Учебно-методический комплекс По дисциплине: «Акушерство и гинекология» Преподаваемой на кафедре акушерства и гинекологии Для студентов



Скачать 378,19 Kb.
Дата22.06.2015
Размер378,19 Kb.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе,

профессор

Е.Г. Бутолин

«___»_________________200_г

Учебно-методический комплекс
По дисциплине: «Акушерство и гинекология»
Преподаваемой на кафедре акушерства и гинекологии
Для студентов 4 курса стоматологического факультета
Раздел 1.

Рабочая программа
Всего часов: 81

Аудиторных: 54

В том числе: лекции 10

практические 44

Самостоятельная работа 27

Форма контроля − зачет

Ижевск − 2008г.



РАЗДЕЛ 1.Требования ГОС к уровню подготовки по дисциплине «Акушерство и гинекология» на стоматологическом факультете.
Студент-стоматолог должен знать:

  • клинические проявления, диагностику беременности с помощью лабораторных и инструментальных методов исследования, определять сроки беременности, дату родов, дородового отпуска;

  • знать изменения происходящие в организме женщины во время беременности, а также факторы влияющие на развитие зубочелюстной системы плода и ее изменения у матери;

  • какие сроки беременности являются критическими;

  • знать изменения в зубочелюстной системы женщины при нарушении менструального цикла

  • знать особенности развития зубочелюстной системы в норме и при патологии у плода, новорожденного и на первом году жизни ребенка, а также влияние экстрагенитальной патологии матери на развитие зубочелюстной системы и костной ткани ребенка;

  • применение лекарственных средств, общего наркоза в различные сроки беременности при выполнении стоматологических операций.


Студент-стоматолог должен уметь использовать:

  • полученные знания при наблюдении за беременными;

  • правильно проводить профилактику, диагностику и лечение кариеса, гингивита, пародонтопатий у беременных;

  • проводить анестезиологические пособия при стоматологических манипуляциях у беременных и гинекологических больных;

  • правильно проводить обследование беременных, рожениц, гинекологических больных;

  • при проведении специализированного стоматологического лечения учитывать гормональный статус и сопутствующую гинекологическую патологию в различные периоды жизни женщины.


Студент-стоматолог должен иметь навыки:

  • определение общего состояния беременной, ее психического статуса, состояние сердечно-сосудистой системы и изучения анамнеза течения беременности до оказания ей стоматологической помощи;

  • оказание первой догоспитальной помощи при неотложных состояниях (эклампсия, кровотечение);

  • оказание лечебной стоматологической помощи, учитывая влияние вредных факторов на плод в соответствии со сроками беременности;

  • организации диспансерного наблюдения за беременной в стоматологическом кабинете женской консультации;

  • проведения санитарно-просветительной работы среди больных женщин по профилактике кариеса, заболеваний пародонта, одонтогенной инфекции, ортодонтических нарушений у детей;

  • оказания помощи в экстренных ситуациях беременной и гинекологической больной.


Студент-стоматолог должен иметь представление о:

  • критических сроках беременности;

  • объемах стоматологических операций в различные сроки беременности;

  • применении местных анестетиков, сосудосуживающих средств, общего наркоза при беременности;

  • рентгенологическом обследовании во время беременности;

  • оперативных вмешательствах в определенные дни менструального цикла;

  • связи изменений в зубочелюстной системе у детей с течением беременности и родов у матерей;

  • изменениях в зубочелюстной системе женщин с гинекологической патологией и экстрагенитальными заболеваниями

  • влиянии метаболических нарушений на здоровье женщины, плода и новорожденного.


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по гуманитарным, медико-биологическим, естественнонаучным, медико-профилактическим и клиническим дисциплинам (анатомии и физиологии женского организма, гистологии, эмбриологии, биохимии, микробиологии, фармакотерапии и других дисциплин).



РАЗДЕЛ 2. Цель и задачи дисциплины.

Преподавание акушерства и гинекологии на стоматологическом факультете ставит своей целью сформировать у врача-стоматолога понятие об изменениях в организме беременной женщины, роли нарушения менструального цикла в формировании зубочелюстной системы плода, влияние течения беременности на возникновение стоматологических заболеваний у женщин, значение одонтогенной инфекции в развитии гнойно-септических осложнений у беременных, рожениц, родильниц, а также женщин с гинекологическими заболеваниями.

Основными задачами дисциплины является обучение врача-стоматолога правильной постановке предварительного диагноза, направления женщины на обследование; оказания неотложной помощи беременным, роженицам, родильницам; лечение стоматологических заболеваний с учетом сопутствующей акушерской и гинекологической патологии.

РАЗДЕЛ 3. Структура и содержание дисциплины.



Основные разделы и содержание дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная

работа


1.

Организация акушерско-гинекологической помощи в РФ. Родильный дом и женская консультация. Структура и задачи. Сан.- эпид. режим.

+

+

-

2.

Нарушения менструального цикла и их связь с патологией зубочелюстной системы.

+

+

+

3.

Изменения в организме беременной. Клиника, течение и ведение родов.

+

+

+

4.

Гестозы (ранний и поздний).

+

+

-

5.

Аномалии родовой деятельности.

-

+

+

6.

Акушерские кровотечения

-

+

+

7.

Воспалительные заболевания женских половых органов.

-

+

+

8.

Опухолевые и предраковые заболевания женских половых органов.

-

+

+

9.

Физиология послеродового периода. Грудное вскармливание.




+

+

10.

Планирование семьи. Современные методы контрацепции

+

-

+


РАЗДЕЛ 4. Распределение лекций, практических и самостоятельных занятий по часам.

№ п/п

Темы

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная

работа


1.

Организация акушерско-гинекологической помощи в РФ. Родильный дом. Структура и организация работы. Сан. эпид. режим.

2

5

-

2.

Нарушения менструального цикла и их связь с патологией зубочелюстной системы.

2

5

2

3.

Изменения в организме беременной. Клиника, течение и ведение родов.

2

5

10

4.

Гестозы (ранний и поздний)

2

5

2

5.

Аномалии родовой деятельности.

-

5

2

6.

Акушерские кровотечения

-

5

2

7.

Воспалительные заболевания женских половых органов.

-

5

2

8.

Опухолевые и предраковые заболевания женских половых органов.

-

5

2

9.

Физиология послеродового периода. Грудное вскармливание.

-

5

3

10.

Планирование семьи. Современные методы контрацепции.

2

-

2


РАЗДЕЛ 5. Аннотация лекций и практических занятий.

ЛЕКЦИИ



Лекция 1. Организация акушерско-гинекологической помощи в РФ. Родильный дом и женская консультация. Структура и задачи. Сан. эпид. режим.

Современный родильный дом и женская консультация. Их структура и задачи. Программа наблюдения и обследования беременных. Роль узких специалистов. Понятие об АТПК. Региональные особенности. Организация неотложной акушерско-гинекологической помощи в Удмуртии. Выездные бригады. Организации стоматологической помощи беременным, гинекологическим больным в женской консультации, поликлинике. Госпитализация беременных и гинекологических больных при различных стоматологических заболеваниях.



Лекция 2. Нарушения менструального цикла и их связь с патологией зубочелюстной системы.

Циклические изменения в организме женщины на протяжении менструального цикла. Нейроэндокринная регуляция менструального цикла, изменения в зубочелюстной системе на протяжении одного цикла и в различные возрастные периоды (влияние на минеральный обмен, возникновение кариеса, заболевания пародонта).



Лекция 3. Изменения в организме беременной женщины. Клиника, течение, ведение родов.

Стадии развития плодного яйца. Плод в отдельные периоды внутриутробного развития. Критические периоды внутриутробного развития. Изменения в организме женщины в период беременности. Факторы, влияющие на развитие зубочелюстной системы плода. Задачи врача-стоматолога при наблюдении за беременными. Клинические признаки беременности. Диагностика ранних сроков беременности. Диагностика поздних сроков беременности. Причины развития родовой деятельности. Клиническое течение родов. Ведение периодов родов. Профилактика осложнений в последовом и раннем послеродовом периоде. Туалет новорожденного. Изменения в зубочелюстной системе новорожденных, рожденных при головных и тазовых предлежаниях.



Лекция 4. Гестозы (ранний и поздний).

Этиология, патогенез, классификация. Ранние гестозы. Принципы лечения, показания к прерыванию беременности. Поздние гестозы. Особенности течения, сочетанные формы. Клиника, диагностика, современные методы лечения. Течение и ведение родов при гестозах. Кариес и пародонтопатии у беременных с ранними и поздними гестозами. Профилактика и лечебная стоматологическая помощь беременным с гестозом в женской консультации.



Лекция 5. Планирование семьи. Современные методы контрацепции.

Роль системы планирования семьи в охране репродуктивного здоровья женщины. Организация клиник и кабинетов ПС. Их цели и задачи. Демографическая ситуация в России и Удмуртии. Аборт как медико-социальная проблема. Профилактика абортов современными методами контрацепции. Гормональные, внутриматочные и барьерные методы. Показания и противопоказания. Возможные осложнения и их профилактика. Влияние на зубочелюстную систему.



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Структура и организация работы родильного дома. Сан.эпид.режим.

Ознакомление студентов с основными принципами организации родильного дома, порядком приема беременных, рожениц и прохождение их по родильному дому. Санитарно-эпидемический режим. Демонстрация студентам приемно-пропускного, родового блока, послеродового отделения, отделения беременных, новорожденных, отделения функциональной диагностики. Физиологическое и обсервационное отделение. Ознакомление студентов с основными качественными показателями родильного дома.

2. Нарушения менструального цикла и их связь с патологией зубочелюстной системы

после обсуждения современных представлений о становлении, регуляции и физиологии менструального цикла (с использованием микроскопии вагинальных мазков, демонстрации кольпоцитограмм, демонстрации симптомов «зрачка» и «папоротника», продемонстрировать больную с нарушением менструального цикла, желательно с болевым синдромом. Курация и клинический разбор больных с нарушением менструального цикла, желательно и с ювенильным кровотечением. По возможности участие в операции диагностического выскабливания, гистероскопии. Обсуждение лечебной тактики. Решение ситуационных задач.



3. Изменения в организме беременной. Клиника, течение и ведение родов.

Изменения в организме женщины в период беременности. Факторы влияющие на развитие зубочелюстной системы плода. Задачи врача-стоматолога при наблюдении за беременными. Диагностика ранних сроков беременности. Диагностика поздних сроков беременности. Причины развития родовой деятельности. Клиническое течение родов. Биомеханизм родов при переднем виде затылочного предлежания. Ведение периодов родов. Профилактика осложнений в последовом и раннем послеродовом периоде. Туалет новорожденного. Особенности течения и ведения родов при тазовых предлежаниях. Ручное пособие при тазовых предлежаниях. Роль кесарева сечения и показания к нему в современном акушерстве.

4. Гестозы (ранний и поздний).

Ранние гестозы. Принципы лечения, показания к прерыванию беременности. Поздние гестозы. Особенности течения, сочетанные формы. Клиника, диагностика, современные методы лечения. Течение и ведение родов при гестозах.

Работа в дородовом отделении, в палате интенсивной терапии. Курация беременных с поздним гестозом. Клинический разбор с оценкой степени тяжести. Оценка эффективности лечения. Прогнозирование исхода беременности и родов. Оценка результатов лабораторных исследований, данных УЗИ и КТГ. По возможности демонстрация пациентки с тяжелым поздним гестозом в отделении реанимации. Разбор истории родов пациентки с эклампсией. Демонстрация готовности и набора для неотложной помощи.

5. Аномалии родовой деятельности.

Аномалии сократительной деятельности матки, тактика ведения, осложнения. Понятие об узком тазе. Особенности узких тазов в современных условиях. Особенности течения и ведения родов. Акушерский травматизм. Разрыв родовых путей. Клиническое течение угрожающего и свершившегося разрыва матки. лечение. Профилактика.

Работа в родовом блоке. Курация рожениц в первом периоде родов. Оценка частоты, силы и продолжительности схваток. Влагалищное исследование с оценкой зрелости шейки матки. демонстрация шкалы Бишопа с бальной оценкой состояния шейки матки. изучение партограммы. Совместное обсуждение, анализ родовой деятельности и сопоставление их с нормой. Демонстрация аномалии родовой деятельности на примере клинической истории родов, в том числе и завершившихся кесаревым сечением.

6. Акушерские кровотечения.

Предлежание плаценты, отслойка нормально расположенной плаценты. Этиология, классификация, течение беременности, ведение родов. Кровотечения в раннем послеродовом периоде. Клиника, диагностика, врачебная тактика. Неотложная помощь при кровотечениях в акушерской практике.

Работа в дородовом и послеродовом отделениях. При наличии пациенток с предлежанием плаценты, их курация и клинический разбор с оценкой результатов УЗИ и лабораторных анализов. Курация пациенток, перенесших кесарево сечение по поводу отслойки или предлежания плаценты. Иллюстрация клинической истории родов. Наблюдение за течением и ведением последового периода, профилактикой кровотечения. Оценка величины кровопотери. Курация родильниц перенесших патологическую кровопотерю. Анализ течения беременности и родов с оценкой действий врача женской консультации и персонала роддома. Решение ситуационных задач.

7. Воспалительные заболевания женских половых органов.

Роль воспалительных заболеваний в нарушении репродуктивного здоровья населения. Этиология в современных условиях. Особенности реакции макроорганизма, изменение клинической симптоматики ( роль изменившихся социально-бытовых, экологических условий, иммунитета, образа жизни, питания, психологической напряженности). Роль инфекций передающихся половым путем и ее спектр.

Современная концепция патогенеза. Роль биологически активных веществ (простагландины, кинины, интерлейкины, катехоламины).

Фазы воспаления, их клинико-лабораторная характеристика в современных условиях. Патогенетические варианты обострения хронического процесса.

Гиперэргическая реакция. Развитие гнойно-воспалительных тубо-овариальных образований.

Современные методы лечения с учетом этиологии, патогенеза и фазы процесса. Стратегия антибактериальной терапии. Иммуномодуляция. Современные методы детоксикации. Ферменты в комплексе лечения.



8. Опухолевые и Предраковые заболевания женских половых органов.

Миома матки. Изменения в зубочелюстной системе у больных лейомиомой матки. опухоли яичников. Классификация. Понятие об эндометриозе. Общие принципы лечения. Предраковые задолевания женских половых органов (дискератозы, дисплазии шейки матки, гиперпластические процессы эндометрия). Профилактика онкологических заболеваний у женщин.

Демонстрация и разбор больных соответствующего профиля. Демонстрация лапароскопических и лапаротомных операций. Изучение макропрепаратов, реантгенологических снимков. Демонстрация кольпоскопии, онкоцитологии, биопсии, криодеструкции. Демонстрация историй болезни. Работа в малой операционной – проведение выскабливания слизистой оболочки матки.

9. Физиология послеродового периода. Грудное вскармливание.

Течение физиологического послеродового периода. Динамика физиологических изменений в органах и системах в послеродовом периоде. Принципы ведения нормального послеродового периода. Врачебная тактика по профилактике возможных осложнений. Принципы духовного акушерства. Роль грудного вскармливания в физиологическом течении послеродового периода и возможных осложнений у родильниц и новорожденных.

Работа в послеродовом отделении. Курация родильниц с последующей оценкой течения послеродового периода. Критерии для выписки из род. дома.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, ОСВАИВАЕМЫХ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Наружное обследование беременной, роженицы, родильницы.

  2. Бимануальное обследование женщины (определение срока беременности, опухолей матки и придатков).

  3. Диагностика ранних и поздних сроков беременности.

  4. Прием нормальных родов при головных предлежаниях плода.

  5. Первичный туалет новорожденного

  6. Оказание первой догоспитальной помощи при неотложных состояниях (гестозы, кровотечения).

  7. Признаки отделения и способы выделения отделившегося последа.

  8. Изменения в зубочелюстной системе при экстрогензависимых заболеваниях

ПРОГРАММА

самостоятельной работы по дисциплине «Акушерство и гинекология» для студентов стоматологического факультета (специальность - «Стоматология»)

Непосредственно в процессе аудиторных занятий студенты 4 курса выполняют самостоятельную работу под контролем ассистента или дежурных врачей на плановых и экстренных дежурствах в акушерских и гинекологических стационарах (работа в приемных отделениях, сбор анамнеза, общее и специальное исследования, заполнение историй родов и историй болезни, тазоизмерение, двуручное гинекологическое исследование с согласия пациентки), участие в приеме родов и первом туалете новорожденного.

В качестве внеаудиторной самостоятельной работы предлагаются темы для подготовки рефератов, которые не могут быть обсуждены в процессе аудиторных занятий (самостоятельная работа со специальной литературой).

Темы рефератов


Курс

  1. Российское законодательство по охране здоровья женщины-матери и ребенка

  2. Прегравидарная подготовка беременных к родам. Физиопрофилактическая подготовка супружеской пары к родам.

  3. Современный антенальный и постнатальный скрининг.

  4. Значение своевременной санации инфекционных очагов рото-и носоглотки в профилактике внутриутробной инфекции и послеродовых инфекционных осложнений. Современные технологии в условиях беременности.

  5. Перинатально-значимые инфекции. Роль инфекций, передающихся половым путем в возникновении внутриутробного инфицирования плода.

  6. Современные методы планирования семьи. Эффективная
    контрацепция.




4

4

4



4

4

4




ПЕРЕЧЕНЬ
Обязательной и дополнительной литературы по дисциплине «акушерство и гинекология».

I. Обязательная литература



  1. Акушерство. Национальное руководство. Под. ред. Э.К. Айламазяна, В.И. Кулакова В.Е. Радзинского, Г.М. Савельевой. «Медкнига-сервис». Москва, 2007.

  2. Гинекология. Национальное руководство. Под. ред. Э.К. Айламазяна, В.И. Кулакова В.Е. Радзинского, Г.М. Савельевой. «Медкнига-сервис». Москва, 2007.

  3. Акушерство и гинекология. Клинические рекомендации. Выпуск 2. Под ред. «Медкнига-сервис». Москва, 2006.

  4. Дифференциальная диагностика в гинекологии. Симптом. Синдром. Диагноз. Авторы: О.Л. Глазкова, Н.М. Подзолкова. «Медкнига-сервис». Москва, 2005.

  5. Неотложная помощь в акушерстве и гинекологии. Краткое руководство. Под ред. В.Н. Серова. «Медкнига-сервис». Москва, 2007.

  6. Акушерство. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. Г.М. Савельевой. «Медкнига-сервис». Москва, 2007.

  7. Гинекология. 3-е изд. Учебник. Под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. «Медкнига-сервис». Москва, 2007.

II. Дополнительная литература.



  1. Руководство к практическим занятиям по акушерству. Учебное пособие. Под ред. В.Е. Радзинского. «Медкнига-сервис». Москва, 2007.

  2. Руководство к практическим занятиям по гинекологии. Учебное пособие. Под ред. В.Е. Радзинского. «Медкнига-сервис». Москва, 2007.

  3. Клинические лекции по гинекологической эндокринологии. Авторы: И.Б. Манухин, Л.Г. Тумилович, М.А. Геворкян. «Медкнига-сервис». Москва, 2007.

  4. Артериальная гипертензия у беременных. Только ли гестоз? Авторы: Е.В. Волкова, О.В. Макаров, Н.Н. Николаев. «Медкнига-сервис». Москва, 2006.

  5. Бесплодный брак. Под ред. В.И. Кулакова. «Медкнига-сервис». Москва, 2006.

  6. Нормальный и патологический послеродовый период. Автор: Е.А. Чернуха. «Медкнига-сервис». Москва, 2006.

  7. Преждевременные роды. Недоношенный ребенок. Авторы: А.Г. Антонов, В.М. Сидельникова. «Медкнига-сервис». Москва, 2007.

  8. Руководство по эффективной помощи при беременности и рождении ребенка (пер. с англ.). Изд. «Петрополис». С.-Петербург, 2003.

  9. Основы перинатологии. Под ред. Н.П. Шабалова, Ю.В. Цвелева. «МЕДпресс-информ». Москва, 2002.

  10. Практическая гинекология. Под ред. В.И. Кулакова, В.Н. Прилепской. «МЕДпресс». Москва, 2001.

  11. Гинекология по Эмилю Новаку. «Практика». Москва, 2002.

  12. Опухоли гормонально-зависимых и гормонопродуцирующих органов. И.А. Гилязутдинов, Р.Ш. Хасанов. «МЕДпресс». Москва, 2004.

  13. Аденомиоз. М.М. Дамиров, Москва-Тверь, 2005.

  14. Гнойные воспалительные заболевания придатков матки. В.И. Краснопольский. «МЕДпресс», Москва, 1999.

  15. Детская и подростковая гинекология. Под ред. Анны С. Гордон. Москва, 2001.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе,

профессор

Е.Г. Бутолин

«___»_________________200_г



Учебно-методический комплекс
По дисциплине: «Акушерство и гинекология»
Преподаваемой на кафедре акушерства и гинекологии
Для студентов 4 курсастоматологического факультета

Раздел 2.


Методические рекомендации для преподавателей

Всего часов: 81

Аудиторных: 54

В том числе: лекции 10

практические 44

Самостоятельная работа 27

Форма контроля − зачет
Ижевск − 2008 г.

Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на

заседании кафедры
«_______» _________________2008 г. Протокол №______
Заведующий кафедрой ______________________________
Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на

заседании ЦМК


«_______» _________________2008 г. Протокол №______

Председатель ЦМК _________________________________


Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден на

заседании ЦКМС
«_______» _________________2008 г. Протокол №______

Председатель ЦКМС _________________________Д.М. Михайлов

Учебно-методический комплекс одобрен и утвержден
Начальник учебной части __________________________________
«_______» __________________ 2008 г.


План-структура практических занятий по дисциплине «Акушерство и гинекология» (методические рекомендации для преподавателей). Специальность «Стоматология».


Семестр 7



Тема

Содержание занятия

Время (в мин.)

1

2

3

4

1.

Акушерский стационар.

Структура и организация работы



Цель. Изучить структуру, организацию работы и задачи подразделений современного акушерского стационара как составной части Перинатального центра.
Программа

  1. Непосредственное ознакомление студентов со всеми подразделениями, начиная с приемного и заканчивая обсервационным отделением

  2. Дать понятие об основных качественных показателях работы роддома (по последнему годовому отчету)

  3. Ознакомить студентов с действующим приказом по сан.-эпид. режиму (основные положения)

  4. Распределить беременных (родильниц) для курации и написания истории родов

  5. Заключение. Подчеркнуть (выделить) основные задачи акушерского стационара и организационные условия для их выполнения в плане улучшения демографической ситуации

Литература:



  1. Акушерско-гинекологическая помощь. Под ред. В.И. Кулакова. «МЕДпресс». Москва, 2000.

5
60

30

30



45
10





1

2

3

4

2.

Клиника и ведение родов

Цель. Научить оценке и правильной интерпретации родовой деятельности в различные периоды родов, а также слежению за состоянием плода.

I. Вопросы для контроля самоподготовки.

1. Предвестники родов и прелиминарный период.


  1. Родовые изгоняющие силы

  2. Механизм и динамика раскрытия шейки матки у первородящих и повторнородящих.

  3. Роль акушера в первом периоде родов. Оценка состояния роженицы и плода.

  4. Характеристика второго периода родов. Задачи акушера.

  5. Признаки отделения и выделения последа. Физиологическая кровопотеря.

  6. Оценка состояния новорожденного и первый туалет.

  7. Что такое «партограмма».

II. Курация пациенток.


III. Работа в предродовых палатах и в родовых залах. Оценка родовой деятельности, партограммы. Демонстрация родов. Оценка течения и ведения последового периода. Оценка последа.
IV. Заключение. Акцентировать внимание на значении комплексной оценки партограммы и постоянного контроля за состоянием плода в родах.

Литература:



  1. Акушерство. 2-е изд. Под ред. Г.М. Савельевой. Москва, 2007.

  2. Акушерство. Национальное руководство. Под ред. Э.К. Айламазяна и др. М., Москва, 2007.

  3. Руководство по эффективной помощи при беременности и рождении ребенка (пер. с английского). Изд. «Петрополис», С-Петербург. 2003.

5

40

30


90
15





1

2

3

4

3.

Нормальный послеродовый период (заранее подобрать родильниц для курации).

Цель. Научить оценивать течение позднего послеродового периода и распознаванию осложнений от нормы.

I. Вопросы для контроля самоподготовки.



  1. Продолжительность раннего и позднего послеродового периодов.

  2. Наблюдение и оценка состояния родильницы в раннем послеродовом периоде.

  3. На какие клинические и лабораторные показатели необходимо ориентироваться для оценки течения позднего послеродового периода?

  4. Критерии для выписки из родильного дома

  5. Ежедневный туалет родильницы. Профилактика инфекционных осложнений.

  6. Роль и принципы грудного вскармливания.

II. Курация пациенток (для истории родов).


III. Курация родильниц в послеродовом отделении.
IV. Совместный разбор и анализ течения послеродового периода у конкретных родильниц.
V. Заключение. Акцентировать внимание на значение совместного пребывания матери и ребенка, признаки лактостаза, на важность оценки температуры тела, особенно на 2-е сутки после родов, на динамику изменения характера лохий.
Литература:

  1. Е.А. Чернуха. Нормальный и патологический послеродовый период. Москва. 2006.

  2. Акушерство.Справочник Калифорнийского университета. Под ред. К. Нисвандера. «Практика». 1999.



5

30


30
30

60


25

1

2

3

4

4.

Поздний гестоз

Цель. Изучение позднего гестоза как наиболее частого и наиболее опасного осложнения беременности, особенно в аспекте перинатального акушерства.

I. Вопросы для контроля самоподготовки:



  1. Клиническая классификация, принятая ВОЗ.

  2. Современные представления о патогенезе преэклампсии.

  3. Основные клинические симптомы преэклампсии.

  4. Влияние преэклампсии на развитие плода.

  5. Клинические и лабораторные критерии оценки степени тяжести преэклампсии (легкая, средняя, тяжелая).

  6. Оптимальные лечебные комплексы при гестозе легкой и средней степени тяжести и допустимая продолжительность консервативной тактики.

  7. Лечебная тактика при тяжелой преэклапсии.

  8. Неотложная помощь при преэклампсии.

  9. Показания к досрочному родоразрешению.

  10. Ведение родов при позднем гестозе. Обезболивание родов.

II. Работа в палатах дородового отделения. Курация беременных с различными клиническими формами позднего гестоза («чистый», сочетанный), и их обсуждение.


III. Анализ истории родов, завершившихся неблагоприятным исходом (ПОНРП, внутриутробная гибель плода).
IV. Заключение. Акцентировать внимание на необходимость максимальной настороженности в отношении этого контингента беременных группы особого риска на материнскую заболеваемость и смертность, лечение только в условиях стационара.

Литература:



  1. Акушерство. Национальное руководство.

10

40

90



30

10


1

2

3

4







Под ред. Э.К. Айламазяна и др. М., Москва, 2007.

  1. Акушерство и гинекология. Клинические рекомендации. Выпуск 2. Под ред. В.И. Кулакова. Москва. 2006.

  2. Неотложная помощь в акушерстве и гинекологии. Краткое руководство. Под ред. В.Н. Серова. Москва, 2007.

  3. Интенсивная терапия при тяжелом позднем гестозе и его осложнениях. Л.В. Фирулев, М.И. Сабсай. (Учебное пособие). Ижевск, 2003.




5.

Кровотечения в последовом и раннем послеродовом периодах

Цель. Дать представления об основных причинах патологии послеродового периода, его клинических проявлениях, акушерской тактики и способах профилактики кровотечений в послеродовом периоде. Обсудить причины и патогенез в раннем послеродовом периоде и методы его остановки.

I. Вопросы для контроля самоподготовки.



  1. Признаки отделения последа.

  2. Способы выделения отделившегося последа и показания к нему.

  3. Основные причины нарушения процессов отделения и выделения последа.

  4. Клиника нарушения отделения и выделения последа, неотложная акушерская тактика.

  5. Основные причины патологического кровотечения в раннем послеродовом периоде.

  6. Последовательность мер неотложной помощи при гипотоническом кровотечении.

  7. Клинические признаки ДВС-синдрома.

  8. Показания к прекращению консервативных мер, переходу к активному хирургическому лечению.

Клинические признаки геморрагического шока и неотложная помощь.



10

40


1

2

3

4







II. Разбор и анализ историй (клинических наблюдений) с патологической кровопотерей (не менее 3-х, в том числе в связи с предлежанием плаценты).
III. Демонстрация беременных из группы высокого риска на массивное кровотечение с программированием мер дородовой профилактики.
IV. Заключение. Подчеркнуть особое значение дородовой подготовки в женской консультации беременных высокого риска на патологическое кровотечение, контроля системы гемостаза. Значение постоянной готовности к лечению массивной кровопотери. Аутоплазмадонорство. Эмболизация магистральных сосудов как органосохраняющая операция.
Литература:

  1. Неотложная помощь в акушерстве и гинекологии. Под ред. В.Н. Серова. Москва, 2007.

  2. Акушерство. Справочник Калифорнийского университета. Под ред. К. Нисвандера. «Практика». 1999.

  3. Акушерство и гинекология. Клинические рекомендации. Выпуск 2. Под ред. В.И. Кулакова. Москва. 2006.




60

50

20




6.

Аномалии родовой деятельности (АРД). Родоразрешающие операции.

Цель. Дать понятие о нарушениях сократительной деятельности матки как одной из основных причин неблагоприятного (прежде всего для плода) исходов родов и показанию к экстренному оперативному родоразрешению

I. Вопросы для контроля самоподготовки.



  1. Классификация АРД (основные варианты).

  2. Причины АРД.

3. Факторы реального риска АРД.

4. Патологический прелиминарный период как предвестник АРД. Методология



5
30


1

2

3

4







лечения (снятия).

5. Слабость родовой деятельности (первичная и вторичная). Методология стимуляции.

6. Дискоординация родовой деятельности. Принципы лечения.

7. Показания к неотложному абдоминальному родоразрешению при АРД.


II. Разбор и анализ историй родов, завершившихся операцией КС в связи с АРД.
III. Демонстрация операции КС (по возможности) с анализом показаний.
IV. Демонстрация (на фантоме) наложения акушерских щипцов и вакуум-экстрактора.
V. Решение ситуационных задач (если нет возможности демонстрации КС).
VI. Заключение. Акцентировать внимание на особую важность постоянного мониторинга сердечной деятельности плода, особенно при патологическом прелиминаре. Именно его состояние должно быть показанием к оперативному родоразрешению. Обсудить ятрогенные факторы в развитии АРД.
Литература:

  1. Рациональная фармакотерапия патологии беременности и родов. В.В. Абрамченко, И.Н. Бойко. «Нормед». С.-Петербург, 2004.

  2. Акушерство. Национальное руководство. Под ред. Э.К. Айламазяна и др. М., Москва, 2007.




40

60

30



30

15





1

2

3

4

1.

Воспалительные заболевания женских половых органов.

Цель. Введение в проблему как наиболее важную в гинекологической практике, влияющую на репродуктивную функцию женщины.
I. Вопросы для контроля самоподготовки.

  1. Этиология воспаления женских половых органов и условия для его возникновения.

  2. Барьерные механизмы противоинфекционной защиты.

  3. Патогенез воспалительных заболеваний женских половых органов с учетом современных представлений об участии иммунных и цитокиновых реакций.

  4. Стадии воспалительного процесса и соответствующие им морфологические изменения в тканях.

  5. Основные нозологические формы (согласно Международной классификации X пересмотра).

  6. Диагностические критерии. Клинические признаки воспаления наружных половых органов.

  7. Клиника воспаления внутренних подовых органов.

  8. Вспомогательные методы диагностики (лабораторные, аппаратные).

II. Курация больных.


III. Разбор курируемых больных с воспалительными заболеваниями гениталий. Анализ объема обследования и программирование лечения.
IV. Демонстрация эндоскопической картины последствий перенесенного воспалительного процесса (в операционной или видеозапись).


  1. Решение ситуационных задач.




  1. VI. Заключение. Акцентировать внимание

5

30

30


60

40

30


15




1

2

3

4







на важность дифференциальной диагностики обострения хронического воспалительного заболевания с эктопической беременностью и аппендицитом, на важность реабилитации как профилактики спаечного процесса и нарушения репродуктивной функции. Роль санаторно-курортного лечения. Местные возможности.

Литература:

1. Гинекология. Национальное руководство. Под ред. В.И. Кулакова и соавт., Москва, 2007.

2. Акушерство и гинекология. Клинические рекомендации. Выпуск 2. Под ред. В.И. Кулакова. Москва. 2006.

3. Неоперативная гинекология. В.П. Сметник, Л.Г. Тумилович. Москва, 1997.





2.

Нарушения менструального цикла. Аномальные маточные кровотечения в различные периоды жизни.

Цель. Научить дифференциальной диагностике аномальных маточных кровотечений как симптома гормональной дисфункции и органической патологии (опухоли, самопроизвольный аборт), а также неотложной помощи в различные возрастные периоды.


  1. Вопросы для контроля самоподготовки.

  1. Периоды жизни женщины и их возрастные пределы.

  2. Классификация нарушений менструального цикла по международной номенклатуре.

  3. Патогенез нарушений менструального цикла дисгормональной природы.

  4. Морфологическая основа кровотечений (гиперпластические процессы в эндометрии).

  5. Клиника и дифференциальная диагностика с кровотечениями органического происхождения.

6. Неотложная помощь и гемостатическая терапия.

10

30





1

2

3

4







7. Дальнейшая реабилитация здоровья.


  1. Курация больных.




  1. Демонстрация больных и анализ историй болезни при аномальных маточных кровотечениях (3-4 истории с заболеваниями в различные периоды жизни).




  1. Демонстрация лечебно-диагностического выскабливания матки, гистероскопии и биопсии эндометрия (возможно биопсии яичников при лапароскопии).




  1. Решение ситуационных задач.




  1. Заключение. Акцентировать внимание на необходимость онкологической настороженности при аномальных маточных кровотечениях в перименопаузе, на патологию крови в качестве причины ювенильных кровотечений. Коротко обсудить возможность нарушений менструального цикла при некоторых экстрагенитальных заболеваниях (печень, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы и надпочечников).

Литература:



    1. Неоперативная гинекология. В.П. Сметник, Л.Г. Тумилович. Москва, 1997.

    2. Избранные лекции по гинекологии Г.Б. Безнощенко. Омск, 1999.

    3. Детская и подростковая гинекология. Под ред. Анны С. Гордон. М., Москва, 2001.




30
60


50
20
10




1

2

3

4

3.

Доброкачественные опухоли и опухолевидные образования яичников.

Цель. Изучить симптоматологию, современные методы диагностики и лечения доброкачественных новообразований яичников.
I. Вопросы для контроля самоподготовки.

1. В чем заключается принципиальное отличие опухолей яичника и опухолевидного образования?

2. Кисты яичников, их морфологические варианты.

3. Кистомы яичников, их морфологические варианты.

4. Клиника фолликулярной кисты яичника.

5. Клиника кисты желтого тела.

6. Клиника эндометриоидной кисты яичника.

7.Современные методы диагностики новообразований яичника и возможности дифференциации с злокачественной опухолью. Онкологические маркеры.

8. Принципы лечения доброкачественных опухолей и опухолевидных образований с учетом возраста больной.
II. Заключительная курация больных.

III. Демонстрация больных с опухолями яичника. Анализ истории болезни, лечебной тактики, объема хирургического вмешательства.

IV. Демонстрация лапароскопической операции (лапаротомной) с изучением макропрепарата. При отсутствии больных − демонстрация видеосъемки.

V. Решение ситуационных задач.

V. Заключение. Акцентировать внимание на малосимптомность доброкачественных новообразований яичников и, в связи с этим, на роль профилактических осмотров как наиболее эффективного способа профилактики рака яичника. Значение УЗИ. Современные методы вспомогательных репродуктивных технологий и возникновение лютеиновых кист как следствие гиперстимуляции яичников!

Литература:



  1. Лапароскопия при кистах яичников и

5

30

10



60

60


30

15



1

2

3

4







брюшной полости у девочек. Л.В. Адамян и соавт. Москва. 2007.

  1. Гинекология. Национальное руководство. Под ред. В.И. Кулакова и соавт., Москва, 2007.

  2. Избранные лекции по гинекологии Г.Б. Безнощенко. Омск, 1999.

  3. Доброкачественные опухоли яичников. Н.Д. Селезнева, Б.И. Железнов. М., Москва, 1982.








База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница