Программа по географии



страница1/8
Дата27.08.2015
Размер1,33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Рабочая программа по географии

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии в своём содержании отражает основной минимум географических знаний, являющихся обязательными для изучения.

Она включает в себя требования к подготовке учащихся, стандарты образования, в качестве основы взяты авторские программы Т.П.Герасимовой (Начальный курс географии. 6 класс), И.В.Душиной (География материков и океанов. 7 класс), И.И.Бариновой, В.П.Дронова (География России. 8 – 9 классы) и является адаптированной к контингенту учащихся МБОУ «Весеннинская ООШ».

Содержание программы сконструировано таким образом, что в каждом курсе пространственные представления формируются комплексно и на всех трёх уровнях – планетарном, региональном и локальном.

Каждый курс имеет при этом свои задачи.

Начальный курс географии в 6 классе формирует в основном элементарные планетарные пространственные представления учащихся: о Земле как планете Солнечной системы; о влиянии Солнца и Луны на жизнь землян; о внутренних и внешних силах Земли; о природе и населении нашей планеты. Эти представления затем конкретизи- руются на региональной и краеведческой основе. Законы географической зональности и целостности, другие планетарные закономерности развития географической оболочки (ГО), а также идея комплексного географического страноведения и районирования позволяют со всей полнотой осуществлять комплексный подход к изучению террито- рии Земли на макро-, мезо- и микроуровнях, от планетарного до регионального и локального.

Основной целью курса 7 класса «География материков и океанов» является раскрытие закономерности землеведче- ского характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определённый порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Другая важная часть курса – создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей, раскрытие разнообразия её приро- ды и населения, ознакомление со странами и народами, формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку современной эпохи.

Специфика курса 7 класса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определя- ется тем, что, помимо научно- ознакомительных функций, он сильнейшим образом влияет на становление мировоззре- ния и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования.

Главная цель данного курса – формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма у учащих- ся, уважение к истории и культуре своей страны и населяющих её народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.


Основные задачи курса:


  • Формирование географического образа своей страны в её многообразии и целостности.

  • Формирование представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте мирового (глобального) географического пространства.

  • Развитие у школьников необходимых практических умений самостоятельной работы с различными источниками географической информации, а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими.

  • Развитие представлений о своём географическом регионе (Ростовской области).

  • Создание образа своего родного края, обучение сравнению его с другими регионами России и с различными регионами мира.



Мультимедиа обеспечение уроков географии:


  1. Начальный курс географии. 6 класс. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2001 г.

  2. География. 7 класс. Наш дом – Земля. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2001 г.

  3. География. 6 – 10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Республиканский мультимедиа центр,

2001 г.

  1. Экономическая и социальная география МИРА. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2001 г.




Содержание программы по географии.
(На основе авторских программ Т.П.Герасимовой, И.В.Душиной, И.И.Бариновой, В.П.Дронова)

Адаптированная




В 6 классе 2 часа в неделю – 68 часов

В 7 классе 2 часа в неделю – 68 часов всего 272 часа за год

В 8 классе 2 часа в неделю – 68 часов

В 9 классе 2 часа в неделю – 68 часов
География – 6 класс, 68 часов (2 часа в неделю)
(Адаптированная, на основе авторской программы Т.П.Герасимовой)
Тема «Введение», 3 часа

Цели и задачи темы: познакомить с наукой географией, её задачами в прошлом и настоящем, с маршрутами известных путешественников; повторить ранее изученный материал о Земле и Луне.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый : - б) повышенный:-


№ уро-

ка


Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.



План.

Факт.

1.

05.09




География

География – наука о природе Земли, её населении, его хо- зяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общест- ва: особенности начального курса

Познакомить учащихся с новым предметом, с основными вопросами, рассматриваемыми в курсе географии

§ 1







2.

06.09




-

Путешествия и географичес- кие открытия. Современные географические исследования: формы их организации и методы П.Р.№ 1 «Нанесение маршрутов путешествий на к/к»

Ознакомить учащихся с тем, как в течение времени изменялись представления людей о форме и природе Земли, как развивались знания людей о природе.

§ 2

П.р. № 1




3.

12.09




Орбита Земли, ось Земли, Северный и Южный полюс, экватор, гравитационные силы Земли и Луны

Земля – планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведе- нию о суточном и годовом движении Земли). Луна – спутник Земли. Развитие знаний о Земле.

Повторить изученный ранее материал о форме, размерах, вращении Земли, влиянии Луны на Землю; укреплять навыки учащихся по работе с картой.

§ 3








Раздел I. Изображения земной поверхности, 15 часов, из них:

1.1.Тема «План местности», 6 часов

Цели и задачи темы: сформировать представление о плане местности; научить составлять план местности и работать с ним; научить описывать отдельные природные объекты с использованием качественных и количественных характеристик; научить видеть в описываемых природных объектах компоненты природно – территориального комплекса.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый : - б) повышенный: называть : объекты на местности, пользуясь условны- ми знаками; горизонтали; объекты условных знаков плана; определять: азимут на местности и плане; расстояние на местности и плане; относительную и абсолютную высоту точки; характер местности по горизонталям.



№ уро-

ка


Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.



План.

Факт.

4.

13.09




Топографичес- кий план

Понятие о плане местности. Условные знаки плана.

Создать у учащихся представление о плане местности и условных знаках

§ 4







5.

19.09




Масштаб: чис- ленный, имено- ванный, линей- ный

Масштаб. Виды масштаба.

Дать представление о масштабе и его видах; научить учащихся пользоваться масштабом и переводить из одного вида в другой.

§ 5







6.

20.09




Ориентирова- ние, азимут

Стороны горизонта на мест- ности и плане. П.Р. № 2 «Ори ентирование на местности»

Сформировать представление об азимуте; познакомить со способами ориентирования; научить определять направления по плану, азимут.

§ 6

П.р. № 2




7.

26.09




Рельеф, относи- тельная высота точки, абсолют- ная высота точ- ки, отметки вы- соты, горизонта- ли (изогипсы), бергштрихи.

Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Сформировать представление о способах изображения рельефа; ознакомить с понятием относительная и абсолютная высота, бергштрихи, горизонтали; учить определять относи- тельную и абсолютную высоту.

§ 7, повт. §4







8.

27.09







П.Р. № 3 « Построение профиля холма по горизонталям. Топографический диктант»

Научить строить профиль холма и впадины; укреплять навыки в знании топографических знаков.

Повт. § 7

П.р. № 3




9.

04.10




Глазомерная, полярная, маршрутная съёмка

Способы съёмки плана мест- ности. Общие приёмы работы при глазомерной, полярной, маршрутной съёмке плана мест ности. Использование планов местности в практической деятельности человека.

Закрепить умения определят азимут; научить проводить полярную съёмку местности.

§ 8









1.2.Тема «Географическая карта», 9 часов

Цели и задачи темы: сформировать представление о разнообразии карт и их широким использованием; познакомить учащихся с измерением расстояний на карте, пользуясь градусной сеткой и масштабом; научить описывать отдельные природные объекты с использованием качественных и количественных характеристик; научить видеть в описываемых природных объектах компоненты природно – территориального комплекса.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый : уметь определять координаты географической точки (объекта); б)повышенный: называть: протяжённость в º меридиана и параллелей; разные виды масштабов и карт; условные знаки карты; определять: местоположение географических объектов; расстояние на глобусе и карте.


№ уро-

ка


Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.



План.

Факт.

10.

05.10




Глобус, эквато- риальный и по- люсной радиус Земли.

Формы и размеры Земли. Осо бенности изображения повер хности Земли на глобусе.

Сформировать представление о формах и размерах Земли; познакомить с особенностями изображения поверхности Земли на глобусе

§ 9







11.

10.10




Легенда карты, физическая, полити- ческая, экономичес- кая , контурная кар- та, генерализация

Географическая карта – изо- бражение Земли на плоскос- ти. Виды географических карт.

Сформировать представление о видах географических карт, с особенностями изображения поверхности Земли на кар те; познакомить со значением карт.

§ 10







12.

11.10




Градусная сеть, меридиан, параллель.

Градусная сетка на глобусе и географической карте. Мери- дианы и параллели. Определе ние направлений.

Сформировать представление учащихся о градусной сетке; учить определять направления на карте, меридианы и параллели.

§ 11







13-14.

17.10

18.10





Географические широта, долго- та, координаты.

Географическая широта. Гео- графическая долгота. Геогра- фические координаты.

Учить определять координаты точки (объекта): широту, долготу; находить объект по координатам (обратная задача).

§ 12

§ 13








15.

24.10




-

П.Р. № 4 «Определение геогра фических координат по глобу су и карте».

Развить и закрепить умение определять географические координаты точки, направления и расстояния по глобусу и карте.

Повт. § 13

П.р. № 4




16.

25.10




послойное окра- шивание, изоба- ты.

Изображение суши и океанов Шкала высот и глубин. Абсо- лютная высота.

Познакомить учащихся с изображением на физических картах высот и глубин; учить пользоваться шкалой высот и глубин.

§ 14







17.

31.10




-

Использование планов местнос ти и географических карт в практической деятельности человека.

Объяснить значение планов местности и географических карт; познакомить с электронными картами.

§ 15, повт. §§ 4 – 14







18.

01.11




-

Контрольная работа № 1 (по разделу I).

Актуализировать и конкретизировать знания учащихся по темам «План местности», «Географическая карта» », установить соответствие знаний уч-ся стандартам образования.

Повт. § 15

К.р. № 1





Раздел II. Оболочки Земли, 40 часов, из них:

2.1.Тема «Земная кора», 10 часов

Цели и задачи темы: сформировать представление: о литосфере Земли о тесной связи между литосферой и мантией; об основных формах поверхности Земли; развивать умение показывать на карте материки и океаны, горы и равнины; определять их высоту и глубину, пользуясь шкалой высот и глубин; объяснить: явления вулканизма, землетрясения, цунами, гейзеров, образование сейсмических поясов Земли; процесс формирования рельефа Земли как результат борьбы её внешних и внутренних сил; обобщить знания о богатствах литосферы и использовании их человеком.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый : называть (показывать): виды горных пород; внутреннее строение Земли; географическую номенклатуру; минеральные богатства Земли; методы изучения внутреннего строения Земли; приводить примеры: использования литосферы в жизни и хозяйственной деятельности человека; разумного и бесхозного использования человеком полезных ископаемых; сейсмически опасных районов Земли; борьбы человека со стихийными явлениями природы; выветривания; определять: различия гор и равнин по высоте; ГП объектов; виды горных пород (в коллекции); выветривание; описывать: особенности ГП объекта на карте, на местности; стихийные явления природы Земли; изменение температуры горных пород с глубиной; внутреннее строение Земли; образование и разрушение гор и равнин; объяснять: извержение вулкана; возникновение горячих источников, гейзеров; образование сейсмических поясов; б) повышенный: называть: методы изучения Земли; основные формы рельефа Земли; определять: виды горных пород (в коллекции); различия гор и равнин по высоте; описывать: стихийные явления природы; строение земной коры; образование и разрушение гор и равнин; прогнозировать возможные изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека; называть сферы Земли, их значение для жизни человека; приводить примеры источников загрязнения сфер Земли; описывать изменение температуры горных пород с глубиной.



№ уро-

ка


Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.



План.

Факт.

19.

14.11




Ядро, мантия, материковая ЗК, океаническая ЗК слои: осадочный гранитный, ба- зальтовый

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора – внешняя оболочка. Её строе- ние, свойства, современные исследования.

Сформировать представление о строении Земли; ознакомить с внутрен- ними слоями: земная кора, поверхность Махоровичича, мантия, ядро.

§ 16







20.

15.11




Магматические, осадочные, мета морфические гп, излившиеся, глу бинные, обло- мочные, химии- ческие.

Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные и другие.

П.Р. № 5 «Изучение свойств горных пород и минералов»

Сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, о происхождении магматических, осадоч- ных, метаморфических гп; научить различать происхождение гп по их свойствам; сформировать простейшие навыки определения гп

§ 17

П.р. № 5




21.

21.11




Землетрясение, очаг, эпицентр, сейсмический пояс

Основные виды движений зем- ной коры: вертикальные и гори-зонтальные. Землетрясения.

Познакомить учащихся с видами движения ЗК; сформировать представление об эпицентре, очаге, гребне, горсти землетрясения.

§ 18







22.

22.11




Вулкан: кратер, жерло; магма, лава, действую- щие, потухшие, гейзер

Извержение вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров; оз- накомить с отличиями действующих и потухших вулканов.

§ 19







23.

28.11




Основные фор- мы рельефа: горы, равнины

Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора); вогну- тые (котловина, горная долина, овраг). Картографические изображения этих форм, отмет- ки высот и горизонтали.

Углубить понятие горы, рельефа, форм рельефа; развивать умения показывать горы на карте.

С. 52







24.

29.11




Горы, горный хребет, горная долина, горная система, нагорье

Горы суши: их рельеф и стро ение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменение гор во времени при взаимодей- ствии внутренних и внешних процессов. Влияние человека П.Р. № 6 « Определение по карте ГП гор»

Сформировать представление у учащих ся о горных системах, хребтах, типах гор по высоте; учить работать с к/к, описывать ГП гор.

§ 20

П.р. № 6




25.

05.12




Равнины: плос- кие, холмистые; низменности, возвышенности, плоскогорья

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Измене- ние равнин во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека

Сформировать представление о видах равнин; учить работать с к/к, описы- вать ГП равнин; определять по карте холмистые, плоские равнины, низмен- ности, возвышенности, плоскогорья.

§ 21







26.

06.12




-

П.Р. № 7»Обозначение на к/к названных объектов рельефа. Описание земной коры»

Учить работать с к/к, описывать ГП гор и равнин; определять виды гор и равнин по высоте.

Повт. § 21

П.р. № 7




27.

12.12




Материковая отмель (шельф), океанические желоба, котлови ны, срединно-океанические хребты, атоллы

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина матери- ков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хреб- ты), переходные области.

Изучение рельефа дна Морового океана.



Укреплять знания учащихся о строении ЗК, отличиях МЗК и ОЗК; объяснить изменения рельефа дна Мирового океана во времени, процессы, формиру- ющие рельеф дна Мирового океана.

§ 22, повт. §§ 16 – 21







28.

13.12




-

Контрольная работа № 2 (по теме «Земная кора»

Актуализировать и конкретизировать знания учащихся по теме «Земная кора», установить соответствие знаний уч-ся стандартам образования.

Повт. § 22

К.р. № 2





2.2.Тема «Гидросфера», 12 часов

Цели и задачи темы: показать взаимосвязи между внешними оболочкам Земли; дать учащимся: общее представление о водной оболочке Земли как едином образовании; о значении воной оболочки для жизни на Земле; разъяснить соотношение вод в гидросфере; показать связи гидросферами с другими оболочками Земли – литосферой, атмосферой, биосферой; развивать умения работы с картой.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый : называть: географическую номенклатуру; методы изучения гидросферы; приводить примеры: использования гидросферы в жизни и хозяйственной деятельности людей; определять (описывать): ГП объектов гидросферы на карте; направление течения реки; особенности равнинных и горных рек; строение гидросферы Земли; объяснять происхождение озёр, родников, болот, водопадов; б) повышенный: называть части реки, рельефа дна Мирового океана; сферы Земли, их значение для жизни человека; приводить примеры источников загрязнения гидросферы; определять (измерять) глубины Мирового океана (по карте); описывать образование морских течений; прогнозировать возможные изменения гидросферы в результате хозяйственной деятельности человека.


№ уро-

ка


Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.



План.

Факт.

29.

19.12




Гидросфера, Ми ровой кругово- рот воды.

Вода на Земле – как единая оболочка в разных её частях. Три основные части: Миро- вой океан, воды суши, водя- ной пар в атмосфере. Свойст- ва воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объёма при нагре- вании и охлаждении, вода – растворитель. Мировой кру- говорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли.

Сформировать представление о гидросфере, Мировом круговороте во- ды и его значении; показать связь оболочек Земли через Мировой круговорот воды.

§ 23







30.

20.12




Материки, ост- рова, архипелаг, полуострова, моря: внутрен- ние, окраинные; залив, пролив.

Мировой океан – основная часть гидросферы, его един- ство. Участки суши: матери- ки и острова, их части – полу острова. Деление Мирового океана на четыре океана, моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их – проливы. П.Р. № 8 «Характеристика карты океанов»

Познакомить с основным объектом гидросферы – Мировым океаном и его частями; ввести понятия: залив, пролив, полуостров, остров, архипелаг, море (окраинное и внуиреннее)

§ 24

П.р. № 8




31.

27.12




Солёность, промилле.

Свойства вод Мирового океа- на: солёность, температура.

Сформировать представление о солёнос ти воды, изменении тем-ры воды на поверхности и с глубиной; развивать умения высчитывать соленость воды.

§ 25







32.

27.12




Высота и длина волны, зябь, при бой, виды волн.

Движение вод: ветровые волны, цунами, приливы и отливы.

Ознакомить с основными видами волн, объяснить причины, вызывающие цуна- ми, приливы и отливы.

§ 26







33.

16.01




Океанические (морские) тече- ния, тёплые, хо- лодные течения.

Океанические течения. Изучение Мирового океана.

Сформировать представление об образо вании видов движения вод: течений, вертикальных перемешиваний; продолжить развивать умения работы с картами.


§§ 27, 28





34.

17.01



Гп водопроница емые, водоупор- ные, пещеры, во доносный слой, грунтовые воды.

Подземные воды суши (грунто- вые, межпластовые). Использо- вание и охрана подземных вод.

Сформировать представление о видах подземных вод; воспитывать бережное отношение к подземным водам.

§ 29







35.

23.01




Река, русло реки речная долина, устье, исток, речная система, водораздел, бассейн реки, питание и ре- жим реки.

Поверхностные воды суши. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел.

Сформировать представление о реке, её частях, частях речной системы и долины; учить определять длину рек по географической карте, части реки; характеризовать реку по условным топографическим знакам.

§ 30

(с. 87 – 90)









36.

24.01




питание и ре- жим реки., поло- водье, паводок, межень, водопад

Питание и уровень реки, зави симость реки от рельефа.

Сформировать представление о речных долинах, бассейнах, водоразделах, о работе реки; воспитывать любовь к рекам; учить видеть красоту равнинной и горной реки.

§ 30

(с. 90 – 95)









37.

30.01




Озеро, озёрные котловины, карст, сточные и бессточные озёра.

Озёра. Озёрные котловины и их образование. Озёра сточ- ные и бессточные. Озёрные воды (пресные, солёные).

Сформировать представление о типах озёрных котловин, сточных и бессточ- ных озёрах; развивать логическое мыш ление на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин; формировать умение определять ГП и описание озёр по типовому плану.

§ 31







38.


31.01




Ледник, снего- вая граница, мо- рена, айсберг.

Каналы, водохранилища, пруды.



Ледники.

Искусственные водоёмы: кана- лы, водохранилища, пруды. Использование и охрана повер- хностных вод.



Ознакомить с причинами образования ледников; сформировать представление о видах ледников, о снеговой линии.

Сформировать представление о видах искусственных вод; способствовать формированию у учащихся экологического сознания.



§§ 32-34, повт.

§§ 23 – 31









39.

06.02




-

Контрольная работа № 3 (по теме «Гидросфера»)

Актуализировать и конкретизировать знания учащихся по теме «Гидросфера», установить соответствие знаний уч-ся стандартам образования.

Повт.

§§ 33, 34



К.р. № 3




2.3.Тема «Атмосфера», 11 часов

Цели и задачи темы: сформировать у учащихся представление о значении атмосферы для жизни на Земле, о её формировании, развитии, протяжённости, составе, структуре; познакомить учащихся с элементами погоды и климата, факторами их определяющими; с приборами и инструментами для измерения атмосферного давления; научить составлять картосхему погоды и пользоваться ею.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый : называть элементы погоды, влияющие на климаты Земли; приводить примеры: областей действия постоянных ветров Земли; климатических условий разных территорий Земли и своей местности; объяснять: образование атмосферных осадков; возникновение росы, тумана; б) повышенный: называть (показывать): тепловые пояса Земли; виды облаков; приборы и инструменты, необходимые для метеонаблюдений на местности; значение атмосферы для жизни человека; приводить примеры адаптации человека и его хозяйственной деятельности в разных природных зонах; определять (измерять): амплитуду температур, среднюю температуру, количество осадков, температуру воздуха, влажность воздуха (абсолютную и относительную), атмосферное давление, направление и силу ветра, степень облачности при помощи наблюдений и метеоприборов; изменение температуры и давления с высотой (решение задач); описывать: погоду на картосхеме; образование постоянных ветров Земли; объяснять возникновение ветра.



№ уро-

ка


Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.



План.

Факт.

40 – 41.

07.02

13.02





Атмосфера: стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера

Атмосфера и её части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против её загрязнения. Изучение атмосферы.

Сформировать представление о строении атмосферы, её составных частях; развивать умение высчитывать тем-ру воздуха на различных высотах

§ 35







42.

14.02




Суточная амплитуда температур

Температура воздуха. Спосо- бы определения средних тем- ператур.

Ознакомить со способами измерения средних тем-р; научить учащихся рабо- те с термометром ; сформировать представление о нагревании воздуха

§ 36







43.

20.02




Годовая ампли- туда, средняя многолетняя, годовая тем-ра.

Годовой ход температуры воздуха.

Сформировать представление о причи- нах закономерности изменения тем-ры в течение года; развивать умения пост- роения графика годового хода тем-р

§ 37







44.

21.02




Атмосферное давление, нормальное давление.

Атмосферное давление.

Сформировать представление об атмос ферном давлении и закономерностях его изменения; научить высчитывать изменение давления с высотой

§ 38







45.

27.02




Ветер, бриз, флюгер.

Ветер. Виды ветров. Опреде- ление направлений преобла- дающих ветров.

Сформировать представление об образо вании ветра; ознакомить с видами вет- ров; научить чертить «розу ветров» и анализировать её.

§ 39







46.

28.02




Абсолютная и относительная влажность, воздух насыщен ный, ненасыщен ный.

Водяной пар в атмосфере. Облака.

Сформировать представление о насы- щенном и ненасыщенном воздухе; учить вычислять относительную и абсо- лютную влажность.

§ 40







47.


06.03




Осадки и их виды, погода, прогноз погоды

Атмосферные осадки. Изме- рение количества атмосфер- ных осадков.

Погода, её характеристика, причины её изменений. Взаимосвязи между элементами погоды. П.Р. № 9 «Наблюдение погоды и обработка сообранных материалов».



Сформировать представление о видах осадков; научить чертить столбчатую диаграмму выпадения осадков;

сформировать представление о погоде и её элементах, причинах, влияющих на её изменения; ознакомить с признаками типов погоды, её предсказанием.



§ 41,

§ 42


П.р. № 9




48.

07.03




Климат

Климат, его характеристика.

Сформировать представление о клима-те, влиянии климата и погоды на природу и жизнь людей, о типах климата; учить описывать климат.

§ 43







49.

13.03




Тропики, полярные круги, пояса освещённости.

Распределение солнечного света и тепла на Земле. Пояса освещённости.

Сформировать представление о причи- нах, вызывающих смену сезонов года; объяснить неравномерности нагревания земной поверхности.

§ 44







50.

14.03




Виды климата

Причины, влияющие на климат.

Сформировать представление о причи- нах, влияющих на климат, таких как ГШ, высота над уровнем моря, удалён- ность от океана, океанические течения.

§ 45, повт.

§§ 35 – 44









51.

20.03




-

Контрольная работа № 4 (по теме «Атмосфера»

Актуализировать и конкретизировать знания учащихся по теме «Атмосфера», установить соответствие знаний уч-ся стандартам образования.

Повт. § 45

К.р. № 4






2.4.Тема «Биосфера», 4 часа

2.5.Тема «Взаимосвязи компонентов природы», 3 часа
Цели и задачи темы: формирование у учащихся представлений о взаимосвязи и взаимодействии всех компонентов природы между собой на планетарном (биосфера Земли), региональном (природные зоны) и локальном (ландшафтном) уровнях.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый : - б) повышенный: называть сферы Земли, их значение для жизни человека;

приводить примеры адаптации человека и его хозяйственной деятельности в разных природных зонах; ПЗ Земли (по выбору); круговоротов веществ на Земле.





№ уро-

ка


Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.



План.

Факт.

52.

21.03




Широтная зональ- ность, высотная поясность, природ ные зоны (ПЗ)

Разнообразие организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.

Сформировать представление о факто- рах распространения организмов на Земле; ввести понятия: биосфера, ши- ротная и высотная поясность.

§ 46







53.

03.04




Разнообразие ПЗ

Неравномерность распростра нения растений и животных на суше.

Показать учащимся связь между услови ями жизни и приспособлениями орга- низмов, которые ими вызваны; познакомить учащихся с типичными представителями различных ПЗ.

§ 47







54.

04.04




Планктон, нектон, бентос.

Распространение организмов в океане.

Сформировать представление о распро странении организмов в океане; выявить причины их неравномерного распространения.

§ 48







55.

10.04




Почва, плодоро- дие.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, её плодородие.

Сформировать представление о целостности ГО, о взаимосвязи организмов, ПК и ГО.

§ 49










№ уро-

ка


Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.



План.

Факт.

56.

11.04




Природный ком- плекс (ПК),

географическая

оболочка (ГО), биосфера


Природный комплекс. Взаимо- связь организмов, географичес- кая оболочка и биосфера.

Формировать представление о взаимосвязи организмов, природных комплексов и географической оболочки

§ 50







57.

17.04




компоненты ПК, их разнообразие

Разнообразие компонентов ГО: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимо- связь и образование ими отличающиеся друг от друга природных комплексов.

Продолжить формирование представления о взаимосвязи организмов, природных комплексов и географической оболочки

Зап. в тетр.







58.

18.04




Естественные ПК, антропоген- ные ПК

Воздействие человека на компоненты и ПК в целом. Правила отношения к окружа ющей природе (экскурсия).

Продолжить формирование представления о взаимосвязи организмов, природных комплексов и географической оболочки

Повт. § 50









Раздел III. Население Земли, 6 часов, из них:
3.1.Тема «Численность населения Земли. Расовый состав.», 2 часа

Цели и задачи темы: познакомить учащихся с антропосферой, охватывающей всё человечество; формировать пространственные представления учащихся о населении Земли на трёх уровнях – глобальном, региональном, локальном; раскрыть идею связи особенностей населения разных территорий с её природными, историческими и др. чертами.

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый : называть: основные расы, народы, языки, религии мира; основные страны мира; б) повышенный: называть численность населения Земли; приводить примеры: источников загрязнения Земли; крупнейших городов мира (3 – 4); наиболее распространённых языков, религий; крупнейших по площади и населению стран; прогнозировать возможные изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.



№ уро-

ка


Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.



План.

Факт.

59.

24.04




Расы: европеоид ная, негроидная, монголоидная.

Основные человеческие расы; равенство рас. Исследования

М.М.Миклухо-Маклая, его вклад в науку.



Сформировать представление о расах, их внешних различиях; показать влияние условий окружающей среды на человечество.

§ 51







60.

25.04




-

Общая численность населе- ния Земли (приблизительно). Страны.

Сформировать представление о числен- ности населения, о причинах, влияющих на его изменения; ввести понятие «миграция населения», познакомить с видами стран.

§ 52, зап. в тетр.








3.2.Тема «Человек и природа», 4 часа

Цели и задачи темы: познакомить учащихся с ноосферой как сферой разума, влиянием природы на человека и человека на природу

Требования к уровню подготовки учащихся: а) базовый : - б) повышенный: приводить примеры: источников загрязнения Земли; крупнейших городов мира (3 – 4); прогнозировать возможные изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.



№ уро-

ка


Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.



План.

Факт.

61.

02.05




Городские и сельские поселения

Основные типы населённых пунктов: городские и сельс- кие поселения.

Ознакомить с типами населённых пунктов и их отличиями.

§ 53







62.

08.05




Ноосфера

Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность.

Рассмотреть воздействия человека на биосферу; ввести понятие «ноосфера»

§ 54







63.

15.05




Землетрясения, из- вержения вулканов, наводнение, смерчи, ураганы.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихий- ные природные явления.

Познакомить учащихся с влиянием природы на жизнь и здоровье человека, со стихийными явлениями в различных оболочках Земли.

§ 55, повт.

§§ 46 – 54









64.

16.05




-

Контрольная работа № 5 (по темам 4, 5 Раздела II и темам Раздела III)

Актуализировать и конкретизировать знания учащихся по темам «Биосфера», «Взаимосвязи компонентов природы», « Численность населения Земли. Расовый состав», «Человек и природа», установить соответствие знаний уч-ся стандартам образования.

Повт. § 55

К.р. № 5






Повторение, 4 часа



№ уро-

ка


Дата пров.

Понятия, вводимые на уроке

Поурочное содержание темы (Тема урока)

Цели и задачи урока

Домашнее задание (теория)

Темат. конт-роль

Оборудование урока, мульти-

медиа обеспеч.



План.

Факт.

65.

22.05




-

Изображения земной поверхности

Конкретизировать и закрепить изученный ранее материал по данным темам (по выбору учителя)

Зап. в тетр.

Тест




66 – 67.

23.05

29.05





-

Оболочки Земли.

Конкретизировать и закрепить изученный ранее материал по данным темам (по выбору учителя)

Зап. в тетр.

Тест




68.

30.05




-

Население Земли.

Конкретизировать и закрепить изученный ранее материал по данным темам (по выбору учителя)

Зап. в тетр.

Тест



  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница