География 6-9 классы



страница1/4
Дата27.08.2015
Размер0,7 Mb.
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Воробьёвицкая средняя общеобразовательная школа»

Вохомского муниципального района Костромской области.

Утверждаю

«………»…………………………….. 20…. г

Директор школы:__________________/ Балан С.А./



ГЕОГРАФИЯ

6-9 классы

Составитель: Дворецкая С.А

учитель географии.

п. Воробьёвица

2012год.

Пояснительная записка

Идеи и принципы, лежащие в основе олимпизма, предполагают активное сближение народов и стран, стремление к миру, к познанию культуры друг друга, умению понимать проблемы отдельных регионов и планеты в целом, формированию общечеловеческих ценностей.

Включение материалов олимпийского образования в уроки географии позволяет расширить и углубить географические знания, способствует формированию интереса к предмету, помогает решить на уроках географии не только образовательные, но и воспитательные задачи.

На уроках географии включены задания с использованием олимпийской тематики при изучении отдельных тем (6 и 9 классы) и разработками отдельных уроков олимпийской тематики, нацеленных на расширение знаний об олимпийском движении (7 и 8, 9 классы).

Предпочтение отдается урокам обобщающего повторения, позволяющим осуществить творческий подход к выбору форм и методов обучения. При этом основной формой проведения уроков является урок-игра.

Включение олимпийского содержания в курс географии 6 – 9 классов:



Олимпийская тематика по географии

Класс

Раздел

Тема урока

Задания

6 класс




План и карта


Определение направлений и расстояний на плане и карте

Задание 1. По физической карте мира определить географические координаты, по географическим координатам отметить

указанные точки на контурной карте, определить расстояние и направление при помощи масштаба.

Географические координаты Москвы - 56ос. ш., 38ов. д.

Именованный масштаб контурной карты в 1 см …км

Расстояние от Москвы до Ванкувера: …км * …см = …км

(числовые значения вычислений будут зависеть от масштаба контурной

карты)

Направление полета – на запад (юго-запад)



Задание 2. На физической карте мира найти указанные города,

Определить направления полетов

Москва – Иркутск __восток-юго-восток_<__>_,

Иркутск – Владивосток _ юго-восток _ ,

Владивосток – Пекин __юго-запад_





Литосфера

Рельеф суши. Горы


Задание 1. По физической карте мира рассматреть рельеф Швейцарии и рельеф Северной Америки и сделать вывод о

зависимости спортивной специализации от рельефа страны.

В Швейцарии расположены горы Альпы, в Северной Америке на западе находятся горы Кордильеры, а на востоке – Аппалачи. Поэтому именно в этих странах получили развитие данные виды спорта.

Задание 2. По фотографиям определить характерные черты молодых и старых гор и сделать вывод о том, какие горы наиболее

пригодны для развития горнолыжного спорта.



Альпы – молодые складчатые горы, высотой более 4 000 м.

Гималаи – молодые, самые высокие горы мира высотой выше 8 000 м.

Урал – старые, сильно разрушенные горы, низкие и средние по высоте, с пологими склонами, округлыми вершинами.

Скандинавские горы – старые, сильно разрушенные, средневысокие.

Для развития горнолыжного спорта больше пригодны низкие и средние

по высоте горы или их части, со сглаженными, складчатыми формами

рельефа.





Гидросфера

«Мировой океан и его части»


Задание 1. По карте называть все моря, океаны, заливы, проливы, по которым может пройти маршрут Санкт-Петербург – Саппоро. Показать маршрут по настенной карте.

Задание помогает закрепить знание необходимой географической

номенклатуры.

Возможный маршрут:



Финский залив, Балтийское море, Северное море, пролив Ла-Манш,Бискайский залив, Атлантический океан, пролив Гибралтар, Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море, Аденский залив, Аравийское море, Индийский океан, Торресов пролив, Коралловое море, Тихий океан, Филиппинское море, Желтое море, Японское море.







«Хозяйственное использование вод гидросферы»

Задание 1. Из предложенного списка летних олимпийских видов спорта выбрать, которые связаны с гидросферой.

Академическая гребля

Водное поло

Плавание


Прыжки в воду

Синхронное плавание

Гребля на байдарках и

каноэ


Парусный спорт

«Воды суши. Реки»

Задание 1 По фотографиям описать характерные черты горной и равнинной реки и сделать вывод о пригодности данной реки

для проведения соревнований по гребле на байдарках и каноэ.

Первая река горная с большим уклоном, быстрым течением, с порогами и водопадами. Вторая река равнинная с небольшим уклоном, спокойным течением, широким руслом.

Соревнования по гребле на байдарках и каноэ могут быть организованы на равнинной реке.






Раздел «Атмосфера»


Погода и климат», «Атмосфера и человек»

Задание 1. Отметить влияние географической широты на климат, определить по карте, в каких климатических поясах расположены Москва и Сочи, сравнить климат городов и сделать вывод о том, где было бы логичнее проводить зимние Олимпийские игры, а где летние. А также ответить на вопрос «Почему, вопреки логике, для проведения зимней Олимпиады выбран город Сочи?»

Москва расположена значительно севернее города Сочи, в умеренном климатическом поясе, поэтому климат там холоднее, с морозной и снежной зимой.

Сочи расположен южнее Москвы, в субтропическом климатическом поясе с зимними температурами выше 0С. Поэтому более логично было бы проводить зимние Игры в Москве, а летние в Сочи. В Сочи возможно проведение зимних Олимпийских игр в связи с тем, что он расположен на берегу моря в предгорьях Западного Кавказа, где зимой выпадает большое количество снега.

Задание 2. Сравнить климат Норвегии и климат африканских стран и сделать вывод о влиянии климата на хозяйственную деятельность человека, в том числе и на спортивную. Норвегия лежит на севере Европы, в умеренном климатическом поясе с отрицательными зимним температурами и большим количеством снега, поэтому там развиваются зимние виды спорта.

специализацию стран. Страны Африки лежат в жарких климатических поясах. Поэтому там развиваются летние виды спорта.



Задание 3 В ходе выполнения задания дети должны выявить зависимость погоды и

климата от влияния океана, постоянных и местных ветров, характера подстилающей поверхности.

Долина Шамони расположена между массивом Монблана и массивом Эгюй Руж. Здесь один из самых протяженных спусков в Альпах – легендарная Белая долина, голубая мечта горнолыжника. 22 км трассы проходят по волшебному миру ледников.

С Атлантики воздушные массы по долине реки проникают к населенному пункту Шамони, вызывая потепления или снегопады.

Потепления могут быть связаны также с приходом фенов – теплых ветров горных долин.





Раздел «Биосфера»

Тема: «Природные зоны»


Задание 1 Определить, в каких природных зонах

расположены страны и какие животные там водятся?

Задание выполняется устно.

Назвать животных, которые могли бы символизировать город Сочи, отразив его природные особенности



7 класс

Обобщающий урок по теме: «Человек на планете Земля»


Тема: «География олимпийских столиц».


Форма урока:

Урок-игра «Путешествие олимпийского огня по олимпийским столицам»






Обобщающий урок по теме «Природа материков»


Тема: «Отражение особенностей материков и частей света в олимпийской символике. Спортивная специализация стран».


Форма урока: Урок-игра «Географические состязания»


8 класс

Урок обобщающего повторения по теме «Природа России»


Тема: «Олимпийская заявка. Выбор города - кандидата»


Форма урока: ролевая игра


9 класс




Тема: «Топливно- энергетический комплекс»

Развитие энергетики в условиях подготовки и проведения Игр-2014










Материалы для дополнительного чтения


Тема: «Коммуникационная система»


Транспортная инфраструктура, обеспечивающая проведение Олимпиады в Сочи








Тема «Жилищное и рекреационное хозяйство»


Спортивная инфраструктура








Тема: «Наука»


Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта высших достижений















Материалы для использования на уроках географии (6 класс)

Олимпийское образование в курсе географии 6 класса представлено системой заданий, предлагаемых к каждому разделу, изучаемому в 6 классе.

Задания можно выполнять на обобщающих уроках по каждой из тем «План и карта», «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера» и «Биосфера» или любом другом уроке по данной теме.

Раздел «План и карта»

Определение направлений и расстояний на плане и карте



Задание 1. По физической карте мира ученики должны определить географические координаты, по географическим координатам отметить указанные точки на контурной карте, определить расстояние и направление при помощи масштаба.

Географические координаты Москвы - 56ос. ш., 38ов. д.

Именованный масштаб контурной карты в 1 см …км

Расстояние от Москвы до Ванкувера: …км * …см = …км



(числовые значения вычислений будут зависеть от масштаба контурной карты)

Направление полета – на запад (юго-запад)



Задание 2. На физической карте мира ученики находят указанные города, определяют направления полетов

Москва – Иркутск __восток-юго-восток

Иркутск – Владивосток _ юго-восток _ ,

Владивосток – Пекин __юго-запад_



Раздел«Литосфера»

Обобщающий урок или тема: «Рельеф суши»



Задание 3. По физической карте мира ученики рассматривают рельеф Швейцарии и рельеф Северной Америки и делают вывод о зависимости спортивной специализации от рельефа страны.

В Швейцарии расположены горы Альпы, в Северной Америке на западе находятся горы Кордильеры, а на востоке – Аппалачи. Поэтому именно в этих странах получили развитие данные виды спорта.

Обобщающий урок или тема: «Рельеф суши. Горы»

Задание 4. По фотографиям дети должны определить характерные черты молодых и старых гор и сделать вывод о том, какие горы наиболее пригодны для развития горнолыжного спорта.

Альпы – молодые складчатые горы, высотой более 4 000 м.

Гималаи – молодые, самые высокие горы мира высотой выше 8 000 м.

Урал – старые, сильно разрушенные горы, низкие и средние по высоте, с пологими склонами, округлыми вершинами.

Скандинавские горы – старые, сильно разрушенные, средневысокие.

Для развития горнолыжного спорта больше пригодны низкие и средние по высоте горы или их части, со сглаженными, складчатыми формами рельефа.



Раздел«Гидросфера»

Тема: «Мировой океан и его части» или на обобщающем уроке

Задание 5. Учащиеся по карте называют все моря, океаны, заливы, проливы, по которым может пройти маршрут Санкт-Петербург – Саппоро. Можно по очереди приглашать учеников к доске для показа маршрута по настенной карте.

Задание помогает закрепить знание необходимой географической номенклатуры. Дети могут выписать только те объекты, которые подписаны на физической карте мира в атласе для 6 класса.

Возможный маршрут:

Финский залив, Балтийское море, Северное море, пролив Ла-Манш, Бискайский залив, Атлантический океан, пролив Гибралтар, Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море, Аденский залив, Аравийское море, Индийский океан, Торресов пролив, Коралловое море, Тихий океан, Филиппинское море, Желтое море, Японское море.
Тема: «Хозяйственное использование вод гидросферы» или на обобщающем

уроке

Задание 6. Из предложенного списка летних олимпийских видов спорта ученики должны выбрать те, которые связаны с гидросферой.

Задание позволяет расширить знания детей по теме.

Должны быть подчеркнуты:


  • Академическая гребля

  • Водное поло

  • Плавание

  • Прыжки в воду

  • Синхронное плавание

  • Гребля на байдарках и

  • каноэ

  • Парусный спорт

Тема: «Воды суши. Реки» или на обобщающем уроке

Задание 7. По фотографиям дети должны описать характерные черты горной и равнинной реки и сделать вывод о пригодности данной реки для проведения соревнований по гребле на байдарках и каноэ.

Первая река горная с большим уклоном, быстрым течением, с порогами и водопадами. Вторая река равнинная с небольшим уклоном, спокойным течением, широким руслом.

Соревнования по гребле на байдарках и каноэ могут быть организованы на

равнинной реке.



Раздел «Атмосфера»

Тема «Погода и климат», «Атмосфера и человек», или на обобщающем уроке

В ходе выполнения заданий ученики должны ответить на вопрос «Почему?»



Задание 8. Дети должны отметить влияние географической широты на климат, определить по карте, в каких климатических поясах расположены Москва и Сочи, сравнить климат городов и сделать вывод о том, где было бы логичнее проводить зимние Олимпийские игры, а где летние. А также ответить на вопрос «Почему, вопреки логике, для проведения зимней Олимпиады выбран город Сочи?»

Москва расположена значительно севернее города Сочи, в умеренном климатическом поясе, поэтому климат там холоднее, с морозной и снежной зимой.

Сочи расположен южнее Москвы, в субтропическом климатическом поясе с зимними температурами выше 0С. Поэтому более логично было бы проводить зимние Игры в Москве, а летние в Сочи. В Сочи возможно проведение зимних Олимпийских игр в связи с тем, что он расположен на берегу моря в предгорьях Западного Кавказа, где зимой выпадает большое количество снега.

Задание 9. Дети должны сравнить климат Норвегии и климат африканских стран и сделать вывод о влиянии климата на хозяйственную деятельность человека, в том числе и на спортивную Норвегия лежит на севере Европы, в умеренном климатическом поясе с отрицательными зимним температурами и большим количеством снега, поэтому там развиваются зимние виды спорта.

Страны Африки лежат в жарких климатических поясах. Поэтому там развиваются летние виды спорта.



Задание 10 позволяет увидеть главную черту погоды – изменчивость. В ходе выполнения задания дети должны выявить зависимость погоды и климата от влияния океана, постоянных и местных ветров, характера подстилающей поверхности.

Долина Шамони расположена между массивом Монблана и массивом Эгюй Руж. Здесь один из самых протяженных спусков в Альпах – легендарная Белая долина, голубая мечта горнолыжника. 22 км трассы проходят по волшебному миру ледников.

С Атлантики воздушные массы по долине реки проникают к населенному пункту Шамони, вызывая потепления или снегопады.

Потепления могут быть связаны также с приходом фенов – теплых ветров горных долин.



Раздел «Биосфера» или раздел «Географическая

оболочка»

Тема: «Природные зоны»

Задание 11. Ученики определяют, в каких природных зонах расположены страны и какие животные там водятся.

Задание выполняется устно. Можно предложить детям назвать животных, которые могли бы символизировать город Сочи, отразив его природные особенности.


Дополнительная информация о талисманах Олимпийских и Паралимпийских игр

Монреаль (Канада), 1976 Бобер Амик

В Паралимпийских играх тоже существуют свои талисманы.

Появились они значительно позже. В переводе с языка американских ндейцев в Канаде Амик означает «бобр». Бобры славятся терпением и трудолюбием. В истории Канады бобр сыграл важную роль. В период становления страны как независимого государства меховое дело являлось одним из важнейших промыслов.

Бобр – национальный символ Канады.

Красный пояс с эмблемой Олимпийских игр является символом ленты, на которой победителю вручается медаль. олимпийских и подчеркивают особенности паралимпийского спорта.

Талисманам присущи качества, созвучные принципам паралимпийзма – сила духа и воля к победе.


Москва (СССР), 1980 Медвежонок Миша - воплощение силы и удали спортсменов. Он - исконный герой русских народных сказок, один из главных исторических символов суровой, но прекрасной русской природы.

Афины (Греция), 2004 Морской конек Протей – герой, позаимствованный из греческой мифологии.

Это имя происходит от греческого слова «протос» - превосходство, которое является основным понятием Паралимпийских игр. Паралимпийцы стремятся преодолевать самих себя для достижения все более высоких результатов. Талисман воплощает в себе четыре уникальные ценности Паралимпийских игр: смелость, равенство, решительность, вдохновение.



Лос-Анджелес (США), 1984 Орленок Сэм

Белоголовый орел является национальным символом США.



Сеул (Республика Корея), 1988 Тигренок Ходори

Фольклорный персонаж, герой корейских легенд.



Сеул (Республика Корея), 1988 Два медвежонка без имени

Это были первые талисманы Паралимпийских игр и первая парная комбинация талисманов.



Сидней (Австралия), 2000 Олли, Сид и Милли– кукабарра, утконос и

ехидна

Эти австралийские животные символизируют землю, воздух и воду.

Олли является воплощением олимпийского духа великодушия и щедрости (Олли — производное от слова «олимпийский»).

Сид символизирует уникальную окружающую среду Австралии, отражает силу и энергию ее населения (имя Сид – производное от Сидней).

Милли это вундеркинд, своего рода информационный гуру, который владеет всеми фактами и цифрами (Милли – производное от слова «миллениум»).

Сидней (Австралия), 2000 XI летние Паралимпийские игры 2000: плащеносная ящерица Лиззи.

Это австралийское животное умеет постоять за себя, отличается храбростью и независимостью. Большой воротник ящерицы имеет форму карты Австралии.



Талисманы зимних Олимпийских игр Талисманы зимних Паралимпийских игр

Лейк-Плэсид (США), 1980 Енот Рони

Раскраска мордочки енота напоминает защитные очки и шапку, которые носят спортсмены, занимающиеся зимними видами спорта.



Калгари (Канада), 1988 Хайди и Хоуди – полярные медведь и медведица — неразлучные брат с сестрой. Их имена символизируют братство и гостеприимство.

Хайди — производное от слова hi (привет), а Хоуди на западно- американском сленге тоже означает «привет».

Эти два талисмана являются воплощением канадского гостеприимства.

Ванкувер (Канада), 2010 Суми – паралимпийский талисман входит в общую группу талисманов Игр-2010. Впервые олимпийские и паралимпийские талисманы были представлены одновременно. Суми (Sumi) – в переводе слово «сумеш», от которого происходит название талисмана, означает «дух- покровитель».

Солт-Лейк-Сити (США), 2002 Поудер, Коппер и Коул – Порох, Медь и Уголь – заяц, койот и медведь

Порох, медь и уголь раньше были основными статьями дохода города.

Эти персонажи символизируют олимпийский девиз «Citius, Altius Fortius» (Быстрее, выше, сильнее). «Белый» заяц (быстрее): По легенде, солнце очень сильно палило и иссушало землю. Заяц быстро взобрался на вершину горы и пустил стрелу в солнце. Оно

Солт-Лейк-Сити (США) 2002 Выдра Отто Талисманом стала выдра Отто – один из главных героев мифологии древних индейцев. Талисман имел еще и экологический смысл: выдры в этом регионе были практически истреблены из-за загрязнения воды и браконьерства. В последующие годы ситуацию удалось исправить, и свою роль в этом сыграла популярность талисмана.

Пекин 2008 рыба, панда, олимпийский огонь, тибетская антилопа и ласточка

Талисманами игр стали Дети удачи (кит. 福娃 ]). Согласно китайской философии, Детей удачи пятеро: Бэй-Бэй, Цзин-Цзин, Хуань-Хуань, Ин-Ин и Ни-Ни. Если произнести по порядку первые слога имени каждого из них, то получится фраза, Пекин (Китай) 2008 Счастливый бычок Лэ-Лэ Китайское название талисмана означает «счастье». Во многих странах Востока корова – священное животное. Она символизирует спокойствие, гармонию и близость человека и природы. перевод которой означает «Пекин приветствует вас«. Все фигуры окрашены в цвета олимпийских колец и представляют собой четырех самых популярных в Китае животных: рыбу, панду, тибетскую антилопу и ласточку, а также олимпийский огонь.


Материалы для использования на уроках географии (7 класс)

Олимпийское образование в курсе географии 7 класса представлено двумя обобщающими уроками по темам «Человек на планете Земля» и «Природа материков», проводимыми в игровой форме. В основе игр лежит знание олимпийской символики. Уроки географии содержательно наполняются материалами об истории и географии современных Олимпийских и Паралимпийских игр, о популярных видах спорта в разных странах и регионах. Помимо решения географических задач: повторения и обобщения знаний о населении мира, закрепления и расширения знания политической карты мира, выявления характерных физико-географических особенностей материков, закрепления умения анализировать и делать выводы, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы и хозяйственной деятельностью человека на данных уроках решаются задачи олимпийского образования: знакомство с историей и географией современных Олимпиад, пропаганда спорта, здорового образа жизни, олимпийских и паралимпийских ценностей.

С целью обеспечения наглядности на уроке можно использовать электронные презентации.
Методическая разработка урока географии (7 класс)

Обобщающий урок по теме «Человек на планете Земля»

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница