модуля обучающийся должен:
Знать:

  • основные виды картографических произведений различных масштабов и методы их проектирования, составления, редактирования, подготовки к изданию;

  • основы построения картографического изображения (модели), способы его преобразования;

  • способы картографического изображения (язык карты) и области их применения;

  • перечень всех руководящих документов (инструкции, наставления, таблицы поправок, редакционно-технические указания, редпланы, формуляры карт);

  • основные компоненты, входящие в состав ландшафта;

  • основные закономерности, определяющие пространственную дифференциацию природных компонентов и геосистем;

  • историю возникновения ландшафтного картографирования в России;

  • объекты ландшафтного картографирования;

  • задачи ландшафтного картографирования, в том числе в рамках ландшафтно-экологического направления;

  • виды ландшафтных карт и основные этапы их составления, в том числе с использованием геоинформационных технологий;

  • основные принципы и источники составления социально-экономических карт;

  • основные методы проектирования и построения социально-экономических карт.


Уметь:

  • классифицировать картографические изображения;

  • выбрать и подготовить картографическую основу для составления тематических карт;

  • выполнять различные вычисления по картам;

  • работать с литературными источниками;

  • дешифрировать космические снимки;

  • читать и анализировать общегеографические и тематические (почвенные, геоморфологические, климатические, ландшафтные) карты;

  • выбирать картографическую проекцию в соответствии с назначением и тематикой карты;

  • выбирать способы изображения явлений, разрабатывать легенду для составления карты на уровне авторских оригиналов;

  • редактировать тематические карты и атласы;

  • применять методы графического анализа, картометрии, морфометрии для изучения объектов и явлений по картам и атласам.


Владеть:

  • навыками проектирования, составления, редактирования и оформления общегеографических и различных тематических карт;

  • навыками составления необходимых сопутствующих карте документов: программа карты (атласа), РТУ, редплан, редсхема, формуляр;

  • навыками использования карт для решения специальных задач;

  • навыками чтения тематических и общегеографических карт,

  • навыками самостоятельной работы со специализированной литературой;

  • навыками составления ландшафтных карт на основе картографического материала (тематических и общегеографических карт), космических снимков с использованием геоинформационных технологий;

  • знаниями и навыками для решения исследовательских и прикладных задач;

  • навыками работы со специализированной литературой.


4. Структура и содержание модуля
Модуль состоит из четырех частей: «Проектирование и составление карт», «Тематическое картографирование», «Ландшафтное картографирование», «Социально-экономическое картографирование».

Общая трудоемкость составляет 13 зачетных единиц (468 часов).


Часть 1. «Проектирование и составление карт»
Общая трудоёмкость раздела составляет 3 зачётные единицы (108 часов)


п/п


Раздел дисциплины

Семестр


Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)



Лекции

Семинары

практические

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Цели и задачи проектирования и составления карт.

5

1-2

2




4

8

устный контроль по разделу

2

Основные этапы проектирования карт и атласов.

5

3-4

2




4

10

устный контроль по разделу

3

Основные документы научно-технического проектирования; программа карты, перечень приложений к ней.

5

5-6

2




4

4

оценка практической работы

4

Разработка математической основы карты.

5

7-8

2




4




оценка практической работы

5

Сбор, анализ и оценка картографических документов для производственного исполнения.

5

9-10

2




4

4

оценка практической работы

6

Определение содержания карты, разработка географической основы для тематических карт. Выбор способов картографического изображения, системы условных знаков.

5

11-12

2




4

8

оценка практической работы и устный контроль

7

Разработка легенды карты, типы легенд.

5

13-14

2




4

6

оценка практической работы и устный контроль по разделу

8

Разработка редакционных документов. Руководства, нормы, правила.

5

15-16

2




4

4

оценка практической работы

9

Особенности редактирования и составления общегеографических и тематических карт.

5

17-18

2




4

10

оценка практической работы и устный контроль по разделу

Всего:

18




36

54

зачет


Цели и задачи проектирования и составления карт.
Основные направления. Комплексное и системное картографирование. Понятие о геосистемах разных рангов. Разработка документов и приложений для создания (модернизации) новых карт (атласов). Подготовка технического задания, общей программы, научно-технического проекта (НТП).
Основные этапы проектирования карт и атласов.
Разработка технического задания (ТЗ). Подготовка объяснительной записки. 13 этапов научно-технического проектирования.
Основные документы научно-технического проектирования. Программа карты, перечень приложений к ней.
Основные документы научно-технического проектирования. Разработка программы карты (атласа) по разделам. Разработка приложений к программе: макет компоновки, схему нарезки карты, список карт (источников), список условных обозначений, авторские работы, виды авторских материалов (макетов). Расчет стоимости работ.
Разработка математической основы карты.
Выбор картографической проекции, определение частоты картографической сетки, проектирование масштаба, проектирование компоновки, формата рамки карты, серии карт (атласов).
Сбор, анализ и оценка картографических документов для производственного исполнения.
Сбор, анализ и оценка картографических документов для производственного использования, для составления общегеографических и тематических карт. Сбор, систематизация и выдача картографических источников для производственного использования. Аннотирование, рецензирование справочных пособий, дубликатов, оттисков карт. Составление справочных картотек и каталогов. Анализ всех материалов.
Определение содержания карты, разработка географической основы для тематических карт. Выбор способов картографического изображения, системы условных знаков.
Определение содержания карты. Факторы, влияющие на содержание карты. Составление перечня объектов, их классификация, разработка легенды и выбор изобразительных средств. Разработка географической основы для тематических карт. Подготовка типовых географических основ.

Разработка легенды карты, типы легенд.
Определение легенды, ее полнота, логичность построения, ясность, краткость пояснений и знаков. Типы легенд. Комплексные, типологические, синтетические, легенды – ключи.
Разработка редакционных документов. Руководства, нормы, правила.
Общие и редакционные документы по созданию карт. Руководства, нормы и правила, руководящие технические материалы. Редпланы, редсхемы, формуляры.
Особенности редактирования и составления общегеографических и тематических карт.
Источники для составления и редактирования названных карт. Разработка картотек, списков городов. Разработка проекций, макеты компоновки, нагрузки, образцы генерализации, таблицы генерализации, таблицы условных обозначений. Разработка технологии создания составительского оригинала, выработка оптимальной нагрузки листов. Согласованность сводок между листами. Макеты отбора гидрографии, населенных пунктов и других элементов содержания для составления общегеографических и тематических карт. Особенности составления и редактирования атласов.
Перечень практических работ:

1. Знакомство и изучение основных документов для проектирования и составления карт и атласов. Перечень документов.

1.1. Программа к атласу Саратовской области, 1978 г.

1.2. Содержание по разделам редакционно-технических указаний.

1.3. Формуляры карт, атласов, формуляр города.

1.4. Инструкции по составлению карт масштаба 1 : 2 500, 1 : 50 000, 1 : 500 000.

1.5. Гидрографическая сеть. Инструкции по составлению карт.

1.6. Населенные пункты. Инструкции по составлению карт.

2. Изучение различных легенд карт: геологической, тектонической, геоморфологической, геоботанической, ландшафтной.

3. Изучение учебной геологической карты масштаба 1 : 50 000, 1 : 100 000.

4. Составление учебной геоморфологической карты масштаба 1 : 50 000 на основе геологической.

5. Написание редакционно-технических указаний для издания составленной карты.



Часть 2. «Тематическое картографирование»
Общая трудоёмкость раздела составляет 4 зачётные единицы (144 часа)


п/п


Раздел дисциплины

Семестр


Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)



Лекции

Семинары

практические

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Введение. Методология и технологические приемы создания карт природы

6

1-3

1

4

7

8

устный контроль по разделу, оценка практической работы

2

Геологическое картографирование.

6

4-6

1




11

8

оценка практической работы

3

Геоморфологическое картографирование.

6

7-9

2




10

8

устный контроль по разделу, оценка практической работы

4

Климатическое и гидрологическое картографирование.

6

10-11

2




6

8

устный контроль по разделу, оценка практической работы

5

Почвенное, геоботаническое, зоогеографическое картографирование.

6

12-13

2




6

8

устный контроль по разделу, оценка практической работы

6

Проблемы и задачи эколого-географического картографирования (ЭГК), его современное состояние в России

6

14-15

2

2

4

8

устный контроль по разделу, оценка практической работы

Всего:

10

6

44

48

экзамен



Введение. Методология и технологические приемы создания карт природы.
Этапы развития картографирования природы. Его значение для науки и практики. Методология создания карт природы. Этапы создания карт природы.

Легенды карт природы. Способы картографического изображения.

Особенности полевых тематических съемок для создания карт природы. Приемы камерального составления оригиналов карт. Технология автоматизированной обработки и дешифрирования космических снимков для создания карт природы.
Геологическое картографирование.
Виды карт. Особенности содержания, составления и оформления. Изображение и обобщение различных форм залегания горных пород. Тектонические и неотектонические карты.
Геоморфологическое картографирование.
Геоморфологические карты виды, их значение. Принципы построения легенд генетических, морфогенетических и морфоструктурных карт. Использование космических снимков и математических моделей.
Климатическое и гидрологическое картографирование.
Содержание и назначение климатических карт. Источники составления, способы изображения и принципы оформления климатических карт. Содержание, виды и назначение гидрологических карт. Источники и методика создания гидрологических карт.
Почвенное, геоботаническое, зоогеографическое картографирование.
Географо-генетические основы содержания современных почвенных карт. Построение легенд почвенных карт. Составление и оформление карт.

Картографирование растительности. Геоботанические карты. Значение дистанционных методов для картографирования растительного и покрова.

Зоогеографическое картографирование. Фаунистические карты. Карты животного населения.
Проблемы и задачи эколого-географического картографирования (ЭГК), его современное состояние в России
Современное состояние экологического картографирования в России. Направление в ЭГК: геоцентрическое, антропоцентрическое, биоцентрическое. Типы, классификации эколого-географических карт. Каталог экологических карт РАН. Различные методики составления карт. Определение геоэкологического картографирования, его три составляющие. Методические установки, методы работы, технология производства карт.
Перечень тем семинарских занятий:


  1. Общие методологические принципы создания карт природы.

  2. Системный подход в картографировании.

  3. Экологизация содержания карт природы.

  4. Карты природно-социально-экономические – антропогенных воздействий, типов землепользований и пр.

  5. Единая стратиграфо-геохронологическая шкала.

  6. Стратиграфо-генетический принцип построения легенды.

  7. Принципы выделения геоструктурных областей, различающихся направленностью и интенсивностью новейших движений.

  8. Прогнозные карты.

  9. Космофотогеологическое картографирование.

  10. Оперативное гидрологическое картографирование с применением материалов дистанционного зондирования.

7. Особенности методики и технологии составления геомофологических карт.
Перечень практических занятий:
1. Анализ содержания тематических карт. Тематическое картографирование в России. Изучить основные карты различной тематики и подготовить сообщение на семинаре. Изучение и анализ географических атласов. Вариантами для выполнения служат списки атласов.

2. Составление геоморфологической карты выбранного района.

3. Изучение и анализ географических атласов.

4. Изучение и анализ океанологических и климатических атласов.

5.Составление карты основных морфологических элементов рельефа на один из районов Саратовской области в масштабе 1:500 000.

6. Составление карты состояния окружающей природной среды на один из районов Саратовской области в масштабе 1:500 000.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница